Родился между 1120 и 1125 годом [1], второй или третий сын ростово-суздальского кн. Юрия Долгорукого от первого брака с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича.
Князь Андрей был одной из ключевых политических фигур на Руси в 1160-1170-х гг., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Мономаха), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев.
Деятельность князя до вокняжения во Владимире
О жизни князя Андрея до 1146 года ничего не известно кроме того, что он женился (после 1130 г.) на дочери богатого боярина Кучки, владельца берегов р. Москвы.
Отец Андрея, князь Юрий Долгорукий, живя в Суздальской земле, мечтал о столе киевском. Удобный случай предъявить свои права на старший русский стол представился Юрию в 1146 г., когда киевляне пригласили к себе в князья его племянника Изяслава Мстиславича. Между дядей и племянником началась упорная борьба, в которой приняли участие почти все русские области и почти все ветви княжеского дома, а также соседи Руси — половцы, угры и поляки. Два раза Юрий занимал Киев и был изгоняем, и только в 1155-м году, уже по смерти Изяслава (+ 1154), он овладел окончательно Киевом и умер киевским князем в 1157 г. В восьмилетней борьбе из-за Киева князь Андрей был деятельным помощником отцу и имел случай не раз выказать свою замечательную храбрость.
Андрей Боголюбский. Первый самовластец. (рус.) Исторические личности
Впервые Андрей Боголюбский является на историческую сцену в 1146 г., когда вместе с братом Ростиславом изгоняет союзника Изяслава, рязанского князя Ростислава, из его стольного города. В 1149 г., когда Юрий, победив Изяслава, овладел Киевом, князь Андрей получил от отца Вышгород (в семи верстах от Киева).
Князь Андрей сопровождал отца в походе в Волынскую землю — удел Изяслава. Здесь при осаде Луцка (1149), где засел брат Изяслава — Владимир, князь Андрей едва не погиб. Увлекшись преследованием неприятеля, сделавшего вылазку, князь отделился от своих и был окружен врагами. Конь его был ранен, со стен города, как дождь, метали в него камни, и один немец хотел уже пронзить его рогатиной. Но Андрей Боголюбский, вынув меч свой и призвав мученика Феодора, память которого праздновалась в тот день, стал отбиваться и спасением был обязан коню, который вынес своего господина из битвы и тут же пал (за это А. похоронил коня над р. Стырем).
Будучи храбрым, Андрей Боголюбский был в то же время «не величав на ратный чин, но похвалы ища от Бога». Осада Луцка заставила Изяслава просить мира, который он и получил при посредничестве князя Андрея.
В следующем 1150 г. Изяславу удалось овладеть Киевом благодаря расположению к нему киевлян. Изгнав Юрия из Киевской земли, Изяслав хотел то же сделать и с его сыновьями, начиная со старшего, Ростислава, сидевшего в Переяславле. Но к Ростиславу явился на помощь Андрей, и вдвоем они отстояли Переяславль. В том же году Юрий вторично захватил Киев при содействии галицкого князя Володимирка. Получив от отца Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу, Андрей Боголюбский сел в Пересопице, где мог оберегать границу со стороны Волыни.
Андрей Боголюбский — почему его считают первым самодержцем? // Is stories
Сюда прислал к нему Изяслав послов с такими словами: «Брат, введи меня в любовь к отцу. Мне отчины нет ни в Уграх, ни у Ляхов, но только в Русской земле. Проси для меня волости по Горынь». Но посредничество князя Андрея не помогло на этот раз, так как Юрий гневался на Изяслава. Тогда Изяслав призвал угров и при помощи их в третий раз сел в Киеве, где был принят жителями с радостью.
Юрий бежал в Городец-Остерский, туда же должен был удалиться и Андрей.
В следующем 1151 году Юрий возобновил войну, но безуспешно: битвы под Киевом и при р. Руте, где Андрей выказал такое же мужество, как под Луцком, кончились поражением Юрия. Юрий был стеснен в Переяславле Изяславом и принужден целовать крест, что отказывается от Киева и уйдет через месяц в Суздаль. Андрей сряду же отправился в любимую Суздальскую землю и уговаривал отца последовать его примеру: «нам здесь, батюшка, делать нечего, уйдем за тепло». Но Юрий сделал еще попытку засесть в Городке, был осажден вторично Изяславом и только тогда исполнил крестное целование.
В 1152 г. князь Андрей участвовал в походе Юрия на Чернигов, предпринятом в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами, при чем показал пример союзным князьям самим водить дружину на приступы. Чернигов не был взят только потому, что на выручку осажденных явился Изяслав Мстиславич. Когда в 1155 г., уже по смерти Изяслава (+ 1154) и прикрывавшего его родовым старшинством Вячеслава (старшего брата Юрия), Юрию удалось сделаться великим князем киевским, он посадил Андрея в Вышгороде. Но в Киевской земле Андрею, видимо, не нравилось, и он без воли отца ушел в Суздальскую землю, в которой и жил с тех пор постоянно.
Князь Андрей увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса и хранившийся в Вышгородском женском монастыре Богородичный образ, который под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского государства. Видимо, это снискало Андрею Боголюбскому популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир.
Великое княжение (1157 — 1174)
Начало правления Андрея Боголюбского сопровождалось политическими мерами, направленными на внутреннюю консолидацию княжества, следствием чего было происшедшее ок. 1161 г. столкновение владимирского князя с оппозицией со стороны ряда младших Юрьевичей. В результате трое младших братьев Андрея Боголюбского — Мстислав, Василько и Всеволод вместе с матерью последнего, второй женой Юрия Долгорукого (видимо, визант. происхождения), а также племянники князя Андрея, сыновья его покойного старшего брата Ростислава, вынуждены были искать убежище в Византии у имп. Мануила I Комнина. Князь изгнал также и «мужей передних» своего отца, что указывает на радикальность его преобразований.
Церковная политика
Примерно на то же время пришелся конфликт князя Андрея с Ростовским еп. Леон(т)ом, который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леона (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от византийской) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Вряд ли стоит усматривать здесь антивизантийские тенденции в политике князя Андрея (Н. Н. Воронин) — ведь спор о постах отнюдь не ограничивался Ростовской епархией, захватив также ряд др. церковных центров Руси, в т. ч. Киев.
Возможно, однако, что особую остроту борьбе князя против «леонтианской ереси» придавала сложившаяся к тому времени церковно-политическая ситуация. Несомненно, Леон сопротивлялся намерению князя Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей Боголюбский собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов, а также других русских иерархов, в частности еп. Кирилла Туровского, который, по свидетельству его проложного жития, «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа». Категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы князя Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору.
Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда Андрей Юрьевич счел нужным отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был жестоко казнен. Видимо, в качестве некоторой компенсации владимирскому князю вернувшийся на кафедру Леон был возведен митрополитом в сан титулярного архиепископа, судя по надписи на его недавно найденной булле (В. Л. Янин). Другим следствием попытки Андрея Юрьевича вывести свои владения из-под юрисдикции Киевских митрополитов явилась перемена в титуле последних, впервые фиксируемая на печати Константина II (+ 1169): «митрополит всея Руси» (греч.- τῆς πάσης ῾Ρωσίας) вместо прежнего «митрополит Руси».
Строительство храмов и монастырей и другая церковная деятельность
В тесной связи с планами князя Андрея по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества стояло интенсивное каменное строительство, которым отмечено первое десятилетие правления князя. В некоторых своих моментах оно ориентировалось на киевскую столичную модель, хотя участие в ней киевских мастеров не засвидетельствовано, тогда как достаточно отчетливо видны следы работы галицкой артели и черты западноевропейской романики, привнесенные, по выражению владимирского летописца, «от всех земель мастерами» (надо думать, эти влияния объясняются традиционными суздальско-галицкими политическими связями, восходящими ко времени Юрия Долгорукого).
