Вспомним устаревшее слово узреть, которое вы могли встречать в русской литературе XVIII — XIX вв. Объяснения дополню примерами из книг.
Откуда произошло слово «узреть»
В этимологических словарях пишется, что этот глагол восходит к праславянской основе *uzьrěti (увидеть). От того же корня произошли родственные слова взор, зоркий, зеркало, заря, зрение. Исходное древнерусское значение — «светить», «сиять», потом — «на свету видеть»; «смотреть». К тоже основе восходит и зерно, а также зреть в значении «спеть, поспевать». Буквальное значение слова зерно — «то, что созрело».
Значение слова «узреть»
Посмотрим по очереди в нескольких толковых словарях разных лет.
1. Совершенное к зреть в значении «смотреть, глядеть» (устар.). «Шести друзей не узрим боле». Пушкин. «Недавно юная Мария узрела небеса чужие». Пушкин.
2. Перен., что. Усмотреть, понять, заподозрить. Он узрел в этом обиду.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова 1935-1940.
Там же приводится цитата из стихотворения Ломоносова: «Зрю на вас, поля широки». Говоря современным языком, «смотрю на вас».
Организационная структура: что это такое и для чего она нужна? | Бизнес Конструктор
Идём дальше. Откроем Малый академический словарь А. П. Евгеньевой. У неё тоже два значения:
- Смотреть, глядеть (книжное).
- Усмотреть, заподозрить. Узреть обиду.
Пример из литературы:
- Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного. Из Толкования Священного Писания.
- Овладей собою и узришь правду и станешь достойнейшим праведником ― наступит и для тебя золотой век. Ф. М. Достоевский. Из записных тетрадей (1880).
- Тогда государь император воочию узрит светлыми очами, кто есть ему верные слуги и сколько они в бездействии рук ума в себе накопили… Максим Горький. Фома Гордеев (1899).
В Большом толковом словаре С. А. Кузнецова 2010 г. фиксируется такое же значение слова узреть:
Какое ударение: узрИт или Узрит
Падает на букву «и». Вот что пишется в одном из словарей:
узреть, узрю́, узри́т и устарелое у́зрит. Устарелые варианты у́зришь, у́зрит и др. широко представлены в поэзии XIX века (В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Я. Полонский, А. К. Толстой, Ф. Тютчев и др.).
Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. К. С. Горбачевич.
2000.
Узреть: разбор слова по составу
у — приставка,
зр — корень,
е, ть — суффиксы,
окончания нет,
узре — основа слова.
В науке есть и другая точка зрения, по которой -ть и -ти определяют как окончание. Ещё одно толкование: -ть, -ти — это показатели инфинитива, формообразующие суффиксы (как и суффикс прошедшего времени -л-).
Источник: lgram.ru
Что такое BIM. BIM моделирование. BIM проектирование.
masterok
Когда я был на турнире «Кожаный мяч» в Воронеже, нам проводили экскурсию по городу и рассказывали историю Воронежа. И вот во время рассказа о том, как зарождался российский флот стараниями Петра Первого я поймал себя на мысли, что вроде бы должен был знать, но все равно удивился, что первые корабли России строили именно в Воронеже. Тут нет ни моря, ни больших рек, однако есть лес! Один из них первый российский двупалубный линкор с килем особой формы — «Гото Предестинация»
Давайте вспомним про это подробнее …
Фото 1.
За Белгородской чертой, к югу от Воронежа, простиралась степь, которая доходила до Чёрного и Азовского моря. Эти земли были опустошены кочевниками в XI—XIV веках, а Северное Причерноморье находилось во власти крым¬ских татар и турок. При впадении Дона в Азовское море возвышалась турецкая крепость Азов, которая закрывала выход в море. В конце XVII столетия окрепшее государство Русское начало борьбу с Крымским ханством и Турцией за исконные русские земли и выход к морю.
В 1695 году правитель Петр I со своей армией совершил легендарный поход под Азов, но русским воинам не удалось овладеть вражеской крепостью, так как в Азовском море беспрепятственно плавал турецкий флот и снабжал солдат продовольствием, оружием и боеприпасами. Поэтому для овладения Азовом Российскому государству был нужен мощный военный флот. А строить его решили у Воронежа.
Фото 2.
Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота, поскольку город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли вековые дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие.
Тысячи жителей из окрестных городов были собраны на строительство флота в Воронеж. Стук топоров стоял с утра до вечера. Царь Петр I сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.
Фото 3.
Наконец наступил торжественный момент. К весне 1696 года были готовы два больших корабля и несколько десятков мелких. Так, 2 апреля 1696 года на воду была спущена большая галера «Принципиум», 26 апреля – многопушечный корабль «Апостол Петр».
Уже летом 1696 строительство флота было закончено, и Петр I совершил второй поход против турок. Русские войска одержали победу, в результате которой Россия получила выход в Азовское море и вернула себе ранее принадлежащие земли
Немного позже Петр стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью военно-русского флота по праву считается Воронеж. Строительство кораблей в нашем крае продолжалось до 1711 года.
