Презентация на тему: » Лекция 1 КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.» — Транскрипт:
1 Лекция 1 КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
2 Капитальное строительство включает новое строительство, а также реконструкцию, техническое перевооружение и расширение существующих предприятий, зданий и сооружений. Капитальное строительство — одна из важнейших отраслей материального производства. Без капитального строительства невозможно развитие ни одной отрасли хозяйства страны.
Основной задачей капитального строительства является обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов страны на базе научно-тех- нического прогресса для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Строительное производство — совокупность производственных процессов, выполняемых непосредственно на строительной площадке, включая строительно- монтажные и специальные работы. Технология строительного производства — это наука о методах выполнения строительных процессов, обеспечивающих обработку материалов, полуфабрикатов и конструкций с качественным изменением их состояния, физико-механических свойств, геометрических размеров с целью получения продукции заданного качества. 2
Вебинар «Управление проектами капитального строительства»
3 3 К основным этапам капитального строительства относятся: планирование, проектирование, непосредственное строительство и введение в строй уже построенных мощностей. К особенностям строительного производства относятся: неподвижность строительной продукции — при выполнении строительных процессов рабочие, механизмы и материальные ресурсы находятся в движении, а возводимые объекты остаются неподвижными; многообразие строительной продукции — возводимые здания и сооружения различаются по производственным и эксплуатационным характеристикам, форме, размерам и внешнему облику; разнообразие материальных элементов — материалов, полуфабрикатов, деталей и изделий; разнообразие природно-климатических условий при возведении строительных объектов (геологических, гидрологических и климатических), что требует разработки соответствующих технологических методов для выполнения строительных процессов.
4 4 Конечным результатом выполнения строительных процессов является строительная продукция, под которой понимают законченные строительством и сданные в эксплуатацию промышленные предприятия, жилые и общественные здания и другие сооружения. Виды строительства: промышленное (заводы, фабрики, цехи и др.); гражданское (жилые и общественные здания); гидротехническое; сельскохозяйственное; дорожное и др.
Виды строительных работ: общестроительные (земляные, свайные, каменные, бетонные, железобетонные и др.) и специальные (санитарно- технические: тепло-, газо-, водоснабжение, вентиляция; электромонтажные, телефонизация; возведение дымовых труб и других особых сооружений). Структура и классификация строительных процессов. В любом строительном процессе участвуют рабочие, воздействующие с помощью орудий труда (машины, инструменты) и вспомогательных устройств и прис- пособлений (леса, подмости, кондукторы и др.) на предметы труда (бетон. арматура, монтажные узлы ит.д.). Структура строительных процессов: процесс состоит из рабочих операций, операции — из рабочих приемов, последние — из рабочих движений.
Что такое реконструкция объектов капитального строительства и требования к ее проведению?
5 5 а) жилое здание б) промышленное здание
6 6 в) башня Си-Эн Та́уэр ( 553,33 м ) г) Эйфелева башня ( 324 м ) д) Останкинская башня ( 540 м )
7 7 Классификация строительных процессов: по технологическим признакам различают заготовительные, транспортные, подготовительные и монтажно-укладочные процессы. Рис.1.1 Схема классификации строительных процессов
8 8 Заготовительные процессы обеспечивают строящийся объект полуфабрика- тами, деталями и изделиями. Транспортные процессы предназначены для доставки материалов, полуфаб- рикатов и изделий на строительную площадку и к рабочим местам. Подготовительные процессы предшествуют монтажно-укладочным и обеспечивают их эффективное выполнение (укрупнительная сборка, устройство лесов и др.). Монтажно-укладочные процессы подразделяются на следующие разновидности: — по значению — ведущие и совмещенные; -по степени механизации – ручные полумеханизированные, механизированные и автоматизированные; -по характеру производства работ — прерывные и непрерывные; — по количеству человек — одиночные и групповые (звеньевые).
9 9 Для выполнения каждого строительного процесса необходимо правильно организовать рабочее место. Рабочим местом называется зона, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, в которой совершается трудовая деятель- ность рабочего или звена рабочих. Участок работы, выделяемый одному рабочему или звену для выполне- ния сменного задания, называется делянкой, а участок, выделяемый бригаде — захваткой. Под фронтом работ понимают участок работ, размеры которого достаточны для выполнения, как минимум, сменного задания.
