Количество упоминаний в СМИ сферы ЖКХ растет с каждым днем, равно как и растет количество потребителей таких услуг. На всю очевидность содержания таких услуг — вопросы «что такое ЖКХ, ЖКУ?», «понятие ЖКХ по действующему законодательству» и другие, остаются открытыми и дискуссионными.
В англоязычных странах для обозначения сферы ЖКХ используется термин «public utility» (Скрипник, О.Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческой концессии в ЖКХ : монография )
Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству
На законодательном уровне отсутствует понятие ЖКХ.
В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года понятие ЖКХ раскрывается путем указания направления деятельности сферы ЖКХ. В частности, к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:
- осуществление деятельности, направленной на улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде, включающей в себя управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизацию лифтового оборудования, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
- осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования), включающих в себя холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами;
- ведение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя такие сферы, как социальная политика, кадровая политика, а также общественный контроль.
Существует мнение, что ЖКХ представляет собой совокупность служб, организаций, технических средств по обслуживанию населения (например, водоснабжение, энергоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация жилищного фонда и др.)
Руки из одного места! Правда о том, как строят дороги в Украине — Дизель Шоу 2015 | ЮМОР ICTV
Скрипник, О.Б. Специфика создания товарного знака и бренда ЖКХ в России : монография
При большом количестве определений ЖКХ, отметим, что в основе большинства определений лежит единая цель деятельности и функционирования отрасли ЖКХ и её субъектов. ЖКХ представляет собой отрасль экономики, цель которой — обеспечение эксплуатации жилых зданий (многоквартирных домов, общежитий), создание безопасных условий проживания населения в жилищном фонде, обеспечение коммунальными услугами население.
Одним из результатов функционирования деятельности ЖКХ является оказанная жилищно-коммунальная услуга.
Точное количество ЖКУ нельзя определить, поскольку “органы Росстата, публикуя информацию по ЖКХ, выделяют лишь две составляющие ЖКУ: услуги жилищного хозяйства и услуги коммунального хозяйства, не детализируя при этом, из чего они складываются. Соответственно, подсчет оказанных жилищно-коммунальных услуг осуществляется только на основе обобщенного суммирования жилищных и коммунальных услуг” (Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ).
Определение ЖКУ по ГОСТ
Ранее, определение ЖКУ содержалось в ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому ЖКУ представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Но данный ГОСТ утратил свою силу и уже не действует. Взамен данного документа был введен новый ГОСТ, но он уже не содержит определения ЖКУ.
ЖКУ не представляет собой единую услугу в чистом виде, а являются комплексом как услуг, так и работ. Однако, как правило, для удобства весь комплекс работ и услуг принято обозначать ЖКУ.
Виды ЖКУ согласно законодательству
Жилищные услуги содержатся в ст. 154 ЖК РФ и включают в себя услуги услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. В жилищные услуги также включены и так называемые “общедомовые нужды”, которые на законодательном уровне представляют собой, потребляемые коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. В состав жилищных услуг входит и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, к которым относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными услугами. Коммунальные услуги подлежат государственному регулированию — тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Самым распространенным методом установления тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который состоит в определении тарифов в расчете от плановой необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год
Источник: burnyashev.ru
Основные сведения о жилищно-коммунальном хозяйстве России
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложную многофункциональную систему жизнеобеспечения и безопасности населения, состав и структура которой специфичны для каждого региона.
В рамках жилищных и муниципальных услуг можно выделить несколько подсекторов:
- жилищный фонд;
- снабжение ресурсами (тепло, электричество, водоснабжение, канализация);
- благоустройство населенных пунктов (дорожное и мостовое хозяйство, благоустройство, санитарная очистка, утилизация отходов).
Жилищно-коммунальное хозяйство(ЖКХ) — сложная социально-экономическая система, обеспечивающая население, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми им ресурсами, водой, газом, электроэнергией и отоплением.
Структура жилищно-коммунального хозяйства обычно включает:
- жилой комплекс с ремонтно-строительными организациями;
- управление дорогами и городское пассажирское обслуживание;
- теплоэнергетическая промышленность;
- газовая промышленность;
- инженерные коммуникации и системы связи, системы сигнализации, противопожарная защита;
- системы водоснабжения и канализации;
- обязательства по техническому обслуживанию инженерных сетей и сооружений;
- электроснабжение и уличное освещение;
- озеленение;
- зона отдыха, парки, бассейны;
- памятники, исторические комплексы;
- предоставление услуг и мониторинг состояния окружающей среды в городе;
- ландшафтный дизайн.
