Строительство Иерусалимского храма, описанного в 3 Цар. 5-7, девтерономические авторы VI-V вв. приписывают царю Соломону, якобы правившему Израилем и Иудеей в Х в. К настоящему времени установлено, что «царство Соломона от Египта до Евфрата» является поздним мифом. Согласно археологическим и внебиблейским письменным данным, о развитой государственности в Израиле можно говорить лишь с середины IX в., а в Иудее – с середины VIII в. Если Соломон и существовал в действительности, он был не более чем племенным вождём, правившим лишь Иерусалимом и его окрестностями, и строительные проекты, приписываемые ему поздними текстами, были ему просто не по силам. Когда в таком случае мог быть построен храм, о котором говорится в 3 Цар. 5-7?
Ключевым для ответа на этот вопрос является упоминание в связи со строительством храма тирского царя Хирама, к которому Соломон обращается с просьбой: «Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана» (3 Цар. 5, 6).
Царь Тира исполняет просьбу иудейского правителя: «И послал Хирам к Соломону сказать: я выслушал то, за чем ты посылал ко мне, и исполню всё желание твоё о деревах кедровых и деревах кипарисовых; рабы мои свезут их с Ливана к морю, и я плотами доставлю их морем к месту, которое ты назначишь мне, и там сложу их, и ты возьмёшь. И давал Хирам Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые» (3 Цар.
Древнейший Рим. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс
5, 8-10). Помимо поставки древесины, слуги тирского царя тесали камни для храма (3 Цар. 5, 17-18), а медник из Тира, тоже по имени Хирам, сделал для него все медные вещи (3 Цар. 7, 13-45).
Единственный засвидетельствованный историческими источниками царь Тира по имени Хирам правил в 730-х гг. до н.э. В 738 г. он упоминается среди данников ассирийского царя Тиглат-Паласара III. В 733 г. он вступил в антиассирийский союз с арамейским царём Дамаска Рецином, но был разгромлен и принуждён вновь признать над собой верховную власть Ассирии. Сохранилось адресованное Тиглат-Паласару письмо, содержащее отчёт ассирийского наместника в Тире Набу-Шезиба, в котором тот сообщает, что запретил Хираму перевозить в Тир срубленное им в Сидоне священное дерево. Хирам был свергнут с тирского престола в 729 г.
Современником Хирама Тирского в Иудее был царь Ахаз, твёрдо придерживавшийся проассирийской политики. В 733 г. он отказался присоединиться к союзу против Ассирии, созданному арамейским царём Рецином и израильским царём Факеем. Тогда эти два правителя пошли войной на Ахаза, желая свергнуть его и посадить на его место некоего арамея («сына Тавеилова»).
В ответ правитель Иудеи обратился за помощью к Ассирии: «И послал Ахаз послов к Тиглат-Паласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Яхве и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4 Цар. 16, 7-9).
История 5 класс (Урок№14 — Китай в древности.)
Уничтожение Сирийского царства и жестокий разгром Израильского царства ассирийцами вкупе со статусом преданного вассала Ассирии сделали Ахаза самым могущественным из сиро-палестинских правителей. Обычным символическим следствием приобретения подобного статуса было монументальное храмовое и дворцовое строительство.
Конечным источником своих успехов царь Иудеи должен был считать своего бога, т.е. Яхве. Особое яхвистское благочестие Ахаза видно уже по тому, что он (вероятно, в разгар войны с Сирией и Израилем) принёс в жертву всесожжения Яхве своего наследника: «сына своего провёл через огонь» (4 Цар. 16, 3).
По всей видимости, ответом на это благочестивое деяние было переданное устами пророка Исайи обещание Яхве дать Ахазу нового наследника – «Еммануила» (Ис. 7, 14).
Естественным действием со стороны Ахаза в таких обстоятельствах было строительство нового храма Яхве, а скорее, перестройка старого, потому что не приходится сомневаться, что подобный храм существовал в Иерусалиме уже длительное время. Одновременно требовалось возведение и нового царского дворца.
Вопреки распространённому заблуждению о том, что Иерусалимский храм был общенародным общедоступным святилищем, он являлся дворцовым храмом, доступ в который имели лишь единицы избранных, в основном жрецы и придворные. Согласно сообщениям девтерономических историков, храм имел размеры 60 х 20 х 30 локтей (3 Цар. 6, 2), а дворец – 100 х 50 х 30 локтей (3 Цар. 7, 2), т.е. храм был примерно в два раза меньше дворца.
За образцами для новых монументальных построек, которых до того времени не знала провинциальная Иудея, Ахаз должен был обратиться к более культурно развитым северным соседям. С подобными образцами он имел возможность познакомиться воочию, когда в 732 г. ездил в Дамаск, чтобы лично выразить покорность находившемуся там ассирийскому царю: «И пошёл царь Ахаз навстречу Тиглат-Паласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии жрецу изображение жертвенника и чертёж всего устройства его. И построил жрец Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска» (4 Цар. 16, 10-11).
