Справочник по строительству автодорог

| Контакты | Для поиска на текущей странице: «Ctr+F» |

Рекомендован к применению

от 9 октября 2007 г. N СК-3743/02

СПРАВОЧНИК БАЗОВЫХ ЦЕН

НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Разработан ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» совместно с Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» при участии Ассоциации «Дормост».

Рассмотрен Управлением строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Внесен Управлением строительных программ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Рекомендован к применению Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) Письмом от 9 октября 2007 г. N СК-3743/02 по согласованию с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) от 29 июня 2007 г. N 01-29/5858.

Взамен главы 5 «Автомобильные дороги общего пользования» Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Железные и автомобильные дороги. Мосты. Тоннели. Метрополитены. Промышленный транспорт» издания 1995 года.

Строительство масштабных развязок автодорог

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Автомобильные дороги общего пользования» (далее именуемый «Справочник») рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен, а также начальных цен конкурсов при размещении государственного или муниципального заказа, на проектирование автомобильных дорог общего пользования и транспортных развязок.

1.2. При пользовании настоящим Справочником следует учитывать Общие указания по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства издания 2002 г. (далее — «Общие указания»).

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. В настоящем Справочнике использованы термины, установленные законодательством Российской Федерации и Общими указаниями по применению Справочников базовых цен на проектные работы для строительства издания 2002 г.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Базовые цены, приведенные в Справочнике, установлены в зависимости от натурального показателя объекта проектирования (протяженности) или на объект в целом.

3.2. Базовыми ценами Справочника учтена стоимость двухстадийного проектирования «проект» + «рабочая документация».

3.3. Уровень базовых цен, содержащихся в таблицах Справочника, установлен по состоянию на 01.01.2001.

3.4. Базовыми ценами учтены затраты на разработку проектной документации и прибыль, без учета налога на добавленную стоимость.

3.5. В Справочнике приведены базовые цены на индивидуальное проектирование нового строительства объектов. Стоимость проектирования объектов реконструкции, капитального ремонта определяется введением корректирующих коэффициентов в соответствии с порядком, установленным настоящим Справочником.

Стройгазконсалтинг: строительство автодорог

3.6. Базовыми ценами Справочника наряду с работами по проектированию основного объекта и выпуску проектной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации учтены и не требуют дополнительной оплаты следующие работы и услуги:

3.6.1. Защита проектной документации в органах экспертизы и утверждающих инстанциях и внесение соответствующих изменений по их замечаниям;

3.6.2. Затраты по анализу сметной стоимости материалов и оборудования, предусмотренных в проекте;

3.6.3. Составление договора на выполнение проектно-изыскательских работ.

3.7. Базовыми ценами Справочника не учтены и требуют дополнительной оплаты следующие работы и услуги:

3.7.1. Инженерные изыскания;

3.7.2. Экономические изыскания;

3.7.3. Обследования и обмерные работы на объектах, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции, расширению и техническому перевооружению .

Определять стоимость таких работ следует по соответствующим Справочникам, либо расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат.

3.7.4. Выбор трассы дороги;

3.7.5. Выбор площадок для строительства постоянных и временных зданий и сооружений, а также площадок добычи местных строительных материалов и резервов грунта;

3.7.6. Разработка проектных решений, указанных в задании на проектирование, в нескольких вариантах, за исключением вариантных проработок для выбора оптимальных проектных решений .

Разработка дополнительных вариантов проекта, рабочего проекта или отдельных технологических, конструктивных, архитектурных и других решений устанавливается в задании на проектирование, где также должны быть определены разделы (или части этих разделов) проекта, по которым необходима разработка указанных вариантов и исходные данные, необходимые для их разработки.

Степень проработки дополнительных вариантов устанавливается по согласованию с заказчиком. При этом стоимость основного (первого) варианта принимается с коэффициентом 1, а дополнительного варианта — с понижающим коэффициентом в зависимости от состава и трудоемкости работ.

3.7.7. Проектирование мостов, путепроводов, тоннелей, галерей, балконов, подпорных стенок, пешеходных переходов в разных уровнях, паромных переправ, противооползневых сооружений, укреплений слабых оснований земляного полотна;

3.7.8. Проектирование сооружений ГИБДД (ГАИ), а также объектов придорожного сервиса, дорожной и автотранспортной службы;

3.7.9. Разработка проекта содержания автомобильной дороги;

3.7.10. Разработка проекта озеленения автомобильных дорог;

3.7.11. Разработка проекта освещения автомобильных дорог и транспортных развязок, а также специальной связи дорожной и автотранспортной служб;

3.7.12. Проектирование велодорожек, тротуаров и благоустройства населенных пунктов;

3.7.13. Проектирование светофорных объектов;

3.7.14. Переустройство и вынос из зоны строительства всех видов инженерных коммуникаций;

3.7.15. Проектирование прудов, водоемов, гидротехнических сооружений;

3.7.16. Проект производства гидромеханизированных и буровзрывных работ;

3.7.17. Проект рекультивации временно изымаемых земель;

3.7.18. Проектирование мероприятий по снижению уровня шума в населенных пунктах;

3.7.19. Проектирование ливневой канализации и очистных сооружений;

3.7.20. Разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» (ИТМ ГОЧС) .

Базовая цена разработки раздела ИТМ ГОЧС определяется по Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны и другие специальные сооружения» изд. 2006 г.

3.7.21. Разработка раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) .

Разработка раздела ОВОС осуществляется на предпроектной стадии проектирования, стоимость разработки может быть определена дополнительно и составлять 20% от цены обоснования инвестиций в строительство, или 4% от общей стоимости проектирования («проект» + «рабочая документация»).

3.7.22. Разработка конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, кроме составления исходных требований на конструирование этого оборудования .

Справочником базовых цен учтены затраты на составление исходных требований для разработки конструкторской документации на оборудование индивидуального изготовления, включая единичное и мелкосерийное. Техническое задание на указанное оборудование разрабатывает завод-изготовитель. В отдельных случаях, когда разработка указанной конструкторской документации поручается проектной организации, она осуществляется, как правило, по договорам с заводом-изготовителем оборудования. Если завод-изготовитель не определен, то разработка конструкторской документации на оборудование может выполняться проектной организацией по поручению заказчика. При этом базовая цена выполнения указанных конструкторских работ определяется по ведомственным расценкам заводов-изготовителей указанного оборудования.

3.7.23. Разработка автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП), автоматизированных систем управления производством (АСУП) и автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) .

Базовая цена проектирования АСУТП, АСУП и АСУДД определяется по соответствующим ценовым документам на разработку указанной технической документации.

3.7.24. Разработка рабочих чертежей на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки при проектировании объектов с особо сложными конструкциями и методами производства работ .

Базовая цена разработки рабочих чертежей указанных сооружений, приспособлений и устройств определяется расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат.

3.7.25. Разработка проектов производства строительно-монтажных работ (ППР);

3.7.26. Изготовление демонстрационных макетов;

3.7.27. Осуществление авторского надзора;

3.7.28. Выполнение научно-исследовательских и опытн о- экспериментальных работ;

3.7.29. Оценка финансовой эффективности реализации проекта строительства автомобильных дорог с последующей их эксплуатацией на платной основе .

Стоимость выполнения указанной работы может определяться расчетом на основе калькуляции затрат.

3.7.30. Затраты на служебные командировки, в том числе и затраты административного персонала, если командировки этого персонала связаны непосредственно с проектированием объекта;

3.7.31. Внесение изменений в проектную документацию, вызванных решением заказчика или изменением требований нормативных документов в процессе проектирования (за исключением исправления ошибок, допущенных проектной организацией);

3.7.32. Работы (затраты), относящиеся к функции заказчика-застройщика по :

3.7.32.1. Сбору исходных данных, в т.ч. получению технических условий;

3.7.32.2. Выявлению владельцев объектов недвижимости;

3.7.32.3. Разработке технологических регламентов на выполнение отдельных видов строительных работ;

3.7.32.4. Подбору организаций-поставщиков и источников получения материалов, полуфабрикатов и конструкций;

3.7.32.5. Разработке раздела по разграничению балансовой принадлежности сносимых, переустраиваемых, вновь строящихся объектов;

3.7.32.6. Подготовке документов для перевода земель в земли транспорта;

3.7.32.7. Организации и проведению общественных слушаний;

3.7.32.8. Оплате расходов органов местного самоуправления (администрации), государственного надзора (контроля) и заинтересованных организаций по согласованию намечаемых проектных решений и др.;

3.7.32.9. Экспертизе проектной документации, в том числе получению заключений независимых экспертов.

