Все виды транспорта потенциально опасны для людей, сохранности природы, влияют на экономику страны. Пассажирские и грузовые перевозки нельзя доверять случайным людям, не получившим нужной квалификации, неподготовленным транспортным компаниям. Поэтому лицензирование ряда перевозок обязательно в большинстве стран мира.
Читателей нашего блога в первую очередь интересуют ответы на вопросы:
- нужна ли лицензия на перевозку грузов автотранспортом в России,
- как получить лицензию,
- какие штрафные санкции предусмотрены за безлицензионную работу.
Российское лицензирование грузоперевозок
Наибольшее количество лицензий получает автотранспорт, который занят перевозками опасных грузов, международными грузоперевозками. Массовое применение грузовиков не может быть бесконтрольным, поэтому своеобразной формой индивидуального лицензирования стали профессиональные права, категории которых позволяют управлять тяжелыми машинами разных классов.
Какие автомобильные перевозки подлежат лицензированию в 2019 году
Правовой основой лицензирования автоперевозок стали федеральные законы N 99-ФЗ (от 04.05.2011), 196-ФЗ (в редакции от 27.07.2010), подзаконные акты и положения. Внутренняя лицензия на грузовые перевозки автотранспортом в России необходима только для отдельных категорий грузов.
Лицензирование деятельности. На что нужна лицензия?
Отменены лицензии на общие грузоперевозки автотранспортом, пассажирские перевозки автобусами и большими микроавтобусами. Другие названия получили международные лицензии для грузового автотранспорта, перевозки опасных грузов и промышленных отходов.
Виды лицензий
В классическом виде в РФ выдаются только лицензии на перевозку спирта, обезвреживание (включая перевозку) опасных отходов ТБО. Лицензия на автомобильные перевозки опасных грузов заменена специальным разрешением.
Разрешением названа лицензия для таксистов, для международных грузоперевозок нужно получить постоянный «Допуск». От изменения названий суть лицензирования не меняется. Все лицензии, разрешения, допуски выдаются на определенный срок, который отражен в тексте разрешительного документа. Как правило, начальная лицензия выдается на один год. Последующие обращения, при отсутствии нарушений, могут удовлетворяться лицензиями на 3-5 лет.
Получение лицензии
В России лицензирование перевозок автомобильным транспортом проводит «Ространснадзор» в лице отдельного подразделения «Госавтодорнадзор». Для получения отдельных лицензий, допусков, разрешений необходимо собрать большой пакет документов.
Правильно оформить документы, быстро получить разрешение без юридической подготовки трудно. Поэтому есть смысл обратиться в специализированную юридическую компанию, которая проводит лицензирование в минимальные сроки.
Регулярное изменение списка лицензий отразилось и на штрафных санкциях за перевозки без разрешений. В общем виде административные штрафы за отсутствие лицензии могут выписываться Госавтодорнадзором в размере 15-20 минимальных зарплат (для водителей), 30-40 минимумов (для руководителей АТП), 300-400 минимальных зарплат для юридических лиц.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОЦЕНЩИКОВ || ЕСТЬ ИЛИ ОТМЕНИЛИ?
Дорожная полиция может оштрафовать за перевозку без разрешения опасных грузов:
- водителя — до 2500 руб.,
- должностное лицо — до 20000 руб.,
- автотранспортную фирму — до 500000 руб.
Лицензия на международные перевозки
Лицензирование автомобильных перевозок за границу распространяется на любой грузовой автотранспорт. Для получения «Допуска» нужно собрать пакет из 10-30 документов, подтверждающих:
- права собственности на автотранспорт;
- юридические реквизиты;
- экономическую состоятельность фирмы;
- квалификацию водителей и контролирующих лиц;
- материальную базу для ремонтов;
- техническое состояние грузовиков;
- наличие страховки.
Кроме основного «Удостоверения допуска» Госавтодорнадзор выдает отдельную лицензионную карточку на каждый грузовик. Для получения «Допуска» рационально обратиться к компетентным юристам.
Источник: yartrans.ru
Дорожники оформляют спорные лицензии
До 1 января в соответствии с Федеральным законом 89-ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» организации, занимающиеся сбором мусора, должны получить соответствующую лицензию. Для дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ) это дополнительные расходы в условиях финансирования ниже нормативного.
