Строительство автомобильных дорог пособие для мастеров

Организация дорожно-строительных работ

1.Анализ исходных данных

1.1Климат

Климатическая характеристика района изысканий приводится по данным метеорологической станции г. Воронеж, Воронежской области и СНиП 23-01-99* «Строительная климатология». Дорожно-климатическая зона — IV. Зона недостаточного увлажнения грунтов. Характеризуется умеренной влажностью верхних слоев грунта вследствие значительной испаряемости и небольшого количества осадков.

Воронеж расположен в зоне умеренно-континентального климата. Зима мягкая, с устойчивым снежным покровом. Часто бывают оттепели. Лето тёплое. Может стоять и жара, и засуха.

Это происходит при формировании антициклона: Воронеж легко могут достигнуть жаркие воздушные массы из Казахстана или Северной Африки. За год в среднем выпадает порядка 539 мм атмосферных осадков. Необходимые для расчетов и проектирования дороги данные приведены в ведомости климатических показателей (табл. 1).

Таблица 1 — Ведомость климатических показателей

В России разработают пилотные проекты по строительству автодорог из золошлаков.

ПоказательЕд.изм.Величина1 Абсолютная температура воздухаминимальная ° С-37максимальная ° С+382 Средняя температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки вероятностью превышения0,98 ° С-280,92 ° С-263 Преобладающее направление ветра задекабрь-февральЗиюнь-августС4 Максимальная из средних скоростей ветра по румбам за январьм/с5,15 Минимальная из средних скоростей ветра по румбам за июльм/с3,36 Среднемесячная относительная влажность воздуха наиболеехолодного месяца%83теплого месяца%667 Количество осадков заноябрь-мартмм172апрель-октябрьмм3678 Расчетная толщина снежного покрова с обеспеченностью 5%м0,469 Расчетная глубина промерзания грунтовсм1,1

Таблица 2 — Данные по скоростям и повторяемости ветра

1.2Рельеф

Город Воронеж расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской равнины.

Рельеф представляет собой волнистую равнину, расчлененную речными долинами, балками и оврагами. В западной части района преобладают высоты от 172,8 до 206,3 м, в восточной части от 151,8 до 180,9 м. Берега реки Воронеж относительно пологие. Уклоны по всей местности обеспечивают естественный водоотвод.

1.3Растительность и почвы

Территория района лежит в подзоне типичной лесостепи лесостепной провинции. Преобладают лиственные леса из дуба, березы. Произрастают и хвойные леса, сосны. В северо-западной части дубравных лес со средней высотой дерева 12 м, диаметром ствола 17 см и расстоянием между деревьев 3 м. Также в районе распространены луговые степи с травянистой растительностью. В северной части — смешанный лес из сосны и березы со средней высотой дерева 15 м, диаметром ствола 20 см и расстоянием между деревьев 5 м.

Основными почвами района являются черноземы толщиной от 0,4 до 0,8-1,2 м. Встречаются песчаные почвы, дерново-глеевые, луговые и болотные разновидности почв.

1.4Инженерно-геологические условия

В геоморфологическом отношении район строительства в Средне-Русской возвышенности и Окско-Донской низменности. Самыми древними образованиями в геологическом отношении являются девонские глины, песчаники, известняки толщиной до 40 м. Выходят они на дневную поверхность по правобережью реки Воронеж. На девонские отложения со стратиграфическим несогласии ложатся меловые породы: пески, мела, мергеля.

Учебно-методические видео пособия.wmv

Выше по разрезу следуют пылеватые пески толщиной 10-12 м. Самыми молодыми являются четвертичные отложения, представленные делювиальными, песчаными, ледниковыми и элювиальными песчано-глинистыми породами толщиной до 40 м и более.

Минерально-сырьевая база Воронежской области представлена месторождениями нерудного сырья, в основном строительными материалами (пески, глины, мел, граниты, цементное сырье, охра, известняк, песчаник) особенно в западных и южных районах региона.

1.5Сведения о наличии дорожно-строительных материалов

Территория района богата месторождениями строительных материалов (граниты, пески, цементное сырье) пригодных для возведения земляного полотна, заложения опор и фундаментов искусственных и инженерных сооружений.

В данном разделе также указаны слои дорожной одежды и материалы, необходимые для их строительства.

