Строительство боголюбова при ком

С.В. Заграевский ,

академик Российской академии художеств

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ ДОМОНГОЛЬСКОГО БОГОЛЮБОВА

Опубликовано: Заграевский С.В. Историческая топография домонгольского Боголюбова // Материалы ХХ III межрегиональной краеведческой конференции (13 апреля 2018 г .). Владимир, 2018. С. 105–128.

В 2017 году академик Заграевский провел натурные наблюдения, призванные уточнить границы укреплений домонгольского города Боголюбова. Эти наблюдения показали, что этот город был одним из крупнейших не только в Северо-Восточной Руси, но и по общерусским меркам. Общая длина его укреплений составляла около 3,4 км , внешний периметр – 2,9 км . Город имел белокаменный детинец, в котором располагался белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского .

То, что основанный в 1158 году князем Андреем Боголюбским домонгольский город Боголюбово , располагавшийся на месте современного одноименного поселка Суздальского района Владимирской области, являлся «полноценным» городом, а не небольшим загородным княжеским замком, автор настоящего исследования показывал неоднократно 1 . В специальном научном труде автор показывал и то, что Боголюбово при князе Андрее являлось столицей Северо-Восточной Руси 2 .

Андрей Боголюбский. История Российского государства

Тем не менее, истинные масштабы домонгольского города Боголюбова до последнего времени оставались неясными, так как исследователям были известны лишь очертания западной части его белокаменно-земляных укреплений, показанные на плане Н.Н. Воронина 3 (ил. 1). Какой была форма восточной части этих укреплений, было неизвестно, и когда автор данного исследования писал о том, что общий периметр городской крепости оценивается примерно в 1,2–1,5 км 4 , он исходил лишь из ориентировочного продолжения северной линии валов в направлении оврага, расположенного к востоку от современного монастыря. Вопрос же о том, были ли у города какие-либо другие укрепления, никогда ранее не поднимался.

Ил. 1. План древней части современного поселка Боголюбово (по Н.Н.Воронину).

Весной и летом 2017 года автор провел натурные наблюдения, призванные уточнить очертания боголюбовских укреплений. Результаты этих наблюдений приведены на карте, привязанной к схеме современной местности и спутниковой фотографии по состоянию на апрель 2017 г . 5 (ил. 2).

Ил. 2. Карта укреплений домонгольского Боголюбова.

Римскими цифрами на карте обозначены:

I – белокаменный дворцово-храмовый комплекс Андрея Боголюбского («замок»);

II – часть города с белокаменно-земляными укреплениями (детинец);

III – часть города с дерево-земляными укреплениями (укрепленный посад);

Сплошными линиями обозначены сохранившиеся укрепления, пунктиром – реконструируемые.

Для того, чтобы наиболее полно и наглядно прокомментировать эту карту, приведем ее еще раз (ил. 3), обозначив на ней арабскими цифрами комментируемые участки укреплений.

Задание 6 Вариант 2_1 Боголюбов Плоский контур Эскиз Autodesk Inventor Bogolubov 2D Sketch

Ил. 3. Карта укреплений домонгольского Боголюбова с обозначением комментируемых участков.

1. Площадь перед дворцово-храмовым комплексом («замком») князя Андрея Боголюбского и сохранившиеся части «замка», одновременно являвшиеся и западной линией его укреплений (авторская графическая реконструкция 6 приведена на ил. 4).

Ил. 4. Боголюбовский дворцово-храмовый комплекс и площадь перед ним. Вид с запада. Реконструкция автора.

Вопросам архитектурной истории этого «замка» посвящен ряд научных трудов автора этой статьи 7 , и здесь вновь подробно рассматривать этот вопрос не имеет смысла. В контексте данного исследования отметим лишь, что сохранившиеся части «замка» позволяют нам уверенно судить о расположении западного края его укреплений.

2. Северный и восточный края укреплений княжеского «замка». Их расположение в отсутствие новых археологических данных реконструировать невозможно 8 , поэтому они показаны лишь ориентировочно. «Замок» мог занимать и гораздо большую территорию, вплоть до восточного угла городских укреплений (см. комментарий 6).

3. Линия укреплений вдоль современной западной монастырской стены. Она может быть однозначно реконструирована исходя и из своей правильной формы, и из мысленного продолжения линии сохранившихся крепостных валов (см. ил. 1 и комментарий 7). Раскопки Н.Н. Воронина показали, что на этой линии укреплений были белокаменные стены и башни 9 .

4. Южный угол укреплений. Здесь линия современной монастырской стены отходит достаточно далеко от края обрыва над Клязьмой , и это позволяет сделать вывод, что крепостные укрепления шли не по линии этой стены, а по кромке обрыва. Это подтверждается и правильной формой этой кромки вблизи угла, и тем, что в противном случае южному комплексу пристроек к церкви Рождества Богородицы (см. ил. 4) негде было бы разместиться.

5. Линия укреплений вдоль Клязьмы . Эта линия подверглась сильным оползням (это подтверждается тем, что церковь Рождества Богородицы сильно осела в направлении склона 10 ) и в настоящее время может быть реконструирована, исходя из ее сопряжения со скруглениями южного (см. комментарий 4) и восточного (см. комментарий 6) углов крепости.

6. Восточный угол укреплений (ил. 5). Сохранился в виде небольшого мыса, на котором стоит угол монастырской стены, показанный на плане Н.Н. Воронина (см. ил. 1).

Между между этим мысом и Монастырским прудом (старицей Клязьмы ) находится большой равнинный участок, т.е. размывание этой оконечности укреплений Клязьмой маловероятно.

Ил. 5. Восточный угол укреплений (под монастырской оградой).

7. Начало почти прямой линии укреплений, продолжающейся далеко на север (см. комментарии 11 и 16). Прямизна этой линии является дополнительным подтверждением того, что восточный угол укреплений сохранился (см. комментарий 6). Перед современной ул. Ленина эта линия и овраг перекрыты подсыпками под строительство большого кирпичного здания конца XIX века, в котором сейчас находится паломническая служба монастыря.

8. Ранее известные исследователям и обозначенные на плане Н.Н. Воронина (ил. 1) фрагменты валов, образующие угол, ранее считавшийся самой западной точкой города. Раскопки Н.Н. Воронина показали, что на этой линии укреплений были белокаменные стены и башни. Остаточная высота этих валов достигает 6 м (ил. 6).

