Зиккурат — это массивное архитектурное сооружение, состоящее из нескольких ярусов. Основание его, как правило, квадратное или прямоугольное. Эта особенность делает зиккурат похожим на ступенчатую пирамиду. Нижние уровни постройки представляют собой террасы. Крыша верхнего яруса плоская.
Строителями древних зиккуратов были шумеры, вавилоняне, аккадцы, ассирийцы, а также жители Элама. Руины их городов сохранились на территории современного Ирака и в западной части Ирана. Каждый зиккурат был частью храмового комплекса, который включал и другие здания.
- 1 Что такое зиккурат?
- 1.1 Определение простыми словами
- 1.2 Предназначение зиккуратов
- 1.3 Как выглядят зиккураты?
- 1.4 Что символизировали зиккураты?
- 1.5 Самые известные зиккураты
- 4.1 История зиккурата
- 4.2 Описание зиккурата
- 4.3 Интересные факты
- 4.4 Видео про зиккурат в Уре
- 5.1 Стройка века
- 5.2 Внешний вид Вавилонской башни
- 5.3 Религиозное значение
- 5.4 Особенности и характеристики
- 5.5 Башня, которая спорит с небом
- 5.6 Символичное значение башни
- 5.7 Видео про Вавилонскую башню
Что такое зиккурат?
Навуходоносор. Вавилонский пастырь. (рус.) Исторические личности
Зиккурат по фантазии хужожника
Башни-зиккураты попадаются нам на глаза довольно часто – например, именно фотография такой постройки традиционно украшает обложку учебника по истории для средней школы.
Зиккурат – это древняя храмовая постройка, впервые появившаяся у древних ассирийцев и вавилонян. Ученые утверждают, что первые зиккураты были построены в IV тысячелетии до нашей эры в долине рек Тигр и Евфрат.
Определение простыми словами
Простыми словами, Зиккурат — это постройка которая по своему виду напоминает египетскую пирамиду, но отличается от нее тем, что ее стороны не гладкие, а ступенчатые. Зиккураты встречаются на территории месопотамии, а также в некоторых частях Мезоамерики. Это гигантские и удивительные сооружения, особенно если учесть тот факт, что в период их постройки, человеческие технологии были весьма примитивны. И на сооружение одного зиккурата уходила колоссальная масса усилий.
Есть мнение, что именно месопотамские зиккураты, послужили моделью для египетских пирамид, и это вполне может быть правдой. Но в отличие от пирамид, служивших местом погребения, зиккураты были местом проведения различных ритуалов. Основная церемониальная площадка находилась на вершине сооружения.
Историки предполагают, что шумеры и вавилоняне рассматривали зиккураты как дома богов, и доступ к ним был ограничен для простых смертных. Как правило, башни расположены в крупных храмовых комплексах. Там же находились дома священников, обслуживающего персонала и загоны с жертовными животными.
Вавилонское царство | Всемирная история 5 класс #10 | Инфоурок
Предназначение зиккуратов
Во многих культурах жилищем высших сил считались вершины гор. Общеизвестно, что, например, боги Древней Греции обитали на Олимпе. У шумеров, вероятно, было схожее мировоззрение. Таким образом, зиккурат — это рукотворная гора, которая создавалась для того, чтобы богам было где поселиться. Ведь в пустыне Междуречья не было естественных возвышенностей такой высоты.
На вершине зиккурата находилось святилище. Общественные религиозные церемонии там не проводились. Для этого существовали храмы у подножия зиккурата. Наверх же могли подниматься только жрецы, чьей обязанностью было заботиться о богах. Священнослужители были наиболее уважаемым и влиятельным сословием шумерского общества.
Как выглядят зиккураты?
Термин «зиккурат» имеет вавилонские корни (от sigguratu, что означает «вершина»). Башня выглядит как несколько ступенчатых террас, поставленных одна на другую, с широким основанием и заметным сужением к вершине. По очертаниям зиккурат напоминает классическую пирамиду.
На вершине зиккурата располагался храм, в стенах были выполнены дренажные отверстия. Попасть в храм на вершине можно было по главной фронтальной лестнице или по одной из лестниц (пандусов), расположенных вдоль боковых стен. Внутри зиккурата, в главном зале, располагались статуи богов, выполненные из дерева и покрытые пластинами из слоновой кости и золота, с глазами из драгоценных камней.
Основа зиккурата выполнялась из укрепленных тростниковыми прослойками глиняных кирпичей, снаружи делали кладку из обожженной глины. Первоначально зиккурат состоял из одной террасы, но уже со второго тысячелетия до нашей эры вошло в практику строительство многоуровневых сооружений.
Известно, что шумеры делали три уровня (в честь бога воздуха, бога воды и бога неба), вавилоняне же строили башни в семь уровней. Основание храмовой башни могло быть как прямоугольным, так и квадратным, а размеры строения были более чем внушительны. Так, вавилонский зиккурат достигал в высоту почти ста метров. В стенах башен были комнаты для священников и служителей храма.
Что символизировали зиккураты?
По одной из версий, зиккураты в представлениях древних шумеров, ассирийцев и вавилонян должны были олицетворять лестницу между землей и небом. Считается также, что зиккурат воплощал представления человека о бесконечности и многогранности Вселенной.
