Строительство коломенского дворца при ком

Содержание

Дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский дворец)

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича Романова – центральное историческое сооружение архитектурного и ландшафтного комплекса Государственного музея-заповедника «Коломенское», расположенного к югу от центра Москвы, в пойме плавной излучины Москвы-реки. Экспозиции этого дворца-музея, размещенные в старательно воссозданных великолепных интерьерах XVII столетия, привлекают множество гостей столицы. Для осмотра доступны 23 помещения на пяти уровнях общей площадью 1775 м². По вечерам терема дворца эффектно подсвечиваются сотнями прожекторов, напоминая декорации к русским сказкам.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Коломенский дворец

Основные моменты

Дворец представляет собой историческую реконструкцию утраченных царских палат, возведенных в начале 70-х годов XVII века в селе Коломенское под Москвой, и служивших загородной резиденцией царя Алексея Михайловича, отца императора Петра Великого. В оформлении интерьеров использованы как современные материалы, стилизованные под старину, так и подлинные работы мастеров XVII-XVIII столетий, старинные иконы, произведения искусства, серебряные кубки и фаянсовая посуда, предметы быта того времени. Мастера, расписавшие стены и потолочные своды, руководствовались сохранившимися чертежами, рисунками и картинами западноевропейских художников, сопровождавших в Москву посольства своих стран и запечатлевших сцены царского приема гостей в Коломенском дворце. Много точных деталей реставраторам удалось почерпнуть в отчетах дипломатических миссий XVII века, поднятых в архивах европейских столиц. Есть тут и немалая доля фантазии реставраторов, которые, впрочем, опирались на тщательное изучение дворцовых интерьеров, сохранившихся в Москве и Санкт-Петербурге.

Экскурсия «Парадные палаты царского дворца в Коломенском»

Несущие конструкции и перекрытия полноразмерной имитации дворцового комплекса отлиты из железобетона и замаскированы деревянными панелями. Фасады выполнены из натуральных бревен, скрывающих бетонные опоры. Шатровые крыши дворцовых теремов покрыты чешуйчатым тесом и окрашены в зеленый цвет. В реконструированных покоях демонстрируются подлинные предметы, относящиеся к эпохе царствования Алексея Михайловича: гобелены, сервизы, оружие, украшения, книги, иконы. Здесь царит дух московской старины, в тон одеты смотрители музея и экскурсоводы, облаченные в наряды бояр, стрельцов и придворных дам.

Обширный Государев двор перед дворцом часто служит местом проведения фестивалей и праздников, ярмарок и гуляний, а в многочисленных постройках проводятся интересные мастер-классы, разворачиваются экспозиции передвижных выставок. Коломенский дворец удобно связан со всеми районами Москвы линией метрополитена и автобусными маршрутами, на территории есть паркинги для автотуристов, действуют сувенирные магазины, кафе, рестораны и отель.

История Коломенского дворца

Село Коломенское издавна служило московским правителям южной пригородной резиденцией. В богатых дичью окрестных лесах на берегах Москвы-реки была знатная охота. Еще в первой половине XVI века, в эпоху правления великого князя Василия III, тут уже стояли дворцовые хоромы. Они были разорены в Смутные времена, но затем восстановлены. Старинные хроники сообщают, что царь Иван Грозный однажды устроил в Коломенском дворце торжества по случаю своих именин.

Из летописных источников известно, что в 1640 году царь Михаил Федорович обновил старинные здания, а его преемник, Алексей Михайлович, велел возвести на месте обветшавших бревенчатых строений новые деревянные палаты. До нас дошли имена русских зодчих, руководивших строительными работами, длившимися с 1666 по 1671 год.

Это были искусные плотники Иван Михайлов и Семен Петров, оба мастера – выходцы из крестьянского сословия. Над украшениями работала группа резчиков, присланная патриархом Никоном из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, а для росписи интерьеров внутренних помещений пригласили главного мастера кремлевской Оружейной палаты Богдана Салтанова и знаменитого московского художника-иконописца Симона Федоровича Ушакова с учениками. В распоряжение талантливых ремесленников были предоставлены драгоценные драпировочные ткани, листовое золото, ценная древесина, английское олово для отливок декоративных деталей, долговечные заграничные краски. Созданный здесь декор во многом напоминал современникам интерьеры Теремного дворца Московского Кремля.

Коломенский дворец состоял из 26 отдельных теремов (клетей) и башен, соединенных лабиринтом коридоров и переходов. Шпили самых высоких построек достигали высоты современного 10-этажного дома. Всего здесь было 270 покоев общей площадью в 10 250 м², солнечный свет проникал в комнаты через 3000 окон, украшенных резными ставнями и наличниками.

По вечерам помещения освещали свечи, вставленные в слюдяные фонари. Со временем терема обрастали пристройками, в которых размещались различные службы и челядь. По мере рождения наследников престола для них возводились отдельные покои, соединяющиеся переходами с апартаментами царя и царицы.

На Государев двор, окружающий дворец, вели каменные Передние ворота, увенчанные восьмигранной колокольней с остроконечной шатровой кровлей. На третьем ярусе ворот иноземные мастера устроили часовой механизм с двумя циферблатами. Арочный въездной портал охраняли фигуры львов, сложная система труб и воздушных клапанов воспроизводила грозное рычание зверей. Врата на противоположном конце Государева двора назывались Спасскими.

Стрелецкий бунт, случившийся в начале правления Петра I, послужил поводом для инспекции укреплений, опоясывающих резиденцию. Здесь были выстроены 16 гарнизонных изб для размещения усиленного отряда охраны и установлены новые артиллерийские орудия.

