Требуемое расчётное количество машино-мест для паркирования легковых автомобилей следует определять в соответствии с таблицей 64.
Объекты посещения
Расчётные единицы
1 машино-место на следующее количество расчётных единиц
Объекты приложения труда
Административно-общественные учреждения, научные и проектные организации
* Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей объекта.
Объекты коммерческо-деловой и финансовой сфер (кредитно-финансовые и юридические учреждения
Высшие и средние специальные учебные заведения
преподаватели, сотрудники и студенты
Производственные и коммунально-складские объекты
Рабочие и служащие
Объекты торговли, общественного питания и сферы услуг
Магазины с торговой площадью до 200 кв. м., парикмахерские, косметические и художественные салоны, интернт-кафе
Кв м торговой площади
Магазины с торговой площадью от 200 до 500 кв. м.
Как правильно выбрать паркинг в ЖК — 10 ПРАВИЛ от эксперта по недвижимости
Кв. м. торговой площади
Супермаркеты, универсамы торговой площадью от 500 до 1000 кв м
* При размерах торговой площади более 1000 кв. м. полученное расчётом количество машино-мест снизить в 2 – 3 раза
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 1000 кв. м.
Кв. м. торговой площади
Рынки продовольственных, промышленных товаров, в т.ч. плодоовощные и строительных материалов
Рестораны, кафе, закусочные, пиццерии
Объекты культуры и досуга
Театры, кинотеатры. цирки. Дома культуры, клубы, дискотеки
Музеи, выставки, библиотеки
Рекреационные зоны и объекты отдыха
Лесопарки и заповедники
Базы отдыха: (спортивные, лыжные, рыболовные,охотничьи и др).
Дома отдыха, санатории, санатории-профилактории, базы отдыха предприятий и туристические
Отдыхающих и обслуживающего персонала
Предприятия общественного питания, торговли, бытового и сервисного обслуживания в придорожных, загородных зонах и в зонах отдыха
Посадочные места в торговых залах или единовременных посетителей и персонала
Источник: studfile.net
Парковочные места в новостройках: виды паркингов и нормы
В крупных городах проблема свободных парковочных мест становится острее с каждым днем. Несмотря на все усилия властей, найти свободное место для парковки в центральной части Петербурга очень непросто. Не менее актуально эта проблема стоит во дворах жилых домов. Перегруженные хаотично припаркованными машинами дворы, портят жизнь многим горожанам. Детям негде играть, проход по двору превращается в квест, не говоря уже о том, что иногда машинам скорой помощи и других специальных служб просто невозможно проехать к подъезду.
Сдача паркингов в аренду. Насколько это выгодно и какие есть нюансы?
В районах старой застройки решение этой проблемы практически невозможно из-за плотности застройки и высокой цены на свободные земельные участки. Жителям приходится рассчитывать только на решение со стороны муниципальных властей. В новых жилых комплексах строители, как правило, стараются максимально решить вопрос, возводя подземные и надземные паркинги, обустраивая гостевые парковки.
Пользоваться подземными и пристроенными парковками удобно — жильцам даже не нужно выходить из здания, чтобы попасть на парковку. При всех очевидных преимуществах оборудованных парковок, спрос на места в них, как ни парадоксально, не очень велик. Особенно в сегменте недвижимости комфорт и эконом классов. Виной всему очень высокие цены за парковочные места.
Нормы парковочных мест для новостроек Санкт-Петербурга
Для продуктивного решения проблемы свободных парковочных мест в новых жилых комплексах, муниципальными властями были установлены нормы минимального количества машиномест в возводимой новостройке. Застройщиков обязали возводить парковочные места в зависимости от установленных норм, поэтому все новые жилые комплексы могут похвастаться удобными парковками.
Расчёт минимального количества парковочных мест производится исходя из формулы – на каждые 80 квадратных метров жилой площади одно парковочное место. При этом допускаются небольшие отклонения от нормы, в зависимости от места строительства. В местах плотной застройки, ввиду ограниченной площади строительства часто количество необходимых машиномест сокращается, если их возможно компенсировать наличием крупных гаражных комплексов рядом с новостройкой.