Неслучайно каждая из террас была окрашена в свой цвет, условно обозначая подземный мир, мир человека, мир животных и так далее. Венчавший верхушку строения храм символизировал небо. Эти искусственные холмы – массивные сооружения с наклонными стенами – в свое время являлись предметом гордости правителей, тщательно обновлялись и на протяжении столетий могли не один раз перестраиваться.
Со временем зиккураты стали использовать не как храмовые сооружения, а как административные центры.
Самые известные зиккураты
Судя по описаниям, оставленным Геродотом, известная нам по Библии Вавилонская башня была зиккуратом. Строение четырехугольной формы имело в основании стороны длиной по 355 метров каждая, по центру же размещалась башня длиной и шириной почти 180 метров. Сверху на ней стояли одна на другой еще семь башен, вокруг которых вилась лестница. А на венчающей это сооружение башне находился храм.
До наших дней сохранились остатки зиккурата в городе Уре. Башня построена во втором тысячелетии до нашей эры в честь бога Луны. Первоначально строение было трехъярусным, позже число уровней довели до семи; по своим размерам храм не уступал Вавилонской башне. Изучать зиккурат в Уре стали с середины XIX века. В его стенах обнаружили клинопись, повествующую о ходе строительства.
Благодаря этому ученым удалось воссоздать модель зиккурата: прямоугольное основание размерами 45 на 60 метров; слой облицовки обожженным кирпичом толщиной в два с половиной метра; первый ярус, достигавший в высоту пятнадцати метров. Террасы были окрашены в черный, красный и белый цвета. На вершину вели три лестницы, по сто ступеней в каждой.
Зиккураты периода второго тысячелетия до нашей эры сохранились сегодня в Иране, времен первого тысячелетия до нашей эры – в Ираке (Вавилон, Борсип, Дур-Шаррукин).
Историческая справка
Месопотамия (в переводе с греческого «Междуречье») – территория между реками Тигр и Евфрат – современный Ирак. С конца IV тысячелетия до н.э. там жили шумеры, земледельцы, соорудившие на полях ирригационную систему, люди, которые изобрели гончарный круг и повозку на колесах.
Шумеры трудились, постепенно у них возникли города: Ур, Лагаш, Киш и Урук, в которых возводили царские дворцы и храмы древним богам. Боги шумеров – воплощение суровых сил природы. В каждом городе – свой главный бог, которому строили храм и обращались за помощью. Шумеры строили храмы на платформе: в них жили цари, наблюдая с высоты за городом.
Восточная архитектура
В столицах возводили грандиозные здания из кирпича-сырца, укрепляя слоями тростника, снаружи облицовывали обожженным кирпичом. Из глины возводили храмы, дома, даже стены города. Разрушенные дождем и ветром сооружения периодически обновляли, поэтому со временем они становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция.
Храмы украшали пестрой мозаикой, вставленной в сырцовую стену. Шумеровские зиккураты схожи с египетскими пирамидами тем, что они тоже – лестница в небо, но с постепенным, плавным подъемом.
Позднее строили башни с многоярусными выступающими террасами. Уровни башни различались размером и цветом раскраски. Купол здания храма, расположенного наверху, делали позолоченным.
Вершину зиккурата украшало святилище, куда рядовому посетителю вход был недоступен. Иногда сюда поднимались жрецы для астрономических наблюдений за звездами. Архитектура зиккуратов утверждала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени народа.
Огромные зиккураты – «молитва из кирпичей», приглашение богам спуститься на землю для встречи с людьми. В честь верховной троицы – бога воздуха Энлиля, бога воды Энки и бога неба Ану шумеры строили зиккураты трехъярусными.
Зиккурат в Уре
В 2112 году до н.э. царь Урнамму создает облик великого города Ура. По его повелению здесь возводится зиккурат в честь покровителя города бога луны Нанна. Строительство, начавшееся при Урнамме, не завершилось. Сооружение достроил в 550-х годах до н.э. царь Вавилона Небонид, сделав семиярусным.
Башня, построенная в виде трехъярусной пирамиды из кирпича-сырца, облицована обожженным кирпичом на толщину 2.5 метра. В основании пирамиды – прямоугольник со сторонами 60 на 45 метров. Высота первого яруса 15 метров, верхние ярусы – чуть пониже. На верхней террасе находился храм Нанна. Наверху – площадка, с которой жрецы наблюдали за звездами, а цари осматривали город.
Нижняя терраса раскрашена в черный цвет, средняя – в красный, верхняя – в белый. Высота гиганта достигала 53 метров. Для создания иллюзии высоты и могущества здания мастера Месопотамии сделали стены кривыми. Такой ход заставляет взгляд подниматься кверху и рассматривать находящийся там храм.
В стенах – глубоко уходящие внутрь прорези, предназначенные для осушения постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги. На террасах, покрытых землей, росли деревья. Для орошения храмовых плантаций и уменьшения влияния влаги на здание использовалась система водоотвода.
Зиккурат в Уре – не только храм, но и общественное учреждение, и царский дворец. К центральному входу ведут три длинные и широкие лестницы в 100 ступеней. Город окружен мощными крепостными стенами. Зиккурат в Уре заставляет удивляться стремлениям людей древности.
История зиккурата
Сам город Ур знаменит с незапамятных времен. Именно здесь согласно библейскому учению родился отец многих народов Авраам. В 2112-2015 годах до нашей эры во время правления IIIдинастии Ур входит в пик своего могущества, и именно в этот период основатель династии царь Урнамму со своим сыном Шульги берется за создание великого облика города.
