Безопасность – одно из важнейших требований в сфере строительства.
Проконтролировать его соблюдение непросто, раньше этим занималось государство, выдавая лицензии на данный вид деятельности. Сегодня регуляция происходит через допуск СРО.
Что такое саморегулируемые организации в строительстве
СРО расшифровывается как саморегулируемые организации, действующие на основе некоммерческого партнерства.
Организация объединяется от 50 и более членов, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Обратите внимание: объединения, обладающие правом выдавать допуск к работам, непосредственно связанным с безопасностью зданий, должно включать как минимум 100 участников.
Объединения могут происходить по категориям осуществляемых работ:
Допуск СРО: что нужно знать при вступлении в СРО
- объединения проектировщиков;
- объединения инженеров;
- объединение непосредственных исполнителей строительных работ.
Все СРО обязательно проходят регистрацию и заносятся в госреестр допусков СРО в области строительства, который ведет Ростехнадзор. Только зарегистрированные объединения обладают правом выдачи допусков.
Цели СРО
Формируют данные объединения с целью обеспечения безопасности строительных работ и повышения их качества.
Организации разрабатывают профессиональные стандарты, на которые должны опираться все их участники. Проводят проверку выполнения представленных норм и применяют систему поощрений и наказаний.
Кроме того, они контролируют процесс компенсации вреда, причиненного по причине некачественного выполнения работ строительной организацией.
- формирование специального компенсационного фонда;
- оформление страхования ответственности всех участников объединения в индивидуальной или коллективной форме.
Получение допуска в СРО строителей
Для получения допуска СРО необходимо вступить в одну из зарегистрированных организаций.
Для получения членства нужно подать заявку и приготовить соответствующий пакет документов, перечень которых указывается при первом собеседовании.
Затем документация проверяется — обычно это происходит в течение месяца, и выдается ответ саморегулирующей организации.
Если он положительный, компании необходимо внести взносы в общий фонд, после чего в течение трех дней она получает свидетельство о допуске.
Сроки действия и стоимость лицензии СРО
Все участники вносят в общий фонд свои вложения, которые при отсутствии страхования должны составлять не менее 500 тысяч рублей, а при наличии могут ограничиваться 150.
Общий компенсационный фонд должен составлять не менее одного миллиона рублей, а при наличии страхования ответственности — не менее 300 тысяч рублей на каждого участника.
При этом взносы должны быть пропорциональны стоимости договоров, которые заключают участники организации.
Срок действия свидетельства, так же как и территориальное его распространение, государством не ограничивается.
Стоит отметить: допуск действителен на всей территории Российской Федерации в течение всего срока существования компании.
Однако, существуют причины, по которым он может стать недействительным:
- выход компании из объединения;
- нарушение норм законодательства РФ.
Поскольку служба контроля СРО регулярно проводит проверки, особенно при получении жалоб, компании может быть выписано предписание с требованием устранить недочеты. Если предписание вовремя не было выполнено, это влечет за собой внеплановую проверку и возможный отзыв допуска.
Деятельность самих объединений также контролируется государством, и, при наличии регулярных нарушений, деятельность его может быть прекращена.
Преимущества
Использование системы СРО выгодно как для государства, так и для ее участников.
Последние получают возможность:
- профессионального роста и повышения квалификации сотрудников;
- повысить качество и безопасность строительных работ;
- участия в собраниях и конференциях, налаживания деловых связей;
- большего доверия со стороны заказчиков;
- большей структурированности и прозрачности отрасли;
- доступ к актуальной информации о проведении торгов и тендеров;
- возможность конструктивного сотрудничества с другими членами организации.
Саморегулируемые организации – это требование времени, проявляющееся в большей самостоятельности и ответственности бизнеса. Их грамотное введение позволяет эффективнее формировать организационные вопросы и проводить диалог между представителями отрасли.
Смотрите видео, в котором специалист разъясняет, что такое СРО в строительстве:
Источник: 1001sovetnik.ru
СРО это что такое: Члены само регулируемой организации + кооперативы, строительство, допуск
СРО это одна из форм существования некоммерческих организаций. СРО используется для объединения различных субъектов. Например, для субъектов по критерию профессиональной деятельности. Например, у кооперативов и букмекерских компаний есть своя СРО.
Кроме того, СРО может объединять в себе субъекты предпринимательской деятельности, занимающиеся производством определенных товаров или оказанием услуг. Далеко не все субъекты профессиональной, производственной и предпринимательской деятельности обязаны состоять в СРО. И вместе с тем, некоторые компании со специфическим видом деятельности просто обязаны вступать в СРО. Сегодня мы поговорим о том, как работают СРО, какие проблемы с ними связаны, а также разберемся с законодательным регламентом, регулирующим вопросы саморегулируемых организаций в России.
Введение
Для того, чтобы понять сущность СРО, надо разобраться с термином НКО. Потому что именно из учредительной формы некоммерческих организаций, проистекает СРО. НКО это организация, которая преследует цели, отличные от привлечения прибыли. По крайней мере, если мы говорим об основных целях. Разумеется, НКО может получать какую-то побочную прибыль, но это не является основной целью существования организации. Цели у НКО могут быть совершенно разными:
- Управление.
- Обеспечение социальной сферы.
- Благотворительность и т.п.