Фото 4.
19 ноября 1698 года царь Петр I лично заложил на воронежской верфи многопушечный боевой корабль с особой формой киля. Чертежи и расчеты корабля царь выполнил сам, сам же и руководил постройкой, когда находился в Воронеже. По-русски «Гото Предестинация» означает «Божье Предвидение».
Фото 6.
Торжественный спуск корабля на воду планировался в Вербное воскресенье 24 марта 1700 года. Но из-за «малой воды» — зима тогда была малоснежной и холодной – торжества перенесли на 27 апреля. Для участия в церемонии Петр I вызвал в Воронеж сына Алексея, сестру царицу Наталью, иностранных дипломатов, многих бояр. Богослужение по случаю спуска «Гото Предестинации» на воду прошло в церкви бывшего Успенского монастыря, которая с тех пор стала называться Адмиралтейской. Сам монастырь, который находился рядом с верфью, был упразднен, а монахов перевели в Акатов монастырь.
Фото 7.
Голландский дипломат написал в Амстердам так: «Будучи на Воронеже, мы там видели спуск корабля, для чего сие путешествие единственно туда было предпринято. Корабль сей весьма красивый, был сооружен его царским величеством русскими работниками без содействия иностранных мастеров».
Капитанами корабля в разное время были иностранец Стамати Камер, швед Отто Крестьян, датчанин Нанингъ Генрих, голландец Шхон Симон. Команду корабля составляли новобранцы, впервые ставшие матросами, а не приглашенные иностранцы как делалось раньше. Общее количество членов экипажа 253 человека.
На создание корабля Петр I не жалел денег. «Гото Предестинация» был украшен резьбой и барельефами в стиле барокко. Капитанская каюта была отделана орешником. На корме охристого цвета – фигура скорпиона. Нос украшали лев в короне, ангелы, дельфины.
Даже на портах для пушек были позолоченные венки, а борта корабельных шлюпок украшала резьба
Фото 8.
По классификации, принятой в то время в Европе, корабль с двумя батарейными палубами, несущий 58 пушек, соответствовал IV рангу.
Размеры корабля составляли: длина — 36 м, ширина — 9,5 м, глубина трюма — 3 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней — 26 (10-фунтовых орудий, в последствии были установлены 6-фунтовые пушки), на верхней — 24 (6-фунтовых орудий).
В 1712 году «Гото Предестинацию» вместе с другими кораблями Азовского флота продали туркам. До 1718 года линкор охранял в составе эгейской эскадры турецкие берега от пиратов. В 1718 году он пришел в негодность, и его продали на слом.
Фото 9.
В воскресенье, 27 июля 2014 года, в День военно-морского флота, в Воронеже торжественно открылся корабль-музей «Гото Предестинация».
Идею воссоздать «Гото Предестинацию» озвучил в конце 2009 года глава региона Алексей Гордеев. Он заявил, что корабль станет музеем военно-морского флота и будет не закрепленным на одном месте экспонатом, а сможет курсировать по акватории Воронежского водохранилищ. Помимо самого судна проект предполагал обустройство береговых сооружений – создание историко-культурного комплекса «Воронежская адмиралтейская верфь».
Фото 10.
Зимой 2010 года рабочая группа приступила к созданию чертежей на основе архивных документов. Однако большинство документов той эпохи, касавшихся постройки первого линкора не сохранились. При создании копии петровского корабля использовались записки из госархива, а также картины и гравюры тех времен, в том числе наиболее детальную акварель картографа Бергмана.
Он зарисовал корабль с натуры по просьбе Петра I. Модель линкора выставлена в Воронежском краеведческом музее. Копия «Божьего Предвидения» стала боле современной: на линкоре появилось машинное отделение, и парусник стал самоходным.
В июле того же года, во время первого в Воронеже совещания Морской коллегии при Правительстве РФ, на Адмиралтейской площади колокололитейный завод Анисимова (фирма «Вера») отлили корабельную рынду, судовой колокол – это стало символической точкой отсчета строительства «Гото Предестинации».
Фото 11.
В ноябре, к 425-летию Воронежа, Центробанк выпустил юбилейную золотую монету 999 пробы номиналом 1000 рублей с изображением «Гото Предестинации». Всего таких коллекционных «тысячерублевок» изготовили 500 штук.
В январе 2011 года региональные власти объявили открытый аукцион на право строительства действующей копии корабля. Начальная стоимостьконтракта составила 300 млн рублей.
Взяться за масштабную работу были готовы многие, в том числе иностранные компании. Но победителем оказался судостроительный завод в Павловске Воронежской области. В середине июня 2011 года здесь прошла церемония закладки точной копии первого 58 пушечного линейного корабля российского флота «Гото Предестинация».
– Этот город заслуживает того, чтобы здесь был восстановлен спроектированный Петром I корабль – первые верфи появились именно в Павловске, – сказал на церемонии закладки Алексей Гордеев.