По его инициативе примерно в 2047 году до нашей эры в честь покровителя города бога Луны Нанна создается зиккурат, по своим размерам ничуть не уступающий Вавилонской башне.
Трехъярусная постройка сохранилась до наших дней в хорошей форме. С середины XIXвека этот холм активно изучается. Первым исследователем зиккурата в Уре стал англичанин Басре Д. Е. Тейлор. В кладке кирпича им была обнаружена клинопись, рассказывающая о строительстве этого сооружения.
Так выяснилось, что начавшееся еще при царе Урнамме возведение зиккурата было не завершено, и лишь последний царь Вавилона Набонид в 550-х годах до нашей эры смог поставить точку в этом долгострое. Им же было увеличено количество ярусов с трех до семи.
Описание зиккурата
После тщательного изучения сооружения археологи в 1933 году создают вероятную реконструкцию зиккурата бога луны Нанна в Уре. Башня представляла собой трехъярусную пирамиду. Выстроенный из кирпича-сырца снаружи зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Облицовка местами достигает толщины в 2,5 метра. Основание пирамиды имеет форму прямоугольника со сторонами 60 на 45 метров.
Высота первого яруса около 15 метров. Верхние ярусы были чуть поменьше, а на верхней террасе находился храм Нанна. Террасы имели раскраску: нижняя — черная, средняя — красная, верхняя — белая. Общая высота гиганта превышала 53 метра.
Для подъема на вершину были сооружены три длинные и широкие лестницы по 100 ступеней. Одна из них располагалась перпендикулярно зиккурату, две другие поднимались вдоль стен. С боковых лестниц можно было перейти на любую из террас.
Интересные факты
При проведении расчетов у исследователей выходили нестыковки. Как выяснилось позже, мастера Месопотамии сделали стены умышленно кривыми для создания иллюзии высоты и могущества здания. Стены были не просто кривыми и наклоненными вовнутрь, а тщательно рассчитанными и выпуклыми, что еще больше доказывает очень высокий уровень строительства в Двуречье. Такая архитектура непроизвольно заставляет взгляд подниматься кверху и фокусироваться на центральном моменте — храме.
Особый интерес приковывают к себе глубоко уходящие вовнутрь прорези в стене. Снаружи они пустые, но внутри заполнены глиняными черепками. Было установлено, что подобное решение использовалось для осушения внутренности постройки, чтобы кирпич не разбух от влаги.
Оставалось только понять, откуда бралась влага внутри зиккурата. За время строительства зиккурата кирпич успевал высыхать, поэтому эта версия была быстро отсечена. В ходе раскопок были найдены специальные пазы, предназначенные для отвода воды вниз, а это означало, что на террасах была вода.
Одна из найденных здесь табличек рассказывала о расчистке заваленного храма богини луны «Гигпарка», расположенного возле одной из стен зиккурата, от ветвей деревьев. Возникла мысль, что ветви могли попасть туда только из зиккурата, а этим и объясняется система отвода воды. Террасы были покрыты землей, на которой росли растения и те самые деревья. Здесь можно провести аналогию с построенными висячими садами Семирамиды в Вавилоне. Так что система водоотвода могла использоваться и для орошения храмовых плантаций, а для уменьшения влияния влаги на само здание как раз и использовались дренажные отверстия.
Вавилонская башня не дожила до наших дней, поэтому для ее представления стоит обратить внимание именно на зиккурат в Уре. Он, конечно, пострадал от времени. Но то, что от него осталось, заставляет еще раз удивиться стремлениям людей древности.
Видео про зиккурат в Уре
Зиккурат в Вавилоне
В нижнем течении рек Тигр и Евфрат сохранились ветхие кирпичные строения – все, что осталось от древнего и загадочного города Вавилона. Жители Месопотамии создали Вавилон пять с половиной тысяч лет назад. Храмы здесь строили в виде ступенчатых пирамид-зиккуратов. Каждая башня возводилась в честь определенного божества.
Стройка века
Вавилона не существует уже полторы тысячи лет — но он все равно жив. Прежде всего в культуре: в языках многих народов есть фразеологизм «вавилонское столпотворение», который используют применительно к толпе или неразберихе.Однако когда именно произошло это библейское событие, доподлинно не известно — священная книга лишь упоминает, что через несколько поколений после Всемирного потопа.
Потомки Ноя пришли на «землю Сеннаар» и решили возводить город.»И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню», — гласит Библия.Что интересно, легенда встречается не только в священной книге иудаизма, ислама и христианства. В нее верили и другие, далекие от этих религий народы, включая непальцев и американских индейцев. Сомневались только ученые — пока археологические раскопки не обеспечили их дополнительной информацией.
Внешний вид Вавилонской башни
Древние книги и современные раскопки позволили достаточно точно реконструировать облик легендарного зиккурата. Это было строение с квадратным основанием. Длина каждой из его сторон, как и высота, составляла 91,5 метра. Этеменанки состоял из семи ярусов, каждый из которых был окрашен в свой цвет.
Чтобы подняться к вершине зиккурата, нужно было вначале взойти по одной из трех центральных лестниц. Но это только половина пути. По словам древнегреческого историка Геродота, взойдя по большой лестнице, можно было отдохнуть перед дальнейшим подъемом. Для этого были оборудованы специальные места, защищенные навесами от палящего солнца.