3.8. Базовая цена разработки проектной документации на реконструкцию сооружений определяется по настоящему Справочнику базовых цен с применением повышающего коэффициента от 1,2 до 1,5.

3.9. Базовая цена разработки проектной документации на капитальный ремонт определяется по настоящему Справочнику с применением понижающего коэффициента к цене проектирования для условий нового строительства в размере не более 0,85 в зависимости от состава и объема работ.

3.10. При определении стоимости проектных работ по базовым ценам Справочника при наличии усложняющих факторов применяются повышающие коэффициенты. При наличии нескольких усложняющих факторов и применении в связи с этим нескольких коэффициентов, больших единицы, общий повышающий коэффициент определяется путем суммирования их дробных частей и единицы.

3.11. При определении стоимости проектных работ по базовым ценам Справочника могут применяться понижающие коэффициенты в случаях, предусмотренных Общими указаниями и настоящим Справочником.

При определении стоимости проектных работ с применением нескольких коэффициентов меньше единицы, общий понижающий коэффициент определяется путем их перемножения.

3.12. Базовая цена разработки проектной документации на строительство сооружений в сложных условиях определяется по ценам Справочника с применением к стоимости проектных работ следующих коэффициентов.

│N п /п│ Факторы, усложняющие проектирование │ Коэффициенты │

│1.1 │сейсмичность 7 баллов │ 1,12 │

│1.2 │сейсмичность 8 баллов │ 1,16 │

│1.3 │сейсмичность 9 баллов │ 1,24 │

│2 │Неблагоприятные грунтовые условия │ │

│2.1 │переувлаженные грунты │ 1,02 │

│2.2 │торфяные, просадочные грунты │ 1,06 │

│2.3 │водонасыщенные грунты │ 1,08 │

│2.4 │скальные грунты │ 1,02 │

│2.5 │оползневые явления │ 1,08 │

│2.6 │подвижные пески │ 1,02 │

│2.7 │засоленные грунты │ 1,02 │

│2.8 │вечномерзлые грунты │ 1,08 │

При наличии двух или более усложняющих факторов коэффициенты применяются за каждый фактор.

3.13. При проектировании объектов на расстоянии до 25 км от границ городов с населением от 500 тыс. до 1 миллиона человек к базовым ценам следует применять коэффициент 1,1.

При проектировании объектов на расстоянии до 50 км от границ городов с населением 1 миллион человек и более к базовым ценам следует применять коэффициент 1,2.

При проектировании объектов на расстоянии до 50 км от границ городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) к базовым ценам следует применять коэффициент 1,4.

3.14. При определении базовой цены проектирования по настоящему Справочнику в случае сокращения конкретных сроков проектирования по сравнению с нормативными , рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:

при сокращении срока в 1,2 раза — 1,1;

» в 2 и более раз — 1,4.

3.15. При разработке смет с использованием ресурсного метода к стоимости разработки раздела «Сметная документация» допускается применять повышающий коэффициент до 1,5. Максимальное значение повышающего коэффициента при составлении сметной документации (с использованием программных средств) принимается в случае отсутствия в регионе централизованного банка данных о стоимости ресурсов для учета дополнительных затрат, связанных с его формированием.

3.16. Затраты проектных организаций, связанные с осуществлением ими функций генпроектировщика и курированием проектных работ, переданных на субподряд, определяются в размере до 2% от базовой цены разработки проектной документации, передаваемой субподрядным проектным организациям, и оплачиваются дополнительно.

3.17. Базовая цена разработки проектной документации, выполняемой согласно соответствующим нормативным документам, регламентирующим проектирование объектов для строительства за границей, определяется в соответствии с п. 13 раздела III Общих указаний.

3.18. Базовыми ценами Справочника учтена стоимость 4-х экземпляров проектной документации, выдаваемой заказчику. Стоимость экземпляров проектной продукции, выдаваемых по просьбе заказчика сверх указанного количества, определяется дополнительно к базовой цене.

3.19. Затраты генеральной проектной организации на участие в выборе трассы дороги и площадок сопутствующих сооружений определяются по ценам на проектирование соответствующих сооружений, приведенных в Справочнике, с применением коэффициента 0,25 к стоимости разработки документации на стадии «проект».

3.20. Базовая цена разработки Обоснований инвестиций в строительство объектов определяется по ценам Справочника с применением понижающего коэффициента в соответствии с трудоемкостью работ. Размер этого коэффициента к ценам Справочника на стадии «проект» составляет до 0,5.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕН НА РАЗРАБОТКУ

4.1. Базовые цены на проектирование автомобильных дорог установлены в зависимости от категории дорог и категорий сложности проектирования.

Базовые цены на проектирование транспортных развязок установлены в зависимости от типа транспортной развязки и категории сложности проектирования.

4.2. Базовая цена проектирования автомобильных дорог и транспортных развязок установлена для трех категорий сложности проектирования в зависимости от рельефа местности, плотности застройки территории и густоты инженерных и транспортных коммуникаций.

Для определения категории сложности проектирования достаточно наличия одного из признаков, характеризующих сложность.

При отнесении участков дороги к различным категориям сложности, длину их следует принимать протяженностью не менее 5 км, за исключением подходов к искусственным сооружениям (мостам, путепроводам, эстакадам, тоннелям и т.п.).

Категории сложности проектирования приведены в следующей таблице.

Категория сложности проектирования

Застройка, наличие
инженерных и транспортных
коммуникаций

Территория застроена
до 0,1 длины трассы или
незастроенная территория,
но количество пересечений с
инженерными коммуникациями
свыше 5-ти на 1 км трассы

Территория застроена от 0,1
до 0,25 длины трассы или
незастроенная территория,
но пересечения с
автомобильными и железными
дорогами чаще, чем через
2 км длины трассы

Территория застроена от
0,25 до 0,5 длины трассы

Примечание. По рельефу местность классифицируется:

— местность равнинная, холмистая — местность равнинная, слабохолмистая, холмистая, пересеченная, перепады отметок смежных форм рельефа до 10 м, косогорность не круче 1:5, с необеспеченным, а также с обеспеченным водоотводом;

— местность предгорная — местность предгорная, расчлененный рельеф, перепад отметок смежных форм рельефа от 10 до 30 метров, косогорность от 1:5 до 1:3, а также подходы к искусственным сооружениям при высоте насыпи или глубине выемки 6 — 12 м;

— местность горная — местность горная с перевальными участками, перепад отметок смежных форм рельефа от 30 и свыше 50 метров, косогорность от 1:3 до 1:2 и круче, а также подходы к искусственным сооружениям при высоте насыпи или глубине выемки 12 — 25 м и более.

4.3. Базовая цена проектирования автомобильной дороги, состоящей из участков, имеющих различную категорию дороги или сложности проектирования, определяется суммированием цен проектирования участков, рассчитанных по формуле

a, b — показатели, приведенные в таблице 2, для дороги или этапа строительства.

Показатели для определения базовых цен проектирования

автомобильных дорог общего пользования

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│ Категория дороги IА, IБ, IВ │

│ п /п│дороги в км │ца из-│гория│ (4 полосы) │

│ │ │ния │ности│постоянные вел и- │ориентировочные │

│ │ │ │пр о- │чины цены разра-│ размеры │

│ │ │ │ект и- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ров а- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ния │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 676,2 │ — │ 39 │ 61 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 772,8 │ — │ 41 │ 59 │

│ 3 │» │ » │ 3 │1352,4 │ — │ 45 │ 55 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 225,4 │ 225,4 │ 38 │ 62 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 257,6 │ 257,6 │ 40 │ 60 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 450,8 │ 450,8 │ 43 │ 57 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 568,33 │ 156,81│ 36 │ 64 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 660,1 │ 177,1 │ 38 │ 62 │

│ 9 │» │ » │ 3 │1143,1 │ 312,34│ 41 │ 59 │

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 890,33 │ 124,61│ 34 │ 66 │

│11 │» │ » │ 2 │1078,7 │ 135,24│ 36 │ 64 │

│12 │» │ » │ 3 │1851,5 │ 241,5 │ 40 │ 60 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │1173,56 │ 110,45│ 31 │ 69 │

│14 │» │ » │ 2 │1465,1 │ 115,92│ 34 │ 66 │

│15 │» │ » │ 3 │2431,1 │ 212,52│ 38 │ 62 │

Продолжение табл. 2

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│ Категория дороги II (4 полосы) │

│ │ │мер е- │слож-│постоянные вели-│ ориентировочные │

│ │ │ния │ности│чины цены разр а- │ размеры │

│ │ │ │пр о- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ект и- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ров а- │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 608,70 │ — │ 38 │ 62 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 695,40 │ — │ 40 │ 60 │

