Участок в собственности и отмежеван в 2008 году. С одной стороны участок граничит с лесом, в который собственник отодвинул забор менее сотки. Каким способом можно узаконить данную землю?
Содержание
Что такое лесная амнистия
Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).
Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.
Выбор земельного участка, 8 советов перед покупкой
Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.
Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду
Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).
Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.
Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.
КАК ВЫБРАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК? ПОДБОР УЧАСТКА ДЛЯ ДОМА. 4 ПРАВИЛА ВЫБОРА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.
Подача заявления о прирезке участка
Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.
Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).
Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»
В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.
Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).
В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).
Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства
При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.
Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).
Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.
В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.
В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).
В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.
Источник: pravo.rg.ru
Особенности предоставления земельных участков под строительство объектов недвижимости с предварительным согласованием мест размещения объектов
Актуальность проблем предоставления земельных участков для строительства в настоящее время не вызывает сомнений. Динамичное развитие строительной индустрии привело к резкому увеличению потребности в земельных участках под строительство объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.
Предоставление земельных участков в соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность). Необходимо отметить, что разграничение государственной собственности в настоящее время еще не завершено, поэтому применяется порядок, предусмотренный п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления, а в столицах субъектов федерации и административных центрах на основании соответствующего закона может осуществляться органами исполнительной власти субъекта РФ.
Способы предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 30 ЗК РФ: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится.
В перечень включено: предоставление участка для нужд сельского и лесного хозяйства; гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ, действующей с 1 октября 2005 г., для жилищного строительства земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду, только без предварительного согласования мест размещения объектов и исключительно на аукционе.
Согласно процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта основанием, для совершения органом исполнительной власти и местного самоуправления соответствующих действий, является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется только в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления), — в постоянное бессрочное пользование.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в орган власти, обладающий соответствующим правом, с заявлением, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок, а также прилагается технико-экономическое обоснование проекта строительства.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории.
Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Так, в соответствии с СанПиН от 10.04.2003 г. № 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) размером от 1000 м до 50 м. Земельные участки, расположенные в СЗЗ, при этом не изымаются у собственников, владельцев и пользователей, но в то же время на этих землях устанавливается особый правовой режим: в СЗЗ запрещено размещение коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, предприятий пищевых отраслей промышленности, спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.
Приложением к акту выбора является проект границ земельного участка, порядок изготовления которого аналогичен применяемому при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Срок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта в ст. 31 ЗК РФ не установлен, что позволяет соответствующим органам в ряде случаев затягивать процедуру принятия решения и иным образом злоупотреблять предоставленными правами.
При этом п. 9 ст. 31 ЗК РФ содержит указание на возможность обжалования либо решения о предварительном согласовании либо отказа в размещении объекта, но не предусматривает возможность обжалования бездействия органа государственной власти или местного самоуправления.
В данном случае применима ст. 52 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Однако, считаем необходимым внести изменения в указанную статью, закрепив в ней правило, аналогичное правилу п. 2 ст. 32 ЗК РФ: решение о предварительном согласовании должно быть принято в двухнедельный срок с момента представления комплекта необходимых документов, целесообразно также законодательно установить возможность обжалования бездействия органа государственной власти или местного самоуправления.
Практически не урегулированным на законодательном уровне вопросом является участие населения в процедуре предоставления земельных участков. Пункт 3 ст. 31 ЗК РФ определяет только обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также устанавливает право населения участвовать в решении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков. Тем не менее, порядок участия граждан в решении вопросов предполагаемого строительства не установлен, что приводит к отсутствию единого понимания данного вопроса в регионах и в ряде случаев ущемляет интересы граждан.
В целях соблюдения прав и законных интересов населения в области обеспечения доступа к информации о предстоящем (возможном) строительстве, установления единых требований к процедуре информирования общественности о намечаемой градостроительной деятельности, ее общественного обсуждения необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне порядок проведения общественных слушаний и формы составляемых при этом документов.
Решение о предварительном согласовании, а также утвержденный проект границ земельного участка являются основанием для проведения межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка в порядке, аналогичном применяемому при предоставлении земельного участка без предварительного согласования.
После проведения межевания земельного участка и составления межевого плана необходимо осуществить государственный кадастровый учет этого участка.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения возникает проблема, связанная с тем, что следует понимать под правоустанавливающим документом.
