Стимулирование жилищного строительства это

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубасова Татьяна Иннокентьевна

Рассматриваются теоретические и практические аспекты стимулирования жилищного строительства в современной России на примере программы «Стимул», реализуемой ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию ». Обозначается необходимость совершенствования понятийного аппарата национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России»: « доступное жилье », «негосударственный заказ», «безрисковая система оплаты». Кроме того, показаны положительные аспекты реализации программы «Стимул» для различных участников этой программы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кубасова Татьяна Иннокентьевна

THE PRORGAM «STIMUL»: THEORY AND PRACTICES OF STIMULATING RESIDENTIAL CONSTRUCTION IN CONTEMPORARY RUSSIA

The article deals with theoretical and practical aspects of stimulating residential construction in the contemporary Russia by the example of the program «Stimul» implemented by JSC « Residential mortgaging agency». The author states the necessity of improving the conceptual construct of the national project «Affordable and comfortable housing for Russian residents», namely, such concepts as « affordable housing », «non-government procurement», and «risk-free payment system». Apart from that, the author highlights some aspects of implementing the program «Stimul» that are advantageous for the program participants.

Инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства

Текст научной работы на тему «Программа «Стимул»: теория и практика стимулирования жилищного строительства в современной России»

УДК 332.82 Т.И. Кубасова

Ключевые слова: жилищное строительство, доступное жилье, жи-

Russian residents», namely, such concepts as «affordable housing», «non.

по ипотечному жилищному кредитованию»). Цель программы — под,

тельства по программе «Стимул» на уровне 2011 г. — порядка 30 млрд р.

— «Стимул» — инструмент реализации национального проекта «До-

том числе в консолидированный бюджет субъекта РФ — порядка 18%;

— гарантия рефинансирования кредитов — выкуп ипотечных креди-

тве данной категории жилья.

населения данного муниципального образования в конкретном жилье в

ная связь, «негосударственный заказ» со стороны населения.

в которой были прописаны дополнительные инновации по программе

— дано определение понятия «доступное жилье» и методика определения «порога доступности»,

— введено понятие «негосударственного заказа»,

В рамках Стратегии понятие доступное жилье — это жилье, кото-

ного инструмента — ипотечного кредита. Оно предназначено для опре:

те. Согласно определению доступного жилья, выведен порядок расчета стоимости квадратного метра:

в итоге получаем обоснованную стоимость квадратного метра доступного

Расчетные данные порога доступности стоимости квадратного метра

совое строительство социально-ориентированного жилья.

«Инструменты стимулирования инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства»

■ Стоимость 1 м2 доступного жилья

■ Среднерыночная стоимость 1 м2 жилья

семей со средними доходами, а это 30-35% от общего количества, согласно данным статистики (в Иркутской области — это 240 тыс. семей). Но

Источник: cyberleninka.ru

Минстрой и Минфин готовят предложения по увеличению жилищной программы «Стимул»

СТАВРОПОЛЬ, 12 июля. /ТАСС/. Минстрой и Минфин готовят предложения по увеличению программы стимулирования строительства жилья за счет финансирования застройщикам из бюджета части затрат на инфраструктуру. Об этом премьер-министру Дмитрию Медведеву сообщил министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

«[Губернатор Ставропольского края] Владимир Владимирович [Владимиров], это правильная постановка вопроса. Так вот, обращаюсь к другому Владимиру Владимировичу [Якушеву], мы сможем совместить эти вопросы?» — поинтересовался премьер-министр у Якушева, после того, как осмотрел строящееся жилье в одном из микрорайонов Ставрополя и выслушал доклад о строительстве трех детских садов и школы.

«Это как раз та программа, которую администрирует наше министерство. Как раз вы дали поручение предусмотреть на трехлетку увеличение программы «Стимул». Мы эти предложения готовим с Минфином. Сейчас их отрабатываем», — ответил министр. Он отметил, что ЖК «Российский» является результатом совмещения программ «Городская среда» и «Стимул», а также нацпроекта «Демография».

В ходе экскурсии губернатор Ставрополья Владимир Владимиров отметил, что «если бы не дали программу по социалке, садики, школы, тут бы ничего не продалось». «Я бы очень просил, чтобы программа «Стимул» была. Ее надо увеличивать, она нам позволит вытащить проблему сегодняшнюю с эскроу-счетами, даст возможность продать», — обратился глава региона к Медведеву.