Ступеньки для дальнейшего восхождения опоясывали стены верхних уровней зиккурата. На вершине стоял просторный храм, посвященный Мардуку — богу-покровителю Вавилона.
Этеменанки славился не только невероятными для своего времени размерами, но и богатством внешнего убранства. По распоряжению Навуходоносора II в качестве отделочных материалов для стен Вавилонской башни использовалось золото, серебро, медь, камни различных цветов, эмалированный кирпич, а также пихта и сосна.
Первый снизу ярус зиккурата был черным, второй — белоснежным, третий был окрашен в пурпурный цвет, четвертый — в синий, пятый — в красный, шестой был покрыт серебром, а седьмой — золотом.
Религиозное значение
Вавилонский зиккурат был посвящен Мардуку, который считался покровителем города. Это местное имя месопотамского бога Бела. У семитских племен он был известен как Ваал. В верхнем ярусе зиккурата располагалось святилище. Там жила жрица, считавшаяся супругой Мардука.
Каждый год на эту роль выбирали новую девушку. Это обязательно должна была быть красивая молодая девственница из знатной семьи.
В день выбора невесты Мардука в Вавилоне устраивалось грандиозное празднество, важным элементом которого были массовые оргии. По традиции каждая женщина должна была хотя бы раз в жизни предаться любви с чужестранцем, который заплатит ей деньги. При этом от первого предложения нельзя было отказаться, какой бы малой ни была сумма. Ведь девушка шла на празднование не для заработка, а лишь для того, чтобы исполнить волю богов.
Подобные обычаи встречались у многих ближневосточный народов и были связаны с культом плодородия. Однако римляне, писавшие о Вавилоне, усматривали в таких ритуалах нечто непристойное. Так, историк Квинт Курций Руф с осуждением упоминает о пиршествах, в ходе которых дамы из благородных семейств танцевали, постепенно сбрасывая с себя одежду. Подобный же взгляд укоренился и в христианской традиции, недаром в Откровении встречается такая фраза, как «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».
Особенности и характеристики
Вавилонский зиккурат (Этеменанка) прославлял Мардука – главного бога Вавилона, к которому относились с таким почтением, что башню неоднократно перестраивали, и она превратилась в самое высокое здание в долине Двуречья. Архитекторы обнаружили фундамент таинственной вавилонской башни – земляную насыпь квадратной формы, каждая сторона которой равнялась 90 метрам.
Пика величия 90-метровая башня достигла во время правления царя Навуходоносора (605-562 гг. до н.э.). Для перестройки башни созвали весь народ Вавилонской державы. Храм строили из обожженного кирпича, выкрашенного в синий цвет, в основание положили золото, серебро и драгоценные камни, добытые в горах и в море.
Башня, которая спорит с небом
Восстанавливая башню, Навуходоносор сказал: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». Башня состояла из семи ступеней-этажей. Первый этаж высотой 33 метра, покрашенный в черный цвет, назывался нижним храмом Мардука.
В центре высилась статуя верховного бога Вавилона, отлитая из чистейшего золота и весившая 23700 килограммов. Убранство храма составляли 16-метровый стол из золота, золотая скамейка и трон. Второй этаж красного цвета – 18 метров в высоту, этажи с третьего по шестой, расписанные в яркие цвета, – шестиметровой высоты.
Последний, седьмой, 15-метровый этаж – верхний храм Мардука – облицован бирюзовыми глазурованными плитками и украшен по бокам золотыми рогами. Золотое ложе, кресло и стол, находящиеся в храме, предназначались для Самого Бога, когда тот приходил сюда отдохнуть.
Путь от подножия к вершине непрямой. Подъемы, длинные переходы и многочисленные повороты делали восхождение долгим. За это время жрецы должны были избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном.
На строительство башни потратили 85 миллионов кирпичей. Навуходоносор гордился тем, что башня сияла, подобно солнцу, и позволяла общаться с верховным богом на равных. Стены башни отделаны золотом, серебром, медью и разноцветными камнями, эмалированным кирпичом, пихтой и сосной.
Окруженная домами жрецов, рукотворная гора, равная по высоте 30-этажному небоскребу, удивляла жителей Месопотамии и вызывала трепет. Вавилонский зиккурат окружали сады. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности – свидетельства благосклонности божеств, обитающих на вершине.
Символичное значение башни
Башню разрушили в 478 году до н.э., когда Вавилон захватил персидский царь Ксеркс. Царь оставил храм без присмотра: пусть он превратится в грязь, из которой сооружен.
Через 20 лет, когда за храмом никто не ухаживал, древнегреческий историк Геродот, побывавший в Вавилоне, восхищенно писал о строении так: «Над первой башней в центре стоит вторая, на верху второй – третья и так далее. Всего таких башен восемь. На них можно взойти по спиральной лестнице, которая идет снаружи. А на середине пути – скамьи, чтобы путник мог отдохнуть».
Храма Мардука ныне нет, но почему же для истории так важен этот давно разрушенный храм? Потому что это знаменитая Вавилонская башня, о которой рассказывается в Ветхом завете так.
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, люди нашли в земле Сеннар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один город и один у всех язык. И вот что начали они делать и не отстанут от того, что начали делать. Сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и они перестали строить город.
Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Страшное наказание постигло человечество, решившее идти своим путем, не зависимым от бога и вопреки его воле – потоп – было забыто. Люди вновь предпочли жить и действовать без Бога ради тщеславия и гордыни. Бог не одобрил гордого замысла: смешав языки, прервал исполнение человеческих планов. Не желая смириться перед творцом, люди вновь начали строить зиккурат там же, где строительство приостановил Сам Господь.
Иисус Христос не насилует человеческую свободную волю, желая, чтобы люди увидели, к чему приводит упорное неповиновение Небесному Отцу. С болью Христос взирал, как люди упорно сооружали башню – центр поклонения лжебогам, который приведет к гибели.
Роскошная башня и таинственные служения в ней призваны заворожить и подчинить себе чувства и разум человека. Как это отличается от служения, пример которого дал Иисус Христос во время земной жизни, проводимого на природе и в скромных домах.
Видео про Вавилонскую башню
Идеи древних зиккуратов сегодня
Идеи древних зиккуратов живут и сегодня. Недаром в Библии богоотступнические силы названы Вавилоном. Читая страницы истории, мы видим, что разные правители в разные времена пытаются прославить и возвеличить свое имя.
Жизнь убеждает в том, что ни цари, ни императоры, ни премьер-министры, ни президенты, ни генсеки и ни философы не построили рай на земле без Бога. Безуспешные попытки заканчиваются миллионными жертвами людей.
Изобретение древности– зиккураты – вдохновляют и современных проектировщиков зданий. Известный зиккурат XX века – Мавзолей Ленина. В США тоже есть здание подобной конструкции, находящееся в Западном Сакраменто, штат Калифорния и называется «Зиккурат-Билдинг». 11-этажный офис высотой 47.5 метров занимает площадь 28000 квадратных метров с подземной парковкой, рассчитанной на 1500 автомобилей.
Символика архитектуры зиккуратов
Любое высокое здание ассоциируется со стремлением человека стать ближе к небу. А строения ступенчатой формы напоминает лестницу, ведущую наверх. Таким образом, зиккурат в первую очередь символизирует связующее звено между небесным миром божеств и живущими на земле людьми. Но, помимо общего для всех высотных сооружений смысла, у изобретенной древними шумерами архитектурной формы есть и другие уникальные особенности.
На современных картинках, изображающих зиккураты, мы видим их с верхнего или бокового ракурса. Но жители Месопотамии смотрели на них, находясь у подножия этих величественных строений. С этой точки обзора зиккурат — это несколько вырастающих одна за другой стен, самая верхняя из которых настолько высока, что кажется, будто она касается небес.
Какое же впечатление производит на наблюдателя такое зрелище? В древности стена окружала город для защиты его от вражеских войск. Она ассоциировалась с мощью и неприступностью. Таким образом, ряд высящихся друг за другом огромных стен создавал эффект абсолютной недосягаемости. Никакая другая архитектурная форма не могла бы так убедительно продемонстрировать безграничную силу и власть обитающего на вершине зиккурата божества.
Помимо непреступных стен, были и гигантских размеров лестницы. Обычно у зиккуратов их было три — одна центральная и две боковые. Они демонстрировали возможность диалога человека с богами. Священнослужители поднимались по ним на вершину, чтобы говорить с высшими силами. Таким образом, символика архитектуры зиккуратов подчеркивала могущество богов и важность касты жрецов, призванных беседовать с ними от имени всего народа.
Оформление зиккуратов
Не только грандиозные размеры сооружения призваны были удивлять жителей Месопотамии, но также и их внешняя отделка и планировка. Для облицовки зиккуратов использовались самые дорогие материалы, включая золото и серебро. Стены украшались изображениями растений, животных и мифологических существ. На вершине стояла золотая статуя божества, в честь которого был воздвигнут зиккурат.
Путь от подножия к вершине не был прямым. Он представлял собой нечто вроде трехмерного лабиринта с подъемами, длинными переходами и многочисленными поворотами. Центральная лестница вела только на первый либо второй ярус. Дальше приходилось двигаться по зигзагообразной траектории — огибать углы здания, подниматься по боковым ступеням, а затем, уже на новом ярусе, идти к следующему пролету, располагавшемуся с другой стороны.
Цель такой планировки состояла в том, чтобы сделать восхождение более долгим. Священнослужитель во время подъема должен был избавиться от мирских мыслей и сосредоточиться на божественном. Интересно, что храмы-лабиринты существовали также в древнем Египте и средневековой Европе.
Зиккураты Месопотамии были окружены садами. Тень деревьев, аромат цветов, плеск фонтанов создавали ощущение райской безмятежности, которая, по замыслу архитекторов, должна была свидетельствовать о благосклонности божеств, обитавших на вершине. Также не следует забывать, что зиккурат располагался в центре города. Жители приходили туда, чтобы предаться дружеским беседам и совместным развлечениям.
Зиккураты в других частях света
Не только правители Месопотамии возводили величественные постройки, стремясь с их помощью оставить свое имя в веках. В других частях света тоже встречаются сооружения, форма которых напоминает зиккурат.
Наиболее известные и хорошо сохранившиеся строения подобного рода расположены на американском континенте. Большинство из них выглядят как ступенчатая пирамида. Зиккурат, как архитектурная форма, был известен ацтекам, майя и другим цивилизациям доколумбовой Америки.
