Важный вопрос: можно ли строить на землях сельскохозяйственного назначения? Разбираемся в нюансах
Развеем распространенное заблуждение: если участок находится в собственности, можно строить на нем все, что захочется. Это не совсем так.
Есть регламент по постройкам и на сельскохозяйственных землях. Они разделяются по видам разрешенного использования, от которых в свою очередь и будет зависеть, что можно построить. Далее разберем все нюансы постройки дома на сельхоз. землях.
Разрешено ли строительство?
Да, можно в большинстве случаев. Эти территории предназначены для ведения сельского хозяйства: садоводства, огородничества, разведения животных, и прочее. Подобная деятельность не может осуществляться на голой земле, требуются всевозможные постройки. За чертой населенного пункта любое строительство разрешено только в фермерских хозяйствах.
Более детально о том, можно ли строить дом на сельхоз землях, читайте в нашей статье.
Какие постройки допускаются?
Для сельскохозяйственных земель определено 5 ВРИ:
Строительство на землях сельхозназначения. Полная инструкция
- Личное приусадебное хозяйство (ЛПХ). В черте населенного пункта на таком участке можно построить жилой дом с правом регистрации, надворные и хозяйственные постройки. В том числе, баня, гараж, погреб, сарай, помещение для животных и прочее. Все кроме дома можно возводить без согласования с администрацией.
- Дачные и садовые участки. Можно возводить всевозможные хозпостройки и дом. Признать этот дом жилым можно, но только по суду (больше нюансов об использовании с/х земель для дачного строительства можно узнать здесь).
Ссылаясь на указанный закон, ведь осуществление деятельности требует постоянного нахождения на месте, а значит и проживания. Впоследствии дом оформляют как собственность, присваивают ему адрес, и можно оформить регистрацию по месту жительства.
Индивидуальное жилое строительство. Да, такое использование возможно не только для жилой застройки, но и для сельскохозяйственных земель. На таком участке обязательно строится жилой дом с согласования и в соответствии со всеми условиями.
Есть еще категория земель, которая стоит особняком, это территории пастбищ, сенокосов, пашни и прочих подобных вещей. Их использование регламентируется специальным законом ФЗ № 101.
В случае необходимости здесь разрешены хозяйственные постройки, которые не являются объектами капитального строительства. Например, загон для скота, хранилище для продукции и прочее. Главное, чтобы эти земли использовались строго по назначению, поэтому лишние постройки здесь будут не законны.
Подробнее о землях с/х назначения и видах разрешенного использования можно узнать тут.
Какие сооружения запрещены?
Такие территории предназначены для сельскохозяйственного производства, переработки и хранения продукции, а также научной деятельности в этой области. Поэтому все, что к этому не относится, строить нельзя. Например:
- промышленные объекты;
- постройки, которые несут угрозу окружающей среде и человеку в соответствии с ФЗ № 384;
- жилые дома более 3 этажей;
- более одного жилого дома на одном участке.
Что для этого нужно?
Конечно, речь пойдет не о досках и гвоздях, а о необходимых документах. Как по закону оформить ту или иную постройку на сельскохозяйственных землях? Рассмотрим основной перечень документов для оформления разрешения на строительство жилого дома:
- Свидетельство о праве собственности на участок с кадастровым номером и указанием разрешенного вида деятельности (для КФХ).
- Если участок во временном пользовании, то устав дачного кооператива или СНТ.
- Кадастровый план с указанием границ.
- Документ, подтверждающий приобретение участка, например, договор купли-продажи.
В случае положительного решения в бумаге должна содержаться следующая информация:
- срок на строительство и обязательство для собственника, зарегистрировать строение сразу по окончанию этого срока. Если здание будет не готово, его регистрируют, как есть;
- вид постройки и ее назначение, например, жилой дом;
- дата, подпись и печать.
Перед тем, как получать разрешение на строительство, нужно провести анализ участка. Для этого в муниципалитете нужно отыскать свой участок на карте градостроительных зон. Там будет точно указано, какой вид разрешенного использования соответствует данному участку.
Не лишним будет сделать то же самое и с генпланом города, где указывают запланированные проведения коммуникаций и дорог. Исходя из этих 2 факторов, будет ясно, можно строить на вашем участке дом или нет.
Если дом уже построен, то необходимо через суд признавать его жилым. Для этого инициируют комиссию, которая подтверждает соответствие помещения статусу жилого дома. По ее результатам подают в суд на признание постройки жилым домом.
