Строительство львиных ворот в микенах кратко 5 класс история

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Правда, она значительно отличалась от критской — росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений: критяне, очевидно, были так же беззаботны в ратном деле, как в религиозных культах. Микенский и Тиринфский дворцы — это уже настоящие крепости.

Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку стен греки впоследствии назвали «циклопической», — по их мнению, только сказочные великаны-циклопы могли поднимать такие камни.

Люди микенской эпохи не напрасно строили крепости. Жизнь была суровой, наполненной войнами, которые длилась годами. О великой Троянской войне, продолжавшейся десять лет, рассказано в «Илиаде», где также миф переплетается с историей.

Древняя Троя — не вымысел. Археолог Шлиман обнаружил ее останки на побережье Малой Азии: он твердо верил в истинность повествования Гомера, и эта вера, многим казавшаяся наивной, привела к успеху раскопок. Война ахейцев против Трои была, очевидно, в XII или XIII веке до н. э.

Львиные ворота в Микенах — Древние технологии изготовления

Эпические сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», слагались на протяжении столетий — в основном в Х-VIII веках, а записаны были только в VI веке до н. э. Понятно, сколько там исторических наслоений —- не меньше, чем археологических слоев, обнаруженных Шлиманом при раскопках, — и сколько легенд и фантазий.

Но, по-видимому, древнейшие слои гомеровского эпоса запечатлели историческую память о микенской эпохе, к которой и относится Троянская война. И Троя, где, согласно «Илиаде», царствовал Приам, и Микены, где царствовал его главный противник Агамемнон, принадлежали к очагам культуры эгейского мира. У Гомера есть описания, которые могли быть навеяны этой культурой.

Например, описание щита Ахилла, изготовленного самим богом ремесла Гефестом. Гефест покрыл щит разнообразными картинами полевых работ, плясок, празднеств, — в них угадывается яркая колоритность критских и тиринфских фресок.

…Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.Там представил он землю, представил и небо, и море,Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.Все прекрасные звёзды, какими венчается небо…
(Текст «Илиады» в переводе Н. И.Гнедича)

Или поэтическое предание о стране феаков, на которую набрел в своих странствиях Одиссей: цветущий остров, где живут мирные мореплаватели, не любящие войн, а любящие спортивные состязания и игры. Жена царя правит там страной на равных началах с царем и «Трудные споры мужей разрешает», а их дочь, «юная стройно-высокая» царевна Навзикая, вместе со своими служанками стирает белье на берегу моря и играет с ними в мяч. У феаков женщины равноправны, а рабы еще не превращены в «одушевленные орудия». Не отразились ли здесь воспоминания о строе жизни Крита? Но если и так, то это далекие воспоминания, уже успевшие стать легендой, сказкой о потерянном рае.

Львиные ворота в Микенах

Питер Пауль Рубенс. Одиссей на острове феаков (Прибрежный пейзаж с Одиссеем и Навсикаей) (1630-е) Масло по дереву Палатинская галерея, Флоренция

Питер Пауль Рубенс. Одиссей на острове феаков (Прибрежный пейзаж с Одиссеем и Навсикаей) (1630-е) Масло по дереву Палатинская галерея, Флоренция Фрагмент

В эпoxу, когда слагались сказания, вошедшие в «Илиаду» и «Одиссею», не только критская культура стала далеким прошлым, но пришла к концу и микенская. В длительных изнурительных войнах культурные греческие племена истощали и ослабляли друг друrа.

Приблизительно в XI веке до н. э. начинается смутный период греческой истории: его основным фактом историки считают вторжение в Грецию северных племен — дорийцев, стоявших на значительно более низком уровне развития. Эгейская культура уступила натиску дорийцев, принесших с собой совсем иные, еще примитивные формы культуры и так называемый геометрический стиль искусства. в общем похожего на искусство неолита.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

***

. впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» — «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов. Во время вражеских нашествий за крепостными стенами укрывалось мирное население.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из огромных необработанных, глыб камня весом в 5-6 тонн, частью неправильной формы, лежащих одна на другой. — «циклопическая кладка». Щели между глыбами заполнены глиной или мелкими камнями. Длина стены Микен — 900 м, толщина — от 6 до 10 м. Стены Тиринфа толщиной до 17,5 м, внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Источник: likbez-a-m.livejournal.com

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

Львиные Ворота (Рис. 1) – главный вход в Микенский акрополь. Постройку Львиных Ворот (Рис. 2) относят к XIII веку до н.э. Они сложены из четырех конгломератных блоков.