Перед ними с запада находится овраг с ручьем – притоком Клязьмы , с севера – заполненный водой ров.

Ил. 6. Вал, известный исследователям ранее. Вид от сохранившегося угла укреплений на юго-восток.

9. Сохранившийся террасированный уступ шириной около 10 м между валами и рвами (см. ил. 1 и комментарий 7). Вероятно, на этом уступе находилась еще одна линия стен.

10. Следы такого же террасированного уступа в овраге южнее современной ул. Ленина (ил. 7). Таким образом, мы вправе полагать, что такая дополнительная линия укреплений имелась по периметру всей части крепости, обозначенной на ил. 2 римской цифрой II .

Ил. 7. Следы террасированного уступа в овраге под западной монастырской стеной.

11. Искусственный остров (ил. 8). Валы и террасы перед ними (см. комментарии 8 и 9) в этом месте образуют почти прямой угол, и здесь непосредственно под углом валов был прорыт спрямляющий проток, частично показанный и на ил. 1. Зачем был нужен этот проток, образовавший на углу укреплений искусственный остров, – можно только строить гипотезы. Это могло быть связано и с необходимостью отвода избытка воды из рва во время весенних паводков, и с необходимостью создания изолированного укрепления.

Ил. 8. Вид с сохранившегося угла валов на спрямляющий проток и искусственный остров.

12. Продолжение известной ранее (см. комментарий 8) линии укреплений. Если из-за плотной застройки раньше было неясно, насколько далеко она заходила на северо-восток, то теперь, когда нам известно расположение южной и восточной линий укреплений, мы вправе ее реконструировать, исходя из наиболее вероятного направления – примерно параллельно южной линии, с примыканием к восточной под прямым углом.

13. Сохранившийся практически прямой вал, по которому проходит безымянный тупиковый проезд (ил. 9). Современная высота этого вала – 1,5–2 м, и расположен он не надо рвом, а над обрывом. Высота обрыва – примерно 5 м , и за ним располагается равнина, выходящая к Нерли (на этой равнине, вероятно, находился торг). Скорее всего, обрыв в этом месте был всегда, и древним строителям потребовалось лишь придать ему правильную форму.

Ил. 9. Безымянный тупиковый проезд на месте крепостного вала. Вид на север.

14. Сохранившиеся едва заметные остатки рва (в формы вытянутого углубления примерно на 1 м ) на краю двора боголюбовской школы (ил. 10). Их можно было бы принять за естественное углубление, если бы они не лежали на практически прямой линии между сохранившимися фрагментами укреплений (см. комментарии 7 и 13).

Ил. 10. Остатки рва на краю школьного двора.

15. Несохранившаяся (за исключением отмеченного в комментарии 14 остатка рва) линия укреплений, которую можно уверенно реконструировать, исходя из всего изложенного в комментариях 7, 13 и 14.

16. Сохранившиеся практически прямые участки укреплений, состоящие из невысоких (не более 1 м ) валов над прекрасно прослеживающимися остатками рвов (ил. 11). В этом месте природное плато резко понижается к северо-западу (перепад высот около 2 м ), и, по всей видимости, при строительстве укреплений было произведено не только спрямление края плато, но и его террасирование.

Ил. 11. Остатки вала и рва. Вид на северо-восток от крайнего дома около жилого комплекса « Святово ».

17. Часть укреплений, срытая в 2015–2017 годах при строительстве жилого комплекса « Святово ». В разрезе вала на восточном краю жилого комплекса (ил. 12) видно, что этот вал представляет собой именно подсыпку грунта, что наряду с его практически прямым направлением подтверждает то, что это были крепостные укрепления, а не случайный природный феномен.

Ил. 12. Разрез вала с северо-восточной стороны ЖК « Святово ».

18. Часть вала, срытая при начавшемся летом 2017 г . строительстве небольшого здания неизвестного назначения (ил. 13). В разрезе вала (ил. 14) также видно, что он представляет собой подсыпку грунта, а не природный феномен.

Ил. 13. Часть вала, срытая при начавшемся летом 2017 г . строительстве небольшого здания. Вид на северо-восток. Видно продолжение валов и рвов (под деревьями).

Ил. 14. Разрез вала при строительстве указанного здания.

19. Заметный на местности западный угол укреплений. Ров засыпан, вал исчез, но осталась терраса округлой формы высотой 1–2 м (ил. 15). Поскольку этот угол находится на пустыре, непосредственно примыкающем к ЖК « Святово », вероятно его скорое исчезновение. И в целом, если строительство в этом районе будет продолжаться, можно предсказать скорое полное исчезновение северо-западной линии боголюбовских укреплений.

Ил. 15. Западный угол укреплений (виден как линия с небольшим уклоном слева направо на заднем плане фото, начинающаяся от крайних домов ЖК « Святово »).

20. Северный угол укреплений, полностью скрытый под жилой застройкой, промышленным объектом и поворотом ул. Заводская.

21. Приблизительно реконструируемая линия укреплений (частично размытая, частично скрытая под застройкой и огородами) над обрывом к ручью – притоку Клязьмы .

Подведем итоги. Недалеко от слияния Клязьмы и Нерли в домонгольское время находился большой и великолепно (во всяком случае, по древнерусским меркам) укрепленный город. Общая длина его укреплений, не считая дворцово-храмового комплекса князя Андрея, составила около 3,4 км , в том числе часть города, имевшая белокаменные укрепления, – 1,4 км . Длина внешнего контура укреплений составила 2,9 км . Для сравнения: длина валов Переславля-Залесского – около 2,5 км , Юрьева-Польского – 2 км , Суздаля – 1,4 км , Дмитрова, Ярославля (Рубленого города) и Перемышля Московского – около 1 км , Звенигорода и Москвы (крепости 1156 года) – около 800 м . В Северо-Восточной Руси больше Боголюбова был только Владимир: внешний периметр его домонгольских укреплений составлял около 5,6 км 11 .

Очень большим городом было Боголюбово и по общерусским меркам: периметр валов Киева (города Ярослава) – около 3,5 км , Смоленска (города Ростислава) – примерно столько же. Периметр укреплений Переяславля-Русского (ныне Переяслав-Хмельницкий ) был гораздо меньше – около 1,5 км , Новгорода и Старой Рязани (ныне Переславль-Рязанский ) – около 1,4 км .

