Транспорт (от лат. transport — перемещаю) представляет собой инфраструктурную отрасль экономики, обеспечивающую жизненно необходимые потребности общества по перевозке грузов и пассажиров. Он является стратегически важным техническим комплексом страны, в значительной степени определяющим мощь государства.
В экономической теории место и роль транспорта определяется как всеобщее средство труда и одно из общих условий производства. Транспорт предназначен для удовлетворения одной из первых потребностей человека и общества — перемещения товаров и людей.
Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам является субъектом рынка, покупающего средства транспортного производства и продающего свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по разному оказывают эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных работников является трудом производительным, они создают национальный доход. Доля транспортных издержек в конечной стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства России составляет в среднем 18—20 %, а по некоторым товарам достигает 40—50 %. Повышение эффективности работы транспорта на 10 % дает дополнительный рост внутреннего валового продукта (ВВП) на 0,8 %.Таким образом транспорт оказывает большое влияние на уровень цен на товары и услуги, инфляцию и эффективность экономики страны в целом.
Где и Когда все же будет построен первый Hyperloop?
Транспорт не производит новую продукцию в физическом смысле, а является обслуживающей, инфраструктурной отраслью. Следовательно, в интересах государства необходимо обеспечить оптимальный уровень транспортных издержек при нормальном удовлетворении общества в транспортных услугах. Между тем статистические данные показывают, что всеми видами транспорта в России в год перевозится примерно 14 млрд тонн грузов при объемах производства всех товаров в весовом измерении около 3,5 млрд тонн. Тогда коэффициент перевозимости продукции в РФ, как отношение объемов перевозок грузов к объему производства товаров, достигает 4, в то время как во многих странах он составляет не более 2—3 пунктов. Это свидетельствует о наличии у нас большого числа перевалок грузов, недостаточном развитии логистического взаимодействия видов транспорта и необходимости совершенствования управления и комплексного развития транспортной системы страны.
Особенности продукции транспорта, которая по-существу является транспортной услугой, следующие:
- — невещественный характер, т.е. неосязаемость;
- — неотделимость от процесса транспортного производства, а следовательно, ее нельзя накопить или создать запасы;
- — привязанность к пространству и времени осуществления, т.е. невзаимозаменяемость;
- — она не содержит сырья, доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности, что ограничивает маневр в ценообразовании на транспортные услуги.
Эти особенности оказывают существенное влияние на характер рыночных отношений на транспорте, развитие конкуренции и взаимодействие между отдельными частями транспортного комплекса и потребителями транспортных услуг.
Планируется строительство транспортных развязок #бишкекмэрия #бишкекмэрия2022 #бишкекмэрия2023
Транспортная система представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих и конкурирующих видов транспорта — путей сообщений, транспортных средств и управленческого персонала с целью наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев в транспортных услугах.
Пути сообщения представляют собой транспортную сеть, как правило, наземных коммуникаций (железнодорожные пути, автодороги, судоходные реки, трубопроводы и др.), связывающих регионы страны, населенные пункты, предприятия и организации. Пути сообщения оборудованы также различными техническими устройствами и сооружениями — станциями, вокзалами, терминалами и погрузочно-разгрузочными устройствами, ремонтными депо и т.п.
Средства сообщения — это подвижной состав (локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты), который непосредственно осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В состав транспортной системы России входят все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный и трубопроводный, а также некоторые виды специального транспорта (монорельсовый, на воздушной подушке, экранолет, конвейерный, канатно-подвесной, гидро- и пневмопроводы и др.). К транспорту можно отнести и высоковольтные линии электропередачи (ВЛЭП), которые транспортируют электроэнергию.
Различают также такие понятия, как транспорт общего и необщего пользования, магистральный, универсальный, специализированный, дискретный, непрерывный, промышленный, городской, местный.
К транспорту общего пользования относится транспорт, который в соответствии с законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, независимо от того, кто обращается к его услугам, т.е. относится к публичному транспорту.
К транспорту необщего пользования относится ведомственный транспорт, принадлежащий отдельным предприятиям и организациям (государственным, акционерным, частным) и личный транспорт граждан.
Современная структурная схема видов транспорта РФ представлена на рис. 1.1. Как видно, кроме транспорта общего и необщего пользования, отдельные группы представляют транспорт муниципальный общего и личного пользования.
Транспорт оказывает большое влияние на процесс расширенного производства и является одной из важнейших баз экономики. Он объединяет в единое целое все отрасли экономики, как бы продолжая процесс производства в сфере продаж и потребления. Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию в развитии отдельных предприятий и отраслей. Так, плохие автодороги не позволяют вывозить готовую продукцию, а отсутствие нормального транспортного сообщения в некоторых районах приводит к отставанию в их экономическом развитии, снижению мобильности населения. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации.
Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей: машиностроения (автомобиле-, локомотиво-, вагоно-, судо-, авиастроения), топливоэнергетики, металлургии и др. В целом в
Рис. 1.1. Структурная схема видов транспорта РФ
мире транспорт ежегодно потребляет 60 % мирового потребления жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 10 % лесоматериалов, 6 % электроэнергии и много других ресурсов.
Транспорт — весьма трудоемкая отрасль, в которой занято около 8 % работающих граждан РФ. При этом следует иметь ввиду, что кроме собственно транспортной сети всех видов транспорта, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров подвижного состава, и соответствующего ремонтного комплекса, транспорт обслуживает транспортная промышленность, включающая в себя транспортное машиностроение, транспортное строительство, прокат рельсов, производство транспортного оборудования и другие предприятия.
Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит часто негативный характер. Так, на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов в производственной деятельности в России приходится 40 %, в том числе основную долю загрязнений (более 80 %) дает автомобильный транспорт. На транспорт приходится значительное число аварийных ситуаций, связанных с гибелью людей или причинения вреда их здоровью. Особенно это относится к автотранспорту, под колесами которого ежегодно в России гибнет около 30 тысяч человек.
Следует отметить, что темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту в стране. По данным зарубежных исследований рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Это означает, что по мере развития экономики страны транспорт должен соответствовать динамике спроса на транспортные услуги. Существует и обратная связь, так как транспорт оказывает воздействие на экономическое развитие страны, являясь если не двигателем, то, по-крайней мере, «колесами» экономической активности.
Доля транспорта во внутреннем валовом продукте РФ в настоящее время составляет 8 %, а стоимость основных производственных фондов около 23 % всех фондов страны. Общая величина транспортных издержек экономики у нас составляет свыше 1 трлн руб. в год. На 1 т произведенной продукции в год в России приходится примерно 800 тонно-километров (т км) (в США — 660 ткм) из-за больших размеров территории нашей страны.
Таким образом, транспортная сеть имеет огромное экономическое, политическое, социальное и военное значение для страны, являясь, условно говоря, «кровеносными сосудами» государства. Он обеспечивает возможность освоения новых районов и месторождений, повышение производительности труда и улучшение жизни населения.
Источник: studref.com
Основные положения по выбору вида транспорта
Выбор наиболее рационального вида транспорта следует осуществлять исходя из конкретных условий строительства и минимума себестоимости перевозки грузов. Исходными материалами для этого являются характеристики грузопотоков, от которых зависят равномерность поступления грузов на строительные объекты, время пребывания грузов в пути, наиболее полное использование сложившихся в районе строительства транспортных связей и годовой грузооборот.
Годовой грузооборот определяют на основании годовых планов строительных организаций и производственных предприятий — поставщиков материалов, конструкций, изделий и деталей. Для характеристики изменения грузовых потоков в течение определенного промежутка времени служат графики грузопотоков, которые могут быть составлены на месяц, квартал, год, а также на весь период строительства. На графиках по оси абсцисс откладывают время, а по оси ординат — количество грузов, подлежащих перевозке. Исходные данные для построения графика грузопотоков могут быть получены из сетевого графика или календарного плана строительства. В результате учитывается потребность строительных организаций в материалах, конструкциях, оборудовании на всех стадиях возведения зданий и сооружений с учетом сроков и технологической последовательности выполнения строительно-монтажных работ и в связи с этим необходимый объем перевозок.
Средний суточный грузооборот, являющийся, как правило, расчетным, получают в результате деления годового грузооборота на число рабочих суток в году. Однако не исключена возможность поступления грузов на площадку в течение суток в количествах, превышающих средний суточный грузооборот вследствие неравномерного прибытия грузов по месяцам и дням. Величина «коэффициента неравномерности» зависит от видов транспорта, расстояния перевозок и объема перевозок. Особенно это относится к тем случаям, когда на строительство доставляют массовые грузы (песок, щебень, лес и др.) железнодорожным или водным транспортом. Равномерность доставки грузов значительно возрастает при использовании автомобильного транспорта.
Эксплуатационные, или текущие, затраты складываются из стоимости обслуживания, стоимости профилактического и текущего ремонтов транспортных средств, а также из амортизационных отчислений и заработной платы водителей и обслуживающего персонала.
Применительно к одному двигателю годовые эксплуатационные затраты могут быть подсчитаны путем умножения этих затрат, отнесенных к 1000 км пробега, на годовую норму пробега машины.
Определив все составляющие себестоимости перевозки, можно рассчитать величину себестоимости перевозки 1 т грузов.
Оценив и взвесив все стоимостные показатели и степень их влияния на себестоимость перевозки грузов, представляется возможным осуществить выбор наиболее рационального вида транспорта. Но при этом следует иметь в виду, что себестоимость, определенная по формуле, является основным, но не единственным показателем. Известно, что каждый вид транспорта имеет присущие ему отличительные качества, проявляющиеся по-разному в разных конкретных условиях. Если сопоставить между собой железнодорожный и автомобильный транспорт, то окажется, что железнодорожный обладает определенными преимуществами: сравнительно низкая стоимость перевозки, большая грузоподъемность транспортной единицы, что позволяет доставлять значительные количества грузов в относительно небольшом числе транспортных средств, и др.
Однако эти преимущества проявляются при перевозке грузов на расстояние свыше 150—200 км. При уменьшении расстояний эффективность этого вида транспорта существенно снижается.
Если проанализировать показатели работы железнодорожного транспорта, например, в интервале расстояний 30—35 км, то можно установить, что вагоны с грузом при этом находятся в пути 4—4,5% от времени суток, причем среднесуточный пробег вагонов составляет всего 14—15 км. Такое нерациональное использование железнодорожного подвижного состава уже само по себе недопустимо.
Кроме того, очевидно, что при столь низких показателях использования подвижного состава существенно возрастает себестоимость перевозки грузов. В этом случае преимущества автомобильного транспорта очевидны.
Достоинствами автомобильного транспорта являются: относительно небольшая доля капитальных вложений в постоянные устройства, связанные с эксплуатацией, незначительная доля затрат на погрузочно-разгрузочные операции и высокая маневренность, т. е. возможность доставки грузов непосредственно к местам их потребления с высокой степенью ритмичности и в очередности, определяемой технологией производства строительно-монтажных работ. Последнее является одним из основных преимуществ, свойственных только данному виду транспорта.
Это, в частности, позволило перейти к такой прогрессивной форме организации строительства, как монтаж полносборных зданий с транспортных средств. В данном случае работа автотранспорта организуется по монтажно-транспортным часовым графикам, с помощью которых включаются в единый технологический процесс монтажники, транспортники, а также заводы-поставщики и управление производственно-технологической комплектации.
Часовыми графиками определяется время прибытия транспорта на завод, количество и марки элементов, погружаемых на автомашины и прицепы, время нахождения транспортных средств под погрузкой, разгрузкой и в пути. Такая прогрессивная форма организации строительства приобретает особое значение в условиях внедрения сквозного бригадного подряда. Преимущества автомобильного транспорта, которые наиболее существенно проявляются при перевозке грузов на расстояние до 150—200 км, способствуют широкому распространению этого вида транспорта в строительстве. В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится до 85% всего объема перевозимых строительных грузов.
Источник: www.stroitelstvo-new.ru