│ 3 │» │ » │ 3 │1217,10 │ — │ 43 │ 57 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 202,90 │202,90 │ 36 │ 64 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 231,80 │231,80 │ 38 │ 62 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 405,70 │405,70 │ 41 │ 59 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 511,85 │141,11 │ 34 │ 66 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 593,80 │159,40 │ 36 │ 64 │

│ 9 │» │ » │ 3 │1028,50 │281,14 │ 40 │ 60 │

Читайте также:  Что такое ригель в строительстве

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 801,85 │112,11 │ 31 │ 69 │

│11 │» │ » │ 2 │ 970,40 │121,74 │ 34 │ 66 │

│12 │» │ » │ 3 │1666,90 │217,30 │ 38 │ 62 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │1057,05 │ 99,35 │ 29 │ 71 │

│14 │» │ » │ 2 │1318,80 │104,32 │ 31 │ 69 │

│15 │» │ » │ 3 │2188,50 │191,22 │ 36 │ 64 │

Продолжение табл. 2

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│Категория дороги II (2 — 3 полосы)│

│ │ │мер е- │слож-│постоянные вели-│ ориентировочные │

│ │ │ния │ности│чины цены разр а- │ размеры │

│ │ │ │пр о- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ект и- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ров а- │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 336,30 │ — │ 38 │ 62 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 442,50 │ — │ 40 │ 60 │

│ 3 │» │ » │ 3 │ 796,50 │ — │ 43 │ 57 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 112,10 │112,10 │ 36 │ 64 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 147,50 │147,50 │ 38 │ 62 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 265,50 │265,50 │ 41 │ 59 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 289,10 │ 76,70 │ 34 │ 66 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 354,00 │106,20 │ 36 │ 64 │

│ 9 │» │ » │ 3 │ 663,75 │185,85 │ 40 │ 60 │

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 466,10 │ 59,00 │ 31 │ 69 │

│11 │» │ » │ 2 │ 619,50 │ 79,65 │ 34 │ 66 │

│12 │» │ » │ 3 │1047,25 │147,50 │ 38 │ 62 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │ 643,10 │ 50,15 │ 29 │ 71 │

│14 │» │ » │ 2 │ 855,50 │ 67,85 │ 31 │ 69 │

│15 │» │ » │ 3 │1519,25 │123,90 │ 36 │ 64 │

Продолжение табл. 2

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│ Категория дороги III │

│ │ │мер е- │слож-│постоянные вели-│ ориентировочные │

│ │ │ния │ности│чины цены разр а- │ размеры │

│ │ │ │пр о- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ект и- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ров а- │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 320,34 │ — │ 38 │ 62 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 421,50 │ — │ 40 │ 60 │

│ 3 │» │ » │ 3 │ 758,70 │ — │ 43 │ 57 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 106,78 │106,78 │ 36 │ 64 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 140,50 │140,50 │ 38 │ 62 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 252,90 │252,90 │ 41 │ 59 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 275,38 │ 73,06 │ 34 │ 66 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 337,20 │101,16 │ 36 │ 64 │

│ 9 │» │ » │ 3 │ 632,25 │177,03 │ 40 │ 60 │

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 443,98 │ 56,20 │ 31 │ 69 │

│11 │» │ » │ 2 │ 590,10 │ 75,87 │ 34 │ 66 │

│12 │» │ » │ 3 │ 997,55 │140,50 │ 38 │ 62 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │ 612,58 │ 47,77 │ 29 │ 71 │

│14 │» │ » │ 2 │ 814,90 │ 64,63 │ 31 │ 69 │

│15 │» │ » │ 3 │1447,15 │118,02 │ 36 │ 64 │

Продолжение табл. 2

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│ Категория дороги IV │

│ │ │мер е- │слож-│постоянные вели-│ ориентировочные │

│ │ │ния │ности│чины цены разр а- │ размеры │

│ │ │ │пр о- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ект и- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ров а- │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 175,26 │ — │ 34 │ 66 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 228,60 │ — │ 38 │ 62 │

│ 3 │» │ » │ 3 │ 419,10 │ — │ 40 │ 60 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 58,42 │ 58,42 │ 31 │ 69 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 76,20 │ 76,2 │ 34 │ 66 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 139,70 │139,70 │ 38 │ 62 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 147,32 │ 40,64 │ 29 │ 71 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 177,80 │ 55,88 │ 31 │ 69 │

│ 9 │» │ » │ 3 │ 355,60 │ 96,52 │ 36 │ 64 │

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 223,52 │ 33,02 │ 26 │ 74 │

│11 │» │ » │ 2 │ 304,80 │ 43,18 │ 29 │ 71 │

│12 │» │ » │ 3 │ 584,20 │ 73,66 │ 34 │ 66 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │ 325,12 │ 27,94 │ 26 │ 74 │

│14 │» │ » │ 2 │ 355,60 │ 40,64 │ 29 │ 71 │

│15 │» │ » │ 3 │ 736,60 │ 66,04 │ 34 │ 66 │

Окончание табл. 2

│ N │ Протяжение │Един и- │Кате-│ Категория дороги V │

│ │ │мер е- │слож-│постоянные вели-│ ориентировочные │

│ │ │ния │ности│чины цены разр а- │ размеры │

│ │ │ │пр о- │ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ │ект и- │документации │ по стадиям │

│ │ │ │ров а- │в тыс. руб. │ проектирования │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │до 2 │дорога│ 1 │ 148,98 │ — │ 34 │ 66 │

│ 2 │» │ » │ 2 │ 194,31 │ — │ 38 │ 62 │

│ 3 │» │ » │ 3 │ 356,25 │ — │ 40 │ 60 │

│ 4 │св. 2 до 5 │ км │ 1 │ 49,66 │ 49,66 │ 31 │ 69 │

│ 5 │» │ » │ 2 │ 64,77 │ 64,77 │ 34 │ 66 │

│ 6 │» │ » │ 3 │ 118,75 │118,75 │ 38 │ 62 │

│ 7 │св. 5 до 10 │ » │ 1 │ 125,26 │ 34,54 │ 29 │ 71 │

│ 8 │» │ » │ 2 │ 151,12 │ 47,50 │ 31 │ 69 │

│ 9 │» │ » │ 3 │ 302,26 │ 82,04 │ 36 │ 64 │

│10 │св. 10 до 20│ » │ 1 │ 189,96 │ 28,07 │ 26 │ 74 │

│11 │» │ » │ 2 │ 259,12 │ 36,70 │ 29 │ 71 │

│12 │» │ » │ 3 │ 496,56 │ 62,61 │ 34 │ 66 │

│13 │св. 20 до 50│ » │ 1 │ 276,36 │ 23,75 │ 26 │ 74 │

│14 │» │ » │ 2 │ 302,32 │ 34,54 │ 29 │ 71 │

│15 │» │ » │ 3 │ 626,16 │ 56,13 │ 34 │ 66 │

Примечания. 1. При проектировании дорог категорий I А, IБ и IВ для 6-ти полосных дорог к базовым ценам проектирования 4-х полосных дорог следует применять коэффициент 1,3; 8-ми полосных — коэффициент 1,6; 10-ти и более полосных — коэффициент 1,9.

2. Базовая цена проектирования дорог с высокими насыпями и глубокими выемками (более 12 м) принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,04.

3. Базовая цена проектирования дорог с тонкослойным, монолитным и сборным цементобетонным покрытием принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,02.

4. Базовая цена проектирования дорожных конструкций с морозозащитными слоями с использованием теплоизоляции принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,04.

5. Базовая цена проектирования дорог с полотном из конструктивных слоев различных геосинтетических материалов принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,02.

6. Базовая цена разработки рабочей документации автодороги с выполнением сводного стройгенплана определяется по ценам таблицы с коэффициентом 1,12.

7. При проектировании участков автодороги с пешеходными и велосипедными дорожками и тротуарами к базовым ценам таблицы применяется коэффициент 1,08.

8. При необходимости разработки тендерной документации на строительство автодороги (спецификаций, чертежей, ведомостей объемов работ) затраты на ее выполнение компенсируются в размере 30% от стоимости разработки документации автодороги на стадии «проект».

9. Базовая цена проектирования на автомобильных дорогах водопропускных труб большого диаметра (более 1,0 метра), а также труб любого диаметра на больших уклонах (более 20%), может быть определена по таблице 2 «Водопропускные трубы на железных и автомобильных дорогах» Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Искусственные сооружения» изд. 2004 г. и добавляется к базовой цене проектирования автомобильной дороги.

10. В случае необходимости разработки документации на технологические и временные дороги стоимость их проектирования определяется по базовым ценам настоящей таблицы, установленным для дорог IV и V категорий.

