Федерализм – это форма территориальной организации государства, которая обеспечивает децентрализацию власти посредством ее вертикального распределения между федерацией и субъектами федерации, а также интеграцию субъектов федерации, имеющих равный политико-правовой статус, на основе общих политических интересов, общего исторического развития, договорных конституционных взаимоотношений и пр.
Понятие и значение федерализма
Основными формами территориальной организации современных государств являются унитарное государство и федеративное государство. Таким образом, федерализм можно охарактеризовать как принцип территориального устройства современного государства. Федерализм как принцип территориального устройства государства утвердился для преодоления разногласий в государстве между центром и местными территориями, для организации эффективного публичного управления посредством распределения власти по вертикали.
В России принцип федерализма закреплен на конституционном уровне и обусловлен следующими обстоятельствами:
Алексей Навальный о своем понимании федерализма
- основа Российского государства – это исторически сложившееся единство многонационального народа страны, что, в свою очередь, обеспечивает правовую и реальную государственную целостность;
- значительное географическое протяженность Российского государства предполагает необходимость при организации публичного управления учета специфических особенностей региональных территорий, что актуализирует распределение полномочий публичного управления по вертикали.
Принцип федерализма обеспечивает урегулирование двух взаимонаправленных процессов:
- обеспечивает децентрализацию государственной власти для эффективной организации публичного управления посредством распределения властных полномочий между федерацией и субъектами;
- интегрирует отдельные территории, исторически и юридически образующие единое государство, для наиболее эффективной организации и реализации публичного управления, для решения общеполитических задач.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности федерализма в России
Прежде всего, необходимо отметить, что принцип федерализма в условиях конкретного государства – исторических, экономических, политических, финансовых и иных – регламентируется и реализуется по-разному.
При реализации принципа федерализма в условиях российской действительности он приобретает следующие особенности:
- асимметричность федеративного устройства в России. Указанная характеристика обусловлена наличествующей разницей в политико-правовом статусе субъектов Российской Федерации. Это касается субъектов, образованных на национальной основе, и субъектов, образованных на территориальной основе. Республикам в составе России предоставлен более широкий перечень полномочий;
- значительное число субъектов Федерации, которые характеризуются существенными различиями в географических, природно-климатических, производственных и иных экономических, социальных и других условиях, что приводит к необходимости выравнивания их социально-экономического положения для обеспечения благосостояния населения на едином гарантированном Конституцией уровне во всем государстве и др.
Характеристика проблем федерализма в России
Организация и реализация публичной власти, в том числе территориальная организация публичной власти, требуют перманентного анализа, оптимизации и совершенствования, что актуализирует изучение проблем федерализма в России. Так, сегодня к проблемным аспектам федерализма в России можно отнести следующие:
10 минут об основах урбанистики
- асимметричность. В состав Российской Федерации входят существенно отличающиеся по своему политико-правовому статусу субъекты. Так, республики как члены Федерации имеют право разрабатывать и утверждать собственные Конституции, вводить собственное гражданство и официальный язык, при этом субъекты иного вида имеют право разрабатывать и утверждать только собственный устав. Существенно отличается и статус сложносоставных субъектов. Указанное ведет к громоздкости, неоднозначности правового регулирования отношений между федеральной и региональной системами управления;
- разница в объемах территории субъектов. Значительная разница субъектов в размере территории, в ее густонаселенности, а также разница в экономических, природно-климатических и иных условиях таких территорий ведут к проблеме обеспечения равного социально-экономического развития и благосостояния населения, гарантированных Конституцией и др.;
- значительное число субъектов и неспособность многих из них обеспечить необходимый уровень благосостояния населения. Российская Федерация включает более 80 субъектов, при этом не все региональные территории способны обеспечить благосостояние регионального населения, создать необходимые условия для социально-экономического развития, что требует реализации политики выравнивания субъектов и применения иных инструментов для сглаживания разницы в социально-экономическом положении таких субъектов. Одним из приоритетных направлений в рассматриваемой сфере является укрупнение субъектов посредством их объединения для наиболее эффективного решения задач регионального управления.
