Храм Василия Блаженного был построен по приказу царя Ивана Грозного в память событий Казанского похода. Собор в народе именовался Покрова на Рву: он был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из приделов храма был похоронен Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название.
Согласно легенде, Василий Блаженный, самый чтимый на Руси юродивый, ходил голым круглый год и сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал через правое плечо. Никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью отдал их Ивану Грозному — на строительство храма. Сам царь потом нес его гроб.
Сэкономь на путешествии!
Основные моменты
Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек — Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.
Загадки Собора Василия Блаженного. Мечеть на красной площади?
Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий — храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом — по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.
До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI—XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.
Храм славен своими подземными ходами. Например, под приделом Иоанна Милостивого обнаружили замурованную комнату.
Имейте в виду, что фотографировать внутри можно только для себя, без штатива и специального освещения. Во всех иных случаях нужно заключать договор с Историческим музеем. При входе в собор можно купить экскурсию на русском или английском.
Перед собором Василия Блаженного стоит памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время. Они почитаются как герои-освободители от иноземного ига. Любопытно, что скульптору Ивану Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.
Покровский собор — Храм Василия Блаженного
Источник: wikiway.com
ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ
ВАСИ́ЛИЯ БЛАЖЕ́ННОГО ХРАМ (Покровский собор что на Рву), памятник архитектуры на юж. стороне Красной площади , в Москве. Построен в 1555–1561 зодчими Бармой и Постником в ознаменование победы над Казанским ханством и во славу павших рус. воинов на месте, где первоначально находились каменный Троицкий храм и 7 дерев. церквей.
Согласно заданию, собор должен был состоять из 8 отд. церквей во имя тех святых и религ. праздников, которые чествовались в дни решающих боёв за Казань. Строители собора создали оригинальную и сложную композицию: между 4 осевыми столпообразными 8-гранными приделами (Св. Троицы, в честь Великорецкой иконы Свт.
Николая, Входа Господня в Иерусалим, Святых Киприана и Иустины) расположены 4 меньших по высоте (Трёх Патриархов Константинопольских, Прп. Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Священномученика еп. Григория – просветителя Вел.
Армении); те и другие увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними 9-й, столпообразной, церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все церкви объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Храм был выстроен из кирпича, а его фундаменты, цоколь и ряд деталей выполнены из белого камня. В 1588 в храм были перенесены мощи известного юродивого св. Василия Блаженного ; к сев.-вост. углу храма был пристроен 10-й придел, освящённый в его честь. В 1672 над могилой блаженного св.
Иоанна Московского («Большого колпака», похоронен в 1589) с юго-востока пристроен 11-й придел – Ризоположения (с 1680 Рождества Пресвятой Богородицы, в 1916 переосвящён во имя св. Иоанна Блаженного). Возможно, в 1680-х гг. построена шатровая колокольня.
Облик собора вначале был более строгим, но ему уже были присущи своеобразные черты – многочастность композиции, отсутствие акцентированного гл. фасада, преобладающее значение пластически богатого внешнего облика при сравнительно небольших внутр. помещениях. Позже асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (с кон.
17 в. их покрытия не раз менялись, форма также была изменена со шлемовидной на узорную луковичную), орнаментальная роспись снаружи и внутри храма, многоцветная раскраска стен усилили его живописность. Храм пережил неск. пожаров, неоднократно восстанавливался, реставрировался. Ныне – филиал Гос. историч. музея. Службы возобновлены с 1991. В числе др. объектов Красной пл. включён в список Всемирного наследия.
Источник: bigenc.ru
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
1 сентября — 31 октября : 11:00–18:00, ежедневно
1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно
1 мая — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно
31 декабря и 1 января: закрыт
Первая среда месяца — санитарный день
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.
В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.
Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.
Купола собора Василия Блаженного
Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.
По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.
Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.
История собора
Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.
Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.
Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.
По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.
В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.
Часы работы храма Василия Блаженного
В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:
- 31 декабря и 1 января музей не работает.
