Пожалуй, это самый управляемый способ закупки, масштабный характер изменений коснётся и методологии оценки и сопоставления заявок, и сроков проведения процедуры. То есть процесс закупки станет проще, эффективнее, быстрее. Такие способы закупок, как двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием отменены с 01.01.2022 г. Проведение процедуры с момента публикации извещения до заключения контракта по сроку станет короче.
Алгоритм проведения электронного конкурса с 01.01.2022 г. предполагается осуществлять в следующем порядке:
- Формирование лота, подбор ОКПД 2, проверка объекта закупки по НПА, регулирующим импортозамещение;
- Планирование закупки ТРУ;
- Формирование основных условий описания объекта закупки, проекта контракта, обоснования НМЦК;
- Подготовка извещения о закупке, описания объекта закупки, проекта контракта и размещение в ЕИС;
- Прием заявок на участите в закупке. Минимальный срок подачи заявок составляет 15 календарных дней;
- Запрос на разъяснение каждый участник вправе направить через интерфейс ЭТП не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. При этом установлено ограничение по количеству направляемых запросов для любых участников закупок, зарегистрированных в ЕРУЗ – не более 3 запросов. Разъяснение публикуется заказчиком в ЕИС в срок не позднее 2-х дней со дня, следующего за направлением запроса, при этом оно должно быть обезличено и не содержать сведений об участнике закупки.
- Внесение изменений (при необходимости) в рамках срока — не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок, при этом заказчик обязан продлить прием заявок на 10 дней.
Запишитесь на обучение «Аукцион в электронной форме с 01.01.2022 г.»
Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
В онлайн-обучении мы подробно рассмотрим изменения в порядке проведения нового вида закупочной процедуры, новый порядок проведения аукционов от допуска заявок на участие до заключения контракта, а также нюансы установления универсальной и специальной предквалификации.
Все участники получат сертификат, подтверждающий полученные знания
Отмена закупки осуществляется не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок.
8. Рассмотрение первых частей заявок в срок не более 2 рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок и принятие решения закупочной комиссией заказчика о соответствии извещению или об отклонении заявки. Особое условие для закупок по ч. 4 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на создание произведения литературы или искусства, работ по сохранению объектов культурного наследия, работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке формируется на ЭТП и подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (требования к содержанию протокола установлены ч. 6 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ).
Как подать извещение об окончании строительства?
Основания отклонения при рассмотрении первых частей заявок на участие в конкурсе
- непредставление информации и документов, предусмотренных извещением (пп. «а», «б», «г», «д» п.2 ч.1 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ);
- если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация об участнике закупке, предложение о цене;
- выявление недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
9. Процедура подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги среди участников, которые были признаны соответствующими извещению о закупке. Участник вправе направить ОДНО предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги через интерфейс личного кабинета на ЭТП.
Внимание участникам! При подаче участником закупки ценового предложения на ЭТП не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Продолжительность приема ценовых предложений по новым правилам составляет один час. Если участник не направил улучшенное ценовое предложение, то предложением участника закупки считается цена, содержащаяся в третьей части заявки на участие в закупке.
10. Оператор ЭТП в течение 1 часа формирует протокол подачи ценовых предложений согласно требованиям, установленным ч.10 ст. 48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.
11. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок осуществляется заказчиком в срок не более 2 рабочих дней.
Основания отклонения второй заявки на участие в конкурсе:
- непредставление участником закупки оператору ЭТП в заявке на участие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствие таких информации и документов требованиям извещения;
- непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 новой редакции Закона № 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении;
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31;
- предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43);
- непредставление информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со ст. 14 в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Закона № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ;
- несоответствие по условиям, предусмотренным ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ (предоставление независимой гарантии с нарушением условий);
- выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
- указание информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ (соответствие участника дополнительным требованиям, порядку при участии в закрытых электронных процедурах на специализированной торговой площадке).
Требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок установлены ч.13 ст.48 Закона № 44-ФЗ.
12. Подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в срок не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов по рассмотрению и оценке вторых частей заявок.