-й слой — асфальтобетон мелкозернисты й тип Б, марки III (горячий, плотный) толщиной 5 см. Используется для устройства верхнего слоя покрытия. Массовая доля щебня >45%.

-й слой — асфальтобетон крупнозернистый (горячий) толщиной 7 см. Используется для нижнего слоя покрытия.

Горячие смеси приготавливаются с использованием жидких нефтяных битумов в смесительной установке. Применяются непосредственно после приготовления с температурой смеси при укладке не менее 120 ° С.

-й слой — черный щебень по методу глубокой пропитки толщиной 9 см. Черный щебень — каменный материал, обработанный битумом. Предназначен для устройства оснований дорожной одежды. Получают путем обработки щебня битумом или битумной эмульсией.

-й слой — щебень толщиной 16 см;

-й слой — ПЩС толщиной 24 см.

Обочины укрепляются щебнем.

1.6Описание трассы дороги

Длина трассы 3000 метров. Трасса проходит через луг (толщина растительного слоя 0,40 м).

Читайте также:  Регистрация договора строительство жилого дома

1.7Технические нормативы для строительства участка дороги

Основные элементы проектируемой дороги в плане, продольном и поперечном профиле назначены по СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 52399-2005. Параметры сведены в таблице 3.

Таблица 3 — Технические нормативы для строительства участка дороги

Наименование показателяЕдиница измеренияВеличины показателя1 Техническая категория-II2 Расчетная скорость движения: основная допускаемая на трудных участкахкм/ч 120 1003 Число движенияшт24 Ширина одной полосы движениям3,755 Ширина проезжей частим7,56 Ширина обочинм3,757 Наименьшая ширина укрепленной полосы обочинм0,758 Ширина земляного полотнам159 Наибольшие продольные уклоны‰4010 Наименьшие радиусы (основные) кривых: в плане продольном профиле: выпуклых вогнутых 800 15000 5000

.8Характерные поперечные профили земляного полотна и дорожной одежды

Поперечные профили назначают в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки, грунтовых условий по трассе с учетом рельефа данной местности.

В соответствии с п. 6.4. СНиП 2.05.02-85 при проектировании земляного полотна применены типовые решения. Поперечный уклон земляного полотна двускатного профиля принимается 40 ‰. Заложение откоса насыпи до 3-х метров 1:4, от 3-х метров — 1:1,5, в выемке — внутренние откосы 1:4, внешние 1:1,5.

2.Определение сроков выполнения дорожно-строительных работ

Календарная продолжительность летнего строительного сезона определяется климатическими условиями района расположения участка дороги.

Начало и окончание производства работ по климатическим условиям устанавливаем, руководствуясь упрощенным дорожно-климатическим графиком.

Земляные работы выполняем в наиболее благоприятный период года, когда грунты находятся в незамерзшем состоянии и влажность их не слишком велика. В этот период обеспечивается необходимое качество выполняемых работ, высокая производительность машин, участвующих в возведении земляного полотна. В данном курсовом проекте строительство ведется в 2 сезона. В первый сезон возводится земляное полотно, во второй — дорожная одежда.

Для земляного полотна:

Начало строительного сезона — 1 апреля

Конец строительного сезона — 10 ноября

Количество рабочих смен за сезон:

календарная продолжительность строительного сезона 224;

количество выходных дней (суббота, воскресенье) ;

количество праздничных дней 4;

количество дней простоя по климатическим условиям

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования

простой по организационным причинам и перехода с одного места стройки на другое

Строительство слоев покрытия должно быть начато только после устройства нижних подстилающих слоев, поэтому сроки строительства сокращаются против возможных климатических условий.

