Составление калькуляции транспортных расходов
Раковский В.И., Слепухина И.Л. Сметная стоимость элементов прямых затрат на строительно-монтажные работы: Методические указания к выполнению лабораторных работ по экономике строительства. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. -70 с.
Подготовлены кафедрой строительного производства АГТУ.
В методических указаниях изложен состав и порядок выполнения лабораторных работ по сметному делу в строительстве в сметных ценах 2001 года. В приложениях приведены исходные данные по вариантам для выполнения лабораторных работ, а также выборки из сметных нормативных документов.
Предназначены для студентов строительного факультета специальностей 270102.65, 270114.65, 270115.65 и 050501.65 всех форм обучения.
Ил. 2. Табл. 5. Библиогр. 12 назв.
технический университет, 2005
В соответствии с программой курса «Экономика строительства» лабораторные работы отводятся на изучение сметного дела в строительстве. На занятиях студенты должны познакомиться с основной нормативной литературой для составления смет и получить навыки пользования ею.
Калькуляция
Все расчеты при выполнении лабораторных работ выполняются в сметных ценах 2001 года.
В приложениях к методическим указаниям приведены исходные данные для расчетов по вариантам, а также выборки из сметных нормативных документов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Составление калькуляции транспортных расходов
Калькуляция транспортных расходов на перевозку строительных материалов, изделий и конструкций составляется в соответствии с Методическими указаниями по разработке сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений МДС 81-2.99 [1] на 1 тонну груза «брутто» (с учетом веса тары и упаковки) в соответствии с установленной схемой доставки материала или изделия до строительной площадки и видом отпускной цены (видом «франко») на конкретный материал.
Отпускная цена – это цена, по которой данный материал реализует завод-изготовитель. Вид «франко» показывает, какая часть транспортных расходов уже учтена в отпускной цене на материал. Могут быть следующие виды отпускной цены: франко-завод-поставщик, франко-транспортные средства, франко-вагон станции отправления, и т.д. Отсюда изменяется и величина транспортных расходов, которые нужно учитывать в составе калькуляции транспортных расходов.
Существуют различные транспортные схемы доставки материалов. Условные транспортные схемы доставки материалов на строительную площадку, используемые в данной лабораторной работе, приведены на рис. 1.1 и 1.2. В первом случае материалы поступают на строительную площадку автомобильным и железнодорожным транспортом (когда завод-изготовитель находится в другом регионе). Во втором – материалы доставляются на строительную площадку только автотранспортом (когда завод-изготовитель находится на расстоянии не более 200 км от строительной площадки).
В соответствии с приведенной на рис. 1.1. схемой в состав транспортных расходов при отпускной цене, например, франко-станция назначения, будут входить: подача вагонов под разгрузку, разгрузка вагонов, погрузка на автотранспорт, автоперевозки в местах назначения. Разгрузка на приобъектном складе стройки с автотранспорта не учитывается.
Работа (мастера) прораба / Исполнительная документация / ПРОЦЕНТОВКИ / зарплаты прорабов
Рис. 1.1. Транспортная схема № 1
Для схемы на рис. 1.2. при отпускной цене франко-транспортные средства в состав транспортных расходов войдут только автоперевозки в местах назначения. Разгрузка с автотранспорта на приобъектном складе стройки (при отсутствии перевалки груза с одного вида транспорта на другой) учтена в составе сметных норм и единичных расценок на строительные работы и в калькуляции отдельно учитываться не должна.
Рис. 1.2. Транспортная схема № 2
Для составления калькуляции транспортных расходов применяются Территориальные сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства, разрабатываемые для каждой из территориальных единиц Российской Федерации в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года. В Архангельской области действует Территориальный сборник сметных цен на перевозку грузов, часть 1 «Автомобильные перевозки» [2]. Он и используется для составления калькуляции. Территория области в этом сборнике разделена на две ценовые зоны: первая – территории, приравненные к районам Крайнего Севера и вторая – территории Крайнего Севера. В лабораторной работе условно принято, что объект строительства находится в первой ценовой зоне. Выборки из сборника [2], необходимые для составления калькуляции, приведены в приложениях 3 – 9.
