Не существует какого-то определенного возраста, когда можно с уверенностью сказать, что человек сформировался как личность. Цельность и зрелость — это не про состояние тела, а про состояние ума. Часто человек считает себя взрослым, хотя на самом деле он далек от этого состояния. Прежде чем делать выводы, попробуй проанализировать, сколько из перечисленных ниже вещей есть у тебя.
1. Умение контролировать эмоциональное состояние
Умение контролировать свои эмоции — это, наверное, один из самых важных навыков, который не раз поможет тебе в жизни. От твоего самоконтроля могут зависеть отношения с близкими людьми, личная жизнь, карьера, физическое и психическое здоровье и так далее. Умение контролировать свое эмоциональное состояние включает в себя сдержанность, конструктивное вымещение негативных эмоций, умение не позволять своим чувствам брать верх над здравым смыслом при принятии важных решений.
2. Умение брать на себя ответственность
Важно понимать, что только ты несешь ответственность за свои действия или бездействие. Любое решение, принятое тобой, имеет определенные последствия, за которые в ответе лишь ты один.
Как строить отношения с людьми? Андрей Курпатов отвечает на вопросы подписчиков
Умение брать на себя эту ответственность, не пытаясь переложить ее на окружающих, — показатель того, что ты взрослый не только на основании цифры, указанной в паспорте. Не вини в своих ошибках и проступках кого-то другого — контроль над ситуацией всегда в твоих руках.
3. Сформированные принципы
Некоторые люди зависят от чужого мнения. С одной стороны, это неплохо: ты всегда можешь найти компромисс и сохранить хорошие отношения. Но если копнуть глубже — такая зависимость приносит больше негатива: ты пытаешься вписаться в какие-то рамки, быть похожим на окружающих, следовать за мнением большинства. Всё это лишает тебя твоего собственного мнения, принципов и ценностей.
Сформировавшаяся личность понимает, что она уникальна. Такой человек будет честен в первую очередь с самим собой — он будет действовать в соответствии со своими взглядами на жизнь.
4. Умение откладывать удовольствие
Все мы время от времени предстаем перед непростым выбором. Мы можем вложить честно заработанные 100 тысяч в свой отпуск, полетев в Турцию на неделю, или же в собственный бизнес. Это простой пример, но он может многое рассказать о человеке.
Умение откладывать удовлетворение открывает для тебя новые возможности. Потратив вечер не на просмотр сериала, а на саморазвитие, ты инвестируешь в себя. И твои инвестиции обязательно вернутся в многократном объеме.
5. Отсутствие предубеждений
Твое видение окружающего мира могут сильно ограничивать предрассудки. Сформировавшаяся личность не будет слепо верить в собственную правоту. Такой человек будет прислушиваться к словам других людей, смотреть на ситуацию с разных точек зрения и задаваться вопросом: «Передо мной полная картина или я что-то упускаю?» Зрелый человек способен даже принять непривычное для себя убеждение, если собеседник приведет сильные аргументы.
6 типов мужчин, с которыми нельзя строить отношения, если ты себя любишь
6. Надежда только на собственные силы
Приятно знать, что в случае беды тебя сможет поддержать твоя родня, друзья или любимый человек. Но куда приятнее и безопаснее в любых ситуациях надеяться исключительно на собственные силы. Взрослая жизнь подразумевает именно такой подход — справляться с проблемами самостоятельно, обращаясь к близким людям только в исключительных случаях.
7. Умение правильно расставлять приоритеты
Семья, друзья, работа, отдых, удовольствия, саморазвитие — зрелому человеку важно научиться правильно расставлять приоритеты. Без этого будет крайне сложно успевать уделять внимание всем сферам жизни. Сформировавшаяся личность понимает, что зацикливаться на чём-то одном неправильно, так как полноценная жизнь должна охватывать и общение, и карьеру, и хобби в равной степени.
8. Умение разрешать конфликты
Умение разрешать конфликты на самом деле достаточно сложно постичь. Ты должен искать компромиссы в спорах, понимать, о чём говорит твой собеседник, уметь смотреть на ситуацию с чужой точки зрения, находить выход из конфликтной ситуации, не давать волю личной неприязни к человеку и так далее.
То, как ты подходишь к решению конфликтов, может многое рассказать о твоей личности. Зрелый человек разговаривает спокойно, понимает, что любой может ошибиться, не опускается до оскорблений и не обвиняет своего оппонента.
9. Стремление к самосовершенствованию
Зрелый человек понимает, насколько важно самосовершенствование. В твоей жизни никогда не настанет тот момент, когда ты сможешь с уверенностью сказать, что достиг идеала во всём, чем занимаешься. Время идет, знания устаревают — ты сталкиваешься с ситуациями, в которых тебе будет не хватать опыта. Это совершенно нормально. Просто стремись становиться лучше и узнавать больше.
10. Понимание причинно-следственных связей
Одна из самых важных вещей, которую понимает сформировавшаяся личность: любое действие имеет определенные последствия. То, что ты делал или не делал сегодня, обязательно отразится на тебе завтра. И исключений в этом правиле нет. Так что зрелый человек всегда думает о возможных последствиях.