Вес притолоки составляет около 20 тонн. Венчает ворота треугольный барельеф, выполненный из твердого известняка. Композиция на барельефе (Рис. 3) предположительно изображает двух львов, передними лапами опирающихся на колонну с капителью как в Кносском дворце. На сегодняшний день это древнейший образец монументальной скульптуры в Европе.

Рис. 1. Львиные Ворота в Микенах Рис. 2. Вид на микенский акрополь с высоты птичьего полета (стрелка указывает на Львиные Ворота) Рис. 3. Вид на Львиные Ворота спереди и сзади барельефа со львами

Из всех, дошедших до нас описаний древних авторов только Павсаний упоминает про Львиные Ворота и барельеф, адресуя их постройку циклопам:

«До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что все эти сооружения являются работой циклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе.»

Павсаний. Описание Эллады. Книга II. XVI. 4.

После этого микенский барельеф остается без упоминаний путешественников вплоть до XVIII века. Рисунки начала XIX века показывают (Рис. 4, 5), что вход в микенский акрополь был засыпан (его раскопали лишь в 1841 г.), но сам барельеф оставался на поверхности. Полностью ворота были раскопаны Шлиманом в конце XIX века (Рис. 6).

Рис. 4. Рисунок входа в Микенский акрополь, выполненный художником Доддвеллом в 1821 Рис. 5. Рисунок Львиных Ворот, выполненный художником Доддвеллом в 1834 г. (вид спереди и сзади) Рис. 6. Львиные ворота в 1880 году при раскопках Шлимана (на фото слева)

Как именно древним микенцам удалось водрузить этот монумент на ворота до сих пор остается неясным. Можно предположить, что использовались канаты, противовесы и деревянные краны (Рис. 7), но ничего из этого до настоящего момента археологами найдено не было.

Рис. 7. Макет античного крана в музее Акрополя в Афинах

Рис. 7. Макет античного крана в музее Акрополя в Афинах

Примечательно также и то, что Лорд Элгин, известный тем, что в начале XIX века снимал с Парфенона скульптурные композиции и вывозил их в Англию, планировал увезти и микенских львов, но отказался от этой идеи ввиду массивности и тяжести барельефа.

До недавнего времени большинство исследований монумента было сфокусировано на его символизме, стиле, композиции, а также на его роли в обороне города. Вопрос о технологиях изготовления барельефа в научном сообществе поднимался редко. Причина этого – труднодоступность барельефа, он находится на высоте около 3 метров над уровнем земли, ввиду чего близкий и детальный осмотр барельефа затруднен. Поэтому множество публикаций об изготовлении барельефа попросту не учитывали все аспекты его конструкции. Так до 2013 года в официальных источниках практически не упоминалось про просверленные и пропиленные отверстия на барельефе.

Читайте также:  Можно ли погасить ипотеку на строительство дома материнским капиталом

Однако ситуация изменилась в 2011 году, когда Николас Блэквелл, представитель ASCSA (американской школы классических исследований в Афинах) потратил около 5 дней на детальное исследование этого монумента. С помощью лестницы, он смог подняться к барельефу и увидеть ранее неизвестные отверстия (рис. 8). В 2014 году Американский журнал Археологии опубликовал его статью под названием «Making the Lion Gate Relief at Mycenae: Tool Marks and Foreign Influence» (Изготовление барельефа Львиных Ворот в Микенах: инструменты и внешнее влияние). В основу этой статьи и легла его работа.

Барельеф имеет следующие размеры: нижнее основание 3.5 метра, к верхушке оно сужается до 1.13м. Высота 3.1м. Блок неравномерен по ширине, его максимальная ширина около 0.7м. Оценочный вес около 14 тонн. На монументе имеется большое количество отверстий сверлений и пропилов, детальная схема этих отверстий представлена на рисунке ниже.