Государственные услуги занимают особое место в ЖКХ.
Муниципальные службы — совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население городов и населенных пунктов. Государственные службы также обслуживают промышленные предприятия, которым они поставляют воду, электричество, газ и другие коммунальные услуги.
Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями; эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, эффективность работы которой зависит от развития городской застройки и состояния среды обитания жителей города. Таким образом, жилищно-коммунальные услуги являются важнейшей составляющей городской экономики.
Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств, обслуживающих население различных муниципальных образований; в городах оно является частью городской экономики. Во многих городах и поселках государственные службы также обслуживают промышленные компании и снабжают их водой, электричеством и газом. Однако, в зависимости от местной ситуации, промышленные компании также имеют свои собственные трубопроводы для водоснабжения, канализации и других коммунальных нужд.
Темпы развития и масштабы деятельности коммунальных служб оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния населения и условия его жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту воздуха и воды, а также на уровень производительности труда.
Государственные услуги включают в себя:
- Санитарно-технические предприятия — водоснабжение, утилизация отходов, предприятия по очистке территорий населенных пунктов и бытовой санитарии, прачечные, бани и т.д.
- Транспортные компании — городской общественный пассажирский транспорт (метро, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), местный водный транспорт.
- Энергетические компании, электрические сети, распределительные сети, линии электропередач, газовые отопительные котельные, тепловые электростанции, газовые электростанции.
Структура внешнего благоустройства густонаселенных районов включает дороги и тротуары, мосты и эстакады, подземный и наземный транспорт, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневого (дренажного) управления отходами, плотины, различные гидротехнические сооружения, а также общественные зеленые зоны, уличное освещение и т. д.
Основой городского жилищного сектора является жилищный фонд: жилые здания, специализированные дома (жилые дома, общежития, маневренные фонды, дома для ветеранов и т.д.), жилые помещения в других зданиях, пригодных для проживания.
Жилищный фонд делится на следующие виды:
- Частный фонд, принадлежащий гражданам или юридическим лицам: индивидуальное жилье, приватизированные, построенные и приобретенные жилые помещения и дома.
- Национальный фонд, находящийся в собственности правительства или субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд.
- Муниципальный фонд, принадлежащий муниципалитету.
- Общественный фонд, принадлежащий общественным объединениям.
- Коллективные фонды, принадлежащие в совместном или отдельном порядке различным частным, государственным, муниципальным объектам, принадлежащим общественным объединениям.
Для города поселения особое значение имеют коммунальные объекты:
- Водоснабжение. Это постоянная система водоснабжения потребителей для удовлетворения их потребностей: питьевых, бытовых, промышленных, пожарных подразделения, орошения.
- Канализация. Это неотъемлемая часть системы водоснабжения и канализации, которая предназначена для удаления твердых и жидких отходов жизнедеятельности человека, а также воды с целью ее очистки от загрязнений и последующей эксплуатации или возврата в резервуар. Необходимый элемент современной городской экономики.
- Капитальный ремонт помещений. Это означает существенную работу по улучшению состояния зданий и сооружений. Капремонт часто похож на реконструкцию части или всего здания.
- Услуги по ремонту зданий. Он направлен на внесение незначительных изменений для поддержания эксплуатационных параметров зданий и сооружений.
- Теплоснабжение. Система теплоснабжения, контроль изоляции горячей воды в батареях, котлах и системах теплоснабжения.
- Обработка и утилизация отходов.
- Электроснабжение. Это система постоянной подачи электроэнергии потребителям. Сеть электроснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений и оборудования , предназначенный для передачи электроэнергии от источников к потребителям. Сферами жилищно-коммунального хозяйства являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.
Примеры объектов ЖКХ
Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.
По признаку собственности выделяются следующие виды жилищного фонда:
- частный — включает жилые помещения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам;
- государственный — собственником жилья является субъект Российской Федерации или Россия в лице уполномоченных органов;
- муниципальный — собственником является муниципальное образование: город, поселок и т.д.
Таким образом, объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилищный фонд, управляемый муниципальными образованиями, и оборудование, которое должно быть предоставлено, чтобы в совокупности оказывать жилищные и коммунальные услуги населению.