11. Готовность упорно трудиться
С опытом приходит осознание, что ничего не дается просто так. Чтобы достичь успеха, ты должен быть готов к долгому и тяжелому труду. Исполнение твоих мечтаний и достижение поставленных целей целиком и полностью зависят от количества усилий, которые ты готов вложить. Вот это по-настоящему взрослый подход к жизни.
12. Эмпатия
Эмпатия — это умение осознанно сопереживать окружающим людям, понимая, что они чувствуют. Другими словами, ты можешь поставить себя на место собеседника и прийти к выводу, как вести себя в ним или что ему говорить в конкретной ситуации.
Эмпатия повышает эффективность коммуникации с окружающими людьми, ведь ты всегда будешь знать, какой подход использовать в общении с человеком.
Источник: brodude.ru
Что такое «личность»: понятие, 6 главных составляющих
В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.
Что такое личность?
Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.
Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека. То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии. Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.
Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.
Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:
- Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
- Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.
Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).
Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.
По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.
Структура личности
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
6 главных элементов личности
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
1. Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
- простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
- сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
- общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
- специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
- теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
- практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
- коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
- предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
2. Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
- умение преодолевать трудности;
- способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
- умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
- способность ограничивать свои слабости и желания;
- умение планировать и действовать согласно плану;
- ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
3. Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
- волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
- деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
- коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
- мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
- инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).
4. Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
- Меланхолический.Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
- Холерический.Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
- Флегматический.Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
- Сангвинический.Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
5. Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
- простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
- настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
- аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
- чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
6. Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
- мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
- стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели; – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
- побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
- намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Заключение
Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях. Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга. Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
«Строительство» личности при помощи спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колчина Марина Сергеевна, Епифанова Марина Георгиевна
Данная статья посвящена вопросам развития физической культуры и спорта . Рассмотрено влияние спорта на личность человека, его характер , его будущее.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колчина Марина Сергеевна, Епифанова Марина Георгиевна
Текст научной работы на тему ««Строительство» личности при помощи спорта»
«СТРОИТЕЛЬСТВО» ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ СПОРТА
Колчина Марина Сергеевна, Научный руководитель: Епифанова Марина Георгиевна, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития физической культуры и спорта. Рассмотрено влияние спорта на личность человека, его характер, его будущее.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, личность, характер, развитие.
«1 сентября текущего года вступит в силу новый закон об образовании и там прямо прописана обязанность администрации вузов содействовать развитию физической культуры и спорта, — сказал в одном из интервью глава государства. -Ассоциация может стать своего рода «социальным лифтом» для студентов, которые хотят заниматься общественной деятельностью, поэтому нужно смелее привлекать к работе авторитетных сотрудников вузов, известных спортсменов, деятелей культуры, предпринимателей и журналистов». Эти слова В.В. Путина побудили меня к написанию данной статьи.
Спорт формирует характер, воспитывает такие качества как сила воли, уверенность в себе, дисциплинированность и многие другие. Физическая культура является эффективным средством физического развития человека, средством укрепления и сохранения его здоровья.
Также, спорт — это сфера общения и проявления социальной активности людей, средство поиска новых знакомств, расширения круга общения. Кроме того, физическая культура -разумная форма организации и проведения досуга. И, помимо всего этого, спорт, бесспорно, влияет и на другие стороны человеческой жизни, такие как авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность; на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, на эстетические идеалы и ценностные ориентиры. Таким образом, спорт является «строителем» нашей личности. Это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей.
Физкультура и спорт дают каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию, как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражениям. При этом отражают всю гамму человеческих эмоций и вызывают чувство гордости за неограниченность потенциальных возможностей человека.
В России физическая культура и спорт рассматриваются как одно из основополагающих средств воспитания человека, сочетающего в себе моральную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. В школе университете и других учебных заведениях обязательно есть такой предмет как физкультура.
Совершенно очевидно, что занимаясь спортом, человек, в первую очередь, совершенствует и укрепляет свой организм, строит своё тело, свою способность управлять им. Это очень важно. Ещё в 1927 году, в первой отечественной монографии, посвящённой психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность — мускульными пороками» [1].
Спорт, вне всякого сомнения — одно из главных средств «воспитания движений», совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только.
В процессе занятий спортом закаляется воля и характер, ведь без большого труда, порой предельного физического и эмоционального напряжения нет по -настоящему значительных результатов. Также совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.
Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря этому к людям приходят смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других — все лучшие волевые и физические качества. И теперь мы знаем, что роль спорта в «строительстве» нового человека, личности, просто неоценима. Люди, занимающиеся спортом, всегда уверенны в своем светлом будущем.
1. Нечаев А.П. Психология физической культуры — СПб. :Гос. Изд-во,1930.
2. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996
3. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1996.
4. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.
Источник: cyberleninka.ru
Архитектура личности
Меня часто спрашивают, что такое архитектура личности.
Архитектура личности это – система выстраивания отношений с окружающим миром, через восстановление личности, познание себя и своих границ. Вы можете обоснованно спросить: «Для чего это нужно, зачем выстраивать границы, что значит восстанавливать, причем тут психолог?».