Рис. 8. Схема отверстий на микенском барельефе. Источник: AJA 118 (3)

Рис. 8. Схема отверстий на микенском барельефе. Источник: AJA 118 (3)

Если внимательно присмотреться к рисунку выше, то можно заметить ряд ошибок и неточностей, допущенных мастерами. Так, например, сразу бросается в глаза нецентрированное положение колонны по отношению к антаблементу и постаменту (Рис. 9). Кроме этого имеется ошибочный пропил на антаблементе (о нем будет идти речь ниже). Да и сам барельеф далеко не идеален с точки зрения симметрии.

Видимо, как ни старались древние каменотесы сделать идеально красивую композицию львов, выше головы и доступных в то время технологий, они прыгнуть не смогли. Тем не менее работа по обработке барельефа была проведена колоссальная. Об этом и пойдет речь ниже.

Рис. 9. Колонна не центрирована по отношению к антаблементу и постаменту. Источник: ASCSA on Vimeo

Рис. 9. Колонна не центрирована по отношению к антаблементу и постаменту. Источник: ASCSA on Vimeo

2 О технологиях обработки камня в Микенскую эпоху

Материалы

Основными строительными материалами в Микенах были известняк и конгломерат, реже встречаются песчаники. Обрабатывались они, как правило, с помощью долота и напильников. Следы использования пил и трубчатые сверления встречаются относительно редко.

В качестве примера обработки барельефов ручными методами можно указать на надгробную плиту, найденную в одной из шахтовых гробниц внутри Микен в могильном круге А (Рис. 10). Надгробная плита была сделана из мягких пород известняка с использованием только простейших технологий отбивки камня и долота. Однако следует также учесть тот факт, что плита как минимум на 200 лет моложе Львиных Ворот. Историки не берутся точно датировать захоронения внутри Микен, относя их по найденной керамике к 1600-1500гг, что соответствует периодам с Middle Helladic по Late Helladic I, Львиные Ворота же относят к XIII веку до н.э., т.е. к периоду Late Helladic III.

Рис. 10. Могильный круг А и найденная внутри него надгробная плита

Рис. 10. Могильный круг А и найденная внутри него надгробная плита

Металлы

Микенская цивилизация процветала в так называемый бронзовый век и орудия труда, как и оружие делались из меди и из бронзы. Однако, железо к этому времени уже было известно (по мнению некоторых исследователей оно было известно еще с XIV века до н.э.). В те далекие времена железо ценилось высоко и стоило гораздо дороже серебра, практически на уровне золота.

Некоторые микенские печатные кольца сделаны из железа (Рис. 11), что говорит о значимости железа как драгоценного металла в те времена. Интересно, что среди составных элементов в этих железных украшениях были замечены также никель и кобальт. Это железо может иметь как метеоритное происхождение, так и являться результатом работы микенских металлургов. Однако, текущие исследования показывают, что никель пропадает из состава железа примерно в XIII веке до н.э.

Рис. 11. Железные кольца (слева из Пилоса, справа из Микен) XIV - XIII вв до н.э. Источник: History of mechanism and machine science vol. 6

Рис. 11. Железные кольца (слева из Пилоса, справа из Микен) XIV – XIII вв до н.э. Источник: History of mechanism and machine science vol. 6

Помимо украшений, железо использовалось также и в роли оружия (Рис. 12). Во время троянской войны, Аякс Теламонид убил троянца Симоесия железным орудием:

«Мастер его колесничный блистающим срезал железом»

Рис. 12. Железные кинжалы (слева из Аттики, справа – происхождение не указано, архаический период). Источник: History of mechanism and machine science vol. 6

Рис. 12. Железные кинжалы (слева из Аттики, справа – происхождение не указано, архаический период). Источник: History of mechanism and machine science vol. 6

Маловероятно, что железо использовалось в качестве пилящего материала. Скорее всего использовались бронзовые пилы с добавлением абразива.

