Результаты контроля фиксируются в акте.
Определены нормативы расходов заказчика на контрольные мероприятия при строительстве объектов, полностью или частично финансируемых за счет федерального бюджета.
Также закреплены нормативы численности работников заказчика, на которых возлагается контроль.
Постановление Правительства РФ
от 21 июня 2010 г. N 468
«О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
Технический надзор — Классика строительного контроля
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Российской Федерации В. Путин
Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)
См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Строительный контроль пример проверки
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению .
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
к Положению о проведении
строительного контроля при
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль
Источник upr-proektom.ruСтроительный контроль: вопросы и ответы
Очень часто в практике работы юридического отдела Ассоциации СРО «Содружество Строителей» приходится отвечать на вопросы, связанные с осуществлением строительного контроля. Обобщив наиболее частые из них, мы – начальник юридического отдела Андрей Куминов и заместитель начальника отдела Елена Лысун, как юристы, предлагаем следующие варианты (с учётом уже сложившейся практики и имеющихся правовых позиций государственных органов).
Что такое строительный контроль?
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Каким нормативным актом установлен порядок проведения строительного контроля?
Согласно части 8 статьи 53 порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время действует порядок, установленный Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468 (далее – Постановление №468, Положение о стройконтроле). Указанное Постановление применяется в части, не противоречащей действующей редакции ГрК РФ.
Кем проводится строительный контроль?
В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда). Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Как соотносятся понятия «технический надзор» и «строительный надзор»?
Для начала необходимо отметить, что в настоящее время термин «технический надзор» действующими нормами права не предусмотрен, и практически не применяется, однако считаем целесообразным указать в ответе историю возникновения данного термина, и уточнить его соотносимость с термином «строительный надзор». Первоначально термин «технический надзор заказчика-застройщика за строительством» был введен Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 «Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре», который охватывал (по сфере регулирования), в том числе строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Основными задачами технического надзора являлись, в частности, контроль за соблюдением проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов (пункт 6.2 названного Положения). С 01.01.2005 в соответствии с Постановлением Госстроя России от 19.04.2004 №70 «О строительных нормах и правилах «Организация строительства» были введены в действие СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», которые, вместе с тем, носили исключительно рекомендательный статус.
Пункт 6.3 указанного документа в первоначальной редакции предусматривал выполнение технического надзора застройщика (заказчика) за строительством. Однако, принятие 29.12.2004 ГрК РФ (статья 53 которого предусматривала осуществление строительного контроля, при этом термин «технический надзор» уже отсутствует в тексте вновь принятого кодифицированного акта) повлекло за собой актуализацию СНиП 12-01-2004 путём утверждения Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 №781 «СП 48.13330.2011.
Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», пунктом 7.1 раздела «Контроль качества строительства.
Надзор за строительством» которого предусмотрено, что участники строительства, а именно: лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик, должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Как указано в части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в следующих целях: проверка соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 4 вышеназванной нормы права предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, а по результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Правовая позиция органов государственной власти по вопросу соотносимости изложена, в частности, в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.05.2011 №13425-ИП/08 «О строительном контроле», из текста которого следует что «в действующем законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности понятие «технический надзор» отсутствует. В соответствии со статьёй 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком на основании договора, осуществляется строительный контроль». Таким образом, резюмируя вышесказанное, по нашему мнению, термин «технический надзор» является видовым понятием по отношению к термину «строительный контроль», поскольку последний значительно расширил полномочия лица, его осуществляющего, по отношению к первому, а термин «технический надзор», в свою очередь, стал составной частью, структурным элементом термина «строительный контроль», и, конечно, не являются при этом тождественными понятиями по отношению друг к другу.
Кто имеет право подписывать документы строительного контроля?
Существует правовая позиция, в соответствии с которой оформляемые в процессе проведения строительного контроля документы с 1 июля 2017 года подписываются только специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов и которые, в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ, занимают должность главного инженера проекта. При этом данное требование распространяется только на подписантов — работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, членство которых в саморегулируемой организации, в соответствии с ГрК РФ, является обязательным (Письмо Минстроя России от 18.09.2017 №33473-ТБ/02 «Об осуществлении строительного контроля»). Кроме этого, Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиям, предъявляемым к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006). Приложениями к указанным Требованиям (в редакции Приказа Ростехнадзора от 09.11.2017 №470) утверждены формы актов приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание которых предусмотрено в том числе представителем лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалистом по организации строительства) с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов. По мнению Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющими функции по организации строительства, включая организацию и проведение строительного контроля, по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации дня такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется), помимо документов, указанных в подпункте 4 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ, должны подписываться акты приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (письмо Ростехнадзора от 27.12.2017 №09-02-05/15110 «О подписании исполнительной документации»).