Кроме того, НКО нередко занимаются защитой прав и интересов граждан. Кстати, именно для этого обычно и создаются СРО, вот только в реальности этот инструмент работает не так, как на бумаге. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Некоммерческие организации имеют собственную внутреннюю классификацию, которая регламентирована 4 главой Гражданского Кодекса Российской Федерации. Они могут быть унитарными и корпоративными. Например корпоративные НКО это различные союзы, ассоциации, а также отдельный вид кооперативов. Кстати, палата нотариата и адвокатское образование это тоже НКО.
Если мы говорим об унитарных организациях, то это различные учреждения и фонды. А еще это религиозные организации. Кроме того, НКО в теории это еще и государственные образования (компания или корпорация). Для финансирования некоммерческих организаций используются разные источники. Это не только финансирование из дуги стран, но и гранты, а также другие источники.
Все зависит от того, какая реальная цель у создателей НКО.
Как работает СРО?
А теперь о том, что такое саморегулируемая организация. По общему понятию саморегулируемой организацией называют некое партнерство некоммерческого характера. Это партнерство может состоять из группы объединившихся:
- Индивидуальных предпринимателей (ИП).
- Компаний (юридические лица).
Общий смысл существования СРО в том, что это объединение позволяет контролировать работу всех участников и осуществлять системный надзор. Базовым законодательным регламентом для саморегулируемых организаций является федеральный закон № 315. Кстати, чаще всего СРО применяются для нескольких сфер, это проектирование и строительство. Но не только.
Сегодня мы рассмотрим вопрос СРО преимущественно с позиций сферы строительства. Однако, затронем и другие отраслевые направления.
Финансовый вопрос
Финансируются саморегулируемые организации посредством различных поступлений и взносов. Впрочем, некоторые саморегулируемые организации могут получать еще и собственный доход. Вообще, источники финансирования для таких организаций могут быть как фиксированными, так и произвольными. Традиционно, это:
- Целевые взносы.
- Членские взносы.
Такие взносы могут быть как единовременными, так и периодическими. Тут уже все зависит от внутреннего регламента организации. Кроме того, иногда СРО еще и собирают пожертвования. Финансируются организации такого типа еще и посредством добровольных взносов имущественного характера. А вот с доходами для саморегулируемой организации всё немного сложнее.
Традиционно, СРО зарабатывает на том, что предоставляет информацию ограниченного доступа. Иными словами, СРО может продавать информацию, доступ к которой будет выдаваться после оплаты.
Кроме того, некоторые СРО могут даже зарабатывать на образовательных услугах. Обычно это услуги, связанные с предпринимательской деятельностью. Впрочем, иногда такой доход может формироваться и за счет других образовательных услуг, связанных с каким-либо интересом их участников. Кроме того, у СРО могут быть доходы от продажи каких-либо материалов. Это материалы, непосредственно связанные с деятельностью или интересами участников организации.
А еще саморегулируемые организации могут размещать деньги на банковских депозитных счетах. По закону, можно получать доход и любыми другими способами. Но только при условии, что это не нарушает норм действующего законодательства.
Законодательное регулирование СРО в России
В России СРО регулируются не только вышеупомянутым 315 ФЗ, но и другими нормативно-правовыми актами. Например, регулируется деятельность СРО через 223 Федеральный Закон. Кроме того, действия и границы возможностей для СРО установлены другими нормативно-правовыми актами. Кстати, для того чтобы создать СРО, придется соблюдать ряд требований, предусмотренных:
- ГК РФ (Гражданский Кодекс).
- ФЗ № 7.
В частности, у саморегулируемых организаций существует дополнительная ответственность по имуществу. И эта имущественная ответственность установлена для участников. Сама ответственность будет перед клиентами или потребителем участника СРО. Впрочем, по закону возможна ответственность и перед другими лицами. Ключевой момент в том, что ответственность имущественного характера устанавливается перед потребителем полученных услуг или товаров.
Следующим требованием к саморегулируемой организации являются стандарты и собственный регламент. Иными словами, СРО в этом контексте, выступает в качестве своеобразного органа регулирования для собственных участников. Поэтому для участников саморегулируемой организации должны быть разработаны отдельные правила и стандарты, которые будут соответствовать их деятельности.
После того как СРО создали, эти правила и стандарты придётся соблюдать всем участникам без исключения. Если кто-то не исполняет обязательства, то такую компанию в теории должны исключить из СРО. Это в теории, а вот на практике исключения обычно не происходит. Потому что СРО это не прокуратура, да и конфликты интересов на базе СРО возникают достаточно часто.
Поэтому, в подавляющем большинстве случаев все игнорируют правила и стандарты. А до исключения дело почти никогда не доходит.
Кроме того для СРО свойственно объединение определенного количества субъектов. При этом, характеристика субъектов прямо коррелирует с их количеством. Итак, если мы говорим о субъектах предпринимательской деятельности, то в СРО должно состоять не менее 25 участников (отдельных). Если же мы говорим о профессиональной деятельности ой-то конкретной разновидности, то в СРО должно быть не менее 100 участников. Естественно, это номинальное требование, если в федеральном законодательстве предусмотрены отдельные условия, то соблюдать это правило не придётся.
И вместе с тем, по умолчанию для создания СРО нужно следовать именно этим 3 правилам. Они не носят рекомендательного характера, скорее предполагается обязательное исполнение. Потому что это требование действующего законодательства.