Сегодня государством предпринимаются попытки по перераспределению полномочий между федеральными органами и органами субъектов посредством делегирования отдельных полномочий. При этом важно подчеркнуть, что для эффективного перераспределения полномочий по вертикали необходимо предусмотреть не только делегацию полномочий, но и закрепить за субъектами источники финансирования таких полномочий. Кроме того, эффективность реализации таких делегированных полномочий должна обеспечиваться эффективными инструментами контроля, как со стороны Федерации, так и со стороны общества.
Также важным направлением преодоления проблем российского федерализма является расширение собственных источников дохода региональных территорий. Иными словами, региональные территории должны быть заинтересовано в расширении перечня и объема источников собственного дохода, а не только в увеличении финансовой поддержки со стороны Федерации.
Источник: spravochnick.ru
Главные проблемы строительства федеративной государственной России
Федерация — форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований — субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно-территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.
Содержание
1. Определение и сущность федеративного устройства
2. Федеративное устройство России
3. Проблемы федеративного устройства России
Работа содержит 1 файл
Главные проблемы строительства федеративной государственной России
1. Определение и сущность федеративного устройства
2. Федеративное устройство России
3. Проблемы федеративного устройства России
1. Определение и сущность федеративного устройства
Федерация — форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований — субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства. Федеративное государство является “компромиссным” вариантом государственно- территориального устройства, компромиссом между централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.
Федеративные государства формировались двумя путями:
1) создавались “сверху”, путем децентрализации, “разукрупнения” унитарных государств, передачи части полномочий из центра на места (ФРГ, Россия);
2) переход “снизу” от конфедераций к федеративному государству через добровольное объединение суверенных частей (США, Швейцария).
Федерацию от конфедерации отличают следующие черты:
— единая территория, население, живущее на данной территории;
— наличие обще федеральных государственных органов власти на всей территории государства;
— наличие конституционных гарантий территориальной целостности государства, отсутствие у частей государства права выхода из него;
— невозможность для субъектов федерации вступать в какие- либо государственные союзы за ее пределами.
Федерацию от унитарного государства отличают следующие черты:
— конституционное, договорное или конституционно-договорное разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федераций;
— конституционные гарантии территориальной целостности субъектов федерации;
— самостоятельность субъектов федераций в осуществлении ими принадлежащих им полномочий;
— право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;
— право участников федеративных отношений на двустороннее (горизонтальное и вертикальное) регулирование государственно-властных полномочий.
Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).
Федеративное государство – сложное (союзное) государство, в котором входящие в его состав единицы (субъекты федерации: земли, штаты, республики) участвуют в формировании, осуществлении федеральной власти и имеют значительную государственную самостоятельность (собственные конституции, уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы).
При этом союзная (федеральная) власть распространяется на всю территорию данного государства: образуются единые для всех единиц ОГВ (федеральные), единое гражданство, денежная система.
Федерализм нельзя смешивать с децентрализацией и автономным самоуправлением. Государство может быть чрезвычайно централизованным, однако федеративным. И, наоборот, государство может быть построено на широкой автономии частей и в то же время может быть нефедеративным. Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектами — государственными образованиями.
2. Федеративное устройство России
Федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой — такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.
Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:
1. Добровольность объединения наций и народностей.
2. Суверенность и равноправие наций.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
4.Национально- территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
5. Государственная целостность Российской Федерации.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации.
Одной из особенностей российского федерализма является то, что он базируется на двух началах: национально-территориальном и административно- территориальном. В основе отечественной модели федерализма лежит признание того, что данная форма государственного устройства есть система, в которой все составляющие ее части и соответствующие звенья иерархии власти связаны общеобязательными нормами Федеральной Конституции и взаимной ответственностью. Закрепленное в ней разграничение предметов ведения и полномочий федеральных органов и органов субъектов Федерации должно лежать в основе конституций и уставов последних.
Характер современного российского федерализма таков, что статусом государственных образований обладают не только республики, но и края, области и т. д. Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно- территориальные единицы.