Читайте также:  Коэффициент прогнозной инфляции в строительстве

Программа «Стимул»

Финансирование мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства в регионах входит в федеральный проект «Жилье» (часть нацпроекта «Жилье и городская среда»), на эту задачу запланировано 183,7 млрд рублей на пять лет. До появления нацпроекта на федеральном уровне существовала подпрограмма «Стимул», которая входит в федеральную целевую программу «Жилище». Она затрагивала только социальную и дорожную инфраструктуру, однако позже в нее вошла и коммунальная инфраструктура. Совокупный размер средств в рамках одного проекта по развитию территорий не может превышать 4 тыс. рублей в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений, подлежащих вводу в эксплуатацию.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» рассчитана до 2024 года. Нацпроект состоит из четырех федеральных проектов — «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий объем финансирования мероприятий из всех источников, включая внебюджетные, превышает 1 трлн рублей. Основной целевой показатель нацпроекта — обеспечение ежегодного ввода в эксплуатацию 120 млн кв. м жилья и улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно.

Источник: tass.ru

Стимулирование развития жилищного строительства в субъектах РФ

Строительство – это процесс возведения жилых и офисных зданий и иных сооружений.

К строительству относят так же ремонтные, реставрационные, реновационные работы и реконструкцию. Строительство включает в себя не только организацию процесса, но и проведение изыскательных, проектных, монтажных, пусконаладочных работ. Подрядчики так же взаимодействуют с государственными и иными органами, осуществляющими контроль и надзор над выполнением норм и установленных стандартов. Результатом работы строительной отрасли является возведенное здание или сооружение, имеющее внутреннюю отделку. Оно сопровождается полным пакетом документов, включающих в себя описание инженерно-технологических систем.

Объектами строительства могут выступать:

  • Заводы и фабрики в промышленной отрасли.
  • Жилые помещения и коммерческая недвижимость.
  • Объекты сельского хозяйства.
  • Транспортная инфраструктура, например, мосты и дороги.
  • Военные объекты.
  • Системы орошения, осушения.
  • Объекты технического и гидротехнического назначения.

Объекты строительства классифицируют в зависимости от типа конструкции, используемой технологии, материалов. Строительство базируется на отношениях между инвестором, застройщиком, заказчиком, подрядчиком и государством. Государство выполняет контролирующую функцию, может выступать в роли инвестора, предоставлять субсидии. Инвесторы вкладываются в проект, а заказчики являются уполномоченными лицами, ответственными за его реализацию. Подрядчиками являются строительные организации, выполняющие непосредственные работы.

Жилищное строительство в РФ

Жилищное строительство является одной из ведущих отраслей национальной экономики России. В течение 2018 года было введено в эксплуатацию более одного миллиона квартир по всей стране. Структура жилищного строительства классифицируется:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. По застройщку. В России часть рынка представлена индивидуальными постройками, которые возводятся населением самостоятельно. Другая часть рынка принадлежит застройщикам, занимающимся возведением многоквартирных домов.
  2. По качеству. Около 44% рынка отведено под жилье класса эконом, на комфорт-класс приходится 45%. Квартиры бизнес-класса составляют 9% рынка, а элитное жилье – 2%.

Спрос на рынке во многом зависит от развития кредитно-денежной системы, а конкретно от доступности ипотечного кредитования. Вводимое в эксплуатацию жилье часто несвоевременно реагирует на изменение уровня доходов населения. Связано это с продолжительностью цикла строительства многоквартирных домов. Это вызывает сложности в финансировании проектов.

Инвесторы вкладывают средства в долгострои. Квартиры медленно продаются, так как основным потребителем выступает розничный покупатель. Возникают сложности с привлечением инвестиций в отрасль.

На рынке работают преимущественно крупные компании, выполняющие сразу несколько заказов.

Такой подход позволяет им хотя бы частично покрывать расходы. Малым и средним предприятиям приходится сложнее. Так же на рынок влияет общая экономическая обстановка в стране. В период кризисов население склонно к бережливости, поэтому отказывается от крупных трат, что впоследствии сказывается на темпах строительства. Падение платежеспособности влияет на интерес инвесторов.

