Для перевооружения атомного подводного флота России потребуется до 2027 года построить 14 атомных ракетоносцев. Единственное предприятие, где эти субмарины строятся — расположенный в Северодвинске «Севмаш». Справится ли это предприятие с многомиллиардным военным заказом? Уложится ли по времени? Судостроители считают, что подлодки будут построены в срок.
Для этого осваивается новая технология.
Фото: Министерство обороны РФ
В конце декабря на «Севмаше» побывал отвечающий за перевооружение армии и флота замминистра обороны Алексей Криворучко. Он-то и сообщил журналистам, что Севмашу предстоит построить до 2027 года 14 вооруженных ракетами «Булава» атомных подводных ракетоносцев проекта 955A «Борей-А» и атомных многоцелевых подводных ракетоносцев усовершенствованного проекта 885М «Ясень-М». Ожидается, что новые «Ясени» получат на вооружение гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Жизнь на подлодке
Новые «Бореи» и «Ясени» призваны серьезно усилить боевые возможности флота, потому важно, чтобы ВМФ получил заказанные лодки в срок. Как сообщили на предприятии, справиться со сложным и ответственным заказом поможет блочно-модульный метод строительства подлодок, который внедряется в производство.
Сборка корпуса подлодок из крупных блок-модулей высокой степени готовности позволит на 18 месяцев сократить стапельный период строительства атомных субмарин. Улучшится качество работ и уменьшится трудоемкость.
Будет построен новый цех, модернизирован транспортно-передаточный комплекс. Внедряются передовые системы автоматизированного проектирования на базе цифровых моделей, новые методы неразрушающего контроля, изменяются процедуры гидравлических испытаний основного корпуса подлодки.
В 2020 году в состав флота вошел головной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А» «Князь Владимир». Эта лодка была заложена в присутствии президента Путина в 2012 году. В 2017-м – спущена на воду. Сдана флоту в 2019-м.
В 2021 году предстоит сдача двух атомных субмарин проекта «Борей-А» – «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». Обе были заложены в 2014 году.
Это подлодки оснащаются межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава». Подлодки этого проекта составят основу морских стратегических ядерных сил страны на ближайшие десятилетия.
Госиспытания проходит головная многоцелевая атомная подлодка «Казань» модернизированного проекта «Ясень-М». Экипаж поразил крылатой ракетой «Калибр» наземную цель на расстоянии свыше тысячи километров, а также выполнил стрельбу противокорабельной крылатой ракетой по морской цели.
Заложена эта лодка была аж в 2009 году. Спущена на воду — в 2017-м. Так что задача сокращения срока строительства субмарин – действительно очень важна. Хочется надеяться, что новая технология позволит эту задачу решить.
Внутри самой мощной ядерной подводной лодки в мире
Источник: www.mk.ru
В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России
В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей».
В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.
Текущие планы
Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»).
Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.
В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке.
Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.
Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.
3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».
Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.
Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».
Успехи строительства
Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.
Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.
В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.
Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.
Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.
Вымпелы будущего
Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.
В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.
Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр.
885(М) заметный запас по времени отсутствует.
Вопросы обновления
Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.
Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар».
В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».
В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.
Большие достижения
Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.
Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.
Источник: topwar.ru
Быстрее на полтора года. В России ускорят строительство подводных лодок
На полтора года сократится срок строительства российских подводных лодок. В этом «Севмашу» поможет новый метод сборки субмарин.
Российское судостроительное предприятие «Севмаш» готовится сократить сроки строительства атомных подводных лодок за счёт нового блочно-модульного метода постройки субмарин. Как отмечают на заводе, такая технология позволяет на 18 месяцев уменьшить стапельный период.
«Чтобы реализовать проект, потребуется разработать новые схемы организации и технического оснащения производства, создать новые мощности и модернизировать существующие. В частности, необходимо будет построить новый цех агрегатирования, дополнительный пролет корпусно-сварочного производства, заменить краны эллинга №2, модернизировать транспортно-передаточный комплекс.
Среди задач также внедрение передовых систем автоматизированного проектирования на базе цифровых моделей, новых методов неразрушающего контроля, технологий изготовления конструкций корабля в «точной геометрии», изменение процедуры гидравлических испытаний основного корпуса подводной лодки – перенос испытаний со стапеля на специализированный участок, а также организация параллельного изготовления технологических модулей атомных подводных лодок и функциональных модулей, насыщенных оборудованием, системами и кабельными трассами», — приводит слова главного технического руководителя по спецпроектам и вооружению проектно-конструкторского бюро «Севмаша» Александра Спиридонова журнал «Завод».
О том, когда блочно-модульный метод будет внедрён на предприятии и когда начнут строить первую подводную лодку по новой технологии, «Севмаш» пока официально не сообщает.
Источник: www.techinsider.ru