Каменных укреплений не имел вообще ни один домонгольский русский город, кроме небольшой крепости Ладога в Новгородской земле. А теперь, когда мы знаем, что снаружи каменных боголюбовских укреплений проходила еще одна фортификационная линия – дерево-земляная , мы вправе называть белокаменную часть города детинцем. Это тем более справедливо, что на этом месте до строительства города князем Андреем было меряно-славянское поселение 12 .

Подступы к Боголюбову были тоже хорошо защищены: на севере – городищем Круглица (северо-восточнее села Новое, примерно в 1,5 км от города), на юго-востоке – Покровским монастырем в устье Нерли 13 (тоже примерно в 1,5 км от города), на западе – сплошной цепью крепостей, тянувшейся на несколько километров вплоть до Владимира ( Курмыш , Сунгирь , Вознесенский и Константино-Еленинским монастыри) 14 .

Мы видим цельную фортификационную систему, свидетельствующую о профессионализме строителей боголюбовской крепости. Об их профессионализме свидетельствует и то, что дополнительная внешняя линия укреплений была проведена с напольной – наиболее угрожаемой – стороны детинца (как, например, в Москве стены Китай-Города относительно кремлевских стен). Впечатляет и исключительно эффективное использование строителями особенностей рельефа местности.

В течение какого времени строилась боголюбовская крепость, успели ли ее полностью завершить за годы княжения Андрея Боголюбского или достраивали позже, когда город уже лишился столичного статуса, – мы не знаем. Точно так же мы не знаем и то, как эта крепость заселялась, не была ли она полупустой с большими резервными территориями (как при Юрии Долгоруком – его несостоявшаяся столица Переславль-Залесский 15 ). Были ли стены детинца целиком белокаменными, или с наименее угрожаемых сторон (например, со стороны обрыва к Клязьме или со стороны укрепленного посада) они все-таки оставались деревянными? Какой была первоначальная высота валов и глубина рвов, насколько точно мы реконструировали их исчезнувшие участки? Ответы на эти вопросы могут дать только новые архивные и археологические исследования.

Читайте также:  Сметная документация и организация строительства

1. Заграевский С.В. Боголюбовский архитектурный ансамбль конца 1150-х – начала 1170-х годов: вопросы истории и реконструкции // Памяти Андрея Боголюбского . Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 141–167; Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. М., 2008.

С. 108–129; Заграевский С.В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции . В кн .: Материалы XVII межрегиональной краеведческой конференции (20 апреля 2012 г .). Т. 1. Владимир, 2013. С. 296–312; Заграевский С.В.

К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси: Переславль-Залесский при Юрии Долгоруком, Боголюбово при Андрее Боголюбском // Материалы ХХ межрегиональной краеведческой конференции (17 апреля 2015 г .). Владимир, 2016. С. 296–306.

2. Заграевский С.В. К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси…

3. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV веков. М., 1961–1962. Т. 1. С. 201.

4. Заграевский С.В. Все соч., указ. в прим. 1 и 2.

5. Использовались схема и спутниковые фотографии « Яндекс ».

6. Заграевский С.В. Великокняжеский замок в Боголюбове: опыт графической реконструкции…

8. В.К. Емелин утверждал, что площадь боголюбовского дворцово-храмового комплекса составляла всего 8 соток ( Емелин В.К. Планировочная структура оборонительных сооружений периода княжения Андрея Боголюбского (на примере Боголюбовского замка). Доклад на областной краеведческой конференции. Владимир, 22 апреля 2005 г .), но это утверждение основывается на форме не домонгольского , а современного склона, а последний получил свою форму в результате сильных оползней (см. комментарий 5 в настоящей статье).

9. Воронин Н.Н. Указ. соч. С. 204–208.

10. Там же. С. 309.

11. Заграевский С.В. Историческая топография домонгольского Владимира. М., 2016. Гл. 1.

12. Маслов В.М. Археологическое изучение Владимира и Боголюбова с 30-х годов XIX века до настоящего времени // Памятники истории и культуры. Вып . 2. Ярославль, 1983. С. 15–31.

13. Заграевский С.В. Вопросы ранней истории Покровского монастыря на Нерли // Материалы ХХ I межрегиональной краеведческой конференции (18 апреля 2016 г .). Владимир, 2016. С. 194–201.

14. Маслов В.М. Указ. соч.

15. Заграевский С.В. К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси…

Источник: zagraevsky.com

Строительство боголюбова при ком

ЗАГОРОДНАЯ КРЕПОСТЬ – БОГОЛЮБОВО

На месте городища существовало мерянское поселение 9-10 в., возможно, укрепленного.

Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был небольшой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м. и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м. Поверх валов были воздвигнуты каменные стены с боевыми белокаменными башнями. Во время раскопок 1934-1954 гг. были обнаружены остатки основания прекрасно сложенной из белого тесаного камня стены или башни, а на гребне западного вала — подошва мощного фундамента стены, сложенного из булыжника на известковом растворе.
За валами располагались рвы, наполненные водой.
Сейчас шоссе входит в бывшую загородную крепость там же, где входила дорога в XII в., и в месте разрыва валов тогда стояла воротная башня замка.
В плане крепость представляла собою четырехугольник правильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбских высот — в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы.

Площадка подчетырехугольной в плане формы размерами ок. 380х280 м. Была ограничена по периметру укрепленной линией, общая длина которой составляла свыше 900 м.

Северное укрепление. Слева ров, в центре ровная площадка, справа крепостной вал

Ров северного укрепления

Северный вал Боголюбовской крепости

Западный вал крепости. Вид с городища.

Вершина западного вала. Вид на башню монастыря

Срез Западного вала

Западный вал и ров, заполненный водой

В северо-западной части памятника сохранился небольшой (ок. 80 м.) участок укрепленной линии, состоящей из вала высотой 2.5-5.0 м. при ширине в основании 16-20 м. и рва перед ним глубиной 3-4 м. шириной до 30 м., с крутизной переднего склона до 30 градусов.

Западный вал городища

В системе укреплений западного вала наблюдается разрыв шириной до 7 м. — возможно, от древних ворот.