Проведя несложное исследование рынка, можно констатировать факт, что в среднем в Петербурге на сотню квартир приходится около 20-30 парковочных мест. Еще один фактор, влияющий на количество машиномест в жилых комплексах — это класс жилья. В новостройках элит и бизнес классов парковочные места пользуются повышенным спросом, тогда как в сегменте комфорт и эконом классов наблюдается резкое превышение предложения над спросом.
Приблизительные расчёты показывают, что на 100 квартир в различных категориях комфортности жилья предусматривается:
- 20 мест для парковки в эконом-классе;
- 60 мест для парковки в комфорт-классе.
Для бизнес и элит классов в среднем считается одно-два машиноместа на квартиру.
Низкий спрос на места в паркинге – причины и пути решения
Прежде всего, низкий спрос на парковочные места обусловлен их высокой стоимостью, особенно эта проблема, остро ощущается в новостройках эконом-класса. При цене от 250 000 до миллиона рублей за парковочное место, люди часто отказываются от такого приобретения. Это ведет к парадоксальной ситуации — в комплексах остаются невостребованными до 75% парковочных мест, а во дворах образовываются стихийные парковки.
Строительство паркингов для застройщика обязательный, но нерентабельный проект. Многие застройщики предлагают снизить минимальные нормы парковочных мест, обосновывая это тем, что при расчете стоимости жилых квадратных метров, расходы на строительства паркинга в любом случае закладываются, а в реальности парковочные места пустуют. Даже продавая места в паркингах по себестоимости, их заполняемость все равно остается на низком уровне. По мнению застройщиков, снижение норм количества мест для стоянки автомобилей в жилых комплексах позволит оптимизировать расходы на строительство и снизить стоимость жилых квадратных метров.
Самые популярные виды организации парковок
Учитывая географические особенности Санкт-Петербурга можно с уверенность утверждать, что оптимальный тип парковок для мегаполиса – это многоуровневые наземные паркинги. Организация обычных наземных парковок невыгодна с точки зрения рационального использования свободной площади. При низких затратах на организацию парковки, необходимо много свободной земли, на которой можно разместить сравнительно небольшое количество машин.
Организация подземных парковок ведет к значительному повышению затрат на строительство. По суммарному количеству затрат на строительство паркинга, если сравнивать наземное и подземное сооружение, считается что первый подземный уровень увеличивает расходы на 10%, второй на 25%, а третий на 40 процентов. Подобные расходы имеют смысл только при строительстве жилья бизнес и элит класса, где парковочные места пользуются большим спросом и часто наблюдается недостаток свободных парковочных мест, в независимости от их стоимости. Новоселы готовы платить за комфорт и безопасность.
В сегменте новостроек элит и комфорт класса в основном практикуется строительство многоуровневых наземных парковок в пристроенных или рядом стоящих с новостройкой зданиях. Такие парковки способны вмещать от ста до тысячи автомобилей. Они оборудуются удобными въездами и выездами, системами противопожарной безопасности и видеонаблюдением.
В последнее время приобретают популярность многоуровневые механизированные парковки, где машины располагаются в отдельных боксах. Процесс парковки происходит без участия водителя, машина помещается на нужный уровень в свой бокс при помощи подъемных механизмов и действий оператора. На сегодняшний день — это самое рациональное решение, которое при повсеместном применении способно поспособствовать решению проблем с парковочными местами в Санкт-Петербурге и разгрузить улицы во всех районах от стихийно припаркованных автомобилей.
Источник: www.novostroyki-spb.ru
Глава 7. «Организация парковки»
С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Как шутят сами владивостокцы, на семью приходится два с половиной автомобиля: два личных присутствуют всегда, а третий – то есть, то нет, его берут для продажи, поэтому получается половинка.
Перегруженные транспортные пути и развязки, часовые «пробки» и плотно заставленные машинами тротуары и даже газоны во дворах становятся привычным явлением. Остро стоит проблема не только в Москве и Питере, но и других крупных городах, особенно имеющих радиальную планировку.
Сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Но даже если автовладельцы привыкли «впихивать» любимого коня в свободный закуток около офиса или дома и научились при этом не возмущаться (или хотя бы возмущаться не каждый день), перед магазином они хотели бы видеть удобную парковку.
Магазин – это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. «Нет парковки – нет торговли» – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что «ни у кого в нашем городе нет», или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.
Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад, и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине. Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением.
Как же покупатели, приезжающие в магазин, оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве – еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери.
Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя?
Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного – можно тогда посмотреть на витрины магазинов, расположенных рядом с фудкортом, полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры – создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, «никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение».
Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку, это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, – все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.
Нормативы и расчетные показатели.
Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 – «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы», таблица 9.3.2). Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:
- Размер торговой площади.Количество парковочных мест может быть увеличено, например, до показателя 1 место на 10-15 м2 торговой площади. Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий – гипермаркетов и cashcarry или выбор необходимых товаров в строительном магазине.
- Равномерность спроса и посещения магазина.Магазин может испытывать значительные пиковые нагрузки – наплыв конечных потребителей или покупателей-профессионалов. Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих, иначе покупатели, пару раз не найдя места на парковке, приучатся ездить в другие магазины.
- Удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта. Очевидно, что когда в магазин трудно или невозможно попасть пешком или на автобусе, количество парковочных мест должно быть достаточным.
В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6-12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99).
Уточнения, аналогично торговым предприятиям, производятся в зависимости от типа ресторана или кафе: для ресторана класса «люкс» требуется 1 машиноместо на 6-7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса — 1 машиноместо на 10-12 мест за столиками, для кафе — 1 стояночное место 11-12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3-5 человек. Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от станций метро.
Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 м2. Требуемое количество парковочных мест – 140.
В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазина. Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.
В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте.
Такая работа включает подбор ассортимента (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии. Первый – это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили.
Второй – более демократичный образ магазина, не пугающий «безлошадных» посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов, занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг «Пермь» в Перми, «ЦУМ» в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов.
В реалиях строительства торговых объектов в Москве и ряде других крупных городов, получила распространение такая негативная практика: при низкой обеспеченности парковкой в состав помещений вводятся офисы, и парковка согласовывается по офисным нормативам, которые значительно ниже, чем торговые. Согласовать-то можно что угодно, но обманывают в итоге самих себя…
В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показатель парковочного индекса.
Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам.
Значение этого показателя зависит:
- От размера площади и от типа торгового центра. В США приняты следующие значения:
- 4 — для торговых центров с размером GLA от 25 000 до 400 000 кв. футов
(2 350 – 37 200 кв. метров). - 4,5 – для торговых центров 400 000 – 600 000 GLA
(37 200 — 55 800 кв. метров) - 5 – при размере GLA более 600 000 кв. футов
(55 800 квадратных метров)
В Канаде для районного торгового центра приемлемым считается индекс 3,9, для межрегионального – 5,5. Таким образом мы видим, что чем крупнее торговый объект, тем большее количество машиномест должно приходиться на 1000 квадратных метров. Вспомним классическую формулу Рейли – большой размер торговой площади притягивает покупателей с большей территории, и они могут проделать далекий путь, чтобы попасть в магазин или торговый центр.
Преимущество многофункциональных комплексов с градостроительной точки зрения заключается в том, что они позволяют более экономно использовать городское пространство, регулировать потоки людей и автомобилей. Это касается и пространства парковки, которая днем может эксплуатироваться посетителями магазинов, а вечером – развлекательных заведений
(см. рис . 46).
Определив необходимое количество мест, рассчитаем, какая площадь требуется для парковки. Для стоянки одного легкового автомобиля требуется площадь:
- 20 м2 при поперечной расстановке машин;
- 23 м2 при расстановке под углом.
- 25 м2 для крупных автомобилей. При большой площади парковки и наличии магазинов для покупателей-профессионалов (строительные и отделочные материалы, cash
- легко ли контролировать и охранять парковку;
- сколько придется идти посетителям до входа от самых удаленных точек на парковке.
- 10-12% — обычные прямолинейные рампы;
- 8,5 % — винтовые рампы;
- 15 % — американские крутые рампы.
- машины покупателей;
- грузовые автомобили, доставляющие товары в магазин,
- личный транспорт обслуживающего персонала.
- общественный транспорт (автобусы, маршрутные такси).
- в магазине большой проходящий поток посетителей,
- среди покупателей значительная доля женщин.
- внутри магазина покупатели проводят сравнительно недолгое время (не более 1,5 — 2-х часов),
Получается, что наилучший вариант – парковка прямоугольной формы, расположенная перед зданием. Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка, она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решение – отдельные кусочки парковки, расположенные в разных местах. Английский специалист по торговой архитектуре Надин Беддингтон советует размещать парковку таким образом, чтобы расстояние от самых удаленных мест до основных магазинов не превышало 200 м.