Закупочная комиссия осуществляют оценку ценовых предложений и на основании оценки по предыдущим этапам, присваивает в порядке уменьшения степени выгодности порядковых номеров, формирует соответствующий протокол и размещает на ЭТП. Требования к содержанию протокола подведения итогов закреплены в ч.17 ст.48 новой редакции Закона № 44-ФЗ.
13. Участник закупки вправе единожды направить запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе после его публикации и до заключения контракта. Разъяснение предоставляется заказчиком на ЭТП и только участнику, направившему запрос.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:
Со стороны Минфина в настоящее время предложен новый законопроект по порядку оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки таких заявок, требования к форме порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах, особенности оценки заявок участников закупок, по результатам которых заключаются контракты на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию дорог, на оказание услуг по организации питания и поставки пищевых продуктов. Взамен порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085.
Общие условия по минимальному количеству критериев остаются неизменны – 2. Например, при применении методологи по оценке по показателю «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько детализирующих показателей из следующих:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Стоит отметить, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по ранее указанному показателю:
- устанавливается предмет договора (договоров),
оцениваемого (оцениваемых) по каждому детализирующему
показателю, сопоставимый с предметом контракта,
заключаемого по результатам определения поставщика
(подрядчика, исполнителя); - устанавливается перечень документов, подтверждающих
наличие у участника закупки опыта поставки товара,
выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом
контракта, в том числе исполненный (исполненные)
договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении
такого (таких) договора (договоров); - может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров),
при исполнении которого (которых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек); - условие, что последний акт, составленный при исполнении
договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет
до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - условие, что к оценке принимаются исполненные участником закупки
с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке на участие
в закупке подтверждающего документа) гражданско-правовые
договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указываются единица ее измерения в соответствии с ОКЕИ (при наличии),
предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. Если же характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке указывается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Если значение характеристики, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, то значение количества баллов по детализирующему показателю, присваивается согласно установленным в вышеуказанном законопроекте формулам.
Общественное обсуждение законопроекта завершится 23 октября 2021г. Заказчикам рекомендуется отслеживать статус принятия данного нормативно-правового акта и после принятия актуализировать внутренние регламенты, инструкции, положения которых затронуты.
БЛОК ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПОК
Как правильно участнику читать конкурсную документацию, и на что стоит обратить пристальное внимание.
- Основные условия закупки, влияющие на расчет себестоимости исполнения обязательств (например, обеспечительные меры, сроки и т.д.);
- Условия контрактации (что входит в цену контракта, срок и место исполнения обязательств, ответственность сторон, обязанности и т.д.);
- Критерии оценки и сопоставления заявок, значимость критерия и перечень подтверждающих документов (на шкалу оценки, при наличии).
Типовые ошибки при участии в конкурсе:
- Отсутствие необходимых ресурсов для подготовки заявки на участие (стоит помнить, что в рамках конкурсной процедуры потребуется подготовить весомый комплект документов, учитывая критерии оценки и сопоставления заявок, изложенные в извещении);
- Непредоставление документов, установленных извещением о закупке;
- Недостоверность данных, предоставленных в составе заявки;
- Предоставление поддельных документов (например, копий договоров с целью увеличения балла по итогам оценки и сопоставления заявок);
- Предоставление документов, установленных извещение о закупке не в полном объеме (например, для подтверждения опыта участники предоставляют только первый и последний лист договора либо контракта, что в корне неверно, документ должен быть предоставлен в составе заявки в полном объеме);
- Отсутствие необходимых технических ресурсов для участия в закупках (например, электронной подписи, регистрации в ЕРУЗ и т.д.);
- Устаревшие документы в ЕРУЗ;
- Указание станы происхождения товара;
- Наличие технических ошибок и опечаток;
- Отсутствие денежных средств на специальном счете, в необходимом размере для обеспечения заявки;
- Переоценка возможностей поставщика (подрядчика, исполнителя) и указание некорректного ценового предложения;
- Пропуск сроков по подписанию юридически значимых документов;
- Не учтены антидемпинговые меры и обеспечение исполнения контракта перечислено с ошибочной суммой либо независимая гарантия выпущена с ошибкой.
