Классификация строительных машин — это система, основанная на распределении машин по совокупности признаков их сходства и различия, а также взаимосвязей. Она делится на различные классификационные подразделения (уровни). Согласно общему классификатору промышленной продукции строительные машины отнесены к классу «Строительные и дорожные машины», который делится на подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды и индексы.
Класс — подразделение машин, объединенных общностью назначения в строительстве.
Подкласс — подразделение машин для определенного вида работ.
Группа — подразделение машин, сходных по принципу действия.
Подгруппа — подразделение машин, объединенных принципом действия, методом выполнения технологической операции, конструктивной схемой, ограниченное величинами главного параметра.
Вид — разновидность данной подгруппы.
Подвид — разновидность данного вида, отличающаяся конструктивным исполнением, например, ходового устройства.
Индекс — конкретное обозначение модели машины данного подвида.
Строительная техника для детей. Изучаем строительные машины. Машины строят дом с бассейном.
Все машины, применяемые для производства строительно-монтажных работ, делятся на машины строительные и машины дорожные.
К дорожным относятся грунтосмесители, фрезы, нарезчики швов, распределители дорожных смесей, асфальтоукладчики, профилировщики оснований, автогудронаторы.
Отдельную группу составляют машины ручные, пневматические и электрические, т. е. механизированный инструмент.
Основой укрупненной классификации строительной техники является назначение машин.
ВЫБОР И КОМПЛЕКТОВАНИЕ МАШИН ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И ОБЛАСТИ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ МАШИН
Основным источником повышения роста производительности труда и снижения стоимости строительства является применение комплектов машин, обеспечивающих комплексную механизацию строительно-монтажных работ. Комплексной механизацией принято называть интенсивный способ производства этих работ, при котором все технологические процессы и операции выполняются от начала и до окончания машинами и средствами малой механизации, увязанными между собой по основным параметрам качества (вместимости ковша, грузоподъемности, производительности и др.).
Процессы в строительстве, поддающиеся комплексной механизации, различают основные, вспомогательные и совмещаемые. При комплексной механизации ручной труд на строительной площадке допускают лишь на тех технологических операциях, для выполнения которых еще не созданы или отсутствуют нужные машины, не.определены и не реализованы возможности переноса строительных процессов в заводские условия.
По степени сложности механизируемых технологических процессов различают комплексную механизацию отдельных видов строительно-монтажных работ (земляных, бетонных, монтажных и т. д.), комплексную механизацию возведения какой-либо части или модуля объекта, комплексную механизацию возведения здания (сооружения) в целом.
Мультик Строительные машины строят тоннель
Однако независимо от отдельных видов строительно-монтажных работ первичным звеном всегда является комплексная механизация конкретных технологических операции и процессов, выполняемых в определенной последовательности.
Комплексная механизация осуществляется, как правило, с помощью комплектов строительной техники, которые становятся основной структурной единицей машинных парков строительно-монтажных предприятий.
По сравнению с другими способами комплексная механизация обеспечивает соблюдение требований технологии строительства, наиболее высокие технико-экономические показатели использования машин. Недооценка комплексной механизации обусловливает неполное использование систем машин, сужение области эффективного применения строительной техники, что может привести к излишним затратам на механизацию, снижению фондоотдачи в строительстве.
Все многообразие схем комплексной механизации в строительстве по виду выполняемых машинами работ можно объединить в четыре прогрессивных направления по типу объектов:
1) однородные и сосредоточенные работы большого объема на крупных промышленных объектах;
2) однородные, многократно повторяющиеся работы на объектах индустриально-мобильного строительства;
3) разнородные работы: малого объема, в том числе при реконструкции промышленных предприятий;
4) вспомогательные разнородные процессы индустриальных строительно-монтажных работ, выполняемые средствами малой механизации.
На современном уровне развития строительной техники и технологии строительно-монтажных работ к категории процессов и операций, поддающихся комплексной механизации, относится практически вся их номенклатура, за исключением ручных операций.
Комплексную механизацию однородных и сосредоточенных работ большого объема осуществляют комплектами Машин большой мощности и производительности. Этот метод комплексной механизации применяется при земляных и бетонных работах на всех процессах монтажа индустриальных конструкций, монтажа промышленных зданий, унифицированных габаритных схем.
Для выполнения крупных объемов земляных работ применяют одноковшовые экскаваторы с ковшом вместимостью 1,6—4 м 3 , экскаваторы непрерывного действия (роторные и фрезерные) производительностью до 1,5 тыс. м 3 /г, самоходные скреперы с ковшом вместимостью 15—25 м 3 , бульдозеры на промышленных тракторах тягового класса 25—50 т, одноковшовые погрузчики грузоподъемностью 4—6 т. Для рыхления мерзлых грунтов на больших площадях при большой глубине промерзания применяют мощные бульдозеры-рыхлители на базе промышленных тракторов тягового класса 25—50 т, эффективные средства предохранения грунтов от промерзания.
