Колизей (итал. Colosseo) или Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — грандиозное архитектурное сооружение и величайшая арена античности, где проводились гладиаторские бои, травля диких зверей и казни преступников. Построен династией императоров Флавиев в период с 72 по 80 годы нашей эры.
Колизей был олицетворением величия Римской империи и мастерства её инженеров. С другой стороны, он был местом, где пробуждались животные инстинкты неугомонной толпы, где смерть одного человека приводила к ликованию тысяч других, где жажда крови стала неотъемлемой частью развлечений и отдыха.
Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название «Колизей» достопримечательность получила только в VIII веке от латинского слова «colosseus», что в переводе означает «громадный, колоссальный». Распространённое мнение, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.
Кто построил колизей?
Предыстория постройки Колизея
Чтобы понять причины постройки Колизея необходимо разобраться в ситуации, сложившейся в течении десятилетия, которое предшествовало началу строительства. Римский Великий пожар 64 года нашей эры расчистил в городе обширные территории, в том числе и долину трёх холмов (Целий, Палатин и Эсквилин), где и расположен амфитеатр.
Император Нерон, воспользовавшись пожаром, захватил огромную часть освободившейся земли для строительства дворцового комплекса, размеры которого до сих пор остаются рекордными для всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. По разным данным, дворцовый комплекс Нерона располагался на площади от 40 до 120 гектаров и так поражал своим великолепием, что впоследствии получил название «Золотой дом Нерона».
Для его строительства император сильно увеличил налоги. Деспотия и произвол Нерона, вместе с полным отстранением от управления империей, привели к государственному заговору. Сложилась редкая ситуация, когда император сумел настроить против себя сразу все социальные слои древнеримского общества. Понимая, что судьба его решена, Нерон покончил жизнь самоубийством.
Новый император Веспасиан, будучи тонким политиком и прагматиком, понимал насколько важно заполучить поддержку римской толпы. Рецепт был прост — нужно обеспечить «хлеба и зрелищ». Там где был расположен дворцовый комплекс для Нерона Веспасиан решает построить огромное сооружение для населения Рима. Символичность очевидна.
Выбор пал на проект постройки нового грандиозного амфитеатра. Особенно важно реализовать задуманную идею было в связи с желанием Веспасиана стать основателем императорской династии Флавиев. Амфитеатр должен был стать семейным монументом на века.
Колизей история самого грандиозного сооружения в Римской империи .
Расточительный Нерон разорил казну, поэтому Веспасиан должен был как можно быстрее найти финансовые средства для строительства. В это самое время, к огромному несчастью для себя, иудеи подняли восстание против римского господства. Веспасиан и его сын Тит воспользовались представленной возможностью, чтобы жестко подавить бунт, а заодно и разграбить Иерусалим.
Особенно богатой добычей стал религиозный комплекс города под названием «Храмовая гора», главной достопримечательностью которой на тот момент являлся Второй Иерусалимский Храм. 30 тысяч пленников были проданы в качестве рабов, а ещё 100 тысяч отправлены в Рим для наиболее тяжёлых работ по добыче камня в карьере и его транспортировке к месту строительства Колизея. Получается, что предыстория Колизея такая же кровавая и жестокая, как и события, происходившие в последствии на его арене.
Конечно же, почувствовали на себе грандиозную постройку величайшего из римских сооружения и простые граждане. В империи подняли старые и ввели новые налоги. Был введён даже налог на туалеты, благодаря которому и появилось выражение «Деньги не пахнут». Именно так ответил Веспасиан своему сыну Титу, когда тот поставил под сомнение моральный аспект нового налога.
Строительство и архитектура Колизея
Колизей — самый грандиозный античный амфитеатр. Его размеры:
- длина наружного эллипса — 524 метров;
- большая ось — 187 метров;
- малая ось — 155 метров;
- длина арены (также эллиптической формы) — 85 метров;
- ширина арены — 53 метров;
- высота стен — 48 метров;
- толщина фундамента — 13 метров.
Строительство Колизея, начатое в 72 году во время правления Веспасиана, было закончено и освящено при его сыне императоре Тите в 80 году. В этот исторический период в Риме проживало более одного миллиона жителей. Амфитеатр должен был быть достаточно большой, чтобы вмещать 50 тысяч зрителей и одновременно прочный, чтобы выдерживать вес собственной тяжести. Решение этой задачи наглядно продемонстрировал гений римской архитектурной мысли. Многие инженерные решения, который были использованы при постройке Колизея, стали революционными.
Инженерная идея амфитеатра проста и гениальна. Каркас сооружения представляет собой прочную конструкцию пересекающихся радиальных (отходящих от арены во все стороны) и концентрических (окружающих арену) стен. Всего было возведено 80 постепенно повышающихся радиальных и 7 концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей.
7 концентрических стен в разрезе
Внешняя концентрическая стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса — ионического, третьего — коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами. В простенках между окон были размещены бронзовые щиты, а в арочных проёмах второго и третьего этажа установлены статуи.
Использование арок, особенностью которых является возможность сократить вес всего сооружения, было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен. Другим преимуществом арочных конструкций была их однотипность, что серьёзно упрощало постройку всего сооружения. Арочные секции создавались отдельно, и только затем собирались вместе как конструктор.
Несущие радиальные и концентрические стены амфитеатра выложены из природного известняка, известного как травертин. Его добывали вблизи Тиволи (35 км от Рима). Исследователи полагают, что на этапе добычи, доставки и первичной обработки травертина трудились те самые 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания.
Затем камень попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки, как и уровень строительства в целом, просто потрясают. Обратите внимание на то, как точно огромные камни прилегают друг к другу.
Все блоки из травертина были соединены друг с другом железными скобами, которые извлекли в Средние века, что сильно ослабило конструкцию всего сооружения. Подсчитано, что на скобы, стягивающие стены, было потрачено 300 тонн металла. Сейчас на их месте в сохранившихся стенах зияют сквозные дыры.
Кроме травертина, используемого для несущих радиальных и концентрических стен, при постройке Колизея римские инженеры широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон, преимуществом которых была относительная лёгкость. Например, блоки из туфа предназначались для верхних ярусов амфитеатра, а бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и перекрытий внутри сооружения.
Входы в Колизей
Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее, используется при строительстве стадионов и по сей день — множество входов расположены равномерно по всему периметру сооружения. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5.
Всего Колизей насчитывал 80 входов, из которых 4 были предназначены для сенаторов и членов магистрата, 14 — для всадников, 52 — для всех других социальных категорий. Входы для всадников назывались южный, северный, западный и восточный, тогда как другие 76 имели свой порядковый номер (от I до LXXVI). Если хорошо присмотреться, некоторые из них можно увидеть даже сегодня. Каждый зритель в зависимости от социального статуса получал билет (табел), где указывалось не только его место, но и каким входом он должен воспользоваться.
Чем важнее был человек, тем проще ему было добраться до своего места. Кроме того, коридоры и лестницы амфитеатра были спланированы таким образом, чтобы люди разных сословий не сталкивалась друг с другом. Такая хорошо продуманная система практически исключала давку.
Места для зрителей
Римский Колизей мог вместить одновременно до 50 000 человек. Зрители рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд, или подиум, был предназначен для сенаторов и членов магистрата. Здесь же, хотя и на небольшом возвышении, находилась ложа императора.
