Строительство обозначенной на схеме магистрали было начато в царствование николая 1

«Незнайка» и «Решу ЕГЭ» запускают свои курсы подготовки. Короткие видео, много практики и нереальная польза!

Вариант 14

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–11 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) ввод советских войск в Афганистан 1) 1185 г.
Б) начало Ливонской войны 2) 1979 г.
В) строительство первой в России железной дороги 3) 1837 г.
Г) начало восстания И. Болотникова 4) 1962 г.
5) 1558 г.
6) 1606 г.

Романовы за 20 минут

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1. установление опричнины

2. начало Ливонской войны

3. образование Речи Посполитой

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ФАКТЫ
А) «стояние» на реке Угре 1) первое нашествие монголов на Русь
Б) реформирование Российской империи в 1800-е гг. 2) создание полков нового строя
В) битва на реке Калке 3) отмена местничества
Г)правление Михаила Фёдоровича Романова 4) окончание монголотатарского ига
5) указ о трёхдневной барщине
6) указ о «вольных хлебопашцах»

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Полтава (А) (Б)
(В) Присоединение к Российскому государству (г)
река Вожа (Д) 1370-е гг.
(Е) Одно из крупнейших крестьянских восстаний против власти большевиков 1920-е гг.

2) победа русского войска над монголами

6) строительство первой железной дороги в России

7) Тамбовская губерния

8) одно из главных сражений Северной войны

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЖДАЛИ 58 ЛЕТ — МАГИСТРАЛЬ ЦЕНТРАЛЬНУЮ/СТРОИТЕЛЬСТВО НАЧНЕТСЯ В 2023 ГОДУ/САМАРА/РОССИЯ

События (процессы, явления) Участники
А) битва на р. Калке 1) А.В. Колчак
Б) Смутное время в России 2) П.И. Багратион
В) Отечественная война 1812 г. 3) П.С. Нахимов
Г) Гражданская война 4) М.В. Скопин-Шуйский
5) Даниил Романович
6) Андрей Боголюбский

Прочтите отрывок из исторического очерка

«Сами местные жители, конечно, лучше кого-либо другого знакомы с своими нуждами и потребностями: им яснее, чем кому-либо, видно, какие именно меры следует предпринять к улучшению местного хозяйственного быта, т.е. что в данное время нужнее для их края: дорогу ли исправить, школу ли завести или больницу устроить, сколько денег следует собрать на земские нужды и как безобиднее сделать раскладку земского сбора на всех местных жителей в виде налога на их земли, фабрики, заводы и т.п. имущество.

Всякое лицо, обладающее известным, указанным в законе, имуществом или капиталом, обязательно участвует в платеже земского сбора, а платёж земского сбора даёт, в свою очередь, право на участие в управлении земским хозяйством. Но так как лиц, живущих в известной местности и платящих земский сбор, очень много и нет никакой возможности, чтобы всё местное население непосредственно участвовало в управлении земским делом, то плательщикам земского сбора предоставлено было избирать из среды своей для ближайшего заведывания местным хозяйством особых представителей, гласных.

Таким образом, население большинства уездов и губерний получило дорогое для каждого право самостоятельно распорядиться своим общественным хозяйством, и все сословия, все классы общества были уравнены в деле обсуждения и удовлетворения своих местных нужд и потребностей».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Преобразование, о котором идёт речь в отрывке, относится к числу «великих реформ» императора Александра II.

2. Законодательно земским организациям была отведена чисто хозяйственная роль, однако со временем их деятельность стала важной и в политическом отношении.

3. Главным инициатором проведения земской реформы выступил император Николай II.

4. Исполнительными органами земского самоуправления стали уездные и губернские земские управы

5. Император, в правление которого была осуществлена данная реформа, вошёл в историю как Царь-Миротворец

6. Реформа, о которой идёт речь в отрывке, была проведена в XVIII в.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Источник neznaika.info

Задания для отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ по истории. Эпоха контрреформ. Вторая половина XIX века

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к
царствованию. Александра III.

Дворянский земельный банк

политика русификации окраин

Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? Соответствующие цифры
запишите в ответ.

увеличение представительства дворянства в земствах

предоставление автономии Польше

ликвидация мирового суда

создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков

предоставление автономии университетам

разработка по поручению императора конституционных проектов
Задание 4.

Напишите пропущенное слово.

Промышленный переворот в России в XIX в. характеризуется переходом от
к фабрике.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характери-
стиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие харак-
теристики, обозначенные цифрами.

