Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием Ш в память о возвращении города Смоленска из-под власти Литовского княжества (1514), события которым завершалось формирование единого и независимого Российского Государства. Монастырь и его главный храм посвятили главной святыне города Смоленска — иконе Пречистой Богородицы «Одигитрии».
С момента основания и до XVIII века русские цари оказывали монастырю всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы царей – Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных княжеских и боярских фамилий: Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь в конце XVII века считался вторым по богатству женским монастырём России.
Расположение в пригороде Москвы, у начала Смоленской дороги, определило и стратегическое значение Новодевичьего монастыря. До середины XVII века он входил в единую систему обороны столицы, защищая юго-западные подступы к городу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских татар в 1571 и 1591 годах. 1612 г. под стенами монастыря произошло решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов.
Новодевичий монастырь. Тайны и легенды
Новодевичьему монастырю довелось быть свидетелем многих исторических событий. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Монастырь становится летней загородной резиденцией правительницы.
В это время окончательно сформировался его архитектурный ансамбль, который полностью сохранился до нашего времени. Участие царевны Софьи в борьбе за царский престол привело к тому, что Новодевичий монастырь стал местом ее ссылки. После стрелецкого заговора 1698 г. Софья Алексеевна была пострижена здесь в монашество. Она скончалась в монастыре в 1704 году.
В ХIХ веке происходит процесс осознания культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря: его архитектурного ансамбля, древних икон и фресок. С 1898 г. начинаются планомерные реставрационные работы. После революции 1917 года жизнь Новодевичьего монастыря резко меняется. В 1922 г. монастырь становится музеем и переходит в государственную собственность. Монашеская жизнь в древней обители прерывается на 72 года.
В 1928 г. прекратились богослужения в Успенской церкви. В 1929 г. была проведена «расчистка» кладбища на монастырской территории, в результате которой из 2811 уникальных надгробий уцелело около 100. После Великой Отечественной воны, церковная жизнь постепенно возвращается в древнюю обитель: в 1944 г. по благословению патриарха Алексея I открыт Православный Богословский институт, в конце 1945 года начинаются богослужения в Успенской церкви, в 1948 году проходят торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 1964 года Успенская церковь является кафедральным собором митрополитов Крутицкий и Коломенских, а Лопухинские палаты — их резиденцией.
Новодевичий монастырь. Передача 1. История
К 1980 году Государственный Исторический музей завершает масштабную реставрацию архитектурных и художественных памятников Новодевичьего монастыря. Обитель становится популярным туристическим объектом.
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре была восстановлена монашеская жизнь, молитва и служение. В 2010 году решением правительства ансамбль Новодевичьего монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.
Источник: novodev.msk.ru
Новодевичий монастырь
В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.
Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.
Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.
Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.
Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.
В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.
Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV.
Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.
В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.
С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.
Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.
Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.
Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.
Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.
Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.
Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.
Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.
А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.
В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».
В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.
С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.
Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле.
Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.
В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.
Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.
А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.
Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.
Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.
К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».
Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.
Говорят, что. . сначала Новодевичий монастырь заложили на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню. На рубеже XVIII-XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал ее кремлевскому Чудову монастырю. Одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал» .
. колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной — но ее не достроили из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Колокольню украшают часы, которые отбивают каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении .
. после стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Этот пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях в поиске своих мучителей .
. Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Он велел поджечь обитель. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона: монахини вовремя потушили тлеющие фитили. Чтобы спасти монастырь, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву .
Источник: liveinmsk.ru
Новодевичий монастырь в Москве: история создания, архитектура и достопримечательности
Среди построенных в Москве храмов Новодевичий монастырь – один из красивейших. Это архитектурный комплекс с величественным пятиглавым Смоленским собором в центре. Окруженный крепостными стенами, он напоминает Московский Кремль. Интересные факты об истории и архитектурных особенностях обители – в материале 24СМИ.
История Новодевичьего монастыря в Москве
Официальное название комплекса – «Богородице-смоленский Новодевичий женский монастырь».
Историки отмечают 3 версии возникновения названия. Первая учитывает то, что к моменту закладки нового собора у стен Москвы уже был построен Зачатьевский монастырь (1360), именовавшийся Стародевичьим. Поэтому новый, заложенный в 1524 году, назвали Новодевичьим. Местность, где стоит комплекс, называется Девичье поле. Во времена монголо-татарского нашествия здесь выбирали самых красивых девушек для отправки в Золотую Орду в качестве дани.