- 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
- 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
- 1 мая — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
- Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.
В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.
В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.
Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.
Богослужения в храме на Красной площади
Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.
Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.
Как попасть в храм Василия Блаженного
Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.
Цены на билеты в собор Василия Блаженного:
- Для взрослых — 500 руб.;
- Студентам-очникам; лицам 7–17лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 250 руб.;
- пенсионерам РФ и СНГ — 250 руб. по будням и 500 руб. в выходные и праздничные дни.
В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.
Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.
О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.
Экскурсии в храм Василия Блаженного
Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.
Билеты и аудиоэкскурсии
Также узнать много нового об истории этого архитектурного памятника можно в рамках обзорных прогулок по Красной площади в сопровождении гида проекта Эксперты.Туристер.Ру.
Как добраться
Храм входит в ансамбль Красной площади с южной стороны, поэтому добираться до него удобно не только классическим способом, на метро, но и наземным транспортом — на автобусах № 158, м5 до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. От остановки останется совсем немного пройти к храму через Васильевский Спуск.
От московских вокзалов удобнее сесть на метро и выйти на одной из многочисленных станций в пешей доступности от Красной площади (в зависимости от выбранной ветки метро): «Охотный Ряд», «Театральная», «Площадь Революции», «Китай-город».
Вход с Красной площади. Панорама от Google Maps
Панорама собора Василия Блаженного со стороны Васильевского Спуска
Источник: www.tourister.ru
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, Покровский собор, храм Василия Блаженного на Красной площади – названия одного и того же памятника русского зодчества XVI столетия.
В путеводителях по столице чаще всего вы увидите именно этот собор. Он считается неофициальным символом Москвы. Храм находится под охраной ЮНЕСКО как выдающийся объект Всемирного наследия.
Собор существует в двух ипостасях. Это музей «Покровский собор», являющийся филиалом Государственного Исторического музея, и в то же время православный храм, в котором проводятся богослужения. Собор объединяет одиннадцать церквей, их еще называют приделами. Часть из них освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань.
Он был сооружен как мемориальный памятник в честь покорения Казанского ханства и интерьерной экспозицией само по себе является все внутреннее убранство. Музейное вмешательство с точки зрения наполнения экспозициями здесь минимальное и деликатное.
История храма Василия Блаженного
Покровский собор и Лобное место, 1634г. гравюра из книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно»
Обет Ивана Грозного
До XVII века на этом месте стоял деревянный Троицкий храм, который смотрел на Московский Кремль через фортификационный ров. На паперти и в окрестностях Троицкого храма провел много лет юродивый Василий Блаженный.
После двух неудачных походов на Казань царь Иван Грозный дал обет – в случае победы построить невиданный доселе на Руси храм. 2 октября 1552 года русское войско одержало эту победу. Случилось это на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы, и отныне Казанское ханство было присоединено к Московии.
Собор построили за 6 лет, в 1561 году он был закончен и получил название Собор Покрова Богородицы, что на Рву. До сих пор не утихают споры специалистов об авторстве сооружения. По одной версии это были псковские мастера Постник и Барма, по другой – неизвестный итальянец.
После возведения в XVI веке он был красно-белым. Цветными изразцами был декорирован только шатер Покровской церкви. Остальные росписи на куполах появились в XVIII веке, когда Екатерина II выделила средства на ремонт собора.
Собор в XVIII – XIX веках
Первый снимок храма Василия Блаженного, 1842 год
На протяжении существования собора его дорабатывали и дополняли. Значительным изменениям он подвергся по указу Екатерины Великой. Именно в этот период и появилось знакомое нам многоцветие в куполах и росписях. Помимо цвета после ремонта появилась крытая паперть церкви Василия Блаженного.
Когда во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву, они разместили в подклете Покровского собора лошадей. Также были разграблены церковная утварь и иконостасы. Это было надругательством над святым местом. Вскоре они жестоко поплатились в том числе и за это.