Когда столица Российской империи переместилась в Петербург, и царский двор в 1703 году покинул Москву, перебравшись в Северную Пальмиру, дворец в Коломенском пришел в запустение. Более полувека деревянные сооружения ветшали без должного присмотра. Сгнившие кровли обнажили балки несущих конструкций, со временем рухнули стропила, провалились лестничные пролеты.

Только в 1762 году императрица Екатерина II направила в Коломенское придворного архитектора Ивана Мичурина. Он провел обмеры теремов, составил подробный план дворцовых сооружений и представил смету расходов на его восстановление. Императрица сочла сумму непомерно высокой и велела разобрать столетние хоромы, а на их месте разбить парк. Взамен государыня пожелала выстроить рядом новый четырехэтажный каменный дворец. Эта резиденция была разрушена войсками Наполеона в 1812 году.

В 1825 году село Коломенское украсил новый летний дворец, построенный для императора Александра I. Здание в стиле ампир прослужило царской семье более 50 лет, а затем было разобрано в 1878 году. Перед сносом дворца художник Д. Смирнов изготовил его деревянную модель с воспроизведением деталей фасадов. Сегодня она демонстрируется на одной из витрин музея.

Идея воссоздать в Коломенском дворец Алексея Михайловича утвердилась в среде исследователей старинного русского зодчества в конце XIX – начале XX столетий. Энтузиасты по крупицам собирали изображения дворца, воспроизведенные на гравюрах современников, описания его интерьеров. Однако лишь в 1923 году, когда в Коломенском был создан музей, здесь начались планомерные археологические исследования и архивные изыскания.

В начале 2000-х годов по инициативе работников музея, поддержанной членами правительства Москвы, начались проектные работы по воссозданию Коломенского дворца и превращению его в яркий туристический объект столицы. Поскольку на месте резиденции выросла красивая роща вековых деревьев, здесь лишь исследовали сохранившиеся фундаменты, а воспроизвести дворцовый комплекс было решено на берегу Москвы-реки немного южнее, в старинном селе Дьяково, отделенном от Коломенского Голосовым оврагом. Художественно-историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича была завершена к осени 2010 года и открыта в День Москвы.

Прогулка по Коломенскому дворцу

Ко входу во дворец проложена тенистая липовая аллея, пересекающая обширный Государев двор. Минуя хозяйственные постройки, гости направляются к Красному крыльцу, осененному двуглавым орлом, образами Спаса с ангелами и Богоматери Казанской, которые украшены имитациями самоцветных камней. Парадный вход во дворец отмечен расписной двустворчатой дверью. Из прихожих сеней коридоры ведут в палаты – Столовую, Думную и Престольную. За ними простираются анфилады парадных покоев самодержца, опочивален членов царского семейства и сопровождающих сановников.

Самый просторный дворцовый зал – Столовая палата, где воспроизведены соответствующая мебель и убранство, в углу сияет полихромными изразцами печь. Орнаментальные керамические изразцы изготовлены по образцам отделки печей, найденным при раскопках подлинного дворца. Здесь проводились пиршества по случаю больших праздников. Свод палаты расписан небесными светилами и зодиакальными созвездиями «с истинной точностью астрономическою», как утверждается в сохранившемся описании одного из иностранных послов, прибывшего ко двору Московского царя в 1675 году.

Функцию зала заседаний боярского совета выполняла Думная палата. Стены обиты алым сукном и увешаны иконами. На столе раскрыта старинная рукописная книга. Это Соборное уложение Алексея Михайловича, свод законов 1649 года, действовавших в Российской империи около 200 лет, до первой трети XIX века.

Парадная дверь Коломенского дворца распахивается в соседнюю Престольную палату, тронный зал царя. На возвышении установлен позолоченный государев престол, обитый красной парчой и зеленым сафьяном. Стенные панели обтянуты тисненой кожей с вызолоченным орнаментом и расписаны сценами из Ветхого Завета. Потолочные плафоны украшены фресками с новозаветными сюжетами.

Образцами для росписей послужили старинные гравюры и живописные полотна западноевропейских художников, видевших подлинную Престольную палату своими глазами. Далее располагаются спальня, баня, гардероб, оружейная.

Богато украшены росписями, шелками и коврами хоромы царицы. Помещения декорированы цветочными орнаментами, изображениями птиц, сказочных зверей, геральдических животных. Престольная палата с троном богомольной царицы увешана иконами, в соседней комнате оборудована домашняя часовня. Есть тут и специальная комната для тихих занятий рукоделием с образцами расшитых тканей и принадлежностей венценосной златошвейки.

В хоромах царевичей воссоздана обстановка Учительской палаты. На столах разложены популярные учебники XVII столетия: «Букварь» иеромонаха Кариона, возглавлявшего Московский печатный двор, «Грамматика» архиепископа Мелетия Смотрицкого, «Псалтырь» с комментариями и пояснениями Симеона Полоцкого, духовного наставника детей царя Алексея Михайловича, особенно сдружившегося с любознательным царевичем Петром. Среди книг – «Синопсис» с избранными текстами русских летописей, труды по истории и географии. Тут также представлена небольшая коллекция солдатских медалей.

Читайте также:  Экспертиза стоимости проекта строительства

Если вы выйдете с Государева двора через ворота, обращенные к Москве-реке, то увидите великолепную белокаменную церковь Вознесения Господня, возведенную в 1532 году. Этот прекрасный храм включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поблизости располагается еще несколько церквей.

Среди туристов и паломников известна музыкальная достопримечательность музея-заповедника «Коломенское» – мелодичные переливы колоколов звонницы церкви во имя Святого Георгия. Звоны раздаются с 13:30 по 15:30 со среды по воскресенье.

