Датчанин, мистер Йорген Ларсен Виг, решил в своем загородном замке устроить православный монастырь. Но осуществить мечту ему удалось только через 50 лет. Об этом был снят документальный фильм «Монастырь». Мистер Виг умер за два года до премьеры и фильма о своем монастыре не увидел, но наладить монастырскую жизнь в замке с помощью шамординской монахини Амвросии (Гараевой) ему удалось.
Датчанин, мистер Йорген Ларсен Виг, решил в своем загородном замке устроить православный монастырь. Но осуществить мечту ему удалось только через 50 лет. Об этом был снят документальный фильм «Монастырь», который получил в этом году множество призов и наград, в том числе и на 29-м Московском кинофестивале. Мистер Виг умер за два года до премьеры и фильма о своем монастыре не увидел, но наладить монастырскую жизнь в замке с помощью шамординской монахини Амвросии (Гараевой) ему удалось. Более подробно об этом читайте в восьмом номере журнала «Нескучный сад», а сейчас предлагаем вам фоторепортаж нашего корреспондента Екатерины СТЕПАНОВОЙ из датского монастыря-замка в Хесбьерге
Строительство монастыря! — Foundation #14
В 1880 году богатый датский книгоиздатель построил замок в своем имении Хесбьерг, чтобы устроить в нем родовое гнездо. Но после его смерти сыновья проиграли в карты большую часть земель, а потом в 1956 году выставили на продажу и сам замок. В послевоенные годы земля в Европе стоила недорого, а Дания и вовсе была бедной страной.
Содержать замок, платить налоги за землю и постройки не всякому было под силу. Но покупатель нашелся, им стал библиотекарь датской королевской библиотеки Йорген Ларсен Виг. Говорят, что замок и сорок гектар земли он купил в кредит, который позже выплатил за 7 лет.
Замок в Хесбьерге
Йорген Виг родился в 1918 году в семье фермера. Всю жизнь он прожил в одиночестве. Был человеком очень образованным — окончил четыре европейских университета, говорил свободно на 15 языках и со словарем мог читать еще на 37. В студенческие годы, когда Виг учился в Сорбонне, он увидел, как устроены католические монастыри во Франции и обнаружил, что монашеская община – это самое живучее объединение людей, у которых нет друг ко другу материальных и иных претензий, но есть общая цель, ради которой они трудятся и живут вместе. Мистер Виг загорелся, ему очень захотелось устроить такой монастырь и в Дании.
Йорген Ларсен Виг
Йорген Виг был лютеранином, одно время даже пастором, правда успел только два раза повенчать и один раз покрестить, потом его с должности сняли. Хотя у лютеран не бывает монастырей, мистер Виг все-таки надеялся основать монашескую общину в Хесбьерге. Он взялся за это дело с большим энтузиазмом, только не смог найти в маленькой Дании желающих стать монахами.
Все это огорчило Вига, но идею устроить хоть какую-то общинную жизнь в замке он не бросил: открыл бесплатные подготовительные курсы для абитуриентов. Будущие студенты жили в замке, три часа в день трудились в поле, обеспечивая себе пропитание, а остальное время занимались с лучшими преподавателями, которых мистер Виг выписывал из разных университетов Европы.
Строю храмы. Как построить храм? С чего начать строительство церкви. Для чего строят церковь
Успех был потрясающий. Практически все окончившие курсы в замке поступали в ВУЗы и получали высшее образование. Подобные курсы существовали в стране и раньше, но были очень дорогими. Курсы просуществовали около пятнадцати лет, потом в Дании сменилось правительство, подняли налоги и студенческая община больше не могла сама себя содержать. Курсы пришлось закрыть.
Вход в замок
За замком в Хесбьерге закрепилась научная слава, и Виг продолжал устраивать в нем конференции и семинары, вел переписку с учеными разных стран, собирал библиотеку, изучал богословие. Здесь надо сказать, что отец Йоргена Вига был фермером и очень переживал за сына, что тот бесконечно учится и не занимается делом.