Для того чтобы возвести другие постройки, не требуется разрешения и оформления. Сарай, гараж, баню, погреб, летнюю кухню и даже большой загон для скота можно строить без согласования с кем-либо. Ограничения есть только для дачных участков, где объем построек не должен занимать более 30 % участка.
Полезное видео
Видео о том, на каких земельных участках можно строить индивидуальный жилой дом:
Заключение
Первое, что должен узнавать покупатель, который хочет приобрести участок на территории сельскохозяйственных земель – это ВРИ этого участка. Потому как изменить что-то, потом будет практически невозможно. Не стоит доверять словам продавца, лучше узнать о статусе этой земли в местном муниципалитете.
На сельскохозяйственной земле можно жить, заниматься садоводством, животноводством и другими вещами из этой области. И строить можно, то, что пригодится для выбранного вида деятельности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Застройка сельхозугодий: можно или нельзя?
Земли сельхозназначения привлекают граждан своей экологической чистотой. Поэтому многие стремятся приобрести загородный участок, для последующей застройки. Что можно строить на таких участках?
Рекламные слоганы компаний, которые занимаются продажей земли, обещают, что участки предназначены для жилого строительства. Однако попытавшись получить разрешение на строительство, граждане натыкаются на отказ. Это связано с тем, что земли сельскохозяйственного назначения находятся под особым контролем государства. Поэтому порядок использования таких угодий регламентирован действующим законодательством.
Если заглянуть в Земельный Кодекс, можно наткнуться на весьма расплывчатые формулировки. Например: «заниматься строительством может заинтересованное или надлежащее лицо». Кроме того, строить дом на территориях сельхозназначения, допускается только после согласования с соответствующими инстанциями.
Наибольшую сложность вызовет получение разрешения от экологической службы. Вам потребуется доказать, что возведённая постройка не нарушит экологическую ситуацию. Давайте разберёмся, какое строительство на землях сельхозназначения допустимо в 2019 году.
Разбираемся с определениями
Весь земельный фонд России разделён на семь категорий по целевому предназначению. Есть территории, выделенные под градостроительство и промышленные объекты. Получить разрешение на строительство не составит труда.
Существуют земли, относящиеся к категории природоохранных зон. Они не предназначены для жилищного строительства и находятся под охраной государства. То же самое относится к землям резерва, которые временно изъяты из оборота.
Отдельной строкой идут земли сельскохозяйственного назначения. Эти территории расположены вне градостроительных образований и предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности. За нецелевое использование или загрязнение таких угодий полагается административная и гражданская ответственность.
На 2019 год, участки сельхозназначения предназначены для:
- ведения подсобного хозяйства в личных целях;
- производства сельскохозяйственной продукции и растительного сырья;
- устройства фермерских хозяйств;
- садоводства;
- разведения пресноводных рыб в искусственных или натуральных изолированных водоёмах.
Как видите, о строительстве жилого дома или технических построек речь не идёт. Однако, сельское хозяйство невозможно без развитой инфраструктуры. Поэтому допускается строительство коровников, курятников, складских помещений, дорог, обустройство ангаров для автотранспорта.
Обычно для возведения жилого дома требуется перевод участка сельхозназначения в другую категорию. Это связано со сбором довольно внушительного пакета и получением соответствующего разрешения от местного муниципалитета.
Исход такого решения весьма неоднозначен: в равной степени можно получить одобрение и отказ. Отсюда возникает вопрос: можно ли строить дом без этой бумажной волокиты? Оказывается, можно, при соблюдении определённых условий.
Участки для личного пользования
Обычно это земли сельскохозяйственного назначения, входящие в территориальные образования садовых товариществ и кооперативов. Согласно действующему законодательству, эти наделы отведены под дачное строительство.
И опять мы сталкиваемся с расплывчатой юридической формулировкой. Что следует понимать под дачным строительством? По нормативным актам, под это определение попадают временные постройки, непредназначенные для всесезонного проживания. Прописаться в таком строении или зарегистрировать его, как объект недвижимости — весьма сложно.
Кроме того, допускается возведение технических построек: навесов, помещений для скота и домашней птицы, теплиц и сараев. Разрешение на строительство перечисленных объектов получать не требуется.
Обратите внимание, что возведение жилого здания, попадающего под определение капитальной постройки, не допускается. Это считается нецелевым использованием выделенного участка.
Кроме того, закон запрещает заниматься любой коммерческой деятельностью, на угодьях, выделенных для ведения личного хозяйства. Чтобы строить дом, потребуется изменение категории земли. Стоит отметить, что для таких участков – это вполне осуществимая процедура.