Методы автоматизации работы специалистов при подготовке заявок на участие в конкурсе:
- Создание архива документов по типовым критериям оценки и сопоставления заявок (например, архив договоров, реестр оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, реестр специалистов и иных работников определенного уровня квалификации с архивом документов, их подтверждающих и т.д.);
- Заблаговременная техническая подготовка к участию в закупках: осуществление настройки рабочего места, отслеживать обновление лицензий плагина КриптоПро;
- Настройка процесса взаимодействия всех подразделений в едином автоматизированном пространстве (например, в CRM-системе), с возможностью указания комментариев при проработке технического задания и осуществлении расчета себестоимости;
- Автоматизация расчета административно-управленческих затрат (например, унифицировать статью затрат на плату ЭТП с победителя закупки, оплату услуг специалиста по подготовке заявки на участие в закупке и т.д.).
БЛОК ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ
Рекомендации о том, как правильно сформировать извещение о закупке и минимизировать риск обжалования:
- Учитывать всю нормативно-правовую базу по импортозамещению, исходя из выбранного кода ОКПД 2;
- Унифицировать требования к участникам закупки и исключить разночтения между разделами, а также разброс данных требований по разделам и приложениям к ним;
- Перепроверять авторасчет на ЭТП, распределение мест согласно итогам ранжирования;
- Перепроверять округление итогового рейтинга по итогам оценки и сопоставления заявок;
- Исключить нарушение сроков по этап осуществления закупки ТРУ согласно ст.48 Закона № 44-ФЗ;
- Использовать автоматизированные сервисы на ЭТП ГПБ и возможностей по роботизации закупочного процесса (например, использование авто расчета рейтинга при оценке и сопоставлении заявок, использование возможности встраивания шаблона протокола, утвержденного в организации заказчика в интерфейс личного кабинета пользователя).
Типовые ошибки заказчиков:
- Ошибки при формировании закупочной документации (чаще всего это описание объекта закупки), несоблюдение требований законодательства по установлению ограничений, преимуществ, запретов в рамках национального режима, либо установление требование, ограничивающих количество участников закупок;
- Некорректно сформированные критерии оценки и сопоставления заявок (без установления шкалы, детализации подтверждающих документов для оценки по тому или иному критерию);
- Арифметические ошибки при подсчете баллов и итогового рейтинга по критериям оценки и сопоставления заявок;
- Ошибки при округлении балов при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе;
- Заключение контракта на условиях, отличных от установленных в закупочной документации;
- Неправомерное изменений условий контракта;
- Ошибки на этапе исполнения контракта – несоблюдение порядка приемки ТРУ, экспертизы исполнения контракта, оформления результатов исполнения контракта;
- Сложности при приемке ТРУ (например, фиктивная приемка), несоответствие поставленного товара условиям контракта, закупочной документации, заявки победителя закупки;
- Неприменение заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
Методы автоматизации работы специалистов при проведении конкурсной процедуры закупки продукции:
- Использование автоматизированного сервиса по подбору ОКПД2, КТРУ по ключевым словам;
- Авторасчет сроков проведения закупочной процедуры (от размещения извещения о проведении конкурса до размещения информации о контракте в реестре в ЕИС);
- Использование автоматизированного сервиса при расчете НМЦК или при осуществлении проверки первоисточников, поступивших от инициатора закупки;
- Авторасчетпеней за каждый день просрочки исполнения контракта, использование шаблонов претензий для заказчика в зависимости от вида нарушения со стороны поставщика, подрядчика, исполнителя.
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок присоединяйтесь к нам в соц. сетях
Источник: etpgpb.ru
Случаи, когда суд восстановит срок на включение в реестр требований кредиторов
В процедуре конкурсного производства установлен двух месячный срок для предъявления требований кредиторами должника для включения в реестр (п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ»О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). По общему правилу срок исчисляется с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом в п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 26.07.2005 года № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве» указано, что восстановление пропущенного двухмесячного срока на включение в реестр законодательством не предусмотрена.
Конституционный суд РФ неоднократно отмечал, что закрытие реестра требований кредиторов обусловлено необходимостью создания определенности имущественного положения кредиторов и должника в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, а возможность удовлетворения требований, предъявленных до и после закрытия реестра требований кредиторов, зависит от фактической платежеспособности конкретного должника и наличия у него имущества, достаточного для удовлетворения таких требований (Определения КС РФ от 22.12.2015 N 3021-О, от 22.04.2014 года № 952-О, от 24 сентября 2012 года N 1612-О, от 21 декабря 2011 года N 1755-О-О и др.).