В Дании правительство очень благосклонно относится к желанию граждан получать образование. Поэтому учиться можно всю жизнь и за это еще будут платить внушительную стипендию. Нормой для датчан считается в середине жизни сменить свою профессию кардинально, например, бросить врачебную практику и, если есть способности, пойти учиться на авиаконструктора. Поэтому мистер Виг продолжал изучать языки и науки, а имение содержал на деньги, которые получал за аренду фермерских угодий, принадлежащих замку.
Дверь и ключ от замка
В 1974 году к Вигу пришли бродячие артисты и попросились пожить на его земле. Мистер Виг согласился. Ему хотелось, чтобы в замке жили люди. Артисты поселились в каменных хозяйственных постройках рядом с замком. К ним стали подтягиваться разные циркачи, музыканты и прочий хипповский сброд. Сами они считали себя людьми творческими.
Жили в шалашах, пели песни. Мистер Виг на них смотрел сквозь пальцы – все-таки хоть какая-то община.
Йоргена Вига интересовала «мирная тема», то есть он боролся за разоружение, за «мир во всем мире», был почетным членом множества комиссий и фондов. В 70-х годах он уехал на одну из «мирных конференций» и остался на несколько лет путешествовать по Индии, где познакомился с Далай-ламой и до конца жизни с ним переписывался.
Они несколько раз встречались, и, когда Далай-лама приезжал в Данию, он останавливался в замке у Вига. На время своего путешествия по Индии мистер Виг оставил замок наркологической клинике, чтобы тот не пустовал, и в нем временно устроили центр реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости.
Через пару лет существования центра, жители окрестных деревень пришли в отчаяние от такого соседства. Нашли как-то в Индии Вига и просили срочно вернуться и закрыть центр. Толпы наркоманов и хиппи бродили в окрестных лесах и мешали жить местному населению. Центр закрыли, а мистер Виг уехал в Россию.
Парадный вход с лестницей на второй этаж
Дверь в библиотеку. После смерти мистера Вига она опечатана
Артисты на это время перебрались в замок. Там они устроили творческие мастерские, плели корзины, рисовали, лепили всякие безделушки. В замке они так же оборудовали хозяйственные помещения, прачечную, душ, а ночевать снова уходили в свои шалаши. Эти артисты тоже в большинстве своем были наркоманы, но вели себя потише и местные их не боялись.
Парадная трапезная
В Санкт-Петербурге мистер Виг прожил два года, посещал вольным слушателем духовную семинарию в Александро-Невской лавре, путешествовал по монастырям, жил на Валааме, ездил в Оптину, в Псково-Печерский монастырь. Из России он вернулся с твердым желанием устроить в своем замке именно православный монастырь, русский.
Он начал переписку с Московской Патриархией, несколько раз приезжал, но его везде принимали за сумасшедшего. Наверное, здесь стоит описать внешний вид мистера Вига: ему было тогда уже около семидесяти лет, мылся Виг крайне редко, одевался в Красном кресте (где бесплатно одевают бездомных), одежду свою не стирал и не штопал — просто выбрасывал, когда она становилась негодной.
Жил очень аскетично в одной из подвальных комнат замка. Не убирался у себя, а когда пройти внутрь становилось решительно невозможно, мистер Виг закрывал комнату на ключ и переходил жить в соседнюю. С собой ничего не брал, все наживал заново. Можно представить, что когда такой необычный персонаж заявлялся в канцелярию Патриархии и на чистом русском языке говорил, что он датчанин и у него есть замок, который он хотел бы передать для устройства в нем русского монастыря – никто серьезно его не воспринимал.
Одна из комнат жилого этажа
Все комнаты связаны друг с другом «потайными ходами» — полостями в стене где проложены коммуникации. Есть несколько тайных лестниц с одного этажа на другой. Справа на фотографии видно, как под обшивкой обнаружили один из таких ходов
Зеленая комната — гостиная
Камин в зеленой комнате
Он снова и снова ездил в Россию. Мечта о монастыре наконец приобрела конкретные очертания. Мистер Виг не собирался отступать. И ему удалось пробиться. В конце девяностых годов в замок приехали первые монахини из России, из монастыря Шамордино.