В составе комплексной механизации земляных работ уплотнение грунтов преимущественно остается за машинами вибрационного, виброударного, ударного и комбинированного действия, оборудованными средствами автоматического контроля плотности. Для работы в стесненных условиях строительных площадок предназначены малогабаритные вибрационные катки, навесное уплотняющее оборудование к экскаваторам и малогабаритным землеройно-транспортным машинам. Устройство оснований производят сваебойным оборудованием повышенной надежности, машинами для вытрамбовывания котлованов, установками для устройства буронабивных свай в извлекаемых обсадных трубах. При возведении подземных объектов и инженерных сетей используют машины и оборудование, уменьшающие объемы земляных работ (прокол, продавливание, щитовая проходка).
Комплексная механизация сосредоточенных объемов бетонных работ рассчитана на всепогодную и мобильную технологию. В комплект машин входят автоматизированные бетонопри-готовительные установки, бетоноподаюшие устройства, специализированные бетоноукладчики, автобетоносмесители и автобетононасосы. Технический уровень комплексной механизации арматурных и опалубочных работ обеспечивается заводским изготовлением армокарка-сов и армоопалубочных блоков, инвентарных блочных и щитовых опалубок, механизацией их сборки и установки с помошью манипуляторов, применением передвижных арматурных станций.
Комплексная механизация монтажа одно- и многоэтажных промышленных зданий основана на методе конвейерной сборки с предварительным укрупнением элементов, изготовлением и доставкой комплектно-блочных устройств.
Увеличение массы и габаритов сблокированных элементов требует монтажных и транспортных средств большой мощности. Преимущественное применение в схемах комплексной механизации монтажных работ большого объема получают краны гусеничные и на шасси автомобильного типа грузоподъемностью до 400 т. Для многоэтажных промышленных зданий сложной конфигурации, насыщенных тяжелым оборудованием, основными монтажными средствами служат рельсовые модульные башенные и рельсоколесные стреловые краны с грузовым моментом до 1600 тм в комплекте с короткоба-зовыми кранами грузоподъемностью 16—40 т. В комплект оборудования включают также специализированные по видам конструкций транспортные средства с самопогрузкой и саморазгрузкой.
Для комплексной механизации отделочных работ применяют широкий набор средств механизации. Для оштукатуривания поверхностей составами из высокопластичных растворов, синтетических паст, а также для сухих способов отделки строящихся зданий и сооружений применяют новые, более совершенные штукатурные станции, агрегаты для нанесения штукатурных составов, поршневые и винтовые рас-творонасосы с загрузочным устройством, машины для приготовления и нанесения гипсовых растворов с пневмозагрузкой сухого гипса При комплексной механизации малярных
работ в состав комплектов включают средства безвоздушного нанесения окрашиваемых составов, малярные станции и агрегаты на базе винтовых насосов, ручные машины для закрепления листовых и рулонных материалов. Комплексную механизацию устройства кровель и полов достигают широкой номенклатурой машин для подготовки оснований, устройства покрытий из индустриальных материалов, высокопроизводительных агрегатов для разогрева и подачи битума на кровлю, машин и манипуляторов для настилки полов, вакуумного комплекса бетонных поверхностей.
Однородные многократно повторяющиеся работы охватывают три группы объектов индустриально-мобильного строительства: линейно протяженные сооружения и элементы их обустройства в комплектно-блочном исполнении; отдельно стоящие здания из индустриальных элементов, сооружаемые на территории жилых массивов и промышленных объектов; здания и сооружения в сельской местности.
Комплексная механизация таких объектов обеспечивается за счет применения специализированных и универсальных строительных машин, обладающих высокой мобильностью, имеющих автономный привод рабочих механизмов. Так, земляные работы выполняют полноповоротными пневмоколесными гусеничными экскаваторами, землеройными машинами непрерывного действия, бульдозерами-погрузчиками.
Бетонные и растворные смеси приготавливают на месте, как правило, из сухих смесей мобильными смесительными установками. Бетон в конструкции подается автобетононасосами. Монтаж конструкций осуществляют кранами короткобазовыми, на шасси автомобильного типа, имеющими сменное рабочее оборудование. Гидроизоляция, герметизация, замоноли-чивание выполняют с помощью комплектов механизмов, инструментов и приспособлений, размещенных на прицепах.