Калькуляция транспортных расходов составляется по форме № 10 (табл. 1), приведенной в МДС-81-2.99 [1]. В данной лабораторной работе в соответствии с заданием составляется две калькуляции. Исходные данные по вариантам для составления калькуляций №№ 1 и 2 приведены в прил. 1 и 2 (соответственно).
В них указаны наименование перевозимых материалов, завод-поставщик, вид транспорта и расстояние автоперевозки до объекта, км. Полученные в этой лабораторной работе значения транспортных расходов далее используются в лабораторной работе № 2 для составления калькуляции сметной стоимости материалов.
Рассмотрим порядок составления калькуляции транспортных расходов на примере. Графы и строки, подлежащие заполнению, выделены в форме жирным курсивом.
Исходные данные:
Составить калькуляцию транспортных расходов на перевозку 1 тонны плит покрытия железобетонных ребристых из бетона В 15 размером 1,2 х 12 м от завода ЖБИ в г. Архангельске до приобъектного склада. Расстояние перевозки автотранспортом от завода ЖБИ до приобъектного склада – 18 км.
Порядок составления калькуляции (табл. 1):
Вначале указываются исходные данные по пунктам, а затем проводятся расчеты в таблице.
Пункт 1. Вид «франко» отпускной цены устанавливается заводом-изготовителем. В данной лабораторной работе виды отпускной цены для различных материалов приведены в прил. 3.
В примере вид отпускной цены – франко-транспортные средства. Это означает, что стоимость погрузки плит в автотранспорт на заводе-изготовителе уже учтена в отпускной цене и дополнительно в калькуляции ее учитывать не нужно.
Пункт 2. В примере поставщиком является завод ЖБИ, г. Архангельск. Условно принято, что весь материал поступает на строительную площадку только с одного завода.
Пункт 3. Вид транспорта для всех вариантов указан в исходных данных (прил. 1 и 2). В примере – автомобильный.
Пункт.4. Железнодорожные перевозки. В данной лабораторной работе этот пункт не заполняется, так как в задании отсутствуют материалы с видом отпускной цены «франко-станция отправления».
Пункт 5. Автомобильные перевозки:
5.1. Класс груза при автоперевозках принимается в соответствии с классификацией, приведенной в прил. 4. Изделия железобетонные являются грузом 1-го класса.
5.2. При перевозке грузов автотранспортом тариф может быть или общим или исключительным. Исключительный тариф применяется только при перевозке массовых навалочных грузов (песок, щебень, гравий и др.) автомобилями-самосвалами. В остальных случаях используется общий тариф. В примере – тариф общий.
5.3. Надбавки и скидки к тарифам на автоперевозки принимаются в соответствии с реальными условиями транспортировки в соответствии с п.4.8 сборника сметных цен на перевозку грузов в Архангельской области автомобильным транспортом [2] (прил. 5). В примере величина надбавки равна 25 %, так как длина плит покрытия равна 12 м.
5.4. Поясной коэффициент в данном случае соответствует коэффициенту к сметным ценам на погрузочно-разгрузочные работы для Архангельской области в соответствии с п. 1.5. [2]. Для всех вариантов он равен 1,25.
Строки 1 – 3. В данной учебной калькуляции эти строки не заполняются, так как при заданных видах транспортных схем и отпускных цен на материалы эти затраты отсутствуют.
Строка 4. В данной лабораторной работе эта строка заполняется только в том случае, когда материал по заданию поступает по железной дороге. Так как вид отпускной цены материалов в этих случаях – франко-станция назначения, то в этой строке следует учесть только затраты на выгрузку материала из вагонов. Эти затраты приведены в прил. 6. К ним следует дополнительно применить поясной коэффициент.
В примере материал поступает на объект автотранспортом. Поэтому эта строка не заполняется.