Таблица 4 — Длины участков в зависимости от уклона

ПКУклоны1:41:1,50+00 — 6+506506+50 — 7+25757+25 — 10+0027510+00 — 12+5025012+50 — 18+5060018+50 — 22+5040022+50 — 28+5060028+50 — 29+5010029+50 — 30+0050Всего:2175825

Количество рабочих смен за сезон:

календарная продолжительность строительного сезона;

период развертывания потока;

продолжительность организационно-технологического перерыва;

количество выходных дней (суббота, воскресенье);

количество праздничных дней;

количество дней простоя по климатическим условиям;

простой по ремонту и профилактике машин и оборудования;

Минимальная необходимая скорость потока:

Таблица 5 — Расчет продолжительности выполнения дорожно-строительных работ

Наименование показателейНаименование слоев дорожной одеждыДоп. слой из ПЩСНижний сл. основания из щебняВерхний сл. основания из черного щебняНижний слой покрытия из а/б к/зВерхний слой покрытия из а/б м/зНачало и окончание производства работ по клим. условиям1.04-10.111.04-10.1110.04-17.1010.04-17.1010.04-17.10Расчетные сроки1.04-7.104.04-10.1010.04-13.1012.04-15.1014.04-17.10 225225191191191 11— 11211 6767575757 33333 —333 22444Количество рабочих дней151151122122122 22222 302302144144144 1010222

3.Определение объемов подготовительных работ и расчет состава МДО на их выполнение

Подготовительные работы выполняются до начала производства работ по возведению земляного полотна. К ним относится восстановление и закрепление трассы дороги, полосы отвода и ее расчистки от леса, пней, кустарников, крупных камней и других предметов, препятствующих выполнению работ; разбивка земляного полотна, срезка и перемещение дернового покрова и растительного грунта с поверхности основания насыпей и с поверхности выемок и резервов; планировка, осушение, удаление верхнего переувлажненного слоя; устройство временных дорог в карьеры и для перевозки дорожно-строительных материалов, устройство съездов.

Таблица 6 — Снятие почвенно-растительного слоя грунта

ПКДлина участка, мШирина участка, мВалка леса, м 2 Корчевка пней, м 2 Срезка кустарника, м 2 Площадь, м 2 Объем, м 3 0+00100414100,001640,001+00100363600,001440,002+00100383800,001520,003+00100424200,001680,004+00100434300,001720,005+00100444400,001760,006+00100373700,001480,007+00100262600,001040,008+00100333300,001320,009+00100424200,001680,0010+00100383800,001520,0011+00100252500,001000,0012+00100242400,00960,0013+00100323200,001280,0014+00100313100,001240,0015+00100363600,001440,0016+00100333300,001320,0017+00100383800,001520,0018+00100404000,001600,0019+00100272700,001080,0020+00100272700,001080,0021+00100272700,001080,0022+00100262600,001040,0023+00100333300,001320,0024+00100414100,001640,0025+00100404000,001600,0026+00100444400,001760,0027+00100414100,001640,0028+00100313100,001240,0029+00100272700,001080,0030+00100424200,001680,00Всего:108500,0043400,00

Ведущая машина — бульдозер

Толщина снятия растительного слоя

1) Производительность по ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта)

Длина захватки для 2-х бульдозеров:

Планировка естественного основания насыпи за 2 прохода по 1 следу автогрейдером

2) Уплотнение основания насыпи за 4 прохода по 1 следу

Таблица 7 — МДО на снятие растительного слоя при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Снятие растительного слоя грунта бульдозеромГЭСН 01-01-032-5 3220326422Планировка основания насыпи бульдозером за 2 прохода по 1 следурасчет 80502285713Уплотнение основания насыпи катком на пневмошинах массой 25 т за 4 прохода по 1 следурасчет 805086952

Читайте также:  Что такое эппс в строительстве для пола

4.Определение объемов по строительству водопропускных сооружений и расчет состава МДО по их устройству

Водопропускные трубы являются сосредоточенными объектами, требующими сравнительно небольшого времени для устройства. Их строят, опережая выполнение земляных работ так, чтобы к началу устройства земляного полотна на данном участке строительство труб было завершено полностью.

Таблица 8 — Ведомость малых искусственных сооружений

№ сооруж.ПКНаименование водотокаТип и отверстие сооруженийУгол поворота к оси дороги, ° Длина трубы без оголовков, м17+00Пониженное местоКруглая сборная Ж/Б труба Æ 1,5 м8522,35210+00Пониженное местоКруглая сборная Ж/Б труба Æ 1,5 м8719,3321+00РучейКруглая сборная Ж/Б труба Æ 1,5 м8623,36429+00ЛогКруглая сборная Ж/Б труба Æ 1,5 м7623,36

Длина тела трубы без оголовков:

Длина трубы с учетом монтажных швов:

Продолжительность строительства водопропускных труб:

где n 1 — затраты времени на устройство 1-го погонного метра трубы, см; n 2 — затраты времени на сборку двух оголовков, см; n 3 — затраты времени на укрепление русла трубы и откосов насыпи около оголовков, см.