Мечта осуществилась через пятьдесят лет.
Более подробно о том, как строились отношения между русскими монахинями и мистером Вигом можно прочитать в восьмом номере журнала «Нескучный сад» и посмотреть в фильме Перниллы Роуз «Монастырь» . Осталось добавить, что с появлением русских монахинь жизнь в замке изменилась. Артистов к их неудовольствию пришлось из замка выгнать, теперь они снова живут в своих шалашах неподалеку. Мистер Виг принял православие. В одном из залов замка устроили церковь во имя св.Царственных Страстотерпцев, починили кое-как отопление, разгребли пару комнат, залатали местами крышу и начали все вместе жить монастырем, по уставу.
На чердаке замка до сих пор можно найти множество интересных вещей: старинную мебель, сундуки, письма и книги… книг в замке полно. Во всех комнатах. На всех языках. Старинные и новые. Подшивки журналов и газет.
Чего только нет! Например: «Учебник китайского на русском языке»
Остался ли доволен мистер Виг тем что получилось в замке? Хотел ли он именно такой монастырь или мечтал о чем-то другом? Никто не знает. Мистер Виг умер через пять лет в 2005 году, когда в возрасте близком к 90 годам поехал в Индию на очередную «мирную конференцию». Его тело привезли из Индии в закрытом гробу в Данию в Хесбьерг.
В замке его отпели по православной традиции, потом родственники совершили лютеранское отпевание в кирхе, а в конце и вовсе тело кремировали, после чего похоронили на родовом кладбище Вигов. В православном крещении его имя Георгий.
В замке сейчас решаются вопросы наследства. Монастырская жизнь идет своим чередом. Хотя изредка появляются слухи, что чудак-Виг вовсе и не умер в Индии, а прислал «свой гроб», чтобы потом со стороны посмотреть, как эти русские устроят в его замке монастырь…
Небольшой «читальный зал» есть даже на чердаке!
Хесбьерг — это довольно большой по датским масштабам лес (около ста гектар). Мистер Виг очень гордился, что ему удалось сохранить этот зеленый участок на карте Дании. Замок и прилегающая к нему деревня считаются архитектурным и историческим памятником страны. В национальном датском музее в Копенгагене Хесбьергу и интерьерам замка отдано несколько залов. Правда, после студентов, наркоманов и бродячих артистов от интерьеров мало что осталось: мебель, камины и лепнина
Площадь замка около 900 квадратных метров. В былые времены весь подвальный этаж был полностью отдан прислуге, без которой отапливать и содержать замок в порядке казалось невозможным. Теперь там живет одна монахиня Амвросия (Гараева), изредка к ней приезжают помощники
А дел в замке очень много! Поэтому современные паломники, которых мать Амвросия очень ждет в замке-монастыре, обеспечены полезной деятельностью в полной мере на все время проживания. Работа находится для каждого:
Можно стричь газон
Пропалывать клумбы
Шить занавески
Штопать что-нибудь, мыть окна, убираться
Колоть дрова
Ремонтировать крышу
А в перерывах можно и отдохнуть немного на крылечке
Никогда не отдыхает только одна мать Амвросия. Когда приезжают гости и трудники — она на всех готовит еду
Хотя иногда удается найти помощников — любителей печь пирожки
Но в основном все приходится делать самой
Полное суточное богослужебное правило мать Амвросия тоже вычитывает в храме сама…
..или находит желающих в этом поучаствовать
Так выглядит храм святых Царственных Страстотерпцев в Хесбьерге
Иконостас
А после вечернего правила — обязательный крестный ход вокруг замка
Артисты, которые тридцать лет назад поселились в непосредственной близости от замка, уже состарились. Нормального жилья у них нет, поэтому все они так и живут в своих шалашах и хибарках. В основном, эти люди безработные и существуют на пособие. Но выгнать их с этой земли по датским законам нельзя, хотя и прав на нее они не имеют никаких. Приходится уживаться и находить общий язык им с монастырем, матери Амвросии — с ними
Живут артисты коммуной. Все вопросы решают на общем совете, который собирается в единственном принадлежащем им каменном здании. Кстати самом старом здании в Хесбьерге. Оно было построено еще на 150 лет раньше чем замок
В последние годы мистер Виг пытался ходить на их собрания и даже ощущал себя равным членом коммуны. Однажды жители деревни решили купить общий трактор, тогда они обратились к Вигу: «У тебя здесь в деревне самая большая хата — так что ты плати за трактор половину, а остальное мы соберем сами». Он согласился, а что было делать?