Особенности ЖКХ в России
Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с производством материальных товаров и оказанием услуг;
- особая социальная значимость, которая усиливает необходимость государственного регулирования и надзора за потребителем;
- сочетание коммерческой (ориентированной на прибыль и некоммерческой) организации;
- сочетание крупных (производство электроэнергии, водоснабжение, коммунальные услуги, трубопроводные сети и т.д.) и малых предприятий;
- особая важность экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
- необходимость обеспечения предоставления минимальных услуг независимо от платежеспособности населения.
Роль ЖКХ в России
Экономические реформы, проведенные в России, оказали значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства. Изменились основные цели и приоритеты развития компаний в этой отрасли:
- отказе от финансирования из бюджета;
- постепенный переход на 100 % оплату коммунальных услуг, предоставляемых населению, самими потребителями;
- содействие внедрению новых технологий;
- поддержку структурной трансформации службы ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, включает в себя различные производственно-технические комплексы.
Система жилищно-коммунального хозяйства представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатирующими, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими компаниями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от эффективности которой зависит развитие городской застройки и состояние среды обитания населения города.
Жилищно-коммунальное хозяйство, является независимой от сферы народного хозяйства системой, основная цель которой — удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и труда.
Целью всех видов жилищно-коммунальных услуг является удовлетворение основных потребностей населения. Каждая отрасль сформирована компаниями, которые продают однородный вид продукции. Отрасли различаются по технологии производства или виду деятельности.
Одной из главных идей реформы жилищно-коммунального хозяйства является создание конкуренции на рынке коммунальных услуг. Компаний больше, конкуренция сильнее: каждая из них за то, чтобы бороться за качество, а не повышать цену, поэтому с ней заключается договор на управление домом. В прошлом инфраструктура коммунальных услуг принадлежала монополистам: газ, электричество, теплоснабжение и т.д. Эта проблема все чаще исследуется частными компаниями.
Таким образом, согласно текущему состоянию корпорации — реформы фонда содействия жилищно-коммунальному хозяйству — в России действуют частные коммунальные компании, на долю которых приходится 57,52 % от общего числа муниципальных компаний в Российской Федерации.
При этом государство разрешило контролировать адекватность тарифов на коммунальные услуги федеральным тарифным службам.
Жилищные и коммунальные услуги включают:
- жилые и нежилые организации, строительные и ремонтные организации;
- объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и т.д.);
- инженерная инфраструктура и ресурсы (водоснабжение и канализация, теплоснабжение и т.д.);
- санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка городов);
- энергетические предприятия (электроэнергия, газ, тепло);
- инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, ландшафтный дизайн и т.д.);
- управление жилищными и коммунальными услугами (отводится непосредственно управляющим организациям).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает формы управления многоквартирными домами. Управление жилищными и коммунальными услугами осуществляется на основе договора между домовладельцем, управляющей компанией, поставщиками различных форм собственности, которые предоставляют услуги по содержанию, ремонту и эксплуатации жилого фонда и инженерной инфраструктуры.
Одной из главных проблем, стоящих в настоящее время перед жилищно-коммунальными органами власти, является совершенствование договорных отношений. Низкое качество и слабость правовой базы, регулирующей публично-правовые отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве, является одной из основных причин жилищного кризиса и его последствий.
Источник: wika.tutoronline.ru
Система государственного управления
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка и утилизация отходов); ресурсоснабжение (тепло, электричество, вода, канализация, газ); бытовое обслуживание (гостиницы, бани, прачечные, ритуальные услуги) и т.д.
Каждая подотрасль представлена совокупностью жилищно-коммунальных предприятий: санитарно-технических, энергетических, транспортных, по внешнему благоустройству.
К санитарно-техническим относятся предприятия по обслуживанию и эксплуатации водопроводных и канализационных систем, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистке домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
Энергетические предприятия — электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.
Транспортные предприятия — городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
К сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные пиротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
Предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.
Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия.
Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйствующих субъектов в жилищно-коммунальном хозяйстве — муниципальные унитарные предприятия. Преобладающей хозяйственной структурой в жилищно-коммунальном обслуживании являются многоотраслевые предприятия.
Отрасли ЖКХ по конкурентному потенциалу делятся на три сектора: 1) локально-монопольные; 2) потенциально конкурентные; 3) рыночные.