11. Ценами настоящей таблицы учтена стоимость барьерного ограждения на многополосных дорогах (категории I А; IБ; IB). В случае необходимости проектирования барьерного ограждения для дорог II и последующих категорий, к ценам проектирования следует применять коэффициент 1,05.

12. Цена проектирования дорожных конструкций с дренажами мелкого и глубокого заложений, перехватывающими плоскостными дренажами и т.п., определяется по ценам таблицы с коэффициентом 1,08.

4.4. Базовая цена проектирования подходов к искусственным сооружениям (мостам, путепроводам, эстакадам, тоннелям и т.п.) определяется по ценам соответствующих категорий дорог и сложности проектирования исходя из протяженности каждого подхода к сооружению, с исключением протяженности подходов из общей длины дороги.

В случае, когда суммарное протяжение подходов к искусственным сооружениям менее 2 км, расчетная длина принимается равной 2 км и исключается из общего протяжения дороги.

4.5. Базовая цена проектирования подъездов к основной дороге, участков пересекаемых дорог, местных проездов, проездов для связи разобщенных территорий определяется раздельно для каждого сооружения в соответствии с протяженностью, категорией дороги и сложностью проектирования.

При проектировании в составе дороги двух и более однотипных подъездов протяжением менее 2 км, базовую цену проектирования подъездов следует определять исходя из их суммарного протяжения в соответствии с категорией и сложностью проектирования участка основной дороги, на котором они располагаются.

4.6. Базовая цена проектирования участков дороги с раздельным земляным полотном для движения в каждом направлении определяется по ценам, соответствующим суммарной протяженности участков с раздельным земляным полотном.

4.7. В случае комплексной разработки проектных материалов при проектировании в составе дороги подъездов, транспортных развязок и других сооружений следует в соответствии с таблицами относительной стоимости исключать из цены проектирования этих сооружений затраты на разработку разделов, входящих в состав проектной документации по основной дороге и не разрабатываемых отдельно для данного сооружения.

Показатели для определения базовых цен проектирования

│ N │ Тип │Един и- │Кате-│Постоянные вели-│ Ориентировочные │

│ п /п│транспортной│ца из-│гория│чины цены разра-│ размеры │

│ │ развязки │мер е- │слож-│ботки проектной │ в процентах │

│ │ │ния │ности│документации │ по стадиям │

│ │ │ │пр о- │(тыс. руб.) │ проектирования │

│ │ │ │рова-│ a │ b │ П │ Р │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │Пересечение │раз- │ 1 │ 276,92 │ — │ 29 │ 71 │

│ 2 │ » │ » │ 2 │ 293,02 │ — │ 29 │ 71 │

│ 3 │ » │ » │ 3 │ 334,88 │ — │ 29 │ 71 │

│ 4 │Пересечение │раз- │ 1 │ 630,99 │ — │ 29 │ 71 │

│ │2-х автом о- │вязка │ │ │ │ │ │

│ 5 │ » │ » │ 2 │ 726,82 │ — │ 29 │ 71 │

│ 6 │ » │ » │ 3 │ 803,71 │ — │ 29 │ 71 │

│ 7 │Примыкание │раз- │ 1 │ 457,24 │ — │ 38 │ 62 │

│ 8 │ » │ » │ 2 │ 550,62 │ — │ 38 │ 62 │

│ 9 │ » │ » │ 3 │ 618,24 │ — │ 38 │ 62 │

│10 │ Полная │раз- │ 1 │ 859,74 │ — │ 41 │ 59 │

│11 │ » │ » │ 2 │ 927,36 │ — │ 41 │ 59 │

│12 │ » │ » │ 3 │1043,28 │ — │ 41 │ 59 │

│13 │Развязка 2-х│раз- │ 1 │1220,38 │ — │ 45 │ 55 │

│ │автомобил ь- │вязка │ │ │ │ │ │

│14 │ » │ » │ 2 │1384,60 │ — │ 45 │ 55 │

│15 │ » │ » │ 3 │1577,80 │ — │ 45 │ 55 │

│16 │Развязка │ » │ 1 │1403,43 │ — │ 45 │ 55 │

│17 │ » │ » │ 2 │1619,98 │ — │ 45 │ 55 │

│18 │ » │ » │ 3 │1909,14 │ — │ 45 │ 55 │

Примечания. 1. Ценами таблицы учтена стоимость проектирования пересечений в одном уровне с устройством переходно-скоростных полос, островков безопасности или кольцевых пересечений. При проектировании пересечений в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос к ценам следует применять коэффициент 0,35.

2. Базовая цена проектирования примыканий в одном уровне определяется путем применения к ценам пп. 1 — 3 таблицы коэффициента 0,75. Для всех типов примыканий в одном уровне без устройства переходно-скоростных полос при расчете цены следует применять коэффициент 0,35.

3. Ценами таблицы на проектирование развязок движения в разных уровнях не учтены проектные работы по основной и пересекаемым дорогам.

4. Базовая цена проектирования пересечений (примыканий) в одном уровне учитывает затраты на проектирование съездов и въездов на подходах к основной дороге протяжением до 0,2 км.

5. При проектировании транспортных развязок на автомобильных дорогах категорий I А, IБ и IВ для 6-ти полосных дорог к базовым ценам проектирования 4-х полосных дорог следует применять коэффициент 1,3; 8-ми полосных — коэффициент 1,6; 10-ти и более полосных — коэффициент 1,9.

6. Базовая цена проектирования транспортных развязок с высокими насыпями и глубокими выемками (более 12 м) принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,04.

7. Базовая цена проектирования дорожных конструкций транспортной развязки с морозозащитными слоями с использованием теплоизоляции принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,04.

8. Базовая цена проектирования транспортной развязки с полотном из конструктивных слоев различных геосинтетических материалов принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,02.

9. Базовая цена разработки рабочей документации транспортной развязки с выполнением сводного стройгенплана определяется по ценам таблицы с коэффициентом 1,12.

10. Базовая цена проектирования транспортной развязки с пешеходными и велосипедными дорожками и тротуарами определяется с коэффициентом 1,08.

11. При необходимости разработки тендерной документации на строительство транспортной развязки (спецификаций, чертежей, ведомостей объемов работ) затраты на ее выполнение компенсируются в размере 30% от стоимости разработки документации транспортной развязки на стадии «проект».

12. В случае необходимости разработки документации на технологические и временные дороги стоимость их проектирования определяется по ценам настоящей таблицы, установленным для дорог IV и V категорий.

13. Ценами настоящей таблицы учтена стоимость барьерного ограждения транспортных развязок на многополосных дорогах (категории I А; IБ; IB). В случае необходимости проектирования барьерного ограждения транспортных развязок для дорог II и последующих категорий к ценам проектирования следует применять коэффициент 1,05.

14. Базовая цена проектирования дорог с тонкослойным, монолитным и сборным цементобетонным покрытием принимается по ценам таблицы с коэффициентом 1,02.

15. Базовая цена проектирования на автомобильных дорогах водопропускных труб большого диаметра (более 1,0 метра), а также труб любого диаметра на больших уклонах (более 20%), может быть определена по таблице 2 «Водопропускные трубы на железных и автомобильных дорогах» Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Искусственные сооружения» изд. 2004 г. и добавляется к базовой цене проектирования транспортной развязки.

16. Цена проектирования дорожных конструкций с дренажами мелкого и глубокого заложений, перехватывающими плоскостными дренажами и т.п., определяется по ценам таблицы с коэффициентом 1,08.

5. ТАБЛИЦЫ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ РАЗРАБОТКИ

РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

(в процентах от цены)

Читайте также:  С чего начинать бизнес по строительству

Таблицы относительной стоимости приведены для следующих стадий проектирования:

рабочая документация (Р).

