С 1 мая 2022 года не требуется членство в СРО. Правда ли?
Если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает десяти миллионов рублей, в таком случае СРО не нужно.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший минимальный размер обязательств по договору строительного подряда для выполнения по такому договору строительных работ без членства в СРО с 3 до 10 миллионов рублей. Указанный закон вступил в силу 01 мая 2022 года.
Принятие указанного закона является мерой поддержки строительной отрасли и направлено на снижение финансовой нагрузки на малый бизнес в современных экономических условиях и введенных санкций.
При этом новый федеральный закон не содержит норм, предусматривающих порядок прекращения членства в строительных СРО, а также возврат средств из компенсационных фондов СРО в связи с изменением требований к обязательному членству. Внесенные изменения не обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прекращать членство в СРО, такие лица вправе сохранить или прекратить членство в СРО по своему усмотрению.
Требование к участникам о членстве в СРО при закупках строительства (44 и 223-ФЗ), А.Н. Евсташенков
Создатели инициативы уверены, что эта мера повысит устойчивость строительной отрасли и снизит избыточную финансовую нагрузку на малый бизнес в условиях санкционного давления. Однако, члены профессионального сообщества не ожидают от ее принятия массового эффекта.
1. В отличие от Федерального закона от 03.07.2016 года №372-ФЗ, освободившего от обязательного членства в СРО более 35 тысяч строительных компаний, нынешние поправки не предусматривают возврат средств, внесенных в компенсационные фонды СРО компаниями, для которых членство в СРО перестанет быть обязательным в 2022 году.
2. В соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса РФ, первый уровень ответственности для членов строительных СРО предусматривает возможность заключения договоров до 60 млн рублей, и взносы в компфонды для участников рынка, имеющих право на заключение контрактов до этой суммы, одинаковы и составляют 100 тысяч рублей – в компенсационный фонд возмещения вреда и 200 тысяч рублей – в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При этом норма, предусматривающая запрет на повторное вступление в СРО в течение года для компаний, добровольно покинувших СРО, остается в силе.
Таким образом, действующим членам СРО, имеющим первый уровень ответственности по КФ ВВ и КФ ОДО, большого резона покидать саморегулирование нет.
3. Минимальная стоимость контрактов на строительство за пять лет существенно увеличилась, так что прежнее пороговое значение в 3 млн рублей в условиях экономической ситуации 2016 года вполне сопоставимо с новым значением в 10 млн рублей в ситуации 2022 года.
Другими словам, данная поправка имеет существенное значение только для новых компаний, которые входят на строительный рынок, претендуя на выполнение договоров строительного подряда стоимостью менее 10 млн рублей.
Вступление в СРО. Кому не требуется вступление в СРО? Обзор реформы СРО 2017
Более эффективной мерой поддержки для таких членов СРО станет отмена банковских гарантий для контрактов стоимостью до 60 миллионов рублей (соответствует первому уровню ответственности членов СРО). В настоящее время рассматривается возможность замены таких гарантий на поручительство саморегулируемой организации, обеспеченное взносом в компенсационный фонд.
Нельзя забывать, что законопроект №94578-8 сдержит очередной (третий) пакет мер поддержки строительной отрасли, направленных на сокращение административных процедур, уменьшение сроков инвестиционно-строительного цикла и снижение финансовых издержек бизнеса.
В частности, Правительство России получит право определять приоритетные инфраструктурные объекты, регулирование строительства которых будет вестись по упрощенным процедурам. Кроме Градкодекса корреспондирующие поправки будут внесены в Федеральные законы — об особо охраняемых природных территориях, об экологической экспертизе, об охране озера Байкал, о введении в действие Земельного кодекса и о введении в действие Градостроительного кодекса.
Также Правительство получит ранее анонсированные полномочия по увеличению размеров аванса по контрактам на капитальный ремонт многоквартирных домов, который сегодня ограничен 30-ю процентами.
Кроме того, с 10 до 3 дней сократятся сроки кадастровых работ при оформлении прав граждан на земельные участки для садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.
Другими словами, третий пакет антикризисных мер в строительстве направлен на стимулирование индивидуального жилищного строительства и поддержку малого строительного бизнеса.
Если нужна более подробная консультация по внесенным изменениям в градостроительный кодекс или Вы не уверены нужно Вам СРО под контракт 44/223 или 615 — звоните 88001009152 K-Group Лицензирование с радостью ответит на все вопросы.
ИсточникДопуск СРО к производству строительно-монтажных работ
Зачастую генеральный подрядчик обладает допуском СРО по п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, и не имеет ни одного допуска к производству строительно-монтажных работ собственными силами, привлекая для этого подрядчика, а тот в свою очередь субподрядчика. Какие проблемные моменты могут возникнуть в этой связи?