Одна из каменных построек в деревне
В этом вагончике жила во время съемок Пернилла Роуз — автор фильма «Монастырь». Она приезжала сюда пять лет подряд, иногда на один день, иногда на несколько месяцев
Там же, между домиками и шалашами находится яблоневый сад, где никто не собирает яблоки: местные хипари — потому что не знают, что яблоки можно собирать и кушать (они их покупают в магазине), а мать Амвросия яблоки не собирает до Преображения
В лесу, недалеко от замка, растет много грибов. Как-то приходит одна монастырская трудница с пустой корзинкой и говорит с грустью: «Грибов что-то нет, кажется, местные просекли, что они съедобные…»
Каждый год, с тех пор как бродячие артисты поселились у мистера Вига, в середине августа они проводят фестиваль циркачей
Фестиваль продолжается три дня. Участники ночуют в палатках, а днем приходят на поляну
На поляне устроена сцена, где все желающие могут продемонстрировать свои таланты. Вечером выступают рок-группы. Этот фестиваль давно известен за пределами Дании. Посмотреть циркачей и акробатов приезжают несколько тысяч человек. Все это устраивается в непосредственной близости от монастыря. Буквально сто-двести метров от замка
Удивительно, что фестиваль проходит очень мирно и цивилизованно. Участники приезжают с детьми. Любой может попробовать себя в цирковом мастерстве
Но пришло время уезжать. Визы заканчиваются. Большинство паломников приедет в монастырь снова! Говорят, в этом году подобралась особенно хорошая компания.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Источник: www.pravmir.ru
Монастырские сооружения
Мы не раз уже ссылались на сохранившийся в Сен-Галленском монастыре план, который передает в мельчайших подробностях внутреннее устройство монастыря IX в. На чертеже — самые разнообразные службы монастыря; ценность этого документа увеличивается тем обстоятельством, что он, по-видимому, является не планом того или иного определенного монастыря, а типовым планом, по которому должны были строиться все монастыри.
Интересно отметить, как черту наивности, свойственную той эпохе, что все объяснения к плану, имеющие более общий характер, изложены стихами. В прозе же дано только описание, непосредственно относящееся к Сен-Галленскому монастырю, например имя святого, которому будет посвящен главный престол, размеры длины и ширины церкви, одним словом — местные детали. Очевидно, эти рифмованные надписи были составлены не ради единичного случая, но представляют собою пункты общего устава, инструкцию, адресованную всем аббатствам в равной степени.
Рис. 340
Мы воспроизводим на левой стороне рис. 340 этот типовой план в общих чертах. Свободным расположением служб он напоминает план римской виллы. Как и в античной вилле, здесь совсем не соблюдены законы симметрии: строения размещены на обширных площадях, сообразно условиям местности и удобного пользования.
Примечание: План Сен-Галленского аббатства относится к 820 г. То, что этот план является, так сказать, образцовым планом, которым должны были руководствоваться при построении и другие монастыри, говорит за преобладание в раннем средневековье стремления к типологическому и стилистическому единообразию форм и в гражданских и в культовых сооружениях, причем как в отдельных сооружениях (базилика, донжон), так и в архитектурных комплексах (монастырь, замок, город); см. ниже. О плане Сен-Галленского аббатства см.
