В соотв е тствии с положениями п. 3.1.2 «Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», одной из функций заказчика в области обеспечения прое кт но-сметной документации является «организация в установленном порядке согласования , у тверждения и переутверждения проектно-смет н ой документации».
Таким о б разом, внесение изм е нений в рабочую документацию, вызвавших изменение стоимости строительства более чем на десять процентов, а также существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных, строительных решений служат основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации.
Настоящие Методические указания разработаны на основе законодательных и нормативных правовых актов Российской Ф е дерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, с целью упорядочения процесса подготовки и состава документов и материалов , представляемых в орган, утвердивший проектно-сметную документацию, для принятия решения о переутверждении проектно-сметной документации.
Сопоставительная ведомость. Экспертиза проектов
Методические указания разработаны специалистами ФГ УП «Ц ЕНТР ИН ВЕСТпрое кт».
1 . Область применения
2 . Нормативные ссылки
В настоящих Методических указаниях использованы ссылки на законодательные и нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.
3 . Определения
В настоящих Методических указаниях применены термины и определения, приведенные в приложении Б.
4 . Общие положения
4.2 . К основным факторам, обосновывающим необходимость подготовки предложений о переутверждении проектно-сметной документации относятся:
а) изменение проектных решений, связанное с изменением мощност и , пропускной способности, вместимости и других характеристик объекта, повлекшее соответствующее изменение сметной стоимости строительства;
б) введение новых законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов , законодательных докум е нтов, нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования по охр а не труда, технике безопасности, охране окружа ю щей среды (типовых ин струкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности , правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенически х нормативов и государственных стандартов безопасности труда и др.) и внесение изменений в действующие акты и документы;
в) изменение налогового законодательства, тарифов, пошлин и т.д. на ввозимые оборудование, материалы, изделия, машины и механизмы;
г) изменение исходных данных и технических условий, выданных органами местной администрации и государственного надзора;
д) внесение изменений в проектную документацию по решению заказч и ка на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвержденному заданию на проектирование;
Сопоставительная ведомость. Сравнение проектов
е) изменение условий строительства в силу природных условий, техногенных обстоятельств и других факторов, вызвавшее увеличение сметной стоимости строи т ельства по независящим от проектной организации причинам;
ж) увеличение стоимости технологического и инженерного оборудования , не связанное с повышением его производительности или изменением других характеристик (например, изменение условий поставки);
и) выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в технической документации;
к) ошибки и недоработки проектных, изыскательских , научно — исследов а тельских и др. организаций.
Примечания: 1. Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен, выдаваемыми региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) или устанавливаемыми службами государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2 . Изменения в рабочую документацию вносятся в соответствии с положениями ГОСТ СПДС 21 .1 01 — , а в проектно-смет ную документацию на основании дополнения к заданию на проектирование, утвержденного заказчиком. При этом, если изменения затрагивают принципиальные проектные решения , они подлежат повторному согласованию с инстанциями , согласовавшими ранее утвержденную проектно-сметную документацию.
Отступления от ранее утвержденных проектных решений, без их оформления в установленном порядке, рассматриваются как действия, нарушающие ус т ано в ленный организационно-правовой порядок строительства объектов, и попадают под действие статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.3 . В соответствии с положениями пп. 3.5.9.1, 3.5.9.2 МДС 81-1.99 в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости непредвиденных работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотрен н ым в утвержденном проекте.
Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации, например, в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных правовых актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства.
4.4 . Все стоимостные показатели в материалах предложений о переутверждении прое ктн о- с метной документации приводятся:
а) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 19 91 или 1984 годов — в базисном уровне стоимости 1991 года. Пересчет текущих затрат осуществляется на основе индексов изменения стоимости (цен, затрат) в строительстве с учето м конкретных сроков вложения средств в строительств о объекта;
б ) для проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке с использованием сметно-нормативной базы 2001 года — в базисном уровне стоимости по состоянию на 01.01.2000. Пересчет текущих затрат в базисный уровень осуществляется в порядке, приведенном в подпункте «а» настоящего пункта.