Более чем втрое была расширена площадь Владимира внутри крепостных стен, украсившихся Серебряными и Золотыми воротами с надвратной церковью в честь Положения ризы Богоматери, во Владимире же были воздвигнуты Успенский собор (который мыслился князем Андреем как кафедральный храм будущей Владимирской митрополии), церковь и монастырь Вознесения близ Золотых ворот.
На месте, по преданию указанном князю Божией Матерью, была построена княжеская загородная резиденция с храмом Рождества Богоматери — Боголюбово. Согласно Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, на этом месте остановилась повозка с Владимирским образом, так что кони не могли сдвинуть ее. Явившаяся князю Андрею в сонном видении Пресвятая Дева повелела устроить здесь церковь в честь Своего Рождества, а Владимирскую икону не везти в Ростов, но оставить во Владимире. [2]. Для храма Рождества Богородицы в Боголюбове была написана Боголюбская икона Божией Матери, изображающая Пресвятую Деву с хартией в руках,- как Она, по преданию, явилась Андрею Юрьевичу. Простирая руки в молитвенном жесте к Своему Божественному Сыну, Пресвятая Дева предстательствует перед Ним за своих новых чад — христиан Владимиро-Суздальской земли.
Близ Боголюбова была сооружена церковь Покрова Пресв. Богородицы на Нерли (с монастырем), в Ростове построен кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (взамен сгоревшего деревянного) и многие другие.
Активное строительство и великолепная отделка построенных при князе Андрее христианских храмов наглядно свидетельствовали о превосходстве христианства над язычеством и немало способствовали христианскому просвещению Ростово-Суздальской земли. Князь часто водил иностранных послов (от «латин», «болгар, жидов и всее погани», т. е. язычников) на хоры Рождественской церкви, «да видять истиньное христьяньство и крестяться». Строительство церквей сопровождалось щедрыми пожалованиями со стороны князя на их украшение, богослужебное убранство и материальное обеспечение клира. Например, Успенскому собору во Владимире — «да много именья, и свободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый». Характер некоторых из пожалований свидетельствует о том, что Церковь, по мысли князя, должна была участвовать в хозяйственном освоении новых земель; так, г. Гороховец, данный в десятину владимирскому Успенскому собору, по всей вероятности, уже Андреем Юрьевичем Боголюбским, находился в то время на крайней восточной границе Владимиро-Суздальского княжества.
Вера князя Андрея в особое покровительство Пресвятой Богородицы Владимиро-Суздальской земле воплотилась не только в создании большого числа храмов, посвященных Божией Матери. В память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за княжеское войско в походе против волжских булгар в 1164 г. по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви.
Был создан ряд произведений (при возможном участии князя Андрея как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. В первых двух победа князя над волжскими булгарами-мусульманами ставится в один ряд с победами византийского императора Мануила I над арабами и турками-сельджуками как свидетельство того, что Андрею Боголюбскому было не чуждо понимание борьбы с булгарами как войны за веру. В Сказании о чудесах проведена идея о перемещении Владимирской иконы из Вышгорода во Владимир по воле Божией Матери, прославившей Свой образ на новом месте многими чудесами. Князь Андрей Юрьевич предстает в Сказании ревностным почитателем Богоматери, по молитвам которого к Владимирской иконе совершилось множество чудес: спасение тонущего во время переправы через р. Вазузу, спасение 12 владимирцев, придавленных «исторгшимися от стен» дубовыми створами Золотых ворот, и др.
Возможно, при содействии князя Андрея была составлена также первоначальная редакция жития новопрославленного святого Ростово-Суздальской земли — свт. Леонтия, еп. Ростовского, мощи которого (вместе с мощами его преемника свт.
Исаии) были обретены при закладке Успенского собора в Ростове в 1160-м или ближайшие последующие годы и вскоре торжественно перенесены в новоотстроенный собор при непосредственном участии Андрея Юрьевича. Житие свт. Леонтия вкладывает в уста князя характерные слова: «Хвалю и славлю Тя, Господи… яко сподобил мя еси сицего съкровища в области моего царьствия видети, уже ничем же охужден есмь», т. е. князь Андрей был огорчен и озабочен тем, что Ростово-Суздальская земля до той поры не была прославлена явлением собственных святых. Вряд ли основательно мнение, что некоторые из названных текстов написаны уже в московское время, в XV-XVI вв. (М. Плюханова).
В правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской Руси началось систематическое летописание, в котором участвовали клирики владимирского Успенского собора. Существует также предположение, что именно во Владимире при князе Андрее окончательно сложился тот текст церковного Устава св. Владимира, который лег в основу всех сохранившихся редакций (Я. Н. Щапов).
Борьба за укрепление Владимирского княжества
Князь Андрей желал дать первенство Ростовско-Суздальской области над всеми русскими землями; первенство же думал основать на подчинении своей власти Новгорода и Киева. Неизвестно, когда подчинились ему князья рязанские, но мы видим участие их во всех его походах. Андрей Боголюбский стал вмешиваться в дела новгородские, требуя, чтобы новгородцы принимали угодных ему князей.
Когда в 1160 г. в Новгороде сел враждебный Андрею Святослав Ростиславич, Андрей послал сказать новгородцам: «Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом». Эти грозные слова заставили новгородцев изгнать Святослава и принять в князья Андреева племянника Мстислава. В следующем 1161 г. Андрей помирился с отцом Святослава, Ростиславом, князем Киевским, и по уговору с ним посадил Святослава в Новгороде вопреки желанию новгородцев. Политика по отношению к Новгороду привела Андрея Боголюбского к столкновению с князьями Южной Руси.
Автократические устремления Андрея Боголюбского, поначалу ограничивавшиеся собственным княжеством, к концу 1160-х гг. вышли далеко за его пределы. Если в 1159-1167 гг., в период киевского княжения Ростислава Мстиславича Смоленского, старшего двоюродного брата князя Андрея, на Руси существовало регулировавшееся договором политическое равновесие между киевско-смоленско-волынской княжеской группировкой и владимиро-суздальским князем, то после смерти Ростислава со всей очевидностью обнаружился перевес сил князя Андрея. Захват Киева волынским кн. Мстиславом Изяславичем, опиравшимся на галицкую и польскую подмогу, привел к организованному Боголюбским походу на Киев 11 князей, среди которых были не только непосредственные «подручники» владимирского князя, но и сыновья покойного Ростислава Рюрик и Давид, сидевшие на Киевщине, Роман Ростиславич Смоленский, черниговские князья Олег и Игорь Святославичи, дорогобужский князь Владимир Андреевич. Как видно, Андрей Боголюбский оказался во главе обширной общерусской коалиции.
Результатом похода стало взятие и разграбление Киева в марте 1169 г., при котором пострадали также церкви и монастыри («и иконы поимаша, и книгы, и ризы», очевидно отчасти пошедшие и на церковное убранство владимирских храмов). Владимирский летописец характерным образом объяснял взятие Киева карой «за митрополичю неправду»: незадолго до того митр.
Константин II запретил в служении киево-печерского игум. Поликарпа, занявшего сторону князя Андрея в споре о постах. На киевском столе по приказу владимирского князя был посажен его младший брат Глеб Юрьевич. В обществе, политическое мышление которого основывалось на понятиях династического старшинства, это означало, что в глазах Андрея Боголюбского Владимир призван был стать «старше» Киева.