Рельеф с керувом из храма Хадада в Дамаске
Можно предположить, что не только жертвенник, но и весь храм Хадада (Ваала) в Дамаске, построенный в IX в. царём Азаилом, послужил основным вдохновением для нового храма Яхве в Иерусалиме. От самого храма Хадада, на месте которого сейчас находится мечеть Омейядов, сохранился лишь один рельеф с изображением керува, однако о сирийских храмах данного периода можно составить представление по остаткам храма, раскопанным в местечке Айн-Дара к северо-западу от Алеппо. Храм был основан в XIII в. и погиб в конце VIII в., видимо, в ходе ассирийского вторжения. Точно не известно, какому божеству он был посвящён, высказываются предположения, что Ваалу или Аштарт.
Храм в Айн-Дара имеет чрезвычайное сходство с описанием «храма Соломона» в 3 Цар. 5-7. Оба храма имели притвор (евр. ’ulam) с колоннами по сторонам, собственно храм (евр. heḵal) и святое святых (евр. dəḇir), двор с водоёмом для обрядовых омовений, были украшены изображениями львов, керувов и пальм, имели примерно одинаковые размеры и т.д.
Всего насчитывается более 30 черт сходства между храмами в Айн-Дара и Иерусалиме. Важно отметить, что одной из этих черт были «боковые комнаты» вдоль трёх стен храма (3 Цар. 6, 5-10), которыми сирийских храм был обнесён только на последнем этапе своего существования, в IX-VIII в., т.е. в эпоху, непосредственно предшествующую строительной деятельности Ахаза.
Храм в Айн-Дара – общий вид
Девтерономические авторы сообщают об участии в строительстве «храма Соломона» мастеров не только из Тира, но и из Сидона (сидонян) и Библа (гивлитян): «Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана…, ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне» (3 Цар. 5, 6); «Обтёсывали же их (т.е. камни) работники Соломоновы и работники Хирамовы и Гивлитяне, и приготовляли дерева и камни для строения дома» (3 Цар.
5, 17-18). У нас нет никаких свидетельств о том, что в Х в. (т.е. в «эпоху Соломона») царь Тира управлял Сидоном и Библом и мог заставить их жителей выполнять работы для иудейского царя. В конце VIII в. Тир, Сидон и Библ находились под верховной властью Ассирии. Вполне представимо, что Тиглат-Паласар мог поощрить своего преданного вассала Ахаза, приказав своим провинившимся финикийским вассалам помогать ему в его строительных проектах. Договорённость об этом, по-видимому, была достигнута во время посещения Ахазом своего ассирийского сюзерена в Дамаске в 732 г.
Поскольку постройки Ахаза были возведены при участии финикийцев, вполне естественно ожидать, что помимо сирийского, на них сказалось и финикийское влияние. Новый царский дворец назывался «домом леса ливанского», потому что его крыша покоилась «на четырёх рядах кедровых столбов» (3 Цар. 7, 2). Такая же конструкция с четырьмя рядами столбов была обнаружена археологами в финикийском храме Аштарт, построенном в VIII в. в городе Китионе на острове Кипр.
В «святая святых» «храма Соломона» находился пустой престол, образованный двумя керувами (по всей видимости, представлявшими собой крылатых львов с человеческими головами, т.е. сфинксов) (3 Цар. 6, 23-28). Престолы из сфинксов, на которых восседают цари и божества, впервые появляются ок. XIII в. до н.э. на территории Сирии.
Позднее на финикийском побережье встречаются вотивные изображения образованных керувами престолов, большинство из которых пусты и, судя по их конфигурации, такими изначально и предполагались. Самые ранние из подобных престолов, найденных к настоящему времени, датируются VII в. до н.э., но можно законно предположить, что этот обычай аниконического изображения божества бытовал в Финикии уже в восьмом столетии, в конце которого он был принесён финикийцами в Иерусалим.
Образцы финикийских пустых престолов с керувами
Аниконизм был присущ яхвистскому культу изначально, уже на его прародине – среди кенитско-мидианитских племён Эдома. Обычной иконой Яхве была постава (maṣṣeḇa) – отвесно установленный необработанный камень. После проникновения яхвистского культа в Ханаан, отождествления Яхве с Элом и присвоения им супруги Эла Ашеры постава стала также иконой Ашеры.
По всей видимости, две каменные «скрижали», находившиеся в «ковчеге завета» (3 Цар. 8, 9), были именно такими иконами Яхве и Ашеры. Принесённый финикийцами образ пустого престола божества, таким образом, легко вписался в эту иудейскую аниконическую традицию.
Из сказанного можно сделать вывод, что храм, описываемый в 3 Цар. 5-7 как «храм Соломона», был на самом деле построен (или, скорее, перестроен из более древней постройки) иудейским царём Ахазом после 732 г. Для девтерономических авторов Ахаз был антигероем, который «не делал угодного в очах Яхве… и даже сына своего провёл через огонь… и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом» (4 Цар. 16, 2-4). Кроме того, он был преданным вассалом Ассирии и осуществлял свои строительные проекты при непосредственном покровительстве ассирийского царя Тиглат-Паласара. Это объясняет стремление девтерономических авторов скрыть тот факт, что иерусалимский храм Яхве, существовавший в последние полтора столетия Иудейского царства, был в действительности плодом трудов царя Ахаза.
