Псково-Печерский монастырь – древняя обитель с 500-летней историей, построенная над пещерами времен последнего ледникового периода. В XII веке их выбрали местом для обитания монахи-отшельники. После смерти монашествующих и святых старцев хоронили в тех же пещерах. В послепетровскую эпоху комплекс разрастался как сверху, так и снизу.
Сверху строили церкви и крепости, в внизу расширяли пещерные галереи, чтобы хоронить монахов и мирян. Здесь покоятся предки писателя Александра Пушкина, полководца Михаила Кутузова. Интересные факты о монастыре и некрополе – в материале 24СМИ.
История возникновения монастыря в Печорах
Если начать с геологии, то пещеры, скорее всего, созданы в рыхлом известняке водами таявших ледников. Хотя геологические исследования комплекса ни разу не проводились. В таких природных укрытиях, расположенных на берегах рек, первобытные люди селились издавна. В условиях, когда не строили домов, пещеры давали комфортное место для ночлега людям и животным.
Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде .(NEW) 2021
Предполагают, что первыми монахами здесь стали беглецы из Киево-Печерской лавры, спасавшиеся от монголо-татарского нашествия. Но документальных подтверждений теории тоже нет. Дата появления первых монахов в подземных галереях неизвестна. Какое-то время они жили тайно.
Об этом свидетельствуют легенды местных жителей о дивном пении, доносившемся из-под земли по церковным праздникам. Люди считали, что слышат пение ангелов.
Нашел пещеры крестьянин Иван Дементьев. Отправившись в лес за дровами, мужчина наткнулся на упавшее от бури дерево. Под его вывороченными камнями открылся вход, который вел к пещерам, где жили отшельники. Летопись датирует это событие 1392 годом.
Первопоселенец – полумифический монах Марк. В ранних летописях прямо указывается, что это не точные сведения, а пересказ легенд. В поздних источниках авторы уже описывают его как реально жившего человека.
Первым историческим лицом и основателем мужского монастыря стал священник Иоанн, прибывший из Дерпта (современный Тарту). С женой Марией (в монашестве Вассой) он построил первый храм – Успения Пресвятой Богородицы – над пещерным комплексом. Официальной датой основания монастыря стало 15 (28) августа 1473-го. Холм, на котором построен храм, называется в народе Святой горой. Со временем монастырь разросся, а вокруг него строился город Печоры (Печеры до 1920-го).
От момента основания монастырь стал обителью, непохожей ни на одну другую. Согласно одной из мифологических традиций, праведники, скрываясь от врагов, попадают в сокрытый от глаз мир. Например, таков миф о Китеж-граде. Поэтому святые отшельники, живущие в пещерах, считались особыми, наделенными чудесными способностями, как проводники между тем и этим миром. До сих пор люди отправляются в паломничество в Псково-Печерский монастырь, чтобы помолиться святыням и попросить у старцев благословения и помощи.
Над входом в печорские пещеры видна необычная надпись: «Богом зданные». Она вызывает недоумение не только у современников. По легенде, жил в пещерах монах Фома-неверующий. Он не верил, что автором надписи может быть Бог, поэтому настойчиво стирал ее перед каждой утренней службой. Возвращаясь со службы, находил загадочные слова на прежнем месте.
Псково-Печерская обитель (Тихон Шевкунов), 2007.
Монастырское подворье / Фото: Flickr.com
Дальнейшее развитие Псково-Печерской обители
Монастырь был построен на границе между двумя государствами — Ливонией и Россией. Чтобы предотвратить разрушение враждующими армиями, обитель требовалось защитить стенами. Первые стены возвели при игумене Дорофее в 1523-м. Строили их из деревянных бревен.
В последующие годы Псково-Печерский монастырь развивался и процветал. Расцвет приходится на время, когда настоятелем назначили преподобного Корнилия. Памятник настоятелю установлен у Святых Врат монастырского комплекса в октябре 2012 года.
Летопись гласит, что Корнилий происходил из рода псковских бояр. В юности получил образование в Псково-Мирожском монастыре. Умел читать, изготавливать свечи, писать и украшать рукописи, а также расписывать иконы. По возвращении домой будущий настоятель посетил Псково-Печерский монастырь. Обитель произвела на него такое сильное впечатление, что он оставил дом и принял постриг.
При Корнилии монастырь разросся. Ранее в обители жило 15 монахов, при Корнилии – 200. Он создал библиотеку, наладил выпуск рукописей. Из обители в окрестные земли направлялись миссионеры. Монахи проповедовали слово Божие.