Строка 5. В данной учебной калькуляции эта строка не заполнятся, так как при заданных видах отпускной цены на материалы стоимость железнодорожных перевозок (если они есть) уже учтена в отпускной цене.
Строка 6. Стоимость подачи вагонов под выгрузку определяется только в том случае, когда материал поступает по железной дороге. Эта величина может быть принята равной 12,5 руб. за 1 т груза.
В примере материал поступает на объект автотранспортом. Поэтому эта строка не заполняется.
Строка 7. Стоимость автоперевозок от завода-изготовителя или от станции назначения до приобъектного склада определяется по таблицам (прил. 7 – 9) с учетом вида тарифа для данного груза (пункт 5.2.) и надбавок (пункт 5.3.).
Для грузов, к которым согласно пункту 5.2. калькуляции должен применяться исключительный тариф, следует использовать тарифы на перевозку автомобилями-самосвалами (табл. 9).
В примере стоимость перевозки 1 т груза 1-го класса (железобетонных плит покрытия) на расстояние 18 км в Архангельской области при общем тарифе и с учетом надбавки составляет:
36,83 · 1,25 = 46,04 руб.
Строка 8. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках строительных материалов учитывается только в случаях их перевалки с одного вида транспорта на другой. Стоимость погрузочных работ обычно учитывается в отпускных ценах на материалы, а стоимость разгрузочных работ – в составе сметных норм и единичных расценок на работы.
Учитывая, что для плит покрытия согласно виду «франко» погрузка в автотранспорт на заводе изготовителе уже учтена в отпускной цене, а стоимость разгрузки на приобъектном складе учитывается в составе сметных норм и единичных расценок на работы по монтажу этих плит, в данном примере в этой строке калькуляции затраты отсутствуют.
Если бы заданный материал поступал на объект по железной дороге с последующей доставкой автотранспортом, то в калькуляции в этой строке следовало бы учесть стоимость погрузки в автотранспорт на станции назначения (прил. 6) с учетом поясного коэффициента.
Строка «Итого на 1 тонну». Транспортные расходы на 1 тонну груза определяются суммированием данных графы 6 «Всего» в строках с 1 по 8.
В примере транспортные расходы по перевозке 1 тонны плит покрытия железобетонных ребристых размером 1,2 х 12 м из бетона В 15 при заданной транспортной схеме в базисных ценах по состоянию на 01.01.2000 г. составят 46,04 руб.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ
транспортных расходов на 1 тонну плит покрытия железобетонных
Источник4.2. Методика составления калькуляции строительных работ
, (2.2)
где Р – расценка на выполнение единицы продукции, руб.
Графы 12, 13 «Состав звена»: принимается в соответствии с рассматриваемым параграфом ЕНиР.
4.3. Общие положения проектирования графика производства работ
Графики производства работ и изменения численности рабочих разрабатываются фрагментарно, т.е. являются частью календарного плана общестроительных работ (график «Ганта») на возведение зданий и сооружений.
График производства работ следует выполнять, руководствуясь следующими положениями:
работы можно планировать последовательно, параллельно и с совмещением во времени;
каждый строительный процесс одного виды может быть разделен на этапы для их последовательного выполнения по захваткам;
одновременное выполнение различных процессов допускается при условии безопасного труда рабочих (опасные зоны работающих строительных машин не должны совмещаться в плане), а также, если не нарушается технология работ.
График изменения численности рабочих строится на одной масштабной сетке с графиком производства работ. Показатели для построения графика численности рабочих определяются суммированием числа рабочих, занятых на всех процессах, выполняемых в конкретный рассматриваемый день.
4.3.1. Методика расчета основных параметров (показателей) графика производства работ
График производства работ (табл. 4.2) проектируется на основании расчета показателей, определяемых в следующей последовательности:
1. В графы 1, 2, 3, 4 данные переносятся из калькуляции.
2. Графа 7 «Нормативная трудоемкость» (Qн). Трудоемкость (см. табл. 4.1, графы 8 и 9) следует перевести в чел.-см., маш.-см.