Примечание: Обр а щается внимание, что в соответствии с постановлением Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сметно-норматив ную базу ценообразовани я в строительстве» от 08.04.2002 № 16, начиная с 01.01.2003 не допускается использование сметно-нормативной базы 19 91 года (1984 года). По переходящим стройкам и объектам сметная документация обязательному пересчету не подлежит.
4.5 . Предложения по переутверждению проектно-сметной документации и соответствующие материалы подготавливаются службами заказчика, или инженерной организацией * , которую заказчик привлекает на договорной основе в соответствии с положениями статьи 749 Гражданского кодекса Российской Федерации для оказания услуг такого рода, совместно с проектными и подрядными организациями. Предложения по переутверждению, материалы и про е ктная документация с внесенными изменениями направляются государственному заказчику (инвестору), утвердившему проектную документацию .
* В качестве инженер н ой организации может выступать г ен п рое кти ров щи к.
4.6 . Государственный заказчик (инвестор) рассматривает полученные материалы, обеспечивает проведение государственной экспертизы и, в случае необходимости, переутверждение представленной прое ктн о-сме тн ой документации в соответствии с требованиями Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпрое кт ной и проектной документации в Российской Федерации.
5. 1 . Материалы, направляемые государственному заказчику (инвестору), ранее утвердившем у проектную документацию, для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации должны содержать:
5 .1.1 . Письмо с изложением причин пересмотра и переутверждения проектно-сметной документации, а также пояснения о принятых мерах по улучшению ее качества.
5.1.2 . Пояснительную записку о пересмотре проектно-сметной документации, которая включает следующие сведения:
а) общие данные о внесенных изменениях в ранее утвержденную прое кт но-сметную документацию;
б) сведения об общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта (итоговые данные накопительной ведомости);
в) основные причины, вызвавшие изменение сметной стоимости с троительства.
5 .1. 3 . К пояснительной записке прилагают:
а) характеристику состояния строительства на конец квартала, предшествующего дате представления материалов на рассмотрение, с указанием данных о произведенных затратах и о стоимости объектов строительства, переданных в основные фонды по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства (накопительная ведомость) по форме, приведенной в приложении В;
б) анализ причин изменения сметной стоимости строительства со ссылкой на новые технические у словия, законодательные акты, нормы и правила проектирования , а также на другие документы, подтверждающие увеличение стоимости оборудования, строительно-мо н тажных работ и т.д. (см . пример, приведенный в приложении И ) ;
в ) сопоставительную ведомость изменения сметной стоим о сти, составленную по главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости по форме, приведенной в приложении Г.
Пример оформления сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости приведен в приложении Е;
г) сведения о причинах увеличения сметной стоимости строительств а по пересмотренному проекту в целом по форме, приведенной в приложении Ж;
д) копии технических условий, решений органов государственной власти (федеральных, субъектов Российско й Федерации и муниципальных) и других документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и стоимости строительства, а также копии документов о дополнительном согласовании проекта строительства или отдельных его разделов (частей), необходимость в которых возникла при изменении ранее согласованных решений;
е) копии документов о б утверждении и заключения органов экспертизы по ране е утвержденной прое кт но-сметной документации;
ж) комплект уточненной проектно-сметной документации,
и) данные о технико-экономических показателях строительства по пересмотренной и ранее утвержденной проектно-сметной документации по формам приложений К — Р.
Пояснительную записку подписывает начальник (директор) службы заказчика на строящемся объекте или директор инженерной организации (выполняющей часть функций заказчика по договору с последним).
5.2 . После переутверждения проектно-сметной документации заказчик обязан проинформировать орган, выдавший разрешение (специальное разрешение) на строительство, о внесенных изменениях в проектную документацию, на основании которой производилась выдача разрешения (специального разрешения) на строительство.
Если изменения, внесенные в прое кт но-сметную документацию, затронули виды и параметры объектов строительства, условия их строительства и разрешенного использования земельных участков и т.д., то разрешение (специальное разрешение) на строительство указанных объектов подлежит повторной регистрации в соответствии законодательством Российской Федерации о градостроительстве и положениями пп. 13, 15 Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на те р риториях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения.