Фермерские хозяйства
Здесь ситуация выглядит несколько иначе. Земли сельскохозяйственного назначения, отведённые для организации фермерских хозяйств, допускается использовать следующим образом:
- организация охотничьих угодий с разведением диких животных;
- использование пахотных и плодородных земель для выращивания агрокультур;
- обустройство пастбищ, разведение домашней птицы и скота;
- строительство складских помещений и других строений, необходимых для обеспечения функциональности фермерского хозяйства.
Учитывая, что самому фермеру тоже нужно где-то жить, последний пункт прямо указывает, что можно строить дом на участке сельхозназначения. Если следовать букве закона, такое разрешение даёт статья № 263 ГК РФ и положения 40, 43 Земельного Кодекса.
Однако есть и некоторые ограничения. В частности, допускается возведение жилого строения не выше 3-х этажей. Зато постройку можно официально зарегистрировать, с присвоением адреса и пропиской для собственника.
Земли сельскохозяйственной деятельности
Под это определение попадают участки сельхозназначения, выделенные для обработки земли и производства растительного сырья. Можно ли строить на этой территории?
По закону допускается строительство некапитальных построек хозяйственного назначения. Сюда относятся ангары, складские помещения, производственные цеха, не противоречащие целевому использованию земли.
Для таких сооружений не требуется разрешение на строительство с последующей регистрацией. Если запланировать капитальную жилую постройку, разрешение на строительство нужно обязательно. В этой ситуации, земли сельскохозяйственного назначения подлежат застройке при соблюдении определённых норм и требований.
Можно ли строить на землях сельхозназначения?
Согласно статьям 77-81 Земельного Кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения считаются территории, расположенные за границами городских и/или сельских поселений и предназначенные исключительно для ведения сельского хозяйства, а также некоторых видов сельскохозяйственной перерабатывающей деятельности.
Теми же статьями регулируется и перечень тех видов деятельности, которые можно вести на землях этого типа:
- Сельскохозяйственное производство
- Переработка и хранение сельхозпродукции
- Ведение научной и исследовательской деятельности в области сельского хозяйства.
Однако перед владельцами земель сельхозназначения регулярно встает вопрос – какие здания можно возводить на территории, какие параметры обязательно должны быть соблюдены, какие разрешающие документы требуются, где их получать и как регистрировать строения.
Что можно возводить на участке сельхозназначения?
Строительство и перечень объектов, которые можно возводить на землях сельхозназначения, регламентируются видом пользования землей. Сегодня в России существуют несколько основных видов:
- КФХ – крестьянско-фермерское хозяйство.
- СНТ – садоводческое хозяйство. Сюда же относятся земли дачного строительства.
- Личное приусадебное (подсобное) хозяйство. В этой статье мы отвечали на вопрос, что такое ЛПХ.
Таким образом, строительство:
- Дачи, дачного дома – возможно на сельскохозяйственных землях, для которых прописано «для дачного строительства».
- Нежилого хозяйственного помещения (сарай, ферма, хранилище для урожая) – возможно на любых типах земель сельхозназначения.
- Коттеджа для круглогодичного проживания – только на землях фермерских хозяйств и на землях для личного приусадебного хозяйства.
Желательно до приобретения земли в собственность очень внимательно ознакомиться с кадастровым паспортом участка. В паспорте обязательно прописывается перечень, содержащий виды деятельности, которые можно проводить на данном участке.
Они могут быть следующими:
- Сельхозпроизводство.
- Пашня.
- Сенокос.
- Под выпасы, пастбища.
- Под растениеводство, садоводческую деятельность.
- Под личное приусадебное хозяйство с возможностью застройки или без оной.
Почему стоит ознакомиться с данной информацией заранее?
При покупке недвижимости очень многие продавцы уверяют, что перевести землю из одной категории в другую не составляет никаких проблем. Это скорее рекламный трюк и желание поскорее и подороже продать имеющийся участок.
Перевод земельного участка всегда зависит от решения местных властей. И если чиновник не посчитает необходимым сменить кадастровый вид деятельности, то ни о каких дальнейших разрешениях на строительство речи уже идти не будет. На практике ситуация, когда органы местного самоуправления дают отказ, встречается повсеместно.
Дом на землях для садоводства или дачного строительства
Самой простой и выгодной покупкой для реализации планов по строительству загородного дома является участок земли под дачное строительство или под садоводство. При этом строительство данного дома может осуществляться без разрешения органов местного самоуправления, и при регистрации по «дачной амнистии» это разрешение не будут требовать, так же как не должны интересоваться давностью постройки. Статья, в которой вы узнаете, как оформить дом по дачной амнистии.