К таблице 2 Категории дорог I А, IБ, IВ

│ N │ Наименование разделов проекта │ Наименование объекта │

│ │ │автомобильные дороги общего │

│ │ │ пользования длиной, км │

│ │ │ до 2 │свыше 2 до 5 │свыше 5│

│ │ │ П │Р │ П │ Р │ П │ Р │

│ 1 │ 2 │ 3 │4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│ 1 │Трасса │10 │ 9│ 9 │ 8 │ 7 │ 6 │

│ 2 │Земляное полотно │24 │40│ 27 │ 40 │28 │43 │

│ 3 │Водопропускные трубы и │ 6 │ 9│ 5 │ 10 │ 6 │10 │

│ 4 │Дорожная одежда │10 │ 8│ 9 │ 8 │ 8 │ 7 │

│ 5 │Организация и безопасность │11 │15│ 11 │ 15 │11 │15 │

│ │движения, обустройство дорог, │ │ │ │ │ │ │

│ 6 │Организация содержания │ 4 │ 2│ 3 │ 1 │ 3 │ 1 │

│ 7 │Ресурсоемкость строительства с │ 1 │ 1│ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │

│ │зарубежных технологий и │ │ │ │ │ │ │

│ 8 │Охрана окружающей среды │ 5 │ 8│ 6 │ 9 │ 7 │ 9 │

│ 9 │Проект организации │18 │ -│ 18 │ — │18 │ — │

│10 │Сметная документация │11 │ 8│ 11 │ 8 │11 │ 8 │

К таблице 2 Категории дорог II (4 полосы); II (2 — 3 полосы); III; IV; V

│ N │ Наименование разделов проекта │ Наименование объекта │

│ │ │автомобильные дороги общего │

│ │ │ пользования длиной, км │

│ │ │ до 2 │свыше 2 до 5 │свыше 5│

│ │ │ П │Р │ П │ Р │ П │ Р │

│ 1 │ 2 │ 3 │4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │

│1 │Трасса │11 │ 9│ 8 │ 7 │ 6 │ 5 │

│2 │Земляное полотно │27 │42│ 32 │ 43 │33 │45 │

│3 │Водопропускные трубы и │ 6 │ 9│ 5 │ 9 │ 6 │10 │

│4 │Дорожная одежда │11 │11│ 10 │ 10 │ 9 │ 9 │

│5 │Организация и безопасность │ 6 │10│ 6 │ 12 │ 6 │12 │

│ │движения, обустройство дорог │ │ │ │ │ │ │

│6 │Организация содержания │ 4 │ 2│ 3 │ 1 │ 3 │ 1 │

│7 │Ресурсоемкость строительства │ 1 │ 1│ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │

│ │с обоснованием использования │ │ │ │ │ │ │

│8 │Охрана окружающей среды │ 5 │ 8│ 6 │ 9 │ 7 │ 9 │

│9 │Проект организации │18 │ -│ 18 │ — │18 │ — │

│10 │Сметная документация │11 │ 8│ 11 │ 8 │11 │ 8 │

К таблице 3 Транспортные развязки (категории дорог I А, IБ, IВ)

│ N │ Наименование разделов │ Наименование объекта │

│ │ работ │ пересечения дорог общего │

│ │ │пользования по пунктам таблицы 3 │

│ │ │ пп. 1 — 3; │ пп. 10 — 12; │

│ │ │ пп. 4 — 6; │ пп. 13 — 18 │

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

│ 1 │План пересечения, │ 11 │ 6 │ 7 │ 5 │

│ │развязки с оценкой │ │ │ │ │

│ 2 │Земляное полотно │ 23 │ 41 │ 23 │ 40 │

│ 3 │Водопропускные трубы │ 3 │ 3 │ 5 │ 5 │

│ 4 │Дорожная одежда │ 9 │ 11 │ 12 │ 11 │

│ 5 │Организация и безопасность│ 9 │ 19 │ 13 │ 21 │

│ 6 │Организация содержания │ 3 │ 2 │ 2 │ 1 │

│ 7 │Ресурсоемкость строитель- │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │

│ │ства с обоснованием │ │ │ │ │

│ │технологий и материалов │ │ │ │ │

│ 8 │Охрана окружающей среды │ 8 │ 7 │ 9 │ 8 │

│ 9 │Проект организации │ 19 │ — │ 18 │ — │

│10 │Сметная документация │ 13 │ 10 │ 9 │ 8 │

К таблице 3 Транспортные развязки (категории дорог II (4 полосы); II (2 — 3 полосы))

Источник: www.docstroika.ru

Справочник дорожной терминологии

Автоматизация проектирования — проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов. Позволяет ускорить процесс проектирования и принятие оптимальных решений на основе проработки большого числа вариантов.

Автоматицация строительства дороги — применение на автогрейдерах, асфальтоукладчиках, бульдозерах, фрезах систем автоматической нивелировки «САУРО».

Аэросъемка — процесс получения изображения местности с воздуха. Выполняется с помощью фотоаппаратов — аэрофотосъемка, специальных электронных устройств — цифровая аэрофотосъемка, радиолокационных аппаратов — радиолокационная аэрофотосъемка.

Аэрофотоизыскания — комплекс работ по изысканию трассы, выполняемый для проектирования дорог на основе аэрофотосъемок местности. По методам выполнения подразделяются на аэрофототопографические, стереофотограмметрические и комбинированные.

Балкон — поперечный профиль дороги в горной местности на подходах к мостам или участках с крутыми склонами, когда часть поперечного профиля расположена над склоном.

Барханы — подвижные скопления песков, навеянных господствующими ветрами. Имеют серповидную в плане форму высотой до 150 м. Наветренный (выпуклый) склон пологий (5. 14°) и длинный, подветренный (вогнутый) крутой (до 30°) и короткий, переходящий в заостренные «рога». При устойчивых ветрах в одном направлении происходит поступательное движение барханов, при ветрах противоположных направлений в зависимости от их скорости возможны колебательные или поступательно-колебательные движения. Скорость перемещения барханов находится в прямой зависимости от скорости ветра и в обратной от высоты бархана.

Бассейн испарительный — искусственное или естественное понижение местности вдоль автомобильной дороги для сбора и последующего испарения поверхностных вод, в котором колебание уровня воды зависит от интенсивности испарения. Устраивается в степных районах и в равнинной местности, когда нельзя отвести воду от земляного полотна боковыми водоотводными канавами.

Биклотоида — кривая из двух клотоид одинаковой кривизны, которые в точке сопряжения имеют одинаковые меньшие радиусы и общую касательную.

Биссектриса кривой — отрезок прямой, соединяющий вершину угла поворота трассы с серединой кривой.

Бровка — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения. По ней определяются рабочие отметки земляного полотна автомобильной дороги.

Вариант трассы — одно из нескольких решений проложения трассы.

Видимость встречного автомобиля — минимальное расстояние, обеспечиваемое геометрическими элементами дорог, необходимое для выполнения безопасного маневра обгона.

Видимость расчетная — минимальное расстояние видимости встречного автомобиля или поверхности проезжей части автомобильной дороги, обеспечиваемое для заданной расчетной скорости ее геометрическими элементами.

Вираж — односкатный поперечный профиль проезжей части с уклоном к центру кривой, устраиваемый на кривых малого радиуса. Устраивают для повышения устойчивости автомобиля на кривых. Возможно устройство ступенчатого виража с различными поперечными уклонами.

«Воздушная линия» — см. Коэффициент развития (удлинения) трассы.

Восстановление трассы — комплекс работ, выполняемых при закреплении на местности оси запроектированной трассы автомобильной дороги.

Вставка прямая — прямой участок трассы между соседними кривыми в плане.

Георадар — переносной (передвижной) радиолокатор, применяемый для проведения геоакустического зондирования верхних слоев подповерхностных сред.

Домер — разность длины двух тангенсов и длины круговой кривой при ее вписывании в угол поворота трассы, вводимая при разбивке пикетажа.

Закрепление трассы — комплекс работ по привязке точек трассы к существующим предметам на местности или специально установленным реперам.

Изыскания автомобильных дорог инженерные — исследования экономических, технических и природных условий, в которых будут осуществляться строительство и эксплуатация автомобильной дороги, с целью определения оптимального технико-экономического решения для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги. Различают изыскания для составления схемы развития дорог, проекта дороги и разработки рабочей документации. Изыскания делятся на экономические и технические. Включают следующие этапы: подготовительный, полевой, камеральный.

Изыскания камеральные — один из этапов проектно-изыскательских работ по изучению картографических материалов, справочных данных, позволяющих наметить общее направление трассы.

Изыскания технические — комплекс изыскательских работ, включающий осмотр и инструментальную съемку местности, а также ее инженерно-геологическое обследование для установления направления трассы и разработки проекта дороги. Подразделяются на рекогносцировочные и подробные.

Изыскания технические подробные — комплекс детальных изыскательских работ, включающий производство на местности всех инструментальных съемок, измерений и обследований, необходимых для установления точного направления трассы и для составления проекта дороги со всеми сооружениями. При этом осуществляют трассирование, разбивку и закрепление на местности основного направления и вариантов трассы, выполняют инструментальные съемки намеченных планов и продольного профиля, производят подробные гидрологические, инженерно-геологические и грунтовые обследования, изыскания местных строительных материалов и базовых карьеров, собирают все данные для составления проекта организации работ и сметы, а также ведомостей отвода земель и сноса строений, осуществляют согласование трассы и отдельных проектных решений с заинтересованными организациями. Обычно подробные технические изыскания совмещают с разработкой проекта.