Локальные монополии — отрасли и предприятия, где по экономическим, технологическим, экологическим, естественно-территориальным причинам невозможна конкуренция. К ним относятся не только предприятия-поставщики (тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение), но нередко и организации, обслуживающие жилищное хозяйство, в частности организации лифтового хозяйства. Затраты на выполнение услуг по технической эксплуатации и ремонту лифтов в общей стоимости жилищных услуг составляют в среднем по России свыше 10% и существенным образом влияют на общую величину их стоимости.
Потенциально конкурентные отрасли становятся конкурентными по мере изменения системы управления, приватизации, внедрения договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.
Так, в коммунальном хозяйстве потенциально конкурентными являются:
- управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;
- привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения и объекты, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.);
- выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора и т.д.);
- проектно-изыскательские и строительные работы по развитию объектов коммунального назначения.
Вполне рыночной, конкурентной отраслью является жилищное хозяйство, прежде всего внутридомовое обслуживание.
Жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ) обеспечивают решение задач по сохранению в надлежащем состоянии жилого фонда и созданию благоприятных условий для проживания людей. Они отличаются высокой социальной значимостью, принадлежностью к группе жизнеобеспечения; практически невзаимозаменяемы и не могут запасаться впрок, т.е. производство услуг совпадает с их потреблением. Объем и качество услуг непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия жизни, санитарно-гигиенические условия, чистоту водного и воздушного бассейнов, уровень производительности труда.
Годовой объем жилищно-коммунальных услуг составляет около 750 млрд. руб., или 7,6% ВВП. Рынок ЖКУ стабилен и всегда востребован.
Жилищные услуги — это комплекс работ, обеспечивающих нормальное функционирование жилого дома и благоустройство придомовой территории.
Перечень жилищных услуг утверждается федеральными органами и включает:
Коммунальные услуги предоставляются в виде доведенных до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями.
В состав коммунальных услуг включаются:
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение и очистка сточных вод;
- электроснабжение;
- газоснабжение, в том числе в баллонах;
- отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при печном отоплении);
- утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов.
Для коммунальных услуг характерными чертами являются:
- привязка сложной инженерной инфраструктуры к территории;
- неразрывность, строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления услуг;
- услуги не накапливаются, недопроизводство не компенсируется более интенсивным производством в другой период;
- процесс потребления услуг непрерывный, отказ от потребления на значительный срок, как правило, невозможен.
В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство коммунальных предприятий (в первую очередь связанных с сетевой поставкой ресурсов) занимают монопольное положение на обслуживаемой территории (локальные монополии). При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов, за исключением межрайонных электрических, водопроводных сетей и ряда других объектов межрайонного значения.
При отсутствии приборов в многоквартирном или жилом доме устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов (холодной и горячей волы, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) для определения размера оплаты ЖКУ.
Нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций едиными для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры и степень благоустройства. Срок действия нормативов составляет не менее трех лет.
Общие правовые и экономические условия жилищно-коммунального обслуживания, функциональные обязанности хозяйствующих субъектов всех форм собственности определяются муниципальным заказом.
В рамках муниципального заказа разрабатываются объемы, параметры качества и надежности обслуживания жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг; финансирование ЖКУ, доли оплаты потребителей и компенсации бюджетом; комплекс договоров на выполнение заказа.
Критерии качества, надежности и устойчивости поставок ЖКУ определяются в соответствии с правилами предоставления жилищно-коммунальных услуг. Они опираются на установленные стандарты (ГОСТы, СНиПы, нормативы потребления, регламенты выполнения работ и др.), гарантирующие минимально необходимый уровень обслуживания. Реальное обеспечение такой гарантии подкрепляется финансовыми ресурсами.
Традиционное обслуживание базируется на ключевой рал и местного самоуправления в организации и исполнении ЖКУ. Местное самоуправление выступает в качестве представителя и потребителей ЖКУ и их поставщиков.
Муниципальные организации отвечают за выполнение всего комплекса работ по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, обеспечению коммунальными услугами населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде. Прочие потребители заключают договоры поставки услуг непосредственно с предприятиями.
Жилищный фонд передается на баланс муниципальных предприятий. Под руководством администрации местного самоуправления они планируют объем работ, выполняют работы, взимают плату за оказываемые услуги. Управляющими подразделениями администрации являются жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции единого заказчика (ДЕЗ) и др. Жилищно-эксплуатационные организации принимают плату населения за тепло, холодную и горячую воду, электроэнергию, вывоз мусора и т.п. и перечисляют деньги поставщикам ресурсов.