Разнородные работы малого объема выполняют при возведении небольших объектов самого разного назначения. Небольшие сроки производства этих работ привели к применению универсальных машин с широким набором сменного рабочего оборудования. Кратковременное пребывание машин на одном объекте, быстрая переброска их на другие объекты обусловили установку таких машин в основном на пневмоколесное ходовое устройство.
Параметры универсальной машины должны обеспечить выполнение основных работ на объеме.
Вспомогательные разнородные процессы строительно-монтажных работ, выполняемые средствами малой механизации, — это не предусмотренные индустриальной технологией и ненормируемые работы, возникающие в конкретных условиях строительных площадок (водоотлив, перемещение внутриплощадочного оборудования, устройство оснований для работы машин, обогрев и сушка зданий, уборка мусора). Выполнение этих работ основывается на применении передвижных и переносных средств малой механизации и оборудования: насосов и водоотливных установок с автономным приводом, универсальной малогабаритной машины со сменным рабочим оборудованием, малотоннажных саморазгружающихся машин, воздухонагревателей, греющих ковров, механизированного инструмента большой номенклатуры, включая инструменты взрывного действия и с алмазным рабочим органом для устройства отверстий, борозд, креплений. Дальнейшая комплексная механизация вспомогательных работ практически неограниченной номенклатуры должна осуществляться с помощью гидрофицированного инструмента и манипуляторов, самопогружающих и саморазгружающих устройств, способных выполнять на стройплощадке практически любое рабочее движение.
Способы комплексной механизации, виды механизируемых работ конкретных объектов регламентируют схемами комплексной механизации и технологическими картами.
Кроме правильного выбора способов производства работ, состава комплектов машин для реализации интенсивного метода комплексной механизации, предусматривают: достаточность на объем работ и бесперебойную работу основной и вспомогательной техники; использование персонала механизаторов из квалифицированных кадров машинистов и инженерно-технических работников; своевременное предоставление фронта работ и ресурсообеспечение; оперативность управления комплексной механизацией; перевод подразделений механизации, персонала комплектов машин, ремонтных участков на новый хозяйственный механизм работы.
При выборе комплектов машин из типоразмеров, имеющих различные эксплуатационные качества, но одинаковые технические границы применения, определяющим является сопоставление их технико-экономических показателей по величине приведенных затрат или отдельным ее составляющим. Процедура определения и сопоставления технико-экономических показателей с достаточной простотой и точностью выполняется при ограниченном количестве типоразмеров, из которых выбирается машина для конкретного объекта.
Увеличение числа сравниваемых комплектов машин, включение в их состав новых типоразмеров с одновременным расширением номенклатуры объектов и рабочих мест значительно усложняют технико-экономические расчеты и из-за затрат большого количества труда и времени делают их мало пригодными для практики выбора эффективных машин из большого числа их типоразмеров.
В целях выбора рациональных типов машин из параметрического ряда типоразмеров, имеющих одинаковые технические границы применения при значительных пределах изменения производственных условий объектов, устанавливаются области эффективного применения машин в строительстве.
Методы определения областей эффективного применения строительных машин получили развитие в период, когда в строительство начали поступать средства механизации разного конструктивного исполнения, но одинаково пригодные по техническим границам применения для выполнения работ на объекте. Выбор рациональных вариантов технологии и эффективных способов механизации строительно-монтажных работ при наличии ряда машин одинакового назначения привел к необходимости предварительного изучения того, в каких производственных условиях может быть получена экономия от применения каждого из имеющихся средств механизации.
Сложилось понятие, характеризующее область эффективного применения машин в строительстве. Областью эффективного применения машины называется система показателей условий ее эксплуатации на объектах, при которой приведенные затраты на выполняемый объем работ составляют минимальную величину по сравнению с аналогичными затратами по другим машинам с равными техническими границами применения.
Для определения областей эффективного применения строительных машин следует предварительно составить экономико-математическую модель задачи расчета таких областей, выбрать сравниваемые средства механизации работ, определить показатели модели и их влияние на критерий оптимизации, найти области допустимых решений уравнений равновеликих приведенных затрат, составить номограммы и справочные таблицы областей эффективного применения комплектов машин.
В общем виде экономико-математическая модель может быть записана критериальным уравнением приведенных затрат и рядом равенств и неравенств, которые выражают ограничения показателей уравнения, исходя из эксплуатационных качеств машины.
С увеличением объема работ на объектах расширяются области эффективного применения машин, доставляемы к месту эксплуатации на трайлерах и подкатных тележках, подготавливаемых к работе путем предварительного монтажа отдельны составных частей и сборочных единиц. Объекты, значительно удаленные друг от друга и от эксплуатационной базы с небольшими объемами работ, водят в области эффективного применения мобильных пневмо-колесных машин.