Больше всего ступенчатых пирамид, собранных в одном месте, можно найти на месте древнего города Теотиуакан, который расположен приблизительно в пятидесяти километрах от столицы Мексики. Архитектурная форма зиккурата явственно распознается в облике знаменитого храма Кукулькана, известном также как Эль-Кастьльо. Это строение является одним из символов Мексики.
На территории Европы также есть древние зиккураты. Один из них, названный Канчо-Роано, находится в Испании и является памятником существовавшей когда-то на Пиренейском полуострове тартессийской цивилизации. Предполагается, что построен он был в шестом веке до нашей эры.
Другим необычным для Европы сооружением является Сардинский зиккурат. Это очень древнее мегалитическое строение, воздвигнутое еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. Сардинский зиккурат был культовым местом, в течение многих столетий там проводились религиозные обряды. Основание его платформы имело длину почти 42 метра.
Современные зиккураты
Изобретенная в далекой древности архитектурная форма вдохновляет и современных проектировщиков. Самым известным «зиккуратом», построенным в двадцатом веке, является Мавзолей Ленина. Такая форма усыпальницы советского вождя породила конспирологические домыслы о связи большевиков с древними месопотамскими культами.
На самом деле схожесть Мавзолея Ленина с зиккуратом — скорее всего — продиктована художественными предпочтениями его архитектора Алексея Щусева. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на здание Казанского вокзала Москвы, проект которого мастер представил еще в 1911 году. Его главное строение тоже имеет характерную ступенчатую структуру. Но прообразом тут послужила не архитектура зиккуратов Месопотамии, а облик одной из башен Казанского кремля.
Но не только русским в двадцатом веке пришла в голову идея построить зиккурат. В США тоже есть здание подобной конструкции. Оно находится в Западном Сакраменто, штат Калифорния. И так и называется «Зиккурат-Билдинг». Его строительство было завершено в 1997 году.
Это одиннадцатиэтажное офисное здание высотой 47 с половиной метров занимает площадь в семь акров (28 000 м2) и имеет подземную парковку, рассчитанную более чем на полторы тысячи автомобилей.
Редактор и модератор Интернет-журнала НЛО МИР и его групп в социальных сетях, более 10 лет. Публикует и проверяет статьи про непознанное, так же занимается правками ошибок. Отвечает на вопросы в комментариях и является главным читателем и критиком сайта. Половину своего времени проводит в развитие сайта, иногда его критически не хватает, чтобы разобраться с сообщениям и предложениями.
Источник: nlo-mir.ru
Зиккурат
Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
Архитектура и предназначение
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет (в древнем Вавилоне было известно пять планет), чёрный (Сатурн, Нинурта), белый (Меркурий, Набу), пурпурный (Венера, Иштар), синий (Юпитер, Мардук), ярко-красный (Марс, Нергал), серебряный (Луна, Син) и золотой (Солнце, Шамаш) [источник не указан 1303 дня] .
Дур-Унташ или Чогха-Занбиль, построенный в XIII веке до н. э. Унташ Напириша и располагающийся близ Суз, один из наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов
В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами [1] .
Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).
Источник: dic.academic.ru
Строительство храмов зиккуратов в вавилонском царстве кратко
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазированный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне
МЕСОПОТАМСКИЙ ЗИККУРАТ ЖИЛИЩЕ БОГА
3иккураты в Уре и Вавилоне
ГЛАЗУРОВАННЫЙ КИРПИЧ И РИТМИЧЕСКИЙ УЗОР — ОСНОВНЫЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне
Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них – обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства.
Культуру Месопотамии делят на несколько периодов. По названиям городов-государств Шумер на юге и Аккад на севере культура Месопотамии IV–11 тыс. до н. э. именуется шумеро-аккдкской. По Вавилону на юге (1894–7З2 гг. до н. э.) И Ассирии на севере (1380–625 гг. до н. э.) – асснро-вавинлонской. Новый Вавилон обусловил появление нововавнлонской, или халдейской, культуры (626–538 гг. до н. э.), стиль которой продолжился в художественных традициях Персии.
Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели cвoeгo владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон шумеро-аккадских богов.
Богу-покровителю посвящался центральный храм города. Eгo размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные гopы, долины, реки. Частые, а временами кaтaстрофические подъемы соленых гpyнтoвыx вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Главным богом считался Энлиль, «владыка-ветер», царь богов и людей. Он отделил небо от земли, сотворил деревья и злаки, изобрел для возделывания земли и строительных работ мoтыгy, установил изобилие и процветание. Не менее значимые функции выполнял Энки, владыка воды и мудрости, судья богов и людей.
В образе ярого быка он соединился с рекой Тигр, представленной в образе дикой коровы, и наполнил ее свежей, сверкающей, животворящей водой. Он «назвал по имени.. (т. е. дал жизнь) животворящий дождь, заставив eгo падать на землю, болота и тростниковые заросли, наделив их рыбой. Инанна почиталась как богиня плодородия, любви и раздора.
Из-за тoгo что на этих землях не было достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище богаl> на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о гильгамеше 1 повелели выстроить перед Всемирным потопом.
Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры – преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.
Так выглядел зиккурам Эмемепнигуру в Уре (ХХI в. дон. э.) – храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами. Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами. Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты, виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.