Аналогичный по размаху поход на Новгород зимой 1169/1170 г., вызванный конфликтом Новгорода с князем Андреем в Подвинье, где новгородская колонизация сталкивалась с владимиро-суздальской, закончился поражением владимиро-суздальского войска. (Новгород был спасен чудесным заступлением Пресвятой Богородицы через ее икону «Знамение»; это событие отражено в иконографическом сюжете новгородского происхождения — «Битва новгородцев с суздальцами»).
Тем не менее новгородцы вынуждены были зимой 1171/72 г. признать верховную власть князя Андрея, перекрывшего жизненно важный для города подвоз хлеба с юга, и в 1172 г. принять к себе князем его сына Юрия. Чуть раньше, в 1171 г., «старейшинство» владимирского князя признали и Ростиславичи, после чего с разрешения Андрея Боголюбского Роман Ростиславич получил Киев (по смерти Глеба Юрьевича).
Кризис власти
Территориально Владимиро-Суздальская земля приобрела при князе Андрее заметные приращения на востоке за счет сферы влияния Волжской Булгарии (основание Городца-Радилова), а также на севере, в Заволочье (Подвинье).
Вместе с тем в 1170-х гг. в типичной для князя Андрея политике военного давления и массовых походов очевидны признаки кризиса. Поход против волжских булгар в 1172 г. не нашел поддержки знати и союзных муромо-рязанских князей.
По-видимому, корни кризиса следует искать в социальной сфере. Подчеркнуто автократическое правление Андрея Боголюбского, сопровождавшееся чрезвычайными мерами военного и, очевидно, фискального свойства, привело к расстройству отношений между князем и знатью, причем не только старым ростово-суздальским боярством, но и новым, владимирским, в котором справедливо видят целенаправленно создававшийся князем Андреем в противовес родовому боярству класс служилой знати.
Добрые отношения Ростиславичей и князя Андрея вскоре нарушились. Андрею Юрьевичу дали знать, что брат его Глеб умер не своею смертью, и указали убийц в лице некоторых киевских бояр. Андрей потребовал выдачи их от Ростиславичей. Последние сочли донос неосновательным и не послушались.
Тогда князь Андрей послал сказать Роману: «Неходишь в моей воле с братьями своими: так ступай вон из Киева, Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите». Роман повиновался, но трое других братьев (Рюрик, Давид и Мстислав) обиделись и послали сказать Андрею: «Брат! мы назвали тебя отцем себе, крест тебе целовали, и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего Романа ты вывел из Киева и нам путь кажет из Русской земли без нашей вины; так пусть рассудит нас Бог и сила крестная».
Не получив никакого ответа, Ростиславичи решили действовать силой, захватили Киев, изгнав оттуда Андреева брата, Всеволода, посадили там своего брата Рюрика. Другой брат Андрея, Михаил, стесненный в Торческе Ростиславичами, согласился быть заодно с ними, за что те обещали добыть ему к Торческу Переяславль.
Узнав об этих событиях, Андрей Боголюбский разгневался и, призвав своего мечника Михна, сказал ему: «Поезжай к Ростиславичам и скажи им: не ходите в моей воле — так ступайте ты, Рюрик, в Смоленск к брату, в свою отчину; Давиду скажи: ты ступай в Берлад, в Русской земле не велю тебе быть; а Мстиславу молви: ты всему зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле». Мстислав, который смолоду не привык бояться никого, кроме Бога, за такие речи велел остричь Андрееву послу бороду и голову и отпустил с такими словами: «скажи от нас своему князю: мы до сих пор почитали тебя как отца; но если ты прислал к нам с такими речами, не как к князю, но как к подручнику, то делай, что задумал, а Бог нас рассудит».
Князь Андрей изменился в лице, услышав ответ Мстислава, и немедленно собрал большое войско (до 50 тысяч), которое состояло кроме жителей Суздальского княжения также из муромцев, рязанцев и новгородцев. Он велел Рюрика и Давида выгнать из их отчины, а Мстислава живым привести к себе. «Умен был князь Андрей, — замечает по этому случаю летописец, — во всех делах доблестен, но погубил смысл свой невоздержанием и, раскалившись гневом, сказал такие дерзкия слова». На пути к войску Андрея присоединились смольняне (хотя и поневоле) и князья черниговские, полоцкие, туровские, пинские и городенские. Успех похода не оправдал ожиданий: после неудачной осады Вышгорода, обороняемого Мстиславом, это огромное войско обратилось в бегство.
Влияние князя Андрея на юг казалось потерянным. Но смуты из-за Киева, начавшиеся среди южных князей, заставили Ростиславичей менее чем через год опять вступить в переговоры с Андреем и просить у него Киева для Романа. Завершить переговоры Андрею Боголюбскому помешала смерть.
Заговор и убийство князя Андрея
В 1174 г. князь пал жертвой заговора, главную роль в котором играл приближенный к нему боярский род Кучковичей (позднее предание о том, будто из этого рода происходила жена князя Андрея, не заслуживает доверия): князь был убит ночью 29 или 30 июня [3] в своем Боголюбовском дворце. Подробный рассказ об этом («О убьении Андрееве»), записанный очевидцем или со слов очевидцев, сохранился в пространной редакции в Киевской летописи, в краткой — во Владимирской. Точность этого рассказа подтвердило обследование останков святого в 1934 г.
Среди приближенных князя, недовольных его строгостью, составился заговор, во главе которого стали: Яким Кучков, шурин Андрея по первой жене (мстивший князю за казнь брата), Петр, зять Якима, и Анбал ключник, родом ясин (с Кавказа). Заговорщики в числе 20 человек пришли к спальне князя и выломали дверь. Князь хотел схватиться за меч, который принадлежал некогда св.
Борису, но меча не было: Анбал заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь был еще очень силен и безоружный оказал убийцам значительное сопротивление. «Горе вам нечестивые! сказал Андрей, зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отомстит вам за мой хлеб». Наконец князь пал под ударами.
Заговорщики думали, что князь убит, взяли тело своего сотоварища, нечаянно убитого ими в схватке, и хотели удалиться, но услышали стон князя, который поднялся на ноги и пошел под сени. Они воротились и добили князя, прислонившегося к лествичному столпу.
Утром заговорщики убили княжеского любимца Прокопия и пограбили казну. Они опасались было мщения со стороны владимирцев и послали им сказать: «Не собираетесь ли вы на нас? не одною нашею думою убит князь, есть и между вами наши сообщники». Но владимирцы встретили равнодушно совершившийся факт. За убийством князя и грабежом его дворца последовали убийства княжеских посадников и тиунов и грабеж домов их; пограбили также и иностранных мастеров храма. Грабежи и убийства княжеской администрации происходили в самом Владимире и по всей земле («в волости») и прекратились лишь после крестного хода с Владимирской иконой Богоматери.
В первый день после убийства князя киевлянин Кузьма, преданный слуга покойного, взял обнаженное тело своего господина, лежавшее в огороде, завернул в корзно (плащ) и ковер и хотел внести в церковь. Но пьяные слуги не хотели отпереть церкви, и пришлось положить тело на паперти.
Два дня тело лежало на паперти, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений, внес тело в церковь и отслужил панихиду. На шестой день, когда волнение улеглось, владимирцы послали за телом князя в Боголюбов [4]. Увидав княжеский стяг, который несли перед гробом, народ заплакал, припомнив, что за убитым князем было много добрых дел. Тело князя было перенесено во владимирский Успенский собор, где и совершилось погребение.
Рассказ о гибели князя живо отражает всю остроту общественного недовольства, царившего в конце правления князя и сфокусированного на личности князя, некогда пользовавшегося общей любовью.