Когда же Наполеон вознамерился взорвать храм, начался ливень и затушил фитили у пушек.
Подобных легенд и загадок на веку московского храма Василия Блаженного довольно много. Из достоверных сведений можно назвать то, что регулярные богослужения в этот период проходили в единственной отапливаемой церкви Василия Блаженного. С той поры в народе и укрепилось второе название.
Собор после Октябрьской революции
Храм Василия Блаженного, 1939 год
После революции начался период атеизма и службы в церквях собора были прекращены. Как символ славы русского оружия и архитектурный шедевр он был взят под государственную охрану. В 1923 году в нем был открыт музей.
Несколько раз во время реконструкций Москвы храм был под угрозой уничтожения. На его защиту встал известный реставратор Павел Барановский. Музейщикам постоянно приходилось идти на хитрости: на иконостасе они разместили антирелигиозные цитаты Маркса и Ленина.
Выстоял музей и во время Великой Отечественной войны. Он был замаскирован от воздушных налетов и не прекращал своей работы.
Покровский собор в наши дни
Какие бы невзгоды не случались с памятником, национальное значение его ни разу не умалялось: ни в петровские времена увлечения западными веяниями, ни в годы воинствующего атеизма, ни в новейший период. Последняя масштабная реставрация проведена в первое десятилетие нынешнего века.
В настоящее время храм Василия Блаженного — одна из визитных карточек Москвы. На экспозиции «Святыни Покровского собора» вы увидите макет этого историко-архитектурного сооружения, а также вериги, монеты, хоругви и другие раритеты.
В церковные дни Покрова и Василия Блаженного проходят богослужения. А у раки святого Василия Блаженного по воскресеньям читается акафист.
Описание храма Василия Блаженного и архитектурные особенности
Этот узорчатый храм является единичным. Аналогов такой архитектурной форме в стране нет. Неслучайно он так привлекает современных дизайнеров, черпающих идеи из этого кладезя национальной культуры.
Многие искусствоведы усматривают в произведении архитектуры османские мотивы. Другие говорят о готическом почерке. Третьи – о выражении древнерусской клети в каменном кубе и развитии исконных форм русского зодчества. Таким образом, речь идет об уникальном редком сплаве множества стилей.
Особенным образом это выражается в разных образах одиннадцати куполов. Европейский, индийский, мавританский. Самую высокую точку занимает золотая русская глава.
Вместе с подклетом храм Василия Блаженного в Москве имеет высоту 65 метров. Сами церкви от 20 до 40 метров. Девять храмов с толщиной стен 3 метра в основном комплексе, а также колокольня вместе с приделом Василия Блаженного кажутся внушительных размеров. На самом деле в каждой церкви помещается не более 20 человек.
Специалисты полагают, что древние мастера были знакомы с чертежами круглого храма из девяти церквей Леонардо да Винчи. Шатровая церковь в центре и восемь боковых церквей представляют собой цельный храмовый комплекс. При этом каждая из церквей имеет собственные очертания, алтарь, вход и свое посвящение.
Этот храмовый ансамбль можно сравнить с хором, где каждый ведет свою партию для совместного исполнения и хоровой звучности.
План-схема храма Василия Блаженного
Девять столпообразных храмов с ярусами кокошников создают зрительную иллюзию таковой, что туристы считают его пятиэтажным. На самом деле у собора всего два яруса: нижний – из белого камня, верхний – из кирпича. Внутри соборов открывается свободное пространство снизу доверху.
По задумке собор не имел единого фасада. Можно было обходить его по кругу и входить со всех сторон света. Позже с западной стороны пристроили крыльцо, после чего именно этот вход условно обозначил фасад.
Внутреннее убранство храма и его святыни
Описание храма Василия Блаженного задача трудоемкая. Одно только знакомство с покрытыми росписью стенами займет множество страниц. В растительном орнаменте собора нет двух одинаковых цветков.