Южная оконечность западного склона крепости

Южный склон и старичное озеро (старое русло Клязьмы)

Вид с юго-запада

Вид с крепости на Сунгире

Прорезка вала показала, что насыпь его была сооружена из глины, без внутривальных деревянных конструкций, на погребенной почве. По гребню вала шла каменная стена, от которой сохранился фундамент из туфа на известковом растворе шириной 2.55 м. при глубине заложения 0.50 м. На южном участке оборонительной линии зафиксированы остатки белокаменной башни. Возможно существование в укрепленной линии трех ворот, по которым проходили дороги на Владимир, Суздаль и Муром.

В Новгородской летописи под 1158 г. читаем: «князь Андрей… градъ заложи Боголюбивое». В Киевской летописи: «Великий Князь Андрей Суждальский… созда себе городъ каменъ, именемъ Боголюбый, толь далече, Якоже Вышегородъ отъ Киева, также и Боголюбый отъ Володимеря…» В рукописном житии св. кн. Андрея, замечено, что он «велми место оно любяше и живяше ту».
Боголюбов-город замкнул цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем. Как и эти крепости, замок занял территорию более раннего дорусского сельского поселения IX-XI вв.
Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости.
Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы.

Центральная часть дворцового комплекса Андрея Боголюбского. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества Богородицы в XII в. Реконструкция С.А. Шарова-Делоне.

Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII в. Реконструкция В.К. Емелина.

В 1158 г., на указанном Царицей Небесной месте кольце земляных валов, рвов и каменных стен водрузился белокаменный собор во имя Рождества Богородицы, «украшенный золотом и драгоценными каменьями и блистающий благолепием, аки храм царя Соломона во Иерусалиме» и княжеский дворец.

Постройка храмов в Боголюбове. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.

Храм был украшен золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса.

На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана. Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей. На стенах помещались фигуры святых тонкого письма, сдержанного и изысканного, выполненные охристой, зеленой и синей красками. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом.

Первоначальный вид церкви Рождества Богородицы. Реконструкция Н.Н. Воронина.

Князь приказывал водить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели богатство и красоту Божиего храма и выраженное в них могущество Владимирского князя. И как пишет летописец: «и бояре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».
Снаружи храм был украшен не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены. Стены были покрыты белокаменной резьбой — резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.
Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры. Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями.

Фрагмент белокаменной водосвятной чаши из Боголюбова

Перед входом в храм находилась белокаменная водосвятная чаша под шатром, священный столп с четырьмя Богородичными ликами.
Площадь перед дворцом выстилали белокаменные плиты с желобами-водостоками.
Галереями и башнями храм обобщался с жилыми покоями князя и с крепостью.

Над резным убранством Боголюбского собора трудилось около 20 мастеров.
В кон. XVII в. еще был цел древний дворцовый собор Рождества Богородицы, описанный местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 г. рухнул.

По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место — здесь был убит князь Андрей.
«По доношению игумена и братии Владимирского Боголюбова монастыря, о постройке в том монастыре церкви. 27 января 1731 г. — 21 января 1732 г.
Просьба игумена Аверкия, казначея Льва и всей братии была вызвана тем, что прежняя соборная белокаменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь, от воли Божией и от ветхости, 14 ноября 1722 года обрушилась вся, а построена она была в 6663-м году святым благоверным и великим князем Андреем Егорьевичем, зовомым Боголюбовским Долгоруковым мономашем.
По справке в Синодальном Дворцовом Приказе, за Боголюбовым монастырем, по переписным 186 года книгам, было 182 крестьянских и бобыльских двора, по свидетельству генералитета — 670 душ мужского пола, с тех вотчин в Приказ берется доходов — дворецкого по 9 р. 10 к., подымных по 2 р. 73 к., прикащичьего половинного по 13 р. 83 ¾ к., ржи по 7 четвертей с осьминою и овса столько-же, а в монастырь на церковные и братские потребы окладных и неокладных доходов по 113 руб. 24 к. в год; в вотчинах монастырских десятинной пашни по 44 десятины в поле, с которой хлеб употребляется на братию.
В дополнение к справке из Дворцового Приказа, братия Боголюбова монастыря сообщила, что в прошлых годах от их монастыря взято село Славское и приобщено к Синодальным дворцовым вотчинам, а в том селе имелось 91 двор и крестьяне пахали на монастырь по 40 десятин в поле, а в дву по тому-ж,, да вытных денег платили по 20 р. и всякое изделье делали, бревна и дрова возили и сенные покосы с 20 вытей отправляли.
Справкой из Дворцового Приказа показано, что в ноябре 196 года Боголюбов и Козьмин монастыри со всеми угодьями приписаны к патриаршему дому, за Боголюбовым монастырем было 273 двора, в том числе в селе Славском (или Ославском) 91 двор, а за Козьминым монастырем 178 дворов; а вместо того вотчина святейшего патриарха в Нижегородском уезде в Березопольском стане Скоробогатовская волость да село Соличное с деревнями и угодьями приписано к дворцовым волостям; по приходной 199 года хлебной книге из новоприписного Козьмина монастыря велено иметь в Москве по 200 четвертей ржи и по 100 четвертей овса в год, а если не похотят платить хлеба, то взять в дом село Быково; с Боголюбова монастыря — по 300 четвертей ржи и по 200 четвертей пшеницы; 30 мая 199 года крестьянам села Славского велено быть в тягле, против патриарша села Спасского и др., в 6 вытях без четверти, пашню пахать и изделье делать с полу-пяты выти, а оброку платить с выти с четвертью по 19 р. 37 ½ к., да пошлин по 1 р. 40 к., за конюшенные припасы 7 р. 20 к., дворецким в жалованье по 5 коп. с двора, подымных дьяком и подъячим в жалованье по 1 ½ коп. с двора, да прикащикам в жалованье 5 р. 46 к. и ржи и овса по 3 четверти по 6 четвериков, да крестьяне пашни пашут по 28 десятин в поле, а в том селе по свидетельству генералитета 253 души; за взятием села Славского, Боголюбов монастырь в Синодальный дом ничего не платит.
В Синодальной Канцелярии выведено на справку, что в 1724—1725 гг. выдано из сборных с раскольников денег 3151 р. 25 коп. на починку Владимирской Успенской соборной златоверхой церкви, построенной в 6666-м году благоверными великими князьями Андреем Георгиевичем Боголюбским и Дмитрием Георгиевичем предивным.
19 января 1732 года Св. Синодом определено: Синодальному Дворцовому Приказу осмотреть в Боголюбовом монастыре обрушившуюся церковь и составить смету на починку».
Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 г. была построена существующая церковь.
В 1772 году в соборе были сделаны следующие наружные улучшения и украшения: фонарь (трибуна, барабан) сделан каменный восьмиугольный; на главе выведено восемь дуг с восьмью звездами из жести; подзоры вверху и внизу устроены жестяные; дуги, яблоко, подзоры и звезды вызолочены под гольдфарбу; глава выкрашена ярью медянкой; крест вызолочен червонным золотом и весь собор покрыт черным листовым железом. На все эти поправки и украшения храма, по указу коллегии экономии, выдано было 488 руб.