В жилищно-коммунальном обслуживании одновременно происходит смена организационных форм взаимодействия между органами власти, потребителями и поставщиками услуг. Используются более совершенные методы обслуживания, основанные на разделении функций, укреплении договорных отношений, конкурсном отборе подрядных организаций. Прежде всего это относится к обслуживанию жилищного фонда, которое отличается высоким потенциалом конкуренции на стороне как заказчиков, так и подрядчиков услуг.
Вначале разделение функций заказчика и подрядчика происходит в структуре администрации местного самоуправления. Функции заказчика выполняют структурные подразделения администрации местного самоуправления, жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия ЖКХ, обеспечивающие как обслуживание жилых домов, так и их тепло-, электроснабжение. Создается служба единого заказчика, которая привлекает ремонтно-эксплуатационные предприятия или разделяется на несколько управляющих компаний, которые на конкурсной основе привлекают подрядные организации для обслуживания жилищного фонда. При этом в производстве жилищных услуг формируется конкурентная среда, рынок коммунальных услуг регулируется муниципальным заказом независимо от формы собственности коммунальных предприятий. РКЦ осуществляет сбор платежей с потребителей и перечисляет собранные средства предприятиям в соответствии с заключенными договорами.
Нередко местное самоуправление передает муниципальный заказ на весь комплекс работ многоотраслевому предприятию ЖКХ, которое становится единым генеральным подрядчиком. В этом случае отсутствуют специальные муниципальные учреждения или предприятия как посредники между муниципалитетом и подрядчиком, получающие деньги из бюджета за размещение заказа на выпал пение ЖКУ. Если функции службы заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные предприятия, то они совмещают их с функциями подрядчика
Службы заказчика созданы в более чем половине субъектов РФ. Они реализуют идею муниципального заказа как эффективной формы расходования бюджетных средств и концепцию освобождения местного самоуправления как уровня власти от хозяйственных функций.
Администрация передает заказчику жилищный фонд на обслуживание, оставляя за собой функции:
- контроля за соблюдением нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов инженерной инфраструктуры;
- обеспечения соответствующего уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
- разработки и заключения договоров найма или аренды жилых и нежилых помещений.
Заказчик отвечает за поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии.
Затраты на производство жилищно-коммунальных услуг включают в себя материальные затраты, в том числе расходы на сырье и материалы, топливо, энергию; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных средств; прочие затраты. Администрация осуществляет финансирование заказчика в виде ассигнований на заработную плату и дотаций на убытки, в том числе и на погашение разницы в тарифах, благоустройство, капитальный ремонт.
В себестоимости услуг предприятий локальных естественных монополий большой вес занимают продукция и услуги других предприятий-монополистов. Предприятие не в состоянии влиять самостоятельно на тарифы и цены своих основных поставщиков, поскольку рост тарифов одного предприятия-монополиста почти всегда вызывает цепную реакцию роста цен и тарифов всей отрасли.
В функции службы заказчика входят ведение договорных отношений на всех уровнях оказания услуг, формирование муниципального заказа на услуги ЖКХ, организация предоставления субсидий населению по оплате услуг, контроль за предоставлением услуг и их оплатой. Заказчик заключает договоры с предприятиями — исполнителями услуг и поставщиками ресурсов. Их работа организуется по направлениям:
- обслуживание жилищных объектов и благоустройство территории:
- предоставление услуг коммунального хозяйства.
Проводится конкурсный отбор подрядчиков для текущего обслуживания жилищного фонда, проведения капитального ремонта, определения поставщиков услуг и ресурсов. С поставщиками коммунальных услуг заключается соглашение, при этом со стороны продавца выступает коммунальное предприятие, а со стороны покупателя — заказчик и администрация муниципального образования. Причем заказчик несет ответственность перед подрядчиком в пределах платежей населения, а администрация муниципального образования — в пределах сумм бюджетного дотирования коммунальных услуг.
Служба заказчика может функционировать без наличия управляющей компании или при ее учреждении. При отсутствии управляющей компании ее функции исполняет служба заказчика.
При наличии управляющей компании служба единого заказчика обеспечивает:
- соблюдение нормативно-технических требований по содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
- необходимый уровень финансирования для содержания недвижимости;
- заключение договора с выбранной на конкурентной основе либо созданной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом, а также предоставление других услуг коммунального назначения;
- систематический контроль за реализацией договоров.