Действительно, 300 лет назад, в 1711 году, в Павловске на вновь основанной верфи было построено три первых военных корабля.
Фото 12.
В Павловске делали металлическое основание «Гото Предестинации». Деревянный корпус изготавливала верфь «Варяг» в Карелии. Она специализируется на строительстве исторических кораблей. Как рассказал журналистам РИА «Воронеж» директор верфи «Варяг» Павел Мартюков, работать над копией линкора было труднее, чем над другими заказами.
По его словам, такой большой парусник – первый в истории новой России. Кроме того, у нового «Гото» был конкретный прототип, но данных об оригинальном корабле сохранилось немного.
– Петр I был человеком творческим. Он взял в качестве прототипа английский корабль, мачты выполнил по голландским пропорциям, а некоторые элементы судостроители заимствовали из Венеции. Нам надо было поставить себя на место рабочих того времени и понять, какого стиля была та или иная деталь. Словом, было непросто, но признаюсь, я доволен результатом.
Я смотрю на корабль – он правильный. Мне кажется, Петру I он бы понравился.
Фото 13.
Работа на обоих верфях шла около двух лет. В июле 2013 года металлический корпус будущего плавучего музея отправился в первое плавание от причала павловского судоремонтно-судостроительного завода вверх по течению Дона в Воронеж. Его буксировали два теплохода со скоростью 4-5 км/ч.
Еще сутки потребовались, чтобы пригнать металлический корпус будущей «Гото Предестинации» к Адмиралтейской площади, где корабль встал на якорь на дострой.
Источник: masterok.livejournal.com
«Зодчество» – слово старинное, но такое понятное и родное!
Что это?
Зодчество – строительство уникальных сооружений, которое берёт своё начало со времён Древней Руси. У мастеров веками рождались свои законы, традиции и особые приметы, которые соблюдал каждый умелец, начиная строительство.
Как только мы слышим это красивое слово, сразу приходит на ум стихотворение Дмитрия Кедрина о зодчих, которые пострадали за своё мастерство. Они были ослеплены царским указом за то, что создали храм удивительной красоты. Царь приказал ослепить тех строителей, чтобы в его земле не было похожих церквей:
«Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!»
Значение слова «зодчество»
Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?
Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.
А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».
Особенности возведения зданий на Руси
Русь славилась тем, что архитектурные сооружения возводились из дерева при помощи одного только топора. Самые ранние постройки не сохранились, но мастера бережно передавали свои традиции от поколения к поколению. Письменные источники и изображения помогают понять особенности деревянного русского зодчества.
Основы традиций строительства храмов и жилых помещений укладываются в несколько правил: практичность, красота, использование только одного строительного материала, долговечность использования создаваемого сооружения.
Изначально зодчими именовались только горшечники и гончары
“Зьдъ”— «глина» (этимологический словарь Г. А. Крылова)
Андрей Шишкин «Гончар», 2018 год
Зодчие тщательно выбирали породу дерева, учитывая конструктивные и эстетические его качества. Древесина для настоящих мастеров становилась материалом для творчества.
Постройки на Руси отличались разнообразием и неповторимостью, они удачно вписывались в окружающий ландшафт, создавая удивительные ансамбли архитектуры. Настоящие мастера хранили свои секреты, передавая их от поколения в поколение, поэтому и было русское зодчество уникальным и особенным. Как будто слово заветное строители знали, с деревом разговаривать умели.
Аполлинарий Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», 1903 год
Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия
Новое направление строительства на Руси
В деревянной архитектуре получило направление — оборонное зодчество. Деревянные крепости, городские стены, ограждения не позволяли врагам использовать эффект внезапности при нападении. Укрепления были достаточно прочными.
Вот откуда пошло выражение: «Мой дом – моя крепость». Изначально дома на Руси строились из прочной древесины, которая надёжно защищала всех членов семьи.
Андрей Николаевич Миронов «Оборона Рязани», 2018
Копия картины Е.И. Дешалыта
История зодчества в России
Не всегда дерево оставалось единственным строительным материалом. Пётр I во многом подражал западноевропейской культуре, при нём камень стал дополнительным материалом для возведения многих сооружений. Деревянные постройки укреплялись при помощи камня. Только на Севере и в Сибири зодчие ещё придерживались традиционной работе с деревом.
Со второй половины XX-го века активно начинают реставрацию деревянных храмов. Развитие реставрационного периода получило в Кижах, Новгороде, Архангельске и многих других городах.
Благодаря археологическим раскопкам в Новгороде удалось обнаружить не только храмы и жилые дома, но и деревянные водопроводы и мостовые. Такие вымощенные улицы в Новгороде появились гораздо раньше, чем аналогичные мостовые Парижа и Лондона. Значит, наши строители научились применять новые технологии с опережением своих западноевропейских коллег.
Зодчество на Руси – это уникальное наследие наших предков, которое необходимо сохранять и развивать его традиции. За это потомки будут нам очень благодарны.
Источник: musaget.ru