Одной из основных функций саморегулируемых организаций (СРО) является разработка стандартов производственной и предпринимательской деятельности в разных отраслях. СРО берут на себя контроль работы участников рынка, освобождая от этой функции государство. Некоторым компаниям допуск такой организации нужно получать в обязательном порядке. Каким именно, для чего и каким образом? В этом мы и разберемся.
В обязательном порядке должны получить допуск СРО компании, работающие в десятке сфер, в числе которых арбитражная, оценочная, аудиторская, пожарной безопасности, энергоаудиторского обследования, инженерно-изыскательная, проектировочная, строительная. Подробнее мы остановимся на допусках СРО в строительстве.
Допуски СРО как логическое развитие системы лицензирования
Допуск СРО — это документ, подтверждающий соответствие компании законодательным нормам и стандартам саморегулируемой организации в конкретной сфере деятельности. Согласно Градостроительному кодексу РФ, свидетельство о допуске выдается без ограничения срока и территории его действия (лицензии же выдавались сроком на пять лет).
Что такое СРО (Саморегулируемая организация )
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут получить не один допуск СРО, а несколько — согласно числу видов деятельности. Стоит сказать, что наличие допуска является обязательным условием участия в тендерах.
Вся информация по допускам обязательно вносится в соответствующий реестр, размещенный на сайтах надзорных органов: Ростехнадзора, отраслевых ассоциаций СРО.
Главный идеолог создания СРО
Им считается политический деятель Виктор Плескачевский, долгое время проработавший в строительной сфере. Многие нормативные акты, регулирующие сегодня деятельность СРО, были разработаны именно им.
На сегодняшний день строительные и проектировочные компании, выполняющие ряд работ, должны вступать в СРО в обязательном порядке, иначе они не получат возможность осуществлять свою деятельность легально.
Работы, на которые требуется получить допуск СРО
Необходимость получения выписки СРО на отдельные виды деятельности в сфере строительства определяется приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В данный Перечень включены работы, которые нуждаются в обеспечении повышенной безопасности как самих объектов строительства, так и людей, занятых в работах на объектах. Перечислим основные направления деятельности организаций, которым нужен допуск СРО:
- Проектирование. Этот вид деятельности включает в себя создание планов, чертежей, схем, расчетно-пояснительных записок. Проект позволяет рассчитать объем, стоимость, трудоемкость предстоящих строительных работ, количество задействованных сотрудников, сроки исполнения. В обязательном порядке допуска СРО требует проектирование детских и медицинских учреждений, объектов, задействованных в охране окружающей среды, технических решений для военных сооружений и др.
- Инженерные изыскания — ряд работ по изучению участка под строительство: исследование грунтов, геологические, экологические, геодезические, метеорологические, геотехнические изыскания. Доскональный анализ территории позволяет обеспечить безопасность людей и объектов, в том числе природных, расположенных поблизости от предполагаемого сооружения.
- Строительство, капитальный ремонт и реконструкция — деятельность, связанная с возведением и восстановлением жилых и нежилых зданий. Допуск необходим при строительстве жилых зданий, имеющих более трех этажей, при замене коммуникаций, при перепланировке помещений, создании надстроек и пристроек.
При возведении многоквартирных и отдельных жилых домов высотой менее трех этажей, а также при создании навесов, магазинов-киосков, вагончиков и выполнении некоторых других работ свидетельство СРО не требуется.
Чего Путин не знает о строительстве? СРО это бестолковая организация или недоделанное решение?
В целях поддержки строительной отрасли с 1 мая 2022 года больше не требуется членство в СРО, если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает 10 млн рублей.
Условия получения свидетельства о допуске к выполнению строительных работ
Согласно Градостроительному кодексу, чтобы получить допуск СРО, юридические лица должны предоставить следующие документы:
- заявление о приеме в члены СРО с указанием видов работ, допуск на которые требуется получить;
- устав компании;
- копии учредительных документов;
- копии ИНН, ОГРН и всех произведенных изменений;
- копию информационного письма Росстата;
- выписку не более чем месячной давности из ЕГРЮЛ;
- копию документа о назначении руководителя компании с печатью организации;
- при наличии — копию свидетельства о допуске того же вида, выданного другой строительной СРО (если состоит в партнерстве);
- копии квалификационных документов (с печатью компании) руководителя компании и специалистов в конкретной сфере со стажем не меньше пяти лет и др.
Отметим, что СРО имеет право дополнить эти списки. Например, может потребовать представить сертификат соответствия СМК требованиям ИСО 9001 или полис страхования гражданской ответственности. Также важно помнить, что для получения документа необходимо быть членом СРО. Во избежание проблем следует остановить свой выбор на надежной организации.