На управляющую компанию, в свою очередь, возлагаются:
- поддержание в надлежащем состоянии и модернизация недвижимости;
- выбор подрядчиков на выполнение работ во вверенном ей в управление жилищном фонде;
- заключение договоров и контроль их выполнения;
- сбор платежей за ЖКУ с населения.
Органы местного самоуправления обязаны создавать равные условия для предоставления жилищно-коммунальных услуг всем организациям независимо от форм собственности. В частности, важно привлечение частных управляющих и подрядных организаций для преодоления монополизма муниципальных подразделений, развития конкуренции на рынке ЖКУ.
Частные организации появляются на рынке ЖКУ в результате:
- преобразования государственных и муниципальных предприятий ЖКХ;
- создания новых хозяйствующих субъектов;
- развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Преобразование государственных и муниципальных предприятий ЖКХ осуществляется в форме приватизации, акционирования или поглощения (банкротства). Все указанные направления преобразований регулируются федеральным законодательством и отвечают принятому курсу на максимально возможное сокращение доли муниципальной собственности и соответственно муниципальных предприятий. Поскольку этап массовой приватизации давно пройден, речь идет о приватизации предприятий, непосредственно обслуживающих жилищный фонд, а также приватизации управления ЖКХ. Утвержден перечень объектов ЖКХ, которые не подлежат приватизации. Данный перечень включает в основном коммунальное имущество, потеря контроля над которым считается социально опасной.
Объектами приватизации управления ЖКХ становятся ЖЭКи, ДЕЗы и другие муниципальные управленческие структуры.
Поскольку объекты коммунальной инфраструктуры являются, как правило, локальными монополиями, они акционируются с сохранением в собственности местного самоуправления 100% акций. Затем акции выставляются на конкурс и по его результатам передаются в доверительное управление управляющей компании-инвестору на срок не менее срока окупаемости инвестиций в модернизацию основных фондов. Управляющей компании в доверительное управление передается количество акций не менее 50% плюс 1 акция и не более 75% минус 1 акция.
Акционирование осуществляется под контролем органов власти субъектов РФ. В Чувашской Республике и Татарстане, например, приняты решения о полном акционировании жилищно-коммунальных предприятий в жесткие сроки. План акционирования краевых государственных предприятий реализуется в Ставропольском крае. Акционированные коммунальные предприятия включаются в региональные акционерные общества (холдинги) по направлениям деятельности. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе образована Югорская теплоэнергетическая компания.
Если муниципальные предприятия акционируются и приватизируются, то организация электро-, газо-, теплоснабжения и водоотведения не перестает быть вопросом местного значения, так как иное противоречило бы Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Поглощение — следствие конкурентной борьбы предприятий на открытом рынке. В жилищно-коммунальном хозяйстве конкурентная борьба такой острой стадии не достигла, но поглощения и здесь имеют место. Его осуществляют кредиторы на основе процедур банкротства, когда имущественные комплексы муниципальных предприятий продаются за долги. Однако долги предприятий ЖКХ — не основание для поглощения и смены собственника, так как они — результат огромного недофинансирования, экономического дисбаланса; их следует урегулировать путем реструктуризации.
Преобразование предприятий, меняя лишь их организационно- правовую форму, никак не влияет на изменение конкурентной среды, так как не вовлекаются ни дополнительные ресурсы, ни новые хозяйствующие субъекты.
Кроме того, далеко не все муниципальные предприятия в восторге от преобразований; одни из них опасаются лишиться поддержки местных администраций, другие не уверены в предсказуемости тарифной политики, которая при приватизации может измениться.
Появление на рынке новых, в том числе частных, операторов ЖКУ как следствие углубления рыночных преобразований, капиталистических отношений реально меняет ситуацию и поэтому приветствуется как органами местного самоуправления, так и при определенных условиях потребителями услуг. Жилищный кодекс РФ ввел положения, создающие благоприятные условия для привлечения частного капитала в ЖКХ. Ключевым моментом здесь является введение жилищного самоуправления, передача управления жилыми домами в руки жильцов, которые получают право на выбор перечня услуг, подрядчиков и оплату их по факту предоставления.
Частные фирмы охотно берут подряды на обслуживание жилых домов, пока осуществляется бюджетное финансирование. Важно, чтобы этот рынок был привлекателен и при отмене дотаций, возможном росте платежей при повышении тарифов на услуги. Если не будет условий и возможностей получать высокие доходы, бума частного капитала в ЖКХ ожидать не приходится.