По другой версии, название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Строить монастырь начали по приказу Василия III. Великий князь планировал поместить туда свою бездетную супругу Соломонию Сабурову и сочетаться новым браком. Ждать разрешения пришлось долго – до 1523 года.
Тогда-то он и «вспомнил», что перед взятием Смоленска дал обет построить монастырь в честь Богородицы. Строительство началось в 1524-м.
В новый брак государь вступил в начале 1526 года. Его супругой стала дочь великого князя Литовского Елена Глинская. Соломония не стала настоятельницей нового храма, так как умерла до того, как завершились работы. На должность игуменьи правитель пригласил из Суздаля, где приняла постриг Соломония, схимомонахиню Елену (Девочкину).
Ее почитали за набожность, праведную жизнь и молитвы за здравие княжеской семьи. Тем не менее одной праведности и молитв за государя недостаточно, чтобы остаться в названии крупнейшего женского монастыря в России.
Вместе с игуменьей на новое место приехало 18 стариц – так в Московском княжестве называли пожилых монахинь. Летописец писал, что Василий «собрал монахинь девического чина во дому Пресвятые Богородице». Позже, в эпоху Петра I, в Новодевичьем размещалась школа для сироток. Девчушек обучали изготовлению знаменитых голландских кружев.
Происхождение названия монастыря от школы – третья из рассматриваемых историками версий. Ее считают наиболее вероятной.
Древнейшее сооружение в монастырском комплексе – пятиглавый Смоленский собор. Строили его 2 года – с 1524-го по 1525-й. Освящен в честь смоленской иконы Богородицы Одигитрии. По преданию, эту икону собственноручно написал святой Лука. Стены собора украшают фрески, изображающие основные моменты объединения Руси.
В XVII веке его украсили многоярусным иконостасом, выполненным из золота.
Насельницами Новодевичьего монастыря становились женщины из царской семьи и богатых боярских родов. Кто-то прощался со светской жизнью по собственному желанию, а кого-то постригали насильно. Самые известные обитательницы монастырских келий: царевна Софья – старшая сестра Петра I, жена Бориса Годунова, вдова царя Федора Иоанновича. Мощи царственных инокинь захоронены на монастырском кладбище.
Макет Новодевичьего монастыря / Фото: Wikimedia.org
Монастырь во времена Василия III
История каждого древнего сооружения начинается с легенд. Основание обители легенда приписывает обету, который дал Василий III во время осады Смоленска в 1514 году. Великий князь пообещал Божьей Матери основать в ее честь храм в Москве, если сможет взять город и прилегающие к нему земли. Осада длилась 3 дня – с 29 до 31 июля. Потом гарнизон сложил оружие, а жители города вручили государю чудотворную Смоленскую икону.
К выполнению обета правитель приступил в 1524 году. Для нового монастыря выбрали место у Воробьевых гор в излучине реки Москвы. На строительство из казны выделили 3 тысячи рублей серебром. Василий III подарил монастырю земельные угодья, села с крестьянами и грамоту, освобождавшую от податей. Также передал в дар чудотворную икону.
В честь перенесения святыни установили ежегодный праздник. Начинался он крестным ходом от стен Кремля.
Эпоха Бориса Годунова
К началу 1600-х годов обитель приобрела статус главной при московском престоле. Первой постриг в ней приняла Иулания Палецкая, супруга младшего царского брата. В собственности княгини находились домовая церковь, личные кельи, поварни и погреба со снедью. Обслуживал царственную особу штат придворных.
Следующей монаршей насельницей в обители стала вдовствующая царица Елена Шереметьева. Женщина была вдовой сына Ивана Грозного. После нее обитательницей монастырских келий стала Ирина Годунова, вдова Федора Иоанновича.
Взошедший на престол Борис Годунов решил полностью преобразить обитель. Установил обновленный иконостас. Оклады образов чудотворных украсил драгоценными каменьями и золотом. Построил сестре отдельные кельи. Сегодня они называются Ирининскими палатами. Для царственной инокини обустроили трапезную и домовую церковь.
После смерти Ирины земли, которыми она владела, и другое имущество перешли монастырю.
Ирининские палаты / Фото: Wikipedia.org
Военная история
Новодевичий монастырь строили как место, где будут доживать век вдовствующие царицы и царские родственницы, а не как крепость. Но географически он стоял на пути тех, кто наступал на столицу с запада. В 1571 году его сожгли войска крымского хана Девлета I Герая. Поэтому Борис Годунов принял решение укрепить монастырский комплекс.