3. Проблемы федеративного устройства России
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеральное устройство России нуждается в радикальной реформе, ведь для того, чтобы прекратить конфликты и коллизии, а также отвести потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить, три ключевые проблемы:
— Проблема суверенитета и проблема выхода субъектов из Федерации. Эта проблема приобрела особую остроту в последние годы. Игнорировать такую проблему весьма опасно.
В целях предотвращения распада Российской Федерации Президенту Российской Федерации, как гаранту целостности и единства государства, надлежит обратиться к парламентам республик с рекомендациями исключить из их конституции положения о суверенитете и положение о выходе из состава Российской Федерации; либо Президент Российской Федерации должен внести в Конституционный Суд вопрос о соответствии положений конституции республик Конституции Российской Федерации. Предложенные меры, в случае их реализации, снимут опасность выхода из состава Федерации. Ведь ни одна федерация в мире не предоставляет своим субъектам право выхода из страны.
— Как известно, в Российской Федерации существует самое большое число субъектов в мире: Их сокращение, наличие 12 или 15 субъектов на территории России, решило бы часть проблем. И предлагаемая реформа целесообразна не только с политической, но и с экономической точки зрения. Таким образом, Федерация приобрела бы форму более цивилизованную форму, что послужило бы консолидации, и повышению ее международного престижа.
— Проблема, связанная с Федеративным договором 1992 года. Очевидно, что раздел Конституции, посвященный федеративному устройству государства (статьи 65-79), должен был поглотить Федеративный договор 1992 года, который, как известно, подписывался в период пика политических страстей, и указанный договор не безупречен как с политической, так и с теоретической точки зрения.
Его несовершенство частично компенсируется Конституцией Российской Федерации, которая совсем по другому разграничивает предметы ведения субъектов и Российской Федерации. Договор должен соответствовать Конституции, а не быть чужеродным к ней приложением. Также возникают вопросы по поводу того, что опубликованный в 1993 году текст Конституции никак не соотносился с приложениями к договору, который не выносился на референдум и не может являться частью Конституции Российской Федерации.
Источник: www.stud24.ru
Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений
Степанян, Д. А. Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты их решений / Д. А. Степанян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55023/ (дата обращения: 07.10.2022).
В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации. Также в статье будут приведены способы решения данных проблем, чтобы устранить данные трудности.
Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ.
This article discusses the current problems of Russian federalism, some of which are enshrined in the basic law of the Russian Federation — the Constitution of the Russian Federation. These problems create certain difficulties for understanding the Federal structure of the Russian Federation. Also in the article will be given ways to solve these problems to eliminate these difficulties.
Key words: Federalism, Federation, challenge the Federal structure of the Russian Federation, the state-territorial structure, the symmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, the asymmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, additional elements of the status of the constitutional-legal status of subjects of the Russian Federation, the sovereignty of the constituent entities of the Russian Federation.
Что такое федерализм? Федерализм — это устройство и внутренняя взаимосвязь между частями единого государства. В федерацию могут входить и другие государства, однако они не будут обладать суверенитетом, будут частично зависеть от федерального центра, а это означает, что государствами они будут только формально.
Как и любая форма государственно-территориального устройства федерация имеет свои достоинства и недостатки. Достоинств, конечно, больше. О главном из них рассказывал доктор юридических наук М. С. Саликов: «Федерализм обеспечивает гармоничную концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизационного порядка».
Россия — это уникальное федеративное государство, которое кардинально отличается от других зарубежных стран. За 27 лет, прошедших после распада СССР, Россия прошла сложный и долгий путь становления от советского федерализма до современной демократической Федерации. Наша страна не только самая большая по территории, но и одна из самых многонациональных государств в мире. Поэтому главной целью Российской Федерации является обеспечение единства всех субъектов Российской Федерации, сохраняя при этом принцип национальной и территориальной самобытности каждого из субъектов.
В настоящее время Российская Федерация согласно Конституции Российской Федерации имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения), национально-государственное образования (автономная область и автономные округа). С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.