40 коп. После всех изменений вид Рождественского храма стал такой: «внутри он простирается в длину, начиная от западной стены до конца среднего алтарного притвора (горнее место), на 7 сажен и 2 вершка; в том числе в самом алтаре от царских дверей до горнего места 3 саж. и 4 вершка; следовательно сам храм простирается на 3 саж. 2 ¾ арш.; ширина церкви 4 саж.

Читайте также:  Некоммерческое строительство что это

2 ¼ арш.; толщина алтарных стен до 2 ½ арш., а толщина трапезных 1 ½ арш.; алтарные притворы снаружи по полукругам имеют пространства: средний 10 аршин, а боковые по 6 ½ арш. Все окна этой церкви не в древнем уэе виде, не щелеобразные, а широкие.

В алтаре находится шесть окон, из коих два (одно над другим) помещаются в среднем притворе, да в боковых притворах по одному окну; в алтарных стенах, с южной и северной сторон, также по окну. В стенах храма: с южной стороны четыре окна, из коих два вверху и два внизу; но с северной стороны только два окна вверху, и там же, близ северо-западного угла, находится, в виде окна, просторный, бывший в храм из княжеских покоев, выход; вверху западной стены три окна.

В нем четыре столба: два из них отделяют алтарь от храма, и они до половины алтаря, в вышину его, сходятся аркой, над коею сделан небольшой и полукруглый вверху пролет, а другие два, украшенные карнизами и пилястрами, стоят в трапезе. К этим то столбам примыкали хоры, разобранные в другой раз в 1802 году, где, в древности, во время богослужения помещалось великокняжеское семейство.

Над церковью, покрытой ныне плоской кровлей, устроен восьмиугольный фонарь с семью в нем окнами, над коим находится шейка с позлащенною главою. Крест на главе восьмиконечный, увенчанный вызолоченною короною. Вся церковь при архимандрите Антонии (1804-1809 гг.) устлана белым известковым камнем и на стенах ее нет никаких украшений.

На западной стене и по столбам было стенное писание, но оно, как сказано в церковной описи, за ветхостью уничтожено в том же 1802 году. Ныне только в алтаре, в четырех клеймах, изображены живописью некоторые Евангельские события, как то: Рождество Богородицы, Успение Ее, Введение во храм и Сретение Господне; сверх сего по бокам среднего притвора изображены Пресвятая Дева Мария и архангел Гавриил. Алтарный иконостас гладкий, в три яруса, с резным над ним изображением Воскресения Христова, устроен в 1803 году и тогда же написаны для него св. иконы, отделяющиеся одна от другой вызолоченными колонками, перевитыми разными цветочными ветками.

В 1809 г. к Рождественскому храму с западной стороны, во всю ширину его, и прилегающей к нему, нижней части ложницы благоверного князя Андрея и сеней, относящихся к ней, пристроена трапеза и устроен в ней придел во имя св. благоверного князя Андрея. Таким образом, в храме два престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придельный во имя св. благоверного князя Андрея» (Боголюбов монастырь и приписные к нему монастыри Покровский и Николаевский-Волосов. 1891 г.).
В нач. ХХ века «в Рождественской церкви престол деревянный с кипарисною дскою, освящен преосвященным Платонов, епископом Владимирским и Яропольским, в 1756 г. Иконостас храма того же времени, пятиярусный с иконами; иконы в нем все переписаны вновь».

Лестничная башня (слева) и храм рождества Богородицы (справа)

Современная белая монастырская ограда, идущая вдоль шоссе, видимо, проходит по линии древней внутренней стены замка, отграничивавшей его собственно дворцовую часть. В северной половине, вероятно, жила дворцовая челядь, княжеские слуги и ремесленники.
Во времена князя Андрея Боголюбского замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси.

Лестничная башня

Сохранилась лестничная башня — свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 г. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж.

Тройное окно

Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом — это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, — отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед Богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.

Убиение князя Андрея. Фрески в лестничной башне княжеского замка

Место, где был убит св. князь Андрей находится с северной стороны Рождественского храма. Это была великокняжеская моленная комната; к ней примыкали сени, внизу которых и кончил жизнь свою вел. князь. Это – та самая моленная, из которой устроено окно в Рождественский храм и из которой князь слушал Божественную службу. Моленная эта была соединена с дворцом.

Длина этой комнаты «6 аршин и 10 ½ вершков, а ширина 5 аршин». Вся середина древнего свода пробита для входа на устроенную в последующие уже времена шатровую колокольню. Спуск вниз (из комнаты в сени) устроен вокруг каменного столба толщиной в диаметре «1 арш. и 4 вершка». Лестница состоит из 32 ступеней, выстланных белым камнем.

Эта лестница, «простирающаяся в ширину на 1 ½ арш.», освещалась четырьмя узкими, полукруглыми окнами, но они, кроме одного, что с восточной стороны, были заложены кирпичами. Внизу лестницы против входной двери находится углубление или ниша, простирающаяся и за восходный лестничный столб.

Сюда-то каждый благочестивый христианин и любитель родной старины должен заглянуть с благоговением. Здесь скрылся было от зложеев израненный князь Андрей: здесь он, пораженный копьями и мечами, произнес последние слова: «Господи! Въ руце Твои предаю духъ мой!» и скончался. Место это было огорожено железной решеткой. А на стене изображен лежащим израненный святой князь Андрей.

Под моленной комнатой находилась «довольно обширная, вышиной в 7 ½ арш. сквозная арка, сверху более чем до половины заделанная кирпичом.

Место убиения великого князя Андрея Боголюбского

Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» — опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец.