«Для дорожников это очередная петля, которую можно подтягивать, ослаблять и т. д. Мы и так оплачиваем труд рабочих, занятых сбором мусора, приобретаем специальные мешки для его складирования, содержим транспорт, на котором вывозим отходы, и оплачиваем их размещение на полигоне. С учетом того, что плечо доставки составляет 80-100 км, 1 куб. м мусора, по нашей оценке, обходится нам примерно в 2,5 тыс. рублей», – заявил Виктор Федоров, директор ГП «Лодейнопольское ДРСУ».
Сбор и вывоз посторонних предметов (мусора) с обочин и полосы отвода входит в обязанности ДРСУ по содержанию автодорог, и, таким образом, лицензия, регламентированная 89-ФЗ, является для них абсолютной необходимостью. «Как они занимались сбором мусора в рамках содержания автомобильных дорог, так и продолжат заниматься, поэтому лицензирование должно состояться», – прокомментировал Михаил Козьминых, председатель областного Комитета по дорожному хозяйству. Однако нет гарантий, что все ДРСУ необходимую лицензию оформят до конца года. Отчасти из-за довольно сжатых сроков, отчасти из-за недостатка средств. «По региональным дорогам финансирование содержания составляет 34% от нормативного», – напомнил Виктор Федоров. «Мы считаем нецелесообразным получение лицензии нашим предприятием на сбор и транспортировку мусора (несанкционированных свалок) с обочин автодорог. У предприятия нет средств для оформления лицензии, закупать специализированный транспорт, проводить обучение специалистов и рабочих», – сказал, в свою очередь, Александр Ильин, директор ГП «Сланцевское ДРСУ».
Профессиональная альтернатива
С учетом условий, в которых сегодня работают ДРСУ, профильный комитет прорабатывает вариант заключения договоров с компаниями, которые занимаются сбором мусора профессионально и «будут получать лицензию в любом случае». «У нас есть расценки, приемлемые для этих компаний», – сообщил Михаил Козьминых. Позиция председателя профильного комитета нашла поддержку в дорожных ремонтно-строительных управлениях. В частности, в Сланцевском ДРСУ заявили, что сбор мусора с полосы отвода автодорог «необходимо поручить специализированным организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности, освободив полностью от этой обязанности ДРСУ».
Таким образом, серьезной проблемы в связи со вступлением в силу новых требований закона в областном Комитете по дорожному хозяйству не видят. Однако считают, что для дорожных организаций лицензия в части сбора и транспортировки мусора не нужна. «Одно дело – сбор бытовых отходов, другое дело – сбор отходов в режиме содержания автомобильной дороги. Получать лицензию, чтобы убрать остатки шин либо что-то подобное, – абсурд», – заявил Михаил Козьминых.
Закон молчит
Но с учетом того, что федеральный закон не обязывает частных домовладельцев иметь договоры на санитарную очистку, многие дачные партнерства в Ленобласти не заключают договоры на санитарную очистку либо заключают на объемы меньше фактических, и дачники оставляют мусор на дороге, зная, что его обязательно уберут. В Лодейнопольском ДРСУ рассказали о собственном опыте борьбы со стихийными свалками, характерными для окрестностей ДНП или СНТ. «Задолго до обсуждения поправок в 89-ФЗ в порядке инициативы мы на участке автодороги «Кола» выставили на съездах два десятка специально арендованных и маркированных контейнеров под сбор мусора. На начальном этапе они действительно стали использоваться по назначению. А потом дачники стали заполнять эти контейнеры и сваливать вокруг них крупногабаритный «мусор» вплоть до старых диванов и холодильников. Пришлось от контейнеров отказаться», – резюмировал Виктор Федоров.
«У нас очень много стихийных свалок. Оценить их количество сложно, но мы ежегодно убираем под 100 тыс. куб. м разного мусора с автомобильных дорог. Из этого объема пользователи автодорог оставляют, наверное, одну сотую часть», – сообщил, со своей стороны, господин Козьминых.