3 Сверления

Всего на барельефе было замечено 340 отверстий сверления, это количество гораздо больше чем суммарное количество всех известных отверстий, оставленных в микенскую эпоху (Рис. 16, 17, 18). Возможно, что большая часть отверстий на конечной стадии обработки барельефа была стесана, а какая-то часть сама стерлась со временем. Все же постамент простоял на открытом воздухе не менее 3000 лет!

На фотографии ниже (Рис. 13) отчетливо видны просверленные отверстия, оставленные лучковой дрелью (Рис. 14) на лапах левого льва.

Рис. 13. Высверленные отверстия на лапах левого льва. Источник: AJA 118 (3)

Рис. 13. Высверленные отверстия на лапах левого льва. Источник: AJA 118 (3)

Как видно, сверления располагаются очень плотно друг к другу, это сделано для того, чтобы аккуратно снимать материал, не повредив композицию. Кроме этого, лучковая дрель позволяла убирать минимальное количество камня, что особенно важно там, где использование пилы было затруднительным. Также, трубчатые отверстия в некоторых местах делались как направляющие для будущих пропилов.

Рис. 14. Лучковая дрель

Рис. 14. Лучковая дрель

Разумеется, процесс трубчатого сверления был непростым и занимал достаточно много времени, но в конечном счете затраченные усилия того стоили, ведь барельеф стоял не где-нибудь, а в самом центре Микенской цивилизации!

Трудно сказать, из какого материала была сделана лучковая дрель, была ли она деревянная или же металлическая. До сих пор не было найдено ни одной древней лучковой дрели. Исследователи утверждают, что скорее всего дрели делались из дерева (или тростника/бамбука). Но деревянной дрелью приходилось обрабатывать конгломерат и прочный известняк и поэтому здесь конечно же никак нельзя было обойтись без абразива (песок или корунд) и воды.

Диаметр отверстий (Рис. 18) колеблется от 0.80 до 5.25 см (Рис. 19), но большинство из них находятся в пределах от 0.8 до 1.6 см. Различие в диаметре говорит о том, что сверла приходилось периодически менять, что может быть косвенным указанием на использование именно деревянных свёрл.

Рис. 15. Трубчатые сверления на троне из Тиринфа (Национальный Археологический музей в Афинах) Рис. 16. Трубчатые сверления в Тиринфе Рис. 17. Трубчатые сверления в Микенах Рис.

18. Диаметр сверлений. Источник: AJA 118 (3) Рис. 19. Сверления диаметром 5.0-5.25 см на шее правого льва. Источник: AJA 118 (3)

4 Пропилы

На барельефе было замечено 49 следов пропилов (Рис. 20). Они находятся по краям изображений животных, на алтаре, колонне, капители и антаблементе. Судя по глубине пропилов мастера использовали различные пилы, Блеквелом были замечено использование прямой, маятниковой и циркулярной пилы.

Рис. 20. Три типа пропилов на барельефе. Источник: ASCSA on Vimeo

Рис. 20. Три типа пропилов на барельефе. Источник: ASCSA on Vimeo

Однако на барельефе также имеются следы долота, молотков, напильников и других простых инструментов.

Прямая пила

Прямая пила сама по себе достаточно громоздкая и Блэквелл делает вывод, что только 5 из всех обнаруженных пропилов были сделаны с помощью такой пилы. Следы от этой пилы имеют на всем протяжении пропила одинаковую глубину.

2 горизонтальных пропила сверху и снизу антаблемента были сделаны с помощью прямой пилы (Рис. 21), их длина равна 52 см. Прямо под верхним пропилом можно заметить неудачную попытку пиления (Рис. 22). Видимо сначала его сделали слишком низко. Позже он был замазан неизвестным материалом (Рис.

23) и поэтому нельзя однозначно сказать, какая пила использовалась в данном случае.

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

Рис. 22. Дополнительный пропил, сделанный по ошибке (отмечен стрелками и синим цветом). Источник: ASCSA on Vimeo

Читайте также:  Форма 2 в строительстве это

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

Рис. 23. Пропил, оставленный на антаблементе и заполненный неизвестным материалом. Источник: AJA 118 (3)

Теперь обратим внимание на постамент для колонны (Рис. 24).

Верхний пропил на постаменте имеет длину 20 см, нижний пропил – 22 см. Ширина обоих пропилов в максимальном месте 6 мм.