Требования кредиторов, поданных после пропуска указанного срока, подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Исходя из смысла статей 2 и 34 Закона о банкротстве, конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, обладают правами лиц, участвующих в деле, с ограничениями, установленными Законом о банкротстве, в частности, не вправе голосовать на собрании кредиторов. Данное замечание имеет большое практическое значение при заключении мирового соглашения в конкурсном производстве.
Поскольку конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов, постольку заключенное мировое соглашение в данной процедуре банкротства не может распространяться на требования указанных субъектов (Статья: Правовой статус конкурсных кредиторов при заключении мирового соглашения (Кораев К.Б.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2008, N 4). Кроме того, собранием кредиторов принимаются такие важные решения, как утверждение арбитражного управляющего и (или) отстранение арбитражного управляющего. Также участники должника могут погасить требования кредиторов в только соответствии реестром требований кредиторов и не обязаны рассчитываться с кредиторами «за реестром» в рамках исполнения обязательств должника в деле о банкротстве (ст. 113, 125 Закона о банкротстве).
Ну и конечно, несмотря на печальную статистику удовлетворенных требований, тем не менее «реестровые» кредиторы могут рассчитываться на частичное удовлетворение своих требований, чего не скажешь про кредиторов, которые находятся «за реестром».
Поэтому принципиально важным является вопрос, возможно ли восстановить срок на включение в реестр, в случае его пропуска.
Анализ судебной практики позволяет придти к выводу, что восстановление срока на включение в реестр возможно только в особых случаях, количество которых ограничено.
Исполнительное производство поможет восстановить срок
Если кредитор пропустил срок в конкурсном производстве на включение в реестр требований должника, однако в отношении должника было возбуждено исполнительное производство по иску этого кредитора, то шанс на восстановление срока на включение в реестр есть.
К требованиям кредиторов, на принудительное исполнение которых выдан исполнительный лист, предусмотрен особый порядок исчисления срока предъявления требований, который исчисляется с даты направления конкурсным управляющим кредитору уведомления о получении исполнительного документа и необходимости заявления кредитором требования в рамках дела о банкротстве.
Одним из последствий введения процедуры конкурсного управляющего является окончание исполнительного производства в силу п. 5 ст. 96 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему. Аналогичная норма установлена в абз. 8 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 59), в случае возбуждения дела о банкротстве» предусмотрено, что судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве. Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим.
Указанное разъяснение направлено на защиту кредиторов должника, которые уже предъявили свои требования к должнику (в рамках искового производства, посредством принудительного исполнения судебного акта) и не имели объективных причин для повторного обращения в суд за защитой своих прав ввиду отсутствия у них информации о начавшейся в отношении должника процедуры банкротства. Именно для таких кредиторов, срок для предъявления требований в рамках дела о банкротстве, исчисляется по-иному, и наделение такого кредитора статусом «опоздавшего» является неправомерным. Это обусловлено тем, что кредитор, в пользу которого уже осуществляется исполнительное производство, вправе полагать, что судебным приставом-исполнителем будут приняты все необходимые меры для исполнения судебного решения и потому у кредитора нет необходимости самостоятельно отслеживать судьбу своего должника (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 N 17АП-18109/2015-ГК по делу N А60-3392/2015)
Однако для того, чтобы разъяснения пункта 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 59 были применимы необходимо, чтобы:
— исполнительное производство было возбуждено до даты публикации о введении процедуры банкротства (такой вывод сделан в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2017 N 08АП-8918/2017 по делу N А46-9265/2016, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.04.2017 года № Ф01-827/2017 по делу А28-4279/2016, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2017 N Ф09-435/17 по делу N А47-138/2016). Судами в данных делах было установлено, что исполнительные производства возбуждены ранее публикации о признании должника банкротом. Между тем, если исполнительный лист был передан кредитором в службу приставов спустя значительное время после признания должника банкротом и публикации соответствующих сведений, арбитражные суды приходят к выводу о наличии у кредитора возможности своевременно обратиться в арбитражный суд в порядке п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2015 N Ф06-12275/2011, Ф06-21285/2013 по делу N А57-2127/2010).