Монастырь раздавал пищу нуждающимся, давал приют беженцам, которые бежали из-за Ливонской войны. За годы жизни настоятеля обитель приросла двумя церквями – Святого Николая и церковью Благовещенья. Вокруг построили каменные стены. Сделать столько, сколько успел Корнилий, после него не удалось ни одному другому настоятелю.
XVII–XIX века
Корнилий умер в феврале 1570-го. Убит Иваном Грозным. По одной из версий, причиной расправы стало то, что святителя оклеветали завистники. По другой, каменные стены вокруг монастыря были построены без согласия царя. Увидев крепость, Иван Грозный рассвирепел и снес голову Корнилию, который вышел встречать его к воротам.
Путь, по которому покатилась голова, а затем раскаявшийся Иван Грозный нес тело от ворот к монастырю, называется «кровавым».
Раскаяние монарха сопровождалось щедрыми царскими пожертвованиями для обители. Тело святителя, так же как тело основателя монастыря Иоанна и его супруги Марии, захоронено в монастырских пещерах.
За свою историю монастырь не раз оказывался в осаде, но не был взят ни одной армией. Под его стенами в 1581 году стояли войска короля Польши Стефана Батория, в 1610-х – армия шведского короля Густава II, в 1703 году – войско шведского монарха Карла II. Молва приписывает невозможность взять монастырь божественной защите. Преподобный Корнилий построил надвратную церковь Св.
Николая и поручил защиту обители Николаю Чудотворцу. С тех пор святой незримо охраняет территорию.
В 1890-х годах развернулся следующий этап строительства в монастырском комплексе под руководством настоятеля архимандрита Мефодия. Позолотили купола Успенского собора. Обновили церковную утварь, перестроили конюшни, кельи для монахов, столярные мастерские.
XX век в истории монастыря
В 1920 году Печоры были переданы Эстонии по условиям Тартуского мирного договора. В то время как храмы на территории России были закрыты, а их ценности экспроприированы, Псково-Печерский монастырь продолжал богослужения. Во время Второй мировой он тоже продолжал работать.
После войны Эстония вошла в состав СССР, но новые власти монастырь не закрыли, а разрешили проводить богослужения, демонстрируя толерантность по отношению к свободе личности и вероисповедания. Тот факт, что обитель ни дня не была закрыта, монахи тоже считают проявлением божественной защиты.
Наместником обители в 1949 году назначен архимандрит Пимен. Предыдущий, игумен Павел, был арестован в 1944-м за сотрудничество с гитлеровскими войсками в период оккупации. Кандидат исторических наук Роман Плаксин в своей работе, посвященной Псково-Печерскому монастырю, отметил, что монахи не только сотрудничали с вермахтом, предоставляя информацию и территорию монастыря, но и сдавали им советских патриотов. Игумена Павла осудили на 15 лет. В 1997-м он был реабилитирован.
Послевоенные годы
Самой сложной для обители в послевоенные годы стала хрущевская антирелигиозная кампания. Монастырь пытались закрыть, но его наместник, отец Алипий, противодействовал таким попыткам. Этому способствовал не только церковный авторитет настоятеля, но и то, что в миру отец Алипий был фронтовиком, участвовавшим в штурме Берлина в 1945-м.
В душе настоятель оставался художником. Лично контролировал послевоенное восстановление фресок и икон обители, не только критиковал работу государственных реставраторов, но и собственноручно рисовал. В 1973-м удалось вернуть сокровища, вывезенные немцами из монастыря в конце войны.
Сентябрь 1995 года ознаменовался для Псково-Печерского монастыря крупным скандалом. Пресса обвинила тогдашнего настоятеля архимандрита Романа в том, что в пещерах захоронили Николая Гавриленкова, руководителя местной ОПГ. Патриарх Алексий II потребовал отставки настоятеля с поста. Новым наместником стал архимандрит Тихон (Шевкунов).
Монастырь в 2022 году
В 2011 году архимандрит Тихон издал книгу «Живые святые» о монастыре и жизни монахов. Она вышла тиражом более 3 млн экземпляров. В 2012-м книга переведена на английский язык. В том же году английский перевод получил Гран-при фестиваля Read Russia 2012 в Нью-Йорке. Ее переводчик Юлиан Левенфельд крестился в православную веру в том же году в московском Сретенском монастыре.