Другим ограничением, на которое обычно не обращают внимание при покупки земли для дачного строительства, является то, что на этих землях можно возводить только по одному объекту определенного типа.
То есть, если жилой дом — то только один, также как и одна баня. Однако, никто не мешает построить на участке два дома, зарегистрировав один из них, как дом для постоянного проживания, а другой — как летний или гостевой дом.
Дом на землях для колхозно-фермерского хозяйства
Земли сельскохозяйственного назначения под ведение колхозно-фермерской деятельности продаются обычно крупными наделами — от 3-х га, что казалось-бы, позволяет спроектировать целую родовую усадьбу, выстроить огромный дом для будущих поколений.
Однако, в случае возведения дома на землях КФХ, собственнику участка потребуется доказать местным властям тот факт, что он действительно ведет крестьянско-фермерскую деятельность. Единственным доказательством необходимости возведения коттеджа сегодня является наличие животноводческой фермы, так как уход за животными требует ежедневного присутствия человека.
Следует помнить, что перед возведением любого строения на землях, относящихся к КФХ, необходимо получать разрешение на строительство в органах местного самоуправления.
Для этого в указанные органы придется предоставить документы, подтверждающие право собственности, документы, указывающие на наличие фермерского статуса и ведение фермерской деятельности, а также копию проекта дома.
Можно ли прописаться в доме, построенном на землях КФХ?
Прописка (постоянная выделяемых земельных участков в счет земельных долей в следующем порядке:
Пашня — Поле 1 бригады № 1 площадью 190 га;
Пашня — Поле 8 бригады № I площадью 186,1 га;
Пашня — поле № 4 бригады № 2 площадью 201,7 га;
Пашня — поле № 2 бригады № 1 площадью 208,8 га;
Пашня- поле № 9 бригады № 1 площадью 196,5 га;
Пашня — поле № 7 бригады № 1 площадью 132,8 га;
Пашня — поле № 3 бригады № 2 площадью 186 га;
Пастбище — из полей 1,2 бригады № 1 площадью 26 га;
Пастбище — из поля № 1 бригады № 1 площадью 1 га;
Пастбище — из поля № 4 бригады № 2 площадью 10,64 га;
Пастбище — из поля № 9 бригады № 2 площадью 30 га;
Пастбище — из полей 5,6 бригады № 1 площадью 5,6 га;
Пастбище-из первой балка бригады № 1. площадью 124,3 га;
Пастбище-из поля №3 бригады №2 площадью 31,1 га
Размеры земельных долей для лиц продлевающих (заключающих;договор аренды с СПК Колхоз имени Лукашина и для лиц нежелающих продлевать (заключать) договор аренды определить с учетом уменьшения на участок пашни площадью 92 га и на участок пастбищ площадью 54 га.
6. Образовать земельные участки указанные в настоящем Решении собрания посредством изготовления проекта межевания;
Согласование изготовленного проекта межевания осуществить способами установленными законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Обработку всех земельных участков образуемых в соответствии с Решением настоящего собрания до момента оформления правоустанавливающих документов поручить СПК Колхоз имени Лукашина с учетом измененных условий аренды.
По третьему вопросу- об избрани уполномоченного лица имеющего право действовать от имени участников долевой собственности без доверенности для заключения договора аренды, для подготовки проекта межевания, для представительства участников долевой собственности в органах государственной власти и местного самоуправления принято решение избрать юрисконсульта СПК Колхоз им. Лукашина Хошафяна Егию Еревандовича.
Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ РФ N 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности, (п. 2 статьи 9 ФЗ N 101).
Нормы статей 12 — 14 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливают особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ N 101 от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 статьи 14 ФЗ N 101 владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 14 ФЗ N 101 участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
2) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка или соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка (далее — уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
3) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Из изложенного следует, что согласно ч. 1 ст. 607 ГК РФ передача в аренду земельных долей не предусмотрена, а предусмотрена лишь возможность передачи в аренду земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Частью 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Исходя из анализа и совокупного толкования всех вышеперечисленных правовых норм следует, что для того, чтобы земельный участок из земель сельхозназначения стал предметом сделки его необходимо выделить в натуре, индивидуализировать путем проведения соответствующего кадастрового учета, на основании решения общего собрания участников долевой собственности.