Пока имущественные отношения до конца не отрегулированы, горизонт тарифного регулирования короток. Не располагает к долгосрочным инвестициям в ЖКХ и частая смена руководителей муниципальных образований, дробление районов на мелкие самостоятельные поселения. Правда, в ФАС поступают заявки на передачу коммунальных сетевых объектов в собственность или аренду. Ставка, видимо, делается на будущие доходы после смягчения тарифного регулирования.
Учитывается и имеющийся опыт коммунального обслуживания на основе муниципально-частного партнерства в форме концессионных соглашений, предусматривающих привлечение капитала в ЖКХ, его модернизацию.
Концессия — это договор долгосрочной аренды между государством (муниципалитетом) и юридическим (частным) лицом, сопровождаемый инвестиционными условиями. Объект передается в управление, однако право собственности остается за государством (муниципалитетом). Концедентом выступает муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, а концессионером — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом на основе открытого или закрытого конкурса, с победителем оговариваются все детали соглашения: сроки эксплуатации, размер платы, права и обязанности сторон и т.д. Расторгнуть соглашение в одностороннем порядке можно только по решению суда.
Договоры могут заключаться в расчете на различные условия взаимоотношений и выполнения работ. Так, в одних договорах предусматриваются условия:
- о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта государственной (муниципальной) собственности:
- об управлении объектом государственной (муниципальной) собственности, в частности доверительном управлении или аренде объектов.
Другие договоры отражают направления использования построенных объектов. К ним относятся договоры по моделям:
- строительство — передача (ВТ);
- строительство — эксплуатация — передача (ВОТ);
- строительство — передача — эксплуатация (ВТО);
- строительство — владение — эксплуатация — передача (BOOT).
Можно передавать в концессию автодороги, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, гидротехнические сооружения, метрополитен и другой общественный транспорт, объекты ЖКХ, здравоохранения, образовании, культуры, спорта, туризма. Органы власти заинтересованы в том, чтобы частные инвестиции пришли в пока невостребованные, ныне отстающие, но перспективные отрасли.
Новые структуры сочетают производственную деятельность с инвестированием и управлением. Инвестор не только вкладывает капитал в новые технологии, но и финансирует текущую деятельность.
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству подписало соглашения с рядом крупных компаний и банков по вопросам взаимодействия в сфере коммунальной инфраструктуры.
Наиболее активную концессионную деятельность развернула ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), образовавшее дочерние акционерные общества в 27 регионах Российской Федерации. РАО «ЕЭС России» как основной учредитель ОАО «РКС» заключило соглашения с администрациями более 20 регионов (подписаны председателем правления РАО «ЕЭС России» как представителем одной стороны и губернаторами и главами региональных представительных органов власти как представителями другой) о передаче под управление ОАО «РКС» предприятий ЖКХ (электро- и теплоснабжающих предприятий, водоканалов и ряд других).
Предприятия «Газэнерго» (подразделения ООО «Межрегионгаз») эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции — газа. Для них это оправданно, так как даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником дальнейших инвестиций.
Реализация проектов в различных регионах и городах приведет к снижению субсидий и затрат на теплоснабжение и перераспределению высвобождаемых средств на производство других коммунальных услуг.
В настоящее время в ЖКХ много проблем, в решении которых мог бы с большой пользой поучаствовать частный бизнес. Самым неотложным является прекращение деградации жилищного фонда и коммунальных инженерных сетей. Формальная эксплуатация жилья, несоблюдение нормативов по ремонту и обслуживанию провоцируют разрушение жилищного фонда и рост потребности в жилье (так неразрывно связаны жилищно-коммунальное обслуживание и строительство). Ввиду высокого уровня износа инженерных сетей планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2—3 раза выше. Огромное недофинансирование обычных домов резко контрастирует с чрезмерном роскошью обслуживания элитных городских и загородных элитных квартир и загородных домов.
В финансово благополучных регионах за счет бюджетных средств могут провести капитальные ремонт жилищного фонда, чтобы управляющие компании могли начать работу с чистого листа. В других регионах потребность в средствах не покрыть даже с помощью повышения платежей населения. Понятно и рыночно оправданно стремление бизнеса идти туда, где можно больше заработать. Но для чего больше, если абстрагироваться от социальной ответственности?