Коломенский дворец окружают и другие примечательные сооружения, достойные внимания туристов. Среди них – домик Петра I с любопытной историей путешествий. Эта просторная бревенчатая изба была срублена в 1702 году и установлена на островке у побережья Северной Двины, куда царь прибыл с инспекцией Новодвинской крепости. Вскоре сруб, которому угрожал паводок, переместили в крепость.

Местные жители ухаживали за историческим домом до 1877 года, затем его отправили в Архангельск. В 1933 году исторический домик разобрали и перевезли в музей-заповедник «Коломенское».

Стоит осмотреть замечательные коллекции, собранные в выставочном зале «Атриум», повествующие о высоком уровне мастерства русских строителей XIV-XIX столетий. Здесь экспонируются предметы, созданные искусными резчиками, каменщиками, плотниками, кузнецами. На витринах – элементы архитектурной керамики и поливные печные изразцы, фрагменты декора интерьеров утраченных общественных зданий и церквей, кованые украшения фасадов, балконов и ограждений, резьба по дереву и мрамору.

К востоку от Коломенского дворца, на высоком пирамидальном холме находится археологическая локация «Дьяково городище». Здесь обнаружено финно-угорское поселение, датированное V-IV веками до н. э. Городище было защищено кольцевым рвом и земляным валом с деревянным частоколом. Судя по находкам в чередующихся культурных слоях, впоследствии тут жили балтские племена, а с XI века на холме селились славяне. Жизнь здесь угасла в XIII столетии, во время монгольского нашествия на Русь.

Практическая информация

Парковая зона заповедника доступна для прогулок и внешнего осмотра Коломенского дворца ежедневно с 07:00 до 00:00. Экспозиции дворцовых помещений открыты для посещений с 10:00 до 18:00, кассы закрываются в 17:00. Стоимость полного входного билета во дворец для взрослых – 400 рублей, для детей 7-18 лет – 100 рублей.

По территории заповедника можно прокатиться в конном экипаже. Маршрут начинается от входа во дворец на Государевом подворье. Такая экскурсия длится полтора часа и включает в себя посещение действующей кузницы, конюшенного и каретного двора, пасеки. Предлагаются экскурсии с аудиогидом на электромобилях и в вагончиках стилизованного автопаровоза.

Для юных посетителей возраста 12+ здесь разработаны увлекательные квесты. Игры загружаются в смартфон или планшет. Коды доступа и квест-билеты продаются в кассах на Государевом дворе и у Спасских ворот, стоимость – 600 рублей. Здесь же сотрудники музея знакомят ребят с правилами игры.

Сувениры

Сувениры продаются в киосках на территории музея-заповедника, они располагаются на Торговой улице, в стрелецких караульнях, в помещениях стражников Спасских и Передних ворот. Путеводители и карты-схемы заповедника можно купить в билетных кассах. Популярны прекрасно изданные фотоальбомы, книги и красочные буклеты, почтовые открытки, стилизованная бижутерия, элементы старинной праздничной женской одежды. Юным туристам предлагаются тематические книжки-раскраски, настольные игры, адаптированные иллюстрированные издания по истории Русского государства в XVII столетии.

Фирменная продукция заповедника – керамические блюда и большие стеклянные шары с принтами старинных гравюр, изображающих Коломенский дворец, церковь Вознесения и другие музейные объекты. Для украшения дома можно подобрать картины, а также кованые декоративные изделия, изготовленные в дворцовой кузнице.

Где перекусить

В музейном комплексе открыт ресторан «Трапезная». Заведение располагается на Государевом дворе, в строении № 69. Интерьеры обеденного зала выполнены в старомосковской стилистике. В меню – изыски старинной русской кухни: рыбные и мясные солянки, постные щи, свекольные холодники, окрошки, борщи. Стоимость первых блюд – 335 рублей.

Не менее широк выбор основных блюд, приготовленных по фирменным рецептам. Попробуйте котлеты по-царски из филе щуки (395 рублей), жаркое в глиняном горшочке (450 рублей), котлеты «Пожарские» (385 рублей), драники с семгой (495 рублей). На гарнир выбирайте картофель, запеченный с пряными травами или размятый в пюре, гречневую кашу или кашу «Гурьевскую», домашнюю лапшу.

Из закусок хороши голубцы с грибами, холодец с тертым хреном, квашенная с яблоками капуста, острые соленья. Десерты и выпечка предлагаются за 290-495 рублей (блины, сырники, запеченные яблоки с медом, клюквой, смородиной). В перечне напитков – пиво, медовуха, сбитень, а также густые кисели, ягодные морсы, фруктовые компоты, несколько сортов чая. Ресторан работает ежедневно с 10:00 до 22:00.

Где остановиться

В пределах пятиминутной прогулки от входа в Коломенский дворец, на территории музея-заповедника, есть собственная гостиница «Коломенское» 3*. При гостинице работают охраняемый паркинг и ресторан с демократичными ценами: чек за сытный обед составит примерно 400 рублей. Стоимость проживания в двухместном номере – 2560-3712 рублей в сутки.

Как добраться

Дворец царя Алексея Михайловича располагается на проспекте Андропова, 39. Доехать сюда удобнее всего на метро. Чтобы избежать пересадок, из центра Москвы отправляйтесь со станции «Тверская» на Замоскворецкой линии. Поездка займет не более получаса, выходить нужно на «Каширской». Под проспектом Андропова проложен подземный переход.

Коломенский дворец находится в пяти минутах ходьбы к северо-востоку. Добраться сюда можно и от станции «Коломенская», но придется идти вдоль проспекта к югу минут двадцать.