После проведения поименованных процедур выделенная в натуре доля считается сформированным земельным участком и может передаваться в аренду третьему лицу.
Отсутствие соглашения сторон о предмете договора влечет незаключенность договора в силу статьи 432 ГК РФ.
В соответствии с ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» выдел земельного участка в счет доли согласовывается с собственниками земельных долей (ст. ст. 13, 14).
Судом установлено, что уведомление Ответчиком участников долевой собственности на земельный участок о проведении общего собрания в нарушение п. 4 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ (в ред. от 03.07.2016г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержало информации, предусмотренной п. 8 ст. 13.1 ФЗ, а именно:
-сведений о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе: почтовый адрес и номер контактного телефона; сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе, его почтовый адрес и номер контактного телефона;
— вопросов в повестке дня, по которым было принято решение — об образовании земельного участка площадью 146 га с установлением права общей долевой собственности на земельный участок и об определении места положения выделяемых земельных участков в счет земельных долей в первоочередном порядке.
В соответствии с п. 11 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ (в ред. от 03.07.2016г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закона) принятое общим собранием решение должно оформляться протоколом, приложением к которому является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.
Указанные документы в соответствии с п. 12, 13 ст. 14.1 Закона должны были быть составлены в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание, второй — в органе местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также должна была быть передана на хранение в такой орган местного самоуправления.
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие нарушения порядка оформления протокола общего собрания от 13.12.2014 года, а именно ответ Истцу от Главы администрации Крымского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области от 01.11.2016г. с указанием на то, что списка присутствующих на общем собрании участников долевой собственности и проекта межевания в администрации не имеется, и ответ Истцу от Ответчика от 02.11.2016г., из которого следует, что ему был предоставлен только протокол общего собрания от 13.12.2014 года, а остальные запрашиваемые документы, составляющие необходимое приложение, у Ответчика также отсутствовали.
Пунктом 108 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» к нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования.
Так, при проведении голосования, в нарушение п. 2 ст. 181.2 ГК РФ по второму вопросу в повестке дня «об утверждении проекта межевания» одним голосованием было принято восемь решений, в нарушение подл. 3 п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе результаты голосования по каждому вопросу отсутствуют.
Разъясняя положения главы 9.1. Решения собраний ГК РФ, ПленумВерховного Суда РФ в пункте 106 Постановления от 23.06.2015 г. № 25 «Оприменении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданскогокодекса Российской Федерации» суд считает необходимым указать, что согласно п. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либонезависимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможностьпредъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожногорешения собрания; споры по таким искам подлежат разрешению судом в общемпорядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес втаком признании.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что решения общего собрания участников долевой собственности на земельный массив с кадастровым номером 61:25:0600201:326 от 13.12.2014 года , оформленные протоколом собрания от 13.12.2014 года принятые по вопросам не относящимся к компетенции собрания (в силу п.3 ст. 14 Закона об обороте)— «об образовании земельного участка площадью 146 га» , по своей правовой природе является разделом земельного участка, в то время как Законом об обороте земель сх назначения предусмотрен только выдел, что в силу подп. 3 ст. 181.5 ГК РФ, влечет ничтожность принятых решений, оформленных протоколом общего собрания, а так же нарушающим требования закона или иного правового акта — Постановления Конституционного суда РФ от 22.04.2014 г. № 12-П по делу о проверке конституционности пунктов 2-6 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель» В.Л.Герасименко и Л.Н.Герасименко, действующее в силу прямого указания непосредственно и не требующего подтверждения другими органами и должностными лицами — «об определении местоположения выделяемых земельных участков в счет земельных долен для участников долевой собственности, не желающих заключать договор аренды с Ответчиком».
Ответчиком в ходе судебного разбирательства было заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, которое подлежит отклонению на основании следующего.
В пункте 1 Пленум Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. № 43 (ред. от 07.02.2017 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В п. 10 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Как следует из п.111 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 « О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ), если иные сроки не установлены специальными законами.
Общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети «Интернет», на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение.
Заявляя ходатайство о пропуске срока исковой давности в качестве доказательств Ответчик ссылается на публикации в СМИ о созыве общего собрания от 23 октября 2014г. и от 03 декабря 2014 г., на представленные заявления в правление СПК Колхоз имени Лукашина от Хазаряна O.K., Батыгян М.К., Теликян Э.В., Читахян Б.В., Батигян Т.Р., Бабахян С.М. , на приходные кассовые ордера в получении от Истца и группы лиц, присоединившихся к исковым требованиям денежных средств.