Широкое распространение ипотечного кредитования так же удерживает покупателей от крупных приобретений. Использование кредита в кризисное время грозит сложностями с его возвратом, вероятностью потери жилого помещения.

Стимулирование развития жилищного строительства в субъектах РФ

Проблема инвестирования в жилищное строительство, а также вопрос защиты средств граждан, вложившихся в долевые проекты решаются на уровне государственной власти. Так в закон о жилищном строительстве были внесены поправки, которые начали действовать с августа 2019 года. Показатели по завершенному строительству за 2019 год следующие:

  • более 1 миллиона квартир в многоквартирных домах.
  • более 260 тысяч жилых домов, возведенных на земельных участках.

Наибольшие объемы жилищного строительства приходятся на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Республику Татарстан и Ростовскую область. Далее идут Башкортостан, Свердловская, Воронежская и Самарская области.

Сегодня в России действует национальный проект, направленный на обеспечение доступным жильем семьи со средним достатком. Сюда относят формирование условий для создания возможности у граждан приобрести жилье. Так же уделяется внимание повышению комфортности городской среды.

Развитие рынка ипотечного кредитования является одним из элементов национального проекта. Внедрен механизм эскроу, позволяющий контролировать целевое использование средств участников долевого строительства. Стандарт ипотечного кредита разработан и регламентирован Банком России. Им же осуществляется контроль над исполнением процесса в коммерческих банках.

Читайте также:  Основные показатели проекта строительства

Центральный Банк назначен ответственным за осуществление контроля над резервами банков, предоставляющих ипотечные кредиты. Основная цель преобразования – привлечение средств граждан в строительство многоквартирных домов с обеспечением гарантии целевого использования вложенных денег. Проводятся мероприятия по переводу банковских услуг ипотечного кредитования в автоматизированные системы управления с целью облегчения процесса получения средств.

Таким образом, национальный проект поддерживает жилищное строительство, обеспечивая застройщиков и инвесторов гарантиями финансирования, а покупателей возможностью покупки жилья по более выгодным ценам.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Источник: spravochnick.ru

Стимулирование жилищного строительства это

от 21 декабря 2020 года N 698-П

О государственной программе Челябинской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Челябинской области»

(с изменениями на 10 августа 2022 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 106-П, от 06.10.2021 N 473-П, от 22.12.2021 N 677-П, от 30.12.2021 N 747-П, от 16.06.2022 N 348-П, от 10.08.2022 N 467-П)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правительство Челябинской области

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Челябинской области».

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.

Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 21 декабря 2020 г. N 698-П

Государственная программа Челябинской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Челябинской области»

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 106-П, от 06.10.2021 N 473-П, от 22.12.2021 N 677-П, от 30.12.2021 N 747-П, от 16.06.2022 N 348-П, от 10.08.2022 N 467-П)

Паспорт государственной программы Челябинской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Челябинской области»

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области

Соисполнители государственной программы

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области

Подпрограммы государственной программы

«Подготовка земельных участков для освоения в целях жилищного строительства»;

реализация регионального проекта «Жилье»

Проекты государственной программы

региональный проект «Жилье»

Основная цель (основные цели) государственной программы

обеспечение развития строительной отрасли, в том числе посредством развития жилищного строительства;

синхронизация строительства жилья и объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктур

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 06.10.2021 N 473-П)

Основные задачи государственной программы

обеспечение эффективного использования земель в целях осуществления массового жилищного строительства;

увеличение объема жилищного строительства за счет создания стабильных условий для финансирования жилищного строительства

Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)

площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства;

абзац второй утратил силу. — Постановление Правительства Челябинской области от 06.10.2021 N 473-П;

обеспеченность населения жилыми помещениями;

объем жилищного строительства, в том числе объем ввода в эксплуатацию стандартного жилья;

объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (в ценах 2015 года)

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 06.10.2021 N 473-П)

Сроки и этапы реализации государственной программы

2021 — 2025 годы, в один этап

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы

объем финансирования государственной программы в 2021 — 2025 годах составляет 2061962,4112 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета — 1139187,401 тыс. рублей , из них по годам:

2021 год — 691871,801 тыс. рублей;

2022 год — 447315,6 тыс. рублей;

2023 год — 0,0 тыс. рублей;

2024 год — 0,0 тыс. рублей;

2025 год — 0,0 тыс. рублей;