, (2.3)
где с – продолжительность рабочей смены, принимается равной 8 ч.
3. Графа 5 «Нормативная выработка» (Вн, на 1 рабочего/на 1 машину):
. (2.4)
4. Графа 13 «Расчетная продолжительность» (Тр, дн.):
, (2.5)
где N – количество рабочих, участвующих в процессе, например, бригада каменщиков или звено монтажников, занятых в процессе монтажа конструкций (без учета машиниста); S – сменность выполнения работ (S = 1 см; S = 2 см).
5. Графа 14 «Принятая продолжительность» (Tпр отличается от расчетной уменьшением или увеличением до целого числа, кратного целой смене, реже 0,5 смены).
Косвенным показателем правильного проектирования числа занятых рабочих (N) и величины принятой продолжительности (Тпр) является показатель плановой производительности труда, определяемый в процентах (графа 15 — формула 8).
6. Графа 8 «Принятая трудоемкость» (Qпр, чел.-см./маш.-см.)
. (2.6)
7. Графа 6 «Принятая выработка» (Впр, на 1 рабочего/на 1 машину)
. (2.7)
8. Графа 15 «Плановая производительность труда» (П)
. (2.8)
В качестве максимальной производительности труда допускается 120%. При производительности труда меньше 100% считается, что высвобождаемое время относится к выполнению внутриплощадочных, прочих и неучтенных работ.
ИсточникСоставление калькуляции трудозатрат.
Калькуляция трудозатрат составляется на основании ведомости объёмов работ и производственных норм (ЕНиР, ВНиР, УКН, смет, справочников).
Трудоемкость в человеко-днях определяем перемножением графы 4 (объем работ) на графу 5 (норма времени в человеко-днях на единицу работ). Нвр. берем из справочника [11], либо из ЕНиР, ВНиР, УКН и т.д.
Единицы измерения в калькуляции (табл.3) и ведомости объемов работ (табл.2) могут не совпадать.
Норму времени на специальные и подготовительные работы определяем через выработку. Например, позиция 1 графа 5
1000 – объем СМР в рублях.
35 – выработка в рублях на 1 человеко-день.
Знаменатель указывает выработку в рублях, а числитель – трудоёмкость единицы этих работ.
Таблица 3
Калькуляция (ведомость) трудовых затрат
№ п/п | Наименование работ | Ед. изм. | Объём работ | Нвр. на ед.изм.[11] | Трудоёмкость, Чел. дни | Обоснование |
Подготовительные работы | тыс.руб. | 8,96 | 1000/35 | 3% от СМР | ||
Отрывка траншей под фундамент | 1000 м3 | 2,6 | 9,2 | 23,92 | 11,VIII-6 п.21 | |
Механическая зачистка дна котлована на глубину 10 см | 1000 м3 | 0,1 | 2,1 | 0,21 | 11,VIII-6 п.34 | |
Обратная засыпка грунта бульдозером | 1000 м3 | 2,6 | 1,05 | 2,73 | 11,VIII-6 п.48 | |
Установка фундаментов под колонны | 100 м3 | 1,2 | 61,2 | 44,VIII-10 п.2 | ||
Монтаж фундаментных балок | 100 м3 | 0,28 | 21,56 | 11,VIII-10 п.18 | ||
Установка колонн | 100 м3 | 0,64 | 11,VIII-10 п.5 | |||
Заделка стыков колонн | стык | 0,81 | 39,69 | 11,ЕниР 4-1-25 | ||
Монтаж ферм | 100 шт. | 0,26 | 72,8 | 11,VIII-10 п.16 | ||
Монтаж плит покрытия | 100 м2 | 34,56 | 3,5 | 120,96 | 11,VIII- п.24 | |
Монтаж стеновых панелей | 100 м2 | 17,83 | 24,5 | 436,84 | 11,VIII-10 п.38 | |
Заполнение оконных проёмов | 100 м2 | 1,73 | 23,5 | 40,66 | 11,VIII-11 п.33 | |
Остекление оконных проёмов | 100 м2 | 1,73 | 12,74 | 22,04 | 11,VIII-11 п.33 | |