Рис. 24. Следы пилы на постаменте

Рис. 24. Следы пилы на постаменте

По утверждению Блэквелла, вертикальный распил внизу постамента (Рис. 25) длиной 20 см выполнен прямой пилой. Косвенным указанием на использование именно прямой пилы говорит то, что пропил продолжается и ниже. Таким образом у каменотесов было достаточно места для перемещения пилы взад-вперед. При этом пила периодически застревала и ее приходилось поправлять.

Как следствие этого пропил получился неровным.

Рис. 25. Следы пилы на постаменте в нижней части

Рис. 25. Следы пилы на постаменте в нижней части

Верхний пропил (Рис. 26) на постаменте скорее всего был сделан с помощью циркулярной пилы, т.к. для прямой пилы здесь недостаточно места. О том, что это два отдельных пропила, а не один говорит тот факт, что между ними имеется разрыв. Однако суть не в этом. Вопрос в том, какие пилы использовались.

Если бы использовалась только циркулярная пила в обоих случаях, то нижний пропил имел бы некий диаметр. Блэквелл однако не упоминает ни про глубину пропила ни про диаметр.

Рис. 26. Следы пилы на постаменте в верхней части

Рис. 26. Следы пилы на постаменте в верхней части

Маятниковая пила

Большинство пропилов на барельефе были сделаны маятниковой пилой (Рис. 27).

Рис. 27. Маятниковая пила. Источник: Wright, J.C. 2006. “The Formation of the Mycenaean Palace.”

Рис. 27. Маятниковая пила. Источник: Wright, J.C. 2006. “The Formation of the Mycenaean Palace.”

С помощью такой конструкции (высотой минимум 8м как предполагают некоторые ученые, напр. Куппер) древние могли пилить известняковые и конгломератные блоки в Тиринфе и Микенах, ее использование было также замечено в сокровищнице Атрея и гробнице Клитемнестры (Рис. 28). Такой пилой возможно пилили и некоторые ступеньки лестницы подземной цистерны в Микенах (Рис.

29), сооружение которой относят примерно к 1200 г до н.э. Однако, ширина пропилов на ступеньках цистерны в отличие от постамента равна примерно 3 мм (Рис. 30).

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

К вопросу об изготовлении барельефа Львиных Ворот в Микенах

Плотность конгломерата порядка 2600 килограммов на кубический метр, в зависимости от связующего элемента она может разница. Порода достаточно трудно пилится из-за различной твердости и размеров частиц галечника. И это довольно хорошо видно по характеру сохранившихся следов распиловки на микенских артефактах: пила часто уходила в сторону, застревала в породе, приходилось периодически ее поправлять и с какого-то момента начинать пиление заново.

Циркулярная пила

Исследователи (J. Seeher) предполагают, что использовалась пила по типу той, что приведена на Рис. 31.

Рис. 31. Маятниковая пила. Источник: ASCSA on Vimeo

Рис. 31. Маятниковая пила. Источник: ASCSA on Vimeo

Блеквэлл отметил 39 пропилов на барельефе, сделанных с помощью этой пилы.

Считается, что именно в XIII в до н.э. в Микенскую Грецию пришли циркулярная и маятниковая пилы. Хотя остальному Эгейскому миру они были уже давно известны.

5 Неизвестный материал

Некоторые просверленные и пропиленные отверстия заполнены неким неизвестным материалом (Рис. 32). За 6 лет Блеквеллу так и не удалось выяснить, что же это за материал (исследования были проведены в 2011 г., а в 2017 году мне удалось спросить об этом у него напрямую).

Рис. 32. Пломбы из неизвестного материала в отверстиях шеи правого льва. Источник: ASCSA on Vimeo

Рис. 32. Пломбы из неизвестного материала в отверстиях шеи правого льва. Источник: ASCSA on Vimeo

Всего этим материалом заполнены 6 пропилов (Рис. 33), они отмечены голубым цветом на Рис. 8 и 31 сверление (Рис. 34), отмечены голубыми окружностями на Рис. 8. Однако вовсе необязательно, что этот материал остался именно от микенской эпохи, он мог остаться от более поздней реставрации.

