Специальность строительство железных дорог путь и путевое хозяйство что это

Железнодорожный путь — это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для пропуска по нему поездов с установленной скоростью. Он является самой важной составляющей инфраструктуры железнодорожного транспорта. От состояния пути зависят непрерывность и безопасность движения поездов, а также эффективное использование технических средств железных дорог.

К путевому хозяйству железнодорожного транспорта относятся собственно путь со всеми его сооружениями и устройствами, а также комплекс производственных подразделений и хозяйственных предприятий, предназначенных для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного пути и проведения его планово-предупредительных ремонтов. Путевое хозяйство составляет одну из важнейших отраслей железнодорожного транспорта, от которой в значительной мере зависит выполнение перевозочного процесса. Удельный вес путевого хозяйства в системе железнодорожного транспорта характеризуется тем, что на его долю приходится более 50 % всех основных средств железных дорог и свыше 20 % общей численности работников.

Особенности обучения на отделении 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»

Железнодорожный путь (рис. 5.1) работает в условиях постоянного воздействия атмосферных и климатических факторов, воспринимая большие нагрузки от проходящих поездов. При этих условиях все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее

Общий вид железнодорожного пути

Рис. 5.1. Общий вид железнодорожного пути

строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение пассажирских и грузовых поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка, а также иметь достаточные резервы для дальнейшего повышения скоростей движения и грузонапряженности линии.

Для обеспечения указанных требований постоянно ведутся работы по усилению несущей способности и надежности всех элементов пути: широко применяются термически упрочненные рельсы тяжелых типов, новые конструкции рельсовых скреплений, бесстыковой путь, железобетонные шпалы, новые конструкции стрелочных переводов и др.

Железнодорожный путь состоит из нижнего и верхнего строений. Нижнее строение пути включает земляное полотно (насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, полунасыпи-полувыемки) и искусственные сооружения (мосты, тоннели, трубы, подпорные стены и др.). К верхнему строению пути относятся балластный слой, шпалы, мостовые и переводные брусья, рельсы, рельсовые скрепления, про- тивоугоны и стрелочные переводы.

Рельсы направляют движение колес подвижного состава, воспринимают давление от них и передают его на шпалы. Шпалы воспринимают давление от рельсов и передают его на балласт, а также обеспечивают неизменность взаимного положения рельсовых нитей. Балластный слой воспринимает давление от шпал и передает его на основную площадку земляного полотна, уменьшая неравномерность давления, а также обеспечивает устойчивость рельсовой колеи, препятствуя продольному и поперечному перемещению шпал при движении поездов.

Стоимость строительства 1 км железнодорожного пути.

Рельсовые скрепления необходимы для соединения рельсов между собой и со шпалами. Противоугоны применяются для удержания рельсов и шпал от продольного смещения под воздействием движущихся поездов. Стрелочные переводы служат для перехода подвижного состава с одного пути на другой. Все элементы железнодорожного пути работают как единая динамическая конструкция.

Источник: studref.com

Учебник монтера пути

Учебник монтера пути - обложка

Зуев И. И.
Учебник монтера пути. — Москва: Транспорт, 1978.

ОТ АВТОРА

Непрерывное совершенствование железнодорожного пути на железных дорогах СССР, являющееся составной частью технического прогресса на транспорте, предъявляет повышенные требования к работникам путевого хозяйства в отношении изучения ими новых путевых конструкций, условий их эксплуатации и ремонта, организации и технологии выполнения путевых работ.
Сложность задач, которые решают работники путевого хозяйства, в том числе и монтеры пути, все более возрастает. В связи с этим улучшение подготовки кадров монтеров пути является настоятельной необходимостью.
Настоящий учебник написан в соответствии с учебной программой подготовки монтеров пути индивидуально-бригадным методом.
Основная задача учебника — помочь учащимся изучить устройство и работу железнодорожного пути в целом и каждого его элемента в отдельности в условиях эксплуатации; усвоить технические требования и нормы содержания пути и его обустройств, изучить причины возникновения, способы обнаружения и меры предупреждения неисправностей; усвоить правила, технологические процессы и организацию работ по текущему содержанию и ремонту пути при обеспечении необходимых условий для безопасного движения поездов и соблюдения требований техники безопасности.
Материал в учебнике изложен в объеме, необходимом для освоения монтерами пути знаний по устройству, ремонту и содержанию пути, а также искусственным сооружениям, путевым машинам и механизмам, экономике производства.