Ассирийский царь Тиглат-Паласар III – покровитель строительства «храма Соломона»
Источник: aquilaaquilonis.livejournal.com
Типовые (экзаменационные) варианты ВПР 2022 по ИСТОРИИ 5 класс (задания и ответы)
ВПР 2022. Проверочная работа 2022 года. Задания и ответы к двум тренировочным вариантам всероссийских проверочных работ по 2022 года. Экзаменационные варианты составлены в соответствии с демоверсиями ВПР 2022 года. С большой вероятностью многие разобранные экзаменационные (типовые) варианты и примеры попадутся вам на официальном ВПР.
Задания: 1 вариант | 2 вариант
Ответы: 1 вариант | 2 вариант
Еще больше вариантов ВПР: Купить
Смотреть онлайн 1 вариант:
Смотреть онлайн 2 вариант:
Интересные задания
1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.
2. Прочтите отрывок из сочинения древнего философа и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Геронтов Ликург назначил сначала, как говорят, из лиц, принимавших участие в его замысле.
Впоследствии же он установил порядок, чтобы на место умершего назначали из людей свыше 60 лет от роду, кто будет признан наилучшим по доблести. И это казалось величайшим и наиболее достойным соревнованием среди людей. Надо было быть признанным на суде не самым быстрым среди быстрых и не самым сильным среди сильных, но самым лучшим и самым благоразумным среди добрых и благоразумных, чтобы потом всю жизнь обладать в качестве победной награды всею, так сказать, силой в государстве, имея власть карать смертью и лишать гражданской чести и вообще решать самые важные дела. А происходил отбор следующим образом: когда собиралось народное собрание, избранные для произнесения суждения люди запирались в стоящем поблизости помещении, так что они не видели происходящего и сами оставались скрытыми, а только слышали крики участников народного собрания…».
3. Выбранная тема: (укажите букву в перечне).
Прочтите список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной Вами теме.
Филистимляне, Амон-Ра, «сын неба», фаланга, сатрап, санскрит. Объясните смысл этого слова (словосочетания).
4. Выбранная тема: (укажите букву в перечне). Прочтите список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме. Бой в Фермопильском ущелье, строительство храма Соломона, правление царя Ашоки, жизнь по законам царя Хаммурапи, строительство Великой стены, завоевания Тутмоса III.
Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе). Ваш рассказ должен содержать не менее двух исторических фактов.
7. Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), имевшее большое значение для Вашего региона или населённого пункта.
8. Какое значение имело названное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона или населённого пункта?
Источник: co8a.ru
Используя знания по истории Расскажите о строительстве храма Соломона
В правлении Соломона государство достигло наивысшего расцвета и могущества.О Соломона сохранилось много легенд и сказаний.Особенно прославился Соломон строительством в Иерусалиме храма Яхве , который не уступал по великолепию лучшим египетским и вавилонский храмам.Царь Тира прислал в Иерусалим самых искусных финикийских ремесленников и мастеров.Храм стал центром поклонения Яхве , единственным храмом единого Бога.
Храм, который возвёл Соломон был очень красив. Стены храма были выложены из кедра, а полы- из дерева кипариса. Лучшие финикийские мастера изготавливали для храма украшения из золота, серебра и бронзы.
Храм возвели на холме. Посреди болшього двора стоял жертвенник- место для жертв Богу Яхве. В глубине храма находилось небольшое помещение без окон, где во мраке стоял ларец. В том ларце хранились каменные скрижали с заповедями. Заходить сюда имел право лишь верховный жрец.
Иерусалимский храм стал единственным местом поклонения Богу Яхве. Все, кто верил в Бога Яхве и его завет- договор с еврейским народом, считали этот храм своей главной святыней.
СССР — не принимал НИ ЧЬИХ предложений- он предлагал сам, и часто силой. Германия не нужна была,как партнер, только как потенциальный противник.
Доктрина коммунистов сама тяготела к мировому господству а тут гитлер с социал демократами которых сталин в ссср привратил в лагерную пыл.
Потому что Сталин понимал, что с вступлением Англии и США в войну участь была неминуемой! У Тройственного союза не хватало ресурсов !
Ледовое Побоище — Ливонский орден и Дания против Новгорода
Невская битва — Шведы с Новгородом
Битва на Калке — татаро-монголы против русских
Стояние на Угре — Русские и татаро-монголы
Ответ:
Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.
Объяснение:
Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
Переодизация истории средневекового Востока. С учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в истории Востока выделяют следующие этапы:
I-VI в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
XIII вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
XIV-XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
Восточные цивилизации. Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.
Источник: otvet.ya.guru