Определение капитальности или некапитальности объекта.
Все строения и сооружения делятся на капитальные и некапитальные, критерии принадлежности объектов строительства к определенному типу указаны в Градостроительном кодексе РФ.
Но, зачастую, для определения этих самых критериев тебуются специальные познания в области строительства, что служит поводом для проведения строительно-технической экспертизы. В этой статье мы рассмотрим определения и отличия капитальных и некапитальных объектов строительства, а также спорные моменты, когда необходима строительно-техническая экспертиза.
Содержание:
- Определение капитального строения
- Определение некапитального строения
- Основные различия капитальных и некапитальных строений
- Когда необходима строительно-техническая экспертиза для определения капитальности/некапитальности строения
Также стоит отметить, что тема капитальности/некапитальности объектов тесно связана с темами движимового/недвижимого имущества и Капитальные и некапитальные строения на собственном земельном участке.
Капитальные и некапитальные постройки. Понятие самострой. Слово юристу. Выпуск 14
В Компанию «ЭкспертТехСтрой» ежедневно поступает большое количество обращений на тему определения капитальности или некапитальности объектов строительства. Наших Заказчиков привлекает авторитет организации, наша ценовая политика, быстрая организация выезда на объект исследования и сроки составления Заключения Эксперта.
Определение капитального строения
В Градостроительном кодексе РФ указано определение объекта капитального строительства – это здание, сооружение, объекты, строительство которых не завершено. Объект капитального строительства становится капитальным строением при наличии прочной (неразрывной) связи с землей.
Выделим основные признаки капитального строения:
- Строительный объект не является временным;
- Имеет прочную (неразрывную) связь с земельным участком, на котором оно расположено, имеет специальный заглубленный (капитальный) фундамент;
- Объект не может быть демонтирован и перенесен без несоразмерного ущерба, при этом сохранив свои основные характеристики;
- На объект завершенного строительства выдается документация, удостоверяющее право собственности.
При возведении капитальных объектов предполагается поэтапное выполнение следующих работ:
- Проектных;
- Изыскательских;
- Монтажных;
- Пусконаладочных;
При вводе в эксплуатацию капитального строения необходимо пройти обязательную государственную регистрацию, в документах на объект указываются его основные параметры и характеристики, назначение, соответствие всем действующим нормам и правилам.
Определение некапитального строения
Согласно Градостроительному кодексу РФ некапитальные строения и сооружения не имеют прочной связи с землей (земельным участком) и их конструктивные характеристики позволяют их демонтировать и переместить без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений и сооружений.
Срок правомерного занятия и освоения земельного участка в строительстве
Таким образом, можно выделить основные признаки некапитального строения:
- Не связано с землей – может иметь легкодемонтируемый мелкозаглубленный фундамент, располагаться на бетонных блоках или балках, либо вообще не иметь фундамента;
- Является временным сооружением и имеет ограниченный срок службы (до 5 лет);
- Некапитальную постройку возможно демонтировать и перенести без несоразмерного ущерба и без изменения ее основных характеристик;
- Для возведения некапитального строения не нужно получать разрешение на строительство, составлять проектную документацию, но и нельзя оформить на него право собственности;
К объектам некапитального строительства относятся киоски, навесы, контейнеры, вспомогательные постройки.
Основные различия капитальных и некапитальных строений
Определившись с признаками каждого типа объектов, выделим основные отличия:
- Капитальноестроение имеет прочную связь с землей, некапитальное – не имеет;
- Капитальноестроение невозможно демонтировать и перенести без несоразмерного ущерба его назначению и характеристикам, некапитальное – возможно;
- Капитальное строение может эксплуатироваться от 25 до 100 и более лет, некапитальное – является временным и не может использоваться более 5-ти лет;
- Для постройки объекта капитального строительства необходимо собрать и подготовить обширный перечень документации, для возведения некапитального строения никакой документации не требуется;
- На капитальное строение выдается документ, удостоверяющий право собственности, на некапитальный объект такой документ получить нельзя;
Когда необходима строительно-техническая экспертиза для определения капитальности/некапитальности строения
Подавляющее большинство вопросов, поступающих в нашу экспертную организацию, касающихся определения капитальности/некапитальности строения, являются легализация и регистрация самовольных построек – «Самостроев».