После бури отношений с абьюзером, нарциссом, психопатом или мошенником, в результате сложного детства или интенсивного стресса, в депрессии – человек нуждается в помощи квалифицированного, специально обученного человека. Ведь, например, после отношений с деструктивной личностью можно схлопотать посттравматическое стрессовое расстройство. Да, да ПТСР приобретается не только солдатами в военных конфликтах, но и в мирное время можно пораниться об «любимого» человека.
Как это работает? В своей работе я не использую аффирмации, манипуляции и советы типа: «Б.г терпел и нам велел», «Ты же мудрая женщина, старайся для своего мужчины стать лучше» и т.д. При помощи методов классической академической психодиагностики, мы делаем анализ ситуации, врожденных и приобретенных качеств, особенностей личности, свойств характера, темперамента. Докапываясь до сути, раскладываем личностные характеристики «по полочкам» и исследуем при помощи гештальт терапии удивительное создание под названием «я». Зная каркас своей личности, ресурс и внутренние опоры, клиенту проще поставить жизненные цели, понять направление движения.
Как следствие нашей работы, выравниваются отношения с деньгами, с телом, родителями, коллегами, противоположным полом и другими сферами в жизни. Как показывает практика, первыми отваливаются ненужные люди, с которыми страшно, жалко, больно или неудобно распрощаться. Увеличивается осознанность и скорость принятия решений, улучшается сон, цвет лица, нормализуется вес и гормональный фон. В жизнь врываются свежим воздухом новые люди, события и проекты.
Как проходит работа? Работа строится как очно, так и в онлайн пространстве. Часть проходит индивидуально, часть в форме вебинаров, семинаров и группе единомышленников. Для общения в группе 17.01.2020 г. создан телеграмм канал Группа «Архитектура личности», в которой будут публиковаться анонимно истории моих клиентов для взаимоподдержки, обмена опытом и совместного развития. Подпишись, чтобы быть в курсе событий
Мой блог в инстаграм INSTGR_LINK — исчерпывающая информация профессиональной и личной жизни
Источник: www.b17.ru
Урок 3. Личность в психологии
Знание элементарных основ психологии может сыграть важную роль в жизни любого человека. Для того, чтобы мы могли наиболее продуктивно выполнять поставленные перед собой цели и эффективно взаимодействовать с находящимися вокруг нас людьми, нужно иметь хотя бы представление о том, что такое психология личности, как происходит развитие личности и каковы особенности этого процесса.
Важно знать, какие существуют составляющие элементы и типы личности. Разбираясь в этих вопросах, мы получаем возможность сделать свою жизнь более продуктивной, комфортной и гармоничной.
Представленный ниже урок по психологии личности предназначен именно для того, чтобы вы смогли усвоить эти важные основы и научиться использовать их на практике максимально эффективно. Здесь вы познакомитесь с тем, как в психологии рассматривается человек и проблема личности: узнаете её основы и структуру. А также получите представление об исследованиях в области изучения личности и о многих других интересных вопросах.
Содержание:
Что такое личность?
В современном мире нет однозначного определения понятию «личность» и связано это со сложностью самого феномена личности. Любое имеющееся на данный момент определение достойно того, чтобы учитывать его при составлении наиболее объективного и полного.
Если говорить о самом распространённом определении, то можно сказать, что:
Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Существует и несколько иных определений:
- Личность это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
- Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за неё полную ответственность.
Вместе с понятием «личность» в психологии применяются такие понятия, как «индивид» и «индивидуальность»:
Индивид – это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врождённых и приобретённых качеств.
Индивидуальность – это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
По своему содержанию эти понятия не тождественны, т.к. каждое из них раскрывает специфические аспекты индивидуального человеческого бытия. Но в то же время, их нельзя и полностью друг от друга отделить, ведь человек – существо многогранное и рассматривать его только с одной стороны просто невозможно.
Для того чтобы у каждого, кто проявляет интерес к человеческой личности как к психологическому феномену, могло сложиться о нём наиболее объективное представление, необходимо выделить ключевые элементы, из которых состоит личность, другими словами, поговорить о её структуре.
Тест на устойчивые черты личности
Созданные еще в первой половине ХХ века типологии устойчивых черт личности MBTI и DISC, применяются и по сей день многими психологами и консалтинговыми компаниями, и именно на основе этих двух типологий мы составили свой собственный опросник, который предлагаем вам пройти. Но для начала ознакомьтесь с несложными правилами:
- При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
- В силу того, что некоторые наши характеристики в течение жизни меняются и один и тот же человек в 7 лет отличается от себя же в 30 лет, постарайтесь отвечать на вопросы с точки зрения себя сегодняшнего. Когда вам дают выбор в некоторой гипотетической ситуации, отвечайте так, будто эта ситуация была совсем недавно, и выбирайте то, что бы вы сделали на горизонте последних 1-2 лет.
- Тест можно проходить несколько раз, однако мы не рекомендуем это делать. Лучше выберите время, когда вы сможете пройти его внимательно в один заход.
- Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Структура личности
Структура личности это связь и взаимодействие различных её компонентов: способностей, волевых качеств, характера, эмоций и др. Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются «чертами». Этих черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:
- Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
- Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят и от врождённых факторов и от их развития.
- Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
- Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Отличие людей между собой очень многогранно, ведь на каждом уровне есть свои различия интересов и убеждений, знаний и опыта, способностей и навыков, характера и темперамента. Именно по этим причинам бывает довольно сложно понять другого человека, избежать противоречий и даже конфликтов. Для того чтобы понимать себя и окружающих, нужно иметь определённый багаж психологических знаний, и сочетать его с осознанностью и наблюдательностью. И в этом очень специфическом вопросе немаловажную роль играет знание ключевых свойств личности и их различий.
Ключевые свойства личности
В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них отдельно.
Способности
Разбираясь в том, почему у разных людей, находящихся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуемся понятием «способности», предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т.п.
Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.
Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий.
Элементарные и сложные способности:
- Элементарные (простейшие) способности – это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
- Сложные способности – это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.
Общие и специальные способности:
- Общие способности – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
- Специальные способности – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.
Нужно заметить, что наличие у человека специальных способностей может гармонично сочетаться с развитием общих, и наоборот.
Теоретические и практические способности:
- Теоретические способности – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
- Практические способности – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.
Учебные и творческие способности:
- Учебные способности – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
- Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.
Коммуникативные и предметно-деятельностные способности:
- Коммуникативные способности – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
- Предметно-деятельностные способности – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.
Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.
Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.
- Одарённость – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
- Талант – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
- Гениальность – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.
Как мы уже упоминали выше, жизненный результат человека очень часто связан с его способностями и их применением. И результаты подавляющего большинства людей, к сожалению, оставляют желать лучшего. Многие люди начинают заниматься поисками разрешения своих проблем где-то во вне, когда верное решение всегда находится внутри человека. А следует просто заглянуть в себя.
Если человек в своей каждодневной деятельности занимается не тем, к чему у него есть склонности и предрасположенности, то и эффект от этого будет, мягко говоря, неудовлетворительным. В качестве одного из вариантов для того, чтобы изменить положение вещей, можно использовать точное определение своих способностей.
Если у вас, например, есть врождённая способность к лидерству и управлению людьми, а вы работаете приёмщиком товара на складе, то, ясное дело, это занятие не будет приносить ни морального, ни эмоционального, ни финансового удовлетворения, потому что вы занимаетесь совершенно не своим делом. В этой ситуации вам более подойдёт какая-то управляющая должность. Начать можно хотя бы с работы менеджером среднего звена.
Врождённые способности к лидерству при систематическом их использовании и развитии выведут вас на совершенно иной уровень. Выделите в своём графике время, чтобы определить свои склонности и способности, изучите себя, постарайтесь понять то, чем вам по-настоящему хочется заниматься, и что будет приносить вам удовольствие. На основе полученных результатов можно уже будет сделать вывод на тему того, в каком направлении нужно двигаться дальше.
Для определения способностей и склонностей сейчас существует огромное количество тестов и методик. Более подробно о способностях вы можете прочитать здесь.
Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент.
Темперамент
Темпераментом называют совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и состояний человека (их возникновение, изменение, силу, скорость, прекращение), а также его поведения.
Идея о темпераменте восходит своими корнями к работам Гиппократа – древнегреческого философа, жившего в V в. до н.э. Именно он дал определение различным типам темпераментов, которыми люди пользуются и по сей день: меланхолический, холерический, флегматический, сангвинический.
Попробуйте правильно определить темперамент:
Меланхолический темперамент – этот тип свойственен людям мрачного настроя, с напряжённой и сложной внутренней жизнью. Такие люди отличаются ранимостью, тревожностью, сдержанностью, а также тем, что придают огромное значение всему, что касается лично их. При незначительных трудностях меланхолики опускают руки. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом и быстро утомляются.
Холерический темперамент – более всего характерен для вспыльчивых людей. Люди с данным видом темперамента не сдержанны, нетерпеливы, горячи и импульсивны. Но быстро остывают и успокаиваются, если им идут навстречу. Холерикам присуща настойчивость и стабильность интересов и стремлений.
Флегматический темперамент – это хладнокровные люди, которые более склонны к пребыванию в состоянии бездеятельности, чем в состоянии активной работы. Медленно возбудимы, но зато долго остывают. Флегматики не находчивы, им сложно приспосабливаться к новой обстановке, перестроиться на новый лад, избавиться от старых привычек. Но при этом они работоспособны и энергичны, терпеливы, обладают самообладанием и выдержкой.
Сангвинический темперамент такие люди весельчаки, оптимисты, юмористы и шутники. Полны надежд, общительны, легко сходятся с новыми людьми. Сангвиники отличаются быстрой реакцией на внешние раздражители: их можно легко развеселить или повергнуть в гнев. Активно берутся за новые начинания, могут долго работать. Дисциплинированы, при необходимости могут контролировать свои реакции и быстро адаптируются к новым условиям.
Это далеко не полные описания типов темперамента, но содержащие самые характерные для них черты. Каждый из них не является сам по себе ни хорошим, ни плохим, если не связывать их с требованиями и ожиданиями. Любой тип темперамента может иметь как свои недостатки, так и свои достоинства. Подробнее о темпераменте человека вы можете узнать здесь.