Кирпичная кладка стен в торцах | м3 | 0,56 | 2,24 | 11,VIII-8 п.6 | ||
Заполнение ворот | 100 м2 | 0,36 | 16,7 | 6,01 | 11,VIII-11 п.39 | |
Устройство пароизоляции | 100 м2 | 36,3 | 1,7 | 61,71 | 11,VIII-11 п.21 | |
Устройство цементной стяжки | 100 м2 | 36,3 | 2,6 | 94,38 | 11,VIII-12 п.21 | |
Засыпка утеплителя на кровлю | м3 | 907,2 | 0,24 | 217,73 | 11,VIII-11 п.21 | |
Наклейка трёхслойного рубероидного ковра | 100 м2 | 36,3 | 8,3 | 301,29 | 11,VIII-14 п.6 | |
Устройство бетонных полов | 100 м3 | 0,69 | 13,8 | 476,93 | 11,VIII-12 п.3 | |
Сантехнические работы | тыс.руб | 14,9 | 1000/91 | 163,74 | 5% от СМР | |
Электромонтажные работы | тыс.руб | 20,9 | 1000/49 | 426,53 | 7% от СМР | |
Монтаж технологического оборудования | тыс.руб | 44,79 | 1000/100 | 447,9 | 15% от СМР | |
Штукатурные работы | 100 м2 | 6,97 | 8,6 | 11,VIII-12 п.3 | ||
Известковая окраска внутренних стен | 100 м2 | 52,4 | 1,12 | 58,69 | 11,VIII-17 п.39 | |
Окраска фасадов | 100 м2 | 17,83 | 3,1 | 55,27 | 11,VIII-17 п.35 | |
Масляная окраска | 100 м2 | 5,8 | 3967,2 | 11,VIII-17 п.39 | ||
Благоустройство | тыс.руб | 8,96 | 1000/35 | 3% от СМР | ||
Итого: | 3814,7 | |||||
Неучтённые работы | тыс.руб | 4,48 | — | 305,18 | Трудоёмкость равна 8% от общей трудоёмкости | |
Итого: | 4119,88 |
Трудоёмкость неучтённых работ равна 3814,7 * 0,08 = 305,18 чел.дн.
Данные о неучтённых работах вносим также и в таблицу 2 и находим итог по калькуляции.
6. Составление календарного плана строительства объекта.
Общие сведения.
Календарный план(далее КП) строительства объекта в виде линейного или сетевого графика предназначен для определения последовательности и сроков выполнения общестроительных, специальных и монтажных работ, осуществляемых при возведении объекта. Эти сроки устанавливают в результате рациональной увязки сроков выполнения отдельных видов работ, учёта состава и количества основных ресурсов в первую очередь рабочих бригад и ведущих механизмов, а также специфических условий района строительства, отдельной площадке и ряда других существенных факторов.
По КП рассчитывают во времени потребность в трудовых и материально-технических ресурсах, а также сроки поставок материалов и оборудования. Эти расчёты можно выполнять как по объекту в целом, так и по отдельным периодам строительства. На основе КП ведут контроль за ходом работ, координируют работу исполнителей. Сроки работ, рассчитанные в КП, используют в качестве отправных в более детальных плановых документах, например в недельно-суточных графиках и сменных заданиях.
КП строительства объекта разрабатывается на основании исходной документации (рабочих чертежей, смет, ПОС, нормативного срока строительства). Если в проекте организации строительства (ПОС) нормативный срок не указан, его находят по СНиП 01.04.03-85. Нормы продолжительности строительства, 85 год (4).
Данный план является частью проекта производства работ (ППР) и представляет собой этап по подготовке объекта к строительству. Календарный план состоит из правой и левой части. В левой части рассчитываются продолжительность работ в днях на основе трудоёмкости и численности рабочих, работающих посменно. В правой длительность процессов изображается графически.