Должен ли индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) выполняющий только функцию строительного контроля быть членом саморегулируемой организации?
Исходя из совокупности пункта 22 статьи 1 и части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Письмо Минстроя России от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций»). При выполнении только функции строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (Письмо Минстроя России от 05.09.2017 №31723-ТБ/02 «О требованиях к членам саморегулируемых организаций»).
Как выбрать необходимый уровень ответственности при выполнении индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) только функции строительного контроля?
Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, определяется исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика (Письмо Минстроя России от 05.04.2018 №13789-ТБ/02 «О полномочиях саморегулируемых организаций»). С учётом данной правовой позиции, по нашему мнению, уровень ответственности индивидуального предпринимателя (юридического лица), осуществляющего только функции строительного контроля, определяется из размера обязательств по договору подряда на выполнение функций строительного контроля, планируемого к заключению такими лицами от имени застройщика.
Источник sodstr.ruСтроительный контроль заказчика за строительством. Технический надзор. Капитальное строительство
Подходы к осуществлению контроля за строительными процессами регулярно меняются, дополняются и корректируются с целью повышения качества. Необходимость в надежных и долговечных объектах застройки обусловлена понятным стремлениям ответственных органов обеспечить соответствующий уровень безопасности эксплуатируемых зданий. Для выполнения этого условия сегодня применяется технический надзор, который представляет собой набор правил и нормативов, регулирующих деятельность строительных экспертов. Сформированные комиссии посредством правовым и технологических инструментариев проводят оценку качества рабочих действий и стройматериалов.
Основные понятия строительного контроля
Для понимания структуры выполнения контролирующих участников строительства следует разобраться в отдельных понятиях. Так, например, генеральный заказчик строительства является лицом, которое обеспечивает финансирование проекта. В эту поддержку входит и разработка проектной документации, и непосредственное строительство объекта с надзорной функцией.
Также есть понятие генерального подрядчика. В отличие от заказчика, подрядчиком нередко выступают строительно-монтажные компании, являющиеся юридическим лицом. В спектр функций этого участника строительства входит непосредственная техническая реализация объектов капитального строительства. Именно деятельность подрядчика подвергается контролю органов надзора.
Эти функции на более низком уровне выполняются и застройщиком, который может входить в организацию подрядчика. Этому лицу принадлежит территория, на которой осуществляется строительство. Оно же выполняет и строительно-монтажные работы.
Все перечисленные участники строительного процесса объединяются контролирующей функцией. В сущности, строительный контроль заказчика за строительством представляет собой регулярные проверки, периодичность которых определяется договором. Что касается непосредственно надзора, то он направлен на определение качества выполнения работ в процессе сооружения целевых объектов.
По результатам обследования даются соответствующие оценки на основе требований строительной проектной документации. При этом техническому анализу могут подвергаться не только базовые стройматериалы и монтажные конструкции, но и результаты инженерных изысканий. Путем сопоставления полученных данных с регламентами и нормативами выносится оценка качества обеспечения безопасности сооружений и зданий.
Контроль в капитальном строительстве
Капитальное строительство является наиболее широкой площадкой для практики использования контролирующих схем в части проектирования и выполнения ремонтно-монтажных работ. Связано это с тем, что в процессе реализации таких объектов предполагается выполнение большинства строительных мероприятий, которые должны подвергаться контролю в соответствии с нормативными актами.
Впрочем, это вовсе не значит, что строительный контроль заказчика за строительством должен быть комплексным и охватывающим все стадии реализации проекта. Нередко и отчасти в целях экономии застройщики подключают специалистов данного профиля на конкретных этапах. К примеру, если нужно проконтролировать поставку стройматериалов. В данном случае служба контроля проверит ярлыки, маркировки и сертификационные документы на поставленную продукцию с точки зрения ее соответствия проектным рекомендациям. И напротив, поставка материалов может отслеживаться заказчиком самостоятельно, а сложные и высокотехнологичные процессы установки инженерного оборудования или монтажа металлоконструкций возьмут на себя органы надзора.
Особое место занимает этап подготовки к строительству. На этой стадии ведутся разработки проектной и технической документации. То есть необходим контроль иного рода, предусматривающий и анализ юридического свойства. Помимо этого, капитальное строительство завершается тем, что заказчик подготавливает документы на ввод в эксплуатацию. Чтобы исключить формальные нестыковки с техническим паспортом перед подачей документов на государственную регистрацию также проводят экспертизу с подключением надзорных служб.