10 10 Для выполнения строительных процессов, требующих участия нескольких исполнителей, их организуют в звенья по 2-5 человек одной профессии различной квалификации. Для выполнения строительных работ создают бригады, состоящие из нескольких звеньев. Количественный и квалификационный состав бригад устанав- ливают в зависимости от характера и сложности работ.
Бригады могут быть специализированными и комплексными. Специализированные бригады создают при наличии достаточного фронта работ с однородными процессами, например, специализированные бригады трубоуклад- чиков, слесарей-сантехников, слесарей-вентиляционников. Комплексные бригады, в состав которых входят звенья рабочих разных специальностей и профессий, формируют при выполнении комплексных процессов с получением готовой продукции. Обычно такая бригада состоит из рабочих различных профессий, специальностей и квалификации. Для проведения работ по конструктивным элементам или по всему зданию весьма эффективно формирование комплексных бригад конечной продукции.
11 11 Последовательный метод — к работам на последующем объекте или его части (захватке) приступают после выполнения работ на предыдущем объекте или захватке. При этом методе общая продолжительность строительства: где — продолжительность работ на одном объекте (захватке); m — количество объектов. i=q, где i — интенсивность потребления ресурсов; q — минимальная величина потребляемых ресурсов.
Следовательно, этому методу организации работ соответствует максимальная продолжительность работ и минимальная величина потребления всех видов ресурсов. Параллельный метод — работы на всех объектах (захватках) ведутся одновременно. При этом:, I=qm (11, 12) Таким образом, продолжительность строительства становиться минимальной, а интенсивность потребления ресурсов -максимальной. Поточный метод предусматривает расчленение комплексного технологического на отдельные составляющие процессы, выполняемые специализированными подразделениями (бригадами, звеньями) без перерывов последовательно, переходящими с одного объекта на другой.
12 12 Поточный метод эффективно сочетает достоинства последовательного и параллельного методов. Продолжительность работ при поточном методе определяется по формуле: (13) где К — шаг потока (продолжительность каждого процесса); п — число процессов в цикле.
13 13 Рис. 1.2 Сравнительная характеристика выполнения процессов во времени различными методиками а – последовательным; б – параллельным; в – поточным с изображением развития потока в виде линейного календарного графика; г – то же, с изображением в виде циклограммы
14 14 Качество строительной продукции — совокупность строительной продукции удовлетворять определенным потребностям отраслей хозяйства или населения с точки зрения технических, эстетических и социальных требований, установленных в нормативных документах и стандартах. Рис. 1.3 Схема контроля качества строительной продукции
Источник: www.myshared.ru
Капитальные вложения: новые правила финансирования
Нормативно-правовая база, определяющая особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, с начала 2014 года значительно обновилась. Вступили в силу поправки БК РФ, принят ряд постановлений Правительства РФ, внесены изменения в другие нормативные акты, регулирующие процесс осуществления капвложений. Каковы теперь условия получения целевых средств на строительство и приобретение объектов недвижимости? Что следует учесть учреждениям физкультуры и спорта при расходовании этих средств?
Правовая основа изменений
Поправки в Бюджетный кодекс утвердили уже не временный, а постоянный механизм осуществления капитальных вложений, и изменения прежде всего коснулись бюджетных и автономных учреждений. В отношении них в последние три года действовали постановления Правительства РФ , определявшие, что федеральные БУ и АУ должны осуществлять бюджетные инвестиции в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. Аналогичные нормативные акты утверждались на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Теперь в Бюджетном кодексе закреплены два основных способа финансового обеспечения строительства или покупки недвижимого имущества – путем предоставления государственному (муниципальному) учреждению бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ) либо субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ). Правда, п. 1 ст.
79 БК РФ оставляет возможность и для третьего варианта – когда орган власти сам осуществляет бюджетные инвестиции, а учреждению передается в оперативное управление уже готовый объект.
В первых двух случаях учреждения должны применять нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ). При осуществлении капвложений казенные учреждения выступают в роли государственного (муниципального) заказчика (в силу п.