Рассмотрим основные случаи обращений:
- Определить, что строение является капитальным, что позволит получить разрешение на строительство (если оно ранее получено не было), получить на него право собственности, избежать крупного денежного штрафа и последующего сноса;
- Определить, что строение является капитальным, его невозможно демонтировать и переместить, как это требуют, например, административные органы;
- Определить, что строение является некапитальным, чтобы не платить за него налог;
- Определить, что строение является некапитальным, чтобы избежать крупного денежного штрафа, так как расположено на земельном участке, непредназначенном для строительства на нем капитальных сооружений;
- Определить, к какому типу относится объект, чтобы понять, каким требованиям, нормам и правилам по отношению к соседним земельным участкам и зданиям он должен соответствовать.
Чтобы получить консультацию у специалистов компании «ЭкспертТехСтрой» по вопросу определения капитальности/некапитальности строения просто оставьте заявку, и мы сами свяжемся с Вами! Вы также можете нам позвонить, написать или приехать в офис на бесплатную консультацию!
Основанием для проведения строительно-технической экспертизы может стать отказ государственного органа (Росреестра) в регистрации объекта, либо отказ снятия капитального объекта с регистрационного учета.
Строительно-техническую экспертизу определения капитальности/некапитальности строения можно провести в досудебном порядке, предоставив ее результаты регистрирующему органу или в суд, если уже проходит судебное разбирательство, либо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы.
ВАЖНО! Из нашей многолетней практики следует, что в Москве и Московской области разрешить спор с Росреестром и Департаментом городского имущества без проведения строительно-технической экспертизы практически невозможно, государственные органы перестраховываются и требуют проведение экспертизы.
Проводить строительно-техническую экспертизу по определению капитальности/некапитальности строения может только эксперт с профильным строительным образованием, экспертная организация должна иметь разрешительные документы на право проведения строительно-технических экспертиз.
При проведении строительно-технической экспертизы капитальности/некапитальности строения эксперт – строитель изучает представленную документацию по объекту, в обязательном порядке выезжает на объект исследования, определяет признаки, на основании которых определяет тип строения.
Также стоить отметить, что Заказчики экспертиз и суды, помимо вопроса о капитальности/некапитальности строения объекта, ставят дополнительные вопросы:
- Определить соответствие объекта строительным, градостроительным, санитарным, пожарным и прочим действующим нормам и правилам;
- Определить, несет ли объект угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует ли нормам безопасности;
После получения от эксперта ответов на поставленные вопросы в виде экспертного заключения государственный орган, либо суд выносит объективное решение, основанное на выводах эксперта.
При выборе экспертной компании «ЭкспертТехСтрой» для проведения строительно-технической экспертизы по определению капитальности/некапитальности строения мы гарантируем объективность, беспристрастность, соответствие всем действующим нормам, полноту выводов экспертного заключения, которое поможет Вам избежать судебных тяжб, либо суду вынести справедливое решение.
Ни один момент или документ не будет упущен нашими экспертами из внимания. При вызове в судебное заседание для дачи пояснений каждый эксперт компании «ЭкспертТехСтрой» готов защищать свое заключение, объективность сделанных выводов.