За подиумом располагался ярус для всадников, а затем ярус с местами для тех, кто обладал статусом гражданина в Римской империи. Следующий ярус — для плебса и женщин. Последним был стоячий ярус для рабов и не знатных иностранцев. Получается, что Колизей представлял собой модель римского общества в миниатюре.
Арена и гипогей
На арену вели два входа: «Ворота Триумфа» (лат. Porta Triumphalis), через которые гладиаторы и звери выходили на арену и возвращались обратно с победой, и «Ворота Либитины» (лат. Porta Libitinaria), названные так в честь богини смерти и погребения, и куда уносили мёртвых или раненных.
Со временем желание более величественных зрелищ на арене Колизея только увеличивалось. Чтобы римская толпа постоянно была счастливой и податливой в управлении, требовались постоянные новшества. Уже спустя 5 лет после открытия арена была полностью реконструирована Домицианом, вторым сыном Веспасиана.
Домициан создал под ареной подземный комплекс невиданного масштаба — гипогей. Он представлял собой ряд технических и хозяйственных помещений со сложной системой специальных ходов и помостов (лифтов) для поднятия на арену гладиаторов и зверей. Всего было 60 люков и 30 помостов.
Гипогей (реконструкция)
Благодаря уникальной функциональности гипогея арена Колизея могла видоизменяться в зависимости от сценария. Здесь разворачивались настоящие театрализованные действия, целью которых было преподнести смерть и убийство ещё более красочной и яркой. Возводились декорации, имитирующие природу или сооружения.
Участники шоу, особенно если это было массовое шоу, появлялись в самый неожиданный момент в крайне важных местах, чем могли серьёзно изменить диспозицию сражающихся сторон на арене. Гипогей поднял игры на более высокий уровень. Сегодня эта часть Колизея единственная, которая практически не пострадала от времени.
В жаркие и дождливые дни над амфитеатром натягивался веларий (навес из парусины), который крепился на 240 деревянных мачтах, установленных в каменные стойки-консоли верхнего четвёртого яруса внешней стены. Управляли навесом несколько тысяч специально обученных матросов, ранее служившие на флоте. К сожалению, подробной информации, каким именно способом функционировал навес и как его натягивали, не сохранилось.
Веларий (реконструкция)
История функционирования Колизея
Первый ремонт, как показали исследования археологов, был сделан после пожара в период правления императора Антонина Пия (138–161). В 217 году в результате попадания молнии в верхний этаж Колизея, бóльшая часть амфитеатра выгорела. В 222 году на арене возобновили проведение игр, однако полностью реконструкция сооружения была закончена лишь в 240 году при императоре Гордиане III и по такому случаю выпустили юбилейную монету.
В 248 году император Филипп организовал в Колизее грандиозные празднования тысячелетия Рима. В 262 году амфитеатр смог относительно успешно пережить сильное землетрясение. Вторая половина IV века ознаменовалась постепенным закатом гладиаторских игр под влиянием распространения христианства:
- в 357 году император Константин II запретил римским военным после окончания службы добровольно поступать в гладиаторские школы;
- в 365 году император Валентиниан запретил судьям приговаривать преступников к смерти на арене;
- в 399 были закрыты все гладиаторские школы.
Поводом к окончательному запрету гладиаторских боёв послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским. В 404 году христианский монах из Малой Азии по имени Телемах выскочил на арену и бросился к сражающимся гладиаторам, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала монаха. Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.
Захват Рима готами (410 год) привёл к разграблению амфитеатра, с которого были сняты бронзовые украшения и декоративные элементы. Последние игры (включали только травлю диких животных) провёл Флавий Аниций Максим в 523 году. Начиная с VI века, Колизей под влиянием природных стихий стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.
В период Средневековья, все знания о назначении амфитеатра были утеряны. Люди начали представлять себе, что грандиозное сооружение являлось храмом Бога Солнца. В специальных брошюрах для паломников, которые посещали Рим, Колизей описывали как круглый храм, посвящённый различным богам, и когда-то покрытый куполом из бронзы или меди. Постепенно всё пространство внутри амфитеатра стало застраиваться домами мелких мастеров и ремесленников. Также в Средние века была популярна легенда, что влиятельная семья Франджипани (Frangipani) спрятала в Колизее свои сокровища.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме стало причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.
Так, в XV и XVI столетиях Папа Павел II использовал камень из Колизея для постройки так называемого Венецианского дворца, кардинал Риарио — Дворца Канцелярии, а Павел III — Паллацо Фарнезе. Известно, что Сикст V намеревался воспользоваться Колизеем для обустройства суконной фабрики, а Климент IX и вовсе на короткий период времени превратил его в завод для добывания селитры. Несмотря на такое потребительское отношение значительная часть амфитеатра всё же уцелела, хотя и в крайне обезображенном состоянии.
Современные архитектурные исследования Колизея начались примерно в 1720 году, когда Карло Фонтана сделал осмотр амфитеатра и изучил его геометрические пропорции. В это время первый ярус сооружения уже был полностью погребён под землёй и мусором, накопленным за многие столетия.
Первым Папой Римским, принявшим Колизей под свою защиту, был Бенедикт XIV (понтифик с 1740 по 1758 годы). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал установить посреди арены громадный крест и ряд алтарей в память об истязаниях, шествии на Голгофу и крёстной смерти Спасителя. Он же (Бенедикт XIV) поставил точку в многовековом «ограблении» Колизея, запретив использовать сооружение в качестве каменоломни.
В 1804 году Карло Феа, археолог и хранитель древностей, осмотрев памятник архитектуры, составил меморандум, в котором отметил важность немедленных восстановительных работ из-за опасности обрушения стен. Уже через год начались раскопки и тщательное обследование амфитеатра для реконструкции, которой руководил архитектор Кампорези. В течение всего времени вплоть до 1939 года вся территория Колизея постепенно очищалась от мусора и многовековых наслоений грунта. Также были укреплены внешние стены и расчищена арена.
Во второй половине XX века положение Колизея ухудшилось из-за просачивания дождевой воды, атмосферного загрязнения (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрации от интенсивного движения городского транспорта. Исследователи считают, что с VI по XXI век Колизей утратил две трети своего первоначального «объёма». Конечно же, главную роль в разрушении сыграли сами жители Рима, использовавшие длительное время заброшенную арену в качестве источника травертина для строительства новых сооружений.
Зрелища на арене Колизея
На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осуждённых преступников и реконструкция морских битв. Торжества в честь открытия Колизея, организованные императором Титом в 80 году, продолжались ровно 100 дней. За это время в боях приняло участие около 5000 гладиаторов и 6000 диких зверей. Из них 2000 гладиаторов и 5000 животных были убиты.
Раненые в бою люди и животные теряли много крови и чтобы настил арены не становился скользким, его посыпали слоем сухого песка, который хорошо впитывал кровь. Такой песок, пропитанный кровью, называли «харена», от которого и пошло слово «арена».
Вопреки мнению о том, что якобы в Колизее казнили христиан в огромных масштабах, существует другое — что всё это не более, чем удачная пропаганда католической церкви, которая в своё время остро нуждалась в создании образов страданий и мученичеств. Конечно, отдельные казни христиан на арене происходили, однако их количество принято считать преднамеренно завышенным.
Традиционно действие на арене Колизея начинали утром с представления калек и клоунов, которые развлекали публику ненастоящими боями без кровопролития. Также иногда выступали и женщины в состязаниях по стрельбе и владению оружием. Затем проходила травля диких животных. К обеду начинались казни.