Читайте также:  Расчет дерева для строительства

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Практиковавшиеся доселе полицейские меры, при всей их разумности и
рассчитанности, как печальный опыт доказал, не спасли бесценной жизни достославной па-
мяти Государя Императора Александра Николаевича. Ни прописка билетов в полиции, ни
констатирование и ограничение в продаже оружия, ни постановка полицейских по углам
улиц, ни установление урядников не остановили злодеев в приготовлении и осуществлении
адского замысла. В Петербурге думают обезопасить неприкосновенность особы Величества
через поручение наблюдения за известным числом домов одному главному, присоединив к
нему несколько человек из благонадежных обывателей. Конечно, мера довольно
действительная, но едва ли вполне достигающая цели по широте и сложности объёма на-
блюдений и по отсутственности, большую часть времени, самих наблюдателей. ».

Б) «. законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных
установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важ-
ное место. В начале своём он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на
престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё
время образование, свойственное публичным установлениям».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Письмо адресовано министру внутренних дел М.Т. Лорис-Меликову.

Документ относится ко времени правления Николая II.

Данный документ был подписан во времена Александра I.

Документ относится ко времени правления Александр III.

Речь идет о Непременном совете.

Данный договор был подписан Александром II.

7. Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития
образования в России в 1860—1890-х гг.?

открытие высших женских курсов

открытие Царскосельского лицея

открытие земских школ

увеличение числа церковно-приходских школ

основание Смольного института благородных девиц

создание ликбезов и рабфаков

9. Установите соответствие между именами императоров и законодательными актами,
принятыми в их правление.

Александр I
Б) Николай I

Александр II
Г) Александр III

Манифест о незыблемости самодержавия

Свод законов Российской империи

Указ о «вольных хлебопашцах»

Манифест «Об усовершенствовании
государственного порядка»

Положения о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке дан-
ные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие отечественной истории

События зарубежной
истории

Ужесточение цензуры Александром III

Окончание Первой
Мировой войны

Провозглашение Англии
республики

Сражение армии Суворова при Рымнике

Начало Гражданской войны в России

Провозглашение Конституции США

Создание федеративных округов

создание Тройственного союза

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Прочтите отрывок из документа.

«Гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров,
прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве

одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они
принадлежат, и чрез то приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству
своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей,
неравенства имущественных положений».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ
цифры, под которыми они указаны.

Данный документ появился в период действия Министерства народного просвещения

Данный документ появился в 1884 году

Этот документ часть судебной контрреформы

Данный документ появился в 1887 году

Этот документ основа городской контрреформы

Данный документ затруднял доступ в гимназии детям из бедных семей

Рассмотрите схему и выполните задание

£анкт-Петербург с
V о ЧеляЕ
ХМосква ^=**5=

Напишите название железнодорожной магистрали, изображённой на схеме
Задание 14.

Назовите конечный пункт магистрали, обозначенный на схеме цифрой «1».

Назовите фамилию министра финансов России, с деятельностью которого связано успешное
завершение строительства обозначенной на схеме железной дороги.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите
три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Строительство обозначенной на схеме магистрали было начато в царствование Александра III.

Полное завершение строительства обозначенной на схеме дороги произошло после окончания
русско-японской войны.

Главной причиной строительства магистрали была необходимость скорейшей переброски
войск на Дальний Восток из-за начавшейся войны с Японией.

Часть обозначенной на схеме магистрали прошла через территорию Монголии.

Для обеспечения строительства обозначенной на схеме магистрали пришлось полностью
приостановить сооружение других железных дорог по всей России.

Одно из ответвлений дороги должно было связать с Россией новую базу тихоокеанского флота,
обозначенную на карте цифрой «2».

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каж-
дой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Храма Христа Спасителя

Б) картина «Иван Грозный и его
сын Иван»

Г) картина «Боярыня
Морозова»

Автор- Л.И. Чайковский

Автор — М. Мусоргский

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

Памятник был сооружён в честь победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Памятник находится в Новгороде.

Инициатива создания памятника принадлежит Александру III.

Автором памятника является скульптор И. Мартос.

Памятник был создан на средства казны и народные пожертвования.

Какие из памятников, изображённых ниже, были созданы в то же царствование, что и
изображённый памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Часть вторая

Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы
его царствования.

Читайте также:  Способы и виды строительства

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы
предполагают использование информации из источника, а также применение исторических
знание по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи историка В. Г. Чернухи.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы,
проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной
контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище
конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза
идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в
политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки
автономии. Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот
принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно

сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и
возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».

Укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней
политике

Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом
свидетельствуют?