Поправки в 89-ФЗ в части лицензирования, распространяющегося и на ДРСУ, сами дорожники называют непродуманными. «К сожалению, порой у нас принимаются законы, не полностью взвешенные. Это как в случае с законом о тахографах: приняли, в силу вступил, а вопросы без ответа остались», – прокомментировал Виктор Федоров. Кстати, по его мнению, заключение договоров со специализированными организациями на вывоз мусора с обочин и полосы отвода – вариант нежизнеспособный. «На участке автодороги «Кола», который мы обслуживаем, на каждой площадке для мусора стоит урна с мешком. Не думаю, что будет специализированная компания по мешочку собирать. Хотя, по сути, наверное, закон и принят для того, чтобы специальные фирмы централизованно собирали и вывозили эти отходы», – сказал он.
Помимо дальнейшей доработки законодательства, регулирующего эти вопросы, в том числе «упрощения развития и устройства полигонов», убежден Виктор Федоров, необходима популяризация идей ответственного обращения с отходами среди россиян.
Мнение:
Михаил Козьминых, председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области:
– Эффективным механизмом решения проблемы избытка отходов в полосе отвода автодорог могла бы стать практика, законодательно утвержденная в соседней Беларуси, – возможность составления административного материала любым дорожным работником, если он имеет соответствующее служебное удостоверение. На основании этого административного материала правоохранительные органы вправе применять финансовые санкции к организациям и частным лицам. В России, к сожалению, таким правом дорожные работники не наделены, полицейские на дорогах не стоят, и такую административную практику не ведет никто. Поэтому все выбрасывают мусор туда, куда есть желание, и пока это очень серьезная проблема.
Источник: asninfo.ru
Кому нужно или нет всё таки лицензию оформлять, и ещё проходить категорирование объектов транспортной инфраструктуры ??
Добрый день коллеги!
Необходим Ваш совет по данному ФЗ.
У нас имеется свой вахтовый автобус на базе ам IVECO рассчитан на 24 места, возим только своих сотрудником во время перевахты. Расстояние 550км до аэропорта и обратно. Естественно вахтовка едет по дорогам общего пользования.
Нужно или нет всё таки лицензию оформлять, и ещё проходить категорирование объектов транспортной инфраструктуры ??
Честно, читая этот ФЗ ну ничерта не понятно.
Всем спасибо. Поиском не нашёл на форуме подобного вопроса.
Новый Федеральный закон от 30.10.2018 N 386-ФЗ с 1 марта 2019 г. вводит лицензирование любых перевозок людей автобусами, даже если это делается по заказам или для собственных нужд.
Сейчас предусмотрена лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом, в котором оборудовано больше восьми мест. Исключение составляет как раз перевозка по заказам или для собственных нужд.
Ключевых нормативных актов два. Это:
1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», особое внимание следует обратить на подпункт 24 пункта 1 статьи 12 данного закона. Именно этот пункт требует получать лицензию на перевозку пассажиров.
2. Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280
1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.»;
из инета:
Во всех ли случаях для перевозки пассажиров автобусами нужна лицензия?
Нет. Подпункт 24 пункта 1 статьи 12 закона о лицензировании говорит, что лицензия не требуется при осуществлении пассажирских перевозок по заказам или для собственных нужд юридического лица или ИП.
Но этот пункт 24 части 1 статьи 12 в Консультант плюс выглядит так:
2) пункт 24 части 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;»;
До 1 марта 2019 года
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
После 1 марта 2019 года
2) пункт 24 части 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;»;
На какие автобусы распространяется новое требование
Закон этого не уточняет. Т.е. на все кроме указанных в пункте 24 части 1 статьи 12
Когда нужно получить лицензию
Закон предусматривает переходный период. Получить лицензию нужно до 29 июня 2019 года.
В этот срок должны уложиться:
— компании, которые сейчас перевозят людей автобусами (как профессионально, так и по заказам или для собственных нужд);
— компании, которые только начнут такие перевозки до 1 марта.
Если организация намерена начать перевозки в период с 1 марта до 29 июня 2019 года, то получить лицензию необходимо до начала этой деятельности. Полагаем, что в таком порядке нужно будет действовать и тем, кто начнет выполнять перевозки и после 29 июня 2019 года.
Как получить лицензию
Компания должна будет подать заявление лицензирующему органу (сейчас это Ространснадзор) о включении информации об автобусе в реестр лицензий. Сделать это можно и в электронном виде.
Лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить юрлицу выписку из положительного решения или уведомление об отказе.
Перевозить людей в автобусах, которые не числятся в реестре, будет запрещено.
Более подробные требования установят позже.
Будут ли послабления для действующих профессиональных перевозчиков
Компаниям с действующей лицензией потребуется получить новую. Ее предоставят, не проводя внеплановую документарную проверку. Однако в следующих случаях проверка обязательна:
— реорганизация компании в форме преобразования;
— изменилось наименование юрлица, адрес места нахождения.
Компаниям с действующей лицензией не нужно будет указывать в заявлении реквизиты документов о соответствии лицензионным требованиям и прилагать их копии.
Источник: ohranatruda.ru
Лицензия на грузоперевозки
Получение лицензии на грузоперевозки в России – процедура непростая и трудоемкая. Для оформления лицензионной деятельности необходимо пройти множество инстанций и собрать необходимый пакет документов для подачи на получение лицензионного разрешения.
Но сегодня процесс лицензирования государством становится все более упрощенной системой в плане отбора деятельностей, подлежащих лицензированию, а многие ранее лицензируемые отрасли и впрямь стали саморегулируемыми.
Ранее лицензия на перевозку грузов в России оформлялась в обязательном порядке на перевозчика, чьи грузы составляют массу более 3,5 тонн. Но в начале двухтысячных годов Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ было отменено.
Необходима ли лицензия на грузоперевозки сегодня?
Лицензия для грузовых перевозок автотранспортом в России фактически отменена и требует оформления только для отдельных видов грузов.
Зачастую лицензирование грузовых перевозок — это часть лицензируемой деятельности. К примеру, в РФ необходимо получать фармацевтическую лицензию, которая включает в себя перечень видов работ: изготовление, продажу, хранение, транспортировку и отпуск лекарственных товаров. Как видно, лицензия на грузоперевозку входит в перечень конкретной лицензируемой деятельности.
Как правило, такие лицензии оформляются компаниям, которые помимо транспортировки занимаются производством опасных товаров и другими видами деятельности в составе лицензированной отрасли, и в редких случаях также компаниям, предоставляющим услуги по перевозке грузов автотранспортом.
Виды грузоперевозок, подлежащие лицензированию
Существуют отдельные категории, на которые необходима лицензия на перевозку грузов автотранспортом:
- транспортировка опасных отходов (более подробно читайте в статье: «Лицензия на перевозку отходов автомобильным транспортом: сколько стоит и как получить?»);
- транспортировка этилового спирта более 25% (подробнее можно ознакомиться в статье: «Лицензия на перевозку спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автомобильным транспортом«).
На эти деятельности оформляются официальные лицензии государственного образца.
Необходимо учесть, что дополнительно подлежат лицензированию, а точнее получению допуска, международные перевозки грузов на автотранспорте. Они называются международными карточками.
Лицензия на перевозку опасных отходов
Наиболее востребованной лицензируемой деятельностью является транспортировка отходов I – IV класса опасности. Сюда включены и ТБО отходы, которые утилизируются управляющими компаниями. Грузовые компании, осуществляющие перевозку грузов автотранспортом, зачастую также предоставляют услуги по вывозу товарно-бытовых отходов. Эта деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Как оформить лицензию
Оформить документ можно как своими силами и подготовить всю необходимую документацию или обратиться в специализированную консалтинговую компанию.
- наличие специально оборудованных автосредств, принадлежащих на любых законных условиях;
- наличие профессионально подготовленных сотрудников с официальными разрешениями.
Более подробно о требованиях к перевозке опасных грузов можно прочитать в статье: «Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом».
Документы, необходимые для получения лицензии на грузоперевозки
- документы о собственности или аренде специальной автотехники (ПТС или Договор аренды);
- копии документов на ИП и работников, подтверждающие право работы с ОПО;
- копию документов ответственного работника для юр. лица (приказ о назначении, свидетельство о повышении квалификации).
Выдает лицензию Росприроднадзор через 45 дней после отправления заявки. Лицензия бессрочная и действует на всей территории РФ.
Стоимость оформления лицензии на грузоперевозки
Для первого оформления необходимо оплатить госпошлину в размере 7 500 руб., 3 500 за переоформление и 750 руб. за предоставление дубликата.