Исследовав представленные доказательства суд приходит к выводу о том, что из содержания указанных документов не следует, что знакомясь с сообщением о созыве общего собрания, внося деньги в кассу Ответчика, подписывая заявления Истец и группа лиц, присоединившихся к исковым требованиям, могли узнать о нарушении своих конституционных прав по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим на праве частной собственности, как единолично, так и совместно с другими лицами, поскольку в представленных заявлениях имеется указание на дату протокола.
Судом установлено, что среди лиц, присоединившихся к исковым требованиям, есть лица, которые не подписывали заявления с текстом, подготовленным Ответчиком , не присутствовали на собрании — Джелаухов B.C., Джелаухова М.А., обратное не доказано ответчиком . Доказательств присутствия первоначального истца Дукян Д.С. и Хазарян В.К. на собрании 13.12.2014 года ответчиком не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что об оспариваемых , указанные истцы могли узнать только в августе 2016 года , подписав заявление (копии заявлений имеются в материалах дела).
Кроме того, исковые требования Истца о признании недействительными принятых решений «об образовании земельного участка площадью 146 га» и «об определении местоположения выделяемых земельных участков в счет земельных долей для участников долевой собственности, не желающих заключать договор аренды с Ответчиком» -относятся к требованиям собственника об устранении всяких нарушений его права и как следует из п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. № 43 (ред. от 07.02.2017 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ.
К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
На основании изложенного суд находит заявление представителя ответчика о попуске истцами срока исковой давности подлежащим отклонению.
Заявление истца и присоединившейся группы лиц о признании действий ответчика как злоупотреблением правом , ввиду не предоставления документов по межеванию в полном объеме и как следствие необходимость применения судом ответственности , предусмотренной главой 11 АПК РФ подлежит отклонению, поскольку злоупотребление правом со стороны ответчика истцом не доказано . Так же суд считает необходимым указать, что не предоставление истребуемых документов, возлагает на лицо риск наступления последствий совершения или не совершения им процессуальных действий в соответствии нормами ст. 9 АПК РФ.
Довод представителя ответчика о том, что в настоящее время права истца и присоединившейся группы лиц не нарушены оспариваемыми решениями и они утратили право на оспаривание, поскольку перестали быть участниками гражданско-правового сообщества- участниками долевой собственности на земельный участок в связи с выделом земельных участков в счет земельных долей, что подтверждено представленными записями о регистрации прав судом отклоняется , поскольку на момент подачи иска истец и присоединившиеся лица являлись участниками долевой собственности на земельный участок и принятые на собрании решения непосредственно относятся к участникам долевой собственности.
На основании изложенного, суд считает необходимым уточненные требования удовлетворить, признав недействительными решения общего собрания участников долевой собственности на земельный массив с кадастровым номером 61:25:0600201:326 от 13.12.2014 года , оформленные протоколом собрания от 13.12.2014 года как нарушающие требования ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не относящиеся к компетенции общего собрания.
Истцом Дукяном Дзарукой Суреновичем при подаче искового заявления в суд по чеку-ордеру от 16.12.2016г. и чеку-ордеру от 08.12.2016г. была уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Исходя из правил, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, судебные расходы, с учетом полного удовлетворения исковых требований истца, относятся судом на ответчика в размере 6 000 рублей и подлежат взысканию с ответчика в пользу Дукяна Дзарука Суреновича
Руководствуясь статьями 49, 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Признать недействительными решения общего собрания участников долевой собственности на земельный массив с кадастровым номером 61:25:0600201:326 от 13.12.2014 года , оформленные протоколом собрания от 13.12.2014 года как нарушающие требования ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не относящиеся к компетенции общего собрания.
Взыскать с СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА КОЛХОЗ ИМЕНИ ЛУКАШИНА (ИНН6122000471 ОРГН1026101311125) в пользу Дукяна Дзарука Суреновича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Источник: zakon.kadastr61.ru
Рекреация на землях сельскохозяйственного назначения
Где взять деньги начинающему или развивающемуся фермеру на ферму, загон, стойла, карду/сеновал, другие объекты выращивания, откорма, выгула, приобретение животных (птица, овцы, козы, КРС), многолетние насаждения — постройки по соседству с объектами показа гостевого туризма (гостевой дом)?
Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) — оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Готовьтесь заранее!