Службы технического надзора
По мере повышения требований к объектам капитальной застройки, которые составляют основную часть городской недвижимости, ужесточался и контроль над процессами реализации таких проектов. Раньше эти задачи ложились на строительный контроль, осуществляемый специальными комиссиями из градостроительных органов.
Недостатком таких формирований было крайне низкое качество контролирующей функции. И это не говоря о том, что сама организация их работы не предполагала комплексного подхода к оценке качества целевого объекта. В большинстве случаев комиссии посещали объект при анализе проектной документации и после завершения строительства.
Ситуация кардинально изменилась, когда контроль стали осуществлять в соответствии с новыми нормативами службы надзора. Они не просто контролируют капитальное строительство в технических и правовых аспектах, но также могут выступать помощниками для исполнителей проекта. Дело в том, что надзорные организации лицензируются через оформление в саморегулирующихся профессиональных объединениях, с которыми могут взаимодействовать и специалисты в области проектирования, геодезии, архитектуры, монтажных направлений и т.д. То есть при необходимости такие службы могут обеспечить заказчику полный спектр услуг при осуществлении строительства с базовым выполнением и первичной задачи контроля качества.
Задачи и функции технадзора
Все же основные задачи контролирующего предприятия сводятся к организации и обеспечению эффективной работы представителей надзора. Служба надзора должна отслеживать проведение ремонтно-строительных мероприятий с целью дальнейшего подтверждения соответствия результата установленным нормативам.
Вместе с этим участники контролирующего процесса обязаны составлять ведомости по объемам выполненной работы, что в дальнейшем позволит разработать и сметную документацию. Уже говорилось выше, что над оформлением документов по результатам проверок может работать и сам заказчик.
Также к непосредственным функциям технадзора можно отнести осуществление систематических проверок по финансовым затратам. Дело в том, что комплексная цель проведения строительного контроля выражается не только в обеспечении технического качества объекта. При необходимости заказчик может договориться с контролирующей организацией и об отслеживании финансовых затрат. То есть функция надзора в данном случае будет иметь и характер средства оптимизации строительного процесса, что тоже является актуальным на сегодняшний день.
Проведение технического надзора
Действия и организацию работы службы надзора определяют нормативные документы и договор, который был заключен с заказчиком. Чаще всего такие службы нанимаются в формате осуществления инжиниринговых услуг. В соответствии с техническими стандартами, порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства предусматривает назначение ответственного лица, которое будет курировать конкретный объект. Этот человек контролирует оформление разрешительных документов на строительство, отслеживает процесс выноса границ участка под застройку, участвует в разбивках осей домов, коммуникаций и инженерных сетей.
При этом базовые работы поручаются подразделениям надзорной организации, которые выполняют контроль получения лабораторных и геодезических экспертиз, а также их результатов. Эта часть работ также относится к контролю документации. Отдельно курируются и производственные процессы при выполнении строительно-монтажных работ.
По результатам завершения отдельных операций составляется и акт о проведении строительного контроля, в котором указываются параметры соответствия выполненной работы нормативным или проектным требованиям. Также акт может составляться по факту обнаружения дефектов или выявления неподходящих по качественным характеристикам материалов или конструкций. В таких случаях предусматривается выполнение процедуры исправления обнаруженного дефекта. К слову, в этом и заключается достоинство проведения операционного контроля, так как он позволяет выявить недостаток до завершения строительства.
Обязанности заказчика в строительстве
До утверждения основной документации по будущему проекту заказчик обязан получить заключение государственной экспертизы положительного свойства. Также к моменту начала выполнения реконструкционных или ремонтно-монтажных мероприятий у него должно быть разрешение на строительство.
Впрочем, бывают и случаи исключений, когда вместо разрешения на рабочие операции есть справка из местного градостроительного отдела, которая позволяет выполнять работы без экспертизы проекта. Опять же, до начала рабочих действий застройщик должен надлежащим образом подготовить объект. В дальнейшем строительный контроль заказчика за строительством может быть передан органам надзора. Вместе с этим уже контролирующие службы должны курировать передачу заказчиком документов, на основе которых исполнители технических операций будут осуществлять свои задачи. В частности, при строительстве дома заказчик передает подрядчику документацию с результатами инженерных изысканий, проектно-сметные материалы, а также упомянутые выше разрешительные документы.