— исполнительный лист был передан судебным приставом-исполнителем конкурсному управляющему. В том случае, если исполнительный лист не был передан судебным приставом конкурсного управляющему, то у суда не имеется правовых оснований для применения п. 15 постановления Пленума ВАС РФ, поскольку в названном пункте постановления речь идет об исчислении срока на предъявление требования кредитора в тех случаях, когда исполнительный лист был передан судебным приставом-исполнителем конкурсному управляющему (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2014 по делу N А31-6844/2012);
— конкурсным управляющим не направлено уведомление кредитору – взыскателю о получении соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредитором требования в рамках дела о банкротстве (Постановлении ФАС Уральского округа от 23.10.2013 N Ф09-3008/13 по делу N А71-6744/2011).
— именно с даты уведомления для заявителя начинается исчисление специального срока на предъявление требований о включении в реестр требований кредиторов должника (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А13-2057/2013).
Так же кредитору необходимо учесть, что для того, чтобы воспользоваться разъяснениями п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 59, ему не должно быть известно о введении в отношении должника процедуры банкротства. При этом речь не идет об общем правиле, что кредитор должен знать о банкротстве должника с даты соответствующий публикации в средствах массовой информации (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 N Ф05-3648/2017 по делу N А41-704/16).
Как раз наоборот, как было описано выше, в отсутствие уведомления конкурсного управляющего срок на предъявление требования не может считаться пропущенным даже с учетом публичного извещения. Однако, если из фактических обстоятельств, из материалов дела будет установлено, что кредитор знал о введении процедуры банкротства, суд в восстановлении срока откажет. Если при рассмотрении соответствующего спора будет установлено, что кредитору стало известно о банкротстве должника ранее уведомления конкурсного управляющего из иных источников, в том числе из сообщения службы судебных приставов, из деловой переписки, эти обстоятельства должны учитываться при разрешении вопроса о соблюдении срока на предъявление требования, предусмотренного в п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2016 N 301-ЭС16-14998 по делу N А43-11579/2014, определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 306-ЭС14-2206 по делу N А65-34414/2009).
Например, в деле А06-2573/2015 судами установлено, что кредитор является заявителем по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. В этой связи суды обоснованно указали, что о возбуждении дела о банкротстве кредитор был осведомлен еще до принятия судом решения, на котором основано настоящее требование, и имел возможность своевременно обратиться в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника. Положения пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ N 59 в данном случае не применимы (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.10.2016 N Ф06-13438/2016 по делу N А06-2573/2015).
Если судом будет установлено, что пристав направил кредитору — взыскателю постановлении об окончании исполнительного производства в связи с признании должника банкротом, то с учетом данного обстоятельства, кредитору в восстановлении срока на включение в реестр суд, скорее всего откажет (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.2016 N Ф01-3091/2016 по делу N А43-11579/2014). В таком случае кредитору можно дать практический совет – доказать в суде, что, несмотря на отправку приставом постановления об окончании исполнительного производства в его адрес, кредитором — взыскателем данное постановление получено не было в силу объективных причин (например, конверт не доставлен по вине почтовой службы).
Еще в одном деле, суд с учетом конкретных обстоятельств дела правомерно пришел к выводу об удовлетворении требования кредитора за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, поскольку кредитор не отрицал, что сведения о публикации сообщения о признании должника банкротом заявителю были известны. При таких обстоятельствах действия кредитора, как лица заинтересованного в удовлетворении имеющегося у него требования к должнику, суды не признали разумными и соответствующими нормам Закона о банкротстве (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2014 по делу N А82-12211/2011).
Однако, если кредитору стало известно о введении процедуры банкротства в отношении должника до получения уведомления конкурсного управляющего, но после закрытия реестра требований кредиторов, на мой взгляд, кредитору следует обратиться в суд с соответствующим заявлением и с ходатайством о восстановлении срока, не дожидаясь уведомления управляющего. Такое поведение судом будет признано разумным и осмотрительным, а срок на включение в реестр будет восстановлен (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 N Ф05-3648/2017 по делу N А41-704/16).
Источник: pravo163.ru