Важно отметить, что в темное время суток особое внимание должно быть уделено освещению периметра наземной парковки, ее удаленных участков и «карманов». Минимальная освещенность на открытой парковке не должна быть ниже 50 ЛК (люкс).
Отношение к подземным парковкам у ряда посетителей отрицательное. Встречали пару мест, где откровенно страшно – с потолка капает, сыро, темно, не дай Бог, по голове дадут и отберут покупки вместе с ключами от машины. Основные же опасения посетителей связаны с риском повреждения автомобилей. Даже если подземная парковка комфортная, как, например, в гипермаркете «Южный» в Тюмени, посетители заезжают туда, только убедившись, что на земле нет ни одного места. Но, конечно, в центре города, где ограничено пространство, подземная парковка – обоснованное решение.
Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена. К парковке на крыше посетители относятся более спокойно, поскольку пространства там достаточно, и нет колонн, как под землей. Однако, основное препятствие к въезду наверх может представлять слишком большой уклон рампы и маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Продольные и поперечные уклоны рамп в МГСН не нормируются, они должны приниматься в проекте «согласно технологическим требованиям». В зарубежной практике применяются следующие значения уклона рамп:
Если уклон пандуса спокойный, например, в 10-12%, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон рампы для легковых автомобилей не должен превышать 30%. Некоторые российские рампы в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований и представляют собой «веселый» аттракцион.
Особенно любопытно наблюдать за выражением лиц женщин-водителей, когда они, покружив по земле в поисках свободного места, бесстрашно направляют свой автомобиль вверх. Вперед, ребята! Бог не выдаст — свинья не съест! И на обратном пути ваша машина, под завязку загруженная продуктами из супермаркета, все же впишется в поворот и не вылетит с рампы, как в американском боевике. Правда, для людей осторожных и впечатлительных одного посещения такого торгового центра может оказаться достаточно.
Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам – 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной проекции приходится 8 см подъема или спуска. При большем уклоне парковка делается в виде террас, разделенных подпорными стенками, которые должны быть перпендикулярны фасаду магазина.
Эффектным приемом является декорирование разделительных стенок зелеными насаждениями. В последние годы вообще набирает силу тенденция благоустраивать парковку с помощью деревьев. Парковка приобретает более живописный вид, покупателям приятнее дойти от машины до магазина, и летом машины не перегреваются, оставаясь в тени деревьев.
Эта тенденция отражает общее развитие «зеленого» маркетинга. Минусы «зеленой» парковки, в целом, не очень серьезные. Для владельца – это незначительные снижение емкости парковки (конечно, при грамотном проектировании), для посетителей — падающие листья, птичий помет и опасность падения веток при шквалистом ветре и урагане.
При въезде на многоуровневую парковку посетителя магазина волнует вопрос, где он сможет найти место, и не придется ли кружить. На открытой местности, при хорошем освещении обзор гораздо лучше. Электронная система оповещения о количестве свободных мест, в том числе, на каждом уровне, снимает проблему поиска. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены пути (рампы) подъема и спуска. Если торговый центр имеет в составе супер- или гипермаркет, покупатели должны иметь возможность подняться на каждый уровень парковки с тележками.
Организация движения на парковке.
Как вход в магазин и переходы на другие этажи, въезд на парковку посетитель должен находить легко. Сообщать посетителям о том, куда и когда повернуть, чтобы заехать на парковку, нужно заблаговременно. На указателе должна присутствовать стрелка и расстояние до поворота. Особенно актуальны четкие указатели для тех магазинов, у которых парковка располагается не перед зданием.
В крупных торговых комплексах важно сразу разделить потоки автомобилей и места их стоянки. Выделяются четыре основных машино-потока:
Когда движение внутри парковки не упорядочено знаками, это неизбежно приведет к возникновению пробок и недовольству посетителей. На парковке больших магазинов неуютно чувствовать себя могут покупатели с тележками. Поэтому места пешеходных переходов должны быть хорошо и ярко размечены и с двух сторон обрамлены валиками, тоже ярко раскрашенными и со светоотражателями.
Более удобное расположение въезда и выезда – по разным концам парковки, чтобы потоки въезжающих и выезжающих автомобилей не мешали друг другу. В специализированных магазинах должно быть предусмотрено специальное место для загрузки крупногабаритных товаров (мебели, строительных и отделочных материалов, крупной бытовой техники) в машины покупателей.