Доехать до музейного комплекса можно и на городских автобусах № 219, 291, 299, 608, 820, ваша остановка – «Проспект Андропова». У станции метро «Каширская» останавливаются автобусы № 263 и 901.

В период летней навигации по Москве-реке ходят теплоходы. Недалеко от Коломенского дворца находится пристань, где останавливаются прогулочные суда. Стоимость мини-круиза от одного из причалов в центре столицы – от 149 рублей.

Источник: wikiway.com

Коломенский дворец

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667-1668 годах он построил великолепный деревянный дворец из 270 помещений (100 метров в длину, 80 метров в ширину, 50 метров в высоту), который стал олицетворением достижений русского зодчества.

Дворец Алексея Михайловича, фото 2014 года

В комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный дворы (или дворцы), Приказные и Полковничьи палаты, караульни.

Государев двор окружала ограда с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады. Эту пышную и затейливо украшенную систему построек возвели не для удобства царской семьи, а чтобы произвести впечатление на иностранных гостей. Это удалось: Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец восьмым чудом света.

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Она хотела его отреставрировать, но требуемые для этого 56 934 золотых рубля оказались слишком большой суммой. Тогда здание тщательно обмерили и описали. Это помогло в воссоздании дворца.

Место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. А в 2010 открыли воссозданный на другом месте дворец Алексея Михайловича. Еще одним отступлением от оригинала стало использование железобетонного каркаса, чтобы уберечь здание от пожара.

Мыльня в Коломенском

Сейчас во дворце Алексея Михайловича в Коломенском музей. Экспозиция разделена на две половины: мужскую и женскую. Можно увидеть воссозданные интерьеры и предметы быта царской семьи.

Художественная отделка помещений насыщена: резные наличники и карнизы окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, многокрасочная роспись стен и потолков, узорные ткани на стенах и мебели, ковры. Светильники также воссоздали по русским и западноевропейским образцам XVII – XVIII веков.

В столовой палате оригинально расписан потолок: четыре части мира и знаки зодиака. Ее выполнили по западноевропейским аналогам конца XVI – первой половины XVII веков. А росписи царских покоев изображают библейских царей Давида и Соломона. Не случайно Симеон Полоцкий сравнивал дворец Алексея Михайловича с «Соломоновой прекрасной палатой». А хоромы Государыни царицы украшают росписи на тему времен года и «Притчи из Книги Эсфири».

Говорят, что. . в XVII веке в Коломенском разыгралась настоящая драма. Одним из приближенных Алексея Михайловича был князь Львов. Но у него появился соперник — боярин Стрешнев. Однажды управитель Коломенского Иван Алексеев сообщил Львову, что местный крестьянин Симеон Данилов занимается колдовством, и к ним обращается боярин Стрешнев.

Львов донес царю, что к услугам колдуна при посредничестве Стрешнева обращалась и царская сестра Ирина Михайловна. Началось следствие.
Ирина Михайловна признала, что хотела приворожить польского королевича. А боярин Стрешнев сказал, что обращался к колдуну за лечением, и у него в имении люди болели и умирали реже, чем у других. Это заинтересовало царя, и он решил проверить способности Данилова.
Испуганный Львов допросил малолетних детей Данилова, которые сообщили, что их отец по научению боярина Стрешнева хотел отравить царя. Однако Алексей Михайлович смилостивился над Стрешневым и просто сослал его в Вологду, а Данилова и его жену сожгли. Во время казни колдун проклял весь род Романовых, Львова и доносчика Алексеева. Вскоре Львова поймали на казнокрадстве и посадили в тюрьму, управитель Коломенского Алексеев погиб во время пожара в собственном доме. Трудно сказать, сбылось ли предсказание Данилова, но там были слова: «когда сын отцу голову проломит» (похоже на смерть императора Павла) и «на колдуне все закончится» — может быть намеком на Григория Распутина .

Источник: liveinmsk.ru

Музей-заповедник Коломенское и дворец Алексея Михайловича – восстановленное восьмое чудо света

Бывшее имение царя Алексея Михайловича

Государственный музей-заповедник «Коломенское» – дворец царя Алексея Михайловича, центральное сооружение усадебного комплекса, расположенного к югу от центра Москвы, в пойме излучины Москвы-реки.

Воссоздание царских хором в Коломенском

Дворец в Коломенском – историческая реконструкция утраченных царских палат, прежде полностью сооружённых из дерева. Загородная резиденция царя Алексея Михайловича – отца императора Петра Великого – возведена в 70-х годах XVII века в селе Коломенском под Москвой.

Сегодня в Коломенском

В 1990 году правительство Москвы решило воссоздать хоромы самодержца. Строительные работы начались в 2007 году. Кропотливый неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов сотворил за три года великолепный дворец.

В оформлении интерьеров царских палат использованы как современные материалы, так и подлинные работы мастеров XVII-XVIII веков: старинные иконы, серебряные кубки и фаянсовая посуда, гобелены и предметы быта того времени.

Читайте также:  Нормы строительства туалета на садовом участке

Царский дворец

Современные мастера, создавая дворец, руководствовались сохранившимися чертежами и рисунками, а также картинами западноевропейских художников. Миссии, сопровождавшие в Москву посольства своих стран, запечатлевали сцены царского приёма иностранных гостей в Коломенском дворце.

Интересно! Несущие конструкции дворцового комплекса созданы из железобетона и замаскированы деревянными панелями. Фасады, скрывающие бетонные опоры, выполнены из натуральных брёвен.

В царских покоях демонстрируют подлинные предметы эпохи царствования Алексея Михайловича: сервизы и оружие, украшения и книги, светильники и иконы. Дворец похож на сказочный терем, для осмотра доступны 24 помещения на пяти уровнях площадью 1775 кв. м.