Вокруг храма и подворья возвели оборонительную крепость с башнями и переходами. Протяженность защитной стены с бойницами – почти километр. Трехметровая толщина и 13-метровая высота сооружения надежно защищали жителей от атаки вражеского войска. В башнях обустроили караульные посты, назначили постоянный гарнизон. При Борисе его численность составляла 350 бойцов.
В Смутное время монастырь не подвергался разрушению. Он только переходил из рук одного «владельца» к другому. Захватчики разграбили сокровищницу и вынесли все, что представляло ценность.
Через 200 лет, в 1812 году, его стремился сжечь Наполеон Бонапарт. По легенде, французы заложили в монастырских подвалах порох и планировали поджечь его, но монахиня облила фитили водой, и взрыв не состоялся.
Эпоха Романовых
Эпоха правления Михаила Романова началась с восстановления обители. Последствия Смутного времени убрали. Монастырские стены укрепили и обновили внутреннее убранство. Каждый следующий монарх считал своим долгом жертвовать на обитель средства. Так, Новодевичий монастырь стал одним из самых богатых землевладельцев.
Ему принадлежало 150 десятин земли и 15 тысяч крестьян.
Царская семья по-прежнему ежегодно праздновала день передачи монастырю чудотворной иконы Божьей Матери. Царь с семьей и боярами приезжал сюда на богомолье. Кортеж устанавливал шатры на Девичьем поле. Прибывшие отправлялись в монастырь на всенощную службу. Совершал богослужение московский патриарх.
После службы царь одаривал монастырских стариц. Затем гостей ждала обильная трапеза, а для народа организовывали народные гулянья на лугу перед стенами обители.
Монастырский приют
Эпоха Петра I отметилась открытием приюта для подкинутых в монастырь детей. При нем основали школу по обучению девочек искусству плетения голландских кружев. Так называлось кружево, которое создавали во Фландрии. Для него характерен симметричный цветочный узор, выполненный непрерывной нитью. Мотивы – хризантемы, цветная капуста.
Мотив вяжут плотно, с ажурными дырочками. Край прямой. Для организации обучения Петр I специально заказывал мастериц из Голландии.
Монастырь до революции
Накануне Октябрьской революции монастырь жил обычной жизнью. Пост настоятельницы незадолго до того заняла игуменья Леонида в 1908 году. После революционных событий первым упразднили монастырь. В 1917-м монахинь распустили. Позже других закрыли Смоленский собор – в 1929-м.
Обитель при СССР
На месте монастырского комплекса советская власть открыла Музей женской эмансипации. В 1926 году музей, не понятый москвичами, закрыли. На его месте решили создать историко-художественный музей. В 1934-м он стал частью Государственного исторического музея, что спасло помещения от разрушения и использования под другие нужды.
Новодевичий монастырь, вид с Москвы-реки / Фото: Flickr.com
В 1943 году Иосиф Сталин разрешил открытие богословских курсов при Новодевичьем монастыре. В следующем году их преобразовали в Московский богословский институт. В 1945 году для верующих на территории Новодевичьего монастыря открыли Успенский собор.
Одной из ярких достопримечательностей советской эпохи стало Новодевичье кладбище. Комплекс состоит из 2 частей. Старый некрополь, расположенный на территории монастыря, и новый, разместившийся у монастырских стен. Во времена СССР новое кладбище расширялось, став вторым по степени престижности местом для упокоения после Кремлевской стены.
В Новодевичьем монастыре похоронены знаменитые писатели художники, государственные деятели. Среди них Борис Ельцин, Раиса Горбачева, Исаак Левитан, Людмила Зыкина, Николай Гоголь, Антон Чехов.
Не менее знамениты и скульпторы, создававшие надгробия. Среди них Врубель, Вучетич, Аникушин. Всего на Новодевичьем кладбище похоронено около 27 тысяч человек. Чтобы помочь посетителям сориентироваться, у входа висит карта комплекса. К 2022 году мест на Новодевичьем кладбище для новых захоронений уже не осталось.
Новодевичий монастырь сегодня
Монахини вернулись в обитель в 1994 году. В настоявшее время она находится в ведении Московского патриархата. Богослужения в соборе возобновили в 1995-м. Часть построек до сих пор принадлежат Государственному историческому музею.