Даже если магазин оказывает услуги по доставке. Покупатель может возжелать немедленно забрать клей для плитки, если дома простаивают мастера, или кресло-качалку для любимой тещи, если она томится на даче. Подъезжая к месту загрузки, покупатель тоже не должен двигаться против потока. С целью предотвращения воровства такое место должно быть отделено от места разгрузки товаров, поступающих в магазин.
Расстановка автомобилей на парковке.
Размеры места для парковки одного автомобиля принимаются в зависимости от ширины проездов и способа расстановки (см. Рис. 47). При узких проездах увеличивается ширина машиноместа, чтобы была реальная возможность на него заехать. Говоря о размерах парковочных мест, не можем не вспомнить недобрым словом советские нормативы. Например, подземный гараж нашего родного дома был запроектирован в конце 60-х, и ширина машиноместа там – 2,1 м. А москвичи, в отличие от жителей Рима, пока любят большие автомобили…
Рис. 47 |
При расстановке под углом 45 или 60 градусов возрастает удобство и быстрота въезда/выезда, не создаются пробки. Когда парковка организована в виде полосы перед магазином на улице, поперечная расстановка может быть даже опасной и для отъезжающих автомобилей, и для проходящего транспорта, двигающегося с высокой скоростью. Но емкость парковки под углом 90 градусов, естественно, больше. В таблице на рисунке 48 показаны расчетные показатели стоянки вдоль линии тротуара, и мы можем увидеть, что при расстановке под углом 45 градусов площадь, необходимая для автомобиля, почти в 1,5 раза больше по сравнению с поперечной расстановкой, а количество машин, умещающихся на 100-метровой полосе – почти на 30% меньше.
Рис. 48 |
Особенности посещения магазина определяют способ расстановки. Расстановка под углом 45 или 60 градусов выбирается для магазина или торгового центра, если:
Если же в магазин приезжают целенаправленно и надолго, более эффективной будет расстановка под углом 90 градусов.
Система навигации на парковке.
Блоки парковки должны иметь четкие обозначения, чтобы на пути обратно посетителю не пришлось бродить в поисках своего автомобиля («Помню, дерево там такое было и мужик в пиджаке…»). Место, обозначение только цветом, запоминается хуже, нежели отмеченное только буквами или буквенно-цифровыми сочетаниями.
Лучше всего, когда цвета и символы добавляются к буквенно-цифровым обозначениям. Прием мнемотехники (науки о запоминании) – использование согласованных между собой элементов, и обозначения «буква-символ-цвет» должны не противоречить друг другу, а усиливать совместное действие.
Например, в Сингапурском зоопарке, являющемся прекрасным примером коммерческого развлекательного центра, каждый блок парковки отмечен буквой алфавита, изображением животного, название которого начинается с этой буквы: «C» – крокодил (crocodile), «D» – дракон (dragon), «E» – слон (elephant) и т.п. и соответствующим цветом. Похожее эффективное решение применено в торговом центре «Атриум» в Москве.
Там подземная парковка имеет 3 уровня. Первый уровень Р1 запоминается посетителями как мир африканской саванны: он обозначен оранжевым цветом и символами животных, проживающих в Африке, – верблюда, слона, носорога, гепарда. Следующий уровень Р2 напоминает леса средней полосы России – зеленый цвет и изображения медведя, зайца, ежика, оленя. Спустившись на самый нижний уровень Р3, покупатели оказываются в подводном царстве – там применен синий цвет, а ориентироваться помогают рисунки кита, морской звезды, дельфина и морского конька.
Указатели направлений, мест входа и выхода должны хорошо читаться и быть заметными с расстояния, поэтому на таких указателях не желательно применять более двух основных цветов.
Кира Канаян, Рубен Канаян, Армен Канаян,
ведущие консультанты компании «Юнион-Стандарт Консалтинг», г. Москва,
авторы книги «Торговая недвижимость: вызовы времени и перспективы»,
книги «Проектирование магазинов и торговых центров»
и книги «Мерчандайзинг»
За 25 лет работы
нашей компанией было
спроектировано
2 643 040 кв.м
торговой площади
в 13 странах
Источник: www.usconsult.ru