Белокаменный переход ко дворцу возвышался над белокаменной мостовой с проложенными меж ее плит белокаменными желобами для отвода осадков с дворцовой площади. Около башни был узкий арочный проем. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи.
Князь и его приближенные могли, не спускаясь вниз, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры еще не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора находилось симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае тревоги связывали дворец и крепость.
Здания не располагались в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма.
Восточный фасад смотрел в сторону речной пристани. Сюда был обращен алтарь собора, тройное окно лестничной башни и вход в нее. На главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и аркадами переходов. В центре приковывал внимание златоглавый собор с как бы сохранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную Киевскую Софию и явно имел цель этого сопоставления.

Палаты и сени (над которыми возведена колокольня) вел. князя Андрея Боголюбского

Великокняжеская горница и сени в Боголюбове

Над выходным или крылечным столбом, рядом с великокняжеской моленною, с северной стороны построена шатровая колокольня, на которой устроены часы, по преданию, голландским мастером, присланным для этого императором Петром I в 1701 году.

Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка — резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь.

Часовня над водосвятной чашей

Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII в. с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка.

Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 г. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.

18 июня, в день празднования Боголюбивой Божией Матери, совершалось торжественное освящение воды в этой чаше, в воспоминание того. Что в этот день в лучезарном сиянии явилась благоверному князю Андрею Богоматерь, завещавшая ему остановиться здесь и устроить храм во имя Ее Рождества с обителью. Вверху столбов на восточной стороне изображено событие явления Пречистой Богоматери святому благоверному князю Андрею, а на западной стороне текст, изъясняющий это событие.

Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна — Богородничный столп — окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери. Предположительно, что их было две и они служили опорами для сени церковного крыльца.
Каменный блок с ликами Богородицы в XII в. мог стоять не на высоком столпе, а на более низком постаменте, чтобы верующие могли к нему «прикладываться» (именно так изображен «Богородичный столп» на реконструкции). Это объясняет плохую сохранность ликов, вырезанных из высококачественного камня, способного эффективно противостоять «обычному» выветриванию. В XIX в. блок был заложен в ограду, и «прикладываться» к нему могли только с одной стороны, а поскольку плохо сохранились все четыре лика, значит, в течение нескольких предыдущих столетий к блоку «прикладывались» со всех сторон.

Богородичный столп в XII в. Реконструкция Г.К. Вагнера.

Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее в 1158 г. (явление Богоматери князю Андрею произошло 18-го июня 1155 года в день памяти св. мученика Леонтия). В 1804 г. она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

Благовещенская трапезная церковь

Великокняжеский замок в Боголюбове. Реконструкция

В районе ул. Северная исследованы остатки стеклоделательной мастерской и полуземляночное жилище 12-13 вв.

С кончиной князя в 1174 г. Боголюбов-город потерял свое политическое значение. Город и его окрестности тотчас же были разграблены и опустошены: «горожане же Боголюбскыи и дворяне разграбиша домъ княжъ и делатели, иже бяху пришли къ делу, злато и сребро и порты и новолокы, и именье, ему же не бъ числа; и много зла створися въ волости его, посадникъ его и тиуновъ домы пограбиша, а самехъ избиша». В 1177 г. Боголюбов не мало потерпел от нашествия Рязанского князя Глеба.
В 1238 г. Боголюбов был частично разрушен и разграблен татаро-монголами. Сведения о существовании Боголюбова, как города в 14-15 вв. отсутствуют.
Слои 16-17 вв. можно связывать с деятельностью существовавшего здесь монастыря и слобод при нем.
См. Свято-Боголюбский женский монастырь.

После уничтожения города вблизи монастыря, вероятно, продолжала существовать небольшая слободка, из которой к XVII в. выросло село Боголюбово, которое в 130 (1622) г. по жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета записано за Боголюбовым монастырем. В период смутного времени оно было разорено Литовцами вместе с Боголюбским монастырем. По переписным книгам 1645-46 и 47 гг. в Боголюбове считалось «крестьянъ съ ихъ детьми и родственниками 75 человекъ, да бобылей 26 человекъ. Пашни паханые добрые земли 192 четверти да перелогомъ 8 четвертей да лесомъ поросло 51 четверть сосминою въ поле, а вдву потому жъ, лесу рощи осиновой круглецъ две десятины да къ селу жъ Боголюбову сенныхъ покосовъ 600 копенъ».

Экспозиция «Город камен именем Боголюбый»

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

В ансамбле Боголюбова монастыря в Рождественском соборе в 2007 году открылась выставка «Город камен именем Боголюбый», посвященная белокаменной архитектуре Боголюбова.

Рождественский собор

Сохранившаяся часть лестничной башни

Модоров Н.Н. Триптих «Древний Боголюбов».

Древняя кладка ниже современного уровня пола.

«Князь Андрей уподобися царю Соломану».

Бюст Андрея Боголюбского

Настенная живопись храма выполнена в 1891 г. живописцем из с. Палех Львом Ивановичем Париловым в технике, близкой к древней фреске. Образцом для росписи боголюбовского храма послужил владимирский Успенский собор.
На западной стене написана композиция «Страшный суд»
На южной стене размещены сюжеты: Сретение Господне, Рождество Христово, Благоразумный разбойник, Райские врата, Шествие в рай;
на северной стене: Введение Богородицы во храм, Рождество Богородицы, Троица, Земля и море отдают мертвых;
на сводах: Вседержитель, Ангелы сворачивают небо, Лоно Авраамово, св. Андрей Боголюбский, Отечество, Богоматерь Боголюбская, евангелисты Лука, Матфей, Иоанн, Марк.

Читайте также:  Чем занимается капитальное строительство

Богоматерь Боголюбская. XII в. Копия.
Образ написан по заказу князя Андрея Боголюбского. Согласно преданию, Богоматерь явилась князю в ночном видении, молилась за него и повелела построить «на месте сем» город и обитель. На свитке – молитва Богоматери за Владимирскую землю.
Апостол Андрей Первозванный и святой князь Андрей Боголюбский. XVII в. Копия. Апостол Андрей Первозванный считался небесным покровителем князя Андрея Боголюбского.

«Четырехликая капитель». Современный вид.

Источник: lubovbezusl.ru

maximus101

Когда-то здесь, в Боголюбово, что рядом с Владимиром, стоял замок. Возможно это был первый белокаменный замок на Руси. Построен он был великим русским князем Андреем Боголюбским в середине 12 века. Эта цитадель централизованной княжеской власти контролировала водный путь по Клязьме и заодно ремесленный город Владимир — вторую важную столицу русского государства после Киева.
Сейчас здесь расположились грандиозные постройки Свято-Боголюбского монастыря, похожие на видение из далекого прошлого. Они словно эхо белокаменных стен Владимиро-Суздальской Руси.
Ушла далеко на юг река Клязма, исчез замок князя Андрея, но осталось эхо и остатки древнего величия. Вот их то мы сейчас и осмотрим.