Неудача слишком самовластной, по понятиям того времени, политики князя Андрея Боголюбского была очевидна, и она не нашла себе продолжателей, так же как и род князя. Единственный из его сыновей, переживший отца, — Юрий был вынужден по вокняжении во Владимире Всеволода Юрьевича бежать к половцам, в 1184 г. был приглашен в Грузию, где стал мужем царицы Тамары и после 1188/89 г. безуспешно боролся за грузинский престол.
Почитание и прославление
При всем том рассказ о гибели Андрея Боголюбского прославляет князя как храмоздателя, второго царя Соломона (перекличка с похвалой Ярославу Владимировичу Мудрому в ПВЛ), щедрого жертвователя в пользу Церкви, нищелюбца, ревностного распространителя Христианства. Высоко оценивается личное благочестие князя, любившего молиться в церкви по ночам: «Покаянье Давидово приимая, плачася о гресех своих». Составитель рассказа пишет о князе как об «угоднике» Божием, «страстотерпце», который «кровью мученичьскою умывся прегрешений своих со братома своима с Романом и с Давыдом» (т. е. со святыми Борисом и Глебом). Автор призывает погибшего князя молиться «о племени своем… и о земли Руськои». По-видимому, летопись отразила существование местного почитания Андрея Боголюбского во Владимире при жизни князя и после его смерти.
О существовании почитания свидетельствуют также слова Лаврентиевской летописи о ростовском кн. св. Василии (Васильке Константиновиче), убиенном от татар в 1238 г., которого «причте Бог смерти Андрееве кровью мученичьскою». Особо чтил князя Андрея царь Иоанн Грозный.
В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по князю Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 ноября). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно которой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского — непосредственного предшественника Московского царства.
В святцах память Андрея Боголюбского прослеживается с XVII в. Под 3 августа «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг.; в Кайдаловских святцах конца того же столетия память Боголюбского князя значится под 2 октября по случаю основания им Покровского монастыря близ Боголюбова [5]. Имя Андрея Боголюбского внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.).
Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе |
Мощи святого были обретены 15 октября 1702 г. и положены в раке в Успенском соборе с северной стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля).
В начале XVIII в. было составлено житие, хранившееся во владимирском Успенском соборе. В 1768 г. при освящении собора после ремонта северный придел, который до того был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, переосвятили в честь св. Андрея Боголюбского; над ракой святого была устроена сень, а сама рака, так же как и стена возле нее, украшена посвященными князю Андрею стихами императрицы Екатерины II.
В советское время мощи прав. Андрея Боголюбского трижды подвергались вскрытию: в 1919, 1934 (святые мощи были взяты в Ленинград для исследования, подтвердившего, что это останки князя Андрея) и 1941 гг. (взяты в Москву в мастерскую М. М. Герасимова, сделавшего попытку воссоздать облик князя). В 1987 г. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник передал святые мощи князя Владимирской епархии, они покоятся на прежнем месте, в раке у сев. стены Успенского собора.
В 1982 г. имя Андрея Боголюбского было внесено в Собор Владимирских святых, установленный по инициативе архиеп. Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева).
Гимнография
Служба прав. Андрею Боголюбскому — бденная (см. Знаки праздников месяцеслова), с малой вечерней, литией и 2 канонами. Князь прославляется как мученик и страстотерпец, храмоздатель, почитатель Св. Троицы и особенно Пресв. Богородицы.
Особо выделена тема благочестивого родословия князя и его духовного родства со святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом [6]. Почитание Андрея Боголюбского отразилось также в Службе Боголюбской иконе Пресв. Богородицы, составленной в 20-х гг. XX в. митр. Сергием (Страгородским) [7].
Среди текстов службы Собора Владимирских святых 23 июня святой упомянут в третьей стихире на Господи воззвах, а также в первом тропаре и богородичне третьей песни канона утрени [8].
Иконография
Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский. Икона работы О.С. Чирикова. Нач. XX в. (ГЭ) |
На миниатюре Радзивиловской летописи [9] представлено убиение князя Андрея. Одним из ранних портретных изображений святого князя, очевидно, являлась фреска 1564-1565 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля; она воспроизведена в росписи 1652-1666 гг.: образ князя на северной грани юго-восточного столпа открывает исторический ряд портретов вел. князей владимирских. Князь Андрей представлен с нимбом, в рост, фронтально, с поднятыми в молении руками, в темно-зеленом платье, украшенном орнаментом, поверх которого надета красная ферезея, на голове отороченная мехом шапка, борода кудрявая, заостренная книзу, волосы темно-русые. Образ относится к традиционному парадному типу портретов правителей.
В «Степенной книге» при описании внешности Андрея Боголюбского отмечено, что он был красив лицом, с волосами черными и кудрявыми, с «высоким челом, с очами светлыми и большими». На фреске 1644-1645 гг. церкви Ризоположения Московского Кремля, на северной грани юго-западного столпа, св. Андрей изображен со свитком в руке, без шапки, в синем платье с лором и оплечьем и в красной шубе. Облик князя соответствует описаниям в иконописных подлинниках: «Аки князь Михаил Черниговский, шуба киноварь, испод лазорь», XVIII в. [10]; «аки князь Борис, надсед, брада Богословля» [11].
В Летописном лицевом своде (ок. 1568) приведен цикл иллюстраций к житию кн. Андрея, однако в миниатюрах отсутствуют устойчивые иконографические черты, отличающие его от других князей [12].
Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII — нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона св. князя Андрея в коленопреклоненном молении Христу.
В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери) с фигурой молящегося Богородице князя Андрея — одного (как на иконе кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем.
На иконе, созданной в кон. XIX — нач. XX в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), князь представлен в древнерусском одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс — вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение Андрея Боголюбского в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге, 1894-1907 гг.
Литература
- ПСРЛ. Л., 1927-19282. Т. 1; СПб., 19082. Т. 2;
- НПЛ (по указ.); Послание патр. Луки Хрисоверга Андрею Юрьевичу Боголюбскому // ПДРКП. Стб. 63-76;
- [Отрывок из жития А. Ю. Б.] // Доброхотов В. Древний город Боголюбов. М., 1852. Приложение. С. 87-89;
- Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского // Археол. изв. и заметки. 1895. № 2/3. С. 37-49 [изд. Слова о празднике 1 авг.];
- Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240-248;
- Кучкин В. А., Сумникова Т. А. Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 501-509;
- Погодин М. П. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850;
- Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-историческое описание владимирских древностей. Владимир, 1857. С. 80-81;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 59, 134;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 195-196;
- Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 96-158;
- Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 142-147;
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 128-375;
- он же. Андрей Боголюбский и Лука Хрисоверг // ВВ. 1962. Т. 21. С. 29-50;
- он же. Сказание о победе над болгарами в 1164 г. // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 88-92;
- он же. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины ХII в. // ВВ. 1963. Т. 23. С. 23-46;
- он же. Из истории русско-византийской церковной борьбы в XII веке // ВВ. 1965. Т. 26. С. 190-218;
- он же. Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского»? // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976. С. 26-43;
- Рохлин Д. Г. Болезни древних людей. М.; Л., 1965. С. 261-269;
- Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси: XII век, Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 5-203;
- Насонов А. Н. История русского летописания: XI — начала XVIII века: Очерки и исследования. М., 1969. С. 112-167;
- Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972. С. 79-130;
- Щапов Я. Н. Княжеские уставы и Церковь в Древней Руси XI-XII вв. М., 1973. С. 127-133;
- Vodoff W. Un «partie théocratique» dans la Russie du XIIe siècle? Remarques sur la politique ecclésiastique d’André de Bogoljubovo // Cah. de civilisation médiévale. 1974. T. 17/3. P. 193-215;
- Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980; Wörn D. Armillae aus dem Umkreis Friedrich Barbarossas — Naplečniki Andrej Bogoljubskijs // JGO. N. F. 1980. Jg. 28. S. 391-397;
- Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-XIV вв. М., 1984. С. 86-93;
- Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987. С. 38-98;
- Колесов В. В. Повесть о убиении Андрея Боголюбского // СККДР. Вып. 1. С. 365-367 [Библиогр.];
- Филипповский Г. Ю. Андрей Юрьевич Боголюбский // Там же. С. 37-39 [Библиогр.];
- он же. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа // Там же. С. 411-412 [Библиогр.];
- Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1. С. 318-326;
- Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Vladimir» // Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 157-183;
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 2 // он же. Соч. М., 1988. Кн. 1;
- Pelenski J. The Contest for the «Kievan Succession» (1155-1175): The Religious-Ecclesiastical Dimension // HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. Р. 761-780;
- Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1992;
- Янин В. Л. Моливдовул ростовского архиепископа Леонтия // ВИД. 1994. Вып. 25. С. 5-18;
- Георгиевский В. Св. блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский: Его неоценимые заслуги для Русского государства и Православной Церкви. М., 1999п;
- Аксенова А. И. Загробная одиссея князя // Живая история: (Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). М., 2000. С. 172-175.
- Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе. Владимир, 1903;
- Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Эрмитажа // Культура и искусство России XIX в. Л., 1985;
- Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Древней Руси. М., 1998. Т. 2. С. 50.
Использованные материалы
- А. В. Назаренко, Т. Е. Самойлова. Андрей Юрьевич Боголюбский. Православная энциклопедия, т. 2, с. 393-398
- http://www.pravenc.ru/text/115338.html
[1] Так по Православной энциклопедии. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, князь Андрей убит на 63 или 65 г. возраста, следовательно, родился около 1110 г.
[2] Данного эпизода нет в первоначальной редакции Сказания XII в., но его достаточная древность удостоверяется упоминанием о нем в статье первой пол. XV в. «А се князи рустии», дополняющей Комиссионный список НПЛ
[3] По Брокгаузу — 28 июня.
[4] Согласно Православной Энциклопедии, его тело 2 дня лежало брошенным сначала на огородах, а затем в притворе Рождественской церкви без отпевания.
[5] Сергий (Спасский). С. 195-196
[6] Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 262-280
[7] Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 54-71
[8] Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 240, 247, 248
[9] БАН. 34.5.30. Л. 214об.; кон. XV в.
[10] Большаков. С. 123
[11] ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 178об., 1830-е гг.
[12] РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 184-208, 2-я пол. XVI в.; РНБ.
Голицынский том. F IV. 225. Л. CIС об., 2-я пол. XVI в.
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
Андрей Боголюбский – первый русский царь
Содержание
I. Введение
Андрей Боголюбский (1111–1174 гг.) – один из самых уникальных правителей Древней Руси:
• Сын Юрия Долгорукого – основателя Москвы и половецкой княжны, дочери хана Аепы Осекевича.
• Объединил под своей властью русские земли, основав в XII веке Владимиро-Суздальское княжество, давшее в XIV веке начало Московской Руси, которая в XVIII веке стала империей, а в XX веке – Советским Союзом.
• В 1155 году привез во Владимир икону Вышгородской Божьей Матери, получившую в последствии название Владимирской и ставшей палладиумом России.
• Родоначальник русского белокаменного зодчества, архитектурные памятники которого до сих пор восхищают мировое сообщество и включены в список UNESCO.
• Боголюбово – любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбово.
• В 1169 году разгромил Киев, где был ранее отравлен его отец и перенес столицу Русской земли во Владимир, тем самым закончив век Киевской Руси, основанной Вещим Олегом в IX веке.
• По инициативе князя были учреждены новые для Руси праздники – Спаса (14 августа, Медовый Спас) и Покрова пресвятой Богородицы (14 октября).
• В его правление Великий Устюг стал северо-восточным форпостом Владимиро-Суздальское княжества, боровшегося за северные земли с Великим Новгородом.
• Убит в 1174 году группой заговорщиков, похоронен в Успенском соборе во Владимире.
• Канонизирован Русской Православной церковью в XVIII веке.
II. Жизнеописание
Андрей Боголюбский, реконструкция М. М. Герасимова |
Андрей Боголюбский (1111–1174) – сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны, внук Владимира Мономаха, дедом которого, в свою очередь, был Ярослав Мудрый – сын киевского князя Владимира – Крестителя Руси, известного в русском фольклоре как Красное Солнышко.
Об Андрее Боголюбском можно смело сказать, что он был выдающимся и мудрым государственным деятелем. Как воина и полководца, его всегда отличали храбрость и мужество, он оставил глубокий след в Русской истории. За успешное объединение русских земель под своей властью, его беспощадную борьбу против феодальной раздробленности государства на удельные княжества, его называют первым, но не венчанным на царство, царем Руси. Впервые в истории Руси обычай венчаться на царство официально ввел Иван Грозный в 1547 году.
Андрей принимал активное участие в боевых походах своего отца Юрия Долгорукого – основателя Москвы, ровесником которой является Великий Устюг (1147). Видя начало распада русской земли на самостоятельные княжества и жестокие междоусобные войны, в 1155 году Андрей уходит из Киева (Вышгорода) в любимые им Суздальские земли. Андрей отдавал все свои силы их укреплению.
В 1169 году он разгромил Киев и перенес столицу Русского государства во Владимир. Владимир становится политическим центром Руси, а Андрей Боголюбский – первым русским великим князем. Отдавая дань Владимиру, как первой русской столице, в нем неоднократно бывали позднее многие русские самодержцы, включая Ивана Грозного и Петра I.
P. S. В XVI веке, в период правления Ивана Грозного Владимирский Рождественский монастырь, бывший главной духовной обителью страны уступает это место Троице-Сергееву монастырю (г. Сергиев Посад). В 1724 году по приказу Петра I из Владимирского Рождественского монастыря в основанную им новую столицу – Санкт-Петербург переносятся в Александро-Невскую Лавру мощи князя Александра Невского, разгромившего в 1240 году в устье реки Ижора (при впадении в Неву) шведов (за что получил титул «Невский») и ставший небесным покровителем города на Неве.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (икона) |
В период правления Андрея Боголюбского растет значение Северо-Восточной Руси, укрепляется могущество Владимиро-Суздальского княжества, оно становится сильнейшим на Руси. Для дальнейшего возвышения новой столицы князь Андрей решил иметь самостоятельного епископа и даже Митрополита. Из Ростова сюда переносится кафедра епископа. Это вызвало сильное возмущение Ростовской знати и духовенства. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами, усиление и расширение Владимира, политика объединения раздробленных русских земель – все эти действия Андрея Боголюбского породили против него боярский заговор, в котором (согласно Жития) участвовали также его собственная жена и ее родные братья.
В июне 1174 года заговорщики предательски проникли в покои Андрея и убили его. Позже, после народного бунта, Андрея захоронили в каменной гробнице построенного им во Владимире Успенского собора. Позднее он был канонизирован Русской Православной Церковью.
Один из сыновей Андрея Боголюбского – князь Юрий (Георгий в крещении) был женат на грузинской царице Тамаре.
III. Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская Икона Божьей Матери (Третьяковская галерея) |
Андрей Боголюбский напрямую связан с Владимирской иконой Божьей Матери, в честь встречи которой в Москве построен Сретенский монастырь. По преданию, образ Владимирской иконы Божьей Матери написан Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезничали сам Иисус Христос со своей матерью Марией и отцом Иосифом.