Если мы говорим о преобразовании простого НКО в саморегулируемую организацию, то тут предполагается обязательное внесение информации в соответствующей реестр. Это отдельный реестр для таких организацией. Кстати, потерять статус СРО организация тоже может. Если ее данные будут удалены из соответствующего реестра.
Интересный момент: именно факт внесения организации в реестр СРО фактически и устанавливает этот специфический статус. Без реестра, организация статуса СРО не имеет.
Что до предмета саморегулирования, то под ним подразумевается деятельность субъектов, которые состоят в СРО. При этом, профиль деятельности заметно регулируется и ограничивается. Интересно и то, что СРО это своего рода российское изобретение. По крайней мере форма, в которой существуют саморегулируемые организации на территории России, встречается далеко не во всех странах. Но забегать так далеко пока не будем.
Главная идея, преследовавшая процесс создания саморегулируемых организаций звучит очень просто. Дело в том, что у государства нет ресурсов и возможностей контролировать вообще весь рынок. Потому что если государство начнет контролировать все сферы предпринимательской и профессиональной деятельности поголовно, то мы вернемся на 40 лет назад. Потому что по сути, очень быстро любой рынок предпринимательства закончится на том, когда государство начнет контролировать каждую из сфер.
Поэтому, часть задач государственного контроля и надзора может выполняться участниками рынка. Это обеспечивает некую свободу (с одной стороны). И отсутствие контроля, с другой стороны. Потому что уж договориться между собой участники саморегулируемых организаций точно смогут. Иными словами, контролем и надзором по идее должны заниматься именно СРО.
В той части, где присутствие государства будет явно избыточным.
Плюс к тому, государство сохраняет свой надзор, но уже не за непосредственной деятельностью компаний, а за результатами их действий. Ну и к тому же, создание СРО позволило снизить расходы бюджета. В современности это одно из ключевых преимуществ, ведь реалии наталкивают на не самые позитивные новости. Денежных средств в бюджете из традиционных источников не так уж и много.
В последние годы ситуация заметно ухудшилась. Именно поэтому сегодня все жестче «завинчиваются гайки» в сфере налогообложения. А уж о контроле за транзакциями даже и говорить не стоит.
Фактически, под прикрытием борьбы с терроризмом и преступниками, легализующими доход полученный незаконным способом, в России выстраивают систему исполнения налогового законодательства. Когда все расчёты под контролем, уклониться от уплаты налогов становится очень сложно.
Если же исключить наличный оборот (что практически произошло в США), то контролировать участников рынка будет проще. Впрочем, сегодня речь уже идет о том, что нужно значительно снижать бюджетные расходы. Поэтому в теории, популярность СРО может только увеличиться со временем. По идее, институционализация саморегулируемых организаций должна привести к тому, что некоторые виды деятельности просто перестанут лицензироваться.
Регуляция СРО через регламентированную документацию
Да, для СРО действует отдельная база регулирования, которая предполагает наличие большого количества нормативно-правовых актов. Однако, для СРО свойственен еще и собственный регламент. Возможно вы вспомните, что в самом начале публикации мы упоминали о том, что СРО должны разрабатывать собственные правила и стандарты. Вот только этим всё дело не ограничивается.
Нередко саморегулируемые организации еще и руководствуются другими документами. Кстати, перечень документации устанавливается отдельным государственным органом. Например, для СРО в сфере строительства, регулирование осуществляется посредством:
- Документов, установленных в списке Ростехнадзора.
- Градостроительного Кодекса.
Естественно, специфика СРО тоже может наложить свой отпечаток на базу документов и регламентации. Все документы в СРО в своей массе могут иметь разное обеспечение. Но есть перечень бумаг, которые никогда не поменяются. В частности, правила и стандарты деятельности для всех членов СРО принимаются правлением.
Кроме того, должен быть отдельный список документов, определяющих управляющие органы в саморегулируемой организации. Этот список документов принимается уже на общем собрании всех участников.
Кроме того, в обязательном порядке создается документ, регулирующий вопрос создания компенсационного фонда. Этот компенсационный фонд будет наполняться различными взносами участников в СРО. И как раз за счет этого фонда, потом пострадавшие смогут получить компенсацию. По крайней мере, это в теории.
На практике, пострадавшие от участников СРО обычно в большом количестве, поэтому средств из фонда на базе СРО им всем просто не хватает. Это стандартная практика. Так вот, документ о создании общего фонда принимается на собрании всех участников саморегулируемой организации.
Правление организации должно подготовить документ, который регламентирует условия членства в СРО. А заодно обеспечит контроль за тем, как участники объединения следуют стандартам и правилам. Правление же СРО будет заниматься подготовкой документов, регулирующих формы профессионального и квалификационного обучения для всех участников. А заодно и те акты, что устанавливают правила аттестации для каждого из участников саморегулируемой организации.
Еще правление принимает регулирующий акт, который будет устанавливать порядок рассмотрения отчетов и их сбора.
На общем собрании организации принимаются правила рассмотрения претензий и меры воздействия на участников СРО при нарушениях. Кстати, меры эти сугубо дисциплинарные, в этом контексте, СРО не может исполнять роль государства в полной мере.