Технология строительства водопропускной трубы состоит из следующих операций:

) Снятие почвенно-растительного слоя грунта;

) Разбивка осей трубы и контура котлована;

) Устройство котлована под тело трубы и оголовки;

) Устройство песчано-щебеночной (песчано-гравийной) подготовки;

) Монтаж блоков фундамента

) Монтаж оголовков и звеньев тела трубы;

) Заделка швов между секциями и гидроизоляция трубы;

) Бетонирование лотков у оголовков;

) Послойная засыпка тела трубы.

Состав отряда по строительству железобетонных труб:

Автомобильный кран КС-3573 1 шт.;

Бульдозер ДЗ-110А 1 шт.;

Каток на пневматических шинах массой 25 т и более 1 шт.;

Электростанция ПЭС-12М 1 шт.;

Битумный котел емк. 400 л 1 шт.;

Рабочая сила на одну смену:

Машинисты и мотористы 7 чел.;

Дорожные рабочие 10 чел.

5.Составление графика распределения земляных масс

Грунт основания будущей автомобильной дороги является пригодным для строительства земляного полотна. В дальнейшем грунт из выемок будет распределен для отсыпки земляного полотна в близлежащие насыпи.

Участки насыпи с ПК 0+00 по ПК 5+00 возводятся бульдозером из грунта бокового резерва. Все остальные участки насыпей возводятся из грунта выемки. Необходимость возки грунта из карьеров отпадает. Данная схема устройства земляного полотна сводится к минимизации затрат на земляные работы.

Все выемки разрабатываются экскаватором емкостью ковша 2,5 м 3 .

6.Расчет состава МДО по возведению земляного полотна

6.1МДО на возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерва бульдозером ПК 0+00 — ПК 5+00

) Разработка и перемещение грунта из бокового резерва в насыпь на расстоянии до 10 м для отсыпки нижнего слоя высотой 0,76 м (осредненная высота) из гравийного грунта

Ведущая машина — бульдозер

По ГЭСН 01-01-032-5 (I группа грунта):

2) Послойное уплотнение насыпи катком за 10 проходов по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

3) Планировка верха земляного полотна и дна резервов с приданием дну резерва уклона в сторону оси дороги бульдозером

По ГЭСН 01-01-036-4

4) Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером в двух направлениях

По ГЭСН 01-02-027-12

5) Уплотнение верха насыпи самоходными катками за 2 прохода по 1 следу

По ГЭСН 01-02-001-1

6) Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 9 — Возведение насыпи высотой до 1 м из грунта бокового резерва бульдозером при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для нижнего слояГЭСН 01-01-032-5 12Послойное уплотнение нижнего слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-1 23Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для I слояГЭСН 01-01-032-5 14Послойное уплотнение I слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-1 25Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для II слояГЭСН 01-01-032-5 16Послойное уплотнение II слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-1 27Разработка и перемещение грунта (I) в насыпь и разравнивание бульдозером для III слояГЭСН 01-01-032-5 18Послойное уплотнение III слоя катком на пневмошинах массой 25 т за 10 проходов по 1 следуГЭСН 01-02-001-1 29Планировка верха земляного полотна и дна резервов с приданием дну резерва уклона в сторону оси дороги бульдозеромГЭСН 01-01-036-4 66666110Планировка откосов насыпи и боковых резервов автогрейдером в двух направленияхГЭСН 01-02-027-12 4878111Уплотнение верха насыпи самоходным катком за 2 прохода по 1 следуГЭСН 01-02-001-1 112Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-042 1

Читайте также:  Экспертиза строительства безопасность и надежность

6.2МДО на устройство выемки с разработкой грунта экскаватором. II категория,

1) Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3

По ГЭСН 01-01-012-1

2) Транспортировка грунта с g =1,8 т/м 3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1,5 км самосвалами грузоподъемностью 14 т

) Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проход

По ГЭСН 01-01-108-1

4) Планировка откосов автогрейдером за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-027-8