Пример расчета максимальной суммы гранта для 3-го типа гранта (приказ Ростуризма 87, приложение 7 к госпрограмме ППРФ 218):
Для подпункта б) «организация круглогодичного функционирования и расширение доступности плавательных бассейнов» — максимальная сумма федеральной части гранта (регион обязан софинансировать по своему межбюджетному уровню, например бюджет РФ 81%, бюджет Республики Татарстан — 19%) — 5,5 миллионов рублей, соответственно с софинансированием бюджета региона — больше (в Татарстане — до 6,79 миллиона рублей)
Для остальных подпунктов а), в) — д) «организация круглогодичного функционирования и расширение доступности плавательных бассейнов» — максимальная сумма федеральной части гранта (регион обязан софинансировать по своему межбюджетному уровню, например бюджет РФ 81%, бюджет Республики Татарстан — 19%) — 3 миллионов рублей, соответственно с софинансированием бюджета региона — больше (в Татарстане — до 3,7 миллиона рублей)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам — субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда — реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Чем еще мы можем быть полезны?
- Концепция развития туристских территориальных зон
- Мастер-план территории, графические изображения (карты, схемы) территории
- Региональная программа развития туризма субъекта РФ
- Консультации по бизнес-модели
- Документация туристического кластера (ТРК)
- Документация особой зоны туристического типа (ОЭЗ ТРТ)
- Документация туристического проекта (ТРК)
- Бизнес план УК, девелопера, резидентов
- Юридические документы, регламенты
- Заявка региона в Ростуризм
- Заявка УК или резидента ОЭЗ ТРТ, ТРК
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти — до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое — обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности
«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
-
Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
- На части площади, не превышающей 20 процентов площади предоставленного для осуществления рекреационной деятельности лесного участка, общей площадью, не превышающей одного гектара и не занятой лесными насаждениями, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а также возведение для указанных целей некапитальных строений, сооружений, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, и перечнем некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанными в части 10 статьи 21 и части 3 статьи 21.1 настоящего Кодекса. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается осуществлять благоустройство соответствующих лесных участков.
- При осуществлении в лесах деятельности, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, не допускается размещение объектов, являющихся местами жительства физических лиц. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судебная практика и законодательство — Лесной кодекс.
Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности
Суд округа, проанализировав положения пунктов 3.4.11 и 3.3.4 договора аренды от 27.01.2014 N 797, руководствуясь статьями 10, 12, 21, 25, 41, 72, 95, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктом 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р, применяемого с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в решении от 08.09.2014 N АКПИ14-894, Положением о памятнике природы Челябинской области озере Сугояк, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 15.09.2010 N 158-П, пришел к выводу о том, что суды, неправильно применив нормы материального права, необоснованно признали оспариваемый отказ Министерства экологии незаконным, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и отказал в удовлетворении требований Завода.
Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды, руководствуясь положениями статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 39.23, 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 41 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», пункта 12.1.5 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, исходили из того, что установление сервитута возможно только единственным способом, который является наименее обременительным для собственника земельного участка, через земельный участок, расположенный в границах кадастрового квартала номер 50:11:0020201 в Московской области, Красногорском районе, Истринском лесничестве, Красногорском участковом лесничестве, в квартале N 22, в выделах 16, 18, 19, 20, 21.
Управление Росимущества, ссылаясь на использование Обществом земельного участка с нарушением положений части 8 статьи 11, пунктов 1, 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе заключение от 13.03.2015, суды установили, что в нарушение статей 41, 72 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62, общество «Тардан Голд», являющееся арендатором лесного участка, осуществляет лесопользование с нарушением условий подпункта «г» пункта 10 договора аренды, выразившемся в возведении на арендованном участке двухэтажного гостевого дома, который не является временной постройкой, мобильным зданием сборно-разборного типа, что свидетельствует о наличии в действиях общества события и состава вменяемого правонарушения.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, правильно применив статьи 198, 200 АПК РФ, статьи 25, 41, 71, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3.5 Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 N 964, отказали в удовлетворении заявления исходя из следующего: испрашиваемый Обществом земельный участок отнесен к зоне экологического и природного ландшафта в границах лесного фонда Р-2; Правилами землепользования и застройки городского округа города Бор не предусмотрено строительство в указанной зоне каких-либо объектов; Общество не представило доказательств наличия у него преимущественного права на приобретение спорного земельного участка в аренду; у Департамента отсутствует безусловная обязанность по организации торгов на право заключения договора аренды спорного лесного участка по заявлению лица, не обладающего исключительным правом на данный участок; оспариваемое решение Департамента не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку испрашиваемый лесной участок не может быть предоставлен Обществу для осуществления предполагаемой им деятельности.
В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст.
