Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.
Начиная с середины XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры. Во-вторых, была создана качественно новая в технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования. В-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в том числе в отрасли социальной инфраструктуры.
Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.
ИсточникКто должен строить социальные объекты
Сейчас в большинстве крупных проектов предусмотрено строительство социальных объектов. Но их возведение – частная инициатива инвесторов.
В целом, застройщики готовы нести нагрузку по строительству социальной инфраструктуры, но в то же время они отмечают ряд моментов, без законодательного урегулирования которых эффективно решить эту проблему вряд ли удастся.
«Заказчиком строительства социальных объектов, таких как школы, детские сады, поликлиники и т.д., выступает, как правило, министерство образования или другой государственный орган, выставляя на торги право проектирования и строительства подобных объектов, – поясняет директор строительной компании «Портал»Игорь Михеев. – Коммерческие структуры здесь выполняют лишь роль подрядчиков, финансируется такое строительство за счет государства. В отдельных случаях застройщик возводит подобные социальные объекты за свой счет, а уже после завершения строительства (или в процессе) государство компенсирует ему затраты. Делается это, как правило, по договоренности между госорганом и застройщиком, осваивающим территорию».
Неинтересно застройщику
В настоящее время возможны два варианта создания социальной инфраструктуры: либо застройщик, осваивая территорию за свой счет, возводит эти объекты сам; либо места, отведенные под них, застройщик обходит, а на этих территориях функции заказчика осуществляет государство. Как правило, имеет место второй вариант.
«В теории у любого застройщика есть полное право построить поликлинику, школу, детский сад, но тогда эти возведенные объекты и будут принадлежать застройщику. Там, конечно, можно организовать частную клинику, детский сад и т.п. Но интересен ли такой бизнес застройщику? Естественно, нет», – комментирует Игорь Михеев.
В числе факторов, затрудняющих строительство объектов социальной сферы, эксперты называют отсутствие четкого механизма государственно-частного взаимодействия и недоработанность норм и правил застройки. В связи с этим многие потенциально интересные для застройки площадки простаивают годами в ожидании уточнения законодательства.
На принципах партнерства
Для крупного девелопера не составляет труда построить здание детского сада. Особенно если осваивается довольно большая площадь земельного участка, а рядом нет таких объектов. Но при этом ни один застройщик не хочет иметь школу на своем балансе. Естественно, что школу следует передать государству и вернуть потраченные деньги. Но механизм передачи пока не отрегулирован.
Например, по словам пресс-секретаря НП «СРО «Самарская гильдия строителей» Андрея Большакова, при реализации проекта комплексной застройки жилья «Новая Самара» были созданы объекты инженерной инфраструктуры. Но для строительства объектов социальной инфраструктуры, дорожной сети у муниципалитета средств нет. И именно система государственно-частного партнерства может позволить привлечь на это деньги.
«Этот механизм позволит нам в кратчайшие сроки построить здания взрослой и детской поликлиник, а также два детских сада и общеобразовательную школу как минимум на 1 000 мест. Проекты этих социальных объектов у нас уже спроектированы и согласованы. Построим мы их быстро. Но до сих пор не решен вопрос с финансированием, – сообщает эксперт. – Мы готовы предоставить под строительство землю, подвести коммуникации, у нас достаточные мощности, но мы не можем за свой счет (и за счет наших дольщиков) строить государственную поликлинику, государственную школу или муниципальный детский сад».
ИсточникСтроительство объектов социальной сферы это
от 19 августа 2020 N 2134-р
(с изменениями на 30 октября 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 2020 года N 2134-р
Перечень объектов социальной инфраструктуры, проектная документация на строительство, реконструкцию которых в соответствии с подпунктом 7_8 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» не является объектом государственной экологической экспертизы
(с изменениями на 30 октября 2021 года)
1. Объекты капитального строительства (далее — объекты), предназначенные для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования детей и взрослых, организаций дополнительного профессионального образования.
2. Объекты, предназначенные для размещения больниц (в том числе детских), больниц скорой медицинской помощи, участковых больниц, специализированных больниц (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированных больниц государственной и муниципальной систем здравоохранения, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов, госпиталей, медико-санитарных частей, в том числе центральных, домов (больниц) сестринского ухода, хосписов, диспансеров, амбулаторий, в том числе врачебных, поликлиник, в том числе детских, женских консультаций, домов ребенка, в том числе специализированных, молочных кухонь, специализированных медицинских центров, в том числе детских, медицинских организаций скорой медицинской помощи и переливания крови.
3. Объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов санитарной авиации (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной менее 2100 метров).
4. Объекты, предназначенные для размещения специальных домов для одиноких престарелых, специальных домов-интернатов, в том числе для престарелых, домов-интернатов (пансионатов), в том числе детских, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда, домов милосердия, домов ночного пребывания.
5. Объекты специализированного жилищного фонда.
6. Объекты, предназначенные для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, читальных залов, медиатек, театров, филармоний, концертных залов, планетариев.
7. Площадки для занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, оборудованные площадки для занятий спортом.
8. Многоквартирные дома жилого назначения, жилые дома блокированной застройки, подключенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
9. Административные здания, предназначенные для размещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судов, организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность, многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг.
10. Объекты, предназначенные для размещения подразделений аварийно-спасательных служб.
11. Объекты капитального строительства, предназначенные для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, состояния подземных вод, экзогенных и эндогенных геологических процессов, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
12. Здания и сооружения, используемые в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (доплеровские метеорологические радиолокаторы, гидрологические посты) и при осуществлении государственного мониторинга состояния недр.
13. Объекты, являющиеся объектами культурного наследия.
14. Объекты религиозного назначения.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»