В 2004-м Новодевичий монастырь объявили объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по трем критериям:
- самый яркий образец московского барокко;
- лучше всего сохранившийся монастырский комплекс конца XVII века;
- элемент архитектурного ансамбля, связанный с Московским Кремлем, историей русского православия и событиями в истории государства XVI–XVII веков.
Комплекс сохранил первоначальные размеры, заданные при его создании. Вплоть до XX века он использовался по прямому назначению. К XXI веку архитектурный ансамбль остался в полной сохранности, как и все последующие постройки.
В 2017-м президент России подписал указ о праздновании 500-летия Новодевичьего монастыря. Знаменательное событие намечено на 2024 год. Сейчас на территории комплекса проводятся реставрационные и подготовительные работы. Их планируют завершить к 2023 году.
Достопримечательности и святыни
Ансамбль состоит из 14 зданий, в том числе 8 церквей и соборов. Остальные – постройки нерелигиозного значения. Комплекс окружает стена с 4 башнями по углам. Всего по периметру расположено 12 башен.
Преображенская церковь
Построена по приказу царевны Софьи в 1687-м. Расположена рядом с главным входом в обитель. Стиль – нарышкинское барокко. Иконописец – Карп Золотарев. Отличительные черты сооружения:
- центрический ярусный храм;
- 5 позолоченных луковичных куполов;
- сочетание красного кирпича и белого гипса в оформлении фасада;
- белые изразцы;
- растительный орнамент в отделке.
Лопухинские палаты
У северных ворот расположены Лопухинские палаты. Построены они в 1688 году для Евдокии Лопухиной. Двухэтажное здание выполнено в стиле нарышкинского барокко. Фасад украшают самые старые московские солнечные часы.
Царица занимала второй этаж здания, а на первом размещались бытовые помещения и комнаты для прислуги. Евдокия Лопухина – последняя царица русского происхождения. Все последующие жены российских самодержцев были иностранками. Интересно, что в палатах, названных в ее честь, Евдокия Лопухина жила только во время правления ее внука – Петра II.
Лопухинские палаты / Фото: Wikipedia.org
Певческие палаты
Это самое большое одноэтажное здание в комплексе. Длина – 100 м. Ширина – 15 м. Над каждым входом в палаты висит икона. Первоначально здание проектировалось как монастырские кельи. В 1724 году Петр I распорядился разместить в нем приют для подкидышей. Певчими палаты стали в XIX веке после того, как здесь стали жить монахини-певчие.
В XXI веке здесь разместили трапезную и кельи послушниц.
Стрелецкая гауптвахта
Построена для нужд гарнизона стрельцов. Это круглая башня, оформленная в стиле нарышкинского барокко. Когда Петр I подавил бунт стрельцов, то поместил в башню на короткий срок Софью. Царевну постригли в монахини.
Напрудная башня
В этой башне царевна Софья провела остаток дней до конца своей жизни, т. е. до 1704 года. Сооружение также известно тем, что в его подвалах после революции замуровала себя игуменья Леонида вместе с монастырскими сокровищами. По народной легенде, большевики пытались экспроприировать ценности на нужды революции, но не получили их. Сегодня игуменья приходит на помощь страждущим.
Нужно только коснуться стены башни левой рукой и загадать желание. По более популярной версии легенды, исполнять желания страждущим помогает царевна Софья. Но обращаться к ней могут только женщины и девушки.
Мавзолей князей Волконских
Усыпальница-часовня представляет собой куб. На его вершине куполообразная крыша. Стиль строения – ампир. Строительство часовни относят к 20-м годам XIX века. Архитектор – Джиларди.
Здесь расположены могилы князей Дмитрия и Сергея Волконских. Оба – герои Отечественной войны 1812 года.
Церковь святого Амвросия
Это белокаменная церковь, построенная в 1560-х. Первоначально была названа в честь Иоанна Крестителя, но впоследствии была посвящена Амвросию Медиоланскому. Представляет собой домовую церковь с примыкающей к ней трапезной. В настоящее время в ней расположена выставка реликвий Новодевичьего монастыря.
Надвратная Покровская церковь
Построена на деньги царевны Софьи уже после того, как та оказалась в заточении. Представляет собой трехглавый храм с террасой из красного кирпича. Храм соединяется трапезной, алтарем и притвором. С двух сторон здания построены колокольни. Главная святыня – икона «Введение», расположенная на иконостасе старинной работы.