резервного фонда Правительства Российской Федерации — 322316,4 тыс. рублей,

из них по годам:

2021 год — 273795,0 тыс. рублей;

2022 год — 48521,4 тыс. рублей;

2023 год — 0,0 тыс. рублей;

2024 год — 0,0 тыс. рублей;

2025 год — 0,0 тыс. рублей;

областного бюджета — 593125,27 тыс. рублей,

из них по годам:

2021 год — 289570,04 тыс. рублей;

2022 год — 156409,23 тыс. рублей;

2023 год — 43422,0 тыс. рублей;

2024 год — 17292,0 тыс. рублей;

2025 год — 86432,0 тыс. рублей;

местных бюджетов — 7333,3402 тыс. рублей,

Читайте также:  Документы на строительство в садовом товариществе

из них по годам:

2021 год — 4868,172 тыс. рублей;

2022 год — 1816,9682 тыс. рублей;

2023 год — 623,1 тыс. рублей;

2024 год — 12,55 тыс. рублей;

2025 год — 12,55 тыс. рублей

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 10.08.2022 N 467-П)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, — 1060 гектаров;

абзац второй утратил силу. — Постановление Правительства Челябинской области от 06.10.2021 N 473-П;

обеспеченность населения жилыми помещениями — 29,35 кв. метра на 1 человека;

объем жилищного строительства — 8562 тыс. кв. метров, в том числе:

объем ввода в эксплуатацию стандартного жилья — 5992 тыс. кв. метров;

объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (в ценах 2015 года), — 886,3 млрд. рублей

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 26.03.2021 N 106-П, от 06.10.2021 N 473-П)

Объем средств федерального бюджета устанавливается по результатам ежегодного отбора субъектов Российской Федерации для участия в мероприятии по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта «Жилье» после заключения соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на софинансирование расходных обязательств по реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья, которые включены в государственные программы субъектов Российской Федерации по развитию жилищного строительства.

Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Государственная программа Челябинской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Челябинской области» (далее именуется — государственная программа) разработана в соответствии с приоритетами в сфере жилищной политики, определенными:

1) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальным проектом «Жилье и городская среда», исходя из которых к 2024 году необходимо обеспечить:

достижение цели — увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;

решение следующих задач:

модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;

обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

2) Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» (далее именуется — Стратегия), предусматривающей необходимость решения следующих задач:

обеспечение развития жилищного строительства с использованием таких механизмов, как создание стабильных условий финансирования жилищного строительства, разработка и внедрение системы формирования негосударственного заказа на жилье путем обеспечения земельных участков инфраструктурными объектами, развитие и совершенствование градостроительного законодательства и нормативного обеспечения градостроительной деятельности с использованием мер государственного экономического стимулирования при внедрении инноваций в строительной отрасли;

осуществление строительства жилых домов с применением лучших мировых практик и современных технологий с использованием таких механизмов, как реализация в Челябинской городском округе и вблизи его границ проектов комплексной застройки, подведение к земельным участкам, предназначенным для комплексного освоения территории, инженерных сетей за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников, в том числе средств ресурсоснабжающих организаций, предусмотренных на реализацию их инвестиционных программ.

2. В рамках государственной программы продолжается реализации мероприятий, осуществляемых в 2014 — 2020 годах в рамках подпрограммы «Подготовка земельных участков для освоения в целях жилищного строительства» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 349-П «О государственной программе Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» (далее именуется — программа ДКЖ).

В рамках реализации программы ДКЖ в период с 2017 года по 2019 год достигнуты следующие результаты:

жилищный фонд на территории Челябинской области увеличился на 4578,82 тыс. кв. метров, или на 5,16 процента по сравнению с 2016 годом (по состоянию на 31 декабря 2016 года суммарная площадь жилищного фонда Челябинской области составляла 88787,6 тыс. кв. метров, по состоянию на 31 декабря 2019 года — 93366,42 тыс. кв. метров);

обеспеченность населения Челябинской области жильем выросла на 1,5 кв. метра на человека (по состоянию на 31 декабря 2016 года данная обеспеченность составила 25,4 тыс. кв. метров на человека);

в целях осуществления жилищного строительства вовлечены в оборот земельные участки площадью 851,39 гектара.

Источник: docs.cntd.ru

Рейтинг
Загрузка ...