Не менее великолепное зрелище являл собой зиккурат Зтеменанкu (VI в. до н. э.) – храм вавилонского бога солнца Мардука, возведенный на священной территории в Нoвом Вавuлоnе. В библейской легенде о том, как Бог в гнeвe смешал языки людей, решивших построить башню до небес, он получил название Вавилонская башня (Вавилонское столпотворение)* .
Храм состоял из семи платформ. Вертикальные кирпичные выступы на стенах каждой платформы дробили их тяжеловесные объемы, придавая силуэту устремленность вверх, к небу. Спираль пандуса, кольцом опоясывающая зиккурат, сообщала ему дополнительную легкость. Благодаря слепящей глазури пяти нижних платформ белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов сооружение приобретало вид сказочнoгo фантома, парящего в эфире, но не теряющего при этом монументального величия. Две последние платформы, облицованные серебряными и золотыми пластинами, отражая солнце, излучали такое сияние, что теряли очертания и казались воплощением лучезарного бога.
* Вавилонское столпотворение – выражение, которое благодаря знаменитой легенде стало синонимом беспорядка и неразберихи, возникающих, когда люди перестают понимать Apyг Apyгa.
Красочны и монументальны были и сооружения общеcтвeннoгo назначения, дворцы ассирийских и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности – еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом мнoгoкpaтное воспроизведение одного и тoгo же рельефа* на глазурованных кирпичах белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов создавало особый церемониальный ритм (см. цв. вкл., рис. 2).
Линейный тип рельефа идеально подходил к жестким линиям монолитной архитектуры, о чем свидетельствуют такие сооружения в Новом Вавилоне, как ворота богини любви и плодородия Иштар (шумеро-аккадской Инанны) и Дорога процессий.
Мощный прямоугольный объем ворот Иштар (VI в. до н. э.), укрупненный квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным проходом между ними – так называемый хеттскиu портал, – покрывали темно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-желтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающего зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой гoловкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами (см. цв. вкл., рис. 3).
Дopoгy процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена, также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие львы кофейного
* Рельеф (от лат. гelevo – поднимаю) – вид скульптуры. в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона.
цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.
Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью при изображении живой природы. Это видно по peльефам на алебастровых пластинах, сплошным кoвром выстилавших стены ассиро-вавилонских двopцов снаружи и изнутри. Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению дaров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» – божеств возрождающейся весенней природы.
Совершенным образцом пластической выразительности, многообразия поз, накала эмоций служат рельефы из дворца Ашшурнасирлапа ll в Капьху (lX в. до н. э.), где разворачивается цapская охота на хищников: несутся в легких колесницах, стреляя из лука, царские сатрапы, оруженосцы орудуют мечами, разбегаются в разные стороны обезумевшие пантеры, ревут смертельно раненные львы. Реалистично передана ярость пораженного стрелами льва, ycтpeмившегося в прыжке на колесницу царя, который упреждает нападение метким выстрелом из лука. Невдалеке пытается подняться львица с перебитым хребтом. Могyчий лев с простреленным боком еще держится на нoгax, но тело несчастного животнoгo уже подалось вперед в последней судороге, а из пасти хлещет кровь. Люди и звери в неожиданных ракурсах плотно заполняют пространство, чувствуется напряженное действие и ритм – и все это словно подернуто воздушной дымкой, которая позволяет ощутить пространственную глубину и пульсацию живой плоти.
Человеческая фигура на ассирийских рельефах изображалась с полным или в три четверти разворотом плеч, ногами и лицом в профиль. При этом, не придавая значения портретному сходству, месопотамские художники достаточно точно воспроизводили азиатский типаж: коренастая мускулистая фигypa, большая голова с тяжелой нижней челюстью, крючковатым носом, торчащим, как птичий клюв, тонкими извилистыми губами, низким скошенным лбом и огромным глазом, глядящим на зрителя. Царя можно было узнать по длинной завитой бороде, густым волосам, тоже завитым и ниспадающим на плечи, могучему торсу и пышно изукрашенным одеждам из вышитых тканей с бахромой и тяжелыми кистями.
* * *
Характерные для народов Месопотамии обожествление царской власти и культ богов обусловили строительство посвященных им монументальных зиккуратов, ставших знаковым явлением месопотамского искусства. Вместе с тем не стесненное религиозными рамками, поскольку вся полнота власти была сосредоточена в руках царей, месопотамское искусство носило по преимуществу светский характер с преобладанием в зодчестве дворцовых и общественных сооружений.
Наряду с масштабностью они отличались пышной декоративностью. Органичный сплав ликующей красочности глазуровaннoгo кирпича и жесткости линейного ритма рельефа coставляет самобытность месопотамского стиля. Рельефы точностью и обилием деталей напоминают царские летописи тoгo времени, которым свойственны бесстрастность и четкость изложен ия событий. Но именно в рельефах впервые в мировом изобразительном искусстве засверкала жизнь природы.
Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших соседей – египтян и персов. В более поздние века оно распространилось через Северную Африку и мавров, пришедших в Испанию, на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн гаспийского моря, на Восточную Русь.
‘
‘Вопросы и задания
1. Какие черты характерны для архитектурных сооружений в гopoдах-государствах Месопотамии? Чем они обусловлены?
2. Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигyру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре? Выполните задание № 1 из рабочей тетради.
3. Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?
Емохонова Л. Г., Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Рефераты, домашняя работа по исскуству скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник: edufuture.biz
Кто построил зиккураты?
Зиккурат Этеменнигуру в Уре.
Зиккурат — самое характерное архитектурное изобретение Древнего Ближнего Востока. Подобно древней египетской пирамиде, древний ближневосточный зиккурат имеет четыре стороны и возвышается до царства богов. Однако, в отличие от египетских пирамид, внешний вид зиккуратов был не гладким, а многоуровневым, чтобы приспособить работу, которая происходила в структуре, а также административный надзор и религиозные ритуалы, необходимые для древних ближневосточных городов.
Зиккурат в Уре.
Зиккураты разбросаны по территории современного Ирака и Ирана и являются впечатляющим свидетельством силы и мастерства древней культуры, которая их породила.
Сначала зиккураты строились двухъярусными, затем число уровней возросло. Так, например, в Вавилоне сооружение состояло из 7 ярусов. Храмовый центр должен был стремиться к небу, ближе к богам. Строили из глиняного кирпича, для внешней облицовки использовался обожженный кирпич. Террасы окрашивали в разные цвета и соединяли лестницами.
Высокие кирпичные платформы должны были обеспечивать сохранность зиккуратов во время наводнений.
Наиболее известным храмовым комплексом стал Этеменнигуру в Уре.
Этеменнигуру в Уре
Зиккурат Этеменнигуру построили около 2047 года до н. э. Его возвели в честь лунного божества. Высота здания составляла около 20 метров, ниже располагались платформы с тремя этажами. Высота первого яруса — около 15 метров. Подняться наверх можно было по одной из трех лестниц. На террасах росли деревья, поэтому были предусмотрены и водоотводные сооружения.
Зиккурат Ура, ок. Сырцовый кирпич и обожженный кирпич 2100 г. до н.э., Телль-эль-Мукайяр, Ирак (большая реконструкция)
Ур — один из самых древних городов Месопотамии, основанный в IV тысячелетии до нашей эры. Строительство здесь было масштабным — роскошные дворцы, площади, храмы.
Зиккурат Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак
Богиня Луны Нанна
Зиккурат в Уре и храм на его вершине были построены около 2100 г. до н.э. королем Ур-Намму из Третьей династии Ура для бога луны Нанны, божественного покровителя города-государства. Это сооружение должно было быть самой высокой точкой города и, подобно шпилю средневекового собора, было видно на многие мили вокруг, являясь центром внимания как путешественников, так и верующих.
Зиккурат Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак
Поскольку Зиккурат поддерживал храм бога-покровителя города Ур, вполне вероятно, что это было место, куда жители Ура приносили сельскохозяйственные излишки и куда они шли, чтобы получить свои регулярные продовольственные наделы. В древности посещение зиккурата в Уре означало поиск как духовной, так и физической пищи.
Солдаты США спускаются по Зиккурату Ура, Телль-эль-Мукайяр, Ирак
Зиккурат Этеменнигуру построили около 2047 года до н. э. Его возвели в честь лунного божества. Высота здания составляла около 20 метров, ниже располагались платформы с тремя этажами. Высота первого яруса — около 15 метров. Подняться наверх можно было по одной из трёх лестниц. На террасах росли деревья, поэтому были предусмотрены и водоотводные сооружения.
Зиккурат в Иране.
В первой половине 20-го века зиккурат исследовал известный археолог Чарльз Леонард Вулли. Он руководил раскопками в Уре с 1922 года. Помимо зиккурата экспедиция открыла царские гробницы и Урский штандарт — декоративные панели, на которых изображены сцены мирной жизни и войны.
Источник: volynko.livejournal.com
Зиккураты — История архитектуры
К концу III тысячелетия до н. э. наряду с храмом на платформе появляется новый тип храма — зиккурат, который становится одним из характерных зданий архитектуры Двуречья до конца эпохи древности. Зиккурат представлял собой массивную сплошную сырцовую ступенчатую пирамиду, на верху которой воздвигался храмик — местопребывание главного божества города. Наклонные или отвесные террасы зиккурата имели разные цвета: черный (обмазка битумом), красный (облицовка обожженным кирпичом), белый (побелка); позже применялись и другие цвета. Возможно, что иногда террасы озеленялись.
Стены (как и у обычных храмов) членились прямоугольными нишами. Рядом с «верхним» храмом обязательно существовал и «нижний» храм, ранее выработанного типа. Лучше всего сохранились зиккураты в Уре (знаменитый зиккурат Ур-Намму, конец III тысячелетия до н. э.), в Чога- Замбиле (в соседней с Двуречьем области Эламе, середина II тысячелетия до н. э.), в Борсиппе (середина I тысячелетия до н. э.) и др.
Гигантский холм осыпавшегося зиккурата в Уре до сих пор имеет высоту 20 м. Когда-то зиккурат был облицован обожженным кирпичом. Верхние, имевшие сравнительно небольшую высоту ярусы храма опирались на громадную прямоугольную в плане (43×65 м) усеченную пирамиду-платформу высотой около 15 м. Ее наклонные плоскости были расчленены плоскими нишами, несколько смягчавшими впечатление несокрушимой массивности сооружения.
Источник: archisto.info