Очевидно, таким документом должно быть решение органа власти о предоставлении земельного участка, устанавливающее право конкретного лица. Однако, как следует из норм Земельного кодекса РФ, при предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта кадастровый учет осуществляется по заявлению лица в отношении еще не предоставленного ему земельного участка. Поэтому требование Закона о земельном кадастре в части представления правоустанавливающего документа в рассматриваемой ситуации выполнено быть не может. Поэтому необходимо внести в данный Закон изменения, направленные на устранение выявленных противоречий.
Следующая стадия предоставления земельного участка — принятие соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица и приложенной кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о его предоставлении для строительства. На основании данного решения заключается договор аренды (или безвозмездного срочного пользования) земельного участка, который подлежит государственной регистрации в соответствующем подразделении Федеральной регистрационной службы.
Процедура предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, как правило, инициируется соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Тем не менее, Земельный кодекс РФ (далее ЗК РФ) предусматривает в рамках данной процедуры возможность для заинтересованного лица самостоятельно подать заявление о предоставлении земельного участка.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), однако возможно предоставление на торгах земельных участков и в аренду путем продажи права на заключение договора аренды земельного участка.
Процедура предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта состоит из следующих основных этапов.
Объектом торгов (конкурсов, аукционов) могут быть только сформированные земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет.
Первый этап процедуры — проведение работ по формированию земельного участка, которое включает в себя подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение, принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.
Проект границ земельного участка изготавливается на любом имеющемся или изготовленном для целей землеустройства планово-картографическом материале органами местного самоуправления самостоятельно или (по его поручению) любой землеустроительной организацией, частным предпринимателем, имеющими лицензии на право выполнения этих работ.
Утвержденный соответствующим органом местного самоуправления проект границ земельного участка является основанием для проведения (за счет средств заявителя или органа местного самоуправления) межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка с установкой межевых знаков, изготовлением межевого плана, составлением акта установления и согласования границ земельного участка, межевого дела. На этом формирование земельного участка считается завершенным.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен гл. 4 Градостроительного кодекса РФ «Градостроительное зонирование». В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
В ходе формирования земельного участка обязательно определение технических условий подключения объектов к сетям инжен ерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним.
Решение о проведении торгов принимается соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ст. 38 ЗК РФ собственником определяется форма проведения торгов (открытого или закрытого по форме подачи предложений аукциона либо конкурса), начальная цена предмета торгов и сумма задатка. Причем в соответствии со ст. 38.1 ЗК РФ земельные участки под жилищное строительство предоставляются только на аукционах открытых по составу участников и форме подачи заявок.
Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Земельный кодекс РФ не устанавливает ограничения для определения начальной цены предмета торгов и суммы задатка. Однако в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808, начальная цена предмета торгов определяется на основании отчета независимого оценщика, а размер задатка установлен в размере не менее 20 процентов начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы.
На втором этапе процедуры предоставления земельного участка проводится его государственный кадастровый учет. В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектом земельных правоотношений может быть земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке. Таким образом, предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.
Постановка на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов межевания (межевого дела) по заявлениям уполномоченных органом по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимости муниципальных образований, являющихся правообладателями (распорядителями) земельных участков. Районные, городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству организуют изготовление кадастрового плана (карты) земельного участка. Ему присваивается кадастровый номер. Кадастровый план земельного участка предоставляется уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками в виде выписок бесплатно не позднее месячного срока.
Третий этап включает в себя проведение торгов. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ если имеется только одна заявка на участие в торгах при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых участков, передача земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.
Проведение торгов регулируется Гражданским кодексом РФ и упомянутыми выше Правилами организации и проведения торгов, а в отношении земельных участков для размещения объектов жилищного строительства или их комплексного освоения в целях жилищного строительства — соответственно ст. 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
Заключительным этапом процедуры предоставления является подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов. После подписания протокола с лицом, выигравшим торги заключается соответствующий договор, в соответствии с подп. 2 п. 7 ст. 30 ЗК РФ.
В случае если аукцион признан не состоявшимся по причине, участия в аукционе менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
За период 2003-2005 гг. в подавляющем большинстве случаев предоставление земельных участков осуществлялось без проведения торгов. Сложившаяся негативная ситуация объясняется следующим. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков при отсутствии градостроительной документации о застройке и правил землепользования и застройки (зонирования территорий) осуществляется без торгов (путем предварительного согласования места размещения объекта). В настоящее время правила землепользования и застройки приняты незначительным количеством муниципальных образований, и подобное положение дел позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления на законных основаниях избегать проведения торгов (конкурсов, аукционов) при предоставлении земельных участков для строительства, использовать властные полномочия в интересах аффилированных хозяйствующих субъектов и иным образом злоупотреблять предоставленными правами.
Принятым в декабре 2004 г. Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что муниципальные образования обязаны принять градостроительную документацию и правила землепользования и застройки (зонирования территорий) до 2010 г. На практике это означает, что еще пять лет у муниципалитетов будет возможность осуществлять предоставление земельных участков для строительства без торгов.
В тех же случаях, когда на земельные участки, предназначенные для строительства, проводятся торги (в особенности конкурсы), наблюдается большое количество нарушений, торги недостаточно открыты и их победитель во многих случаях заранее предопределен.
В декабре 2004 г. приняты ключевые поправки в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми земельные участки для жилищного строительства с 1 октября 2005 г. предоставляются исключительно на торгах в форме открытого аукциона. Также был законодательно определен единый порядок проведения аукциона по предоставлению в аренду крупных земельных участков с целью их комплексного освоения для жилищного строительства.
- органы местного самоуправления не проводят работу по формированию земельных участков в соответствии с требованиями ст. 30 ЗК РФ и не организуют торги по предоставлению данных земельных участков;
- органы местного самоуправления не оповещают население о наличии свободных земельных участков;
- планы населенных пунктов устарели или отсутствуют, не определен порядок ознакомления с ними;
- неоправданно длительные сроки согласования предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешения на строительство;
- ненадлежащий контроль над сроками освоения выделенных земельных участков;
- неопределенность с условием обеспечения земельных участков инженерной подготовкой.
1. введение прозрачных процедур предоставления земельных участков преимущественно на торгах, когда предметом торгов являются сформированные земельные участки — объекты недвижимости, и как исключение предоставление земельных участков по процедуре предварительного согласования места размещения объекта;
2. установление четких сроков прохождения документов и согласований в разных инстанциях, внедрение принципа одного окна во взаимоотношениях предпринимателей и органов власти;
3. введение запрета на установление произвольных «инвестиционных» обременений предпринимателей, получающих земельные участки.
Источник: partnercons.ru
7.1.5. Выбор земельных участков для строительства
Выбор земельных участков — это начальная стадия процедуры их предоставления гражданам и юридическим лицам и определяется подачей указанными лицами в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, заявления (ходатайства) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении необходимо указать: назначение объекта; предполагаемое место размещения объекта; обоснование примерного размера земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства либо необходимые расчеты.
Заявление подается в орган власти, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков. Для определения конкретного органа власти, которому следует направлять заявление, граждане и юридические лица должны в порядке, установленном законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получить сведения об интересующем их земельном участке из ЕГРП.
Выбор земельного участка для строительства объекта по заявлению гражданина или юридического лица, а также по обращению органа исполнительной власти должен производиться органами местного самоуправления, которые наиболее приближены к территории и населению, проживающему на этой территории, и, как правило, обладают всей необходимой информацией для выбора земельного участка.
Выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства, то есть на основе сведений из ЕГРЗ, который содержит основные сведения о земельных участках (кадастровые номера, местоположение, площадь, категорию земель и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков или их отдельных частей, экономические характеристики, в том числе размер платы за землю, качественные характеристики, например показатели плодородия земель для отдельных категорий), а также с учетом экологических, градостроительных (в городах и других поселениях) и иных условий использования соответствующей территории.
Таким образом, поступившая заявка на предоставление земельного участка адресуется уполномоченным органам с поручением подготовить предложения по:
— выбору (подбору) земельного участка (с осуществлением предварительной проверки соответствия участка по названному в заявке адресу установленному для данной территориальной зоны виду разрешенного использования будущего объекта; в случае несовпадения — подбор приемлемого участка);
— оформлению результатов выбора актом о выборе земельного участка для строительства с приложением проекта границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами выбора;
— формированию земельного участка, разработке градостроительного задания, содержащего среди прочего проект границ участка предполагаемого объекта, установление границ участка на местности, заключение по обследованию участка на местности, установленные виды разрешенного использования, ограничения параметров и обременения (включая технические регламенты и возможные особые условия по сносу (переносу) ветхого фонда и отселению жильцов), согласованные эксплуатационными организациями технические условия подсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, границы зоны намечаемого размещения объектов капитального строительства;
— проекту распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При определении вариантов размещения объектов органы местного самоуправления используют различную информацию, имеющуюся в наличии как у самих этих органов, так и у иных государственных, муниципальных органов и организаций. Органы местного самоуправления самостоятельно в двухнедельный срок получают от органов государственной власти (организаций) в области ведения государственного земельного кадастра дежурную кадастровую карту (план) и наносят на нее информацию об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иную информацию.