Старинные фрески, 9 иконостасов в разных стилях, 400 икон, полуколонны, порталы, арки – все это пласты для изучения еще ни одним поколением специалистов и любителей российской истории.
Давайте пройдем по церквям и помещениям этого архитектурного ансамбля, узнаем, на что обратить особое внимание, а также поймем, почему Покровский собор во всем мире знают, как храм Василия Блаженного.
Подклет
Подклет храма Василия Блаженного в Москве
Подклетом в православных храмах называют цокольный этаж. Уникальностью инженерного решения считают отсутствие мощного глубокого фундамента. Ансамбль церквей опирается на единый подклет со сводами. Трехметровая толщина кирпичных стен подклета держит на себе весь комплекс строений.
Для прочности конструкции подклет разделен на несколько помещений с нишами. Поэтому здесь было удобно и безопасно хранить царскую казну. Сегодня в экспозиционных нишах можно увидеть сундуки богатых горожан Москвы XVI века: за плату они хранили здесь свои ценности от воров и пожаров.
Икона святого Василия Блаженного конца XVI века
Из находящихся в подклете икон отметим самую древнюю — икону конца XVI века, написанную для Покровского собора. Это икона святого Василия Блаженного.
Галереи и крыльца
Собор имеет внешние и внутренние галереи. Арочные галереи также придают устойчивость сооружению. Внешняя обходная галерея со сводом опоясывает по периметру все архитектурное сооружение. В старину такие галереи назывались гульбищами.
Вокруг центральной Покровской церкви проходит галерея внутренняя. Из нее можно попасть в боковые церкви. В какой бы точке этой галереи вы не находились, вы всегда увидите четыре храма. Освещается она слюдяными фонарями XVII века.
Из внутренней галереи есть выходы на высокие крыльца. Высокое крыльцо в древнерусской архитектуре было традиционным. В отличие от боярских и царских палат храм Василия Блаженного был построен с открытыми лестницами. И только через столетие их украсили расписными шатрами.
Церковь Василия Блаженного
Рака с мощами Святого Василия Блаженного
Напомним, что престолы церквей Покровского собора чаще всего освящались в честь праздников, на дни которых приходились решающие военные бои с Казанским ханством.
Однако церковь Василия Блаженного посвящена почитаемому московскому святому – юродивому Василию. Чем же он это заслужил?
Он был обличителем человеческих страстей и заступником города. Об этом подвижнике и прозорливце существует множество преданий. Сам Иван Грозный побаивался хлестких слов юродивого.
Собранные на паперти деньги Василий Блаженный по легенде передал царю на строительство храма. Прозорливца похоронили рядом с возводимым собором согласно завещанию. Вскоре на месте захоронения стали происходить чудеса, и Василий был канонизирован.
По приказу следующего царя, Федора Иоанновича, над захоронением Божьего человека к Покровскому собору пристроили церковь его памяти. После открытия церкви ожил и весь Покровский собор, ибо прихожан стало больше. Люди приходили поклониться мощам Василия Блаженного. Именно с того периода и укоренилось за ансамблем Покровского собора второе название – храм Василия Блаженного.
Над мощами находится почитаемая московская святыня – рака. Подлинная рака была разрушена в период Смутного времени, наши современники видят ее копию. Мощи святого признаны чудотворными.
В ризнице собора хранится Пелена на раку с изображением Василия Блаженного, вышитая по приказу царицы Ирины Годуновой в благодарность за духовные подвиги святого.
В этой же церкви расположен иконостас с заворотом. Старинные иконы продолжены на боковые стены.
Церковь Александра Свирского
Купол церкви Александра Свирского
Все соборные храмы ориентированы по сторонам света. Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского. В день памяти святого во время осады Казани татарская конница была разбита на Арском поле.
В иконостасе вы увидите лучшие образцы русского иконописного искусства конца XVI века из Новгорода, Ростова и Москвы. Первоначальный интерьер реставрировали в 1920-х, а затем в 1980-х годах.