6.2. Порядок разработки календарного плана строительства объекта.
1. Определяем нормативные сроки строительства (4);
2. Определяем перечень работ с технологической последовательностью их выполнения и группируем по видам и периодам их выполнения;
3. Подсчитываем объёмы работ в единицах измерений, принятых в СниПе и ЕниРе. Объёмы работ берем из таблиц 2 и 3 в денежном выражении, рассчитывая их трудоёмкость делением их стоимости на выработку;
4. Определяем методы производства каждого вида работ и выбираем строительные машины и механизмы для их выполнения (при этом определяем их количество);
5. Трудоёмкость работ определяем на основании калькуляции (табл.3) и на основании схем производства работ, приведенных в разделе 3;
6. Выявляют технологическую последовательность выполнения работ;
7. Определяем сменность работ и численный и профессиональный состав бригад по ЕНиР;
8. Определяем продолжительность каждого вида работ и их совмещение между собой (одновременно по этим данным корректируем число исполнителей и сменность);
9. Сопоставляем рассчитанные продолжительности работ с нормативным сроком и вводим необходимые поправки.
Содержание КП.
Левая часть КП
Форму КП берем из СНиП 3.01.01-85 (5), смотри приложение 1. Графы 4, 5 берем из табл.3 (Калькуляция трудозатрат).
Численность рабочих в смену и состав бригады(графы 8, 9) определяют по ЕНиР в соответствии с трудоёмкостью и продолжительностью работ. При расчёте состава бригады исходят из того, что переход с одной захватки на другую не должен вызывать изменений в численном и квалификационном составе бригады.
С учётом этого обстоятельства устанавливают наиболее рациональную структуру совмещения профессий в бригаде. Обычно бригады имеют сложившийся состав, что учитывается при составлении КП. В отдельных видах работ необходимо чётное количество рабочих в бригаде ввиду того, что необходимо материальные ресурсы носить на носилках. В нашем случае к таким работам относятся: работы по устройству пола, штукатурные и кровельные работы.
Число смен(графа 10). Сменность работ, выполняемых в ручную и с помощью механизированного инструмента, зависит от имеющегося фронта работ и наличия рабочих кадров. Как правило, при достаточном фронте эти работы целесообразно планировать только в первую смену, при которой улучшаются условия труда, повышается возможность более чёткой организации и управления работами и обеспечивается более высокая производительность. В нашем случае большинство работ выполняется в1смену ввиду небольшого объёма работ и при небольшом нормативном сроке строительства.
В общем случае данные графы 11 получаются путём деления данных графы 5 на произведение данных граф 9 и10.
График производства работ– правая часть КП наглядно отображает ход работ во времени, последовательность и увязку работ между собой.
Календарные сроки выполнения отдельных работ устанавливают из условия строгой технологической последовательности с учётом необходимости в минимально возможный срок предоставить фронт для осуществления последующих работ.
Основным методом сокращения сроков строительства является поточное выполнение работ. Работы, несвязанные между собой, должны выполнятся независимо друг от друга, а связанные между собой — непрерывно.
Виды работ (строительные потоки), указанные в графе 2 КП увязываются в правой части КП, с 13 по 20 графы по:
1) Технологии выполнения работ;
Некоторые работы могут выполняться одновременно (параллельно), если это позволяет технология. Например: здание состоит из двух пролетов, если в первом пролете смонтировали все фундаменты и перешли во второй пролет, то в первом пролете можно начать монтаж колонн и заделку стыков. Кроме того, следующие работы связаны между собой технологически: монтаж ферм и плит покрытий выполняем полностью на двух пролетах, заканчиваем монтаж каркаса и после окончания этих работ начинаем монтаж стеновых панелей; кровельные работы начинаем после монтажа стен; полы выполняют тогда, когда есть кровля. Устройство полов связано технологически с монтажом технологического оборудования, т.к. пол в данном случае является фундаментом под это оборудование; штукатурные работы предшествуют отделочным работам.
Источник