В каких сказках мы можем встретить упоминания о русской избе?
Слайд 4
Слайд 5
Изба – это слово в древности звучало как « истьба », « истопка », т.е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило укрытием от холода.
Технология 3 класс (Урок№9 — Строительство и украшение дома.)
Слайд 6
«Мой дом – моя крепость». «Дом храм семьи». « Дом начало начал».
Слайд 7: Части дома
крыша окна сруб дверь
Слайд 8
Избы строились из сосны, ели или лиственницы. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить) Избы строили, не используя гвозди.
Слайд 9: Крыльцо – это всегда гостеприимство
Слайд 10
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм. Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
Слайд 11
Конь – охлупень. С давних пор избы украшались удивительными украшениями фантастических коньков. Их вырубали топором из корневищ деревьев. Считалось, что коньки приносят дому счастье.
Слайд 12
Фронтон дома Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Слайд 13
Доски — полотенца Доски — полотенца украшают спереди фронтон избы
Слайд 14
Причелина Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее
Слайд 15
Наличники окон На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных
Слайд 16
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон
Слайд 17
Тили-бом, тили-бом, мы из брёвен с троим дом
Слайд 18
Технология изготовления изделия Нарисуй эскиз дома
Слайд 19
Возьмите лист цветной бумаги коричневого цвета. С помощью линейки и карандаша сделай разметку деталей. 20 см 5 см
Слайд 20
Запасём и мы брёвна, только они будут бумажные: Заготовь от 6 до 10 брёвен, в зависимости от высоты дома.
Слайд 21
Начинаем строить дом, наклеивая брёвна на лист картона.
Слайд 22
Делаем крышу для дома. Используем брёвна размером: 20 см, 18 см, 14 см, 10 см, 6 см, 2 см.
Источник: slide-share.ru
Урок технологии в 3 классе «Русская изба»
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 3 классе «Русская изба»»
Урок по технологии 3 класс
Учитель технологии Селина Е. В. МБОУ Верхнекужебарская СОШ
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять детали экстерьера русской избы по инструкционной карте; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций и (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе, качественно выполнять работу в целом.
Личностные: формируем:
— мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
— уважительное отношение к культуре народного искусства;
— умение наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
— умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
— формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
— формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;
— формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
— формируем умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
— формируем умение слушать и понимать других;
— формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
— уметь организовать место занятий.
урок технологии 3 класс по теме «Русская изба» (путешествие в прошлое).
1.Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята! (звучит музыка, учитель читает стихотворение)
За далекими морями,
Да бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое
Снизу реченька бежит.
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
— Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
— О русском доме, избе.
— Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров.
— Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
2. Актуализация знаний
-Ребята, в народе так говорят: «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких краях ты живешь». Согласны ли вы с этим утверждением?
— Знаете ли вы, как называлось наше государство в далёкие времена? Древняя Русь
— А край, в котором мы живём? Красноярский
-Действительно, внешний вид и устройство жилища всегда зависят от культуры и традиций народа, от природных условий проживания.
Какой же дом строил для себя и своей семьи наш прапрапрадед, живший тысячу лет назад?
-Чем отличаются дома жителей севера и юга России?
Послушайте выступления ребят:
Надя: Археологические раскопки показывают, что у славян издавна были распространены земляные (землянки), полуземляные (полуземлянки), а с X — XI веков — наземные постройки (избы, мазанки).
Ксюша: На севере во все времена преобладала влажная почва и было много строевого леса, на юге же, в лесостепной зоне, почва была суше, зато леса хватало не всегда, так что приходилось обращаться к другим строительным материалам. Поэтому на юге до до XIV—XV веков массовым народным жилищем была полуземлянка на 1 м врытая в грунт. А вот на севере, очень рано появился наземный дом с полом, приподнятым над землёй.
Паша: К выбору строительного материала славяне подходили с особой трепетностью, потому что одни деревья считались обережными, пригодными для строительства, другие — приносящими неудачу.
Дима: Для строительства домов выбирались хвойные деревья, смола которых служила дополнительной защитой от влаги. Наибольшее применение находили сосна и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов. На срубы стен шла сосна, так как она благоприятно влияет на здоровье человека, на кровлю (стропила) использовали ель. Дополнительной защитой от влаги и естественным антисептиком служил мох, которым прокладывали скрепляемые бревна. Никогда для строительства самого дома славяне не использовали осину, считая ее деревом нечистым.
Паша: Ни в коем случае для строительства не использовался свежесрубленный лес. Бревна, очищенные от коры и сучьев, должны были сначала вылежаться, как следует просохнуть, избавиться от древесных духов. И только спустя какое-то время славяне принимались «рубить дом».
Кирилл: Для строительства дома нельзя было брать деревья из священной рощи, с кладбища; грехом считалось срубить молодое дерево – ребенка – и старое – мудреца. Если при рубке дерево упало на север (на полночь) или при падении зависло в кронах других деревьев, считали, что духи это дерево не отдают и оставляли его в лесу. Опасными для человека считались деревья с дуплом или наростами, с причудливой формы стволом, считали, что в нем непременно обитает злой дух.
Объясните, как вы понимаете выражение «рубили избу»? Свои предположения проверьте, прочитав текст на с. 56 учебника.
Рубили избу — Строили избу из деревянных бревен. Отсюда и название «деревня».
-А как же строили такую избу? Ведь одному человеку это было не под силу! Как вы думаете, ребята?
А строили её так: было на Руси правило «Свое дело отложи, а другу своему помоги» . Шел хозяин к соседу: «Приходите, — говорил — люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» — отвечал сосед. Шёл хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу», т.е. строить, а строили ее топорами, без единого гвоздя.
3. Этап объяснения нового материала.
Презентация «Русская изба»
— Рассмотрите динамическую таблицу фасада избы. Фасад четко разделен на 2 геометрических объема — сруб и кровлю. ВДОЛЬ СРУБА в ряд окошечки стоят и на нас резьбой глядят.
Орнаментальное украшение фасада завершается узором лобовой доски (в деревянном зодчестве украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы).
Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву.
Известный советский искусствовед И.Э. Грабарь говорил, что избы, покрытые резьбой невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами.
Украшение служило не только для красоты, но и необходимостью закрыть щели в стенах дома. Так между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, Наличники – это и украшение дома и его оберег.
Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки.
Верхняя часть фасада имеет треугольную форму-фронтон. Центр фронтона выделяет окно светелки, окруженное богатым наличником.
— Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень. Как оно называется? (Дети: — КОНЕК КРЫШИ )
Концы выступающих брёвен и слег обрабатывались так, что приобретали очертания животных, птиц и прочих фигур, которые являлись оберегом от дурного глаза всех живущих в доме.
4.Включение нового знания в систему заданий
-Красива русская изба! Древние избы можно увидеть в музеях Русского деревянного зодчества в г. Костроме, в Суздале, Нижнем Новгороде.
— Ребята а вы знаете есть ли в Красноярском крае такие музеи? (Ближайший к нам есть в с. Шушенском.)
-Сегодня мы с вами будем мастера-строители. Предлагаю вам построить макет традиционной русской избы из гофрокартона, применив инструкционную карту.
Учитель: Из каких частей будет состоять изделие?
Ученик: Фундамент — это основа дома. Стены (фасад) — это сам дом, где живут люди. Крыша, которая бережёт от непогоды.
Прежде чем приступить к работе подумаем какие инструменты нам понадобятся и повторим правила техники безопасности при работе с инструментами.
Дети: — Нам необходимы инструменты: ножницы, карандаш, канцелярский нож, линейка,. Для склеивания деталей из картона нам необходим клей и кисть для клея.
Учитель: – Как сгибать картон, что бы он не ломался?
Ученики предлагают свои решения.
Учитель: Что обозначают линии чертежа?
У ч е н и к: Толстая линия — линия реза, прямая и две точки — линия сгиба, наклонные линии — место нанесения клея.
-Сначала читаем внимательно инструкционную карту и поэтапно создаём свой дом.
В середине урока-на 20 минуте- физминутка для пальчиков и ладоней.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке
При самоанализе работ отмечаем соблюдение аккуратность и правильность склеивания деталей.
— Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать дом сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
— Как вы понимаете русскую пословицу: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит»? Посмотрите на свою работу. Приятно себя ощущать мастером?
— С каким искусством вы познакомились на нашем уроке – путешествии? (строительство дома)
— Почему на юге России делали мазанки, а не строили деревянные дома?
— Составьте синквейн на тему Деревянный дом.
Красивый, родной, крепкий
Согревает, украшает, оберегает, защищает
Тепло и уют семейного очага.
(Или: Мой дом – моя крепость.)
— Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при строительстве своего дома. Что мы сегодня не успели выполнить? (выполнить ставни с окнами, украсить сам дом)
На следующем уроке мы постараемся украсить ваши дома.
Домашняя работа по технологии:
1. Спросить у родителей — нет ли дома (в память о родных) предметов русской старины или фотографий 19 — начала 20 вв. русских изб? Подумать какие наличники можно нарисовать для своего дома. Это может быть эскиз, рисунок.
Можно обратиться к иллюстрациям Ю. А. Васнецова http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/2930200/
Литература и интернет-ресурсы
1.Наличники-фото Филлиповой Е.
http://www.shushara.ru/windows/photo.php?ID=306
Источник: kopilkaurokov.ru