5) Планировка верха земляного полотна за 2 прохода автогрейдером

По ГЭСН 01-02-027-1

6) Нарезка кюветов автогрейдером при рабочем ходе в одном направлении

По ГЭСН 01-01-047-1

7) Уплотнение верха земляного полотна самоходным катком на пневмошинах за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-001-1

8) Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 10 — Состав МДО на разработку выемки глубиной 3,84 м экскаватором при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Разработка и перемещение грунта экскаватором вместимостью ковша 2,5 м 3 ГЭСН 01-01-012-1 12Транспортировка грунта с g =1,8 т/м 3 (песок крупнозернистый) на расстояние до 1 км самосвалами грузоподъемностью 14 трасчет 94695,7123Зачистка откосов выемки грейдером за 1 проходГЭСН 01-01-108-1 14Планировка откосов автогрейдером за 2 проходаГЭСН 01-02-027-8 15Планировка верха земляного полотна за 2 прохода автогрейдеромГЭСН 01-02-027-1 16Нарезка кюветов автогрейдером при рабочем ходе в одном направленииГЭСН 01-01-047-1 312 17Уплотнение верха земляного полотна самоходным катком на пневмошинах за 2 проходаГЭСН 01-02-001-1 28Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-042 1

6.3МДО на возведение насыпи hр=2,26 м из грунта выемки экскаватором и транспортировкой автомобилями-самосвалами при Lзах= 35 м

Возведение насыпи ведется послойно.

Первый слой засыпка снятого ПРС — 0,4 м

Ведущая машина — экскаватор, разрабатывающий выемку. при длине захватки 10 м.

1) Послойное разравнивание грунта бульдозером

По ГЭСН 01-01-016

2) Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следу

3) Планировка верха земляного полотна автогрейдером за 2 прохода

По ГЭСН 01-02-027-2

4) Планировка откосов насыпи автогрейдером

По ГЭСН 01-02-027-12

5) Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевом

По ГЭСН 01-02-042

Таблица 11 — Состав МДО на возведение насыпи экскаватором из грунта сосредоточенного резерва при

№Наименование технических операцийОбоснование нормЕд. изм.V работ на захваткуПроизво-дитель-ностьПотр. кол. машин1Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-016 531245412Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет 531115913Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-016 323245414Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет 3231159121Послойное разравнивание грунта бульдозеромГЭСН 01-01-016 1902454122Послойное уплотнение слоя насыпи катком 25 т за 10 проходов по 1 следурасчет 1901159123Планировка верха земляного полотна автогрейдером за 2 проходаГЭСН 01-02-027-2 9948000124Планировка откосов насыпи автогрейдеромГЭСН 01-02-027-12 26048000125Укрепление откосов насыпи и дна резервов гидропосевомГЭСН 01-02-042 2604160001

Список литературы

дорожный земляной полотно строительство

1 Егорушкин, В.О. Технология возведения земляного полотна автомобильных дорог: методические указания у курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»./ — КрасГАСА, Красноярск, 2003. — 51 с.

Проектирование земляного полотна автомобильных дорог: Методические указания к курсовому проекту для студентов специальности 291000 «Автомобильные дороги и аэродромы»; /КрасГАСА, Красноярск, 2002. — 54 с.

Попов, В.Г. Строительство автомобильных дорог (пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций)

СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР — М.: 1989 — 56 с.

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги Госстрой СССР — М.: ЦИТП, 1986.

Янковский, О.А. Водопропускные трубы под насыпями — М.: Транспорт, 1982 — 232 с.

Гибшман, М.Е., Дедух, И.Е. Мосты и сооружения на автомобильных дорогах: учебник для автомоб.-дор. техникумов. — М.: Транспорт, 1981. — 399 с.

ОДМ 218.7.001-2009 Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах. — М.: Росавтодор, 2009 — 33 с.

Строительство автомобильных дорог: справ. инженера-дорожника/ В.А. Бочин, М.И. Вейцман, Е.М. Зейгер, Е.Ф. Левицкий, Б.С.

Марышев, Ю.М. Сементовский, И.А. Столярская, А.А. Штромберг, В.М. Юмашев; М.: Транспорт, 1980.

Теги: Организация дорожно-строительных работ Курсовая работа (теория) Строительство

Источник: dodiplom.ru

Рейтинг
Загрузка ...