Для получения наибольшей экономии от имеющихся в строительно-монтажном предприятии комплектов машин необходимо их распределение по строящимся объектам и рабочим местам производить в соответствии с заранее установленными областями эффективного применения.
Комплект машин представляет сбой совокупность согласованно работающих и взаимно увязанных по технологическим параметрам средств механизации, необходимых для выполнения технологически связанных операций, процессов и видов работ. Сложные комплекты машин, в свою очередь, состоят из нескольких входящих в них более простых комплектов, предназначенных для выполнения отдельных операций и процессов.
В состав формируемых комплектов входят ведущие, вспомогательные и резервные машины. Ведущие машины выполняют основные взаимосвязанные технологические процессы в требуемом объеме, в установленные сроки и с заданной интенсивностью. Вспомогательные машины способствуют выполнению ведущими машинами объемов работ. Резервные машины находятся в парке строительно-монтажных предприятий и предназначены для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы схемы комплексной механизации на объекте.
Ведущие машины в схемах комплексной механизации могут работать в потоке последовательно, параллельно и комбинированно. При последовательном варианте непредвиденная остановка одной машины вызывает простой всего комплекта, производительность комплекта определяется минимальной мощностью одной из машин, поэтому ведущая машина должна определять общую производительность комплекта и оказывать влияние на выбор типов и типоразмеров вспомогательных средств механизации.
В параллельной схеме комплексной механизации отдельные машины комплекта работают независимо друг от друга. Производительность комплекта равна сумме производительностей отдельных машин, в связи с чем простой комплекта в целом может быть лишь в случае остановки всех машин одновременно.
В обоих вариантах вспомогательные машины могут образовывать последовательный и параллельный потоки, использоваться непрерывно и периодически.
При подборе состава комплектов машин необходимо соблюдать условие о полном использовании производительности ведущей и
вспомогательных машин в соответствии с областями их эффективного применения. Использование ведущих машин на вспомогательных процессах нецелесообразно. Необходимо стремиться к тому, чтобы число машин в комплекте было минимальным, поэтому в технико-эко-номически обоснованных случаях целесообразно применение межвидовых универсальных машин, сменным оборудованием которых можно выполнить ряд последовательно осуществляемых технологических процессов.
Выбор состава комплектов машин производится применительно к конкретным технологическим характеристикам реальных объектов, учитывающим конструктивно-планировочные решения зданий, объемы и сроки выполнения работ, наиболее рациональную технологию производства отдельных видов строительно-монтажных работ.
При возведении зданий и сооружений с большими сосредоточенными объемами однородных работ комплексную механизацию обеспечивают применением комплектов машин большой единичной мощности и производительности.
Комплексную механизацию объектов индустриально-мобильного строительства, а также мелких рассредоточенных многократно повторяющихся однородных объектов целесообразно осуществлять комплектами машин, состоящими из межвидовых и специализированных машин, обладающих высокой мобильностью.
При строительстве линейно-протяженных сооружений используют комплекты из специализированных машин высокой производительности.
В зависимости от совокупности технологических характеристик объектов комплект машин может иметь разный состав ведущих и вспомогательных средств механизации. Однако, учитывая наличие типовых проектов зданий и сооружений и возможность обеспечения однородных условий производства работ, можно по типовым технологическим картам выбрать типовые составы комплектов машин.
Выбор состава комплектов машин осуществляется в три этапа. На первом этапе в зависимости от технологической характеристики
строительного процесса (применительно к виду работ, объемно-планировочному модулю возводимого здания или сооружения) и технологии работ определяют схему комплексной механизации, основные параметры ведущих машин, ряд их типоразмеров (табл. 24.1), а также типаж технологически необходимых вспомогательных машин. Из полученного ряда типоразмеров намечают несколько возможных вариантов (СН 227-82, СНиП 3.01.01-85, СНиП III-4-80*).
тов типов ведущих машин и соответствующих им вспомогательных средств механизации.
На втором этапе из числа отобранных вариантов производится определение оптимального состава комплекта машин на основании сравнительной технико-экономической оценки по областям эффективного применения. Для упрощения и ускорения расчетов при подборе оптимального состава комплекта машин используют экономико-математические модели и программы, реализуемые с помощью ЭВМ.