Это интересно
История саморегулирования насчитывает около 2500 лет. Прообразом современных СРО считают ремесленные артели, существовавшие в Древнем Египте.
Что учесть при выборе саморегулируемой организации?
Сегодня в России только в строительной области насчитывается около 300 СРО. Удостовериться в их надежности и правовой состоятельности можно, проверив информацию, например, на официальном сайте Ростехнадзора. При выборе саморегулируемой организации будет не лишним убедиться в компетентности и профессиональной состоятельности организации.
Положительной характеристикой станет большое количество компаний — членов данной СРО, а также репутация этих организаций. Наличие региональных представительств окажется бесспорным плюсом при характеристике надежности СРО. Не менее важен опыт работы организации, перечень предоставляемых услуг и, конечно же, отзывы клиентов. Как ни странно, серьезность требований к соискателям, ответственное отношение и проверка предоставляемых документов — это тоже положительная характеристика СРО.
Процедура оформления допуска СРО
Процесс получения свидетельства о допуске к строительным работам состоит из нескольких этапов:
- Подготовка и подача документов в СРО (можно дистанционно — через интернет).
- Документарная оценка со стороны СРО.
- Устранение замечаний, выдвинутых СРО (при возникновении).
- Получение допуска саморегулируемой организации.
Стоимость документа
Стоимость допуска СРО к строительным работам складывается из следующих аспектов:
- Вступительный взнос. Его определяет сама саморегулируемая организация. В среднем он составляет 5000 рублей, но иногда может достигать и больших размеров.
- Членский взнос. Выплачивается ежемесячно, составляет 5000–15 000 рублей.
- Приобретение страхового полиса (дополнительное требование СРО). Его стоимость колеблется в пределах 4000–10 000 рублей.
- Сертификация на соответствие требованиям ИСО 9001 (дополнительное требование СРО). Единоразовая процедура, стоимость которой начинается от 20 000 рублей.
- Отчисления в компенсационный фонд. Составляют самую большую статью расходов компании, вступающей в СРО. Данные средства будут храниться на банковском счету СРО и использоваться в случае возникновения убытков из-за нарушения условий контракта членами саморегулируемой организации. Сумма отчислений зависит от стоимости договора подряда и составляет от 150 000 (при вступлении в СРО проектировщиков и изыскателей) и от 300 000 рублей (при вступлении в СРО строителей).
Часто организации ищут возможность отчисления денежных средств в компенсационный фонд в рассрочку. Однако статья 55.16 части 3 Градостроительного кодекса РФ не допускает уплату взноса в компенсационный фонд СРО в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную оплату третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи (в случае лишения статуса СРО).
Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности отчисления взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. Также не допускается освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого фонда.
Законодательство никак не регулирует вопрос рассрочки компенсационного фонда, но содержит четкое указание по своевременной и полной его оплате (п. 10.1, ст. 55.8). Такое требование основывается на том, что компенсационный фонд должен быть сформирован и находиться на депозитном счету организации.
Если СРО оформляет вступление в рассрочку, вероятнее всего, средства фонда хранятся на расчетном счету, что противоречит нормам закона. Отсюда следует, что сама возможность получить допуск СРО в рассрочку ставит под вопрос благонадежность такой организации.
Кроме того, закон устанавливает, что оформление свидетельства о допуске к работам возможно только после перечисления средств нового участника на счет компенсационного фонда. Следовательно, вносить сумму задним числом или оплачивать собственными ресурсами СРО не может.
Это значит, что вступление в СРО с рассрочкой незаконно. На практике же нередки случаи, когда фирмы, вступающие в организацию по сомнительным схемам рассрочки, в дальнейшем сталкиваются с серьезными проблемами. СРО может не включить в реестр Ростехнадзора предприятия, средства которых не перечислены в ее компенсационный фонд. Кроме того, она может исключить такую компанию из своего состава, при этом финансовые обязательства останутся в силе.
Источник www.kp.ruПоследние новости
С 1 января 2009 года в России произошла замена государственного лицензирования в строительной отрасли на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в cаморегулируемых организациях (СРО).
Теперь организация, изъявившая желание осуществлять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, должна являться членом СРО, соответствующей видам выполняемых работ.
Основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля над деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка. Это позволяет минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, сохранив ответственность бизнеса перед потребителями.
Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, так как СРО в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.
Минимальные требования для получения организацией права выполнения работ от СРО определяет правительство РФ.