В V веке из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII веке, во времена правления Юрия Долгорукого, Константинопольский патриарх Хрисоверг посылает ее в дар на Русь. Икона была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода (10 км. от Киева), отданного Юрием Долгоруким своему сыну Андрею Боголюбскому в удельное правление в 1155 году, после окончательно утверждения в Киеве. В истории Вышгород известен тем, что ранее являлся удельным городом великой княгини Ольги – бабушки Владимира Крестителя Руси, принявшей христианство в Константинополе.
Успенский собор во Владимире |
Устав от бесполезных междоусобных войн, Андрей Боголюбский в 1155 году покидает Вышгород и направляется в так любимую им Суздальскую землю. Он берет с собою данную икону и во Владимире – своей новой столице, помещает ее в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе, поражавшем всех богатством и благолепием. С того времени икона получила именование Владимирской.
Во время переноса этой иконы из Вышгорода во Владимир, Андрею Боголюбскому было явление Божьей Матери. Вскоре город Владимир (владеющий миром) стал столицей Северо-Восточной Руси, а затем и всей Русской земли. Так скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
В 1395 году икону впервые принесли в Москву, что, по преданию, спасло столицу от разорения Самаркандским правителем Тимуром. Также, считается, что молитвами Владимирской иконе в 1430 году был остановлен хан Золотой Орды Ахматс его огромными полчищами, двигавшийся на Русь (знаменитое стояние на Угре). Русским войсками командовал великий князь Иван III (1462-1505) – дед Ивана Грозного, муж Софьи Палеолог – племянницы последнего императора Византии Константина. Через нее из Византии пришли на Русь двуглавый орел и другие атрибуты византийских императоров. Как женщина и тонкий политик, своим умом и опытом она оказала огромное влияние на централизацию русских земель, продолженную после Андрея Боголюбского, хоть и с перерывом в более чем 300 лет, Иваном III, а далее его сыном Василием III и внуком Иваном Грозным.
IV. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская икона Божьей матери |
Боголюбская икона Божьей Матери, написанная в XII в. по заказу Андрея Боголюбского – одна из древнейших чудотворных икон в России. История ее появления напрямую связана с ним и Владимирской иконой Божьей Матери.
Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому |
По преданию, в 1155 году Андрей Боголюбский уезжает из Вышгорода (Киева) в Суздальские земли и берет с собою тамошнюю святыню – чудотворную икону Божьей Матери, ставшей впоследствии Владимирской. Легенда гласит, что в невдалеке от Владимира, на берегу Нерли лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Князь расположился здесь на ночлег. И ему приснился сон, в котором Богородица указала Андрею на Владимир как на новый центр Руси, повелев установить перевозимую Вышгородскую икону в нем, а на месте ночлега советовала поставить церковь.
На месте явления Божьей Матери, князь Андрей построил церковь Рождества Богородицы и создал свою резиденцию, названную Боголюбовом – место Богом любимое (ныне пос. Боголюбово). Здесь же вырос Боголюбовский монастырь – один из самых древних монастырей на территории России. Главной святыней монастыря была Боголюбская икона Богоматери, та самая, которую заказал князь Андрей Боголюбский после чудесного знамения у берегов Нерли, как она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Иисусу Христу.
Церковь Рождества Богородицы (справа) |
Боголюбовский монастырь |
V. Кучково поле
Боголюбский монастырь: Башня бывшего дворца с покоями Андрея Боголюбского (слева), в которой в 1174 был убит Андрей Боголюбский. Церковь Рождества Богородицы (справа), построенная князем на месте явления ему Божьей матери. |
Кучково поле – местность на севере центральной части Москвы, между современными Лубянской площадью и Сретенскими воротами (по другой версии, между Сретенскими воротами и Чистыми прудами). Название известно с XIV в., связано с именем полулегендарного богатого боярина С. И. Кучки, владевшего в середине XII в. землями на территории будущей Москвы. В 1397 на Кучковом поле построен Сретенский монастырь. В XII—XV вв. через Кучково поле проходила дорога на Владимир (позднее улица Большая Лубянка). Название «Кучково поле» исчезает в XVI—XVII вв.
Боярин Кучка и поле, названное по его имени, связан с Юрием Долгоруким и его сыном Андреем Боголюбским. По некоторым источникам, боярин Кучка был насильно лишен своих владений основателем Москвы Юрием Долгоруким, а его сыновья за свои проступки, подверглись преследованию Андреем Боголюбским. По одной из версий, женой Андрея Боголюбского была дочь боярина Кучки Ульяна, которая вместе со своими братьями – сыновьями Кучки входила в группу заговорщиков (хотя сегодня появляются и другие версии).
В летную ночь 1174 года заговорщики численностью порядка двадцати человек, пробралась к дворцу Андрея в Боголюбово, перебили малочисленную охрану и вломились в спальню безоружного князя. Меч, висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь подкупленным слугою. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся.
Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку – копьем был пробит сбоку лоб Андрея, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь, израненный и окровавленный под ударами убийц, наконец, упал, они бросились вон из его покоев, захватив убитого сообщника.
Но Боголюбский был еще жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать охрану, но его стоны были услышаны убийцами и в ужасе они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в спальню и не нашли там князя. В страхе они зажгли свечи и по кровавому следу нашли и добили обессилившего князя.
Позже Андрей Боголюбский был причислен Русского Православной Церковью к лику святых.
VI. Зодчество
Во время правления Андрея Боголюбского по-настоящему широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. На месте древней деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы в 1158 году началось строительство белокаменного Успенского собора. По замыслу князя он возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный Храм всей Руси.
За время своего правления с 1157 по 1174 гг., Андрей Боголюбский построил много монастырей и храмов, в частности во Владимире он построил Успенский собор (1158–1160 гг.), Золотые Врата (1158–1164 гг.), загородный дворец в Боголюбове (1158–1165 гг.), удивительную по красоте церковь Покрова на Нерли (1165 г.).
Успенский собор (1158–1160 гг.)
В 1158 году Андрей Боголюбский делает своей столицей город Владимир, в этом же году на высокой горе над рекой Клязьмой он начинает строить Успенский собор – главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной или «Залесской» Руси. Собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор Владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии. Успенский собор построен, вероятно, артелью европейских мастеров романской архитектуры, присланной императором Фридрихом Барбароссой. По летописному сообщению, «Бог привел мастеров со всех земель».
Андрей Боголюбский, как и Владимир Красное Солнышко, считающийся основателем города Владимира, выделил Успенскому собору крупные земельные владения и десятую часть своих доходов. Слева от царских врат собора была помещена икона Владимирской Богоматери, вывезенная князем Андреем из Вышгорода. Сегодня икона хранится в Третьяковской галлерее, в храме Николы в Толмачах.
Архитектура Владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Во Владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, младший брат – великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо и другие сподвижники Северо-Восточной Руси.
Зимой 1383 года во Владимирском Успенском соборе, по воле великого князя Дмитрия Донского, митрополитом Пименом был рукоположен в епископский сан Стефан Пермский – величайший просветитель, миссионер и государственный деятель Древней Руси, близкий друг Сергия Радонежского.
Золотые Врата (1158–1164 гг.)
Это редчайший памятник русской военно-оборонительной архитектуры времен правления Андрея Боголюбского. Они построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города и явились главными, каменными воротами его деревянных укреплений. По красоте и величию они превосходили Киевские Золотые Врата. Они были парадным въездом в город и мощным оборонительным сооружением.
Но возведение Золотых ворот имело еще и другой, особый смысл – это символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде (Константинополе, сейчас – Стамбул), в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах, и центрах политической и военной власти своего времени.
Золотые Врата в Иерусалиме знамениты тем, что в них входил перед Пасхой Иисус. По пророчеству, в эти Золотые Врата Иисус войдет перед концом света.