В результате приватизации промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия передали объекты жилищного фонда и социально-культурного назначения в ведение местного самоуправления. Процесс передачи жилья в муниципальную собственность продолжается, намечается передать еще 160,4 млн. м 2 , или почти 6% общего фонда жилья. Неясно, за счет каких источников местные бюджеты будут его обслуживать, если субвенции из вышестоящих бюджетов выделяются лишь на жилищные субсидии и льготы населению.
Теперь становится ясно, что освобождение бизнеса от социальной ответственности — недостаточно обоснованное решение. Сейчас время принять меры к частичному исправлению ошибки, в рамках которых следует возложить на приватизированные предприятия ответственность за обслуживание хотя бы своего бывшего фонда жилья и других социальных объектов. Ведь новые собственники предприятий в каждом городе хорошо известны.
Источник: isfic.info
Что такое ЖКХ, как расшифровывается, что входит и какие функции выполняет?
ЖКХ (жилищно коммунальное хозяйство) – государственное или частное образование, исполняющее функции контроля благоустройства и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Согласно закону, определение полномочий организации не ограничивается только многоквартирными домами или городскими зданиями. В ведении ЖКХ находятся все объекты жилищного фонда, придомовые территории, а также общественные территории населенных пунктов.
Общие сведения
Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.
В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:
- светом;
- водой;
- газом;
- центральным отоплением;
- канализацией и вентиляцией.
Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.
На практике нужно отличать жилищно-коммунальное хозяйство от управляющей компании. УК – обслуживающий многоквартирные дома орган, который исполняет свои функции на основании коммерческого договора.
Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы
ЖКХ РФ делятся по территориальному принципу и в каждом регионе есть свои актуальные сложности, требующие экстренного решения. Местная администрация столицы также вынуждена решать проблемы, связанные с домоуправлением. Так, учитывая населенность города Москвы и количество построек, требующих постоянного внимания, особо остро стоит вопрос финансового обеспечения.
Правительство города отмечает следующие особенности деятельности столичных органов ЖКХ:
- активная эксплуатация коммуникаций;
- нерегулярное техобслуживание инженерных комплексов, что связано с отсутствием достаточного количества специалистов;
- невозможность проведения своевременного капитального ремонта, что связано с отсутствием финансового обеспечения;
- помощь гражданам оказывается преимущественно при возникновении экстренных ситуаций;
- производимой оплаты по тарифам недостаточно для обеспечения эффективной работы хозяйственной службы.
В каждом городском районе действует свое локальное управление, диспетчер которого уполномочен принимать письменные и устные заявления граждан с последующим направлением профильных специалистов для устранения выявленных проблем.
Финансовые проблемы ЖКХ
Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:
- неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
- смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
- утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
- отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.
Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.
Преобразование сектора
Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.
С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:
- расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
- предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
- выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
- постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
- индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.
Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.
Соцзащита населения
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Тарификация
Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.
Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.
Задачи тарифного регулирования
Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.
Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:
- снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
- использование внешних инвестиций;
- развитие конкуренции;
- подготовка финансовой основы для работы;
- повышение самостоятельности организаций.
Дополнительно поощряется формирование ТСЖ, а также привлечение к управлению домами УК, которые гарантируют отсутствие просрочек по платежам и формирование задолженности.
Планирование
Расшифровка действующих тарифов связана с несколькими аспектами. Первый – это средние нормы потребления сервисов, а второй – ориентировочные затраты, которые понесет провайдер коммунальных сервисов. Третий – платежеспособность граждан, но это условный показатель, поскольку учитывает среднюю зарплату населения, а она может сильно отличаться в зависимости от региона и занимаемой должности.
Процесс планирования включает анализ текущих показателей, пересмотр цифр за бывшие периоды, а также прогнозирование будущих затрат. Полученный результат является нормой за использование одной единицы конкретного вида услуг.
Дополнительные задачи
Кроме предоставления коммунальных сервисов, ЖКХ исполняют функции по благоустройству территорий возле домов, проведению текущего ремонта, а также организации капремонта. Для улучшения взаимодействия между жильцами и муниципальными организациями, формируются специальные представительские органы. Это могут быть товарищества жильцов или коммерческие управляющие компании.
Как показывает практика, ежегодно затраты граждан на покрытие стоимости воды, газа, света и других ресурсов продолжают расти. На текущий день люди компенсируют больше 60% стоимости ресурсов, тогда как в начале столетия эта цифра варьировалась в пределах 4%. Правительство надеется, что до 2040 года ЖКХ будет полностью финансироваться населением.
Источник: domipravo.ru