Изыскания технические рекогносцировочные — комплекс изыскательских работ по предварительному изучению местности вдоль трассы проектируемой дороги. При этом, как правило, прокладывают (по карте) предварительный вариант трассы с ориентировочным размещением дорожных сооружений, производят осмотр местности с установлением основных грунтовых и гидрогеологических условий трассы, а также занятости земель, намечают варианты трассы, расположение, конструкцию и размеры дорожных сооружений, определяют районы, подлежащие топографической съемке и аэрофотосъемке, собирают данные для предварительной оценки объема земляных работ.

Изыскания экономические — комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу исходных данных для обоснования и установления экономической целесообразности, очередности и стадийности строительства или реконструкции отдельных объектов дорожного строительства. Подразделяются на комплексные, включающие работы по технико-экономическому обоснованию дорожной сети административного или экономического района, и титульные, включающие работы по технико-экономическому обоснованию проекта отдельного объекта, намеченного к постройке или реконструкции.

Карст — процесс растворения и разрушения горных пород под воздействием движущихся подземных вод с образованием под поверхностью земли пустот и связанных с ними провальных явлений.

Клотоида — кривая, кривизна которой возрастает обратно пропорционально ее длине (R = A2/L). См. также Биклотоида.

Коэффициент заложения — характеристика крутизны откоса — отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению.

Коэффициент использования грузоподъемности — отношение фактически перевезенной массы грузов к номинальной грузоподъемности автотранспортных средств.

Коэффициент неравномерности перевозок — отношение максимального объема перевозок за сутки или месяц к среднесуточным или среднемесячным размерам перевозок за год.

Коэффициент пробега — отношение количества автомобилей с грузом (пассажирами) к общему количеству автомобилей данной модели, прошедших через данное сечение дороги.

Коэффициент развития (удлинения) трассы — отношение действительной длины трассы к длине прямой линии, соединяющей заданные пункты («воздушной линии»). Является одним из показателей при сравнительной оценке вариантов трассы.

Кривая в плане — криволинейный участок дороги в плане, сооружаемый при изменении направления трассы. Может состоять из одной круговой кривой большего радиуса или нескольких кривых — круговой кривой и кривых с переменными радиусами (переходные кривые), которые, как правило, устраиваются при круговой кривой малого радиуса для улучшения условий движения.

Кривая в продольном профиле (вертикальная) — кривая, сопрягающая перелом продольного профиля при изменении уклона. Различают кривые: вогнутые, применяемые при переходе от спуска к подъему, а также при уменьшении уклона на спуске или увеличении на подъеме; выпуклые, применяемые при переходе от подъема к спуску, а также при уменьшении уклона на подъеме или увеличении на спуске.

Кривая вспомогательная — кривая между прямолинейным направлением трассы и прямой вставкой серпантины.

Кривая коробовая — кривая, состоящая из ряда круговых кривых с кривизной одного направления, которые в точках соприкосновения имеют общие касательные.

Кривая круговая — участок кривой в плане, представляющий собой дугу окружности.

Кривая основная — криволинейный участок серпантины, состоящий из круговой кривой и двух переходных, размещенных с внешней стороны угла поворота.

Кривая переходная — кривая, располагаемая между прямолинейным участком дороги и кривой в плане. Предназначена для плавного изменения кривизны оси дороги от 0 на прямолинейном участке до 1/R в начальной точке круговой кривой с радиусом R.

Кривые обратные — сопряженные кривые с различной по направлению кривизной.

Кривые односторонние — сопряженные кривые с односторонней кривизной.

Кромка проезжей части — линия, отделяющая проезжую часть от обочины.

Линия воздушная — прямая, соединяющая начальную и конечную точку трассы дороги.

Линия нулевых работ — вариант расположения трассы, при котором заданный проектный уклон дороги выдерживается без устройства насыпей и выемок.

Линия поверхности земли — линия, изображающая на продольном профиле вертикальную проекцию естественной поверхности земли по оси трассы.

Линия проектная — линия, изображающая положение бровки земляного полотна дороги на продольном профиле. Установление положения проектной линии по отношению к поверхности земли называется проектированием продольного профиля, или нанесением проектной линии.

Мари — болота, распространенные в районах вечной мерзлоты с границей на глубине 0,3-1,0 м.

Мерзлотный пояс — мерзлотная перемычка, вызывающая образование наледи на пути притекающей воды в стороне от дороги на безопасном для нее расстоянии. Простейший тип — расчищенная от растительности полоса земли (3. 10 м). Более эффективно устройство канавы глубиной 1 м и шириной по дну 2. 3 м.

Начертание сети дорог — графическое изображение проектируемой сети дорог.

Нивелирование — определение разности высот точек трассы.

Нормы проектирования — допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей. По мере роста автомобильного парка страны, накопления опыта и развития научной базы проектирования и строительства дорог нормы периодически пересматривают.

Основная кривая серпантины — кривая, вписываемая в центральный угол серпантины.

Осыпь — длительное и непрерывное движение на крутых склонах массы продуктов выветривания скальных пород в виде крупнообломочного материала. Различают по степени подвижности.

Ось автомобильной дороги — условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы.

Ответвление соединительное — элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перехода движения с одной дороги на другую. Существуют соединительные ответвления в виде левоповоротных и правоповоротных съездов.

Отгон виража — участок дороги, предназначенный для перехода от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейных участках к односкатному поперечному профилю на вираже.

Отметка нулевая — на продольном профиле точка с рабочей отметкой, равной нулю, — точка перехода продольного профиля дороги от насыпи к выемке.

Отметка поверхности земли — высота поверхности земли (в метрах и сантиметрах) над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка проектная — высота проектной линии (бровки земляного полотна) на продольном профиле над уровнем моря или некоторым условным уровнем.

Отметка рабочая (высота насыпи, глубина выемки) — разность проектной отметки (бровки земляного полотна) и отметки земли по оси дороги.

Отметка руководящая — минимальное возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, обеспечивающее снегонезаносимость земляного полотна и ее возвышение над источниками увлажнения в разных дорожно-климатических зонах.

Переезд железнодорожный — пересечение автомобильной дороги с железной в одном уровне, устраиваемое, как правило, вне пределов железнодорожных станций и маневровых путей. Переезды бывают регулируемые и нерегулируемые.

Перекресток — пересечение улиц в пределах населенного пункта.

Перелом проектной линии — точка пересечения прямых проектной линии при изменении продольных уклонов.

Пересечение дорог — узел автомобильных дорог, в котором сходящиеся дороги не прерываются и возможно сквозное движение по каждой из них. Пересечение дорог в зависимости от их значения и интенсивности движения устраивают в одном или в разных уровнях.

Пересечение дорог в одном уровне — вид пересечения дорог, в котором встречающиеся дороги и все специальные устройства для перевода движения с одной дороги на другую расположены в одном уровне. В зависимости от интенсивности движения пересечения дорог в одном уровне выполняют в виде простого пересечения дорог или сложного (канализированного) с применением комплекса специальных устройств (островков, переходно-скоростных полос) для повышения безопасности движения при разделении, слиянии и пересечении транспортных потоков.

Пересечение дорог в разных уровнях — см. Транспортная развязка.

Переход пешеходный — обустройство дороги, предназначенное для безопасного перехода дорог (улиц) пешеходами: специально выделенная поперечная полоса на проезжей части, обозначенная дорожными знаками и разметкой, подземный переход (тоннель) под автомобильной дорогой, надземный пешеходный путепровод.

Пикет — точка, фиксируемая на местности для нивелирования трассы. Различают собственно пикеты, располагаемые на нормальных расстояниях друг от друга (100 м), и плюсовые точки, расположенные между ними.

Пикет рубленый — пикет, длина которого не равна 100 м.

Пикетаж — комплекс работ, включающий промер длины трассы, разбивку трассы на пикеты, подготовку для нивелирования и съемку плана дорожной полосы — ситуации.

План дороги — горизонтальная проекция дороги со всеми сооружениями, расположенными на дороге.

План трассы — горизонтальная проекция оси дороги. Элементы плана трассы: прямые — расстояния от начала трассы до начала кривой или от конца одной кривой до начала последующей; углы поворота; кривые постоянного и переменного радиусов.

Плотность транспортного потока — количество автомобилей, приходящихся на единицу длины однородного по транспортно-эксплуатационным качествам участка дороги, обычно протяжением 1 км.

Подъем — отклонение проектной линии от горизонтали вверх.

Полоса варьирования — полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы дороги.

Полоса движения — продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги.