Дворец во времена Алексея Михайловича

Здесь царит дух московской старины, смотрители музея и экскурсоводы облачены в наряды бояр, стрельцов и придворных дам. На Государевом дворе перед дворцом проводят фестивали и праздники, ярмарки и гуляния.

Из истории усадьбы Коломенское

Село Коломенское основали в древности переселенцы, спасающиеся от нашествия хана Батыя. С XIV века земли принадлежали русским князьям. Богатые дичью окрестные леса по берегам Москвы-реки привлекли Ивана Грозного, который с удовольствием жил в скромных загородных палатах.

Такой была усадьба

Летопись утверждает, что однажды самодержец устроил в Коломенском дворце пышное торжество – празднование своих именин.

Царственная династия сменилась, но первый Романов – Михаил Фёдорович – расширил хоромы, и дворец реконструировали по разумению нового царя. Полюбилось Коломенское и его наследнику, Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим. Деятельный молодой государь решил возвести здесь новые деревянные палаты.

После Стрелецкого бунта, в начале правления Петра I, в Коломенском выстроили 16 гарнизонных изб. Здесь поселили усиленную охрану и установили новые артиллерийские орудия.

Восстановленные строения

В 1703 году царский двор переехал в Петербург, вотчина в Коломенском опустела и постепенно обветшала. Полвека деревянные строения оставались без присмотра. В 1762 году Екатерина II повелела разобрать столетние хоромы: сумму 56934 золотых рублей, требуемую на восстановление, императрица сочла слишком высокой.

На месте разобранных хором разбили парк и выстроили новый 4-х этажный каменный дворец, который разрушили войска Наполеона в 1812 году. В 1825 году село Коломенское украсил новый летний дворец, построенный для Александра I, который так и не увидел апартаменты.

12 декабря 1825 года, сопровождая на лечение в Таганрог свою супругу, император умер. Построенный дворец прослужил царской семье 50 лет, в 1878 году его разобрали.

В 1923 году в селе Коломенском по решению властей создан музей. К осени 2010 года дворцовый комплекс воспроизвели на берегу реки Москвы. Художественно-историческая реконструкция дворца Алексея Михайловича завершена.

Государственный музей-заповедник

Ансамбль строений, прилегающая местность и парк – Государственный музей-заповедник, охраняемый законом.

Восьмое чудо света

Новый дворец Алексея Михайловича был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Здесь заседала Боярская дума, царь принимал дипломатов и устраивал войсковые смотры.

Кто создавал дворец

Строительством, продолжавшимся 1666-1671 годы, руководили искусные плотники, выходцы из крестьян, Иван Михайлов и Семён Петров. Украшала дворец группа резчиков, присланных патриархом Никоном из Новоиерусалимского монастыря.

Восьмое чудо света

Интерьеры расписывал главный мастер кремлёвской Оружейной палаты Богдан Салтанов и художник-иконописец Симон Ушаков с учениками. Всего над росписью и украшением царских хором трудились 226 человек 29 разных специальностей.

Талантливые мастера украшали палаты драгоценными драпировочными тканями, листовым золотом и ценной древесиной, декоративные детали отливали из английского олова, для росписей брали долговечные заграничные краски.

Интересно! Лес для строительства привозили из Красноярского края. Владимирские мастера проводили полную обработку древесины, потом доставляли в Москву.

Деревянный дворец 100 метров в длину, 80 – в ширину и 50 – в высоту Симеон Полоцкий, богослов, поэт и воспитатель царских детей, назвал восьмым чудом света.

Архитектура здания

Дворец, похожий на сказочный терем, построен в старорусском стиле – разноцветном, ярком и пёстром. Коломенские царские палаты состоят из 26 самостоятельных клетей неодинаковой величины и вида: башенки, терема, шатры и бочки.

Интересно! Разновеликие сооружения соединены лабиринтом коридоров и переходов. Шпили самых высоких построек равнялись высоте 10-этажного дома.

В 270 покоев площадью 10250 кв.м. солнечный свет проникал через 3300 окон, украшенных резными ставнями и наличниками с множеством разноцветных деталей. Вечером зажигали свечи, вставленные в слюдяные фонари.

Дворец государя в Коломенском

Терема обрастали пристройками для хозяйственных служб и челяди. Отдельные покои, соединённые с апартаментами царя и царицы, возводились для наследников. Каждый терем имел самостоятельный выход во двор.

В единый комплекс Государева двора, кроме деревянных хором, вошли домовая Казанская церковь, Сытный, Кормовой и Хлебенный дворцы, а также Приказные и Полковничьи палаты, караульни. Все постройки находились в окружении садов.

Дворец восстановили по чертежам

Дворец делился на две части: мужскую и женскую. Вход через главное крыльцо вёл в парадные сени, оттуда – в терема государя и его сыновей. На женской половине, куда вход мужчинам был запрещён, – терема царицы и её дочерей.

Вход и въезд в царский двор

Вход в царский дворец – Красное крыльцо, обе стороны которого охраняли пушки времён Северной войны. Навес над крыльцом подпирается витыми резными столбами. Сюда верхом или на повозке подъезжал только государь, за нарушение правила следовало суровое наказание.

Спасские ворота

В день ангела одного из членов царской семьи на крыльце раздавали именинные пироги. Обязательная процедура олицетворяла единение царской династии с народом.

Государев двор

Дворец окружал Государев двор, куда вели каменные Передние ворота, увенчанные восьмигранной колокольней с остроконечной шатровой кровлей. На третьем ярусе ворот красовался часовой механизм с двумя циферблатами.