ИсточникНекапитальные нестационарные строения
Подборка наиболее важных документов по запросу Некапитальные нестационарные строения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Некапитальные нестационарные строения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» «Нестационарные торговые объекты по своей юридической природе признаются законодателем не только объектом торговой деятельности (пункт 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ), но и объектом градостроительной деятельности, что прямо вытекает из предписаний Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу которых градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий (пункт 1 статьи 1; благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов; элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные форм, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории. Некапитальные строения — это не имеющие прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых, позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения (в том числе киосков, навесов и других подобных строений (пункты 10.2, 36, 37, 38 статьи 1); классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом от 02.03.2017 N 597/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, к числу элементов городского благоустройства относит различные виды киосков.»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 60 «Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 60 Земельного кодекса РФ и установив, что ответчик занимает и использует в своей коммерческой деятельности часть находящегося в государственной собственности субъекта РФ земельного участка из земель особо охраняемых территорий и объектов в отсутствие на то законных оснований; из договора, заключенного в период действия принятых арбитражным судом в отношении ответчика обеспечительных мер, право на размещение спорных некапитальных строений и сооружений у ответчика не возникло, арбитражные суды правомерно истребовали земельный участок из чужого незаконного владения и обязали привести участок в пригодное для использования состояние путем демонтажа некапитальных строений и сооружений, поскольку в материалы дела представлен договор, в соответствии с которым ответчику уступлено право по договору на размещение нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения и размещения объектов, предназначенных для обеспечения безопасности людей на водных объектах, усматривается фактическое безвозмездное использование ответчиком части спорного участка, полученной без соблюдения предусмотренных законом публичных процедур, для ведения хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Некапитальные нестационарные строения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск IV»
(выпуск 11)
(«Редакция «Российской газеты», 2020) 2. Некапитальные нестационарные сооружения — сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) В соответствии с п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Нормативные акты: Некапитальные нестационарные строения
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 623-ПП
(ред. от 24.05.2022)
«Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02» 4.10.1. Некапитальными нестационарными являются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, — это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера. При проектировании следует учитывать требования к порядку размещения и строительства некапитальных объектов согласно постановлениям Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности», от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов» и от 23 июня 2016 г. N 355-ПП «О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах».
Законодательство о временных сооружениях
В соответствии с действующим градостроительным законодательством, временным объектом признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которые не подлежат государственной регистрации.
Разграничение между временными сооружениями и объектами капитального строительства производится по определённым оценочным категориям, к которым, прежде всего относится прочная связь с землей, когда перемещение сооружения невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, а также отсутствие у металлоконструкций бетонной основы, наличие под возводимым строением фундамента и подведение инженерных коммуникаций. Имеются прецеденты, в которых сооружения из металлоконструкций (фасонного стального проката) при отсутствии данных признаков прямо признаются временными постройками.
Связь между гражданско-правовой и градостроительной составляющими содержания статуса временных некапитальных объектов в том, что согласно закону прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости (объектам капитального строительства). Для такого отнесения необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном законом порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Выделение земельного участка для возведения временных некапитальных сооружений должно осуществляться для не связанных со строительством целей. На федеральном уровне имеется соответствующее положение ст. 34 Земельного кодекса РФ, но оно, как это прямо следует из его названия, регулирует выделение земли гражданам.
Применительно к юридическим лицам специальных подобных правил нет. В этой связи известны даже судебные прецеденты, в которых суды пытались распространить действие ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей определённый в ней порядок местной власти, и на юридических лиц». Однако широкого распространения такой подход не получил.
Поэтому, процесс выделения государственных и муниципальных земель под возведение временных некапитальных объектов на основании общих правил, установленных земельным законодательством всецело и произвольно регулируется на уровне субъектов федерации и практически осуществляется на уровне местных администраций.
Практически в каждом из субъектов федерации имеется свои установления по выделению земли под временные сооружения. Это либо отдельные нормы больших земельных законов, либо специальные законы и акты. Строгость правил и сложность процедуры варьируются. Самые жёсткие установления — в Москве, где возвести временный объект почти также сложно, как и капитальный».
Каким образом юридическим лицам выделяется в аренду земля под возведение временных сооружений и то, что для этого зачастую достаточно по сути одного распоряжения местной администрации можно видеть по судебным прецедентам, регулирующим последующие споры в связи с этой землёй.
При правовом оформлении отношений, связанных с возведением или монтажом (термина «строительство» лучше избегать) временных некапитальных сооружений, как показывает имеющаяся судебная практика, очень важным является правовое описание этих сооружений. Будучи правильным, оно сразу же позволит исключить враждебные инициативы чиновников и правоохранителей, которым уже при первом взгляде в документы будет понятно, что далее как минимум предстоит долгое выяснение о каком объекте идёт речь с привлечением экспертов, получением заключений и прочими подобными вопросами, в поле которых предприниматели имеют как правило, большую свободу манёвра.