Хорошо понимая влияние типа темперамента на скорость возникновения психических процессов (восприятие, мышление, внимание ) и их интенсивность, на темп и ритм деятельности, а также на её направленность, можно легко и эффективно использовать эти знания в повседневной жизни.
Например, зная свой преобладающий тип темперамента и типы темперамента окружающих людей, вы можете гораздо лучше понимать: с какими людьми будет легче найти общий язык, каких ситуации лучше избегать, а какие, наоборот, стараться выстраивать, с кем из людей общение будет наиболее приятным и конструктивным, кому можно доверить важное поручение или сложную работу, с кем можно поделиться секретом или своими переживаниями. Знание типов темперамента можно использовать при выборе своего партнёра (в дружбе, бизнесе, отдыхе, личной жизни) и выстраивании отношений.
Для определения типа темперамента лучше всего использовать специализированные тесты, составленные специалистами в области изучения личности.
Ещё одним фундаментальным свойством личности человека является его характер.
Характер
Характером называются приобретённые в определённых социальных условиях способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, составляющие тип его жизнедеятельности.
В процессе общения между людьми характер проявляется в манере поведения, способах реакции на поступки и действия других. Манеры могут быть деликатными и тактичными или же грубыми и бесцеремонными. Это обусловлено различием характеров людей. Люди с наиболее сильным или, наоборот, слабым характером всегда выделяются на фоне остальных.
Люди с сильным характером, как правило, отличаются упорством, настойчивостью, целенаправленностью. А слабохарактерные люди выделяются слабоволием, непредсказуемостью, случайностью действий. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на три группы: коммуникативные, деловые, волевые.
Краткая характеристика:
- Коммуникативные черты проявляются в общении человека с окружающими (замкнутость, общительность, отзывчивость, злость, доброжелательность).
- Деловые черты проявляются в повседневной трудовой деятельности (аккуратность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, лень).
- Волевые черты – связаны непосредственно с волей человека (целеустремлённость, упорство, настойчивость, безволие, уступчивость).
Также существуют черты характера мотивационные и инструментальные:
- Мотивационные черты – побуждающие человека к действию, направляющие и поддерживающие его активность.
- Инструментальные черты – придают поведению определённый стиль.
Если вы сумеете составить чёткое представление о чертах и особенностях своего характера, это позволит вам понять ту побудительную силу, которая направляет ваше развитие и самореализацию в жизни. Это знание позволит вам определить, какие ваши особенности наиболее развиты, а какие стоит улучшить, а также понять, посредством каких своих черт вы в большей степени взаимодействуете с миром и окружающими.
Углублённое понимание себя даёт уникальную возможность увидеть, как и почему именно так вы реагируете на жизненные ситуации и события, и что нужно в себе культивировать, чтобы ваш образ жизни стал максимально продуктивным и полезным и вы смогли полностью реализоваться.
Если вы будете знать особенности своего характера, его плюсы и минусы, и начнёте самосовершенствоваться, то сможете наилучшим образом реагировать в той или иной ситуации, будете знать, как ответить на вредные или полезные воздействия, что сказать другому человеку, отвечая на его поступки и слова.
Одним из самых важных свойств личности, оказывающих наиболее серьёзное влияние на процесс жизнедеятельности человека и его результат, является воля.
Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.
Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.
Основной признак воли связан с тем, что она, в большинстве случаев, сопряжена с принятием человеком разумных решений, преодолением препятствий и приложением усилий для реализации задуманного. Волевое решение принимается индивидом в условиях противопоставляемых друг другу разнонаправленных потребностей, влечений и мотивов, имеющих примерно одинаковую побудительную силу, благодаря чему человеку всегда нужно выбирать одно из двух/нескольких.
Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.
Важной особенностью волевого усилия является отсутствие эмоционального удовлетворения, но наличие морального, возникающего в результате осуществления задуманного (но не в процессе выполнения). Очень часто волевые усилия направляются не на то, чтобы преодолеть обстоятельства, а на то, чтобы «победить» самого себя, несмотря на свои естественные желания.
Главным образом, воля – это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути; то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться. Как сказал один из величайших писателей XX века Карлос Кастанеда: «Воля – это то, что заставляет тебя побеждать, когда разум говорит тебе, что ты повержен». Можно сказать, что чем сильнее сила воли человека, тем сильнее и сам человек (подразумевается, конечно, не физическая, а внутренняя сила). Основной практикой по развитию силы воли является её тренировка и закалка. Начать развивать свою силу воли можно с вполне простых вещей.
Например, возьмите за правило замечать те дела, откладывание выполнения которых опустошает вас, «высасывает энергию» и выполнение которых, наоборот, бодрит, заряжает и оказывает положительное воздействие. Это те дела, выполнять которые вы ленитесь.К примеру, прибраться, когда совсем не хочется, сделать с утра зарядку, встав на полчаса раньше.
Внутренний голос будет говорить вам, что это можно отложить или делать этого вовсе не нужно. Не слушайте его. Это голос вашей лени. Сделайте так, как задумали – после вы заметите, что чувствуете себя более энергичным и бодрым, более сильным.