От старого русла Клязьмы осталось небольшое озеро, которое создает иллюзию когда-то судоходной реки. Княжий город Боголюбово стоял на высоком берегу, также как сейчас город Владимир.

Этот город был подобен другим княжеским резиденциям — в Вышгороде, что под Киевом, и в Кидекше под Суздалем. Русские князья любили жить отдельно от ремесленного люда и боярских городских усадеб. Другой важной причиной создания подобных замков было желание контролировать водные пути. Недалеко от Боголюбово в Клязьму впадала река Нерль, на этом месте сейчас стоит храм Покрова на Нерли.

Крепость Андрея Боголюбского перекрывала сразу две водные артерии Владимиро-Суздальского княжества. По рекам осуществлялась тогда вся торговля, поэтому выбор этого места был совсем неслучаен — контролируя Клязьму можно было держать под присмотром Владимир, а по Нерли — боярский город Суздаль.

На реконструкции, что висит в местном музее, в церкви Рождества, Боголюбовский замок изображен преимущественно деревянным, что наверно не совсем оправданно. Крупнейший специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин, проводивший раскопки в Боголюбове, считал что замок князя Андрея был целиком белокаменным, да и летописец писал, что » град камен именем Боголюбый», кстати также называется экспозиция музея, расположенного в Рождественской церкви, но почему-то на реконструкции из этого музея, «град камен» не просматривается..

Воронин в 1954 г. обнаружил фундаменты каменных стен даже на западных валах Боголюбова, кстати эти валы сохранились до сих пор. Это подтверждает то, что город имел каменные стены по всему периметру, хотя в это конечно сложно поверить.
Руины белокаменных стен замка, найденные Н.Н. Ворониным. Стены были сложены из крупных блоков и видимо представляли собой величественное зрелище.

Западные валы хорошо сохранились, возможно когда-то здесь стояли белокаменные крепостные стены.

Вал к северу от шоссе Владимир — Нижний Новгород. Воронин считал, что здесь, на пересечении валов и шоссе стояла проездная башня Боголюбова. Здесь действительно вал прерывается, но проблема в том, что западный вал прерывается и несколько севернее, как можно увидеть на дальнейших фото.

На фото ниже, нечто похожее на промежуток между этими валами, возможно здесь были еще одни ворота? А может быть именно здесь был проход в крепость, а не на месте сегодняшнего шоссе? Иначе зачем столько прорех в крепостных валах? Можно конечно допустить, что эту яму вырыл сам Воронин, когда исследовал боголюбовские валы, но проблема в том, что эта прореха присутствует и на его же плане местности, значит она существовала здесь изначально.

Поздняя реконструкция из музея не отображает также северную линию укреплений города, на рисунке стена всего одна, хотя даже поверхностной осмотр валов говорит о том, что в Боголюбове северная сторона была защищена двумя линиями валов. Что само по себе интересно.

Обобщая, можно сказать, что княжеская резиденция в Боголюбове по мощности фортификации не уступала многим известным русским городам-крепостям того времени, типа Переславля или Дмитрова.
Князь Андрей серьезно подходил к вопросу упрочнения своей власти. И надо сказать, что не зря — Боголюбского считают первым русским самовласцем, а Ключевский считал его вообще первым русским (великороссом).
И выглядел он соответствующие, будучи сыном половецкой княжны, Андрей Боголюбский был тюрком как минимум наполовину — об этом свидетельствует реконструкция его облика, сделанная Герасимовым. О «дружбе народов» в его правление указывает и наличие большого числа иноплеменников в окружении. В Средние века понятия национальности практически не существовало, поэтому одна из его жен была булгаркой, а ближний дружинник-ключник Анбал — ясом/осетином, одним из доверенных лиц был кавказский еврей Ефрем Моизич. Эти люди и порешили князя в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. В убийстве Боголюбского присутствовали и местные — бояре Кучковичи, они видимо мстили за своего родственника, убитого отцом Андрея — Юрием Долгоруким.

А начиналось все очень хорошо. Князь Андрей упрочил свою власть на севере — в Суздальском княжестве. Все грандиозное строительство во Владимире и Боголюбове должно было демонстрировать могущество его земли. Для этого Боголюбский не жалел ни времени, ни сил.
Были приглашены мастера из Германии для строительства многочисленных соборов — Успенского во Владимире, Рождества в Боголюбове, Покрова на Нерли. Все эти храмы несут в себе ощутимую романскую стилистику.

Были созданы новые религиозные культы и праздники, например культ Богоматери Владимирской, заступницы Владимиро-Суздальской земли. Для этого из Киева была вывезена икона Богоматери, это действо сопровождалось специальными чудесами, которые создавались попами Микулой и Нестором из Вышгорода и владимирским попом Лазарем.

Икона у них «гуляла» по храму, якобы желая быстрее перебраться во Владимир. Именно эта группа приближенных к князю Андрею священнослужителей создала идеологическое обоснование постройки Боголюбовского замка. Скорее всего они же придумали новый христианский праздник — Покрова Богородицы. Праздник был установлен без разрешения киевского митрополита, по личной инициативе князя Андрея Боголюбского.
Примечательно, что возвеличивая своих божеств, князь Андрей карал чужих, в 1169 году, взяв штурмом Киев, он приказал громить и жечь все местные церкви. Суздальские войска вместе с дружественными половцами грабили город два дня, в том числе был разграблен и Софийский собор, был разграблен и сожжен Печерский монастырь. Видимо Боголюбский не без основания усматривал в чужих храмах угрозу собственной религиозной идеологии.

В Боголюбове из всех построек замка уцелел до наших дней только небольшой пролет стены дворца с лестничной башней, также арка, возможно это был главный вход во дворец. И частично сохранилась церковь Рождества, главный храм в крепости. Церковь была разрушена в 18 веке, когда игумен Боголюбовского монастыря приказал растесать в ней большие окна, так как ему было темно в храме — все и рухнуло, уцелела только северная стена и основание. В дальнейшем храм перестроили уже в барочном стиле.