В Коломенском иноземные послы и дворяне сходили с лошадей перед Передними воротами, устроенными специально для царя и почётных гостей. Хозяева встречали их перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.

Напротив Передних ворот, с другой стороны дворца, находились Спасские ворота, которые вели на хозяйственный двор царской резиденции. Над арками Спасских ворот в киоте хранилась икона Спаса Нерукотворного, отсюда и оригинальное наименование портала. Со временем проезд становится главным, его украсили петровскими вензелями и двуглавыми орлами.

Передние вороа в усадьбу

Въезд на Государев двор, окружённый защитными стенами, охраняли фигуры львов. Сложная система труб и воздушных клапанов воспроизводила движение и грозное рычание зверей. Знатные вельможи и иностранные послы при виде необычного зрелища к большому удовольствию хозяина приходили в смятение.

Дворцовая кровля

Кровля дворца – верх деревянного зодчества. Крыши царских хором выполнены в виде большой главы с четырьмя гранями. Свод светлиц царевен и царевичей венчает восемь шатров.

Кровля как произведение искуства

Площадь крыши выложена деревянной чешуйчатой черепицей. Каждая дощечка, приготовленная из дерева липы вручную топором, тщательно подгоняется на месте.

Кровля, покрашенная в цвет изумруда с позолотой, отражаясь в водной глади Москвы-реки, изумляла иностранных послов, поднимающихся по склону к царскому дворцу. Это постройка радости и праздника, куда мастера вложили ощущение мечты и сказки.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка – вершина красоты древней росписи, которая украшала внутренние стены теремов. Изразцовые печи, лавки, покрытые пёстрыми коврами, двери с гербами всех царских вотчин дополняли красоту и изящество царских палат.

Внутри коломенского дворца

Оконные проёмы затянуты слюдой. Модная вещь того времени – шкафчик с секретными ящичками в рабочем кабинете царя Алексея Михайловича. На стенах – кожаные турецкие обои, по периметру кабинета – многочисленные иконы.

Стены кабинета Петра I декорированы зелёным сукном. Кабинет украшает голландский шкафчик с посудой, на полу – персидский ковёр. Рукописи и книги по арифметике и географии, изразцовая печь – олицетворение духа петровской эпохи.

Кабинет Петра I

Столовая палата – большой зал для торжественных обедов, приёмов иностранных послов и празднования знаменательных событий. По обе стороны царского трона, устроенного на возвышенности, – длинные столы. Потолок расписан картинами небесного устройства с планетами и знаками Зодиака. Над оконными проёмами – иконы.

В царской опочивальне пол выстлан коврами. Ложе окружено балдахинами, накинутыми на витые ажурные столбы. Здесь же – сундуки с постельным бельём, полотенцами и нательной одеждой царя.

В царской опочивальне

Голубыми обоями отделаны апартаменты Елизаветы Петровны. На потолке – светильники из венецианского стекла. В Престольной палате царица принимала гостей. Роспись на потолке изображает времена года. Изображение старика олицетворяет зиму, юноши – весну, взрослого мужчины – осень, молодого мужчины – лето.

Над изразцовой печью – подлинная икона «Успение Богородицы».

Царская баня

Царская баня состояла из сеней и мыльни. В сенях отдыхали на скамьях с постелью. В мыльне – ступенчатые лавки для регулирования жара: чем выше, тем более жарко. Купель для мытья царской особы – деревянная ванна с простынями.

Мыльня в Коломенском Дворце

Свежее сено и ароматные травы, разложенные в мыльне, наполняли помещение приятным ароматом. Вода, которую для мыльни брали из Москвы-реки, хранилась в деревянных ушатах. Для её нагрева в ёмкости бросали раскалённые камни.

Интересно! Доски на полу бани стелили редко – для стока воды, отводимой по желобам. Вода стекала по наклонным свинцовым пластинам, уложенным под полом.

Парки Коломенского

Во время расцвета Коломенского было разбито шесть парков. Здесь выращивали фрукты и ягоды для царской семьи. Тенистые аллеи и тропинки служили местом прогулок и игр. Сады украшали родники, валуны и ухоженные овраги.

Коломенское утопает в зелени

Интересно! После реставрации территории Коломенского поместье превратилось в сосредоточение садов.

В саду – 880 деревьев. Возродились липовые аллеи. Дубовая роща помнит Ивана Грозного, Михаила Алексеевича и Петра I.

У Государева двора – цепь из трёх 300-летних дубов высотой 26 метров. Стволы деревьев обнесены оградой, кора, предохраняемая от болезней, обмазана специальной глиной.

Вновь разведены в Коломенском яблоневые сады, деревья подобраны так, что видны все оттенки расцветок красных тонов, заканчивая белым. Весной Коломенское – это цветущее царство. Черёмуха, яблони, вишни – метель из белых лепестков. Вокруг – обилие всевозможных цветов, и запах такой, что кружится голова.

Парк усадьбы

В усадебном парке – исторические памятники, свезённые из разных уголков страны. Парк хранит экспонаты деревянного зодчества:

  • медоварни;
  • острожную башню;
  • домик Петра I;
  • храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный в честь рождения
  • сына Иоанна Грозного;
  • Памятник государю Петру I.

Усадьба в Коломенском пронизана историей православного духа. Она знакомит с бытом царей, убранством жилищ и стилем деревянной архитектуры. Дворец олицетворяет величие и широту власти русского царя и российского государства.

Читайте также:  Подземный цикл строительства это

Источник: architectureguru.ru

Коломенский дворец

Коломенский дворец

Усадьба Коломенское с теремным дворцом царя Алексея Михайловича является сегодня историко-архитектурным и природно-ландшафтным музейным заповедником.