Основные принципы федерализма закреплены в Конституции РФ (ст.5): государственная целостность Российской Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации; равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Данные принципы, по мнению Михалевой Н. А., обусловливают закономерности, динамику и тенденции развития суверенной России как единого целостного организма, а также ее составных частей — субъектов».
Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем.
Одна из таких проблем симметрия и одновременная асимметрия правового статуса субъектов Российской Федерации. С одной стороны, если почитать статью 5 Конституции Российской Федерации можно увидеть, что все субъекты РФ (85) равноправны между собой (часть 1) и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (часть 4).
Так закрепляется симметрия конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Но с другой стороны, Конституция Российской Федерации закрепляет за каждым видом субъекта свой асимметричный конституционно-правовой статус. Например, согласно статье 66 части 1 Конституции РФ статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и Конституцией самой республики, а согласно статье 68 части 2 республика вправе устанавливать свои государственные языки (так, в Республике Дагестан 14 государственных языков) в отличие от автономных округов и автономной области, которые также образованы по национальному принципу. Но они обладают дополнительными элементами статуса, согласно статье 66 части 3 Конституции Российской Федерации: «По предоставлению законодательных и исполнительных органов автономных областей, автономного округа может быть принят Федеральный закон об автономной области и автономного округа». Однако данная норма является только формальной, но на деле, до настоящего момента не было принято соответствующего Федерального закона.
В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 66 часть 2), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского. Таким образом, несмотря на формальный симметричный конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, они на самом деле обладают ассиметричным конституционно-правовым статусом. Следовательно, Конституция Российской Федерации противоречит установленному ей же принципу равенства субъектов Российской Федерации.
На мой взгляд, эту проблему очень сложно решить, ведь устанавливая равенство всех субъектов, Российская Федерация сохраняет мир и порядок на всей территории страны. А если Федеральный центр попытается ограничить конституционно-правовой статус субъектов РФ, то это может привести к развитию сепаратизма.
Конюхова А. И. предлагает более безопасный путь решения данной проблемы. Она считает, что нужно все субъекты Российской Федерации превратить в республики без национальной окраски.
Другой немаловажной проблемой является противоречие норм конституции субъектов Российской Федерации и Федеральной Конституции Российской Федерации. Так, согласно Конституции РФ (статье 4 части 1) суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Под суверенитетом понимается верховенство и независимость.
Верховенство означает, что федеральные законы, а главное Конституция РФ обязательны для исполнения на территории всех субъектов Российской Федерации, а законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ. Однако существуют нормы Федеративного договора 1992 года и ряд Конституций республик, которые закрепляют суверенитет данных республик. Такие нормы являются ошибочными, так как если республики, а также другие субъекты Российской Федерации будут суверенны, то Россия из Федерации превратится в конфедерацию (союз независимых государств). Также в конституциях Республики Чечни и Республики Тывы есть нормы, закрепляющие право выхода из состава Российской Федерации, а в Конституции Российской Федерации таких норм нет. Ведь если бы они были в Конституции Российской Федерации, то это привело бы к «параду суверенитетов» как это было в 1988–1991 годах.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность страны, однако в Конституции Республики Чечни содержится норма, которая обязывает всех граждан Чеченской республики нести службу в составе Вооруженных Сил Чеченской Республики, а это положение противоречит Конституции РФ.
Данная проблема была разрешена Конституционным Судом РФ, который постановил, что Конституция Российской Федерации не допускает суверенитета субъектов Российской Федерации.
Другой проблемой федеративного устройства Российской Федерации является федеральное вмешательство в дела субъектов Российской Федерации. Так, например, Президент Российской Федерации может отстранить от должности и назначить на должность главу исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а назначенный глава может назначать на должность или отстранять от должности глав на уровне района и города своего субъекта. С одной стороны, это хорошо, ведь тогда сам Президент будет контролировать деятельность назначенного главы, однако, с другой стороны, это показывает, что центр «насаждает» свою власть на территории субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений на территории нашей страны.