Церковь Варлаама Хутынского
Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского
6 ноября 1552 года выпало на день памяти преподобного Варлаама Хутынского. В этот день Иван Грозный торжественно въехал в Москву, возвратившись из Казанского похода. В честь этого новгородского святого и была освящена юго-западная церковь.
Своды освещает паникадило XV века. Оно самое древнее в соборе. В данном приделе нарушена симметрия, он как бы вытянут. Это было продиктовано необходимостью прохода из этой церкви в церковь Покрова Богоматери.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим
Этому же торжественному въезду после взятия Казани посвящена и западная церковь по ассоциации с праздником Входа Господня в Иерусалим.
Убранство этого храма отличается особой торжественностью декора. У храма был особый статус – сюда на Вербное Воскресенье из Успенского собора Кремля совершалось церемониальное шествие. Царь вел под уздцы осла, на котором восседал митрополит.
Иконография церкви вся посвящена данной теме. Среди икон можно увидеть как изображение вербы, так и изображение пальмовых ветвей.
Церковь Григория Армянского
Икона XVI века «Александр Невский в житии»
Эта церковь ориентирована на северо-запад. Освящена во имя просветителя Армении Григория, просветителя Великой Армении, обратившего в веру ее царя.
Память святого праздновалась в день взятия Арских ворот и обращения в бегство татарского войска. Именно здесь можно увидеть бесценный раритет из соборов Кремля — икону XVI века «Александр Невский в житии».
Здесь помещение так же вытянуто в ассиметрию из-за организации прохода между церквями. Окна, карнизы и кирпичный пол сохранились с XVI века.
Церковь Киприана и Иустины
В день памяти греческих христианских мучеников Киприана и Иустины царь Иван Грозный со своим войском взял штурмом Казань. Этот северный подклет собора расписан сценами жития этих святых. Здесь размещены позолоченный иконостас в стиле классицизма и почитаемые наравне с иконами хоругви, издревле символизирующие победу над дьяволом и смертью.
Церковь Николы Великорецкого
Икону Николая Чудотворца под названием Великорецкая крестным ходом доставили в Москву по присоединенным к России землям. По пути следования множество людей было обращено в христианство. В честь этого события южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Второе название придела – Никольский.
Здесь к росписям и иконам вы пройдете по подлинному дубовому паркету. В храме хранится список чудотворной иконы святителя Николая. И здесь же находятся две его выносные иконы для совершения крестных ходов.
Церковь Святой Троицы
Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы в честь стоявшего на месте Покровского собора Троицкого храма. Все средневековые иконы в Троицком соборе подлинные. Среди них никогда не покидавшая покровский собор икона Троицы, писаная по канонам шедевра Андрея Рублева.
А вот фрески, если когда-то и были, не сохранились. Но зато над окнами устроены голосники, которые как резонаторы очищают любой звук. Благодаря этому здесь безупречно звучат молитвы и песнопения.
В этой восточной церкви интересны архитектурные решения. Ступенчатые подоконники, итальянский свод – все это вкупе со светлыми стенами наполняет пространство светом.
Церковь Трёх Патриархов
День разгрома татарской конницы на Арском поле выпал еще на один день памяти — Патриархов Константинопольских. Иоанн, Александр и Павел Новый боролись с искажениями христианского учения.
Северо-восточная церковь собора оригинальна особой системой потолочного перекрытия и широким куполом, с расположенной в нем росписью «Спас Нерукотворный».
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Центральная церковь является главной. Остальные сосредоточены вокруг нее. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы царь Иван Грозный отдал приказ на штурм Казани. Самая высокая и торжественная церковь всего собора освящена в честь праздника Покрова.
В храме много оконных ниш, зрительно объединенных с порталами. Все фрески храма первоначальные. А вот подлинный иконостас не сохранился. Из него есть только единичные уникальные иконы того времени. В настоящее время эту церковь украшает более поздний иконостас в стиле барокко.
Здесь на стене сохранилась так называемая закладная летопись – пятирядный текст с датой окончания строительства сооружения.