На третьей этапе из единой номенклатуры средств малой механизации, применяемых в строительстве (СНиП 5.02.02-86), формируются технологические (нормо) комплекты оснащения бригад строительной площадки. Увязанные между собой по параметрам и производительности средства малой механизации образуют технологический комплект, исходя из необходимости выполнения с его помощью членами бригады всех встречающихся операций и процессов по отдельным видам работ. Такой комплект рассчитан на определенный численно-квалификационный состав бригады, выполняющий на строительной площадке операции и процессы в соответствии с прогрессивной технологией и совершенной организацией труда, предусмотренными в технологических картах и картах трудовых процес-
Современное строительное производство характеризуется многообразием технологических процессов и средств механизации, используемых для их выполнения. Число входящих в строительный комплекс основных видов общестроительных и специальных работ составляет несколько десятков. В состав этих работ включаются технологические процессы, характер и структура которых меняются в зависимости от вида строящихся зданий (сооружений), объема работ, региональных условий и т. п. Только по общестроительным работам номенклатура технологических процессов включает более 4 тыс. операций. Для их выполнения используется свыше 900 типоразмеров средств механизации (машин, транспортных средств, ручных машин), а с учетом исполнений одного и того же типоразмера номенклатура используемых средств механизации приближается к 2000.
Определение необходимых параметров машин, выбор и формирование комплектов машин, определение рациональной (оптимальной) структуры парков машин, а также предпочтительных технических решений, обеспечивающих перспективное развитие средств механизации, представляют сложные технико-экономические задачи.
Источник: www.sups.ru
Строительные машины и механизмы (СМиМ)
на балансе специализированных строительных организаций (управление нулевых работ, управление механизации (УМ)).
На балансе общестроительной организации
Если строительная техника принадлежит управлению нулевых работ или общестроительной организации, то затраты по содержанию учитываются непосредственно в тих организациях в составе затрат на производство СМР по статье «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования строительных машин и механизмов».
Если работы по производству СМР выполняются совместно с управлением механизации, т. е. общестроительная организация привлекает строительную технику для производства работ принадлежащую УМу. Такой способ производства работ принято называть совместным (условным) субподрядом. В этом случае все затраты по эксплуатации СмиМ учитываются в управлении механизации. Ежемесячно в соответствии с условием договора управление механизации предъявляет счета общестроительной организации на оплату отработанных машиносмен на данном объекте конкретной строительной машины (по договорной стоимости).
Если УМ предоставляет свою технику общестроительной организации в аренду, то в этом случае общестроительная организация осуществляет учет затрат по эксплуатации СмиМ как по собственной технике. Только вместо амортизации будут учитываться затраты по аренде этой техники.
В состав затрат по эксплуатации СмиМ входят следующие затраты:
Единовременные расходы (расходы по перебазированию строительной технике с одного объекта на другой, расходы по монтажу и демонтажу строительной техники, по транспортировке СмиМ).
Для учета расходов по эксплуатации СмиМ необходимо осуществлять учет в двух направлениях:
Учет отработанного времени каждой строительной техникой на конкретном объекте.
Затраты в соответствии с установленной номенклатурой статей.
Для наблюдения за использованием СмиМ и для контроля за уровнем их эксплуатации осуществляется оперативный учет использования СмиМ (сменный раппорт). В этом сменном рапорте указываются ФИО, инвентарный № строительной техники, код объекта, код работ, дата начала и окончания работы, количество отработанных машиносмен. В специальном разделе рапорта указываются часы простоя и причины этого простоя. Особенно важен этот раздел если строительная техника работает на условиях условного субподряда.
Сменный рапорт машиниста подписывается мастером или прорабом осуществляющим руководство работ на данном объекте, независимо от взаимоотношений (своя или чужая). По окончании декады или недели сменные рапорты передаются в бухгалтерию общестроительной организации. Если техника принадлежит УМ, то 2-й экземпляр передается УМ.
По окончании месяца на основании сменных рапортов по каждому инвентарному № делается выборка отработанных машиносмен или часов на каждом объекте. Параллельно осуществляется учет фактических затрат по группам машин. Группы машин выделяются в соответствии с типоразмерами машин.
Затраты по эксплуатации СмиМ учитываются на основании следующих первичных документов: требования на отпуск топливо смазочных материалов, кассовые чеки АЗС, ведомости по начислению з/платы, сменный рапорт машиниста, расчет амортизационных отчислений, наряд на выполненный ремонт и техническое обслуживание.
Учитываются на Счете 25 субсчет «Расходы по одержанию и эксплуатации СмиМ».
По собственной технике осуществляется по Дт25 Кт10, 70, 02, 60, 76, 23 (если ремонт и техническое обслуживание выполняется работниками вспомогательного производства).
Если СмиМ участвует в процессе производства на условиях совместной работы с УМ, то делается запись: Дт25 Кт60 (стоимость отработанных машиносмен или часов) — по предъявленным к оплате счетам.