Даже если соответствующие конструкции имеют какие-то специальные названия, типовые номера, патенты и прочие правовые атрибуты, при помощи которых их можно обозначить, не описывая, описание всё равно придётся давать, например, в подзаконных нормативных актах местных администраций о выделении земли (разрешённое использование) или в целевом условии договоров аренды земельных участков. Скорее всего, подробное описание потребуется и в предмете первоначального договора, на основании которого будет осуществляться проектирование и затем — строительство.
Описание сооружений должны быть выполнены адекватно при помощи юридически-значимых терминов, данных в нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП и т. п., а также из опубликованных актов судов, имеющих мотивировочные части с развёрнутым определением таких объектов). При этом в описании должны акцентировать но присутствовать необходимые признаки, подчёркивающие временность и некапитальность.
Мы предоставляем набор разрешительной документации, который позволяет покупателю сократить ряд этапов в установке временных сооружений. Не потребуется проведение санитарных и экологических экспертиз, утверждение проекта и установка статуса временного сооружения.
Какие этапы придется пройти непосредственно покупателю (владельцу) воздухоопорного ангара или пневмоангара:
1. Оформление права на аренду земли или приобретение ее в собственность;
2. Оформление документов для установки временных сооружений;
3. Сдача сооружения в эксплуатацию;
4. Постановка сооружения на учет;
5. Эксплуатация сооружения согласно установленным требованиям.
2. Порядок оформления документов для установки временных сооружений
2.1. Установка временных сооружений осуществляется на основании постановления Администрации города.
2.2. Для получения разрешения на проектирование и установку временного сооружения гражданин или юридическое лицо (далее — Заявитель) необходимо представить в комитет по управлению имуществом:
— заявку на согласование места размещения и предоставление в аренду земельного участка для проектирования и установки временного сооружения с указанием его размеров, вида использования и предполагаемого места размещения;
— устав организации и свидетельство о постановке на налоговый учет — для юридического лица, свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет, паспорт гражданина — для физического лица.
— сведения ГЗК (в виде кадастрового плана)
2.3. Комитет по управлению имуществом регистрирует заявку и передает ее на рассмотрение в отдел архитектуры и градостроительства администрации города.
2.4. Отдел архитектуры и градостроительства выдает Заявителю:
— Акт согласования места размещения временного сооружения, в котором указывается место размещения, вид и ориентировочные размеры временного сооружения, к Акту прикладывается схема размещения объекта;
— Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) с указанием архитектурно-строительных требований и рекомендаций по условиям проектирования, параметрам и дизайну временного сооружения (при необходимости).
2.5. Заявитель представляет в комитет по управлению имуществом:
2.5.1 Акт согласования размещения объекта.
2.5.2 Схему размещения объекта.
2.5.3 Заявление о предоставлении участка.
2.5.4 Сведения ГЗК в виде кадастрового плана.
2.6. Комитет по управлению имуществом на основании представленных документов готовит проект постановления Администрации о предоставлении земельного участка в аренду и договор аренды земельного участка после его постановки на кадастровый учет.
2.7. После подписания постановления Администрации города, Заявитель обязан:
2.7.1.Представить на согласование в отдел архитектуры в двух экземплярах проектную документацию (генеральный план, где указываются границы благоустройства арендуемого земельного участка и прилегающей территории, паспорт, цветовое решение фасадов временного сооружения) и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам. Документация разрабатывается архитектором или проектной организацией, имеющими лицензии на проектирование зданий и сооружений,
2.7.2.Осуществить установку временного сооружения после согласования проекта в отделе архитектуры и градостроительства;
2.7.3 Установку временного сооружения производить в срок, указанный в постановлении Администрации,
2.7.4.Использовать временное сооружение после сдачи его в эксплуатацию в установленном порядке.
2.8. Установка киосков, павильонов и других сооружений осуществляется строго в соответствии с генеральным планом, входящим в состав проектной документации, согласованной главным архитектором города.
3. Порядок сдачи временного сооружения в эксплуатацию
3.1. Приемка в эксплуатацию временного сооружения осуществляется по заявлению владельца, которое он обязан в течение 15 дней с момента установки временного сооружения представить в отдел архитектуры и градостроительства.