Убийцы, разбойники, поджигатели и расхитители храмов приговаривались римским правосудием к самой жестокой и позорной смерти на арене. В лучшем случае им давали оружие и у них был призрачный шанс против гладиатора, в худшем — отдавали на растерзание животным. Со временем такие казни превратились в настоящие театральные представления. На арене устанавливали декорации, а преступников наряжали в соответствующие костюмы.
Бои гладиаторов
Происхождение гладиаторских игр до сих пор остаётся предметом дискуссий. Есть версия, что корнями они уходят в этрусский обычай жертвоприношений во время похорон знатного человека, когда в жертву приносили воина, побеждённого в схватке, чтобы умилостивить дух покойника. Историки полагают, что первые гладиаторские игры были проведены в 246 году до нашей эры Маркусом и Децимусом Брут в честь их умершего отца, Юния Брута, в качестве подарка для мёртвых.
Гладиаторами становились осуждённые на смерть преступники, военнопленные, или рабы, которых специально покупали для этой цели и обучали. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди, которые добровольно вызывались участвовать в играх, в надежде заработать деньги или обрести славу. Заключая первый договор, гладиатор (если прежде он был свободным человеком) получал одноразовую плату. При каждом повторном продлении контракта сумма значительно повышалась.
Гладиаторы проходили обучение в специальных школах–казармах, изначально принадлежащих частным гражданам, но позже ставших собственностью императора, чтобы предотвратить образование частных армий. Так, император Домициан построил около Колизея четыре подобных казармы для гладиаторов. К ним примыкали: тренировочные помещения, госпиталь для раненых, морг для убитых и склад с оружием и продовольствием.
Известно, что на арену выходили даже отдельные римские императоры. Так, историк Элий Лампридий в начале V века пишет об императоре Коммоде: «Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы. Он всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своём выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз». Также любили «поиграться» в гладиаторов императоры Тит и Адриан.
Археологами были расшифрованы несколько надписей, найденных на камнях Колизея под ареной. Одна из них говорит, что «гладиатор Фламма четыре раза получал деревянный меч, но предпочёл остаться гладиатором». Вручение деревянного меча после боя означало, что гладиатору даруется свобода, от которой он вправе отказаться.
Сценарии гладиаторских боёв были различны. Участники сражались как один на один, так и отрядами на выживание сильнейших. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу «каждый сам за себя», который завершался, когда в живых оставался только один из гладиаторов.
В размахе гладиаторских боёв рекорд принадлежит Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня, в которых приняло участие 10 тысяч гладиаторов. Всего за годы правления Траяна на арене погибло 40 000 человек.
Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жёсткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. Для тех, кто хорошо сражались и побеждали, существовали особые привилегии: специальный рацион и установленный режим дня, позволяющий поддерживать хорошую физическую форму.
За победы нередко в качестве вознаграждения гладиаторам приводили наложниц. Денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы. В суровых буднях и бесконечных играх со смертью гладиаторы, однако, не были обделены женским вниманием и любовью. К сильным мужественным воинам пылало страстью множество женщин, в числе которых было немало знатных особ.
Также в Риме были специализированные школы, в которых обучали сражаться с дикими животными, разным изощрённым трюкам и способам их убийства для увеселения зрителей. Эта категория воинов именовалась venatores. Они были ниже рангом, чем гладиаторы.
Травля диких зверей
Первое упоминание о травле диких зверей в Риме относится к 185 году до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных.
Для травли на арене Колизея в Рим привозили диких зверей со всех концов империи. Ценились не только хищники, такие как львы, пантеры и гепарды, но и экзотические не агрессивные животные (например, зебры). Разнообразие зверей в первую очередь было проявлением имперского могущества. Со временем, травли привели к ужасным последствиям — некоторые виды попросту вымерли (слоны в северной Африке, гиппопотамы в Нубии, львы в Месопотамии).
За день до травли животных выставляли в специальном месте для осмотра публики. В Риме это был виварий рядом с портом. Затем зверей перевозили и размещали в помещениях гипогея (под ареной амфитеатра), где они ждали своего часа, чтобы по специальному помосту эффектно подняться на поверхность арены. В некоторых представлениях животные сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны: львы ставились против оленей.
Однако большинство звериных травль проходило с участием человека. Это был либо обученный «охотник» (лат. venatores), вооружённый копьём или мечом и защищённый кожаными доспехами, либо «бестиарий» (осуждённый преступник, которого приговорили к сражению с хищным зверем). Преступник, как правило, был вооружён только кинжалом, чтобы его вероятность выжить на арене сводилась к минимуму. Обычно представление заканчивалось выступлением прирученных животных, специально обученных выполнять трюки, аналогично современным выступлениям в цирке.
Своеобразный рекорд кровопролития при травле, как и в гладиаторских боях, принадлежит императора Траяну. В честь его победы над жителями Балкан в Колизее было затравлено около 11 тысяч различных зверей (слонов, гиппопотамов, тигров, лошадей, львов, жирафов, зебр и многих других).
Травля зверей, единственное кровавое действие эпохи Древнего Рима, которое продолжалось ещё долгое время после падения империи, хотя и совершенно в других масштабах. Принято считать, что бои быков корнями уходят именно в звериную травлю.
Навмахии (морские сражения)
Навмахии (греч. Ναυμαχία) представляли собой реконструкцию известных морских сражений, в которых участниками, как правило, были осуждённые к смерти преступники, реже — гладиаторы. Для реконструкций требовалась полная водонепроницаемость арены и обеспечение глубины около двух метров. Навмахии были слишком затратны, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.
Первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.
Впервые навмахии в Колизее были поставлены сразу же после открытия. В основном они реконструировали известные исторические сражения, такие как победа греков над персами в морском сражении при Саламине или поражение спартанцев в Эгейском море в Коринфской войне.
Колизей сегодня
Пережив все невзгоды, Колизей давно стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов Италии. В 2007 году амфитеатр был признан одним из семи новых чудес света. В октябре 2013 года начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа.
В рамках этого проекта на первом этапе будут отслеживать динамические вибрации, которым подвергается сооружение, находясь в непосредственной близости от линии метро и автомобильной дороги. Второй этап будет посвящён восстановлению внутренней зоны Колизея и более комплексной реставрации подземных помещений под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания.
Покупка билетов в Колизей
В течение всего дня перед входом в Колизей бурлит длиннющая очередь, в которой можно легко отстоять несколько часов. Поэтому билеты лучше покупать одним из следующих способов:
1) дело в том, что Колизей, Форум и Палатин имеют общий билет. Таким образом, покупая практически без очереди билет на Форум, вы спокойно идёте в Колизей, который расположен относительно близко. Срок действия билета — 2 дня (каждую достопримечательность можно посетить только один раз). Цена билета — 12 евро.
2) можно заранее купить электронный билет на сайте rome-museum.com (доступна русскоязычная версия сайта). Такой билет также является комплексным (кроме Колизея, включает посещение Палатина и Форума). Единственное неудобство электронного билета в том, что необходимо указать дату посещения, а значит ваш визит будет зависеть от погоды.
Срок действия билета также 2 дня, однако стоимость включает комиссию за продажу и составляет 16 евро. Также можно приобрести билет с аудио-гидом за 21 евро. В качестве аудио-гида выдают айподы с аудио- и видеороликами. После оплаты вы получите письмо на e-mail с уведомлением о покупке. Сам электронный билет придёт в следующем письме спустя день-два после оплаты.