Золотые Врата в Иерусалиме | Золотые Врата в Стамбуле | Золотые Врата в Киеве |
Покрова на Нерли (1165 г.)
Храм Покрова на Нерли – это настоящий шедевр мировой архитектуры. Правы те, кто говорят, что увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в его жизни не было счастливых минут…
Место для постройки было указано Андреем Боголюбским. Храм является монументом памяти о победоносном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из Булгарии. Одновременно он стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским и ставшим одним из самых любимых на Руси.
VII. Сретенский монастырь и Тимур
Сретенский монастырь напрямую связан с принесенной на Русь Андреем Боголюбским иконой Божьей Матери, получившей название Владимирской. Он был основан в 1397 году Великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского на Кучковом поле, на месте встречи (сретения) в 1395 москвичами иконы Владимирской Богоматери, перенесённой из Владимира в Москву в ожидании нашествия Тимура.
Собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери Сретенского монастыря |
P. S. Куликовская битва 1380 года принесла победу над темником Мамаем, захватившим на тот момент власть в Золотой Орде. В 1382 году, после захвата власти в Орде Тохтамышем и взятия им Москвы (Дмитрий Донской укрылся тогда в Костроме), Русь возобновила выплату дани.
В 1391 году, под Самарой, на реке Кондурча (с. Старый Буян) Тимур в первый раз разбил войска Тохтамыша, существенно подорвав могущество Золотой Орды.
Второй и полный разгром Тимуром хана Золотой Орды Тохтамыша произошел снова на территории современной России, на Северном Кавказе (на реке Малка) в 1395 году. Т. к. в то время Русь еще была данником (вассалом) Золотой Орды, отступление Тохтамыша проходило через русские земли. Непобедимая армия Тимура шла по его следам. Понимая неминуемую гибель столицы, москвичам оставалось уповать только на помощь русской заступницы – Божьей Матери. С этой целью из Москвы во Владимир была направлена делегация, чтобы принести в новую столицу Руси чудотворную Владимирскую икону, стоявшую у истоков русской государственности.
Согласно летописям, в тот день, когда делегация принесла на руках икону в Москву из Владимира, Тимур, достигший со своей армией Елец, увидел сон, в котором Божья Мать потребовала от него покинуть пределы Руси. Не проиграв ни одной битвы, и будучи человеком с высокоразвитой интуицией, Тимур правильно истолковал явление и повернул свои войска домой, в Самарканд.
Сретенский монастырь относился к так называемой «северной оборонительной линии», позволяя контролировать дорогу на Ярославль. В 1552 году у его стен москвичи встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани Иваном Грозным.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был упразднен, в 1928-1930 годах большая часть его построек была снесена. При этом были полностью уничтожены два храма из трех, находившихся на территории монастыря. Сохранились лишь собор Сретения иконы Владимирской Божьей матери, построенный в 1679 году, и кельи монастыря, относящиеся к XVII-XVIII векам. В начале 1991 года Сретенский монастырь был передан Русской Православной Церкви.
Россия многим обязана Самаркандскому правителю Тимуру, окончательно разбившему в 1395 году Золотую Орду, и с чьим именем связан Сретенский монастырь – один из самых известных и древних монастырей Москвы.
Вкратце, Тимур сделал возможным для Руси:
• Стать самостоятельным государством в XV веке, прекратив выплату дани в Орду.
• В течение XVI века собрать под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке стать империей.
• В XX веке стать Советским Союзом.
VIII. Иван Грозный
Андрей Боголюбский и Иван Грозный видели узость взглядов и алчность бояр, раздиравших русские земли на удельные княжества. Оба правителя стремились к укреплению самодержавной власти как способу усиления военной мощи государства и морального духа народа.
Андрей Боголюбский начал борьбу с родовитыми боярами, отменив систему уделов и окружая себя новыми служивыми людьми для укрепления государственного аппарата. Иван Грозный окончательно ликвидировал удельные княжества, последним из них было Старицкое.
Храм Покрова на Рву (Василия Блаженного) |
Андрея Боголюбского называют первым, но не венчанным на царство, русским царем, в то время как первым правителем в истории России, венчавшимся на царство стал в 1547 году Иван Грозный – другой знаменитый Рюрикович. Взятием Казани он завершил начатое Андреем Боголюбским дело: Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Возвращаясь после покорения Казани, Ивану Грозному недалеко от Владимира гонцы сообщили о рождении у него первенца – царевича Дмитрия.
В 1165 году, по приказу Андрея Боголюбского, близ Владимира талантливейшие зодчие возводят Храм Покрова на Нерли – памятник победы русских воинов в походе князя Андрея на Волжскую Булгарию (современный Татарстан) и погибшему сыну, ставший шедевром мировой архитектуры.
Через 387 лет в Москве Барма и Постник, по приказу Ивана Грозного, создали невиданный по красоте Храм Покрова на Рву (или Собор Василия Блаженного) в честь взятия Казани.
Собор Успения Божьей Матери в Старицком Успенском монастыре |
Название «Покрова» для Московского Храма было выбрано не случайно – в день Покрова Богородицы (14 октября – по новому стилю) начался решительный штурм города Казани.
Известно, Иван Грозный любил посещать Владимир – столицу княжества Андрея Боголюбского и Старицу, где Иван прожил часть своей жизни и любил молиться в Успенском Соборе Старицкого Успенского монастыря, освященного в 70-х годах XII столетия в присутствии князя Андрея Боголюбского.
P. S. Со Старицей связана и знаменитая Либерия – библиотека Ивана Грозного. Известно, что в ней были собраны уникальнейшие книги, проливающие свет на многие исторические события древности.
Андрей Боголюбский и Иван Грозный были очень образованными для своего времени людьми, и оказали значительное влияние на составление ряда литературных памятников. Оба обладали богословской эрудицией. Иван Грозный стал автором музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, которую во Владимир привез из Вышгорода Андрей Боголюбский.
Как бы не относилась к Ивану Грозному официальная история, в храмах Московской и Владимирской областей имеются мироточивые иконы с его изображением.
Схимник Иона (Иван Грозный) во вратах Свято-Троицкого храма в г. Владимире (ул. Музейная) |
Мироточивая икона царя Иоанна Васильевича из алтаря Крестовоздвиженского храма с. Дарна, Истринского района |
Даже после революции 1917 года люди приходили к гробнице Ивана Грозного в московском Архангельском Соборе и молились о заступничестве. В российских тюрьмах до сих пор живет традиция молиться схимнику Ионе, которым стал Иван Грозный незадолго до своей смерти в 1584 году. Знаменитая Владимирская тюрьма – Владимирский Централ – не исключение.
Икона из Грановитой палаты Московского Кремля, 1882 год,
Текст иконы гласит:
Именно в Грановитой палате, 8 ноября 1552 года, Иван Грозный давал «стол» в честь покорения Казани. День 8 ноября был избран не случайно – это день Архангела Михаила (букв. «кто как Бог»). Архистратиг Сил Небесных, победитель Сатаны, «Грозный Небесного Царя воевода» предводитель Небесного воинства был особенно любим и почитаем Иваном Грозным, который лично составил ему Канон (Приложение 1).
У нас проходила большая программа по реабилитации Ивана Грозного и в связи с этой программой мы шли по его следам в свою первую поездку в Казань и Свияжск. В статье «Лотос, распустившийся в России» целая глава посвящена Ивану Грозному.