Рис. 33. Ошибочный пропил на антаблементе, заполненный неизвестным материалом. Источник: ASCSA on Vimeo Рис. 34.

Отверстия между хвостом и лапой правого льва, заполненные неизвестным материалом. Источник: AJA 118 (3)

В одном из углублений был также найден образец металла, природа которого неизвестна (Рис. 35, 36). На фото ниже видно углубление в хвосте правого льва. Стрелочками показано расположение сверлений, в которых были найдены образцы неизвестного металла.

Рис. 35. Образец неизвестного металла в одном из углублений. Источник: AJA 118 (3) Рис. 36.

Сверления, пропилы и образец неизвестного металла в одном из углублений. Источник: ASCSA on Vimeo

6 Датировка барельефа

Купольные гробницы в Микенах и Орхомене относят к 1250 г до н.э., Львиные ворота также относят к XIII веку до н.э. по найденной рядом керамике (вслед за этим и пропилы датируют тем же временем). Однако это совершенно не означает, что барельеф был сделан в то же время. Есть мнения, что он на 200 лет моложе самих ворот. Кто-то утверждает, что он некогда украшал вход одной из купольных гробниц, а кто-то говорит, что он вообще имеет Минойское происхождение и был привезен с Крита.

О том, что барельеф изначально не принадлежал воротам может говорить тот факт, что он сделан из известняка, в то время как сами ворота сложены из конгломерата. Кроме этого, блоки, окружающие барельеф состыкованы с ним неплотно, что также может говорить об изначальной концепции ворот без наличия барельефа.

До сих пор не удалось точно определить, откуда был добыт известняк для барельефа. Неподалеку от Микен имеется несколько каменоломен, где это могли сделать. К примеру, Аспрохома (Asprochoma) примерно в 100 км от Микен или каменоломни Батсурорахи (Batsourorachi) рядом с Микенами.

Однако, подробный анализ следов инструментов на каменоломнях не проводился и поэтому только само наличие каменоломен не дает нам права утверждать, что известняк для барельефа был взят именно оттуда. Несмотря на то, что на барельефе имеется множество распилов, утверждать то, что древние пользовались пилами в каменоломнях при отделении породы от скального массива мы не можем. Скорее всего обработка барельефа пилами и лучковой дрелью производилась уже на финальных стадиях (Рис. 37).

Рис. 37. Обработка барельефа. Источник: AJA 118 (3)

Рис. 37. Обработка барельефа. Источник: AJA 118 (3)

7 Кто изображен на барельефе?

Головы изображенных на барельефе животных до настоящего момента найдены не были, поэтому мы можем лишь предполагать, кто именно был изображен. Были ли это львы (Рис. 38), грифоны (Рис. 39) или иные мифические существа. Однако, большинство ученых отдает предпочтение именно львам мужского пола судя по могучим плечам и спине животных.

Косвенно эту идею подтверждает и тот факт, что среди находок в Микенах имеется большое количество перстней, изображающих львов, стоящих на постаменте.

Относительно того, в какую сторону смотрят львы мы также можем строить лишь предположения и возможно нам остается прислушаться к Шлиману, который предположил, что головы львов повернуты вперед и смотрят на входящих в цитадель (Рис. 40). Сейчас большинство ученых поддерживает именно эту идею. Однако, некоторые делают другие выводы, оперируя доступными археологическими находками изображений львов (Рис. 41).

Касательно материала, из которого были сделаны головы история также умалчивает. Шлиман предполагал, что головы были сделаны из бронзы.

Рис. 38. Реконструкция ворот со львами Рис. 39. Реконструкция ворот с грифонами. Источник: ASCSA on Vimeo Рис. 40. Реконструкция ворот со львами, смотрящими вперед. Источник: ASCSA on Vimeo Рис. 41.