Ответственность за отсутствие разрешения
Ответственность за перевозку опасных отходов без разрешения бывает различных видов, но стандартно ограничивается денежными штрафами. Понятное дело, что сумма штрафных санкций будет зависеть от опасности перевозимого объекта. И чем он опаснее, тем больше будет ответственность и, соответственно, сумма штрафа.
К примеру, штрафы за транспортировку опасных грузов без разрешения предусмотрены ст.14.1 КоАП и могут составлять:
- для водителя — до 2 500 руб.;
- для должн. лица — до 5 000 руб.;
- для юр. лица — до 50 000 руб.
Более подробно о правилах оформления специального разрешения на транспортировку особо опасных грузов можно ознакомиться в статье: «Специальное разрешение на перевозку особо опасных грузов».
Штрафы за нарушения требований лицензирования, в том числе грубых
Опасный груз может причинить вред здоровью третьих лиц и окружающей среде, поэтому лицензии на грузоперевозки опасных грузов выдаются при соблюдении лицензиатом ряда требований. Также необходимо соблюдать лицензионные требования при осуществлении деятельности, поэтому при нарушении данного аспекта, вводятся штрафные санкции административной и даже уголовной ответственности при грубых нарушениях и причинению вреда здоровью.
Штрафы за нарушение лицензионных предписаний, в том числе и грубых, предусмотрены ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях и могут составлять:
- для водителя — до 8 000 руб.;
- для должн. лица — до 10 000 руб.;
- для юр. лица — до 200 000 руб.
Лицензия на перевозку спирта
Данный вид, как правило, оформляется в составе других видов деятельности (производство спирта, хранение и т.д.), но может оформляться и для целей конкретно транспортировки. Регулируется Положением о лицензировании этилового спирта от 28.06.2012 г. №648 и оформляется только на юридических лиц.
Необходимые документы
Среди основных необходимы следующие документы:
- заявление, квитанция об оплате госпошлины, уставные и учредительные документы;
- справка о состоятельности компании;
- на специальные автосредства для перевозки;
- на специальное оборудование учета алкогольного товара при перевозке.
Ответственность за отсутствие разрешения
В соответствии со 14.17.2 КоАП штраф для водителя составляет до 5.000 рублей с полной конфискацией перевозимого товара. Рассмотрение дел о незаконной перевозке юридическими лицами носит комплексный характер и рассматривается в частном порядке.
Лицензионные карточки
После получения нужной лицензии на определенный вид перевозок также соответствующим контролирующим органом выдаются необходимые лицензирующие карточки. Они необходимы водителю и, каждая карточка соответствует определенному транспортному средству. Такие карточки бывают:
- Синего цвета. Выдается для транспортировки продукции собственного производства.
- Белого цвета с синей линией по диагонали. Нужна при перевозке опасных грузов, которые необходимо доставлять для бесперебойной нормальной деятельности компании.
- Белого цвета с зеленой линией по диагонали. Требуется при международной транспортировке опасных грузов.
- Белого цвета с красной линией по диагонали. Выдается, когда опасный груз предполагается перевозить по территории России.
- Красного цвета. Перевозка другой продукции, требующей получения лицензии, по территории РФ.
- Зеленого цвета. Международная транспортировка иных товаров, требующих получения лицензии.
Сравнительная характеристика разных лицензий
Подводя итог всему вышесказанному, ниже представлена таблица, характеризующая три виды лицензий, получение которых является обязательным в России.
Наименование | Лицензирующий орган | Срок оформления (дней) | Госпошлина (руб) | Срок действия |
На перевозку опасных отходов | Росприроднадзор | 45 | 7 500 | бессрочно |
На перевозку алкогольной продукции более 25% | Росалкогольрегулирование | 30 | 800 000 | 5 лет |
Международные автоперевозки | Госавтонадзор | до 30 | 7 500 | От 1 до 5 |
Таким образом действует законодательство, регулирующее лицензирование перевозок.
Знание и понимание процесса лицензирование грузовых перевозок автотранспортом позволит не только избежать финансовых потерь и проблем с контролирующими органами, но и обеспечить безопасность всем участникам дорожного движения. Надеемся, данная статья была для вас полезной.
Источник: operevozke.ru