IX. Николай II
Лик царя-мученника Николая II в храме Боголюбской иконы Божьей Матери |
Андрей Боголюбский был первым, хотя и некоронованным русским царем, а волею судеб Николай II стал последним. Хотя они жили в разные эпохи, между ними много общего. 17 июля является днем памяти великого князя Андрея Боголюбского, предательски убитого в 1174 году в своем замке в Боголюбово. Через 744 года, в тот же день, в ночь на 17 июля в Ипатьевском доме в Екатеринбурге был убит последний русский царь Николай II, и этот день стал днем памяти царских страстотерпцев, установленный Русской Православной Церковью.
В Боголюбове, в XII веке, началась русская царская власть в лице Андрея Боголюбского. В 1997 году в главном храме Боголюбского монастыря в центральной части свода главного алтаря на месте забеленной известью фрески, изображающей Иисуса Христа, проявился лик царя-мученника Николая II. Это чудо было использовано, в числе остальных, при рассмотрении вопроса о канонизации царской семьи в 2000 году.
В 2002 году, после проведения на месте явления лика реставрационных работ открылось изображение Иисуса Христа в царском облачении со скипетром и державою.
Николай II в Боголюбово |
Посещение Серафима царем Александром I |
В 1913 году – в год 300-летия Дома Романовых на царство, царь Николай II посетил Боголюбово – место гибели Андрея Боголюбского – первого некоронованного царя. Николай II попросил оставить его одного, он долго молился на месте убиения первого русского царя – через 5 лет Николай II стал последним русским царем, а через 87 лет его, как и Андрея, причислили к лику святых.
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», обретенная в 1917 в Коломенском |
Николай II уже тогда знал ожидавшую его учесть, предсказанную еще задолго до его рождения в 1824 году, в Саровской Пустыни, Серафимом Саровским Александру I Благословенному – победителю Наполеона: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит». Действительно, в январе 1903 года при личном участии Николая II Святейший Синод причислил Серафима Саровского к лику святых. Торжественное прославление святого было совершено 19 июля 1903 года в присутствии Царя и его семьи.
Церковь Вознесения в Коломенском (1532 год), построенная в честь рождения Ивана Грозного, в которой в 1917 году была обретена чудотворная икона Державной Божией Матери |
Интересно, что в XVIII веке Серафима Саровского, тогда курского юношу Прохора Мошнина, направил в Саров со словами: «Место сие да будет тебе во спасение…» настоятель Китаевой пустыни, основанной Андреем Боголюбским под Киевом в XII веке. В 1991 году при переносе мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Саров, была сделана остановка в Боголюбово. Молебен служил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Царь-мученик Николай II. Причислен к лику Святых Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 20 августа 2000 года |
В день вынужденного отречения от престола Николая II в марте 1917 года была обретена в Коломенском в Церкви Вознесения, построенной в 1532 году в честь рождения Ивана Грозного, Икона Божией Матери, именуемая «Державная». Это было понято как символ предстоящих всей стране испытаний и пробуждения духовной стороны в людях.
Николай II родился (19 мая 1868) в день памяти Иовы Многострадального, являвшегося по преданию, племянником праотца Авраама и прошедшим с доблестью через все посланные ему испытания – гибель всех детей и потеря всего имущества на 78-м году жизни, тяжелая болезнь в полном одиночестве и т. д.
Перенесение останков царской семьи. Первый российский президент Борис Ельцин и его супруга почтили память последнего русского царя |
По распоряжению Политбюро ЦК КПСС, в сентябре 1977 года Ипатьевский дом был стерт с лица земли, Борис Ельцин в это время был первым секретарем Свердловского обкома КПСС.
Николай II с детьми в Тобольске |
При Иване Грозном Ермак покоряет Сибирь, заняв ее столицу – Кашлык – ныне Тобольск, где с августа 1917 года до апреля 1918 года живет семья Романовых, перед тем как взойти на Уральскую голгофу в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.
Приложение 1: Канон, составленный Иваном Грозным Архангелу Михаилу – небесному покровителю Святой Руси
Припев: Святый Ангеле, Грозный воевода, моли Бога о нас.
Прежде страшнаго и грознаго твоего, Ангеле, пришествия умоли о мне грешнем о рабе твоем имрек. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злых, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати. Страшный и грозный Ангеле, не устраши мене маломощнаго. Дай ми, Ангеле, смиренное свое пришествие и красное хождение, и велми ся тебе возрадую.
Напой мя, Ангеле, чашею спасения.
Слава: Святый Ангеле, да мя напоиши чашею спасения и весело теку во след твоему хождению и молюся — не остави мене сира.
Припев: Святый Ангеле, грозный Воевода, моли Бога о нас.
Святый Ангеле Христов, грозный воевода, помилуй мя грешнаго раба своего имрек. Егда приидет время твоего прихода, свитый Ангеле, по мене грешнаго имрек разлучити мою душу от убогаго ми телеси, — вниди с тихостию, да с радостию усрящу тя честно.
Припев: Святый Ангеле, грозный воевода, моли Бога о нас.
Молю Ти ся, святый Ангеле, яви ми Свой светлый зрак и весело возри на мя окаяннаго, да не устрашит мене приход Твой святый, да уготоваюся на сретение Тебе честно.
Слава: Святый Ангеле, посланиче Божий, дажь ми, Ангеле, час покаятися согрешении и отринути от себе бремя тяшкое. Далече ми тещи во след Тебе.
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
О друзи мои любезнии, егда видите мене от вас разлученна и земли предаема, — помолитеся о мне грешнем ко Святому Ангелу, да проводит душу мою вся двадесят мытарств и измет от всех погибелей.
Слава: Людие Божий, благочестнии и вся племена земьстии, егда видите смертоное* (* Смертоносное или мое (вар.)) тело на земли повержено и вонею объято — помолитеся ко Ангелу смертоносному о мне, да ведет душу мою в тихое пристанище.
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
Великий, Мудрый Хитрец, никто не может твоея хитрости разумети, дабы скрылся от Твоея нещадности. Святый Ангеле, умилися о мне грешнем и окаяннем.
Припев: Святый Ангеле, Грозный Воевода, моли Бога о нас.
Мудрый Ангеле и Светлый, просвети ми мрачную мою душу Своим светлым пришествием, да во свете теку во след Тебе.
Слава: Святый Ангеле, радуюся душою и трепещу рукою и показуя людем час разлучения души моей грешней от убогаго ми телеси. Святый Аньгеле, помолися о мне грешнем.
Приложение 2: Генеалогия Рюриковичей
Цифры слева – номера колен (поколений) от Рюрика
Русские князья IX-XVI вв.
Суздальская ветвь (от Юрия Долгорукова) Мономаховичей с конца XII века приобрела преобладающее значение между князьями всей Руси, из нее происходят великие князья Владимирские, впоследствии великие князья и цари московские. Со смертью Федора Иоанновича (1598) правление княжеского рода Рюриковичей прекратилась, хотя отдельные княжеские фамилии продолжали существовать.
Фёдор Иоаннович (1557-1598) был 2-м (из не умерших в младенчестве) сыном Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой – прапраправнучки Прокопия Праведного. Родной брат царицы Никита Романович стал боярином царя Ивана Грозного и опекуном его сына – царя Федора Иоанновича, вместе с шурином которого, Борисом Годуновым, он управлял государством, после смерти Ивана Грозного в 1584 г. В этот же год младший брат Федора – Дмитрий (сын Ивана Грозного и Марии Нагой) был выслан в Углич, где в 1591 году в возрасте 9 лет был убит. Не имея детей, Федор стал последним представителем Рюриковичей на русском троне.
В 1613 году Земский собор избирает на царство шестнадцатилетнего Михаила Романова – внучатого племенника Ивана Грозного через его жену Анастасию – родную сестру своего деда Никиты Захарьина-Юрьева – боярина при Грозном царе. Так, в Костроме, на родине Сабуровых началась эпоха новой царской династии Романовых.
Источник: vrata11.ru