К заявлению прилагаются:
— пакет документов, указанных в пунктах 2.4, 2.6 настоящего Положения;
— копии договоров о предоставлении услуг на удаление и размещение твердых бытовых отходов и отходов биотуалетов, заключенных владельцем временного сооружения со специализированными организациями;
— справки организаций, осуществляющих эксплуатацию внешних коммуникаций, о выполнении технических условий.
3.2. Приемка в эксплуатацию временного сооружения производится приемочной комиссией, состав которой утверждается постановлением Администрации города.
3.3. При условии соответствия вновь установленного объекта согласованной проектной документации, обязательным строительным нормам и правилам, иным обязательным требованиям отдел архитектуры оформляет акт приемки в эксплуатацию временного сооружения.
Постановлением Администрации города дается разрешение на открытие временного сооружения. Проект постановления по временным сооружениям (кроме деревометаллических гаражей) готовит отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей на основании заявления организации или индивидуального предпринимателя, акта приемки в эксплуатацию временного сооружения, постановления Администрации города о выделении земельного участка в аренду или собственность.
4. Учет временных сооружений
4.1. Временные сооружения подлежат учету в отделе архитектуры и градостроительства города, при этом владельцу выдается карточка временного сооружения. Карточка является документом, подтверждающим регистрацию временного сооружения на территории города, и дополнительным основанием для внесения в информационную систему «банк данных» объектов торговли города, других услуг в отделе потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города.
4.2. Временному сооружению присваивается идентификационный номер. Данный номер наносится на временное сооружение.
4.3. Владельцам ранее установленных временных сооружений пройти перерегистрацию и учет в отделе архитектуры и градостроительства города в течение 3-х месяцев со дня опубликования настоящего Положения.
4.4. Такие временные сооружения, как мини-рынки, автостоянки и автомобильные рынки открытого типа, на территории которых расположены другие временные сооружения, учитываются как единый объект.
4.5. При переходе права собственности на временное сооружение договор отчуждения (купли-продажи, мены и прочие) подлежит регистрации в отделе архитектуры и градостроительства города, при этом на нового владельца переоформляются следующие документы:
— постановление Администрации города (при отсутствии — выпускается вновь);
— договор аренды земельного участка;
— карточка временного сооружения.
5. Эксплуатация временных сооружений
5.1. Срок эксплуатации временного сооружения на предоставленном земельном участке устанавливается постановлением Администрации города.
5.2. Владелец временного сооружения обязан:
— выполнять требования нормативных документов по эксплуатации временного сооружения;
— эксплуатировать временное сооружение в соответствии с разрешенным видом деятельности;
— предоставление услуг (торговой деятельности, общественного питания, бытового обслуживания и др.) организовывать с учетом требований соответствующих ГОСТ и других действующих нормативных документов;
— соблюдать требования договора аренды земельного участка по содержанию и благоустройству предоставленного участка и прилегающей территории;
— обеспечить пожарную безопасность сооружения, выполнять соответствующие санитарно-гигиенические требования;
— производить косметический ремонт сооружения ежегодно до наступления летнего сезона. Изменение конструкций или цветового решения фасада осуществлять по согласованию с отделом архитектуры и градостроительства;
— обеспечивать сохранность существующих зеленых насаждений и газонов на прилегающей территории.
5.3. Изменение вида деятельности во временном сооружении осуществляется на основании постановления Администрации города.
5.4. Владелец, соблюдающий все требования по эксплуатации временного сооружения и содержанию прилегающей территории, после окончания установленного срока эксплуатации сооружения имеет преимущественное право на дальнейшую эксплуатацию существующего или на установку нового сооружения на предоставленном земельном участке.
5.5. Передача временного сооружения в аренду (субаренду) другим лицам осуществляется в пределах срока действия договора аренды земельного участка.
5.6. Контроль над эксплуатацией временных сооружений возлагается на отдел архитектуры и градостроительства и МУП города УЖКХ.
5.7. Контроль над соблюдением вида деятельности возлагается на Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей.