Стандартизация в строительстве это

Стандартизация — это мероприятия связанные с установлением и применением правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация применяется для установления единиц измерений, терминов и обозначений, требований к продукции и производственным процессам, требований, обеспечивающих безопасность людей и сохранность материальных ценностей.

Стандарт — это документ, результат конкретной работы по стандартизации, выполненной на основе достижений науки, техники и практического опыта, а также принятый и утвержденный компетентной организацией. Основными задачами стандартизации являются:

установление требований к качеству готовой продукции на основе комплексной стандартизации качественных характеристик данной продукции, а также сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для ее изготовления с высокими показателями качества и эффективной эксплуатации;

Галилео. Истории изобретений. Стандартизация

определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств ее испытания и контроля, а также необходимого уровня надежности и долговечности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;

установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции, расширение и улучшение ассортимента, повышение качества товаров широкого потребления;

развитие унификации и агрегирования промышленной и строительной продукции, оборудования и приборов как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

К объектам стандартизации в строительстве относятся:

1. Организационно-методические и общетехнические правила: требования в строительстве, требования к проектной документации, модульная координация размеров, номенклатура показателей качества продукции, общие правила проектирования и др.

2. Здания, сооружения и их элементы: параметры зданий и сооружений, требования к их элементам и узлам сопряжений, правила контроля качества, типовые технологические процессы и др.

3. Строительные конструкции и изделия: железобетонные, металлические, деревянные, асбестоцементные и др.

4. Строительные материалы: стеновые, вяжущие, бетоны, растворы, кровельные, теплоизоляционные, звукопоглощающие, отделочные, нерудные и др.

5. Инженерное оборудование для зданий и сооружений: лифты, сантехническое оборудование, скобяные изделия и др.

6. Оснастка для производства строительных и монтажных работ и изготовления конструкций: оснастка для производства строительно-монтажных работ, крепежные изделия для строительства, формы для изготовления железобетонных конструкций, строительный ручной инструмент.

Целью стандартизации в строительстве является внедрение новых проектных решений, эффективных строительных конструкций, деталей и материалов, повышение индустриализации строительного производства, совершенствование управления строительством, повышение его качества и др.

Кто и как разрабатывает стандарты в строительстве?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2022 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .

Источник studopedia.org

Вопрос №14 Стандартизация, унификация и индустриализация в строительстве. ГОСТы, ТУ, СН, СНиПы и др. Модульная координация размеров в строительстве

Индустриализации – процесс перенесения изготовления конструкций в заводские условия.

Сущность индустриализации строительства состоит в механизированном поточном процессе сборки и монтажа зда­ний и сооружений из крупноразмерных конструктивных элементов и деталей, заранее изготовленных на заводах и имеющих макси­мальную заводскую готовность.

Применение сборных конструкций и комплексной механизации строительно-монтажных работ превращает строительные площадки в монтажные. Это позволяет уменьшить затраты общественного труда на возведение зданий, снизить их стоимость, а также сокра­тить сроки строительства.

Экономическая эффективность заводского производства зависит от массового изготовления однотипных изделий, поэтому индустриализация строительства зданий основана на принципах типизации. Типизация в строительстве имеет целью разработать и отобрать наилучшие, с технической и экономической точек зрения конструкции, отдельные узлы, а также объемно-планировочные решения зданий для многократного использования их в строительстве в качестве типовых.

Количество типов и размеров типовых деталей и конструкций ограничивают с целью обеспечить экономичность их массового изготовления, упростить монтаж и в конечном результате снизить стоимость строительства. В этих целях при типизации элементов зданий их унифицируют, т.е. приводят многообразные виды типовых деталей и конструкций к небольшому числу определенных типов, близких по форме и размерам.

Унификация– это придельное сокращение типоразмеров в строительстве. При унификации деталей и конструкций зданий предусматривают их взаимозаменяемость (универсальность). Под взаимозаменяемостью понимают возможность замены данного из­делия другим без изменения объемно-планировочного решения здания. Например, взаимозаменяемы плиты перекрытий шириной 1600 и 800 мм, поскольку вместо одной широкой плиты можно уложить две узкие. Взаимозаменяемость изделий и конструкций предусматривают не только по размерам, но по материалу и по конструктивному их решению.

Универсальность деталей и конструкций позволяет применять один и тот же типоразмер для зданий различных видов с различными конструктивными схемами.

Стандартизация – это система единых требований к качеству продукции принятые в России. Типовые детали и конструкции, всесторонне проверенные в строительстве, стандартизируют, после чего они становятся обязательными как для заводского изготовления, так и для применения в строительстве. Стандартные элементы регламентируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами). В ГОСТах на строительные детали, конструкции и изделия предусмотрены точные их размеры и допуски, технические характеристики, содержится описание внешнего вида, методов испытаний, условий хранения и транспортирования.

Рис. 1. Расположение разбивочных осей в плане здания и привязка к ним стен и отдельных опор:

а — в здании с продольным шагом; б—то же, с поперечным; в—то же, с полным каркасом

Вследствие того, что основные размеры сборных конструкций и деталей определяются объемно-планировочным решением зданий, унификация строительных конструкций и деталей базируется на унификации объемно-планировочных параметров зданий, т. е. шага, пролета и высоты этажа. Шагом при проектировании плана здания называют расстояние между разбивочными осями, т. е. условными линиями, членящими здания на планировочные элементы или определяющими расположение вертикальных несущих конструкций зданий, стен и столбов. В зависимости от направления в плане здания шаг может быть продольным или поперечным (рис. 1).

Пролетом называют расстояние в плане между разбивочными осями несущих стен или столбов в направлении, соответствующем пролету основной несущей конструкции перекрытия или покрытия. В зависимости от принимаемой конструктивно-планировочной схемы пролет может совпадать по направлению с поперечным или продольным шагом, а в отдельных случаях (например, в железобетонных безбалочных перекрытиях) — с тем и другим. В большинстве случаев шаг представляет собой меньшее расстояние между осями, а пролет — большее.

Разбивочные оси указывают на плане обычно во взаимно перпендикулярных направлениях. Последние маркируют, т. е. обозначают в одном направлении (более протяженном), цифрами, а в другом — заглавными буквами русского алфавита.

Высотой этажа называют расстояние по вертикали от уровня пола данного этажа до уровня пола вышележащего этажа, а в верхних этажах и одноэтажных зданиях — расстояние от уровня пола до верхней плоскости теплоизоляционного слоя чердачного перекрытия, а в зданиях с плоскими совмещенными крышами — до средней отметки верха крыши.

Если в проектах принято ограниченное число объемно-планировочных параметров, то можно применять лишь несколько типоразмеров унифицированных деталей и конструкций. Таким образом, унификация конструктивных схем зданий и их объемно-планировочных параметров является важнейшей предпосылкой унификации конструкций и деталей.

Модульная система.При индустриальном строительстве необходимо обязательно соблюдать правила координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов, строительных деталей, изделий и оборудования на базе единого модуля. Основу для такой координации создает единая модульная система (ЕМС); с ее помощью, при проектировании и строительстве зданий, устанавливают все главные размеры параметров здания и его конструктивных элементов, деталей, изделий кратными модулю 100 мм, обозначаемому буквой М. Иногда размеры элементов принимают кратными производному укрупненному модулю, в свою очередь кратному 100 мм (например, 200, 300, 600 мм и более), или производному дробному модулю размером менее основного. 1/10, 1/100=1мм.

Читайте также:  Когда строительство дома считается законченным

При проектировании по ЕМС предусматривают следующие размеры объемно-планировочных и конструктивных элементов: номинальные модульные, конструктивные и натурные.

Номинальные модульные размеры устанавливают между разбивочными осями зданий, а также между условными гранями отдельных строительных конструкций и деталей. Конструктивные размеры, отличающиеся от номинальных на величину нормированного зазора или шва между элементами, представляют собой проектные размеры между действительными их гранями. Натурные размеры — это фактические размеры элементов, конструкций и деталей, получившиеся в процессе их изготовления или сооружения. Эти размеры могут отличаться от конструктивных в пределах установленного допуска.

Процесс определения расположения конструктивного элемента в плане или разрезе здания по отношению к разбивочной оси назы­вают привязкой. Под привязкой в узком смысле принимают рассто­яние разбивочной оси до оси или грани элемента.

При проектировании зданий с несущими стенами руководствуются согласно СНиП II-А.4-62 следующими правилами привязки: в наружных несущих стенах внутреннюю грань надо размещать на расстоянии от разбивочной оси, равном половине номинальной толщины внутренней несущей стены М/2 или кратном М; допускается также совмещать внутреннюю грань стены с разби­вочной осью, если это не увеличивает число типоразмеров плит перекрытия (нулевая привязка); во внутренних стенах геометрическую ось совмещают с модульной разбивочной осью. Отступать от этого правила допускается при размещении стен лестничных кле­ток или стен с вентиляционными каналами с целью применения уни­фицированных элементов лестниц и перекрытий; в наружных самонесущих и ненесущих (навесных) стенах внутреннюю их грань совмещают с модульной разбивочной осью.

В каркасных зданиях (рис. 1, б) колонны средних рядов следует размещать так, чтобы геометрический центр их сечения был совмещен с пересечением модульных разбивочных осей. При размещении крайних рядов колонн по отношению к модульной разбивочной оси, идущей вдоль крайнего ряда, наружную грань колонны необходимо совмещать с модульной разбивочной осью (краевая или нулевая привязка), если ригель перекрывает все сечение колонны, а также в том случае, когда это целесообразно по условиям раскладки элементов перекрытий или покрытий. Если же ригели опираются на консоли колонн или панели перекрытий (на консоли), то внутреннюю грань колонн размещают от модульной разбивочной оси на расстоянии, равном половине толщины внутренней колонны. При размещении крайнего ряда торцовых стен возможны как осевая, так и краевая (нулевая) привязки в зависимости от особенностей конструктивных узлов.

ГОСТ государственный стандарт. СН строительные нормыю ТУ технические условияю ,СНиП строительные нормы и правила.

Источник studopedia.ru

Стандартизация в строительстве это

Стандартизация – в общем смысле это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их многократного применения для обеспечения повторяемости продукции, результатов работ и услуг с требуемыми уровнем качества и характеристиками [3, 12]. Стандарт – результат консенсуса, отражающий требования к качеству и характеристикам объекта стандартизации [5].

История стандартизации и технического регулирования восходит еще к истории древнего мира. В древнем Египте при строительстве использовали кирпичи и камни регулярного размера, которые контролировались специальными чиновниками, для чего были введены единые системы измерения, т.е. единицы измерения были стандартизированы [12]. В древнем Риме принципы стандартизации применялась при строительстве трубопроводов, что также требовало единства измерений. В Киевской Руси, при Ярославе Мудром (в XI в.) был введен Строительный устав – первый русский кодекс обязательных строительных требований и норм, где указывались объекты технического регулирования в строительстве..

Первыми документами по стандартизации и техническому регулированию в какой-то мере являлись религиозные писания, отражавшие религиозные каноны, устанавливавшие требования к культовым зданиям (храмы, церкви и пантеоны и т.д.), материальным объектам культа (религиозные одеяния, изображения богов и святых), оправлению религиозных обрядов (жертвоприношения, службы, молебны, порядок и время их проведения), а также регулировавшие некоторые бытовые аспекты.

Одними из первых усилий в области стандартизации и технического регулирования в России в области промышленности, можно считать утверждение Иваном Грозным калибров (кружал) пушечных ядер и требований к их качеству – «… ядра делати круглыя и гладкия… и каковы им укажут пушкари» [1, 12]. Да, во многом, именно с военной продукции началось развитие стандартизации в мире, т.к. для оснащения армий требовалось множество амуниции, оружия, пушек, кораблей и т.д., производимой различными ремесленниками, результаты труда которых потребовалось стандартизировать для обеспечения повторяемости и возможности совместного использования продукции, произведенной различными мастерами.

Первыми документами по стандартизации и техническому регулированию в строительстве, изданными в России, наиболее заметными являлись указы Петра I о строительстве типовых домов (по «образцовым» чертежам) в Санкт-Петербурге [7] и Архангельске, а также указ, запрещающий строительство деревянных домов в Москве и предписывающий строить дома «…только из камня или мазанки…».

Работы по стандартизации на государственном уровне в нашей стране были начаты с 1923 г., после создания Всесоюзного бюро стандартов, преобразованное в 1925г. во Всесоюзный комитет стандартов при Совете труда и обороны [2, 11, 12]. Были введены общесоюзные стандарты (ОСТ) и ведомственные стандарты. В 1940 году общесоюзные стандарты были переименованы в привычные нам государственные (ГОСТ), позднее был организован Государственный комитет стандартов, преобразованный в 1957 г. в Государственный комитет стандартов, мер и измерительных приборов, а в 90-х годах – в Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, позднее переименованный в Государственный комитет по стандартизации при Совете Министров СССР (Госстандарт СССР). Госстандарт СССР после распада СССР был преобразован в Госстандарт России (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации).

Первым прообразом современных норм в строительстве в России можно считать, утвержденное правительством России в 1869 г., «Урочное положение для строительных работ» [8], охватившее все вопросы строительного производства и являвшееся единым законодательным документом. Следует отметить, что на тот момент ни одна страна в мире не имела подобных документов.

После Октябрьской революции было предпринято несколько неудачных попыток приспособления «Урочного положения» [9] для сложившихся на тот момент условий, после чего данный документ был коренным образом переработан в новый по форме и содержанию сборник норм – «Сборник производственных строительных норм» (1927-1930 гг.).

Первые утвержденные нормы в области проектирования в строительстве «Единые нормы строительного проектирования» относятся к 1930 г. Данные нормы устанавливали правила составления проектов, нормы проектирования для зданий и сооружений различного назначения, значения нагрузок и нормы расчета, нормы проектирования конструкций из различных материалов, нормы проектирования оснований и фундаментов.

Документы со знакомым нам названием «Строительные нормы и правила» (СНиП) были утверждены Госстроем СССР и вступили в силу в 1955 г. Данные нормы представляли собой четыре тома, содержавших свод требований, регламентировавших проектирование и строительство во всех отраслях народного хозяйства. Поскольку прогресс в отдельных отраслях строительства происходил не равномерно, то исходя из соображений целесообразности, нормы переиздавались отдельными главами, что привело к образованию множества сборников, охватывающих отдельные вопросы. Структура СНиП дорабатывалась на основе результатов научных исследований, опыта эксплуатации и по мере появления новых материалов и технологий в строительстве. На протяжении своего существования структура СНиП несколько раз пересматривалась и менялась. Последний пересмотр структуры СНиП в Советскую эпоху датируется 1982 годом.

Современная система стандартизации и технического регулирования в строительстве в России начинается в 1993 году с вступление в силу Закона Российской Федерации «О стандартизации», который устанавливал принципы, порядок организации работ по стандартизации для организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности. В законе устанавливался перечень нормативных документов по стандартизации, разрешённых к применению в России, общие требования к этим нормативным документам. Закон закреплял обязательность части требований нормативных документов, касавшихся обеспечения безопасности, технической и информационной взаимозаменяемости, единства методов контроля и единства маркировки. Другие требования становились обязательными только в том случае, если они указывались в технической документации производителя или фиксировались в договоре.

Становление ныне действующей системы стандартизации, а также техническое регулирование в области строительства в России и вообще во всех отраслях, в т.ч. в строительной индустрии начинается с принятия Федерального Закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002г «О техническом регулировании» [3], отменившим действие законов РФ 1993г «О стандартизации» и «Сертификации продукции и услуг» [10]. Данный закон определил новую систему стандартизации и сертификации, на разработку и внедрение которой отводился период с 2003 по 2010 гг. Наряду с указанным законом на данный момент также действует Федеральный закон от 29.06.2015г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [5], устанавливающий правовые основы стандартизации и призванный обеспечить единую государственную политику в данной сфере.

Читайте также:  Что должен знать и уметь инженер пто в строительстве

В 2004 году в рамках развития новой системы была проведена административная реформа, в результате которой взамен Госстандарта России была создана «Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии» (Ростехрегулирование), позднее преобразованная в «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии», задачи функции которого значительно изменились в отличие от ранее существовавшей структуры. В 2010 году краткое название данного агентства было заменено на «Росстандарт».

Следует отметить, что принятый в 2002г. закон «О техническом регулировании» имел противоречия со значительным количество других действовавших на тот момент законов России вследствие чего работа по разработке нормативной базы была практически остановлена вплоть до 2007 года, когда были приняты ряд поправок и дополнений к указанному закону, в частности Федеральный закон №65-ФЗ от 01.05.2007г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»[6], призванный ускорить реформы и привести российскую систему в соответствие с общемировой моделью. Окончательно действующая система стандартизации и технического регулирования в строительстве заработала с принятием Федерального закона №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009г [4].