Колокольня
Выполнена в стиле барокко. Период постройки – 1683–1689 годы. Высота – 72 м. Считается, что пятиярусная колокольня должна быть шестиярусной, но строительство остановили после подавления стрелецкого бунта и больше не возобновляли. 15 марта 2015 года на колокольне случился пожар. Загорелись реставрационные леса.
Здание внутри не пострадало, а реставрация продолжилась.
Напрудная башня / Фото: Wikipedia.org
Интересные факты и мифы
Новодевичий монастырь описывается не только в летописях, но и в произведениях русских писателей. В романе Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова собирались казнить под стенами монастыря. В другом романе, «Анна Каренина», Константин Левин знакомится со своей будущей женой Китти, катаясь на коньках у монастырских стен. Луг перед стенами в XIX веке зимой становился самым популярным столичным катком. Здесь часто катался сам автор романа – Лев Толстой.
Большой пруд у Напрудной башни – место казни стрельцов. Петр собственноручно рубил головы осужденным. Легенды гласят, что с тех пор у пруда постоянно появляются призраки убитых стрельцов, жаждущие мести. Также в окрестностях башни якобы гуляют привидения монахинь. В отличие от стрельцов, они настроены благодушно, не вредят прохожим и даже могут помочь.
Сквер у Новодевичьего монастыря тоже окутан мистикой. Если отправиться сюда вечером в полнолуние и встретить восход полной луны, то кто-то из родных ночного визитера станет знаменитым. Молодожены и влюбленные пары срывают листья с деревьев в парке. Их сушах и хранят в тайном месте как символ вечной любви и верности.
С 1991 года сквер украсила композиция, состоящая из бронзовой утки и 6 утят. Ее подарила Раисе Горбачевой Барбара Буш как символ добрых отношений между СССР и США. Памятник называется «Дайте дорогу утятам». Время от времени утят воруют, но каждый раз памятник восстанавливают.
Новодевичий монастырь находится в 7 минутах ходьбы от станции метро «Спортивная». Комплекс открыт для свободного посещения. Сюда ежедневно приходят десятки верующих, которые собираются помолиться Богородице, и обычные туристы. В 2022 году можно пройтись по территории самостоятельно или с экскурсией в сопровождении гида.
Источник: 24smi.org
masterok
Несколько недель назад был проездом в Москве и посетил это место. Не ожидал, что практически в центре города есть такое атмосферное место. Погода была мрачная (первое фото не мое) и местами переходящая в метель, но прогулка мне понравилась. Предлагаю вам прогуляться вместе со мной по монастырю и узнать что нибудь интересное.
Новодевичий монастырь в Москве был основан князем Василием III в 1524 году. Монастырь был заложен в честь иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Известно, что еще за 9 лет до строительства храма князь дал обет, что если удастся вернуть в состав Московского княжества Смоленск, захваченный литовцами, то он построит новый монастырь.
Таким образом, в 1523 году из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра на сооружение монастыря. Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 28 июля. Достоверно не известно, кто из мастеров строил монастырь.
По одним данным – это Алевиз Новый, а по другим – зодчий Нестор, который погиб во время строительства. Сам монастырь назвали Новодевичьим из-за легенды, в которой говорилось, что на этом месте татаро-монголы отбирали русских девушек для доставки в Золотую Орду.
Фото 2.
Несмотря на то, что первоначально монастырь строился из дерева, его башни и стены были очень высокими и восхищали своей красотой. Первой игуменией Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина из Суздаля. До нашего времени на территории монастыря сохранилась её могила, к которой приходят паломники.
Обитель стояла на склоне, который вел к Лужникам, в излучине Москвы-реки. Такое месторасположение позволяло держать под контролем переправу через реку, и играть роль монастыря-сторожа, защищая Москву с юго-западной стороны. При Борисе Годунове, в конце 16 века у монастыря были выстроены каменные стены и 12 башен, которые возводились по образцу стен Кремля.
Несмотря на то, что монастырь был женским, мощные крепостные стены и башни Новодевичьего монастыря представляли собой серьезное препятствие для захватчиков. Конечно же, защищали Москву не сами монахини, в случае необходимости в монастырь снаряжались отряды стрельцов. Именно пушки Новодевичьего монастыря сорвали переправу войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
Фото 3.