Золотым веком царского села Коломенское стало правление Алексея Романова. По его указу на высоком берегу Москва-реки был построен дворцовый комплекс, прозванный восьмым чудом света.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – это образец деревянного зодчества XVII века. Он стоит в большом парке, где великолепно сохранились храмы и павильоны.

Сочетание ландшафтов и архитектуры превратили усадьбу в несуетный оазис в центре столицы, куда стекаются тысячи туристов, поразительным образом не создавая столпотворения.

История дворца

История Коломенского дворца

В силу удачного стратегического местоположения Коломенское имеет бурную и многоликую историю. Кроме звучных великокняжеских и царских имен она связана с именами Лжедмитрия, Ивана Болотникова. А в XVII веке Коломенское стало центром известного Медного бунта.

Во времена царствований сюда наезжали пировать и охотиться Василий III, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I. Дворец много раз перестраивали, разбирали и вновь восстанавливали.

Царь Алексей Михайлович часто бывал в полюбившемся ему селе. Это было место торжественных приемов и соколиной охоты. И поныне на территории музея существует Соколиный двор, где живут ловчие птицы.

Алексей Михайлович постоянно обустраивал усадьбу, а 3 мая 1667 года собственноручно заложил новый дворец по принципу хоромного строения.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780г.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780г.

Для строительства дворца были привезены русские мастера — плотники патриарха Никона, который отстраивал в то время Новоиерусалимский монастырь.

Возведение дворца завершило ансамбль всего Государева двора. Иноземцы того времени сравнивали городок-дворец с новенькой игрушкой, только что вынутой из ящика.

После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское потеряло свое особое положение. Во время Отечественной войны 1812 года порядком обветшавший дворец был разрушен французскими войсками.

Через некоторое время для императора Александра I построили новый дворцовый комплекс. Однако и он простоял всего несколько десятилетий. При разборке строения на его месте по линиям фундамента высадили акации.

Вид царского дворца в селе Коломенском с северной стороны, 1830-1840г.

Вид царского дворца в селе Коломенском с северной стороны, 1830-1840г.

Несколько веков назад село Коломенское отстояло от Москвы в семи верстах. Москва давно расстроилась и Коломенский дворец оказался практически в центре столицы, в районе Замоскворечье.

Реставрационные работы здесь впервые были проведены в 1913-1916 годах. А в 1920 году организован музей. Архитектор и реставратор Петр Барановский на энтузиазме начал доставлять на территорию памятники деревянного зодчества и артефакты со всей России. Основатель музея Барановский спас для потомков огромное количество раритетов.

Не удивительно что, имея в усадьбе архитектурную коллекцию деревянных памятников, специалисты много лет не оставляли мысль восстановить царскую резиденцию как чудо деревянного зодчества.

Воссоздание царского дворца

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Сегодня Летний дворец в селе Коломенское – это воспроизведение оригинала XVII века. Авторы проекта деликатно называют его макетом в натуральную величину, не претендуя на абсолютную копию.

Он называется теремным: 27 теремов соединены между собой переходами. В 2010 году московское правительство воссоздало его на основе обмеров и чертежей 1767 года, сделанных по высочайшему указу Екатерины II.

Из построек дворца только каменный храм Казанской Божьей матери имеет прежнее местоположение. Вокруг выросли вековые деревья, поэтому лес уничтожать не стали и сместили новый комплекс на километр. А на месте исчезнувшего дворца стоит Челобитный камень, на котором оставляли прошения и жалобы самодержцу Всея Руси.

Загородная резиденция была окружена каменной стеною с пятью воротами. Часть стены сохранилась. Сам дворец из дуба и сосны стоял на каменном фундаменте.

В наши дни все конструкции монолитные, из железобетона. Они покрыты бревном и тесом.

Несмотря на то, что новый выстроенный Коломенский дворец со свежими росписями и прочими репликами не имеет многовековой исторической ценности, он важен как неотъемлемый образ историко-архитектурного заповедника.

В конце концов Коломенский дворец исчезал и возрождался на протяжении столетий как былинная птица Феникс. И вполне закономерно в его легенде очередное возрождение уже в XXI веке.

Архитектура дворца царя Алексея Михайловича

Фасал Коломенского дворца

Теремной комплекс сегодня отстроен с высокой достоверностью. Помимо чертежей воспроизвести старорусский стиль в соединении с элементами Западной Европы помогли модель дворца работы резчика Д. Смирнова, а также немецкая гравюра театрального декоратора Фридриха Гильфердинга.

В планировке появилось светское начало. Жилые помещения не отделялись от других палат. Из других архитектурных новшеств – асимметрия и отсутствие единого фасада. Каждая часть дворца выглядит как бы самостоятельной, вместе с тем составляя единое целое – содружество теремов.

Возведение такого сложного объекта в XVII веке было возможным только при наличии высокого уровня строительных технологий при работе с деревом.

Крыльцо Коломенского дворца

Русское узорочье с обилием витых столбиков, резных наличников и причудливых кокошников воплотилось во внешнем убранстве многоярусного дворца государевой семьи. Использовалось много сусального золота, что поражало воображение иноземцев.

Знаменита на весь мир чешуйчатая кровля, украшенная двуглавыми орлами. Она имеет изумрудный цвет с позолотой.

Сени, терема, светлицы, чердаки, гульбища (балконы), чуланы, мыльни, мастеровые подклети – все эти помещения были соединены переходами. Такие же переходы вели к церквям.

Весь архитектурный ансамбль за счет многоярусности создает впечатление сказочного города с иллюстраций детских книжек.

