О СРОКАХ ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее — Постановление № 440).
В частности, Постановление № 440 было дополнено новым приложением № 16, устанавливающим особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон).
Так срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, срок действия которого истекает в период со дня вступления в силу Постановления № 440 до 31 декабря 2020 г., продлевается до 31 декабря 2021 г., если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с учетом положений абзаца шестого п. 5 ст. 18 Закона.
Причина срыва сроков проекта: отсутствие опыта прохождения экспертизы
Согласно п. 9 Постановления № 440 оно вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: upeb-eco.ru
Определение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы
В соответствии с пунктом 5 абзаца 1 статьи 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» заключения государственной экологической экспертизы на проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера не могут быть ни положительными, ни отрицательными, срок их действия не устанавливается.
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих размещение объекта (обоснования инвестиций строительства объектов и иных видов предпроектной стадии документации).
Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих размещение объекта (обоснования инвестиций строительства объектов и иных видов предпроектной стадии документации) определяется в соотвестсвии со сроком, необходимым для проектирования объекта, и представления его на государственную экологическую экспертизу, но не должен превышать 3 лет.
1.1. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы ТЭО (проектов), проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и объектов и иных вновь вводимых в эксплуатацию объектов (предприятий):
11. Срок действия положительных заключений государственной экологической экспертизы на ТЭО (проекты), проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и объектов и иных вновь вводимых в эксплуатацию объектов (предприятий), определяется в соответствии со сроками строительства объекта, представленными в составе проектных материалов или в соответствии с обоснованным сроком, необходимым для реализации проектных решений и окончания строительства объекта, заявленным Заказчиком в процессе проведения государственной экологической экспертизы а также с учетом ограничений, имеющихся в положительных согласованиях и заключениях соответствующих надзорных и контрольных органов.
Государственная экологическая экспертиза на новую технологию (ГЭЭ). Закон 174-ФЗ. Какие требования
3.5.18. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
1.1. Датой оформления заключения государственной экологической экспертизы является дата подписания заключения квалификационным составом экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
1.1. Срок утверждения приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы должен быть утвержден в срок, не превышающий 3 дней с даты оформления заключения государственной экологической экспертизы. К приказу об утверждении заключения государственной экологической экспертизы может прикладываться справка о соблюдении организационно-правовых требований проведения государственной экологической экспертизы (Рекомендуемая форма справки о соблюдении организационно-правовых требований проведения государственной экологической экспертизы представлена в Приложении 25)
3.5.19. В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с руководителем экспертного подразделения докладывают руководству Ростехнадзора (его территориального органа) о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более 6 месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав комиссии.
3.5.20. Неподписание экспертами заключения без уважительных причин является существенным нарушением условий договора, заключаемого Ростехнадзором или его территориальными органами с данными экспертами и расторгаются в одностороннем порядке
3.5.21. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
Оплата работы экспертной комиссии при продлении срока проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в настоящем пункте, производится за счет средств Ростехнадзора (его территориальных органов).
3.5.22. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.
3.5.23. Руководство Ростехнадзора (его территориального органа) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
— обнаружения фактов фальсификации материалов, сведений и данных, представленных на государственную экологическую экспертизу;
— нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;
-несоответствия выводов содержанию заключения государственной экологической экспертизы.
3.5.23. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы устанавливается приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или его территориального органа.
3.5.24. После утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы ответственный секретарь направляет подписанные специально уполномоченным представителем Ростехнадзора либо его территориального органа акты приемки выполненных экспертами работ, а также договора на возмездное оказание работ (услуг) руководителем и членами экспертной комиссии, в подразделение, ответственное за финансовую отчетность для оплаты оказанных работ (услуг).
3.5.25. Заключение государственной экологической экспертизы по проектам правовых актов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта правового акта законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и требованиям экологической безопасности, а также выводы об экологических и связанных с ними иных последствиях реализации данного объекта экспертизы.
3.5.26. Ответственный секретарь экспертной комиссии направляет Заказчику заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом в течение 5 дней со дня его утверждения (Приложения 22,23).
3.5.27. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в случае проведения государственной экологической экспертизы Ростехнадзором), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
3.5.28. В случае наличия письменных запросов представителей общественности, средств массовой информации ответственный исполнитель в срок до 5 дней направляет письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
3.5.29. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.
3.5.30. Заказчик документации, общественные организации, а также другие заинтересованные лица, не согласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5.31. Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу в случаях:
— доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
— изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
— реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
— истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
— внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
— в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.
Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.