Назовите две предпосылки для проведения «контрреформ» в 1880-е гг. Укажите не менее трёх
итогов контрреформаторской деятельности Александра III.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются
различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения,
существующих в исторической науке.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и
экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и
два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов
подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Источник videouroki.net

130 лет назад цесаревич Николай открыл строительство Транссибирской магистрали

Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке в 1891 году

31 мая (по нов. стилю) 1891 года наследник престола Николай лично открыл во Владивостоке строительство Великого Сибирского пути, известного в наше время как Транссибирская магистраль. Цесаревич работал лопатой, отвез первую тачку земли и затем заложил первый камень в основание городского вокзала. Чуть позже Николай по просьбе министра Сергея Витте возглавил комитет Сибирской железной дороги, внеся существенный вклад в реализацию амбициозного проекта.

Первая железная дорога в России связала в 1837 году Петербург с Царским Селом и Павловском. Ее протяженность составила 25,6 км, а первый поезд из восьми пассажирских вагонов развивал скорость 60 верст в час (64 км/ч). Проигранная Крымская война 1853-1856 годов продемонстрировала необходимость срочного покрытия территории страны железнодорожной сетью. Первые проекты железнодорожных линий в Сибири разрабатывались в середине XIX века по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского. Тогда проект не вызвал большого интереса по причине малолюдности российской окраины.

К 1875 году в стране было построено 20 тыс. км железных дорог.

И теперь уже вопрос повышения транспортной доступности Дальнего Востока приобрел высокую актуальность. Так появилась идея Великого Сибирского пути. Это был один из наиболее грандиозных проектов Российской империи. Изыскания Министерства путей сообщения были предприняты в 1880-е.

Как цесаревич Николай открывал стройку века

Так совпало, что, когда Александр III одобрил строительство Великого Сибирского пути, цесаревич Николай совершал свое знаменитое турне по Азии. У императора родилась удачная мысль привлечь сына к церемонии открытия строительства магистрали во Владивостоке. В марте 1891 года он написал цесаревичу письмо, в котором поручал ему по «вступлении вновь на Русскую землю после обозрения иноземных стран Востока» поучаствовать в торжественном мероприятии.

«Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению на счет казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского пути», — сообщалось в тексте послания.

Возвращение Николая в Россию значительно ускорил знаменитый инцидент в Оцу – нападение японского полицейского Цуды Сандзо на наследника российского престола.

В решающий момент на помощь своему троюродному брату пришел принц Греческий и Датский Георг. Благодаря ему удар саблей по голове цесаревича не стал смертельным. В итоге Сандзо отправился на бессрочную каторгу, а Николай с испорченным настроением – во Владивосток. Сам он не видел серьезной опасности и хотел продолжать свою миссию, — но был вынужден подчиниться воле отца, который приказал немедленно прервать путешествие.

Нервы 23-летнего Николая вследствие неудачного покушения находились в расстройстве. Однако он нашел в себе силы возглавить церемонию начала строительства в крайнем восточном пункте железнодорожной линии. Будущий последний русский царь открыл ветку магистрали из Владивостока в Хабаровск. О том, что участок железной дороги пойдет через китайскую территорию, в то время не думали.

31 мая 1891 года цесаревич, умело орудуя лопатой, наполнил тачку глинистой землей и отвез ее на насыпь, которой суждено было стать Уссурийской веткой Транссиба. В тот же день Николай заложил первый камень на месте будущего вокзала Владивостока. Развернувшееся строительство существенно преобразило внешний вид города, который из военно-морской базы с немощеными улицами и грязными лачугами китайских поселенцев вскоре превратился в крупнейший центр России на Дальнем Востоке.

Выполнив возложенное на него поручение, Николай тронулся в дальнейший путь — проехал Забайкалье, Иркутский район, Енисейскую, Томскую, Тобольскую губернии, побывал в районе Степного генерал-губернаторства и в Оренбуржье, после чего через Урал вернулся в Европейскую Россию. В начале августа 1891 года он прибыл в Петербург.

Вклад Витте в строительство Великого Сибирского пути

Ввиду императорского благословения проект, долгое время являвшийся источником споров и разногласий в правительственных кругах, приобрел довольно высокую популярность в обществе. И все же работы сталкивались с новыми препятствиями.

Читайте также:  Законно ли строительство многоквартирного дома в частном секторе

Серьезно ударил по строительству неурожай 1891-1892 годов.

«В первую очередь, конечно, не хватало денег, — отмечал в своей книге «Транссибирская магистраль» британский журналист, сын русского эмигранта Кристиан Волмар. — До конца точно не известно, как именно и за счет чего осуществлялось финансирование Транссиба, поскольку государственная экономика основывалась на системе так называемой «единой кассы». Другими словами, все доходы, включая займы, складывались, и поэтому сейчас трудно установить, из каких именно фондов оплачивалось строительство линии. Железная дорога, по словам Стивена Маркса, «финансировалась за счет излишков обычного бюджета, которые, предположительно, образовывались благодаря «созданию благоприятных условий для его исполнения». Но истинное положение дел скрывалось за завесой тайны, которую уже вряд ли удастся когда-нибудь открыть».