5, 6 ст. 3 данного закона), а бюджетные и автономные учреждения либо являются заказчиками (п. 7 ст. 3, ч. 4 ст. 15), либо наделяются полномочиями государственного и муниципального заказчика в соответствии с ч.
6 ст. 15.
Получается, что в отношении казенных учреждений физкультуры и спорта имеется лишь один способ финансирования капвложений – посредством бюджетных инвестиций. А вот в отношении бюджетных и автономных учреждений физкультуры и спорта могут быть использованы оба способа: предоставление как соответствующих целевых субсидий, так и бюджетных инвестиций. Рассмотрим подробнее особенности финансового обеспечения в обоих случаях.
Бюджетные инвестиции
Согласно п. 2 ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты госсобственности РФ или субъекта РФ, муниципальной собственности осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией. На федеральном уровне принят необходимый пакет документов.
Среди них – Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 13, которым утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (далее – Правила № 13). Аналогичные нормативные акты начинают издаваться в регионах, муниципальных образованиях.
Механизм, с помощью которого учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции, заключается в следующем. Сначала соответствующий орган власти определяет объект капитального строительства (недвижимого имущества) и принимает решение о реализации указанных инвестиций. При этом в сметную стоимость объекта могут включаться средства, необходимые для подготовки проектной документации, выполнения инженерных изысканий и др. (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 в ред. от 09.01.2014).
После принятия положительного решения и доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств оно проводит закупку в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и заключает государственный (муниципальный) контракт. Согласно п. 10 Правил № 13 контракт оплачивается в пределах выделенных лимитов либо в пределах средств, предусмотренных актами (решениями), на срок, превышающий срок действия утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств.
Как сказано в п. 9 Правил № 13, расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством, на основании государственных контрактов. В свою очередь, последние заключаются:
а) государственными заказчиками, являющимися получателями средств федерального бюджета (сюда относятся казенные учреждения);
б) организациями, которым орган-учредитель передал полномочия государственного заказчика (сюда относятся бюджетные и автономные учреждения).
Отметим, что процедура передачи полномочий теперь дополнительно урегулирована в Бюджетном кодексе. Согласно п. 4 его ст. 79 орган госвласти или местного самоуправления вправе безвозмездно передать подведомственным БУ и АУ свои полномочия по заключению и исполнению от имени публично-правового образования государственного (муниципального) контракта. Для этого учредитель и учреждение должны подписать соответствующее соглашение.
Такое соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов капстроительства (недвижимости) и должно содержать следующие условия:
- цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта. Также должны указываться наименование объекта, его мощность, стоимость, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения;
- права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, по заключению и исполнению от лица органа-учредителя государственных (муниципальных) контрактов;
- ответственность БУ или АУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
- право органа-учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением условий соглашения о передаче полномочий;
- обязанность БУ или АУ по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателя бюджетных средств.
Существенным является еще один момент. Бюджетному (автономному) учреждению физкультуры и спорта, которому переданы полномочия государственного или муниципального заказчика, необходимо заключать государственный (муниципальный) контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя. На это Минфин и Федеральное казначейство неоднократно указывали в своих письмах (см., например, п. 4.1.1 Письма Минфина РФ № 02‑02‑005/58618, Федерального казначейства № 42-7.4-05/5.1-897от 31.12.2013 (далее – Совместное письмо)).
Субсидии на осуществление капвложений
Как и в случае с бюджетными инвестициями, порядки предоставления субсидий на капвложения должны разрабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (п. 2 ст. 78.2 БК РФ). На федеральном уровне этот вопрос регламентируется Правилами № 13 и Правилами принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 14 (далее – Правила № 14).
Согласно названным нормативным актам орган власти должен принять решение о предоставлении рассматриваемой субсидии. При этом необходимо учесть, что за счет данных средств не финансируются, например, разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проведение госэкспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта (п. 7 Правил № 14). Поименованные работы могут быть учтены при формировании сметной стоимости только при наличии соответствующего решения уполномоченного органа власти.