Стрелецкие избы, оружейная избушка, ледники, конюшни, житницы, приказные палаты, поварни и другие хозяйственные постройки придавали этому декоративному городу оживление.

Коломенский дворец в цифрах:

  • Общая площадь — 7,23 кв. метров
  • Теремов – 27
  • Ярусов — 5
  • Интерьеров основной экспозиции — 24
  • Всего помещений – 288
  • Окон во дворце — 3000
  • Площадь усадьбы – 390 га

Внутреннее убранство, экспозиции музея

Столовая палата Коломенского дворца

Столовая палата

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском состоит из женской и мужской половин. Для посещения с экскурсией доступны Думная, Престольная и Столовая палаты, личные покои царя, царицы, царевен и царевичей.

Из западноевропейского стиля использован принцип анфилад, гобелены на стенах и слюдяные окна с разноцветными витражами.

Стены обиты статусным материалом того времени – красным сукном. Во многих интерьерах использована красная кожа с золотым тиснением.

Расписывали интерьеры мастера из знаменитых мастерских Оружейной палаты. Иконописцы, живописцы и резчики по дереву украсили хоромы, заполнив все дворцовое пространство.

В оформлении помещений использовалось так называемое травное письмо, требовавшее от мастеров виртуозного владения кистью без нанесения предварительного эскиза.

Экскурсанты увидят в помещениях большое количество изразцовых печей. Ни одна из них не повторяет другую.

Предметы в экспозиции музея красноречиво рассказывают о государственных традициях ушедшего времени и бытовой жизни царственных особ. Основная экспозиция музея в Коломенском делится на три части – Хоромы царя, Хоромы царевичей и Хоромы царицы. Каждая часть состоит из нескольких помещений разного назначения.

Хоромы царя

Трон царя в Престольной палате Коломенского дворца

Трон царя в Престольной палате

Вначале вы попадаете в Передние сени. В этом месте ждали своей очереди дворцовые чины и слуги, здесь проходило оглашение указов. Отсюда открывается вид на Парадные залы. Функцию приемной выполняла Думная палата.

Особо важные церемонии проходили в самом просторном помещении – в Столовой палате. Здесь пировали во время торжеств и принимали иноземных гостей. Царь восседал отдельно от пирующих, на богатом троне. Посетителям представлены муляжи блюд царского застолья.

Роспись потолка Столовой палаты Коломенского дворца

Роспись потолка Столовой палаты

Но главный трон находится в Престольной палате. У подножия престола расположились механические рыкающие львы – это был явный отсыл к трону царя Соломона. Во времена Алексея Михайловича львы были обшиты овчиною.

Личные покои составляют царский кабинет, молельня, спальня и мыльня. В кабинете все предназначено для работы: книжные шкафы, стол, кресло, шахматы.

Алексей Романов был тружеником, его день начинался в 4 утра. Именно ему принадлежит изречение «Делу время, потехе час». Многочасовая работа в кабинете требовала наличия не столько роскошной, сколько удобной мебели.

В экспозиции кабинета по сию пору хранится личная печать царя. Здесь же во время экскурсии можно на сенсорном столе ознакомиться с историей династии Романовых.

В царской опочивальне стоят подлинная кровать и шкаф Алексея Михайловича. Царь любил эфирные масла, они тоже были неотъемлемой частью интерьера наряду с зеркалами и туалетными принадлежностями.

Доступ в опочивальню был строго воспрещен. Сюда мог входить только постельничий – особо доверенное лицо самодержца.

Хоромы царевичей в Коломенском дворце

Учительная палата в Коломенском дворце

Учительная палата

Важной частью данной реконструкции является Учительная палата. Здесь обучались царские наследники – Федор и Петр Алексеевичи. В палате вы увидите подлинные книги и Букварь.

Детские доспехи и сабельки выставлены в витрине как свидетельство обучения царевичей ратному делу.

В небольших личных комнатах старинная мебель, а также письма и книги, дающее представление о хорошем образовании и кругозоре.

Отметим, что русский царь Алексей Михайлович был восприимчив к западному стилю, влияние на это оказала его вторая жена Наталья Нарышкина. Данный стиль явно отражен в убранстве комнаты юного Петра. Это тоже постепенно формировало его мировоззрение.

Отдельные переходы вели в мыльню. А из каждого покоя царевичей небольшая дверь направляла на половину царицы.

Хоромы царицы

Хоромы царицы

Царица с детьми много времени проводила в Коломенском. Несмотря на царственное положение, женщинам семьи издревле полагалось вести довольно затворнический образ жизни. Рукоделие и молитвы были их основным времяпрепровождением.

Однако супруга Алексея Михайловича, в которой тот души не чаял, — Наталья Кирилловна Нарышкина, в теплое время года ездила в открытой карете, что прежде было немыслимым. И смотреть на женскую половину во многом можно как на часть личного пространства государыни и дань вековым традициям.

Здесь в Престольной палате она вела свой прием аристократии и духовенства. Вы увидите ее более скромный, чем у царя, трон. В экспозиции также выставлена посуда того времени.

Но прежде в Передних сенях государыни вы задержитесь у портретной галереи из женских парсун царствующей династии.

Рукоделием Наталья Кирилловна занималась в специально предназначенной для этого светлице с большими окнами. Здесь посетителям покажут пяльцы для вышивания и женский наряд знати XVII века. Образец шитья жемчугом находится под иконой Успения Богородицы.

Утренние и вечерние молитвы совершались в собственной моленной комнате – Крестовой палате. И если царь молился в полном уединении, то с царицей до определенного возраста молились и дети. Поэтому ее моленная больше по размерам.

Источник: moskultura.ru

Рейтинг
Загрузка ...