Одним из главных сторонников Великого Сибирского пути стал Сергей Витте, в начале 1892 года занявший пост министра путей сообщения. Он не акцентировал внимание на военном аспекте использования дороги, но подчеркивал, что она поспособствует поддержке русского флота на Тихом океане, а также обеспечит дружественные связи России с Азией и Америкой.

Витте рассматривал все железные дороги как основной механизм развития экономики империи в целом, и потому Транссиб был главным рычагом этого механизма, задуманного новым министром.

«Когда я сделался министром путей сообщения в феврале 1892 года, то во время одного из моих первых докладов император Александр III высказал мне свое желание, свою мечту, чтоб была выстроена железная дорога из Европейской России до Владивостока. Мысль эта глубоко засела у императора Александра III, и еще до моего назначения министром он постоянно толковал о сооружении и этой дороги», — вспоминал Витте.

В августе 1892 года Витте был назначен министром финансов.

Одним из первых его распоряжений на новом посту стало форсирование строительства Транссибирской магистрали.

Из-за различных проволочек проект рисковал затянуться на десятилетия. Однако Витте считал скорейшее появление железной дороги настолько важным делом, что даже допускал возможность финансирования за счет денежной эмиссии. На такую меру министр все-таки не пошел, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Для этого Витте предложил образовать особый комитет Сибирской железой дороги. По его задумке, такой орган управления имел бы значительные полномочия для того, чтобы избегать проволочек при согласовании вопросов в различных министерствах. На должность председателя комитета Витте предложил Николая, хотя Александр III изначально был против, ссылаясь на юный возраст цесаревича.

Тем не менее, министр финансов сумел убедить императора, пояснив, что для наследника «это будет первая начальная школа для ведения государственных дел». В итоге Николай возглавил комитет. По мнению Витте, это благоприятно сказалось на темпах реализации проекта.

«Моя мысль была чрезвычайно счастлива потому, что наследник-цесаревич очень увлекся этим назначением, принял его близко к сердцу; когда сделался императором, то сохранил за собою звание председателя Сибирского комитета и все время интересовался этим делом, — писал в своих мемуарах министр. — Конечно, благодаря этому я и мог так быстро подвинуть дело сибирской дороги, так что этот Великий Сибирский путь был в течение нескольких лет совершенно устроен, и Петербург или, иначе говоря, Париж соединился с Владивостоком прямым железнодорожным путем».

Витте рассказывал, что уже по прошествии нескольких заседаний комитета стало понятно, что цесаревич «овладел положением председателя».

Министр оценивал Николая как человека «несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей», ставя его в данном отношении гораздо выше Александра III.

«История Транссиба трагична»

Строительство Транссиба предполагалось вести в три этапа в течение 10 лет. Однако в 1896 году правительство заключило соглашение с Китаем о прокладке трассы через Маньчжурию (Китайско-Восточная железная дорога), и строительство Амурской железной дороги отодвинулось во времени. На строительных работах ежегодно были заняты 60-80 тыс. рабочих из разных губерний и областей России, а также свыше 10 тыс. ссыльных каторжан, около 4,5 тыс. ссыльных поселенцев и солдаты. Общая сумма затрат превысила 1 млрд золотых рублей.

По объемам работ, трудности преодоления природных преград и по протяженности у Транссиба не было аналогов в мире. Многие работы производились вручную с применением примитивных орудий труда (кайло, лопата, топор, пила, тачка). На строительстве участков в Сибири использовались американские землеройные машины. Они имели ограниченное применение, будучи приспособлены для работы на ровных, сухих и безлесных территориях, тем не менее, позволяли выполнять более 10% всех работ. На строительстве Кругобайкальской железной дороги при проходке тоннелей использовались электрические и пневматические установки для бурения.

Ежегодно прокладывалось 500–600 км пути, укладывалось до 12 млн шпал, около 1 млн т рельсов и скреплений, отсыпалось до 100 млн м³ грунта.

Рабочее движение на отдельных участках Транссиба началось в 1893 году, регулярное сквозное движение – с 1916-го. В административном отношении дорога первоначально делилась на Уссурийскую, Амурскую, Забайкальскую и Сибирскую, из которой в 1915 году были выделены Омская и Томская.

«История Транссиба во многих отношениях трагична, — констатировал Волмар. — Эта стройка неизбежно должна была принести не только позитивные плоды. В частности, величайшей ошибкой было строительство первой ветки железной дороги через Маньчжурию – шаг, который не только привел к войне между Россией и Японией, но и решающим образом приблизил начало Русской Смуты, став одной из косвенных, но существенных причин неудавшейся революции 1905-1907 годов».

Источник www.gazeta.ru
Рейтинг
Загрузка ...