Существенные изменения произошли в системе саморегулирования с 1 июля 2017 года после вступления в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (372 –ФЗ), среди них:
- Отменены свидетельства о допуске к работам (выдается выписка из реестра СРО).
- Строительные организации имеют право вступать в СРО только в своем регионе (по территориальному признаку), это правило не коснулось проектировщиков и изыскателей.
- Членство в СРО необходимо только лицам, заключающим договоры подряда напрямую с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (для инженерных изысканий), лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором (для строительства и проектирования), а также застройщикам, если они сами выполняют инженерные изыскания, проектные работы, осуществляют строительство.
- Определен новый вид контроля для СРО – за исполнением ее членами договорных обязательств.
- На основе существовавшего компенсационного фонда СРО формируются новые – компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
- Формируется Национальный реестр специалистов.
Деятельность СРО строительной сферы главным образом регулируется 315-ФЗ и Градостроительным кодексом РФ, а также следующими основными подзаконными актами:
- Постановление правительства РФ «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» от 29.09.2008 г. № 724;
- Постановление правительства РФ «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» от 11.05.2017 N 559;
- Приказ Минстроя России от 06.04.2017 г. № 688/пр. «О порядке ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры, а также о перечне направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства»;
- Приказ Министерства строительства и жилищного хозяйства РФ от 10.04.2017 № 700/пр «Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров»;
- Приказ Ростехнадзора «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» от 16.02.2017 г. № 58;
- Соглашение о сотрудничестве между правительством Москвы и Национальными объединениями саморегулируемых организаций от 15.10.2012 г.
Сами саморегулируемые организации в области строительства, согласно требованиям федерального законодательства, объединены в национальные объединения СРО соответствующего вида деятельности:
-
строителей (Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство». Сокращенное наименование объединения – Ассоциация «Национальное объединение строителей» или «НОСТРОЙ»); изыскателей и проектировщиков (Ассоциация саморегулируемых организаций общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации». Сокращенное наименования объединения – «Национальное объединение изыскателей и проектировщиков» или «НОПРИЗ»).
В 2017 году между Департаментом градостроительной политики города Москвы и Национальными объединениями НОСТРОЙ и НОПРИЗ заключены следующие соглашения в рамках информационного взаимодействия :
- Соглашение об информационном взаимодействии между Департаментом градостроительной политики города Москвы и Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация– общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» от 30.10.2017 № ДГП-15-17-01;
- Соглашение об информационном взаимодействии между Департаментом градостроительной политики города Москвы и Ассоциацией «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации» от 01.12.2017 № ДГП-15-17-03.
В соответствии с соглашениями, «Пользователями» являются представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ и саморегулируемые организации – члены Национальных объединений.
Департамент градостроительной политики города Москвы, как «Оператор», обеспечивает «Пользователю» доступ к следующим ресурсам информационно-аналитической системы управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД):
- Субъекты предпринимательской деятельности, состоящие в СРО;
- Реестр СРО;
- Реестр заключенных контрактов;
- Реестр заключений;
- Единый реестр объектов капитального строительства;
- Реестр актов плановых и внеплановых проверок, проведенных Мосгосстройнадзором в отношении субъекта предпринимательской деятельности, состоящего в СРО.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Источник stroi.mos.ruСаморегулирование в сфере строительства
В соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование деятельности в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2017 года индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Застройщик имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что такое лицо является членом соответствующей саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов) соответственно.
Деятельность саморегулируемых организаций регламентирована Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и главой 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Саморегулируемая организация является членом соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Национальные объединения саморегулируемых организаций созданы для соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В целях обеспечения развития института саморегулирования в сфере градостроительства, совершенствования технического регулирования процессов инженерных изысканий, проектирования и строительства, совершенствования законодательства о градостроительной деятельности приказом Минстроя России от 14 апреля 2016 года № 237/пр создан Координационный совет по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства.
В настоящее время осуществляют деятельность следующие Национальные объединения саморегулируемых организаций:
- Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)
Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2020 г. № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам»
Вопрос 1. Вправе ли саморегулируемая организация в Положении о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств ограничить цели, размер выдаваемых займов, способы обеспечения исполнения обязательств заемщика в сравнении с установленными пунктом 2 Положения.
При этом необходимо учитывать, что Постановлением предусмотрен реальный механизм оказания помощи саморегулируемыми организациями всем своим членам, оказавшимся в сложной экономической ситуации.
Принятые в сжатые сроки Правительством Российской Федерации такие неотложные меры в связи с введенными ограничениями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, наделяют саморегулируемые организации правом (не обязанностью) предоставлять займы из средств компенсационного фонда договорных обязательств.