Ну и конечно, основным документом в любой саморегулируемой организации являются требования. Это требования, регулирующие вопросы размера и уплаты членских взносов, затрагивающие вопрос членства в организации и т.п. Кстати, в саморегулируемой организации могут быть и другие документы, регламентирующие ее работу. Вопрос тут только в том, что все вышеперечисленные документы будут в обязательном порядке.
Кроме того, за деятельностью саморегулируемых организаций тоже осуществляется надзор. В частности, все государственные органы и ведомства, уполномоченные осуществлять надзор за деятельностью саморегулируемых организаций перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации под номером 1202.
Это постановление устанавливает регламент надзора и контроля СРО для разных сфер. Если же мы говорим о какой-то конкретной сфере, например строительстве, то здесь обычно осуществляется контроль со стороны Ростехнадзора. Ростехнадзор официальный сайт (https://www.gosnadzor.ru/).
Именно эта федеральная служба занимается плановыми проверками всех подведомственных саморегулируемых организаций. Традиционно, они проводят 1 проверку раз в 24 месяца.Однако, при необходимости проверка может быть проведена и по отдельному обращению пострадавшего или просто заинтересованного лица. В этом случае проверка будет проведена без ассоциации с установленным планом. Кстати, есть еще и отдельная ассоциация строителей, которая тоже может осуществлять контроль за строительными саморегулируемыми организациями. В частности, у ассоциации есть возможность контролировать процесс соблюдения всех требований и стандартов строительной деятельности.
Сущность саморегулируемой организации: обязанности, права и базовый функционал
Мы разобрались с тем, что взносы в СРО вносят все участники саморегулируемой организации. Узнали о том, как контролируют само регулируемые организации в строительстве. Теперь пора разобраться с тем, что вообще может СРО. И чем заниматься такие организации по идее не должны. И начнем как раз с того, что для СРО является законодательным табу. Так как саморегулируемая организация это партнерство на некоммерческой основе, то для них устанавливаются следующие ограничения:
- Поручительство.
- Участие в залогах.
- Предпринимательская деятельность.
- Учреждение других организаций.
В первом случае, СРО не может поручиться за третью сторону. Если юридическое лицо не находится в постоянном составе (реестр СРО), то поручиться организация за эту компанию не сможет по определению.
Кстати, саморегулируемые организации не могут передавать собственное имущество в залог. Более того, никакой предпринимательской деятельности для таких организаций вообще быть не должно. Все доходы получаемые объединением, будут распределяться на основные цели и задачи. Ни о какой прибыли (как таковой), речи даже не идет.
Ну и конечно, в качестве учредителя организация выступать не сможет. Но тут есть одно исключение. Дело в том, что для открытия собственного филиала СРО может стать учредителем. Но это единственный допустимый вариант. Что до обязанностей, то в первую очередь это допуск СРО.
К вопросу о том, как вступают в СРО. Дело в том, что именно в саморегулируемых организациях отлажен аппарат:
- Обучения.
- Аттестации.
- Повышения квалификации.
Более того, некоторые саморегулируемые организации занимаются еще и сертификацией. Далеко не все СРО осуществляют сертификацию, тут надо заметить, что лишь некоторые организации могут заниматься подобной деятельностью. Обычно они сертифицируют различные услуги, иногда еще и продукцию, которая выпускается участниками.
Опять-таки, СРО еще и берут обязанность по контролю за деятельностью своих членов. Это и контроль качества работы или товара, в том числе. На практике же, обязанности эти не всегда исполняются. Кроме того, именно в ведении СРО должна находиться разработка всей документации регуляторного характера. Ведь именно для саморегулируемых организаций поставлена задача контроля деятельности своих участников.
Кроме того, у саморегулируемых организаций есть отдельный список прав и возможностей. В частности, если государственный орган или служба, затрагивают интересы участников организации, то у СРО есть инструменты для препятствования. Это оспаривание решений государственных органов. И тут важно подчеркнуть, что у СРО в этом плане набор прав примерно такой же, как и у любых других НКО.
Кроме того, у организаций есть возможность участия в разработке некоторых законодательных норм. В частности тех законодательных норм, что прямо затрагивают сферу деятельности СРО. Кроме того, в процессе законотворчества СРО может:
- Запрашивать любые данные в государственных органах.
- Предлагать собственные решения.
Естественно, СРО в этом контексте особой активности не проявляют. И вместе с тем, по нормам действующего законодательства, такая возможность у них всё-таки есть.
Что до функционала организаций, то он очень обширный. С позиции законодательства, СРО является своеобразной прокладкой между физическими лицами и компаниями. Этот посредник нужен для того, чтобы выполнить часть функций по регуляции деятельности участников.
Функционал у саморегулируемых организаций достаточно обширный. Они могут рассматривать жалобы на участников со стороны клиентов и пострадавших. У них есть возможность информирования всех своих участников и их клиентов. Информировать СРО может о деятельности членов организации, естественно в контексте необходимого (по действующему законодательству) объёма. Более того у СРО обычно есть собственный портал, на котором размещается необходимая информация.
Кроме того, занимаются такие объединения и обучением всех своих участников. Это не только те задачи, которые были перечислены нами выше. Т.е. СРО не только проводит аттестации или позволяет повысить квалификацию. Вовсе нет, они еще могут презентовать новые стандарты и технологии.
Занимаются организации и другими видами образовательной деятельности.
Кроме того СРО занимается оценкой объема работ, качества отчетности и т.п. Ну и при необходимости, организация может представлять интересы своего участника в государственных органах власти или муниципалитетах.