Справа от храма небольшая беседка 17 века на месте похожей, но древней — это был киворий в тени которого стояла чаша со святой водой.

Романские окна и колончатые пояса изобличают в сооружении седую древность.

Именно в этой башне принял свою смерть Святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

Убийство Андрея Боголюбского. Древнерусская миниатюра.

Первое покушение на князя произошло в его спальне, в несуществующем сейчас здании дворца, но по какой-то причине заговорщики не довели свое дело до конца, и Боголюбский смог, будучи раненым,сползти по лестнице и затаиться внизу. Но что-то его выдало, и всевластца Руси добили уже окончательно, отрубив руку.
После покушения тело князя лежало в огородах несколько дней, а в это время жители города Боголюбова, всем миром, грабили его дворцы. А грабить там было что.

Четырехстолпный храм Рождества Богородицы когда-то весь блистал золотом, этот эффект создавали начищенные до блеска медные полы храма. Хронисты писали, что некоторые иноземцы переходили из своей веры в православие, увидев роскошества княжеского храма. Но, к сожалению, от былого великолепия мало что осталось.

Четырехликая капитель, возможно это завершение так называемого Богородичного столпа, стоявшего во дворе дворца. Столп был украшен ликами Богородицы и чем то напоминает языческие идолы, например похожий Збручский идол. Так как сейчас есть сомнения в подлинности и древности Збручского идола, можно предположить, что Богородичный столп из Боголюбова, или нечто похожее на него, мог быть прототипом для этой подделки.

Уровень пола древнего храма был на полтора метра ниже нынешнего.

Колоны старого собора были круглыми, что еще раз подтверждает европейское происхождение его зодчих.

Каменный саркофаг 12 века, найденный в Боголюбове.

Сейчас в храме присутствует копия знаменитой иконы Боголюбской Богоматери — той, что явилась князю Андрею, по мнению создателей ее культа во Владимире.

Нынешние фрески церкви появились здесь только в 18 веке.

Это наверно плитки от поздних полов храма.

Очень характерные «когтистые» цоколи фасада церкви Рождества.

Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва.

Сбоку лестничной башни видна заложенная дверь, когда-то это был в проход в жилые покои Боголюбовского дворца.

Замок в Боголюбово не надолго пережил своего владельца, уже в 1177 году его разграбил Глеб, князь рязанский. А затем крепость штурмом взяли монголы. Но больше всего замок пострадал от смещения центра власти в город Москву — цитадель князя Андрея стала никому не нужна, здесь поселились монахи и начали планомерно разрушать старые стены.

Огромный собор Боголюбской иконы Божьей Матери был построен в 1855-56 гг.

Я прогулялся вдоль южной стены Боголюбского монастыря в надежде найти какие-нибудь остатки стен древнего замка. К сожалению, после титанических трудов братии монастыря по разрушению крепости, вероятность найти хоть что-то равна почти нулю.

Раскопы Николая Воронина с белокаменными блоками из крепостных стен нынешние насельники монастыря забросали отбросами, сейчас на этом месте монастырская свалка. Но как не странно, мне все же повезло)
Я обратил внимание на странные, хорошо обработанные камни, из которых монахи сделали бордюр для дорожки.
Можно с большой степенью вероятности сказать, что эти камни — все, что осталось от дворца князя Андрея.

Четверть какого-то огромного круглого предмета.

Основание колоны

У нас осталось неисследованным еще одно, наверно самое знаменитое строение Андрея Боголюбского — церковь Покрова на Нерли.

Эта церковь находится в паре километров от замка князя Андрея и считается национальным символом России. И надо сказать, оправданно. И по замыслу княжеских зодчих это сооружение должно было символизировать Русскую землю, правда первоначально, символ этот не был таким утонченно-нежным, он скорее поражал своим величием.

Как и почти все храмы Боголюбского, церковь Покрова Богородицы прославляла, созданный им, новый культ Владимирской Божьей Матери. Это было торжественное сооружение, возведенное на пятиметровом искусственном кургане, обложенном снаружи белокаменными плитами.

В середине 20-ого века Воронин раскопал основание церкви и обнаружил каменный панцирь монументального сооружения.

Если можно было бы убрать землю этого кургана, храм выглядел бы высокой башней, так как под землю он уходил немногим меньше, чем его фасады возвышаются над поверхностью.

Когда-то храм Покрова на Нерли имел внешние галереи, обильно украшенные каменной резьбой.
Грифон, найденный при раскопках около церкви, он был частью убранства ее внешних галерей. Сейчас он находится в Историческом музее г. Владимира.

Реконструкция храма Покрова на Нерли по Н.Н. Воронину.

По замыслу древних зодчих торговые корабли, следующие во Владимирскую Русь по Нерли и Клязьме, должны были проплывать мимо этого величественного символа.

При постройке Покрова на Нерли, как и других храмов Андрея Боголюбского, кроме западных мастеров (их кстати послал князю сам Фридрих Барбаросса) были задействованы скорее всего и каменщики из Волжской Булгарии. Дело в том, что сама церковь возможно является памятником победоносному походу Андрея на булгар, во время которого князь обязал их данью — булгары должны были поставлять камень для его широкомасштабного строительства. Возможно, что вместе с камнем булгары поставляли и каменщиков, которых на Руси в 12 веке явно не хватало.

Резные изображения на фасаде храма. Основной сюжет здесь — Давид псалмопевец в окружении зверей. Ниже изображены три женские маски — это характерная особенность всех богородичных храмов Андрея Боголюбского. Волосы этих женщин заплетены в косы, что должно свидетельствовать о их девственности, так как это прическа девушек на Руси.

А это изображение на стене трактуется, как грифон, несущий лань. Хотя, лично мне кажется, что грифон делает с ланью нечто другое:)

Ну что, интересно, да?

Здесь же изображения инопланетян, без них тут никак нельзя.

Несмотря на усилия братии Боголюбовского монастыря по уничтожению всего наследия князя Андрея, храм Покрова на Нерли устоял. В 1784 году местный игумен хотел разобрать церковь, но подрядчик заломил ему слишком большую цену за разбор старого храма. Но в 1877 году другой игумен все же отыгрался, прежде, чем церковь взяли под охрану власти, он успел соскоблить, оставшиеся в барабане и куполе храма фрески. Теперь внутри церкви практически ничего нет.

Источник: maximus101.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...