Otte, Geschichte der Roman. Baukunst in Deutschland, 1874, стр. 92; Last eyrie, L’architecture religieuse en France a l’epoque romane, Paris 1912, стр. 141.
На плане аббатства, так же как и на плане римской виллы, различаются две главные части: villa rustika и villa urbana (вилла сельская и вилла городская). Последняя, собственно, и сделалась монастырем; как и в античном доме, здесь залы окружают двор с портиками, а атриум преобразовался в крытую галерею (клуатр). План Сен-Галленского монастыря можно кратко охарактеризовать следующим образом: в центре — церковь; на южной стороне — помещения для монахов и помещение для паломников; на северной стороне — помещение аббата, школы, гостиницы; позади — больница, значительно удаленная от монастыря; в окрестности — ферма и жилище для работников-мирян.
Следующий перечень уточняет этот общий план:
К — спальни, расположенные вдоль крытой галереи и сообщающиеся с хором;
R — трапезная, с кухней (S) и кладовой (С);
А —помещение аббата;
В — мастерская копиистов и библиотека;
Н — помещение для гостей;
Р — помещение для паломников, нищих и, несомненно, также для ищущих убежища;
М — больница со специальной капеллой; налево от капеллы — больница для духовных лиц, направо — для посторонних;
F — ферма и мастерские, принадлежащие аббатству.
В качестве подробности план указывает на расположенный под спальней калорифер, или подпольное отопление, которое в то же время служит для обогревания бани, находящейся во дворе L, а также на кафедру для чтения молитв — в трапезной.
Для сравнения с планом Сен-Галленского монастыря мы помещаем план аббатства Клэрво XII в. (рис. 340, справа). Сходство между этими планами так велико, что было бы излишним давать каждому из них специальное пояснение; поэтому мы обозначили на обоих планах одинаковые службы одними и теми же буквами.
Просмотрите описание Сен-Галленского монастыря, — оно отвечает аббатству в Клэрво; план Клэрво кажется осуществлением на деле типового плана, применительно к требованиям местности и к некоторым специальным условиям устава. Вот наиболее значительные различия: в Сен-Галленском монастыре была только одна крытая галерея — в Клэрво их две, причем вторая предназначена для научных занятий; вместо спальни над калорифером (hypocauste) здесь спальня без камина, расположенная во втором этаже, а под нею размещены зал капитула, приемная, небольшая комната, отведенная для бесед с посетителями, изредка разрешаемых монахам, и каморка, где монахи согревались после ночного богослужения.
В общем, во всех аббатствах и в течение всего средневековья помещения распределялись в том же духе, каким были продиктованы в IX в. графические указания плана Сен-Галленского монастыря. Только орден св. Бруно вносит в этот план изменения, выражающиеся в том, что каждому монаху отводится отдельная небольшая келья в углу дворика (картезианский монастырь, ныне разрушенный, в Клермоне; частью сохранившийся картезианский монастырь в Нюрнберге).
Помимо сельскохозяйственных зданий, прилегавших к монастырю, большие аббатства владели отдельными фермами, архитектура которых, сохраняя характер простоты, продиктованной их назначением, иногда столь совершенна в художественном отношении, что постройки эти могут считаться первоклассными произведениями искусства. Такова ферма в Меслэ около Тура, сохранившиеся части которой изображены на рис. 341.
Рис. 341
Настоящими архитектурными памятниками являются и некоторые монастырские мельницы.
Упомянем, наконец, о монастырях-крепостях, как, например, Мон Сен-Мишель, многоэтажные постройки которого возвышаются на склонах скалы, поднимающейся среди моря. Такие монастыри-крепости представляют исключение; обычно же довольствуются зубчатой стеной с башенками по углам, полагаясь на уважение к священному месту.
Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture
Источник: arx.novosibdom.ru