Источник: www.apxu.ru
Строительные машины в современном строительном производстве
Строительство — отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых непосредственно на строительной площадке. Производственный процесс — совокуп¬ность ряда строительных и организационных процессов, реализуемых при выполнении СМР.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
1.1 Строительные машины в современном строительном производстве
Строительство — отрасль материального производства, обеспечивающая получение строительной продукции в результате реализации комплекса производственных процессов строительно-монтажных работ (СМР), выполняемых непосредственно на строительной площадке. Производственный процесс — совокупность ряда строительных и организационных процессов, реализуемых при выполнении СМР.
Строительные процессы разделяют на подготовительные, транспортные, монтажные, технологические.
Строительно-технологический процесс (СТП)- процесс непосредственного получения строительной продукции или её элементов в результате реализации технологий строительного производства по переработке, монтажу, транспортированию исходных материалов или изделий с помощью систем строительных машин.
Технология строительного производства представляет собой обоснованную совокупность методов выполнения СМР.
Реализация процессов современного строительства осуществляется с помощью различных совокупностей (систем) строительных машин (СМ) и носит название механизация. Система машин, требуемая для выполнения годовой программы СМР строительной организации, называют парком СМ.
Строительные машины (СМ) являются технической составляющей строительно-технологических процессов(СТП), включающей также строительные материалы, технологии и людей, участвующих в их реализации. Выполнение СТП осуществляется системой СМ в форме их комплектов (комплексов). Комплект (комплекс) СМ – совокупность взаимосвязанных СМ с учетом резервной техники, согласованная по видам реализуемых технологических (рабочих) операций, их интенсивности (производительности) и ряду других характеристик, обеспечивающих возможность комплексного выполнения конкретного СТП. В составе комплекта выделяют ведущую СМ во многих случаях определяющую его производительность.
Комплектами СМ выполняются как основные операции СТП (технологические и транспортные) так и большинство вспомогательных. При этом обеспечивается их высокая производительность и качество. Уровень механизации таких СТП называют комплексно-механизированным. Люди, участвующие в их выполнении в основном являются операторами СМ.
Ряд СТП, выстроенных по строговыверенным пооперационным технологиям, выполняются автоматизированными комплектами СМ, с участием лишь одного оператора. Степень автоматизации каждой машины такова, что требует лишь контроля и эпизодического участия со стороны оператора. Примерами таких СТП являются: устройство выработок и тоннелей проходческими комплексами оборудования; возведения дорожного полотна с помощью катков и асфальтоукладчиков; образование земляного полотна при строительстве плотин и дамб бульдозерами и уплотняющей техникой и другие.
Между составляющими СТП существует тесная взаимосвязь (взаимозависимость), при которой изменение одной приводит к изменению других. Так, появление новых строительных материалов приводит к изменению технологии, а это, в свою очередь,- к применению новых конструкций СМ. Разработка новых машин (пробойников и раскатчиков грунта, буровых станков направленного бурения) и внедрение в производство пластмассовых труб привело к созданию новых бестраншейных технологий их укладки. Т.о. СМ является высокопроизводительной технической составляющей СТП, конструкция и степень автоматизации которой находится в тесной взаимосвязи с его другими составляющими.
Доставка СМ на объекты строительства в общем случае осуществляется автомобильным, железнодорожным, а в ряде случаев авиа и плавтранспортом. При этом используемые схемы установки и крепления машин обеспечивают надежность доставки.
Самоходные СМ, выполненные на автомобильном шасси или специальных шасси автомобильного типа, самостоятельно прибывают к местам эксплуатации в радиусе нескольких сот километров.
Передвижные машины на пневмоколесном ходу могут доставляться на объекты эксплуатации с использованием буксира на расстояние до 100 км. Скорость транспортировки и вид используемой сцепки определяются системой тормозов и подрессоривания машин.
Самоходные машины с гусеничной ходовой частью могут перемещаться своим ходом в пределах ограниченных расстояний до 10 ÷30 км в зависимости от вида машин. При этом необходимо тщательно следить за техническим состоянием гусеничного хода, периодически смазывая его.
Доставка габаритной техники проводится отдельными модулями и требует проведения монтажно-демонтажных работ в соответствии с положениями эксплуатационной документации. После доставки сохранность СМ обеспечивается комплексом мероприятий, объем и характер которых зависит от предполагаемой длительности хранения.
СМР оценивают по степени их механизации и использовании в них рабочих по следующим показателям:
- степени комплексной механизации, в процентах, представляющей отношение объема работ в денежном исчислении, выполненных механизированным способом к их общему объему;
- механовооруженности строительства, в процентах, представляющей отношение стоимости парка СМ к годовому объему СМР;
- механовооруженности труда, определяющей в денежном исчислении стоимость парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве;
- энерговооруженностью труда, определяющей мощность, кВ, парка СМ на одного рабочего, занятого в строительстве, (кВт/чел).