В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство. Кроме того монастырь являлся местом, где принимали постриг в монахини самые знатные женщины, принадлежавшие к царским фамилиям и боярским родам. Здесь приняли постриг вдова Василия IV (Шуйского) Мария Петровна Буйнова-Ростовская, дочь царя Михаила Федоровича царевна Татиана. Вдова царя Бориса Годунова Ирина также именно здесь постриглась в монахини под именем Александры, и жила до своей смерти в монастырских каменных палатах, над которыми был надстроен деревянный терем. После пострига все имущество бывших мирянок переходило к монастырю, что делало его очень богатым и влиятельным.
Монастырские стены в то время часто служили темницей. Так, по приказу Петра I в Новодевичий монастырь была заточена царевна Софья, которая после подавленного Стрелецкого бунта была пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, и прожила в монастыре с 1698 года по 1704. Здесь же жила Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра I, которая была была сослана в Суздальский Покровский монастырь, и там пострижена в монахини под именем Елена. Император Петр I в 1727 году разрешил ей вернуться в Москву, в Новодевичий монастырь, где она прожила с 1727 по 1731 год.
Фото 4.
С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В так называемое Смутное время, в конце 16-начале 17 веков, монастырь несколько раз переходил из рук в руки, и в конце концов был сожжен паном Гоносевским. Но уже в период правления Михаила Федоровича Романова Новодевичий монастырь был восстановлен и стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче был обращен в место царского богомолья. В честь этого монархи отдали в дар монастырю обширные земельные вотчины, драгоценности и денежные средства.
Активное строительство началось в монастыре в годы правления Софьи Алексеевны. Почти весь архитектурный ансамбль монастыря (исключая старый Смоленский собор) был построен именно тогда, в новом стиле «московского барокко». За короткий промежуток времени была выстроена колокольня (возможно автор Яков Бухвостов), надвратные церкви северных и южных ворот, Успенский храм с трапезной палатой, два жилых корпуса для сестер царицы Софьи – царевен Марии и Екатерины.
Фото 5.
В 1724 году в Новодевичьем монастыре открылся приют для девочек-подкидышей, рассчитанный на 250 человек. Девочки здесь не только жили, но и обучались плетению голландских кружев, для чего Петр I выписал мастериц из Брабанта, передававшим свое мастерство воспитанницам.
Во время войны с Наполеоном Новодевичий монастырь был захвачен, и там разместилась армейская батарея. Французские солдаты планировали сжечь монастырь, но, после поджога они покинули монастырь, а монахини во главе с казначеей Сарой сумели погасить огонь. Часть монастырских сокровищ была вывезена в Вологду, что спасло их от расхищения.
Есть еще такая легенда:
«В знак собственной победы Новодевичий монастырь пожелал спалить Наполеон. Отступая из Москвы, его армия вбросила множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установила бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар.
Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал. У него был план: если ничего не произойдет, вернуться и повторить попытку. О коварном плане узнал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища.
Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона: увидев пламя, он стал отступать.«
В 1922 году Новодевичий монастырь прекратил свое существование. Теперь здесь появился «Музей раскрепощенной женщины», который в 1926 году превратился в историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Некоторые здания были переданы для других нужд. В кельях работали детские ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные. Просторная трапезная была отдана под гимнастический зал.
Фото 6.
В Новодевичьем монастыре в 1939-1984 годах жил и работал известный историк—реставратор П.Д. Барановский. Сейчас на территории монастыря установлена мемориальная доска с его именем.
Осенью 1943 года при Новодевичьем монастыре начали работать Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, которые спустя некоторое время были переименованы в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру. В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм. А начиная с 1964 года на монастырской территории расположилась резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
Начиная с 1994 года Новодевичий монастырь снова стал действующим. Причем, это единственный московский монастырь, который находится не в прямом подчинении Патриарха, а подчиняется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Часть строений, включая и старинный Смоленский собор, осталась в ведении музея.
Фото 7.
Множество людей посещают Новодевичий монастырь. Верующие приходят поклониться древним святыням и помолиться, туристы посещают сам монастырь и музеи, расположенные на его территории, а также некрополь. Монастырское кладбище стало последним пристанищем для многих знаменитых людей. Здесь похоронены сёстры Петра I, С.П.
Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. Некрополь состоит из двух частей: старой – сильно разрушенной в советское время и новой, которая появилась в конце 19-начале 20 века, когда при расширении кладбища часть его вышла за пределы монастыря.