Нередко в СРО применяются меры воздействия по отношению к участникам-нарушителям. Естественно, меры эти очень ограниченные, и на реальных мошенников они особого влияния не оказывают. Ничего удивительного тут нет, ведь СРО исполняет лишь условную регуляцию, заменяя государственные органы и службы. Как таковой системы полноценной замены государства в СРО вы не заметите.
Скорее косвенную регуляцию. Кроме того, при возникновении споров между отдельными участниками, организация может примерить на себя роль арбитра. Но для этого будет создана специальная судебная инстанция (третейская).
Если компания или отдельный индивидуальный предприниматель нарушает правила саморегулируемой организации, будут приняты соответствующие меры. Кроме того, у СРО регулирующих кооперативную деятельность, есть одна очень важная функция. Они за счет взносов формируют так называемый компенсационный фонд. Впрочем, такой фонд существует не только у кооперативных СРО.
У строительных организаций фонд может идти на обеспечение тендерных контрактов. Ну и конечно, СРО разрабатывает свой собственный регламент. Они устанавливают критерии, по которым будет отбираться участник.
Что до целей функционирования СРО, то они прописывают отдельной для каждого направления. Например, если мы говорим о строительстве, то это:
- Исключение недостатков в работе участника СРО,
- Повышение качества работы или продукции.
На примере со строительной сферой, можно выдвинуть несколько возможных сценариев. Например, у нас есть среднестатистическая компания-застройщик. Они неплохо справлялись и без СРО на «черном рынке». Но теперь им необходимо брать крупны проект и вступать в саморегулируемую организацию. Так вот в СРО должны будут проследить за тем, чтобы застройщик соответствовал хотя бы внутренним стандартам и регламенту организации.
Это заложено на уровне 55.1 статьи Градостроительного Кодекса России.
На этом пока и приостановимся. Поговорим о кооперативах.
Контроль СРО за кооперативами
Регулировать деятельность кооперативов через СРО начали еще в далеком 2011 году. Именно в те времена государство решило заняться кооперативами, но в облегченной форме. Регулятор к 2011 году успел зарегистрировать 5 саморегулируемых организаций, специально для кредитных кооперативов. После чего было выдвинуто законодательное требование, об обязательности вступления кредитных кооперативов в СРО. Более того, представители Минфина жестко разграничили рынок, исключив любые возможности для манёвра:
- Все кооперативы, желающие продолжить свою деятельность были обязаны вступить в СРО.
- Тех, кто отказывался вступать, просто закрывали.
Закрывали не сразу, сначала замораживали деятельность. Кооператив не вступивший в СРО к определенной дате просто не могу осуществлять выплаты и принимать новых пайщиков. Это нормативное требование было установлено постановлением Правительства РФ. Кроме того, регуляцией рынка кредитной кооперации на тот момент занимались представители ФСФР. Именно они и занимались ликвидацией кооперативов, отказавшихся от СРО.
По состоянию на 2011 год, представители ФСФР были настроены очень жестко. Вот только никто в те времена еще не думал, что организация «зоны СРО» по сути не увеличит контроль. А лишь ослабит его.
Более того, представители некоторых саморегулируемых организаций давали очень оптимистичные комментарии по теме принуждения кооперативов к вступлению в СРО. Вот только на деле, всё оказалось не так радужно. И кредитная кооперация как была «пропастью» для денег, так по сути ею и осталась.
С разницей лишь в том, что вывод кооперативов под СРО, поспособствовал усугублению общей ситуации на рынке. Ведь в ситуации, когда никто не регулирует кооператив «жесткой рукой» государства, начинается бардак. Там где это происходит, контроль утрачивается практически безвозвратно.
Иллюзия контроля
Касается это не только кооперативов, но и сферы строительства. Вот только исполнение контроля со стороны саморегулируемых организаций сегодня откровенно хромает. Если не углубляться в тему, то надзора и контроля практически нет. Это всё формальные понятия, которые жестко ограничены правилами и нормами действующего законодательства.
Предположим, что у нас есть какое-то регулирующее объединение. Как раз такие объединения и занимаются регуляцией кооперативов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Что может сделать некоммерческое партнерство в ответ на жалобу? Ну практически ничего. Потому что даже по законодательным нормам коридор возможностей жестко ограничен:
- Плановые проверки не чаще 1 раза в 36 месяцев.
- Не чаще 1 раза в 12 месяцев.
И это только что касается плановой проверки. Если мы вспомним о том, что средний «жизненный цикл» мошеннического кооператива составляет всего 1-2 года, то «организация призванная регулировать и контролировать», просто не успеет заметить проблему. Потому что к моменту наступления очередной плановой проверки, кооператив уже будет закрыт. Или в лучшем случае будут возбуждаться уголовные дела, а суды начнут заваливать исковыми заявлениями. Да, в реальности это именно так и работает.
Более того, с внеплановыми проверками ситуация еще хуже. Потому что, во-первых, регламент нужно определять заранее, в момент создания объединения. А во вторых, нужны юридические и очень веские основания для того, чтобы такую проверку можно было вообще инициировать. Тут же складывается еще более простая цепочка. Многим клиентам кооперативов она покажется странной, но можете не сомневаться, это отражение реальной ситуации. Так вот:
- Вы не можете вывести деньги из кооператива.