Или ещё пример: определите ваши слабости (это может быть бесцельное времяпрепровождение в Интернете, просмотр телепередач, лежание на диване, сладости и т.п.). Возьмите не самую сильную из них и откажитесь от неё на неделю, две, месяц. Пообещайте сами себе, что через назначенный срок вы снова вернётесь к своей привычке (если захотите, конечно).
А дальше – самое главное: возьмите символ этой слабости и постоянно держите его при себе. Но не поддавайтесь на провокации «старого себя» и помните об обещании. Это и есть тренировка своей силы воли. Через время вы увидите, что стали сильнее и сможете перейти к отказу от более сильных слабостей.
Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности – эмоции.
Эмоции
Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.
Среди основных видов эмоций выделяют:
- Настроение – оно отражает общее состояние человека в определённый момент
- Простейшие эмоции – это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей
- Аффекты – это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)
- Чувства – это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами
- Страсть – это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению
- Стресс – это совокупность эмоций и физического состояния организма
Эмоции, в особенности чувства, аффекты и страсти, являются неизменной частью личности человека. Все люди (личности) в эмоциональном плане сильно отличаются. Например, по эмоциональной возбудимости, длительности эмоциональных переживаний, преобладанию отрицательных или положительных эмоций. Но главнейшим признаком отличия является интенсивность переживаемых эмоций и их направленность.
Эмоции обладают характерной особенностью оказывать серьёзное влияние на жизнь человека. Под воздействием определённых эмоций в те или иные моменты человек может принимать решения, что-то говорить, совершать поступки. Как правило, эмоции – это явление непродолжительное. Но то, что порой человек делает под воздействием эмоций, не всегда даёт хорошие результаты. А т.к. наш урок посвящён тому, как свою жизнь улучшить, то и говорить нам следует именно о способах благоприятного на неё воздействия.
Если же благодаря каким либо выдающимся положительным событиям в жизни вы испытываете всплеск радостных эмоций, то так же вспоминайте об этом такая практика позволит избежать излишних энергетических затрат.
Наверняка вам знакома ситуация, когда через некоторое время после момента бурной радости или восторга, вы чувствуете некое внутреннее опустошение. Эмоции – это всегда расход личной энергии. Не зря у древнего еврейского царя Соломона на пальце был перстень с надписью: «И это пройдёт». Всегда в моменты радости или печали он поворачивал свой перстень и читал про себя эту надпись, чтобы помнить о кратковременности эмоциональных переживаний.
Знание о том, что такое эмоции и умение ими управлять – это очень важные аспекты в развитии личности и жизни в целом. Научитесь управлять своими эмоциями, и вы познаете себе в полной мере. Овладеть этим навыком позволяют такие вещи, как самонаблюдение и самоконтроль, а также различные духовные практики (медитация, йога и др.). Информацию о них вы можете найти на просторах Интернета. А подробнее ознакомиться с тем, что такое эмоции вы можете в нашем тренинге по актерскому мастерству.
Но, несмотря на важность всех свойств личности, рассмотренных выше, пожалуй, главенствующую роль занимает другое её свойство – мотивация, так как влияет она на желание узнать больше о себе и погрузиться в психологию личности, на интерес к чему-то новому, доселе неизвестному, даже на то, что вы читаете данный урок.
Мотивация
Вообще, в поведении человека существуют две дополняющие друг друга стороны – это побудительная и регуляционная. Побудительная сторона обеспечивает активизацию поведения и его направленность, а регуляционная отвечает за то, как поведение складывается в конкретных условиях.
Мотивация тесно связана с такими явлениями, как побуждения, намерения, мотивы, потребности и т.п. В наиболее узком понимании мотивацию можно определить как совокупность причин, которые объясняют поведение человека. В основе этого понятия лежит термин «мотив».
Мотив – это любой внутренний физиологический или психологический позыв, отвечающий за активность и целенаправленность поведения. Мотивы бывают осознанными и неосознанными, мнимыми и реально действующими, смыслообразующими и побудительными.
На мотивацию человека оказывают следующие явления:
- Потребность – это состояние нужды человека в чём бы то ни было необходимом для нормального существования, а также психического и физического развития.
- Стимул – это любой внутренний или внешний фактор, вкупе с мотивом управляющий поведением и направляющий его на достижение определённой цели.
- Намерение – это продуманное и принятое сознательно решение, согласующееся с желанием что-то совершить.
- Побуждение – это не до конца осознанное и неопределённое (возможно) стремление человека к чему-либо.
Именно мотивация является «топливом» человека. Как автомобилю нужен бензин, чтобы он мог ехать дальше, так и человеку нужна мотивация, чтобы к чему-то стремиться, развиваться, достигать новых высот. Например, вы захотели больше узнать о психологии человека и особенностях личности, и это явилось мотивацией к тому, чтобы обратиться к данному уроку. Но что является прекрасной мотивацией для одного, то может быть абсолютным нулём для другого.
Знания о мотивации, в первую очередь, можно с успехом использовать для себя: подумайте о том, чего вы хотите достичь в жизни, составьте список своих жизненных целей. Не просто то, чем бы вы хотели обладать, а именно то, что заставляет ваше сердце биться чаще и приводит вас в эмоциональное возбуждение.Представьте себе желаемое так, как будто вы уже обладаете этим.
Если вы чувствуете, что это вас «заводит», то это и является вашей мотивацией к действию. Всем нам свойственны периоды всплеска и спада активности. И именно в моменты спада нужно вспоминать о том, ради чего вы должны двигаться вперёд. Поставьте глобальную цель, разделите её достижение на промежуточные этапы и начинайте действовать. Только тот человек, который знает куда идёт и делает шаги по направлению к этому, придёт к своей цели.
Также знания о мотивации можно использовать в общении с людьми.
В качестве прекрасного примера может послужить ситуация, когда вы просите человека выполнить какую-то просьбу (по дружбе, по работе и т.д.). Естественно, взамен на услугу человек желает получить что-то и для себя (как это ни прискорбно, но большинству из людей свойственен корыстный интерес, пусть и проявляется он у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени).
Определите то, что нужно человеку это и будет своеобразным крючком, способным его зацепить, его мотивацией. Покажите человеку его выгоду. Если он увидит, что пойдя навстречу вам, сможет удовлетворить и какую-то существенную для него потребность, то это будет практически 100%-й гарантией того, что ваше взаимодействие будет успешным и эффективным.
Об особенностях мотивации, её видах и других интересных вещах вы можете узнать из следующего урока нашего тренинга.
В дополнение к вышеизложенному материалу стоит сказать и о процессе развития личности. Ведь всё, что мы рассматривали прежде, тесно взаимосвязано с этим процессом, зависит от него и в то же время оказывает на него влияние. Тема о развитии личности очень своеобразна и объёмна для описания её, как небольшой части одного урока, но не упомянуть о ней нельзя. И поэтому мы коснёмся её лишь в общих чертах.
Развитие личности
Развитие личности является частью общего развития человека. Оно является одной из главных тем практической психологии, но понимается она далеко неоднозначно. Используя словосочетание «развитие личности» учёные подразумевают, по крайней мере, четыре различные темы.
- Каковы механизмы и динамика развития личности (исследуется сам процесс).
- Что достигает личность в процессе своего развития (исследуются результаты).
- Какими способами и средствами родители и общество могут сформировать из ребёнка личность (исследуются действия «воспитателей»).
- Как человеку можно развивать себя, как личность (исследуются действия самого человека).
Тема развития личности всегда привлекала множество исследователей и рассматривалась с разных сторон. Для одних исследователей наибольший интерес в развитии личности представляет влияние социально-культурных особенностей, способы этого влияния и модели воспитания. Для других предметом пристального изучения является самостоятельное развитие человеком себя, как личности.
Развитие личности может быть как естественным процессом, не требующим участия со стороны, так и осознанным, целенаправленным. И результаты будут существенно отличаться друг от друга.
Помимо того, что человек способен развивать себя самого, он может развивать и других. Для практической психологии наиболее характерна помощь в развитии личности, разработка новых методик и инноваций в этом вопросе, различные тренинги, семинары и обучающие программы.
Подробнее про развитие личности читайте в отдельном уроке данного тренинга.
Основные теории исследований личности
Основные направления в исследованиях личности можно выделить, начиная примерно с середины XX века. Далее мы рассмотрим некоторые из них, а для самых популярных (Фрейд, Юнг) приведём примеры.
Психологическая теория Зигмунда Фрейда
Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:
- Ид – «оно» в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.
- Эго – «я» это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.
- Супер эго – «сверх я» это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.
Один из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию.
В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.
Для того, чтобы ознакомиться с методом сублимации детальнее, посетите эту страницу.
Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте – толковании сновидений. По Фрейду, сон – это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл.
И уже, исходя из этого, следует толковать свой сон в качестве реакции вашего бессознательного на внешние обстоятельства. С работой Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» можно ознакомиться здесь.
Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер – это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение. Очень подробно об этом написано здесь.
Подробнее о теории Зигмунда Фрейда читайте в Википедии.
Аналитическая теория Карла Густава Юнга
Юнг ввёл понятие «Я», как стремление индивида к единству и целостности. А в классификацию типов личности положил направленность человека на себя и объект – разделил людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия устремлённости в будущее и индивидуально врождённой предрасположенности. Также особое значение придаётся движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.
Юнг считал, что каждый человек рождается с набором определённых личностных характеристик и что внешняя среда не даёт возможности человеку стать личностью, но выявляет уже заложенные в ней характеристики. Также он выделил несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.
Согласно Юнгу, есть определённая система психики, которую наследует человек при рождении. Она развивалась сотни тысячелетий и заставляет людей переживать и реализовывать весь жизненный опыт вполне конкретным образом. И конкретность эта выражается в том, что Юнг называл архетипами, влияющими на мысли, чувства и поступки людей.
Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если, к примеру, вы замечаете за собой/другими нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка/установка других относится к интровертированному типу.
Если же вы/другие открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции, а это, в свою очередь, позволит повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.