1.2 Производительность строительных машин
Производительностью машины называют количество продукции, произведенное ею в единицу времени при выполнении рабочего процесса.
Различают три категории производительности: конструктивную (теоретическую), техническую и эксплуатационную. Конструктивная (теоретическая) производительность используется на стадиях создания машины и является отражением ее технических возможностей применительно к расчетным режимам и условиям работы. Ее рассчитывают за час непрерывной работы с учетом характера рабочего процесса, реализуемого СМ.
Для СМ цикличного действия, обеспечивающих порционную за цикл продолжительностью Тц, с выработку продукции Q, м, м 2 , м 3 , т, шт, она определяется по формуле:
где пц – число циклов в минуту.
Для СМ непрерывного действия при непрерывно-выдаваемом потоке продукции со скоростью V, м/с с погонным значением количества продукции на 1 метр потока q, — по формуле
Для СМ непрерывного действия при пошаговой S, м выдачи продукции с числом разгрузок в минуту: пц = V/S, по формуле (1.1)
Техническая производительность – максимально возможная производительность, реализуемая машиной в производственных условиях, обычно так же за час непрерывной работы.
Отличие этих условий от расчетных является причиной корректировки скоростных режимов работы, обусловленных отклонением реальных характеристик среды обработки от принимаемых на стадии конструирования и необходимостью в отдельных технологических перерывах в работе.
Учет этих условий в общем случае определяется коэффициентом технологичности
Техническая производительность входит в число основных показателей (параметров) СМ, и для многих машин непрерывного действия является главным.
Категория эксплуатационной производительности не является показателем только СМ, в виду того, что кроме технических возможностей машины она отражает степень организации и производства работ на строительном объекте. Учет этих факторов реализуют коэффициентами использования машины по времени (Кв), отражающим в совокупности степень надежности машины и организацию работ при ее эксплуатации и коэффициентом управления(Ку), отражающим степень квалификации оператора по управлению машиной (Ку). Расчет эксплуатационной производительности (Пэ) проводят для различной продолжительности эксплуатации: за час, смену, месяц, год.
Связь между эксплуатационной и технической производительностями выражается так:
Эксплуатационная производительность используется для определения потребности строительных организаций в СМ, определения их эффективности, взаиморасчетов с заказчиком.
Величина обратная производительности представляет собой затраты времени, необходимые для получения единицы продукции. Этот показатель также используют при анализе рабочих процессов.
1.3 Структурно-функциональное устройство
Строительная машина (СМ) – устройство целенаправленного преобразования энергии первичной силовой установки и информации в необходимое движение рабочего органа с целью замены физического и умственного труда оператора при выполнении рабочих процессов в строительстве.
Рабочий процесс – процесс реализации операций, определяемых назначением СМ, осуществляемых путем целенаправленного взаимодействия её рабочего органа с объектом обработки (воздействия). В зависимости от вида реализуемых операций транспортные, технологические: копание, бурение, дробление, и другие, все СМ разделены на две соответствующие группы.
В первой группе машины (транспорт, грузоподъемные машины и машины непрерывного транспорта) рабочий процесс состоит в перемещении грузов без их внутреннего преобразования.
Вторая группа – группа машин технологического назначения, связанная в первую очередь с внутренним преобразованием объекта воздействия (среды обработки), при котором он может менять форму и свойства.
В состав рабочего(технологического) процесса могут входить одна или несколько операций. В последнем случае среди них может быть выделена главная, определяющая в первую очередь форму, размеры рабочего органа и характер его движения и взаимодействия с обрабатываемым объектом. Машины этой группы могут реализовывать и транспортные операции в ограниченных пределах.
Последовательно рассмотрим СМ с позиций структурно-функциональной и конструктивной (поузловой), введя необходимые определения её составных структур и частей.
Структурной схемой называют схему, определяющую основные части структуры системы и их взаимодействие. Она используется на стадии общего представления об изучаемой системе.
Функциональной схемой называют схему, отражающую функциональные связи между основными частями системы с уточнением состава их устройств, месторасположения, характера взаимодействия с описанием его соответствующими математическими зависимостями.
В том случае, когда на структурных схемах имеется дополнительная информация (простейшая), присущая функциональным схемам, их называют структурно-функциональными.
Рассмотрим энергосиловую систему « источник питания — СМ — объект обработки», представив её соответствующей структурно-функциональной схемой (рис.1.1).