3.5.32. Ответственный секретарь экспертной комиссии в течение десяти рабочих дней с момента издания приказа об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение, осуществляющее связь с общественностью для размещения на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору либо его территориальных органов в сети Интернет уведомление содержащее информацию об итогах проведения государственной экологической экспертизы;
3.5.33. Один экземпляр материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения остается в экспертном подразделении, остальные материалы возвращаются заказчику
Источник: cyberpedia.su
Какой срок действия инженерных изысканий?
СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ»
Пункт 5.2
«. Возможность использования материалов изысканий прошлых лет в связи с давностью их получения (если от окончания изысканий до начала проектирования прошло более 2 — 3 лет) следует устанавливать с учетом происшедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и др. Выявление этих изменений следует осуществлять по результатам рекогносцировочного обследования исследуемой территории, которое выполняется до разработки программы инженерно-геологических изысканий на объекте строительства.
Все имеющиеся материалы изысканий прошлых лет должны использоваться для отслеживания динамики изменения геологической среды под влиянием техногенных воздействии.»
СП 47.13330.2012 (СНиП 11-02-96 Актуализированная редакция) «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.»
«4.16 Проект программы выполнения инженерных изысканий представляется застройщику на рассмотрение вместе с конкурсной документацией.
Окончательная редакция программы выполнения инженерных изысканий составляется после подписания договора, сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет и может корректироваться в соответствии с 4.17.
Программа выполнения инженерных изысканий, согласованная с застройщиком или техническим заказчиком, является неотъемлемой частью договорной документации, основным и обязательным организационно-руководящим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий.
4.17 В случае выявления в процессе инженерных изысканий непредвиденных сложных или опасных природных и техногенных условий, которые могут оказать неблагоприятное влияние на строительство и эксплуатацию сооружений и среду обитания, исполнитель инженерных изысканий должен поставить застройщика или технического заказчика в известность о необходимости дополнительного изучения и внесения изменений и дополнений в программу инженерных изысканий и в договор в части изменения объемов, видов и методов работ, увеличения продолжительности и (или) стоимости инженерных изысканий.»
Источник: forum.dwg.ru
Истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы //Связь с устойчивым развитием
Государственная экологическая экспертиза – это один из инструментов охраны окружающей среды от чрезмерного воздействия хозяйственной активности природопользователей, особенно, такого интенсивного как пользование недрами.
Закон о государственной экологической экспертизе [1] и новый административный регламент по оказанию услуги [2] устанавливают, что положительное заключение имеет срок действия. Закон также предусматривает основания утраты юридической силы положительным заключением, одним из которых является истечение такого срока (ч. 5 ст. 18 Закона о государственной экологической экспертизе).
Действующий административный регламент предусматривает, что срок действия положительного заключения устанавливается с учетом срока реализации объекта (п. 141.1 административного регламента). Однако предшествующее регулирование таких положений не содержало. Это порождало и порождает ситуации, при которых недропользователи не успевают построить все предусмотренные проектной документацией части объекта и ввести их в эксплуатацию за 3-5 лет и продолжают осуществлять деятельность на основе положительного заключения с истекшим сроком.
Рассматривая такую деятельность как правонарушение, Росприроднадзор привлекает недропользователей к административной ответственности и выносит предписание о его устранении. Если признать такое требование территориальных органов Росприроднадзора законным, продолжать деятельность до получения положительного заключения запрещено. Соответственно, предписание может влечь фактическое приостановление деятельности недропользователя на год (в крайнем случае), то есть на срок, превышающий самую строгую меру административного наказания – административное приостановление деятельности (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ), так как столько времени необходимо для прохождения государственной экологической экспертизы с учетом проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Позиция природоохранных органов государственной власти по данному вопросу менялась с течением времени. Изначально Минприроды России высказывалось об отсутствии требования к природопользователю повторно пройти государственную экологическую экспертизу реализуемого объекта при истечении срока действия положительного заключения [3]. Впоследствии подход изменился.
Минприроды России уточнило, что необходимость представить проектную документацию, которая ранее получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, по истечении срока действия положительного заключения экспертизы может быть обусловлена тем, что объект не был реализован в течение срока действия положительного заключения [4]. В настоящее время Росприроднадзор признает объект реализованным только если объект был полностью построен в срок действия положительного заключения. В противном случае проектная документация объекта подлежит экспертизе повторно.
Такое толкование закона и правоприменение не вполне соответствуют законодательству. Помимо нормы о сроке действия положительного заключения государственной экологической экспертизы закон содержит положения, определяющие понятие, предмет экспертизы и основные принципы ее проведения.
Под государственной экологической экспертизой понимается экспертиза, которая проводится в отношении проектов, обосновывающих намечаемую деятельность (ст. 1 Закона о государственной экологической экспертизе).