Ещё пример: если вы замечаете, что ваш ребёнок по достижении определённого возраста начинает вести себя враждебно по отношению к вам и старается абстрагироваться от людей и окружающего мира, то можно с большой долей уверенности заявить, что начался процесс индивидуации – становления индивидуальности. Это происходит, как правило, в юношеском возрасте. Согласно Юнгу, есть и вторая часть становления индивидуальности – когда человек «возвращается» в мир и становится его неотъемлемой частью, не стараясь себя от мира отделить. Для выявления подобных процессов прекрасно подходит метод наблюдения.
Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Теория личности Уильяма Джемса
Он подразделяет анализ личности три части:
- Составные элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)
- Чувства и эмоции, вызываемые составными элементами (самооценка)
- Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).
Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Адлер ввёл понятие «стиль жизни» он проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием общества. Согласно Адлеру, структура личности едина, а главным в её развитии является стремление к превосходству. Адлер различал четыре типа установок, которые сопутствуют стилю жизни:
- Управляющий тип
- Получающий тип
- Избегающий тип
- Социально полезный тип
Также он предложил теорию, целью которой является оказание помощи людям в понимании самих себя и окружающих. Идеи Адлера явились предвестниками феноменологической и гуманистической психологии.
Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Психосинтез Роберто Ассаджоли
Ассаджоли выделил восемь зон (подструктур) в основной структуре психического:
- Низшее бессознательное
- Среднее бессознательное
- Высшее бессознательное
- Поле сознания
- Личное «я»
- Высшее «я»
- Коллективное бессознательное
- Субличность (подличность)
Смысл психического развития, согласно Ассаджоли, заключался в увеличении единства психики, т.е. в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.
Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Физиологический (биологический) подход (теория типов)
Данный подход фокусировал внимание на строении и структуре тела. Имеются две основных работы в данном направлении:
- Типология Эрнста Кречмера. Согласно ей, люди с определённым типом телосложения имеют определённые психические особенности. Кречмер выделял 4 конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
- Работа Уильяма Герберта Шелдона. Шелдон предположил, что форма тела влияет на личность и отражает её особенности. Он выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Концепция личности Эдуарда Шпрангера
Шпрангер описал 6 психологических типов человека, зависящих от форм познания мира: Теоретический человек, Экономический человек, Эстетический человек, Социальный человек, Политический человек, Религиозный человек. В соответствии с духовными ценностями человека и определяется индивидуальность его личности. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Диспозициональное направление Гордона Олпорта
Олпорт выдвинул 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. По Олпорту, каждая личность уникальна и её уникальность может быть понята посредством определения конкретных черт личности. Этот учёный ввёл понятие «проприум» то, что признаётся своим во внутреннем мире и является отличительной чертой.
Проприум направляет жизнь человека в позитивном, творческом, стремящемся к росту и развивающемся русле в соответствии с человеческой природой. Идентичность здесь выступает в роли внутреннего постоянства. Также Олпорт подчёркивал неделимость и целостность всей структуры личности. Подробнее читайте тут.
Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина
Левин предположил, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Предметом его исследования были потребность и мотивы поведения человека. Он старался подойти к изучению личности как к некоторому целому и выступал сторонником гештальтпсихологии.
Левин предложил свой подход к пониманию личности: в нём источник движущих сил поведения человека находится во взаимодействии человека и ситуации и определяется его отношением к ней. Данная теория получила название динамической или типологической. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Феноменологические и гуманистические теории
Главным причинными средствами личности здесь является вера в положительное начало в каждом человеке, его субъективные переживания и стремление к реализации своего потенциала. Основными сторонниками этих теории были:
- Абрахам Харольд Маслоу: его ключевой идеей была потребность человека в самоактуализации.
- Карл Рэнсом Роджерс: его теория личности это теория процесса личностного роста.
Философско-психологическая концепция Эриха Фромма
В данной концепции первостепенное значение сводится к полному выражению индивидуальности и не проявляется особого интереса к приспособлению личности к социуму. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Экзистенционалистское направление Виктора Франкла
Франкл был убеждён, что ключевыми моментами в развитии личности являются свобода, ответственность и смысл жизни. Подробнее о данной теории читайте в Википедии.
Каждая из существующих на сегодняшний день теорий обладает своей уникальностью, значимостью и ценностью. А каждый из исследователей выявил и прояснил важнейшие аспекты личности человека и каждый из них прав в своей области.
Рекомендуемая литература
Для наиболее полного ознакомления с вопросами и теориями психологии личности вы можете воспользоваться следующими книгами и учебниками.
- Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
- Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. М., 1980.
- Виттельс Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М., 1997.
- Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1980.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.
- Немов Р.С. Общая психология. изд. Питер, 2007.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.
- Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. М., 2000.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
- Русалов В.М. Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Изд-во АН СССР, 1959.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
- Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов-на-Дону, 2004.
- Томэ Х. Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2 томах. М.: Прогресс, 1996.
- Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
- Экспериментальная психология. / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975.
- Юнг К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: ЗАО Совершенство «Port-Royal», 1997.
- Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
- Юнг К. Тэвистокские лекции. М., 1998.
- Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник: 4brain.ru