Реконструкция ворот со львами, смотрящими в разные стороны. Источник: ASCSA on Vimeo

8 Литература

  1. Гомер. Илиада. (в пер. В. Вересаева).
  2. Павсаний. Описание Эллады. (в пер. С. П. Кондратьева).
  3. Blackwell N.G. 2014. “Making the Liom Gate Relief at Mycenae: Tool Marks and Foreign Influence” (American Journal of Archaeology # 118)
  4. Küpper, M. 1996, Mykenische Architektur: Material, Bearbeitungstechnik, Konstruktion und Erscheinungsbild, Internationale Archäologie, Band 25, Espelkamp: Verlag Marie Leidorf.
  5. Varoufakis, G. 2008. “Iron in the Homeric Epics https://lah.ru/k-voprosu-ob-izgotovlenii-barelefa-lvinyh-vorot-v-mikenah/» target=»_blank»]lah.ru[/mask_link]

    Строительство львиных ворот в микенах кратко 5 класс история

    Главный вход в тысячелетнюю крепость шел через т.н. Львиные ворота, которые порой называют самым древним геральдическим символом Европы. Этот выдающийся памятник древних зодчих относится ко второму периоду застройки Микен и датируется приблизительно 1250 годом до нашей эры. То есть прибавьте к этой цифре 2008 лет и вы получите возраст этих ворот: 3258 лет. Примерно 130 поколений людей сменилось на Земле с того момента. Изображение ворот на гравюрах 2-й половины 19 века:

    Ныне именно дата 1250 г. до н.э. считается наиболее достоверной, хотя еще несколько десятков лет тому назад признавались более ранние датировки. Это единственное уцелевшее произведение монументальной скульптуры, относящееся к данному периоду.
    На этой схеме развалин Львиные ворота отмечены цифрой 1:

    Первые впечатления в Микенах. Когда нас привезли от гробниц к крепости, первое, что мы увидели, даже не сам акрополь, он как-то с той точки не воспринимался, а вот эту теснину, узкий коридор, в котором толпились туристы, ожидающие своей очереди. Без туристов это должно было бы выглядеть примерно так, как на фото справа:

    А таким это место представало взору во 2-й половине 19 века, полузасыпанным землей и еще ожидающим своего исследователя:

    «До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе»
    (Павсаний. «Описание Эллады», II, 16, 6).

    Мне как-то посчастливилось сфотографировать сами ворота, когда возле них не было ни одного туриста.

    «Следующий пункт — Микены, за них я бы пожертвовал всеми другими памятниками», — описывает свою поездку в Грецию археолог, директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский: «Внезапно перед нами слева открылся акрополь, отчетливо видны циклопические стены. Внезапно очутились перед Львиными воротами. Они монументальны и величественны. Две вздыбившиеся львицы перед колонной минойского типа из темного камня (голова, вероятно, в фас) были приставные, сохранились углубления для крепления».

    Как и в любой фортификации, особое внимание в микенской архитектуре было уделено укреплению ворот. Львиные ворота представляют собой величественное сооружение, символизирующее могущество микенских царей. Это сооружение из больших блоков конгломерата правильной формы, образующих порог и боковые столбы. Они сложены из двух колоссальных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, над которой в кладке оставлено отверстие, закрытое более легкой по весу треугольной плитой со скульптурным рельефом: две львицы стоят по бокам колонны, расширяющейся кверху. Изображенные в одинаковых поворотах в профиль, они предположительно грозно смотрели вниз, образуя декоративную, так называемую «геральдическую» композицию.

    Пролет ворот – это правильный квадрат со сторонами 3,1 м, закрывавшийся деревянными створками ворот. Ворота перекрыты одним громадным правильным блоком, которому сверху придана слегка округлая форма. Чтобы облегчить колоссальную тяжесть этого блока, не нагружать его излишне сверху, строители применили остроумный прием, который является характерной особенностью микенской архитектуры, который вы видели уже в рассказе о гробнице Атрея, но сегодня об этом чуть подробнее.
    Фото Львиных ворот с обратной стороны:

    Строители оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его той самой плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну. Есть мнение, что этот характерный микенский «треугольник», именуемый в литературе «разгрузочным треугольником», послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона.

    Колонна, которая видна между львами — т.н. критского типа. Здесь, кстати, особенно ощущается влияние минойской культуры на микенскую. У львов отсутствуют головы. Пазы для их крепления показывают, что головы были сделаны из другого материала, бронзы или камня, и прикреплены к туловищам. Эта композиция до сих пор является древнейшей в области монументальной пластики в Европе.