Читайте также:  Строительство новых предприятий на новых площадях это

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт является главным звеном единой транспортной сети нашей страны, так как он выполняет свыше 50% общего объема перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.
К концу десятой пятилетки общий грузооборот железных дорог должен возрасти примерно на 22%, а производительность труда — на 18—20%.
Высокая грузонапряженность является отличительной особенностью в работе железных дорог СССР.
Дальнейший рост грузонапряженности, осевых нагрузок и скоростей движения ставит перед путейцами сложные задачи — быстрейшее повышение мощности и надежности пути, совершенствование организации и технологии его содержания и ремонта, ускорение темпов механизации работ.
В настоящее время продолжается техническое перевооружение и усиление путевого хозяйства: в путь укладывают рельсы тяжелых типов Р65 и Р75 с объемной закалкой, бесстыковые рельсовые плети длиной до 800 м, улучшенные рельсовые скрепления, железобетонные шпалы, щебеночный и асбестовый балласт, стрелочные переводы с крестовинами пологих марок для направлений скоростного движения поездов, в широких размерах механизируются работы по ремонту и текущему содержанию пути и контролю за его состоянием.
Среди многих взаимодействующих между собой отраслей железнодорожного транспорта важной отраслью является путевое хозяйство.
В целом к путевому хозяйству относятся путь со всеми его сооружениями, а также ряд хозяйственных организаций и вспомогательных устройств, обеспечивающих бесперебойную работу железнодорожного пути.
Путь как одно из технических средств железнодорожного транспорта по своему техническому состоянию должен обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими конструкционными скоростями локомотивов.

Железнодорожный путь состоит из земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения. В состав земляного полотна входят защитные и укрепительные устройства, обеспечивающие его прочность и устойчивость. К искусственным сооружениям относятся мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, трубы, подпорные стены. Верхнее строение пути состоит из рельсов, рельсовых скреплений и противоугонных устройств, стрелочных переводов с переводными брусьями, соединений и пересечений путей, шпал, мостовых брусьев и балластного слоя.
В местах пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами устраивают переезды. Вдоль железнодорожного пути устанавливают путевые и сигнальные знаки.
Следует отметить, что темпы выполнения ремонтно-путевых работ в нашей стране в несколько раз превосходят темпы аналогичных работ на железных дорогах Европы и США.
Для ремонта путей в нашей стране созданы высокопроизводительные машины: путеукладочные краны УК-25/21, УК-25/18 и УК-25/9, щебнеочистительные машины ЩОМ-Д и ВМС, электробалластеры типов ЭЛБ-1 и ЭЛБ-3, выправочно-подбивочно-отделочные путевые машины ВПО-3000, путевые струги-снегоочистители СС, шпалоподбивочные машины, хопперы-дозаторы; начато изготовление автоматизированных выправочно-подбивочно-рихтовочных машин; выпускаются разнообразные электрические и гидравлические инструменты, погрузочно-выгрузочные механизмы, транспортные средства, применяется различная путеизмерительная и дефектоскопная техника.
Коллективы путевых машинных станций, дистанций пути, рельсосварочных и других предприятий путевого хозяйства непрерывно совершенствуют технологию и организацию ремонта и содержания пути. Повышение эффективности технологии и организации работ, улучшение качества являются главными задачами в работе путейцев в десятой пятилетке.

Источник: lokomo.ru

Рейтинг
Загрузка ...