Большой популярностью у посетителей монастыря пользуется Софьина башня. На самом деле башня называется Напрудной, но в честь царевны Софьи, отбывавшей заключение в караулке при башне, это сооружение получило второе имя. Народная молва превратила Софью в святую и к башне потянулась вереница паломников, хотя, церковью Софья канонизирована не была.
ЮНЕСКО включила Новодевичий монастырь в список всемирного наследия. Кроме того, монастырь по праву считается одним из самых старых и красивых монастырей России.
Вот так выглядит сейчас колокольня. Реставрация. А недавно в новостях вы могли видеть как она горела, вернее леса вокруг нее.
В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости — величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе — преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 — 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.
По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м).
В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: «Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси», «Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях», на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес «13 апреля 1630″; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый — без указания даты, шестой — «1651 — 200 пуд» (3200 кг), седьмой — «3 августа 1684 — 540 пуд» (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.
К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря… более обольстит очи человека, вкус имеющего».
А вообще она должна выглядеть вот так :
Кстати, на счет названия, существует и другая версия, которая гласит, что оно произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря — Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику — Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим.
Фото 8.
Долгое время жительницами обители могли становиться исключительно представительницы знати и монарших родов. Среди них оказались: вдова Федора Иоанновича — царица Ирина Годунова, дочь императора Михаила Романова — царевна Татьяна, сестры Петра I (Софья, Екатерина и Евдокия), а также его же первая супруга — Евдокия Лопухина. Многих из них насильственно постригли в монахини.
Фото 9.
Много легенд было посвящено монастырю и в наши времена. Можно выделить две самые известные. Согласно первой, если отправиться в ночное время суток в прилегающий к ансамблю монастыря сквер и встретить там восход полной луны, то, возможно, кто-то из ближайших родственников человека достигнет вершин в этой жизни, добьется успеха, став известным на каком-либо поприще. Вторая история очень романтичная. Она рассказывает, что если весной посетить этот сквер со своим любимым человеком, сорвав с деревьев несколько листьев и высушив их, можно увековечить верность друг другу.
Фото 10.
Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го — 500, 3-го — 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.
По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) — генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) — поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) — князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) — писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) — князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) — генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) — жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) — писателю; Н. В. Сушкову (1871) — писателю; Н. А. Милютину (1872) — исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) — историку, издателю; А. С. Уварову (1884) — князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) — декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) — жене историка П. Н. Батюшкова.
Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.
Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 — 17 марта 1926).
Фото 11.
Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после «прополки» на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.
Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Большой пруд, расположенный близ Новодевичьего монастыря, окружен ореолом мистики и тайны. Как известно, на льду этого водоема Петр I собственноручно рубил головы взбунтовавшимся стрельцам. С тех пор, как гласит людская молва, вокруг пруда постоянно собираются души убиенных, желающие найти своих палачей. Также в окрестностях святыни видели и фантомы узниц, насильно подвергшихся постригу. Но, в отличие от павших стрельцов, эти души благосклонно относятся к каждому, в особенности стараясь помогать женщинам, оказавшимся в стенах монастыря.
Фото 17.
Вообще говорят кормить уток хлебом очень вредно для них. Они привыкают и перестают искать нормальную пищу. Перестают получать необходимые им вещества, болеют и умирают.
Фото 18.
Когда идешь вокруг монастыря создается стойкое ощущение, что это какая то крепость. Вполне себе одинаковые ощущения от прогулки вокруг Кремлевский стен.
Фото 19.
Что то отваливается и немного разваливается …
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
А это как секретный лаз какой то из фильмов
Фото 24.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
История, передающаяся из уст в уста, рассказывает, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название — Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья — сестра Петра I, пытавшаяся занять его место на престоле. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала живя в своей необычной тюрьме. С тех самых пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.
Фото 36.
Фото 37.
А вот это что такое ? Как я понял навесы ? Тут висели видимо ворота
Фото 38.
Фото 39.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
А вот тут так без палева древние могилы рядом с гаражами, вернее гаражи чуть ли не на могилах.
Фото 54.
А это какое то неизвестное видимо захоронение, все развалилось и отвалилось.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 60.
Фото 61.
Фото 62.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 65.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
Фото 70.
Фото 71.
Фото 72.
Фото 73.
Фото 74.
Фото 75.
Источник: masterok.livejournal.com