Внимание! Полученный электронный билет нужно обязательно распечатать! Вариант с его показом на экране телефона не пройдёт. Затем, когда будете на месте (у Колизея) нужно обменять электронный билет на стандартный билет.
Важно! В начале 2014 администрация Колизея заявила про запуск специального приложения для телефонов, с помощью которого можно будет покупать билеты, однако подробностями мы пока не располагаем. Если они вам известны, будем благодарны за предоставленную информацию в комментариях.
с 02.01 до 15.02 — Колизей открыт с 8:30 до 16:30
с 16.02 до 15.03 — Колизей открыт с 8:30 до 17:00
с 16.03 до 31.03 — Колизей открыт с 8:30 до 17:30
с 01.04 до 31.08 — Колизей открыт с 8:30 до 19:15
с 01.09 до 30.09 — Колизей открыт с 8:30 до 19:00
с 01.10 до 31.10 — Колизей открыт с 8:30 до 18:30
с 01.11 до 31.12 — Колизей открыт с 8:30 до 16:30
Источник: www.tisamsebegid.ru
Колизей в Риме
— для взрослых — 24 евро, общий для посещения Колизея и Палатина, действует в течение суток на одно посещение;
— для взрослых — 28 евро, общий для посещения Колизей + Арена + Форум + Палатин, действителен в течении двух дней на одно посещение;
— льготный — 2 евро, действителен для членов Европейского Союза от 18 до 25 лет;
— бесплатно — дети до 18 лет.
Единый билет в Колизей действителен 2 дня с момента первого использования. Он включает посещение Амфитеатра и археологической зоны, состоящей из 2 объектов — Палатин и Римский форум
Метро | Линия В, станция Colosseo |
Автобус | Ост. «Celio Vibenna» № 75, 85, 87, 118, С3 |
Автобус | Ост. «Colosseo» № 51, 75, 85, 87, 117, 118 |
Трамвай | Ост. «Piazza Del Colosseo» №3, 8 |
Колизей является одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей Апеннинского полуострова. Монументальное сооружение античных времен располагается в историческом центре Рима, в самом сердце Вечного города. Оно поражает своим величием и сильнейшей энергетикой, вызывает желание притронуться к массивным травертиновым стенам и просто завораживает.
Наверное самое сильное впечатление получают туристы, выходящие из метро. Перед их глазами внезапно вырастает огромная каменная глыба с зияющими арочными проемами. Но те, кто приближается к Колизею по упирающимся в Piazza del Colosseo улицам, испытывают не меньший восторг от постепенно раскрывающейся панорамы.
Колизей в Древнем Риме
Амфитеатр Флавиев вызывает двоякие чувства. С одной стороны, Колизей считается олицетворением могущественной когда-то Римской империи. А с другой — является немым свидетелем и хранителем драматических событий о далеком прошлом. Началось все со времен строительства гигантского сооружения, когда десятки, а то и сотни тысяч плененных рабов высекали в каменных карьерах тонны травертина, продолжилось ликованиями толпы при виде кровавых схваток гладиаторов и закончилось 15-ти вековым забвением.
Тем не менее в Древнем Риме Колизей имел огромное значение. Он был местом сбора императоров, сенаторов и простолюдинов, плебеев и патрициев, горожан и сельских жителей. Здесь проходили не только смертоубийственные поединки, но и массовые увеселительные, спортивные мероприятия.
По заверениям древнеримского историка Светония Транквилла, при освящении Колизея на его арене была устроена навма́хия — имитация морского сражения с участием небольшой флотилии кораблей. Но доказательств, что такое действо могло происходить в границах Амфитеатра Флавиев, нет. Возможно, речь идет об озере, располагавшемся ближе к Тибру.
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухни Колизей — и рухнет Рим,
И рухнет мир, когда не станет Рима — Д. Г. Байрон.
Строительство Колизея в 70–72 гг. начал римский император Веспасиан (9-79гг.), пришедший к власти вслед за четырьмя правителями, сменившими друг друга в течение одного года. Он являлся основателем императорской династии Флавиев, представители которой удержались на троне всего лишь 27 лет. Но, тем не менее, память о них увековечена на века в Амфитеатре Флавиев.
Продолжил возведение грандиозного сооружения сын Веспасиана — император Тит. Об этом Дион Кассий (155/164 — 230 гг.) упоминает в своем 80-томном труде «Римская история». Автору удалось настолько досконально проработать и структурировать доступные в ту пору документальные свидетельства прошлого, что его цитируют даже те, кто глубоко занимается исследованиями событий, связанных с периодом Древнего Рима.
По окончании строительства римского Колизея в 80-м году, на его арене в течение ста дней проводились гладиаторские бои и кровавая охота на глазах ликующих зрителей. За это время было забито несколько тысяч животных.
Римляне были в восторге от невиданной ранее масштабности, зрелищности и щедрости правителей. Площадку полностью засыпа́ли песком (в переводе с ит. — arena). Его предварительно подкрашивали, чтобы не пугать пришедших обилием разливающейся крови.
В 217 году Колизей серьезно пострадал вследствие сильнейшего пожара, но его удалось восстановить. Гладиаторские бои здесь проводились вплоть до середины V века, а звериные травли — до начала VI столетия. После этого Амфитеатр постепенно пришел в запустение.
Средневековый Колизей
Печальные времена для Амфитеатра Флавиев наступили с приходом варваров. Арена превратилась в кладбище, а сводчатые аркады стали частью мастерских и жилых помещений. В XI—XII вв. каменное сооружение превратилось в настоящую крепость, в которой скрывались представители знатных римских семей. Однако в первой половине XIV века Колизей вынужденно был отдан в распоряжение императору Священной римской империи Генриху VII. Тот, в свою очередь, вернул сооружение народу.
Частичное обрушение Амфитеатра произошло в результате мощного землетрясения, случившегося в 1349 году. Вывалившимся камням быстро нашли применение в качестве строительного материала для дворцов, а когда груда закончилась, приступили к дальнейшему разрушению массивных стен. Травертин растаскивали благородные семейства, кардиналы и даже папы римские. Когда и почему закончилось это массовое безумство, достоверно неизвестно, но оно оставило свой глубокий след — сооружение приобрело обезображенные формы.
Колизей в эпоху Возрождения
В разные периоды грандиозное строение превращалось то в суконную фабрику, то в завод по добыче минералов, то в элементарную свалку, то в пастбище для скота. Лишь в XVIII веке Амфитеатр взял под свою защиту папа римский Бенедикт XIV. Он освятил место, установил несколько часовенок и огромный крест, удаленный уже после завершения Рисорджименто (национально-освободительное движение, в результате которого возникло объединенное Итальянское королевство, и было утеряно влияние папского престола).
Археологические раскопки на арене начались при Наполеоне I. В результате вывоза тонн мусора и земли были обнаружены подземные помещения. В течение долгого времени Колизей приводили в порядок, но реставрационные работы ведутся и по сей день. Амфитеатр стал настоящим символом Вечного города и одной из самых посещаемых в мире достопримечательностей.
Архитектура Колизея
Для строительства Римского амфитеатра была выбрана низина между тремя городскими холмами — Палатином, Эсквилином и Целием. Колизей расположен на месте засыпанного пруда, входившего когда-то в состав грандиозного по масштабам комплекса Золотого дома Нерона, занимавшего, в свое время, площадь в 120 га и разрушенного в знак избавления римлян от тирана.