Начало современной Российской истории стандартизации, нормирования и технического регулирования в строительстве следует отсчитывать от момента создания по приказу Минстроя России от 12.03.1996 №17-31 Федерального научно-технического центра сертификации в строительстве (ФЦС), который в рамках реформы по развитию новой системы стандартизации и технического регулирования 2004 года приказом Госстроя России от 09.03.2004г. №94 был переименован в Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве». В том же году на базе ФЦС был создан Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство». Современное наименование, Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ ФЦС) данное учреждение получило в соответствии с приказом Минрегиона России от 29 марта 2011 г. №130.

ФАУ ФЦС со дня своего создания осуществляет деятельность в сфере технического регулирования в строительстве и является базовой организацией, обеспечивающей деятельность Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве. На национальном уровне ФАУ ФЦС обеспечивает работу секретариата технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» в области разработки и экспертизы национальных стандартов в строительстве, промышленности строительных материалов и строительной индустрии, подготовке по ним заключений. ФАУ ФЦС в рамках своей основной деятельности осуществляет разработку, организацию экспертизы и подготовку к утверждению стандартов и сводов правил в сфере строительства, которая значительно активизировалась после указания Президента Российской федерации от 21 января 2015 г. № Пр-89 и поручения Председателя Правительстве Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № М-П9-1180р, в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию технического регулирования в строительстве по поручению Правительства РФ № ДК-П9-9653 от 30.12.2014.

АО «НИЦ «Строительство», являясь членом технического комитета ТК 465 «Строительство», а также его структурные подразделения – ЦИИСН им. В.А. Кучеренко, НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, НИИОСП им. Н.М.

Герсеванова, также являющиеся членами технического комитета, по поручению ФАУ ФЦС ведут активную работу по разработке нормативной документации в строительстве, а также координируют усилия в этом направлении субъектов малого предпринимательства. В данной работе непосредственное участие также принимает АО «КТБ ЖБ», тесно сотрудничая с подразделениями АО «НИЦ «Строительство» и другими организациями. За проведения данной работы было разработано, утверждено и принято множество нормативных документов – сводов правил, методических рекомендаций и т.д, проводилась активная работа по актуализации существующей нормативной базы. Также в рамках совершенствования нормативной базы были выполнены различные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Данная работа продолжается в настоящее время и намечен значительный объем работ по совершенствованию нормативно-технической базы в строительстве на будущее.

Наметившаяся положительная тенденция последнего времени в области совершенствования нормативно-технической базы в строительстве позволяет говорить о преодолении застоя, возникшего после распада СССР, а также о преодолении неразберихи и последствий развала советской системы технического регулирования. Совершенствование законодательства в области технического регулирования и стандартизации, проведенное в последнее время, а также увеличенное финансирование работ по совершенствованию нормативно-технической базы придало значительный импульс данному виду деятельности в России. Все это позволяет рассчитывать на то, что нормативно-техническая база в строительстве будет совершенствоваться и далее, вбирая в себя последние достижения научно-технического прогресса в области строительства и производства строительных материалов, а также других смежных областей науки и техники.

Источник www.ktbbeton.com

Стандартизация в строительстве это

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

System of normative documents in construction
Basic principles

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием — Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.

ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.

2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.

4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).

Изменения внесены изготовителем базы данных по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.

Введение

Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.

Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы — защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.

Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.

1 Область применения

Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.

Читайте также:  Как просчитать строительство дом

Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.

2 Нормативные ссылки

В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения».

ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов».

ГОСТ Р 1.4-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

3 Определения

В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.

4 Основные цели, принципы и структура системы

4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.

4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:

соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;

безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;

защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;

выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.

4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:

организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;

объекты градостроительной деятельности и строительная продукция — здания и сооружения и их комплексы;

промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;

экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.

4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.

4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.

4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.

Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.

4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.

4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.

5 Нормативные документы

5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.

Федеральные нормативные документы:

строительные нормы и правила Российской Федерации — СНиП

государственные стандарты Российской Федерации

в области строительства — ГОСТ Р

своды правил по проектированию и строительству — СП

руководящие документы Системы — РДС

Нормативные документы субъектов Российской Федерации:

территориальные строительные нормы — ТСН

Производственно-отраслевые нормативные документы:

стандарты предприятий (объединений) строительного

комплекса и стандарты общественных объединений — СТП и СТО

В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.

5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.

5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.

5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.

5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.

5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.

На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.

5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.

5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:

государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;

нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;

стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.

Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.

Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.

6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов

6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.

Источник docs.cntd.ru
Рейтинг
Загрузка ...