Установление саморегулируемыми организациями дополнительных ограничений к предельным показателям и условиям, определенным Постановлением, снижает возможности по оказанию финансовой помощи и приведет к сокращению круга лиц, которым она может быть предоставлена, а также ограничит возможность принятия решения саморегулируемой организацией о предоставлении займа с учетом фактической потребности в финансировании обязательств по договорам члена такой саморегулируемой организации.
Вопрос 2. Достаточно ли установленного Постановлением регулирования для предоставления саморегулируемой организаций займа и перечисления кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на банковский счет заемщика с учетом установленного частью 5 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации исчерпывающего перечня таких случаев?
Ответ: Использование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на предоставление займа члену саморегулируемой организации допускается только в определенный срок, и в этой связи такой случай установлен частью 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), который регулирует порядок введения в действие и применения норм Градостроительного кодекса.
Вопрос 3. Не будет ли выдача займа в силу статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации рассматриваться как расходование средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, ведь денежные средства поступают в собственность заемщика?
Ответ: По общему правилу, установленному частью 5 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон № 315-ФЗ), средства компенсационного фонда могут размещаться и инвестироваться в целях их сохранения и прироста через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Федеральным законом № 191-ФЗ предусмотрен иной способ размещения средств компенсационных фондов: в займы, которые согласно статьи 810 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возврату заимодавцу.
Вопрос 4. Куда направляется доход, полученный от предоставления в займы средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?
Ответ: Полученные проценты за пользование займом перечисляются на основании подпунктов «и» и «к» пункта 6 Положения на специальный банковский счет саморегулируемой организации, с которого были переведены средства займа заемщику, и зачисляются в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации (часть 7 статьи 13 Федерального закона №315-ФЗ).
Вопрос 5: Согласно Постановлению саморегулируемая организация предоставляет займы только из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Следует ли из этого, что саморегулируемая организация может предоставлять займы только своим членам, оплатившим взнос в такой фонд?
Ответ: Постановление не содержит условий предоставления займов, которыми бы ограничивался круг членов саморегулируемой организации наличием права участвовать в конкурентных закупках.
Например, согласно подпункту «б» пункта 4 Постановления заем может выдаваться для выполнения подрядных работ по договорам, заключенным в целях строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Такие договоры не отнесены пунктом 3 части 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса к договорам, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Вопрос 6: Одним из способов обеспечения договора займа является поручительство третьих лиц. В случае взыскания с них заемных средств, насколько законно внесение их в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств с учетом части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации?
Ответ: Частью 5 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса определен особый правовой статус денежных средств компенсационного фонда саморегулируемой организации и при предоставлении займов такое имущество своего статуса не утрачивает.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса также предусмотрено размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях их прироста в депозиты. Возврат суммы депозита и уплата процентов на сумму депозита осуществляется именно на специальный банковский счет саморегулируемой организации, открытый для соответствующего компенсационного фонда.
Вопрос 7. Как определяется «фактическое количество членов саморегулируемой организации» на день принятия решения о предоставлении суммы займа?
Ответ: Членом саморегулируемой организации является индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, в отношении которого решение саморегулируемой организации о приеме вступило в силу (часть 12 статьи 55.6 Градостроительного кодекса) и в реестре членов саморегулируемой организации отсутствуют сведения о прекращении его членства в саморегулируемой организации (часть 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса). При этом необходимо учитывать, что в случае исключения индивидуального предпринимателя, юридического лица из членов саморегулируемой организации в градостроительном законодательстве его статус определяется словосочетанием «лицо, прекратившее членство в саморегулируемой организации» (часть 5 статьи 55.7 Градостроительного кодекса) либо «исключенный член саморегулируемой организации» (часть 10 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ).
Вопрос 8. Вправе ли саморегулируемая организация установить повышенные требования к заемщикам, а также обязанность его по предоставлению документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, и дополнительные основания для отказа в предоставлении займа в сравнении с Постановлением.
При этом Постановлением не установлены исчерпывающие перечни требований к членам саморегулируемых организаций, которым может быть предоставлен заем.
Вместе с тем, при установлении дополнительных требований к заемщику саморегулируемой организации целесообразно исходить из обеспечения возможности реализации предоставленного права членом саморегулируемой организации, действительно нуждающимся в предоставлении займа, и возвратности заемных средств.
КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с пунктом 1 статьи 55.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минстроем России осуществляется государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Информация о проведенных плановых проверках размещена в разделе «Контрольная деятельность».
Источник www.minstroyrf.gov.ru