Далее получатель бюджетных средств, предоставляющий субсидию (им, как правило, является орган-учредитель), и бюджетное (автономное) учреждение должны подписать соглашение. В силу п. 4 ст. 78.2 БК РФ оно также может быть заключено в отношении нескольких объектов и помимо описания предмета договора, прав и обязанностей учреждения должно содержать, в частности, следующие положения:
- условие о соблюдении автономным учреждением при использовании субсидии положений Федерального закона № 44-ФЗ;
- обязанность автономного учреждения по открытию лицевого счета в органе Федерального казначейства (финансовом органе) для учета операций по получению и использованию субсидий;
- сроки (порядок их определения) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет учреждения;
- право получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения БУ или АУ условий соглашения;
- порядок возврата БУ или АУ неиспользованных остатков субсидии в случае отсутствия решения получателя бюджетных средств, предоставляющего субсидию, о направлении этих средств на те же цели;
- порядок возврата сумм, использованных БУ или АУ, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения учреждением целей и условий, определенных соглашением;
- приостановление предоставления субсидии либо сокращение ее объема в связи с нарушением БУ или АУ условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников (если данно условие предусмотрено соглашением);
- порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидии БУ или АУ;
- случаи и порядок внесения изменений в соглашение (в том числе при уменьшении получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии), а также досрочного прекращения соглашения.
После предоставления субсидии на капвложения бюджетное (автономное) учреждение выбирает подрядчика или продавца готового объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Однако с победителем подписывается не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор – от имени самой организации (п. 4.1.2 Совместного письма).
Причем в силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ в такой договор нужно включать условие о возможности изменения размера, и (или) сроков оплаты, и (или) объема работ в случае уменьшения получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А подрядчик вправе потребовать от БУ или АУ возмещения понесенного реального ущерба, непосредственно обусловленного изменениями условий указанного договора.
Процесс осуществления капвложений
При реализации бюджетных инвестиций казенные учреждения, а также бюджетные и автономные учреждения, которым переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика, должны руководствоваться нормативной базой, действующей в отношении получателей бюджетных средств. Расходы учреждений, связанные с исполнением государственного (муниципального) контракта, подвергнутся санкционированию в соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 87н , а в отношении не использованных на начало очередного финансового года остатков лимитов бюджетных обязательств на исполнение этих госконтрактов необходимо применять положения Приказа Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н .
На основании данных бюджетного учета учреждения, расходующие средства бюджетных инвестиций, должны формировать за отчетный период и представлять своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств или органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность, предусмотренную для получателей бюджетных средств Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н .
В свою очередь, при использовании средств субсидии на капвложения следует руководствоваться другими документами. Санкционирование расходов и взыскание неиспользованных остатков в этом случае осуществляются по таким же правилам, как и в отношении субсидий на иные цели (приказы Минфина РФ от 16.07.2010 № 72н и от 28.07.2010 № 82н ). А операции, связанные со строительством или приобретением объекта, отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (по виду деятельности 6 «Субсидии на цели осуществления капитальных вложений).
Теперь обобщим основные отличия двух способов осуществления капвложений в виде таблицы.
Субсидии на капвложения (для БУ и АУ)
По переданным полномочиям (для БУ и АУ)
Государственный (муниципальный) контракт
Соглашение о передаче полномочий, государственный (муниципальный) контракт
Соглашение о предоставлении субсидии, гражданско-правовой договор
Государственный (муниципальный) заказчик от имени публично-правового образования
Государственный (муниципальный) заказчик (орган власти, передавший полномочия) от имени публично-правового образования
Лицевой счет получателя бюджетных средств (КУ)
Лицевой счет получателя бюджетных средств (органа власти) по переданным полномочиям
Отдельный лицевой счет учреждения
Аналогично субсидиям на иные цели
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Для получателей бюджетных средств – форма 1-контракт
для АУ – форма 1-закупки (разд. 4)
Заключение
Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).
Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.
Источник: www.klerk.ru
Способы закупки работ в сфере строительства
Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — ОКС) в соответствии с нормативами Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.
Каким способом выбрать подрядчика
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Рассмотрим подробно эти способы и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.
Аукцион в электронной форме
Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг (ТРУ), включенных в Перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, предусмотренный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ.
Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС входит в Перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»). Поэтому закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона исходя из текста Письма Минэкономразвития и ФАС является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн руб.
При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, определенный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).
Открытый конкурс
Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормативами ст. ст. 48 — 55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст.
48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. В силу толкования положений ст. ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса в случае, если НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, предусмотренных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.
Закрытый конкурс
Заказчик осуществляет закупку путем проведения закрытого конкурса в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 — 55 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, определенных ст. 85 Закона о контрактной системе.
Закрытый аукцион
Заказчик осуществляет такую закупку в случае, если в аукционной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка производится в соответствии с требованиями ст. ст. 86 — 91 Закона о контрактной системе.
Конкурс с ограниченным участием
Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС может производиться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте Постановления N 1089 . При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.
Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
— объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу;
— НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Данная позиция была также изложена в тексте Письма Минэкономразвития и ФАС, а также подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решениями ФАС России от 07.08.2014 по делу N К-К-3266/12/14, от 31.03.2014 по делу N К-527/14, в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Запрос предложений
Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений по основаниям, предусмотренным:
— п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, — в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством;
— п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, — в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе.
Кроме того, заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок в случае, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
В таблице 1 в кратком изложении приведены способы, которыми заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.
Условия осуществления закупки
Способ определения подрядчика
НМЦК не превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов
Аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика
НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов
Аукцион в электронной форме; открытый конкурс; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика
НМЦК не превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов
Аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика
НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов
Конкурс с ограниченным участием (если заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки); аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика
Дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке
В силу ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Отметим, что положения Закона о контрактной системе о соответствии участника закупки единым требованиям, определенным согласно законодательству РФ для лиц, осуществляющих выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС, детально разобраны на практике и не вызывают вопросов как у заказчиков, так и у участников закупок. Поэтому рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.
На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ при осуществлении закупок отдельных видов ТРУ вправе определять для участников таких закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
— финансовых ресурсов для исполнения контракта;
— на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
— опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
— необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом дополнительные требования могут быть установлены при осуществлении закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, определяется Правительством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, если правовыми актами Правительства РФ к отдельным видам закупок ТРУ установлены дополнительные требования, заказчик обязан тоже установить указанные требования к участникам в составе документации о закупке.
Сразу отметим, что на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть определены только при проведении конкурса с ограниченным участием (согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе), поскольку единственным действующим правовым документом, регулирующим данный вопрос, является Постановление N 1089.
В соответствии с Постановлением N 1089 к участнику закупки при осуществлении закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием могут предъявляться дополнительные требования. При этом предметом заключаемого контракта должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений. Одновременно с предъявлением дополнительных требований в документации о закупке приводится Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным дополнительным требованиям.
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, включают в себя:
— наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. Одновременно с этим стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
— наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, включает в себя:
1) копии ранее исполненных контрактов и актов выполненных работ;
2) перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);
3) выписку из Единого государственного реестра (ЕГР) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях;
4) копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее двух лет (копию акта передачи арендованного недвижимого имущества), копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписку из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования с указанием его производственных мощностей в сутки (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);
6) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование (применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации по утвержденной форме).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям. Поэтому, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, заказчику в полном объеме следует привести в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).
Пример формы о соответствии дополнительным требованиям (наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта) представлен в таблице 2.
Наименование оборудования и других материальных ресурсов
Количество шт. требуемое
Количество шт. в наличии у участника конкурса (заполняется участником)
Правовое основание владения (собственность, аренда, иное, заполняется участником)
Автомобиль для грузоперевозок полной массой не более 3,5 т
Автомобиль легковой для перевозки малых грузов и инструмента
Примечание: к форме прикладываются копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии)
Отметим, что в текст Постановления N 1089 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015, однако указанные изменения не коснулись случаев осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.
Одновременно с этим в части установления дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС в соответствии с ч. 2, 3 ст. 31 Закона о контрактной системе стоит рассмотреть проект постановления Правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона», который на момент написания статьи обсуждался. Предполагается, что заказчик, уполномоченный орган устанавливают к участникам закупок дополнительные требования в случае соблюдения двух условий:
— закупка осуществляется по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения электронного аукциона;
— НМЦК (цена лота) составляет 50 млн руб. и более.