В соответствии с определением СМ ее начальной составляющей является первичный двигатель (или их группа), формирующий энергопоток механической формы, который распределяется, преобразуется и целенаправленно передаётся трансмиссией рабочему органу и движителям, входящим в состав, соответственно, рабочего и ходового оборудования. Управление сформированным энергопотоком и его передача обеспечивается системой управления и трансмиссией. Передача энергопотока на рис.1.1 указана стрелками.
Комплекс структур в составе двигателя, трансмиссии и системы управления называют приводом машины. Привод является основной структурой любой машины, обеспечивающей требуемый закон и режим движения ее исполнительных органов (рабочего органа и движителей).
Рис 1.1. Структурная схема СМ:
силовая установка, 2 — трансмиссия (система передач), 3 — система управления, 4 — ходовая часть, 5 — металлоконструкции рабочего оборудования, 6 — шасси (рама, остов),
. Рабочее оборудование включает в себя подструктуру 5 и исполнительные устройства привода в виде гидродвигателей или системы лебедок с тяговыми органами обеспечивающих движение металлоконструкций манипулятора и рабочего органа.
Ходовое оборудование включает ходовую часть с приводом хода
Двигатель – энергетическая машина, преобразующая энергию источника в механическую работу. Это классическое определение в настоящее время претерпело определенные изменения в связи с тем, что помимо отмеченного основного назначения современные двигатели кроме энергетических выполняют еще и информационные функции. Это позволяет говорить о них как о приводе в малом, без учета трансмиссии СМ. (рис. 1.2)
Двигатель, как непосредственный преобразователь электрической энергии источника питания в механическую (обозначен Д), представляет силовую часть привода.
Система управления (СУ) – является информационной частью привода. Она генерирует сигнал в соответствии с реализуемыми алгоритмами управления и результатами анализа информации, поступающей с датчиков управляемых параметров, и задающего устройства. Конструкции управляющих устройств различны и определяются степенью сложности процесса управления.
Источник: www.myunivercity.ru
Строительная техника, ее виды и преимущества
Любой вид строительства, независимо от его масштабов, невозможно представить без использования строительной специальной техники, позволяющей быстро, качественно выполнять поставленные задачи.
Широкий модельный ряд машин предназначен для повышения производительности и эффективности работ при возведении небольших построек, крупных промышленных и гражданских объектов, укладке дорожных магистралей.
Профессиональная строительная техника предоставляет возможность использовать современные технологии, которые вручную освоить практически невозможно. И это является главным фактором, определяющим необходимость применения таких машин.
Виды строительной спецтехники и критерии ее отличия
Области строительства определяют выбор спецтехники, представленной большим разнообразием моделей отечественного и зарубежного производства. Особой популярностью пользуется строительная техника hyundai, широкий ассортимент машин которой, начиная от мини- погрузчиков, компактных бетоносмесителей и заканчивая мощными бульдозерами, самосвалами с высокой грузоподъемностью, отличается надежностью и длительным сроком эксплуатации, мобильностью и выносливостью.
Современная спецтехника способствует ускорению строительства объектов гражданского строительства, промышленных зданий и сооружений, туннелей, мостов, эстакад, метро, гидротехнических строений. Демонтажные работы также осуществляется при участии профессиональных строительных машин.
К основным отличительным характеристикам спецтехники относятся:
- предназначение и области применения;
- габаритные размеры, вес;
- мощность;
- компания — производитель;
- наличие дополнительных функций;
- стоимость.
Преимущества применения строительной техники
Использование профессиональной спецтехники предоставляет возможность повысить скорости проведения и качество запланированных строительных работ, существенно уменьшить долю ручного труда, а также ускорить сроки сдачи возводимых объектов.
Экскаваторы при наличии дополнительных насадок, превращаясь в многофункциональные машины, могут успешно заменить погрузчики, землеройные машины, автогрейдеры. Применение строительных кранов относится к отличным вариантам, позволяющим максимально эффективно выполнять работы по монтажу, демонтажу оборудования, доставке больших объемов материалов на большую высоту, сочетая при этом высокую мощность и мобильность.
Самосвалы особенно актуальны при доставке песка, щебня и других видов сыпучих материалов, а также при вывозе больших объемов грунта и крупногабаритного мусора. Они отличаются большой грузоподъемностью и проходимостью. Бульдозеры относятся к необходимым моделям спецтехники при проведении подготовительных и завершающих этапов строительства. Высокая эффективность, простота в эксплуатации и уходе, экономичность, мобильность относятся к их достоинствам.
В наше время аренда строительной профессиональной техники, включая бурильные установки, гидромолоты, бетоновозы и другие виды, является наиболее целесообразным и рациональным решением, которое позволяет решать огромное количество проблем, возникающих во время строительства.
Источник: www.spets-stroy-portal.ru