Рассмотрим ситуацию, когда генподрядчик с допуском СРО по п. 33.3 Перечня (жилищно-гражданское строительство) привлек для выполнения строительно-монтажных работ по устройству наружных и временных сетей водоснабжения и канализации подрядчика, обладающего допуском СРО поп. 33.7 Перечня и также не имеющего права выполнять указанные работы собственными силами. Возникает вопрос: обязан ли в данном случае генподрядчик проверять наличие допусков СРО по п. 16 и 17 Перечня у конечных субподрядчиков? Несет ли он ответственность за выполнение субподрядчиком работ без соответствующих допусков?
Договор с подрядчиком без допуска СРО к выполнению работ.
Порядок заключения договора подряда описан в гл. 37 ГК РФ. Статья 706 ГК РФ гласит: если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком обязательств в соответствии с нормами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик – создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить договорную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство либо реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не прописано в договоре.
Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В то же время п. 2 ст. 721 ГК РФ определяет: если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Статьей 52 ГрК РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пункты 33.3 и 33.7 Перечня предусматривают работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, в части жилищно-гражданского строительства, объектов водоснабжения и канализации соответственно. Пункты 16 и 17 Перечня предусматривают виды работ по устройству наружных сетей водопровода и канализации.
Таким образом, генеральный подрядчик, имеющий допуск СРО по п. 33.3 Перечня, может заключить договор с субподрядчиком по устройству наружных сетей водопровода и канализации при условии, что субподрядчик имеет допуск СРО по п. 33.7 Перечня. При этом в данном договоре должна быть предусмотрена обязанность субподрядчика выполнить указанные работы с привлечением другой подрядной организации, имеющей допуск СРО по п. 16 и 17 Перечня.
Последствия выполнения работ без допуска СРО.
В силу ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования заказчик может отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно отвечать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте соответствующих условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам этого рода. Согласно ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
В свою очередь, п. 4 ст. 53 ГрК РФ устанавливает, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта лицом, осуществляющим строительство (совместно застройщиком или заказчиком в случае осуществления работ на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и не могут быть проверены после завершения других работ из-за технологии строительства. Контроль также должен вестись за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других конструкций и участков сетей, за соответствием указанных работ, конструкций и участков требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций, а в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания данных конструкций. По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Статья 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ (если оно является обязательным). В этом случае на юрлицо или индивидуального предпринимателя налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. За повторное в течение года несоблюдение при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске ему грозит штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Из сказанного следует, что если субподрядчик привлекает для выполнения работ организацию, не имеющую соответствующего допуска, то ответственность перед заказчиком за последствия такого нарушения несет генеральный подрядчик . При выявлении заказчиком нарушений по допускам он может отказаться от исполнения договора и потребовать у генерального подрядчика возмещения связанных с этим убытков. Ответственность за осуществление строительства субсубподрядной организацией без допуска СРО может быть возложена контролирующими органами на генерального подрядчика или заказчика (застройщика).
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 09.06.2011 № КА-А40/5239-11. В нем суд признал заказчика-застройщика виновным в административном правонарушении – осуществлении строительно-монтажных работ при отсутствии разрешения на строительство, а привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 млн руб. – обоснованным.
Кроме того, отметим, что в силу ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно прописанными в его учредительных документах, либо юрлицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юрлица, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При этом каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, при заключении субподрядчиком договора с организацией, не имеющей допуска СРО, по иску данной организации, ее учредителя или контролирующего органа договор подряда может быть признан судом недействительным , что может повлечь негативные последствия для субподрядчика и, как следствие, для генподрядчика и заказчика.
Ответственность перед СРО.
Согласно ст. 55.7 ГрК РФ саморегулируемая организация принимает решение об исключении из числа своих членов индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае отсутствия у него свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования. СРО также вправе контролировать деятельность своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 55.13 ГрК РФ).
Кроме того, СРО в соответствии со ст. 55.14 ГрК РФ рассматривает жалобы на действия своих членов. В случае выявления нарушений она применяет меры дисциплинарного воздействия, указанные в ст. 55.15 ГрК РФ:
- выносит предписание об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;
- выносит члену СРО предупреждение;
- приостанавливает действие свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
- прекращает действие свидетельства о допуске к работам в отношении определенного вида или видов работ;
- исключает из членов СРО.
Таким образом, ответственность перед СРО за деятельность без допусков несет организация, которая осуществляет эту деятельность.
Источник