В плане конструкция Колизея представляет собой эллипс с размерами:
- арены — 53,62 на 187,77 м;
- амфитеатра — 155,64 на 187,77 м;
- наружного периметра — 524 м;
- стен по высоте — до 50 м;
- фундамента по толщине- 13 м.
Арену Колизея окружают ступенчатые трибуны, прорезанные равномерно размещенными 80 входами/выходами и поддерживаемые массивными, радиально расположенными стенами. Такое конструктивное решение позволяло в течение 15 минут полностью заполнить зрительские места и за 5–7 минут покинуть амфитеатр в случае экстренной необходимости. Причем — без столпотворения и с учетом огромной вместимости объекта, составлявшей более 50 000 человек (по некоторым источникам — до 75 000).
Все увеселительные мероприятия происходили на центральной арене Амфитеатра Флавиев. Зрители занимали трибуны в соответствии со своим статусом. На нижних уровнях усаживались влиятельные и знатные римляне — император со своей семьей, сенаторы и весталки (привилегированные жрицы богини Весты). Самые верхние ряды доставались представителям низшего сословия.
До своих мест им приходилось подниматься пешком, преодолевая высокие ступени. Подземная часть Колизея в Риме предназначалась для проживания гладиаторов и содержания животных. Рядом с камерами и клетками находились служебные помещения.
Фасад Колизея представляет собой три ряда аркад с венчающим их двухметровым антаблементом. Высота арок составляет около 7 метров, а ширина — 4,2 метра. В каждой из них во втором и третьем ярусе когда-то стояли величественные статуи.
Интересные факты о Колизее в Риме
Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.
Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона.
Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.
В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.
Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».
Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.
Римские гладиаторы
Киноиндустрия тесно связала гладиаторские бои с Колизеем. Но оказывается, о подобных схватках меченосцев было известно намного раньше появления Амфитеатра Флавиев. У этрусков сражение входило в погребальный обряд, а участвовали в нем даже знатные и уважаемые особы. Позднее гладиаторы переместились на Форумы и арены Цирков, затем — в амфитеатры. Со временем действо превратилось в любимейшее народное развлечение, а Колизей стал популярным местом проведения боев.
О датах сражений в Амфитеатре Флавиев сообщалось заранее. На видных местах выставлялись своеобразные рекламные щиты, на которых указывались: день, время и порядок выхода гладиаторов на арену. Глашатаи громко оповещали римлян о предстоящем событии на людных площадях и городских рынках. До начала смертельных игр бойцам предоставлялась возможность закончить все дела и оставить весточку своим близким. Кроме того, в предшествующий зрелищу вечер для участников устраивали «прощальный ужин».
В 315 году Константином I, считающимся первым христианским императором, было запрещено приводить в исполнение смертные приговоры на арене Колизея. Последний поединок здесь состоялся в 439 году.
Существовал еще один гладиаторской ритуал, связанный с античным фонтаном Мета суданс. Предположительно он был построен в I веке при императоре Домициане, являвшемся младшим сыном основателя Колизея — Веспасиана Флавия. Строение располагалось между аркой Константина и Колоссом Нерона. Оно представляло собой высокий конус с 5-метровым основанием в диаметре. Легенды гласят, что именно сюда приходили гладиаторы искупаться и набраться магических сил перед боем.
Остатки фонтана Мета суданс были снесены при устройстве транспортной развязки вокруг Колизея лишь в 30-е годы прошлого столетия. Сегодня наземный конус, как и Колосс Нерона, можно увидеть в визуальных видео- и фото-реконструкциях. На площади перед Колизеем остались лишь очертания фундаментов античных сооружений.
Часы работы Колизея
Амфитеатр Флавиев открыт с 8:30-10:30 ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря. Час закрытия зависит от времени года:
- с последнего воскресенья октября по 15.02 — 16:30;
- с 16.02 по 15.03 до — 17:00;
- с 16.03 до последней субботы марта — 17:30;
- с последнего воскресенья марта по 31.08 — 19:15;
- с 01.09 по 30.09 — 19:00;
- с 01.10 до последней субботы октября — 18:30.
Кассы закрываются за час до окончания работы Колизея. В Страстную пятницу объект работает только в первой половине дня.
В летний сезон Амфитеатр Флавиев можно посетить в рамках часовой программы «Луна над Колизеем» в составе экскурсионных групп. Режим предоставления вечернего доступа — чт-сб с 20:00 до 23:55 (вход до 22:30) по предварительному бронированию. Язык проведения — итальянский и английский.
Цена билета в Колизей
Стоимость посещения Амфитеатра Флавиев:
- полный билет — 24 евро;
- от 18 до 25 лет (граждане ЕС) — 2 евро;
- от 12 до 17 лет (граждане ЕС) — бесплатно;
- до 12 лет (в сопровождении взрослых) — бесплатно.
Дополнительно оплачиваются (при желании):
- аудио-видео гид (9 языков, в том числе русский) — 6 евро;
- аудиогид (11 языков, в том числе русский) — 5,50 евро.
По единому билету за 28 евро имеется возможность посетить сразу 3 объекта в течение 2 дней — Колизей, Палатин и Римский форум (последние два входят в единую археологическую зону). Ранний приезд к достопримечательности поможет избежать огромной очереди. Следует учитывать, что в бесплатные дни существует лимит на число посетителей Колизея по причине обеспечения безопасной эксплуатации древнего памятника архитектуры.
Еще один относительно бесплатный, но быстрый (без очереди) способ, как попасть в Колизей. Он заключается в приобретении туристической карты Рима — Roma Pass. Купить ее можно в информационных пунктах PIT или на официальном сайте.
Билеты в Колизей — без очереди
Уникальная вечерняя программа «Луна над Колизеем», включающая посещение подземной части Амфитеатра Флавиев:
Источник: www.tourister.ru
Колизей (Coliseum)
В городе, полном древних руин, ни одно другое сооружение в Риме не является таким культовым, как Колизей.
Колизей (итал. Colosseo) или Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — считался символом Рима и одной из главных достопримечательностей, со времен средневековья.
Колизей (лат. Colosseus, colosseum — исполинский), или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима. | kbarzycki / фото изменено
Колизей — самый большой амфитеатр в мире!
Значение Колизея было отражено в трудах Беды*, когда он писал в 7 веке:
Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; и когда Рим падет, миру придет конец.
Что ж, Колизей все еще стоит могущественно, спустя много времени после падения Римской империи.
Он пережил несколько землетрясений, попаданий молний, разрастание растений, грабежи и вандализм, чтобы стать одной из главных туристических достопримечательностей Рима.
Миллионы людей со всего мира приезжают посетить Колизей в Риме, чтобы полюбоваться его архитектурой, узнать его историю и услышать рассказы о кровавых играх, которые здесь происходили.
*Святой Беда Достопочтенный, (родился в 672/673 г., в Джарроу, Нортумбрия [Англия] — умер 25 мая 735 г., Джарроу), англосаксонский богослов, историк и хронолог.
Колизей Рим — краткая информация
Наружная стена римского Колизея.
Другое название: Амфитеатр Флавиев
Начало строительства: 70 г. от Рождества Христова
Открытие: 80 г. от Рождества Христова
Функция: Амфитеатр
Статус: Достопримечательность
Архитектурный стиль: Архитектура Древнего Рима
Материал: Каменная кладка
Построено: Тит, Домициан
Посетители: 6 млн/чел. в год
Организация: Всемирное наследие ЮНЕСКО с 1980 г.
Что такое Колизей?
Расположенному в Риме, Италия, Колизею почти две тысячи лет.
Колизей — это огромный амфитеатр (что означает «круглый театр») или арена, построенная почти две тысячи лет назад в подарок народу Рима и первоначально использовавшаяся для проведения гладиаторских игр, драм и публичных казней.
Строительство началось около 70-72 гг. н.э. под руководством императора Веспасиана.
И Веспасиан, и Тит принадлежали к династии Флавиев. Поэтому Колизей также известен как Амфитеатр Флавиев*.
Сегодня Колизей является огромной туристической достопримечательностью, которую ежегодно посещают более четырех миллионов человек.
*Династия Флавиев (69–96 гг. н. э.) — Древнеримская имперская династия Веспасиана (годы правления 69–79) и его сыновей Тита (79–81) и Домициана (81–96); они принадлежали к роду Флавия (Flavia).
Римский Колизей или Амфитеатр Флавиев, подсветка вечерними огнями.
Где находится Колизей
Адрес Колизея: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия
GPS координаты: 41° 53′ 24.90″ N 12° 29′ 32.45″ E
Телефон: +39 06 3996 7700
Колизей расположен к востоку от Палатинского холма* (по легенде, на нем Рем и Ромул основали Рим!), на территории бывшего Золотого дома Нерона.
Искусственное озеро, которое было центральной частью этого дворцового комплекса, было осушено, и Колизей был расположен там, решение, которое было столь же символическим, сколь и практичным.
Веспасиан, чей путь к трону начинался относительно скромно, решил заменить личное озеро тиранического императора общественным амфитеатром, способным вместить десятки тысяч римлян.
*Палатинский холм — является частью археологического парка Колизей. Это центральный и самый значимый из семи холмов Рима. Когда-то здесь располагались самые древние поселения Рима, а позже на холме располагались императорские дворцы.
Колизей на карте Рима
Римский Колизей. Исторический памятник в Риме, Италия. Вид на арену изнутри.
Построенный на месте Золотого дворца Нерона, строительство Колизея началось при императоре Веспасиане между 70 и 72 годами н. э.
Строительство Колизея было завершено при его сыне, императоре Тите в 80 г. н. э.
Работы по строительству Колизея заняли почти десятилетие.
Здание построено, из камня и бетона, и в некоторых частях достигает четырех этажей.
Сводчатые арки из бетона обеспечивали столь необходимую поддержку и прочность, не добавляя слишком большого веса зданию.
В стенах использовались кирпичи и вулканическая порода туфо, чтобы сделать их легкими.
Рабы были в значительной степени ответственны за физический труд при строительстве Колизея.
За проектирование здания отвечали римские инженеры и другие квалифицированные ремесленники.
Основной структурный каркас и фасад выполнены из травертина, второстепенные стены — из вулканического туфа, а внутренняя чаша и аркадные своды — из бетона.
Колонны и арки встречаются по всему зданию, причем колонны поддерживают арки. Стены и полы были отделаны плиткой.
В качестве основного материала использовался травертин, а также были дорические, ионические и коринфские колонны.
Для богатых были установлены каменные сиденья, а для всех остальных — деревянные.
Пол Колизея был деревянным и засыпан песком. Песок нужен был, чтобы не поскользнуться, а деревянный пол не впитывал пролитую кровь.
Двигая курсор, Вы можете увидеть Колизей изнутри совершив 3D-тур по Амфитеатру, как будто вы на самом деле там находитесь!
Размеры Колизея
длина наружного эллипса — 524 метров
большая ось — 187 метров
малая ось — 155 метров
длина арены (также эллиптической формы) — 85 метров
ширина арены — 53 метров
высота стен — 48 метров (примерно высота 12-этажного дома)
толщина фундамента — 13 метров
Площадь: 2 га
Вместимость: 50 000 мест
Вместимость Колизея и расстановка мест
Колизей мог вместить огромное количество людей, более 50 000, и имел около 80 входов для размещения огромных толп людей. Это должно было помочь тысячам людей покинуть арену в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.
Сиденья были расположены в четыре яруса или секции с иерархической посадкой, в которой верхние уровни предназначались для низших классов, а лучшие места на нижних уровнях занимали богатые и элита.
Было четыре разных уровня, на которые можно было подняться по лестнице. Кто мог войти на каждый уровень, тщательно контролировался.
Зрители получали билет с номером своего места — система, которая до сих пор используется на спортивных аренах. Проходы к местам для сидения назывались — вомиториями.
- Императору досталось лучшее место в зале со специальной трибуной в северной части театра.
- Нижний уровень был зарезервирован для сенаторов, а над ними были дворяне и рыцари.
- Верхний ярус предназначался для простых граждан, а бедняки сидели выше.
- Женщины и рабы были отнесены к самой вершине амфитеатра.
Архитектура Колизея
Колизей представляет собой массивное сооружение размером примерно 190 на 155 метров.
Это не только самый большой амфитеатр Римской империи, но и самый большой амфитеатр из когда-либо построенных.
Греки оказали большое влияние на римскую архитектуру, но в отличие от более ранних греческих театров, которые были построены на склонах холмов, Колизей стоит отдельно.
Он имеет овальную эллиптическую форму, чтобы зрители могли лучше видеть происходящее.
Внешняя стена была построена из травертиновых камней, скрепленных железными зажимами, а не раствором.
Его фасад состоит из трех этажей наложенных друг на друга аркад, обрамленных полуколоннами. Считается, что когда-то под сводами аркад выставлялись статуи.
Первоначально Колизей имел выдвижной брезентовый навес, известный как веларий, для защиты зрителей от солнца и дождя.
Вокруг стадиона было установлено 240 деревянных мачт, поддерживающих навес. Римские моряки устанавливали веларий, когда это было необходимо.
Под Колизеем находился двухуровневый лабиринт подземных ходов, называемый гипогеем.
Эти проходы позволяли животным, актерам и гладиаторам внезапно появляться посреди арены. Они использовали люки, чтобы добавить специальные эффекты, такие как декорации.
Подъемное устройство, называемое хегматой, использовалось для подъема животных и гладиаторов на арену.
Были даже лифты и шкивы, которые могли поднимать декорации на арену.
Акведуки снабжали зрителей питьевой водой и следили за тем, чтобы никто не страдал от жажды.
Колизей в разрезе. Сверху можно увидеть выдвижной брезентовый навес (веларий).
22 интересных факта о Колизее
- На крупных мероприятиях Колизея — часто организованных и оплачиваемых самими императорами — плата за вход не взималась. Иногда подавалась и бесплатная еда. Императоры использовали это как способ завоевать популярность и поддержку публики.
- Мероприятия в Колизее были очень жестокими — во время определенных игр, проводимых императорами, за один день было убито около 10 000 животных.
- Первые игры были проведены в 80 году нашей эры при императоре Тите (сыне Веспасиана) и длились 100 дней подряд и включали более 3000 гладиаторских боев. Игры продолжали проводиться на протяжении столетий — гладиаторские игры до пятого века и охота на животных до шестого века.
- Чтобы защитить зрителей от палящего солнца и жары Древнего Рима, существовал веларий — навес, который можно было натянуть поверх места для сидения, чтобы обеспечить тень.
- Под Колизеем находились многочисленные комнаты и подземные ходы. Здесь содержались животные и гладиаторы, ожидающие своей участи на арене наверху. Также на арене было 36 люков для спецэффектов!
- Для завершения Колизея было использовано 1,1 миллиона тонн бетона, камней и кирпичей.