Кроме того, орган местного самоуправления формирует по каждому варианту пакет документов с информацией о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании вышеуказанной информации изготавливается проект границ земельного участка.
Одним из важных вопросов при выборе земельного участка является участие населения (граждан) в процедуре предоставления земельных участков. Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения. Выяснение мнения населения в решении данного вопроса возможно посредством проведения местного референдума или созыва собрания (схода) граждан.
К обязанностям органа местного самоуправления также относится информирование землевладельцев, землепользователей и арендаторов государственных или муниципальных земель, интересы которых могут быть затронуты возможным изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд находящихся в их владении и пользовании земельных участков в связи с их предоставлением для размещения объектов. Иными словами, согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования и аренды, должны быть проинформированы о возможном изъятии у них земельных участков.
В случае, когда для размещения объекта необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов РФ. Очевидно, указанными актами должны быть установлены не только порядок и условия информирования собственников, землевладельцев и землепользователей, но и состав данной информации.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и для установления его санитарной (охранной) зоны.
Как видно из норм Земельного кодекса РФ, на этапе выбора земельных участков рассматриваются не только необходимые для строительства земли, но и прилегающие к ним земельные участки для их охраны. Так, для выбора земельного участка под строительство автомобильной дороги необходимо определить примерное расположение придорожной полосы. Указанные земельные участки не изымаются у собственников, владельцев и пользователей земельных участков, но в то же время на этих землях устанавливается особый правовой режим.
При изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту выбора земельного участка прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства. При расчетах размеров возмещения убытки указанных лиц определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков.
В соответствии со статьей 57 ЗК РФ порядок возмещения убытков данным лицам, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 262.
Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления на основании вышеуказанных материалов принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Для этого указанные органы власти могут провести дополнительное экономическое и иное обоснование представленных вариантов. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
При этом необходимо разделять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и решение о предоставлении земельного участка как основание для заключения договора аренды, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 607 ГК РФ и нормами ЗК РФ единственным основанием для заключения договора аренды земельного участка для строительства является решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться в суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, то есть до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка.
Однако необходимо отметить некоторые проблемы, которые возникают при изъятии земель. Так, сложная ситуация складывается при изъятии (выкупе) и предоставлении земельных участков для строительства на землях сельскохозяйственного назначения. В отдельных регионах игнорируются права граждан — собственников земельных долей по распоряжению этими долями и возмещению их стоимости. Изъятие земель для строительства объектов промышленности, энергетики, транспорта и других объектов производится путем согласования документов с руководством сельскохозяйственной организации по технологии и составу документов 15 — 20-летней давности, совершенно не учитывая то, что сельскохозяйственная организация является всего лишь арендатором земельных долей граждан, а если права аренды не оформлены должным образом, то сельскохозяйственная организация вообще не имеет каких-либо прав на землю.
Для обеспечения интересов субъектов земельных прав и обеспечения возможности разрешения вопросов вне суда необходимо четко закрепить в ЗК РФ процессуальные права указанных субъектов на стадии выбора места для размещения объекта и изъятия участка, а также указать круг лиц, имеющих право присутствовать при разбивке участка на местности, к которым в обязательном порядке должны относиться пострадавшие субъекты земельных прав, особенно когда у них изымается не весь участок, а только его часть.
Завершающей стадией предоставления земельного участка является принятие соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Такое решение выносится в двухнедельный срок на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.
На основании данного решения заключается договор аренды (или безвозмездного срочного пользования) земельного участка, который в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежит государственной регистрации в соответствующем подразделении Федеральной регистрационной службы.
Пункт 4 статьи 32 ЗК РФ устанавливает требования к решению о предоставлении земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во-первых, должны быть определены условия возмещения всех убытков, связанных с изъятием земельных участков у землепользователей, землевладельцев и расторжением или прекращением договоров их аренды, то есть убытков, связанных с прекращением прав постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком. При расчетах размеров возмещения убытки землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков. В соответствии со статьей 57 ЗК РФ порядок возмещения убытков данным лицам, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством РФ. В настоящее время Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года N 262.
Во-вторых, определяются условия возмещения потерь сельскохозяйственного производства в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 58 ЗК РФ. Потери сельскохозяйственного производства выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижении плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества. Нормативно-правовой основой для расчета потерь сельскохозяйственного производства в настоящее время является Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 января 1993 года N 77 (действующее в части возмещения потерь).
Источник: lawbook.online