    Изображение на почтовой марке:

    Я все думаю — а вдруг там были не львиные головы? Или они могли заменяться на какие угодно, раз не были высечены изначально в том же материале. Но это всего лишь мои фантазии. Хотя вот есть такое изображение, связанное с находками из Микен:

    Важность значения изображений львов считается очевидным. Львы были животными, посвященными богине Потнии, богини–покровительницы зверей. Ее имя неоднократно встречается на табличках линейного письма Б тех времен. Но есть и предположения, что этот рельеф может представляеть из себя герб царской династии Атридов, строителей укреплений Микен.

    Вид сверху над Львиными воротами:

    Гравюра 19 века и предполагаемая реконструкция того же времени, как эти ворота и стены могли выглядеть изначально:

    В Интернете нашлось много фотографий Львиных ворот 19 века и начала 20 века, которые и хотелось бы показать. Решетка в воротах здесь, конечно, совершенно не аутентична, такой небольшой анахронизм. 🙂

    Ворота в 1938 году:

    И пара графических изображений — 19 и 20 века (что называется, почувствуйте разницу 😉

    Первые раскопки в районе Львиных ворот, открывшие их внутренний двор, были произведены еще в 1840 г. силами Афинского Археологического общества под управлением К. Петакиса, за несколько десятилетий до знаменитых раскопок Шлимана. Гомер в свое время назвал древние Микены «златообильными» из-за огромного богатства микенских царей, о которых уже тогда ходили легенды. Многие археологи пытались найти знаменитое золото Микен, но только в 1874 г. оно было найдено Шлиманом.

    Находки покажу потом, сегодня лишь вот этот предмет:

    Подумать только, что приспособления, функционально подобные современным английским булавкам, использовались еще более трех тысячелетий назад. В нынешнем виде английскую булавку изобрел в 1849 г. американский инженер Уолтер Хант, почти за четверть века до того, как ее аналог был найден в Микенах!

    Замечу, что дорога от ворот к остальным постройкам была зверски скользкая. При подъеме это не так заметно, а вот при спуске пришлось буквально сползать! 🙂

    Должна сказать, что фотографий и изображений из Микен очень много, поэтому приходится делить пост на части. В следующий раз будет рассказ о собственно укреплениях Микенской цитадели и дворце правителя. А пока — несколько старинных фотографий того, как акрополь выглядел в начале 20 века:

    Источник: renatar.livejournal.com

    Строительство львиных ворот в микенах кратко 5 класс история

    Львиные ворота в Микенах

    Мике́ны (др.-греч. Μυκῆναι, греч. Μυκήνες) — древний город в Арголиде, один из центров Микенской культуры, позднее — греческой цивилизации. Датируется вторым тысячелетием до н. э. Располагается в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микинес. В настоящее время находится в руи́нах.

    Львиные ворота — входные ворота акрополя Микен. Построены в середине XIII века до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе.

    Ворота построены из четырёх монолитных глыб известняка («циклопическая кладка»), вес притолоки составляет около 20 тонн. Пролёт ворот представляет собой правильный квадрат со стороной 3,1 м. Во внутренней части боковых стенок находятся углубления, свидетельствующие о том, что в древности они закрывались двумя деревянными створками. Притолока посередине сделана более широкой чтобы выдержать вес лежащей на ней треугольной каменной плиты-фронтона, помещённой между двумя выступами крепостной стены, которые образуют «облегчающий» треугольник.

    Фронтон, венчающий ворота, выполнен из твёрдого известняка и украшен рельефным изображением двух львов. Они изображены стоящими на задних лапах, повёрнуты друг к другу и передними лапами опираются на два жертвенника, которые поддерживают колонну. На верхнюю часть колонны опирается крыша какого-то сооружения. Головы львов не сохранились.

    Сохранившиеся места для их крепления позволяют сделать вывод, что они были выполнены из другого материала (слоновая кость или стеатит) и вероятно были повёрнуты к людям, входящим в ворота. Рельеф, по одной из версий, представляет собой герб династии Атридов, правившей городом в период строительства ворот.

    Источник: peshkombooks.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...