- Обращаетесь за помощью в саморегулируемую организацию.
- Подаете соответствующую жалобу.
Что происходит дальше?
Ответ: ничего. В лучшем случае вашу жалобу попытаются рассмотреть. И это в лучшем случае, на практике, жалобы на участников обычно «задвигают в дальний ящик». Потому что таких жалоб клиенты и потребители подают десятками, если не сотнями. И проблема даже не в этом.
А в том, что у организации есть возможность рассмотрения жалобы лишь в контексте доводов, приведенных в ней. Более того, проверку участника придется проводить тоже в коридоре доводов, приведенных в жалобе.
Многие ли пишут свои жалобы правильно? Ответ наверное очевидный, никто этим заниматься не умеет. Поэтому подавляющее большинство жалоб это макулатура, которую никто всерьез рассматривать даже не будет. А уж о том, чтобы провести проверку, разговора даже не ведется. Да и при удачном стечении обстоятельств, организация может провести проверку лишь в рамках доводов и обоснований, приведенных в тексте жалобы.
Более того, у участников объединений уже давно «отрастают зубы». Дело в том, что судебная практика показывает явную негативную тенденцию в контексте внеплановых проверок со стороны регулирующих организаций. По сути, любое нарушение регламента контроля, сводит на нет все усилия и старания. А это уже несет прямой урон для заявителя.
Более того, регламент плановых проверок тоже не вызывает оптимизма. Особенно если мы говорим о взаимодействии с обычными физическими лицами. И ситуация тут тяжелая. Потому что даже вопрос субсидиарной ответственности за срыв контрактов с государственными органами и муниципалитетами не урегулирован.
Потому что на практике, плановой проверки 1 раз в 12 месяцев не хватает даже на этом уровне. А ведь здесь речь идет буквально о том, что участники объединения срывают государственные и муниципальные контракты. И регулирующая организация не может это вовремя заметить. Наверное не стоит говорить о том, что в ситуации с пострадавшими от мошеннических действий представителей КПК, шансов на регулирующее объединение вообще нет.
А теперь кратко о том, как вступают в СРО.
Регламент вступления
Итак, для некоторых компаний есть обязательство вступления по действующему законодательству. Этот список компаний и статусов закреплен на уровне 372 Федерального Закона. В частности, документы разрешительные придётся готовить:
- Застройщикам.
- Компаниям на крупных контрактах.
- Компаниям, работающим по федеральным программам.
- Компаниям, работающим с муниципальной или государственной землей.
- Индивидуальным предпринимателям, сотрудничающим с застройщиками.
Расширим этот список, потому что он на данный момент сильно сокращен. Если у вас компания занимается проектировкой и строительством зданий, вступать придётся. Если вы участвуете в процессе закупок, и суммы сделок превышают 3 млн. рублей, вступать придётся. Если вы занимаетесь капитальным ремонтом многоэтажных домов по федеральной программе, вступать придётся.
Если вы хотите получить тендер на проведение инженерных изысканий, вступать придётся. Ну и для всех, кто сотрудничает с застройщиком напрямую вступление тоже будет требованием действующего законодательства.
Кстати, у этого процесса есть несколько преимуществ. Объединение позволяет получить бухгалтерское сопровождение и правовую поддержку. Обмениваться знаниями и опытом с другими членами сообщества будет проще. У этого «обмена» есть и один серьезный недостаток. Когда мы говорим о кредитной кооперации, зачастую «обмен опытом» превращается в своеобразный «сговор».
А этого допускать нельзя. Однако, в текущей системе всё остается без изменений. Кроме того, часть ущерба своим потребителям можно будет возмещать из специально созданного фонда.
Ну и конечно, образовательные программы организации позволяют повысить квалификацию сотрудников. Более того, это еще и некая гарантия для клиентов. Для подавляющего большинства клиентов, но не для юридически подкованных. Кроме того, наличие допуска позволяет участвовать в тендерах и государственных закупках. Без допуска принять участи не получится, так как это требование действующего законодательства.
Последовательность действий для вступления
Всё предельно просто. Для начала вам придётся определиться с отраслью, в которой вы будете работать. Исходя из этого, вы уже принимаете решение о выборе кластера. Если вы занимаетесь строительством, рекомендуем воспользоваться возможностями реестра по ссылке (http://sro.gosnadzor.ru/). Именно в этом реестре отсортированы все доступные для вступления регулирующие организации. Каждое объединение имеет карточку со следующим набором данных:
- Регион.
- Дата занесения в реестр.
- Фильтрация по категории.
- Населенный пункт.
Кроме того, в этой же базе данных вы сможете узнать о взносах и других деталях. После того как вы определитесь с организацией, нужно будет заняться подготовкой пакета документов. Это очень обширный список бумаг, разбирать их сегодня мы не будем. Лучше обратитесь за помощью к профессиональному юристу. Учтите, далеко не все объединения принимают документы в электронной форме.
А сам процесс рассмотрения заявки занимает достаточно много времени. Поэтому рекомендуем готовить пакет документов очень тщательно.
Ведь все предоставленные документы будут проведены через несколько этапов проверки. После чего будет проведена полноценная правовая экспертиза. И уже по результату будет вынесено решение о принятии, или об отказе. В случае отказа, придётся готовить всё заново. А это достаточно трудозатратный процесс. Если же вас одобрили, то придется сделать несколько взносов.