Приложение А
Перечень законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, других нормативно-технических и организационно-методических документов, на которые использованы ссылки в настоящих Методических указаниях
1 . Федеральный закон от 25.02.99 № 39 — ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществля е мой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2.01.2000).
2 . Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной , п ре дп рое ктн ой и проектной документации».
3 . «Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения», утвержденные постановлением Правительства Российско й Федерации от 10.03.2000 № 2 21.
4 . Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7.05.98 № 73-ФЗ (с изменениями от 30.12.2001), принятый Государственной Думой 8.04.98.
5 . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 1 4 — ФЗ (с изменениями по 21.03.2002), принятый Государственной Думой 22 .1 2.95.
6 . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 1 95-ФЗ (с изменениями от 25.04.2002), принятый Государственной Думой 20.12.200 1.
7 . Постановление Госстроя России «О мерах по завершению перехода на новую сме тн о-нормативную базу ценообразования в строительстве» от 8.04.2002 № 16.
8 . МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», введенные в действие постановлением Госстроя России от 26.04.99 № 3 1.
9 . МДС 11-1.99 «Методические рекомендации о порядке выдачи разрешений на строительство».
10 . «Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническо м надзоре», утвержденное постановлением Госстроя СССР от 2.02.88 № 16 .
11 . МДС 12-9.2001 «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция )», утвержденные: Ми н истерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21. 06.99 № ВК 477.
12 . ГОСТ 21.101-97 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации», введенный в действие постановле н ием Госстроя России от 29 .12 .97 № 18-75.
Приложение Б
Таблица терминов и определений
На и менование и спользуемого з аконодательного и ли н о рма тивн о го правового акта и его рекв и зиты
1 . Баз и сный уровень стоимост и — уровень стоимости, определяемый н а основе сметных цен, зафиксированных на конкретную дату. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционной деятельности в разные периоды вр е мени, экономического анализа и определения стоимости в текущих ценах
«Методические указ а ния по определ е нию стоимости строительной продукции на территории Российс к ой Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31
2. Государственный зак а зчик — государ с твенный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами , или организация независимо от форм собственности (служба заказчика), наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться бюджетными инвестиционными ресурсами для реализации государственной целевой программы или конкретного инвест и ционного проекта
3. Градостроительная документация — документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73 -Ф З (с изменениями от 30 декабря 20 01 г.)
4. Договор строительного подряда — основной правовой документ , регулирующий производственно-хозяйственные и иные отношения между субъектами инвестиционной деятельности , заключаемый на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий или сооружений , а также на выполнение монтажных, пуско н а л адочн ы х и иных, неразрывно связанных со строящимся объектом работ, по которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять и х результат и уплатить обусловленную цену
Применительно к положениям статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации
5. Зак а зчики — уполномоченные на то инвестора ми физические и юридические лица, которые о существляют реализацию ин в естиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (ил и ) иную деятельность других су б ъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02 .1 999 г. № 39-ФЗ (с измен е ниями от 02. 01 .2000 г.), ст. 4
6. И нвесторы осуществляют капитальные вложени я на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы)
Федераль н ый закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации , осуществляемой в ф орме капитальных вложений» от 25.02 .1 999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4
7. Инвестиционная деятель н ость — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1
8. Индексы изменения стои м ости (цен, затрат) в строительстве — это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологические модели строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31
9. Инфляция — повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции — индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды товаров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального моме н та — момента разработки проектных материалов
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов , утвержденные: Министерством экономики Российской Федерации, Минис т ерством финансов Российской Федерации, Государственным комит е том Российской Фед е рации по строительной, архитек т урной и жил и щной политике от 21. 06 .1 999 № В К 477
10 . Капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (осно в ные средства), в том числ е затраты на новое строительство , расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента , инвентаря, прое кт но-из ы с к а т ельские работы и другие затрат ы
Федер а льный закон «Об и н ве стици онной де я тельности в Российской Ф е дерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39- Ф З (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 1
11 . Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видо в деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02 .1 999 № 39-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.), ст. 4
12. Проектная организация — организация (бюро, фирма), осуществляющая по договору подряда на выполнение проектных работ и зада н ию заказчика разработку предпрое кт ной, проектной и рабочей документации, а также выполнение других работ и услуг , св я занных с проектированием зданий и сооружений
13. Региональные центры по ценообразованию в стро и тельстве (РЦЦС) — организации , созданные в республиках , входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем изменении цен на строительную продукцию
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31
14. Сводны й сметный расчет стоимост и строительств а предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) это документ, составленны й в установленной форме на основе объектных сметных расчетов , объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31
15. Сметна я стоимость строительства предприятий, зданий и сооружений — сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31
16. Сметны й расчет на о тдельные виды затрат это документ составленный для определения в целом по стройке размера (лимита) средств, не о бходимых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (например: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных правительственными решениями , и т.п.)
«Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 , введенные в действие постановлением Госстроя России от 26 апреля 199 9 г . № 31
17. Инженерная организация (инженер) — физическое или юридическое лицо, действующее от имени Заказчика и осуществляющее контроль и надзор за ходом строительства объектов
Приложение В
Накопительная ведомость. Характеристика состояния строительства на момент переутверждения проектно-сметной документации
(тыс. рублей в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих М У)
№ позиции свод но -с метн ого расчета
Номера сметных расче т ов и смет
Наименование глав, объектов, видов работ и затрат по сводному сметному расчету
Источник: www.infosait.ru
Сопоставительная ведомость изменения сметной стоимости строительства объектов производственного назначения по позициям сводного сметного документа форма № 2
Сопоставительная ведомость изменения сметной стоимости строительства объектов производственного назначения по позициям сводного сметного документа форма № 2 | изменен в сентябре 2022 г.
к Письму Госстроя СССР
от 09.09.1982 N 70-Д
изменения сметной стоимости строительства объектов
производственного назначения по позициям
сводного сметного документа
N по-
зиций
свод-
ного
смет-
ного
доку-
мента
Наименование
глав, объек-
тов, видов
работ и зат-
рат по свод-
ному сметно-
му документу
Ранее утвер-
жденная
сметная сто-
имость стро-
ительства
Заявленная
сметная сто-
имость стро-
ительства
Изменение
сметной сто-
имости стро-
ительства
(«+» — уве-
личение; «-»
— снижение)
Изменение сметной стоимости (всего) по причинам
включение до-
полнительных
производств,
увеличение
мощности и
пересмотр но-
менклатуры
продукции,
повышение эф-
фективности
производства
(в том числе
повышение ка-
чества про-
дукции, сни-
жение себе-
стоимости,
уменьшение
трудоемкости
в производст-
ве)
введе-
ние
новых
техни-
ческих
усло-
вий,
норм и
правил
проек-
тиро-
вания
увели-
чение
стои-
мости
обору-
дова-
ния,
не
свя-
занное
с по-
выше-
нием
эффек-
тив-
ности
произ-
водст-
ва
измене-
ние ус-
ловий
строи-
тельст-
ва, в
том
числе
из-за
удлине-
ния его
продол-
житель-
ности
ошибки
проек-
тных,
изыс-
ка-
тель-
ских и
науч-
но-ис-
следо-
ва-
тель-
ских
орга-
низа-
ций
осуществле-
ние меропри-
ятий по ре-
шениям ди-
рективных
органов
в том
числе
строи-
тельно-
монтаж-
ные ра-
боты и
обору-
дование
в том
числе
строи-
тельно-
монтаж-
ные ра-
боты и
обору-
дование
в том
числе
строи-
тельно-
монтаж-
ные ра-
боты и
обору-
дование
из них
направ-
ленных
на ох-
рану
природы
и улуч-
шение
условий
труда и
быта
трудя-
щихся
Источник: ajdocs.ru