Полоса движения дополнительная — полоса движения, устраиваемая путем уширения проезжей части и используемая как полоса отвода движения на затяжных участках подъемов при смешанном составе транспортного потока, а также как полоса разгона и торможения автомобилей, полоса слияния потоков и полоса разделения потоков на пересечениях и примыканиях.

Читайте также:  Расчет сметы строительства здания

Полоса краевая — уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части.

Полоса переходно-скоростная — полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или въезде в общий поток, движущийся по основным полосам, преимущественно на пересечениях и примыканиях, а также в местах разворота автомобилей, у автобусных остановок и т. п. Устраивают двух типов: постоянной ширины параллельно основной проезжей части и с постепенным изменением ширины на длине отгона полосы.

Полоса разгона — переходно-скоростная полоса движения, устраиваемая на отдельных участках дороги (в районе пересечений и примыканий, автобусных остановок, бензозаправочных колонок и др.) и служащая для увеличения скорости автомобилей до скорости общего потока на соседней полосе движения для входа в него.

Полоса разделительная — полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части (полосы) на другую. Устраивают на дорогах I категории.

Полоса стоянки — полоса обочины с твердым покрытием, устраиваемая на дорогах высших категорий для остановки автомобилей.

Полоса торможения — переходно-скоростная полоса, устраиваемая на отдельных участках дороги, служащая для выезда автомобилей из общего потока с последующим снижением скорости без воздействия на основной поток.

Полоса укрепления — полоса с твердым покрытием, ограничивающая проезжую часть и, как правило, отличающаяся от нее цветом. Устраивается на обочине и разделительной полосе с целью повышения безопасности движения и предотвращения разрушения кромок проезжей части.

Полумост — поперечный профиль дороги в горной местности, когда пролетное строение располагается с одной стороны в полувыемке, а с другой опирается на опоры.

Понур — элемент плотины с верховой маловодопроницаемой противофильтрационной преградой в виде экрана, выполненного из маловодопроницаемого грунта, асфальтобетона, полиэтиленовой пленки и т. п.

Поток транспортный — одновременное движение по дороге большого числа автомобилей разных типов с разной степенью загрузки и в разном техническом состоянии.

Привязка трассы — комплекс работ по определению координат и отметок трассы относительно пунктов государственной опорной геодезической сети.

Примыкание дорог — узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле. В зависимости от категории сходящихся дорог и перспективы перевода примыкания в пересечение применяют различные типы примыканий дорог.

Прогнозирование интенсивности движения — установление перспективной интенсивности движения на основании изучения отчетных данных автотранспортных предприятий и непосредственного учета движения в районе прохождения проектируемой дороги с введением коэффициента прироста на перспективу. См. также Интенсивность движения расчетная, разд. 1.

Проезжая часть — основной элемент дороги, предназначенный для движения автомобилей. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно-, двух-, трех — и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории дороги и числа полос движения.

Проект автомобильной дороги (технико-экономическое обоснование) — основной проектный документ на строительство автомобильной дороги, стадия разработки проектной документации. В проектах автомобильных дорог, зданий и сооружений на них с учетом инженерных изысканий и вариантных проработок уточняются решения, принятые в обосновании инвестиций по элементам, определяющим транспортно-эксплуатационные качества дорог (удобство, скорость, безопасность движения транспортных средств и др.) — по проложению дорог на местности, их параметрам по элементам плана, поперечного и продольного профилей, составу и размещению зданий и сооружений на них, технологии и организации строительства. Включает сводный сметный расчет стоимости строительства или реконструкции. Проект, утвержденный в установленном порядке и составе, является основанием для планирования и финансирования строительства (реконструкции) объекта, на который он разработан.

Проект индивидуальный — проект сооружения, разрабатываемый при отсутствии или невозможности применения типовых проектов, а также в случае необходимости высокого качества решений для наиболее ответственных и сложных объектов.

Проект типовой — проект сооружения, разработанный на высоком техническом уровне с учетом единой модульной системы и действующих стандартов на строительные изделия, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного применения проектными организациями путем привязки к конкретным условиям строительства.

Проектирование автомобильных дорог — процесс творческого характера на основе изыскательских работ, состоящий из комплекса расчетно-экономических и проектно-конструкторских работ, включающих выбор наиболее выгодного направления дороги, определение грузооборота, интенсивности движения, назначение категории дороги, определение соответствующих ее технических параметров, потребности в капитальных затратах, в основных строительных материалах и изделиях, рабочей силе, механизмах и транспорте, установление сроков и очередности строительства и сроков окупаемости капитальных вложений, размещение всех устройств и сооружений.

Проектирование вариантное — метод выбора оптимального решения по проложению трассы в целом или отдельных ее участков. Заключается в установлении возможных вариантов, сравнительной оценке каждого из них по принятым показателям и выборе наиболее целесообразного. Различают коренные варианты, касающиеся трассы или значительных ее участков между главными пунктами, указанными в проектном задании, и местные, распространяющиеся на отдельные короткие участки. Основой для сравнительной оценки вариантов являются экономические обоснования.

Проектирование ландшафтное — метод проектирования дорог, обеспечивающий плавность сопряжения между собой элементов дороги и гармоничное сочетание дороги с окружающей местностью.

Проектирование по обертывающей — метод проектирования проектной линии по возможности параллельно поверхности земли.

Проектирование по секущей — метод проектирования проектной линии, предусматривающий срезку возвышенностей рельефа местности с использованием грунта для отсыпки насыпей в пониженных местах.

Проектирование продольного профиля — установление положения земляного полотна дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли.

Профиль дороги поперечный — изображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Элементы поперечного профиля: проезжая часть, обочины, разделительная полоса, водоотводные канавы, откосы и др.

Профиль дороги продольный — развернутая в плоскости чертежа проекция оси дороги на вертикальную плоскость. Элементы продольного профиля: кривые выпуклые и вогнутые, прямые горизонтальные и наклонные (подъемы и спуски).

Пункт грузообразующий — предприятие, организация, хозяйство, перевозки грузов которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

Пункт грузопотребляющий — предприятие, организация, хозяйство, грузы в которые будут поступать по проектируемой дороге.

Пункт опорный — пункт, обусловливающий положение трассы проектируемой дороги (промышленные, политико-административные или культурные центры, транспортные узлы). Количество и характер пунктов зависят от народно-хозяйственного значения дороги.

Пункт пассажирообразующий — предприятие, организация, хозяйство, курорт, база отдыха и т. д., перевозки пассажиров которых будут осуществляться по проектируемой дороге.

Рабочая документация — стадия проектирования автомобильной дороги. В состав рабочей документации для строительства автомобильных дорог, зданий и сооружений на них входят: рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с установленными требованиями (чертежи на элементы обстановки дорог, укрепительные сооружения, чертежи на устройства и сооружения, связанные с охраной природы и окружающей среды или рекультивацией земель, а также с охраной труда и безопасностью, чертежи, предназначенные для производства строительно-монтажных работ, установки различного оборудования, элементов конструкций и др.), объектные и локальные сметы; ведомости объемов строительно-монтажных работ, ведомости и сводные ведомости потребности в материалах; паспорта строительных рабочих чертежей; расчеты затрат труда и расхода основных материалов; расчеты показателей сметной стоимости и их изменение. Рабочая документация разрабатывается с учетом исходных данных, выдаваемых проектной организации заказчиком.

Радиус кривой в плане наименьший — радиус, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью при чистом увлажненном покрытии, с устройством виражей и уширением проезжей части.

Развитие трассы — удлинение трассы между двумя точками с целью уменьшения продольного уклона. Производится на местности с большими уклонами поверхности земли, где для обеспечения заданного уклона требуется повышенный объем земляных работ.

Разделение транспортного потока — изменение направления движения части транспортного потока.

Район изысканий — производственно-территориальный комплекс, предположительно подлежащий обслуживанию проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. При проектировании дорожной сети район изысканий охватывает всю административно-территориальную единицу (область, край, республику, экономический район), а также связанные с ней в производственно-транспортном отношении районы и города соседних административно-территориальных единиц. При проектировании отдельных дорог район изысканий, как правило, включает территорию, примыкающую к проектируемой дороге и ограниченную крупными естественными рубежами или ближайшими автомобильными дорогами, имеющими такую же или более высокую категорию.

Район тяготения — территория народно-хозяйственного комплекса, которая будет обслуживаться проектируемой сетью автомобильных дорог или отдельной дорогой. Для предварительной оценки в район тяготения включают весь район изысканий. Границы района тяготения уточняют по результатам обследований с выявлением транспортных связей, грузообразующих пунктов и перспектив их развития.