Дополнительные требования будут включать в себя подтверждение опыта выполнения работ, аналогичных предмету заключаемого контракта, за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом стоимость выполненных работ должна составлять не менее 20% НМЦК и относиться к одному из ОКС (по выбору участника закупки).
Для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ участнику закупки необходимо будет в составе заявки представить копии разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию и акта приемки ОКС (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство), которые необходимо приложить в составе части второй заявки на участие в электронном аукционе.
Отметим, что в тексте проекта постановления не говорится о том, что участник закупки, подтверждая свое соответствие дополнительным требованиям, должен выступать в качестве генподрядчика, поэтому подтверждением выполнения аналогичных работ могут быть работы, выполняемые на субподряде.
Типовые ситуации при установлении дополнительных требований
Мы рассмотрели положения Закона о контрактной системе, а также правовые документы, в соответствии с которыми к участнику закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут предъявляться дополнительные требования. Однако на практике ситуация с предъявлением дополнительных требований иная.
На момент написания статьи на сайте госзакупок было размещено около 1000 закупок, поставщик по которым определялся путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом из общего количества указанных закупок только в 58 из них (подавляющее большинство — по работам, связанным с сохранением объектов культурного наследия) предметом заключаемого контракта являлось выполнение работ по строительству или реконструкции, а в 12 — выполнение проектных (изыскательских) работ.
Поэтому рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований, подробно.
Установка дополнительных требований
Как отмечалось, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции ОКС, могут быть установлены только при проведении конкурса с ограниченным участием. Однако нередки случаи, когда у заказчиков при осуществлении указанных выше закупок в документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки определенным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные Письмом Минэкономразвития России N 3422-ЕЕ-Д28и, ФАС России N АЦ-6139-14 от 21.02.2014. Так, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным Постановлением. Вместе с тем в случае осуществления закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, иным способом (например, проведением электронного аукциона) определения поставщиков заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные названным Постановлением.
Дополнительно стоит рассмотреть ситуацию, когда заказчик в документации об электронном аукционе (в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС) определяет для участников закупки дополнительные требования в силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Отметим, что подобные действия заказчика являются нарушением требований ч. 3 и 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку на текущий момент отсутствуют правовые акты Правительства РФ, которыми предусмотрено, что при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также отсутствует утвержденный Правительством РФ перечень документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям. Подобные выводы содержатся в сложившейся правоприменительной практике, например Решении Амурского УФАС России от 18.07.2014 по делу N ЖФ-94/2014.
Подтверждение дополнительных требований
Нередко заказчик в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) устанавливает дополнительные требования к участникам, однако не указывает, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие этим требованиям. Например, заказчиком может быть определено дополнительное требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ или наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта.
При этом в документации не установлено, опыт каких именно работ необходимо подтвердить участнику, а также нет указания на перечень оборудования, который необходимо привести в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным согласно Постановлению N 1089. Отметим, что заказчик на основании п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе приводит требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе заявки. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением ФАС России от 25.03.2014 по делу N К-490/14.
Критерии оценки заявок
Также стоит отметить, что, если заказчик в отношении участников закупки предъявляет дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие требования не смогут применяться в качестве критериев оценки заявок. Несоблюдение заказчиком данного положения является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением Ростовского УФАС России от 07.07.2014 по делу N 1309/03, 1310/03.
Почти во всех случаях осуществления закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчик устанавливает для участников только одно дополнительное требование: либо о наличии опыта выполнения аналогичных работ, либо о наличии определенного оборудования.
Кроме того, далеко не во всех случаях осуществления закупок строительных работ, работ по реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчики в полном объеме описывают дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а также приводят перечень документов, подтверждающих указанные сведения. Зачастую встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке просто скопированы положения ст. 31 Закона о контрактной системе или выдержки из Постановления N 1089, что во многом затрудняет подачу заявки на участие в такой закупке, поскольку участник не может правильно определить, какие именно документы необходимо представить для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
Источник: prom-nadzor.ru