- К вопросу о конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Малиненко Э. В. Черные дыры в Российском законодательстве. 2018. № 1. С. 32–34.
- Проблемы социальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации как источниках конституционного права. Малиненко Э. В. Труд и социальные отношения. 2018. № 4. С. 117–124.
- К вопросу о местном самоуправлении в конституциях республик Российской Федерации. Малиненко Э. В. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 285–289.
- Реализация государственной национальной политики в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Малиненко Э. В. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 5 (96). С. 43–46.
- О практике деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по противодействию идеологии терроризма. Малиненко Э. В. В сборнике: Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде (отечественный и зарубежный опыт) Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Редакционно-издательская группа: О. В. Локота (руководитель), С. А. Воронцов (зам. руководителя). 2017. С. 289–292.
- Регионы и местное самоуправление: инвестиционное сотрудничество как фактор повышения конкурентоспособности территории. Малиненко Э. В. В сборнике: Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований (отечественные и зарубежные практики) Материалы участников Круглого стола с международным участием. 2017. С. 354–360.
- Проблемы совершенствования конституций республик. Малиненко Э. В. В книге: Обеспечение прав и свобод человека в современном мире Материалы конференции: в 4-х частях. 2017. С. 304–306.
- Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Малиненко Э. В., Калинина В. Ю. В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления.
- Проблемы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в субъектах российской федерации как фактор противодействия коррупции. Малиненко Э. В. В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования системы государственного и муниципального управления в России на современном этапе материалы международной научно-практической конференции (конференция посвящена 15-летию Алтайского филиала РАНХиГС)). Алтайский филиал РАНХиГС. 2016. С. 275–278.
- Конституции республик Российской Федерации — основные источники права субъектов Российской Федерации (историко-правовой аспект). Малиненко Э. В. Юристъ — Правоведъ. 2015. № 4 (71). С. 5–8.
- Экономическая безопасность как условие реализации основ конституционного строя в субъектах РФ. Малиненко Э. В. В книге: Трансформация закупочной системы и современное публичное управление сборник статей международной научно-практической конференции. 2015. С. 304–307.
- Проблемы конституционно-правового развития Республики Крым. Малиненко Э. В. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015.№ 3 (58). С. 54–58.
- Правовое регулирование государственной гражданской службы в субъектах Российской Федерации (на примере устава Ростовской области). Малиненко Э. В. В сборнике: Контрактная система: итоги работы и направления совершенствования. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С. 119–122.
- Конституция как источник права субъекта Российской Федерации. Малиненко Э. В. В сборнике: Право и политика: теоретические и практические проблемы сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А. В. Малько; Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина. 2012. С. 187–190.
- Устав Ростовской области — источник права субъекта федерации. Малиненко Э. В. Юристъ — Правоведъ. 2012. № 6 (55). С. 28–32.
- Саликов, М. С. Сравнительный федерализм США и России / М. С. Саликов. — Екатеринбург, 1998. — С. 40–41.
- «Проблемы перехода к новой системе формирования представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (на основе проекта областного закона Ростовской области «о выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области»). Баранов П. П., Малиненко Э. В. Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 2. С. 88–90.
- Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-О.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, автономная область, государственная власть, субъект, федеративное устройство, Конституция, проблема, Россия, федеральное значение.
Ключевые слова
федерация, федерализм, государственно-территориальное устройство, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ
федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ
Похожие статьи
Федерализм и Конституция Российской Федерации
Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город
В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия.
Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия.
Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного.
Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет.
Глава 3 Конституции «Федеративное устройство» посвящена федеративному устройству
Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому
К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены такие области деятельности.
Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой.
Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.
О форме государственного устройства России в широком.
Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия
Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления.
Форма государственного устройства современной России
В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.
Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации.
Система государственного устройства России | Статья в журнале. Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное.
Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.
Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации. Суверенитет в качестве правовой категории, его проблемы в сфере взаимоотношений с.
Конституция РФ, государственная власть, Российская.
Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства.
К вопросу о системе мер федерального вмешательства
Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации.
Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система.
Источник: moluch.ru