Одним из принципов государственной экологической экспертизы является обязательность ее проведения до принятия решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы, другим принципом выступает презумпция потенциальной опасности планируемой хозяйственной деятельности (ст. 3 Закона о государственной экологической экспертизе). В случае, если недропользователь уже начал реализовывать объект в период действия положительного заключения, построил, получил разрешение на строительство части объектов, деятельность по проекту всего предприятия не может рассматриваться как планируемая, а значит, потенциально опасная. Верховный суд РФ признает получение разрешения на строительство в качестве факта принятия решения о реализации объекта [5]. Такая деятельность не подпадает под понятие экологической экспертизы и не соответствует принципам ее проведения.
Чтобы оценить справедливость сложившейся в правоприменении тенденции, необходимо обратиться к конституционным принципам, гарантированным правам и концепции – принципам свободного осуществления экономической деятельности, социального государства, праву на благоприятную окружающую среду, принципу баланса частных и публичных интересов и концепции устойчивого развития.
Принцип свободного осуществления экономической деятельности закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Он предполагает, что недропользователь может разрабатывать недра, превращая результат пользования в экономические блага, и получать в связи с реализацией этих благ прибыль. Однако в свободном осуществлении недропользователем экономической деятельности заинтересован не только сам недропользователь, но и государство и общество.
Здесь важно вспомнить про принцип социального государства (ст.7 Конституции РФ). Данный принцип направлен на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, защиты законных прав и интересов граждан в вопросах занятости, здравоохранения, социального обеспечения и иных.
Рост российской экономики зависит от благосостояния добывающей отрасли[6], а состояние экономики предопределяет размер социальных гарантий. Недропользователи нередко являются крупнейшими налогоплательщиками [7], обеспечивая оказание государственных услуг, выполнение государственных функций и т.д.
Помимо этого, предприятия недропользователей во многих случаях являются градообразующими или имеют большое значение для отдаленных от центра территорий (Камчатка, Сибирь, районы Крайнего Севера, Дальний Восток и иные). Такие предприятия создают рабочие места для местных жителей. Крупные предприятия осуществляют и социально-полезную деятельность, инвестируя в инфраструктуру. Следовательно, прекращение работы предприятия в связи с невозможностью ее продолжить без нового положительного заключения может негативно отразиться на социально-экономической обстановке в регионе, повышая социальную напряженность. Все это также должно быть учтено в регулировании.
Другой важный элемент – это гарантированное право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), оно воплощает публичный интерес в сохранении природной среды. Природная среда является основной жизни, поэтому ее качество влияет в том числе и на состояние здоровья граждан.
Государственная экологическая экспертиза направлена на комплексную оценку влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду с учетом требований экологической безопасности (ст. 3 Закона о государственной экологической экспертизе). Так как любая планируемая хозяйственная деятельность предполагается опасной для окружающей среды, государственная экологическая экспертиза призвана проверить такую деятельность на соблюдение экологических требований и согласовать порядок ее осуществления с наименьшими негативными последствиями для окружающей среды (ст. 1 Закона о государственной экологической экспертизе).
Решая вопрос о том, требовать ли от недропользователя повторного прохождения экологической экспертизы, законодатель и правоприменитель взвешивают частные интересы недропользователей в осуществлении хозяйственной деятельности и получении прибыли и публичные интересы (совокупность частных интересов граждан) в сохранении целостной природной среды, обеспечении свободного экономического развития и социальных прав граждан. Границы этих интересов определяются через принцип баланса частных и публичных интересов. Для сферы природопользования и охраны окружающей среды он воплощается в конституционной концепции устойчивого развития [8]. Устойчивость в рассматриваемой ситуации предполагает разработку такого механизма экологического контроля за соблюдением экологических требований в проектной документации, который не был бы непропорциональным ограничением деятельности недропользователя, но и не был бы обременительным для государства и общества.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы мог бы быть следующим. По истечении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектная документация подлежит проверке только в части изменившихся экологических требований с сокращением срока прохождения такой процедуры. Если экологические требования не изменились, как и проектная документация объекта, то повторное прохождение экспертизы избыточно.
Подведем итог. Деятельность, осуществляемая недропользователями, имеет важное значение для обеспечения устойчивого развития, поэтому предъявляемые к ней требования должны учитывать как публичные (охрана окружающей среды, гарантии социального государства, свободная экономическая деятельность), так и частные интересы (реализация проектов и получение прибыли). Именно поэтому регулирование повторного прохождения государственной экологической экспертизы должно быть сбалансировано с учетом интересов недропользователей, а также государства и общества как в продолжении первым деятельности, так и в охране окружающей среды. Обсуждение предлагаемых изменений законодательства о государственной экологической экспертизе в части сокращения объема проверки, а также срока прохождения экспертизы позволит оптимизировать работу недропользователей, контролирующих органов и вывести согласование деятельности при истекшем сроке положительного заключения экспертизы из тени.
Источник: zakon.ru