- Около 200 воловьих повозок использовались для перевозки мрамора для строительства Колизея.
- На строительство театра ушло около 100 000 кубометров мрамора.
- Стоимость Колизея на сегодня составила бы более 39 миллионов евро.
- Большинство гладиаторов, сражавшихся в Колизее, были рабами, военнопленными или преступниками.
- Колизей занимает 6 акров земли.
- Более 1 миллиона животных и 400 000 человек погибли за все игры, которые проходили в Колизее.
- Львы, тигры, волки, слоны и леопарды — вот некоторые из животных, которые были в Колизее.
- Колизей пострадал как минимум от трех пожаров и четырех землетрясений, в результате чего структура была повреждена.
- Западный выход назывался Вратами Смерти. Здесь с арены выносили мертвых гладиаторов.
- Южная сторона Колизея рухнула во время сильного землетрясения 847 года.
- Некоторые обломки Колизея были использованы для строительства Собора Святого Петра.
- Рэй Чарльз, Пол Маккартни, Билли Джоэл и Элтон Джон давали концерты в Колизее.
- Режиссеру фильма «Гладиатор» показалось, что Колизей в Риме слишком мал, поэтому он построил еще один на Мальте.
- В 2007 году Колизей был назван одним из семи чудес современного мира.
- Изображение Колизея можно увидеть на итальянской пятицентовой монете евро.
- Ежегодно Колизей в Риме посещают более 6 миллионов человек. В 2018 году Колизей был самой посещаемой туристической достопримечательностью в мире, приняв 7,4 миллиона человек.
Колизей на закате. Рим, Италия. | Luciano Mortula-LGM / фото изменено
Источник: flagi.site
Колизей в Риме
Пожалуй, история и культура Древнего Рима не знала ничего грандиознее, чем Колизей (лат. Colosseus — «громадный»; итал. Colosseo), также известный под названием Амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium).
Построенный во время масштабной реконструкции Рима, Колизей, на протяжении 4-х веков являлся наиболее престижным местом для развлечения жителей столицы и империи. Колоссальная арена, на которой плененные солдаты и рабы показывали свою боевую доблесть, со временем стала визитной карточкой Рима.
История
Примечателен тот факт, что идея построить столь колоссальное строение возникла у императора Веспасиана (лат. Titus Flavius Vespasianus) на фоне архитектурных излишеств его предшественника. Император Нерон (лат. Nero Clavdius Caesar), свергнутый в 68 году нашей эры, оставил после себя неприлично роскошный Золотой дворец («Золотой дом» Нерона (лат. Domus Aurea)) и ряд не менее дорогих строений.
Веспасиан и его соратники потратили несколько лет на то, чтобы навести в имперских землях порядок и наполнить казну, опустошенную сумасбродным Нероном.
Строительство
Помимо дел государственных, новый император не упустил из виду потребности римлян в культурных развлечениях. Обширный сад, с прудом, расположенный в столице, Веспасиан приказал превратить в новый центр общественной жизни — амфитеатр. Началом строительных работ считается конец 71 — начало 72 г. н.э. Плоская территория между тремя холмами Рима: Целием (Celio), Эсквилином (Esquilino) и Палатином (Palatino) идеально подошла для этих целей.
Столь масштабная стройка требовала колоссальных затрат: материальных и человеческих. Недавно окончившаяся война с иудеями принесла Веспасиану более 100 тысяч пленных рабов, а также необходимые средства. Невольники работали на добыче травертина и строительного камня в 20 милях от Рима под Тиволи (Tivoli), а также тяжко трудились, доставляя материалы в столицу.
Амфитеатр был возведен в восточной части Римского форума (лат. Roman Forum) к 80 году н.э. К этом моменту император Веспасиан умер, передав бразды правления своему сыну, Титу (лат. Titus Flavius Vespasianus). Приемник не только построил Колизей в Риме, но отметил окончание строительства пышной церемонией, и освятил его родовым именем — Амфитеатр Флавиев.
Вместимость и репертуар
Постройка вмещала в себя от 50 до 80 тысяч зрителей, имея в своем активе средний показатель — 65 тысяч посетителей. «Репертуар» Колизея составляли гладиаторские бои, морские сражения, бои с участием диких животных, казни, воссоздание исторических баталий и даже театрализованные представления по мотивам древних мифов.
Ранние века
Колизей быстро стал местом достопримечательности, поэтому Тит, его брат Домициан (лат. Titus Flavius Domitianus) и последующие императоры Рима регулярно занимались улучшением сооружения. В 3 веке н.э. амфитеатр чересчур сильно пострадала от пожара, поэтому Александр Север (лат. Marcus Aurelius Severus Alexandrus) фактически реставрировал строение.
В 5 веке нашей эры великий Рим отрекся от пантеона языческих богов, чтобы окончательно обратиться к христианству. Незамедлительно император Гонорий Август (лат. Flavius Honorius Augustus) издал запрет на проведение гладиаторских боев, как противоречащих заповедям новой религии. Однако Колизей сохраняет за собой статус развлекательного заведения, предлагая зрителям травлю диких животных. В 5 веке Италия попадает под господство вест-готов, что привело к постепенному разрушению амфитеатра Флавиева.
Средневековье
В конце 6 столетия внутри Колизея было построено небольшое святилище, арена стала служить кладбищем, а в нишах и арках амфитеатра расположись торговые лавки и мастерские.
В 1200 году аристократическая семья Франджипани (Frangipane) получила сооружение в свое полное владение и занялась его фортификацией.
В середине 14 века Рим сотрясло мощное землетрясение, которое привело к разрушению внешней южной стены Колизея. Начавшее рушиться здание стали активно использовать для строительства средневековых церквей, замков, вилл, госпиталей. Особое рвение проявили средневековые зодчие, выламывая из каменной кладки бронзовые перегородки. Без дополнительного усиления, стены исполинского амфитеатра стали рушиться в разы активнее.
Новое время
Начиная с 16 столетия церковь получила большое влияние над Колизеем. Папа Сикст V планировал построить на территории древнего памятника завод по переработке шерсти. А в 17 веке в амфитеатре появилось новое развлечение — бои быков. В середине 18 века папа Бенедикт XIV провозгласил Колизей священным местом для католической церкви, раннехристианской святыней.
Впоследствии понтификат предпринимал неоднократные попытки отреставрировать исторический памятник. На протяжении 19 века велись масштабные работы по раскопкам арены амфитеатра и укреплению пострадавшего фасада. Сооружения приобрели современный вид во время правления дуче Муссолини (Benito Mussolini).
Наши дни
В наши дни Колизей превратился одну из самых знаменитых достопримечательностей Рима. Ежедневно древнеримский амфитеатр и его окрестности посещают тысячи туристов, а годовой поток посетителей составляет несколько миллионов.
Совет: насладиться всем великолепием Колизея, можно встретив рассвет во время необычной индивидуальной экскурсии команды GID.ITALY4.ME – искренне рекомендуем влюбляться в Рим в правильной компании.
Структура
Внешний вид Колизея был позаимствован у театров, типичных для времен позднего Рима. В плане амфитеатр имеет эллипс, размеры которого: 189 м на 156 м, с площадью основания порядка 24 тысяч м 2 . Высота внешней стены в былые времена достигала 48-50 м, а периметр — 545 м. Непосредственно арена представлена овалом с шириной 55 м и длиной 87 м. От зрителей арена была огорожена стеной пятиметровой высоты.
Внешний вид
На строительство внешней стены ушло около 100 тысяч м 3 травертина. Уложенные без цемента камни были скреплены металлическими сваями общим весом — 300 т. Прошедшие столетия и сильное землетрясение лишили Колизей былого блеска. От оригинальной постройки уцелел только северный сегмент. Все остальное разошлось на стройматериалы для средневековых жителей Рима. И только в 19 веке власти столицы взялись за восстановление памятника истории.
Уцелевшую часть Колизея составляют 3 яруса арок, установленных друг на друга. Всю конструкцию венчает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. Во времена Древнего Рима каждая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, изображающую одного из божественных покровителей латинян.
Внутренний вид
Перед архитекторами древности встала непростая задача: обеспечить легкий доступ к внушительного размера трибунам амфитеатра. С этой целью было реализовано 80 входов в подземном этаже постройки. 76 из них были предназначены для простых смертных — остальные 4 — для августейших особ. Главный северный выход был зарезервирован для императора и его свиты. Четыре «элитных» входа имели художественное оформление из искусственного мрамора и выгодно отличались от обыкновенных порталов.
Античные зрители для посещения амфитеатра покупали билеты, на которых были выгравированы номер ряда и места. Добраться до своего места посетители могли по вомиториям (лат. vomitorium) — проходам, расположенным под трибунами. Также при помощи вомиториев обеспечивалась экстренная эвакуация зрителей из Колизея.
Согласно историческим записям 4 века н.э., амфитеатр вмещал в себя до 87 тысяч зрителей. Посетители рассаживались с учетом своего социального статуса. Отдельные ложи были предусмотрены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея соответственно. Из этих лож открывался наилучший обзор арены.
Чуть выше располагались ложи знати, в которых были созданы именные места. Еще выше находились трибуны римских воителей — maenianum primum. Следующий уровень, maenianum secundum, отводился для состоятельных римлян, затем следовали места для обычных людей. Отдельные места предусматривались для различных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, зарубежных гостей, жрецов и т.п.
Во времена Домициана на крыше Колизея была добавлена галерея, в которую допускали: рабов, женщин и самых бедных зрителей. Там предполагались исключительно стоячие места.
Арена
Основу арены составлял плотный деревянный помост 83 на 43 метра, поверху щедро присыпанный песком, что по латыни называлось «harena». Этот настил скрывал под собой глубокое подземелье, носящее название «hypogeum». В современные дни мало что осталось от оригинальной римской арены, зато гипогеум можно рассмотреть в подробностях. Он состоит из системы двух-уровневых тоннелей и клетей, расположенных под массивом арены. Именно в этом месте содержались гладиаторы и дикие животные, до того, как их выпускали в бой.
80 вертикальных подъемников обеспечивали доставку животных, в том числе и слонов на арену Колизея. Столь непростые механизмы требовали постоянного ремонта и обновления. Гипогеум был связан цепью подземных тоннелей с различными точками амфитеатра и имел ходы за его пределы. Воины и живность доставлялись к месту представления из близлежащих бараков и хлевов. Также в подземелье был выделен особый ход для нужд императора и весталок.
Множество механизмов различного типа были расположены в подземелье. Например, предтечи лифтов и структуры, открывающие клети особенно опасных хищников. Также ученые обнаружили остатки античной гидравлической системы, которая позволяла быстро опустить или поднять весь массив арены!
Неподалеку Колизея существовало несколько вспомогательных учреждений. Как, например, Ludus Magnus («Большой полигон»), иначе — школа гладиаторов. Одна из 4-х великих гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище при помощи специального подземного тоннеля. Также рядом располагалась школа Ludus Matutinus, где тренировались воины, специализирующиеся на битвах с животными.
Интересные факты
Внутреннее наполнение Колизея сильно пострадало от времени, на сегодняшний день в рабочем виде около 1500 зрительских мест. Тем не менее, некоторые звезды мировой величины предпочитают для своих выступлений именно эту площадку. К таким знаменитостям относятся: Рей Чарльз (Ray Charles), май 2002 г., Пол Маккартни (Sir Paul McCartney), май 2003 г., Элтон Джон (Sir Elton John), сентябрь 2005 г., Билли Джоел (Billy Joel), июль 2006 г.
Образ Колизея много раз был использован в искусстве: в литературе, кинематографе, компьютерных играх, музыке. Наиболее яркие тому примеры:
- стратегические игры серий — Age of Empires, Civilization, Assassins’s Creed;
- в качестве декораций к фильмам — “Римские каникулы” (Roman Holiday), 1953 г., “Гладиатор” (Gladiator), 2000 г.;
- основной образ в песнях: Боба Дилана Bob Dylan – “When I Paint My Masterpiece” и российской рок-группы “Ария” – “Колизей”.
Отель с видом на Колизей
Наиболее удачным вариантом размещения в непосредственной близости от Колизея является отель Mercure Roma Centro Colosseo о котором мы писали в этом обзоре. 4-х звездная гостиница, отреставрированная в 2013 году, предлагает своим гостям комфортабельные номера, с учетом личных предпочтений (для курящих, не курящих, с детьми, инвалидам). Одной из главных «фишек» заведения является терраса с видом на Рим и амфитеатр Флавиев. Приятным дополнением к ней идет купальный бассейн на крыше здания!
- Адрес: Via Labicana 144
- Телефоны: (+39)06/770021 – Факс : (+39)06/77250198
- Стоимость номера: от 100 евро.
- Сайт:www.booking.com
Посещение Колизея
Для посещения Колизея и знакомства с его невероятной историей мы рекомендуем забронировать индивидуальную экскурсию с гидами ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ.
На территории исторического памятника действует музей Эроса. Понтифик Бенедикт XVI (лат. Benedict XVI) включил Колизей в крестовое шествие в честь Страстной пятницы в качестве места поклонения христианским святыням.
Билеты:
- Полный билет на поход в Колизей обойдется минимум в 12 евро. В эту цену также стоит посещение холма Палатина и Римского форума. Действует билет 48 часов – по одному разу для каждой достопримечательности. Бронь стоит дополнительных 2 евро.
- Льготный билет обойдется в 7,5 евро, он действует для граждан Евросоюза в возрасте от 18 до 24 лет.
- Туристы в возрасте до 18 лет могут получить бесплатные билеты в кассе, при условии, что есть бронь места у родителей.
С 2019 года попасть для посещения Колизея необходима онлайн резервация даты и времени. В сезон с апреля до октября билеты нужно бронировать минимум за неделю. Обязательно изучите эту инструкцию.
Забронировать билеты можно по тел. +39 (0)6 399 677 00 либо на официальном сайте: www.coopculture.it
Во сколько открывается Колизей в Риме?
Время работы: с 8:30 до предзакатного часа:
- с 8:30 до 16:30 — со 2-го января до 15-е февраля;
- с 8:30 до 17:00 — со 16-го февраля до 15-е марта;
- с 8:30 до 17:30 — со 16-го марта до последней субботу марта;
- с 8:30 до 19:15 — с последней субботы марта до 31-го августа;
- с 8:30 до 19:00 — в течение всего сентября;
- с 8:30 до 18:30 — с 1-го и до последнего воскресенья октября;
- с 8:30 до 16:30 — с последнего воскресенья октября до 31-го декабря.
Как добраться
Колизей находится в историческом центре Рима, рядом с Римским форумом и площадью Венеции (Piazza Venezia). Смотрите пошаговую инструкцию, как добраться до любой римской достопримечательности.
Источник: italy4.me