1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст.
3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4590) приказываю:
В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Судебная практика: Рекреация на землях сельскохозяйственного назначения
Руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и установив, что спорный участок входит в состав городского округа и в состав населенного пункта и расположен в зоне рекреационного назначения, что согласно правилам землепользования и застройки исключает возможность в указанной зоне такого вида разрешенного использования, как «для осуществления сельскохозяйственной деятельности», ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного вида использования, арбитражные суды правомерно отказали в признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку из представленных сторонами спора доказательств не усматривается, что спорный земельный участок использовался арендатором для сельскохозяйственного производства, равно как и то, что заявитель осуществляет деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством; тот факт, что в последующем категория земель «земли населенных пунктов» изменена на «земли сельскохозяйственного назначения», не свидетельствует о фактическом изменении назначения указанных земель. Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 «Общие положения о документах территориального планирования» Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований истца о признании недействующим закона субъекта города федерального значения о генеральном плане города в части отнесения земельного участка к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения, а за пределами расчетного срока реализации генерального плана — к зоне объектов рекреационного назначения.
Как указал суд, в п. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что территориальное планирование осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определение границ которых не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. В данном случае выделение в генеральном плане оспариваемой функциональной зоны связано с долгосрочной перспективой развития города. При этом отнесение земельного участка истца к функциональной зоне, для которой градостроительным регламентом не предусмотрено размещение жилой застройки, не исключает использование такого земельного участка на условиях, определенных приведенной нормой права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Рекреация на землях сельскохозяйственного назначения
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 — 27 октября 2018 г.)»
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
(«Статут», 2019)Однако с этой позицией спорит гражданское законодательство, никак не выделяющее компоненты природной среды среди иных объектов права собственности, хотя бы указанием вслед за ст. 13 Конституции Республики Беларусь на республиканский вид права государственной собственности на природные ресурсы и особенности их оборотоспособности как объектов исключительной собственности государства . В специальном законодательном акте, принятом в соответствии с ч. 7 ст.
13 Конституции Республики Беларусь, — Законе Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее — Закон «Об объектах, находящихся только в собственности государства») установлено, что «владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляются от имени государства уполномоченными государственными органами и иными государственными организациями, за которыми они закреплены. «. Однако данный Закон, охватывая своим действием самый широкий круг объектов, среди которых также и объекты экологических отношений, например земли сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, оставляет за рамками своего предмета объекты исключительной государственной собственности — недра, воды и леса с отсылкой к законодательству о недрах , водному и лесному законодательству. При этом принципиальное разграничение между объектами права исключительной государственной собственности (недра, воды и леса) и «объектами, находящимися только в собственности государства» (например, землями сельскохозяйственного назначения), не проведено.
Отсылка данного Закона к законодательству о недрах, водному и лесному законодательству в части установления формы и вида права государственной собственности, на наш взгляд, некорректна, поскольку это сфера действия именно Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства», а предмет водного, лесного законодательства и законодательства о недрах — правовой режим использования и охраны соответствующих компонентов природной среды, тем более, что согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь земельные отношения, отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающие признакам гражданских правоотношений, регулируются гражданским законодательством, если специальным законодательством не предусмотрено иное.
Очевидно, исходя из этой логики гражданского законодательства законодательство природоресурсное при установлении права собственности на недра, воды и леса не идет далее общих норм, как конституционных, так и содержащихся в Законе «Об объектах, находящихся только в собственности государства. «, например по статье 8 Водного кодекса Республики Беларусь все воды, находящиеся на территории Республики Беларусь, составляют исключительную собственность государства. Итак, гражданское законодательство не определяет сколько-нибудь значимые различия между компонентами природной среды как объектами права исключительной государственной собственности (недра, воды и леса) и между объектами права «собственности только государства» (например, землями сельскохозяйственного назначения). Для того чтобы увидеть такие различия, необходимо как минимум на уровне Гражданского кодекса Республики Беларусь определить эти объекты в терминах, принятых в отраслях экологического и природоресурсного законодательства. В настоящее время Гражданский кодекс Республики Беларусь оперирует в качестве основного понятием «земля и другие природные ресурсы», например, в п. 3 ст. 210 читаем: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно. «. Но право собственности на землю выступает в государственной и частной формах, а «другие природные ресурсы», такие, например, как недра, воды и леса, — объект исключительной государственной собственности. Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
(постатейный)
(Майборода В.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Важно отметить, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения допускается только в исключительных случаях.
Источник: xn—-dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai