Функции государства многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:
- 1) по значению для сущности данного государства: основные и не основные;
- 2) в соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности: общесоциальные и сугубо классовые;
- 3) по направленности деятельности: внутренние и внешние;
- 4) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительноуправленческие и судебные;
- 5) по характеру содержания: регулятивные и охранительные;
- 6) по сфере общественных отношений, на которые осуществляется воздействие: политические, экономические, правовые, социальные, идеологические и культурно-духовные;
- 7) по времени действия: постоянные и временные;
- 8) по объектам государственного воздействия:
- — охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;
- — регулятивно-управленческая деятельность;
- — функция обеспечения прав и свод граждан.
К основным функциям относятся те направления деятельности государства, которые:
Право 10 класс (Урок№10 — Понятие государства и его признаки. Сущность и функции государства.)
- — наиболее полно раскрывают сущность и назначение государства;
- — осуществляются большинством или всеми органами государства;
- — носят комплексный характер.
Являясь наиболее общими и широкими, они включают в себя деятельность органов государства, осуществляющих как внутренние, так и внешние функции.
В противоположность основным функциям не основные представляют собой направления деятельности государства, которые имеют локальный, узкий характер, касаются конкретной стороны общественной жизни, конкретной социальной группы. Например, в экономической функции государства, которая является основной, можно выделить политику в сфере развития малого и среднего бизнеса и фермерства и т.д. Неосновные функции характеризуются тем, что деятельность государства охватывает какую- либо одну сторону общественных отношений, а потому она выполняется нс всей системой государственного механизма, а лишь отдельными ее звеньями.
Особого внимания заслуживает положение о системном характере основных функций. Очевидно, что для основной функции как системы характерны взаимосвязь и взаимодействие между образующими ее элементами, которыми являются неосновные функции. Иными словами, основная функция — это качественно новая совокупность однородных неосновных функций. Значение какой-либо неосновной функции для основной не является величиной постоянной и чаще всего изменяется вместе с задачами государства в новых исторических условиях. В результате отдельные неосновные функции могут выделяться в сильные и самостоятельные направления государственной деятельности, обретая статус основных функций, а другие из основных могут превратиться в неосновные или вообще исчезнуть (например, функция подавления сопротивления свергнутых классов для государства диктатуры пролетариата).
Деление функций государства на основные и не основные весьма условно, так как критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления и становятся для государства основными на данном этапе его исторического развития (А. Б. Венгеров).
#11 Функции государства
К основным функциям государства относятся:
политическая — направления деятельности государства в политической сфере;
- — экономическая — направления деятельности государства в экономической сфере;
- — социальная — деятельность по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека;
- — охрана прав и свобод граждан, защита политического строя, правопорядка.
В учебной и научной литературе называются и другие основные функции:
- — организаторская, правовая, образовательная, культурно-воспитательная (Р. Т. Мухаев);
- — правоохранительная, гуманитарная функции (А. В. Демин);
- — функция развития научно-технического прогресса (В. М. Корель- ский).
Классовые функции — это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют в своих интересах государственную власть (при этом речь идет о широком понимании классов как определенных структурно организованных частей общества). В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего, по экономическому признаку, но своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве института, функционирующего в интересах экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает эти интересы и осуществляет организованное насилие в отношении классовых противников. Отсюда функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику.
Общество, даже разделенное на классы, представляет собой единый организм, в котором различные социальные слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации общества не может не выполнять общесоциальную функцию, не может не выступать во многих сферах своей деятельности представителем интересов всего общества, всех слоев и групп населения.
К общесоциальному содержанию функции государства «управление общими делами» относится все то, что направлено на решение основных экономических, социальных, политических и иных задач, затрагивающих интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание всего общества. Именно в этом смысле государственная организация общества приобретает большую социальную ценность. Именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций приводило и приводит к ослаблению государства, а порой к его распаду, разрушению и даже исчезновению.
Современный уровень развития цивилизации и демократии открывает большие возможности для общесоциальной деятельности государства. К общесоциальным функциям относятся:
- — обеспечение национальной безопасности;
- — ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф;
- — реализация программ здравоохранения, социального обеспечения н етрудос п особн ы х;
- — защита прав и свобод граждан и др.
Далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в собственных интересах. Но эта власть не во всех случаях имеет классовый характер.
Так, во многих государствах восточноазиатского типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают скорее ipyiinoBoii, кастовый характер (В. С. Афанасьев).
Внутренние функции государства — это направление деятельности государства по управлению жизнью общества, проживающего на его территории. К ним относятся: политическая, экономическая, финансовая, социальная, правоохранительная, экологическая и др. Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства на международной арене, по отношению к другим государствам. К внешним функциям относят взаимодействие, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами (внешняя политика, внешняя экономика), национальную оборону, защиту граждан, находящихся за пределами государства, и др.
Функции законодательные, управленческие, судебные. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, — собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д.
Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства — это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией (А. Б. Венгеров).
Перечисленные функции государства можно считать общепризнанными. Они не вызывают существенных разногласий среди ученых. Но учеными предлагаются и другие виды функций. В последние время в юридической литературе стали говорить о главных функциях, функциях генеральных и функциях глобальных.
Главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. В отношении «человек—государство» приоритет должен принадлежать человеку. Государство и его мощные структуры находят оправдание только в том случае, если их деятельность подчинена защите, охране прав человека.
Этот тезис следует признать основополагающим. Он означает также, что все другие ветви государственной власти — законодательство, управление и правосудие — служат защите, охране человека. Кроме того, все другие, менее общие функции государства, в той или иной степени проводят главную функцию, подчинены ей (Р. 3. Лившиц).
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Генеральная функция государства — это реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования (Л. И. Спиридонов). К их числу относятся:
- — природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;
- — социально-культурные условия (личная свобода, доступ к культурным ценностям, образование, свобода творчества);
- — экономические условия (частная собственность, свобода выбора занятий и т.п.);
- — политические условия (доступ к управлению делами общества, реальное участие в его деятельности, возможность влияния на принимаемые политические решения, гласность и т.д.).
Генеральная функция государства реализуется в его внутренних и внешних функциях.
Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность. Они определяют необходимость объединения усилий всех государств (В. Н. Протасов). Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства.
Как справедливо отметил профессор Л. Б. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению, обусловлено классовой оценкой природы государства. В настоящее время в известной степени оно утратило свое значение. Многие внутренние функции приобретают внешний характер, в частности экологическое направление в деятельности государства. И тому пример чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.
Учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государства, в ряду таких функций можно, в частности, назвать функции:
Источник: studme.org
Функции государства
Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?
Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.
Понятие функций государства
Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.
Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение. Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции.
Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной.
Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества.
Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).
В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами, которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.
Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.
Классификация функций государства
Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.
По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).
По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.
По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)
Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).
Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.
Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности. В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.
Внутренние и внешние функции государства
Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.
Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства.
Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается.
Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.
Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.
Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.
В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.
К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция. Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.
Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.
Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.
С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права.
Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности.
В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.
Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.
Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.
Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.
Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.
Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.
Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.
Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.
Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.
Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.
Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.
Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).
В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.
Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.
Вопросы для самопроверки
1) В чём суть понятия «функции государства»?
2) Какие классификации функций вам известны?
3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?
4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?
Источник: socialstudies.ru
Функции государства
Государство формируется как институт, призванный поддерживать целостность и упорядоченность социально разделенного общества. Функции государства традиционно разделяются на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относят правовую, экономическую (хозяйственную), финансовую, социальную, культурную (культурно-идеологическую), экологическую. Внешние функции включают дипломатическую, внешнеэкономическую и военную. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения.
↑ Внутренние функции государства
Внутренние функции – главные направления деятельности государства. Характеризуют внутреннюю политику.
К внутренним функциям современного государства относятся:
↑ Экономические функции государства
Государство регулирует экономические процессы, для чего создает финансово-кредитную систему, систему налогообложения (налоговая и кредитная политика), поддерживает определенные экономические пропорции (стимулирует экономический рост и осуществляет санкции), обеспечивает макроэкономическую стабильность, защищает интересы национальных производителей.
↑ Финансовая функция государства
↑ Социальная функция государства
Государство призвано заботиться о человеке как о члене социума: удовлетворять потребности людей в жилье, работе, поддерживать здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение.
↑ Политическая, правовая функции государства
Государство должно поддерживать развитие и реформирование всех жизненно важных сфер общества, обеспечивать правопорядок; устанавливать правовые нормы, которые будут регулировать общественные отношения и поведение граждан; охранять права и свободы человека и гражданина.
↑ Культурная функция государства (культурно-идеологическая, культурно-воспитательная)
Государство должно создавать условия для удовлетворения культурных запросов людей, гарантировать доступ к значимой информации, а также сохранять национально-культурную идентичность населения.
↑ Экологическая функция государства
Государство должно устанавливать режим природопользования, сохранять благоприятную для человека среду обитания.
↑ Внешние функции государства
↑ Обеспечение национальной безопасности
Государство должно поддерживать достаточный уровень обороноспособности, защищать территориальную целостность, суверенитет.
↑ Защита интересов государства на международной арене
Государство должно участвовать в развитии системы международных отношений, в деятельности по обеспечению международной безопасности (предотвращению войн, сокращению вооружений), участвовать в решении глобальных проблем человечества.
↑ Развитие взаимовыгодного сотрудничества и интеграции с другими странами
Международное сотрудничество достигается внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью.
Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.
В рамках внешнеэкономической деятельности государство обеспечивает взаимовыгодное партнерство с другими странами, проводит политику протекционизма для своей экономики, а также участвует в международных органах финансово-экономической интеграции, защищает экономические интересы своей страны на международной арене.
Источник: socialtutors.ru
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Полезное
Смотреть что такое «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА» в других словарях:
Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Энциклопедия права
Функции государства — основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие сущность и его назначение. Функции государства объективно обусловлены системой социально экономических, социально политических и других факторов и природой данного… … Теория государства и права в схемах и определениях
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — подразделяются на внутренние, т.е. осуществляемые в пределах территории данного государства, и внешние, осуществляемые за пределами его территории. По продолжительности действия Ф.г. подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают… … Энциклопедический словарь экономики и права
Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… … Юридическая энциклопедия
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства на международной арене. К их числу относятся: оборонная функция, направленная на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны от нападения извне, организацию таможни, решение иных… … Юридическая энциклопедия
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. В соответствии со сферами деятельности государства внутренние функции подразделяются на следующие. Экономическая функция выражается в выработке и координации… … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОСУДАРСТВА ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ — ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА … Юридическая энциклопедия
Источник: constitutional_law_russia.academic.ru