Церковь Иоанна Блаженного
Еще одна святыня Покровского собора – мощи юродивого Иоанна Блаженного. Специально для них в 1672 году к собору был пристроен этот придел. Ее главные реликвии – рака над мощами Иоанна и его вериги. Вериги весят 32 килограмма. Снаружи церковь во имя Иоанна Блаженного можно узнать по отсутствию купола.
Колокольня
К концу XVII века построили звонницу. Шатровая колокольня едва не была утеряна в связи с использованием не по назначению. Мало кто знает, но к началу прошлого столетия помещения в ней использовались в качестве жилых комнат для сторожей. Печные трубы и ямы у входа заставили Общество сохранения памятников царской России в буквальном смысле бить в колокола.
Последнее по времени восстановление звонницы проводилось в 90-е годы XX века. Подвешенные в ней на балках колокола имеют разный возраст. Отливали их искусные мастера XVII-XIX веков. Небольшие окошки в шатре колокольни усиливают колокольный звук. Сегодня на колокольню можно подняться в сопровождении звонарей.
Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве невозможно рассматривать отдельно от русской истории. В нем отразились особенности религиозного, бытового и политического самоопределения страны. В силу своего расположения рядом с Кремлем «храм о девяти верхах» свидетель многоликой и непростой жизни России.
Источник: moskultura.ru
Храм Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
Статус
Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года [1] размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году).
История
Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела [2] . [источник не указан 1134 дня] По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля [3] .
Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.
В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.
Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.
В документах собора за 1737 г. впервые упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством которого проводились работы по восстановлению архитектуры и интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737 года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 гг. Руководил ими архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-е годы ремонтно-реставрационные работы в храме проводили архитекторы Н. С. Курдюков и А. А. Желябужский. [4]
Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении.
Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.
В 1923 году было принято решение о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.
В 1928 году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного исторического музея. Несмотря на постоянные реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только один раз — во время Великой отечественной войны. В 1929 году в храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола.
В середине 1930-х гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения [5] [6] . Cразу же после войны приступили к систематическим работам по восстановлению собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, музей вновь открылся. Собор приобрел широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.
С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.
Структура храма
Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Десять куполов над храмом (по числу престолов):
- Покрова Богородицы (центр.),
- Св. Троицы (вост.),
- Входа Господня в Иерусалим (зап.),
- Григория Армянского (сев.-зап.),
- Александра Свирского (юго-вост.),
- Варлаама Хутынского (юго-зап.),
- Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
- Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
- Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
- Василия Блаженного
- плюс один купол над колокольней.
Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:
-
,
- в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), ,
- в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
- свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), (17 апреля и 30 августа), (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), (30 сентября).
Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.
Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.
Первый этаж
Подклет
В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.
До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.
В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
Церковь святого Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича.
Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты.
На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».
В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.
Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)
Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.
Второй этаж
Галереи и крыльца
По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись.
На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.
Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор . Портал сохранён в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.
Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.
Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.
Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), рёбра которых выполнены из фигурного кирпича.
На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.
Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа. Это связано с особой ролью церкви в сложной идейной программе посвящений собора.
Церковь Александра Свирского
Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского.
В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.
Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.
Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.
Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы XVI — начала XVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста.
Церковь Варлаама Хутынского
Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богоматери.
Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.
Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон XVI – XVIII вв. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо.
Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».
Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим.
Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.
Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства XVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.
Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» XVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.
В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой).
Церковь Григория Армянского
Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.
Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.
В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.
Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.
Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.
Церковь Киприана и Иустины
Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.
Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.
Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».
Церковь Николы Великорецкого
Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».
В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.
Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м.
Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.
В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя.
Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.
Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.
В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.
В 2005—2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.
Церковь Святой Троицы
Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.
Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.
На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.
«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.
Церковь Трёх Патриархов
Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.
В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.
Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».
Настенная масляная живопись выполнена в середине XIX в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.
Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.
Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.
В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.
Источник: dic.academic.ru