И уже после их уплаты вы получаете на руки готовое решение, вступившее в свою законную силу. Звучит просто, на деле же процесс осложняется массой критериев и нюансов.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Источник: bankis.ru
Что такое СРО в строительстве? Вступление в СРО.
CashGain.ru Недвижимость Что такое СРО в строительстве? Вступление в СРО.
После отмены обязательного государственного лицензирования в строительстве , а случилось это в январе 2010 г., произошел переход к саморегулированию деятельности в этой отрасли. Начался процесс образования саморегулирующих организаций в строительстве (СРО).
Чтобы разобраться с тем, что такое СРО в строительстве , следует знать, что до этой даты для того, чтобы строительная фирма имела возможность проводить определенные работы, необходимо было получение государственной лицензии.
После этого эти функции отошли некоммерческим СРО, которые и занимаются выдачей специальных сертификатов, допусков, являющихся официальным разрешением на проведение соответствующих видов работ.
Что такое саморегулируемые организации в строительстве?
Итак, саморегулируемые организации являются некоммерческими структурами, объединяющими строительные фирмы, частных предпринимателей, а также иностранные компании, связанные между собой профессиональными интересами и ведущими свой бизнес в одной отрасли. Кроме того, объединенные по профессиональному признаку, СРО могут формироваться дополнительно и по территориальному критерию.
Таким образом, государственные надзорные функции перешли к некоммерческим саморегулируемым организациям, которые и регулируют деятельность своих членов – участников рынка, а государство в такой схеме оставляет за собой право контроля уже непосредственно деятельности СРО.
Основная функция СРО – регулирование деятельности участников соответствующего рынка, СРО занимается:
- разработкой единых стандартов в производственной сфере, а также в контроле качества работ, производимых состоящими в организации членами;
- наблюдением и контролем за выполнением всех требований, которые должны соответствовать определенным стандартам и принятым правилам;
- представлением интересов своих членов при возникновении каких-либо взаимодействий как с государственными органами, так и третьими лицами, участниками рынка. Также могут являться инициаторами формирования третейских судов для разрешения споров между участниками как внутри организации, так и при возникновении коммерческих споров с другими участниками рынка, не состоящими в одном СРО.
Также СРО занимаются разработкой:
- правил на вступление в такую организацию;
- единых критериев к потенциальным кандидатам;
- обучением и последующей аттестацией работников из организаций-членов объединения.
Вместе с тем СРО являются гарантом защиты интересов потребителей, в том числе и благодаря механизму коллективной ответственности.
А после вступления России в ВТО в деятельности СРО появилась необходимость сближения и синхронизации с аналогичными международными системами и в первую очередь за счет внесения изменений в системы стандартизации и сертификации.
Для чего надо вступать в СРО?
Для того чтобы фирма, строительная организация или частный предприниматель могли заниматься своей деятельностью, у них должен быть допуск СРО строителей, представляющий собой справку-сертификат и внесенный в единый реестр Ростехнадзора.
В допуске указывается перечень видов работ, и после его получения строительная компания может стать не только участником рынка в качестве исполнителя, но и имеет право принимать участие в тендерах на выполнение работ или оказание услуг в рамках этого списка. То есть допуск СРО стал заменой бывшего обязательным до этого лицензирования определенных видов работ в строительной отрасли.
Членство в СРО дает преимущества в том, что саморегулирование, в сравнении с государственным регулированием, обладает большей гибкостью и легче приспосабливаются к условиям, возникающим на рынке за счет более оперативного реагирования.
Также стоит обратить внимание и на то, что решение возникающих споров происходит в более сжатые сроки и с меньшими финансовыми затратами для сторон конфликта.
Статус и основные цели деятельности СРО
Саморегулируемая организация образуется на базе членства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеет в своей основе некоммерческое партнерство . Деятельность СРО регулируется Градостроительным кодексом РФ (статья 55.4, части 1 и 2, статья 55.5, часть 1).
В состав СРО должно входить не менее 100 (юридических лиц и ИП). Обязательно формируется компенсационный фонд, размер которого должен составлять не менее 1 млн руб. на одного члена СРО.
Дополнительно может существовать требование к страхованию своей деятельности и гражданской ответственности членами СРО – размер страховки в этом случае не менее чем 300 тыс. руб. на одного участника.
Цель создания СРО можно свести к нескольким моментам:
- Повышение уровня и качества проводимых работ в строительстве: возведении объектов, выполнении работ по капитальному ремонту, реконструкции и т. д.
- Обеспечение возможности предупреждения причинения ущерба имуществу юридических и физических лиц.
- Предотвращение вреда здоровью людей, объектам культурного наследия, животным или растениям в тех случаях, когда производятся определенные виды работ, предоставляющих определенную опасность.
Создать СРО в строительной отрасли можно по нескольким критериям. Кроме непосредственно отраслевого принципа применяется региональный (или территориальный), а также и межрегиональный .
Рекомендации при выборе региональной СРО, видео:
Какими правами и обязанностями обладают СРО?
1. Основным видом деятельности является выдача допусков своим участникам на выполнение строительных работ . В связи с этим разрабатываются и, соответственно, утверждаются требования для их получения.
В компетенцию СРО также входит разработка правил и стандартов, на основе которых должны вести свою деятельность участники-члены организации.