Надо отметить, что заказчик может в некотором роде выступать и контролирующим участником в процессе реализации проекта, даже если он нанял специализированную службу для этой цели. Распространена практика, когда технический надзор в основной его части, например, выражаемой входным осмотром материалов, поручается службе контроля, а документальное оформление все же ведет сам заказчик или его представители. Есть и другой нюанс, касающийся взаимодействия заказчика с непосредственными исполнителями. Нередко рабочий процесс организуется таким образом, что выявление органами надзора нарушений лишь фиксируется в документах, но не проверяются исправления выявленных отклонений от правил. При этом контроль подобных ситуаций входит в перечень обязанностей не службы, а заказчика, который должен зафиксировать в документах проверки и факт ликвидации недостатков.
Ответственность заказчика строительства
На заказчике лежит ответственность практически за все этапы реализации проекта. Для начала стоит отметить обеспечение самой подготовки проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы.
Здесь же на заказчика ложится и ответственность за качество проектного решения требованиям нормативной документации, в том числе, и в части, касающейся прав и обязанностей, которые были предоставлены ему договорными соглашениями. Далее это лицо отвечает за проведение строительного контроля в том смысле, что оно назначает генподрядчика, участвующего в процессе выполнения работ. Кроме того, заказчик в некоторых случаях осуществляет приемку работ, качество которых может быть не подтверждено надзорными службами. В таких ситуациях на него ложится и ответственность в части контроля качества объекта.
Обязанности службы строительного контроля
Представители экспертной службы на первых этапах реализации проекта осуществляют входной контроль сметной документации, в которой также подробно изучаются технические материалы по будущему объекту. В частности, специалисты оценивают документацию с точки зрения достаточности для реализации строительства и общей компетентности. При необходимости служба контроля принимает меры по пересмотру проектно-сметных документов, курирует ликвидацию обнаруженных дефектов, не допускает ухудшения технических решений и необоснованное повышение стоимости объекта. Как требует положение о проведении строительного контроля в работе с капитальными объектами, ответственные службы также должны отслеживать взаимоотношения между генподрядчиком и поставщиками материалов.
В этом плане главная задача службы контроля заключается в недопущении использования строителями конструкций и материалов, которые не соответствуют требованиям проектной документации по своим характеристикам. Это же относится и к инженерному оборудованию, используемому в монтажных работах в процессе ремонтных операций. На практике эти задачи реализуются посредством организации упомянутого входного контроля, проверка на котором позволяет отсекать бракованную и неподходящую по требованиям строительную продукцию. То есть строительно-технический контроль отслеживает не только готовые результаты выполненной работы, но и создает условия для обеспечения надлежащего качества в решении поставленных задач.
Как выбрать надзорную компанию?
Учитываются разные критерии от истории выполненных работ до квалификации специалистов, которые будут выполнять конкретные операции. Также практикуется использование экспертов из разных областей, работающих в индивидуальном порядке.
Например, такая группа будет выполнять по отдельности анализ технической документации, геодезических исследований, контролировать качество монтажных операций и стройматериалов. С точки зрения качества это неплохое решение, но компания, которая комплексно охватывает весь спектр работ, все же выигрывает за счет более эффективной организации процесса контроля.
Также следует учитывать, какими документами устанавливается проведение строительного контроля в конкретной организации. Желательно, чтобы организация ориентировалась на основной свод правил, распространяющихся на нормативы выполнения контроля капитального строительства. Но, лицензированные организации, входящие в СРО, могут иметь и особые стандарты выполнения своих задач, которые, впрочем, также закрепляются в действующих нормативных документах. В любом случае на выходе заказчик получает комплексный набор производственно-технической документации, в котором присутствует журнал выполнения работ, результаты лабораторного контроля, сертификаты на стройматериалы и т.д.
Заключение
Зачастую участники рынка недвижимости жалуются на большие объемы технических и экспертных процедур, которые следует пройти от запуска проекта в строительство до сдачи в эксплуатацию. Однако, в части надзора за качеством выполнения основных строительно-монтажных операций такие требования себя оправдывают.
Правильно организованный строительный контроль заказчика за строительством позволяет документально подтвердить должный уровень безопасности конкретного объекта. Это очень важно, в первую очередь, с точки зрения будущей эксплуатации здания, но и этим выгода не ограничивается. Контролирующие организации сегодня предоставляют обширный перечень услуг, который дает возможность оптимизировать производственно-строительные процессы. Это делается за счет более эффективного управления проектно-сметными данными и рационального выбора технических решений лицами, которые действительно заинтересованы в получении качественного результата.
Источник fb.ru