Расстояние видимости — расстояние до обнаруживаемых или рассматриваемых объектов. См. также Видимость расчетная.

Репер — исходная высотная точка, имеющая абсолютную или относительную отметку. Реперы устанавливают вдоль трассы вне зоны земляных работ. Различают постоянные реперы, которые устанавливают через 1. 3 км.

Сель — грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.

Серпантина — вид кривой в плане, описываемой с внешней стороны угла поворота трассы между двумя ее направлениями, сходящимися под острым углом. Применяется, как правило, при проложении дорог в горной местности, на крутых горных склонах. В общем случае состоит из основной кривой, двух вспомогательных кривых и двух прямых вставок, устраиваемых между основной и вспомогательными кривыми.

Слияние потоков движения — объединение двух или нескольких потоков движения в один.

Смета объектная и локальная — основная часть сметной документации, разрабатываемая при проектировании согласно установленным формам. Сметная стоимость в составе рабочей документации определяется по прейскурантам, укрупненным показателям стоимости строительства на единицу объема или площади здания или протяженности линейного сооружения, дифференцированных в зависимости от их основных параметров, сметам к типовым и повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам (объектам-аналогам), а при их отсутствии — по единичным расценкам и ценникам.

Сметная документация — часть общего комплекса проектной документации, определяющая сметную стоимость проектируемых автомобильных дорог, зданий и сооружений на них или их очередей строительства. В зависимости от стадии проектирования составляется следующая сметная документация: в составе проекта — сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметные расчеты, сметы на проектные и изыскательские работы; в составе рабочей документации — объектные и локальные сметы; в составе рабочего проекта (при одностадийном проектировании) — сводный сметный расчет стоимости, сводка затрат, объектные и локальные сметы (объектные и локальные расчеты — для объектов с продолжительностью строительства свыше двух лет). В составе проектов и рабочей документации составляется также ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс. К сметной документации в составе утвержденного проекта (рабочего проекта) разрабатывается специальная пояснительная записка, содержащая все исходные данные, принятые при разработке сметной документации.

Смещение кривой — расстояние, на которое смещается круговая кривая к центру окружности после размещения переходной кривой.

Сплавина (зыбун) — плавающее на поверхности воды сплетение корней и стеблей растений, имеющее толщину до 1-2 м.

Спуск (отрицательный уклон) — отклонение проектной линии от горизонтали вниз.

Стадии проектирования — порядок проектирования строительства и реконструкции дорог и дорожных сооружений. Установлены следующие стадии проектирования: проект (технико-экономическое обоснование), рабочая документация. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения и технически несложных, допускается разрабатывать на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций или имеющейся градостроительной документации сразу рабочую документацию (с включением в ее состав утверждаемой части).

Съезд (въезд) соединительный — элемент пересечения или примыкания дорог в разных уровнях, предназначенный для сопряжения проезжих частей дорог между собой и перевода движения с одной дороги на другую. Существуют лево — и правоповоротные съезды. Левоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся дорог и предназначен для последующего движения налево по пересекаемой дороге. Левоповоротный съезд может быть: прямым, при котором по ходу движения начало съезда располагается до места пересечения дорог в плане, а конец — после него (переход движения осуществляется поворотом налево); полупрямым, при котором начало и конец съезда расположены за местом пересечения дорог (переход движения осуществляется последовательным поворотом сначала налево, а затем совмещается с правоповоротным съездом); петлевым, при котором начало съезда располагается после места пересечения дорог, а конец — перед ним (перевод движения осуществляется поворотом направо). Правоповоротный съезд соединяет проезжие части пересекающихся автомобильных дорог и предназначен для последующего движения направо по пересекаемой дороге.

Съезд противоаварийный — тупиковый участок, примыкающий к дороге, располагаемый в пределах или в конце спуска, предназначенный для принудительной остановки транспортного средства в случае отказа его тормозных устройств путем увеличения сопротивления движению (подъем) в сочетании с засыпкой поверхности съезда рыхлым материалом (песок, гравий).

Тальвег — линия, соединяющая самые низкие точки дна речной долины, оврага и других эрозионных форм рельефа местности.

Тангенс кривой — отрезок прямой от начала кривой в плане (конца кривой) до вершины угла поворота трассы.

Термокарст — образование карстовых явлений в результате оттаивания подземного льда или оттаивания мерзлого грунта.

Технические средства САПР — комплекс технических средств, в состав которого входят ЭВМ с подключаемыми к ней внешними устройствами, фотограмметрические приборы для обработки аэрофотоснимков, топографических планов и карт с целью формирования цифровой модели местности (ЦММ), обеспечивающие автоматическую или полуавтоматическую запись результатов на носители памяти.

Точка контрольная — фиксированная точка на продольном профиле, через которую должна быть проложена проектная линия.

Точка плюсовая — точка трассы, расположенная между пикетами, и соответствующая расположению характерных форм рельефа местности или контрольным точкам трассы.

Точка трассы контрольная — точка по направлению проложения трассы, обусловленная природной или хозяйственной обстановкой, через которую трасса должна пройти (или которую должна обойти), — переходы рек, оврагов, болот, пересечения железных дорог, перевалы через горные хребты, места примыкания к населенным пунктам или обходы городов.

Транспортная развязка — сооружение (или комплекс сооружений) на пересечении дорог, обеспечивающее бесперебойное движение транспортных потоков в различных направлениях. Устраивается в двух или нескольких уровнях. Если схема транспортной развязки обеспечивает непрерывное движение без пересечений траекторий автомобилей, то такие развязки называются полными, а если на отдельных участках их планировки имеются точки пересечения траекторий движения в одном уровне — неполными.

Транспортные связи — графическое изображение направления перевозок и количества грузов и пассажиров, которые будут перевезены в перспективном или в расчетном году в районе тяготения проектируемой сети дорог. Различают: внутрирайонные, межрайонные, межобластные, межреспубликанские, международные.

Трасса дороги — положение геометрической оси автомобильной дороги в пространстве, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемое двумя проекциями: горизонтальной (планом) и вертикальной (продольным профилем).

Трассирование — проложение трассы автомобильной дороги между заданными пунктами в соответствии с оптимальными эксплуатационными, строительно-технологическими, экономическими и эстетическими требованиями с учетом топографических, геологических, гидрологических и климатических условий.

Трассирование клотоидное — приложение трассы дороги, состоящей преимущественно из сопрягающихся круговых и переходных кривых; прямые вставки невелики или вообще отсутствуют.

Тротуар — часть дороги (улицы), предназначенная для движения пешеходов. Усовершенствованный тип пешеходной дорожки. Обычно устраивают в пределах населенных пунктов и на мостах.

Угол поворота трассы — угол между продолжением направления трассы и новым ее направлением.

Уклон виража — поперечный уклон односкатного поперечного профиля проезжей части на кривой в плане.

Уклон поперечный — отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в направлении, перпендикулярном к оси дороги.

Уклон продольный — отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Наибольший продольный уклон — предельный допустимый уклон, принятый при проектировании продольного профиля, при котором обеспечивается рациональное сочетание строительной стоимости, транспортных расходов и безопасности движения. Назначается в зависимости от типа расчетного автомобиля, категории дороги и рельефа местности.

Ход трассы — проложение трассы в зависимости от условий рельефа местности. Различают ходы: долинный — по незатопляемой части речной долины, следуя ее направлению и не поднимаясь на водораздел; водораздельный — между долинами рек в пределах водораздела между ними; перевальный — с пересечением водораздела (по перевалу) и переходом из одной долины в другую; косогорный — по склону между долиной и водоразделом.

Ходатайство (декларация) о намерениях — первичный предпроектный документ, представляемый на рассмотрение органа исполнительной власти, содержащий общую характеристику объекта, предлагаемое размещение трассы, включающее данные о потребности в изъятии и временном отводе земель с указанием сроков пользования и т. д.

Цифровая модель местности (ЦММ) — упорядоченный список исходных данных (цифр), предназначенный для математического моделирования местности.

Шаг проектирования — минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги.

Шейка серпантины — минимальное расстояние между вспомогательными кривыми, необходимое для размещения полуширины земляного полотна верхней части дороги и полуширины нижней части с откосом или с подпорной стеной между ними.

Ширина земляного полотна — расстояние между бровками — нормируется в зависимости от категории дороги.

Эпюра грузонапряженности дороги — графическое изображение перевезенной массы груза в тоннах на данном перегоне дороги в единицу времени.

Эпюра интенсивности движения — графическое изображение среднегодовой среднесуточной интенсивности движения автомобилей на данном перегоне.

Источник: belgidrosila.ru

Рейтинг
Загрузка ...