2. СРО осуществляет контролирующую функцию , в том числе и при соблюдении требований градостроительства, выполнения всех строительных норм, а также правил и нормативов, устанавливаемых самой организацией.
3. Также СРО обладает полномочиями при выявлении нарушений устанавливать меру ответственности для строительной организации .
4. СРО занимается представлением интересов своих членов в различных инстанциях , судах и т. д. и выполняет функцию защиты. Также они наделены полномочиями на участие в законотворческой деятельности, касающейся отраслевых интересов.
5. Важным направлением деятельности саморегулируемой организации является и оказание помощи в повышении квалификации сотрудников организаций – членов СРО, с последующей аттестацией специалистов.
6. Из обязанностей СРО следует отметить их роль в программах страхования ответственности своих членов перед третьими лицами .
Они являются инициаторами и аккумулирующими структурами для формирования компенсационных фондов, средства которых предназначаются для выплат пострадавшим сторонам в случае предоставления им работ и услуг ненадлежащего качества и повлекших за собой определенный ущерб.
7. В соответствии с этим все члены-участники СРО несут солидарную ответственность , определяемую размерами компенсационного фонда.
Вступление в СРО
Членами СРО могут стать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Нет запрета для принятия и организаций, зарегистрированных за рубежом. Для вступления необходимо предоставить в СРО:
- заявление о приеме с указанием определенных видов работ, выполнение которых имеет влияние на объекты строительства и допуск к которым желает получить предприниматель или фирма;
- подтверждение внесения субъекта предпринимательства в госреестр (свидетельство о государственной регистрации и другие), а также копии учредительных документов, в которых указаны виды деятельности компании.
Кроме того, компании или ИП, перед тем как вступить в СРО строителей должны соответствовать следующим требованиям:
- штат сотрудников компании должен быть укомплектован лицами с соответствующим профильным образованием , при этом не менее 3 из них должны быть обладателями дипломов высших учебных заведений, а не менее пяти иметь среднее профессиональное образование по данному профилю;
- стаж работы сотрудников с высшим образованием не должен быть менее 3 лет, а для среднего звена – не менее 5 лет;
- для индивидуального предпринимателя также необходимо профильное высшее образование и обязательно минимальный пятилетний стаж работы в этой сфере;
- должно соблюдаться условие повышения квалификации сотрудниками компании или индивидуальным предпринимателем – не реже 1 раза в 5 лет;
- предоставляются данные квалификационных проверок сотрудников , которые должны быть положительными.
В некоторых случаях в СРО могут предъявляться условия, на основании которых компания-кандидат обязана иметь оборудование для выполнения работ, заявленных для получения допуска.
Если строительная фирма уже является участником другого СРО, вступление в новое можно рассматривать только после выхода из предыдущего членства. В ином случае это является поводом для отказа на вступление в организацию.
Какие преимущества предоставляет членство в СРО?
После подачи документов рассмотрение вопроса о принятии в СРО нового члена происходит в течение недели, но, как правило, занимает 1-5 дней. Решение принимается на заседании контрольной комиссии.
На положительное решение влияют несколько факторов, но важным является совпадение направления деятельности компании-кандидата и СРО. При возможности можно заручиться поддержкой от компаний – действующих членов организации.
Кроме того, что вступление в саморегулирующую организацию является необходимостью для получения допуска к выполнению определенного вида работ, членство предоставляет и вполне очевидные преимущества, среди которых:
- защита прав каждого участника со стороны СРО;
- взаимоподдержка и помощь между самими членами;
- заметное повышение уровня оказываемых работ и услуг;
- помощь в повышении квалификации работников;
- информационная поддержка в виде семинаров, круглых столов, собраний, конференций и других мероприятий по обмену опытом и обсуждению актуальных проблем.
Важным бонусом является и то, что компания–член СРО становится более конкурентной на отраслевом рынке, что проявляется в увеличении портфеля заказов и, соответственно, увеличении прибыли.
Допуски (сертификаты или свидетельства СРО) выдаются в самой организации и вносятся в реестр членов СРО, который контролируется государственными надзорными органами.
Допуски выдаются бессрочно, но предусматривают ежегодные проверки на соответствие. Кроме того, они могут иметь территориальные ограничения, то есть предоставление услуг возможно лишь в указанном в документах регионе. Особенно этот пункт актуален для СРО, образованных не по отраслевому, а территориальному признаку.
Что такое СРО? Пример, видео:
Финансирование СРО и обязательные взносы
Как уже было указано, СРО – некоммерческая организация, и ее финансирование имеет несколько источников:
- вступительные взносы кандидатов;
- членские взносы участников;
- благотворительные взносы и пожертвования;
- доходы, получаемые от предоставления образовательных и/или информационных услуг;
- доходы от средств, размещенных на депозитных счетах организаций.
Итак, кроме сбора всех необходимых документов кандидат на вступление в СРО должен внести:
Несмотря на то что история СРО в России имеет небольшую историю, уже можно сделать вывод, что их появление благотворно сказалась на деятельности компании в строительной отрасли.
Уже можно утверждать, что саморегулируемая организация, построенная на принципах общности профессиональных интересов, показала эффективность таких объединений и высокую эффективность при обеспечении оперативности в принятии решений или важных вопросов, а также повышении качества предоставляемых услуг и работ.
Источник: cashgain.ru