Новой важной вехи в своем развитии монастырь достиг в 2013-м. Тогда отпраздновали 540-летие с момента основания. В поздравительной речи на сайте обители, посвященной событию, говорится, что «монастырь всегда оставался оплотом православия в мире в то время, как вокруг него возникали и уходили в историю правительства и империи».
В феврале 2021-го в монастырь вернулось собрание из 12 икон, которые также были вывезены гитлеровцами. В июне 2021-го открыли духовную семинарию. Наместником с 1 августа 2021-го является иеромонах Иларион. В 2023-м монастырь будет отмечать свое 550-летие.
Святыни и достопримечательности обители
Псково-Печерский монастырь находится на юго-восточной окраине города Печоры. Первое, что видит путешественник, – каменная стена с 9 башнями. Длина сооружения – 800 м. Первые 6 башен построены в начале Ливонской войны 1560-х. В течение следующих 20 лет были построены еще 3. Одна из башен была разрушена. На ее месте построен собор Михаила Архангела.
Самая высокая – Башня верхних решеток. Она построена на дне оврага. Для целей обороны крепостной стены ее сделали выше других. Высота – 25 м. Внутри стены и башен расположены дозорные площадки, площадки для пушек, караульные комнаты. В основании башни установлены железные решетки.
Они препятствуют проникновению врага в крепость со стороны оврага и ручья Каменец, который там протекает.
Рядом с Изборской башней видны остатки земляных укреплений. Они созданы в начале 1700-х по приказу Петра I. Царь распорядился обнесли крепость дополнительными укреплениями – земляным валом и рвом.
Тарарыгина башня при первоначальной постройке была круглой. Но во время осады шведскими войсками оказалась сильно разрушена. После ее восстановили, сделав четырехугольной. Неодинаковость башен делает архитектуру крепости особенной.
Перед входом в монастырь оборудована смотровая площадка. Белая стена, золотые купола над ней и голубое небо очень фотогеничны. Поэтому здесь много фотографируются. Главный вход – Святые ворота. Налево от них – церковь Святого Николая.
Дорожка от входа до церкви называется «кровавый путь», в память о том моменте, когда Иван IV отрубил голову настоятелю Корнилию.
Монастырская звонница укомплектована 17 колоколами. Самые большие из них – это царские подарки. Их передали Иван Грозный, Борис Годунов и Петр I.
Монархи часто приезжали в обитель на богомолье. Одно из свидетельств такой поездки – карета Анны Иоанновны. По легенде, императрица приехала на богомолье в экипаже. Однако выпал снег, и обратно она отправилась в санях, а карета так и осталась на монастырском подворье.
Карета Анны Иоановны / Фото: Wikimedia.org
Главный храм комплекса – Свято-Успенский собор. Его построил основатель обители. Над храмом возвышаются голубые с золотом купола в стиле казацкого барокко. Под ним начинаются монастырские пещеры.
Главная икона Успенского собора – икона Успения Божией Матери. Считается, что Богородица спасла монастырь во время осады польскими войсками. С тех пор ежегодно на 7-й неделе после Пасхи в обители совершается крестный ход. Процессия движется от Успенского собора к Михайловскому и обратно.
Еще одна интересная икона – образ Спаса Нерукотворного. Список этой иконы можно увидеть на десятках церковных календарей каждый год.
На Святой горе монахи вырастили яблоневый сад. Под деревьями создан красиво подстриженный газон. Рядом скамейки для отдыха. Но попасть туда можно только с туристической экскурсией. Из сада открывается панорамный вид на подворье монастыря и крепостные стены.
Михайловский собор / Фото: Wikipedia.org
Интересные факты и мифы
Традиция хоронить монахов в гробах в пещерах, а не в земле появилась при основателе монастыря Иоанне. Когда его жена Мария (Васса) умерла, Иоанн провел положенные обряды и похоронил ее гроб в земле. Но наутро гроб стоял у входа в пещеру без следов земли на нем. Иоанн снова провел похороны, но утром все повторилось.
С того момента тела благочестивых монахов больше не хоронят в земле, а относят в пещеры, где те сохраняются. Тела не издают запах тлена.
На гробе Вассы видны следы огня. Это еще одно чудо. По легенде, представители светских властей решили, что в монашеских гробах хранятся ценные предметы и их стоит оттуда изъять. Когда открыли крышку гроба, то оттуда вырвался огонь и покарал мародеров за святотатство. Матушке Вассе паломники молятся о благополучии в семейной жизни, о детях.
Делятся монастырские пещеры на ближние и дальние. Ближние выполнены буквой П. В них покоится прах первых основателей, а также мощи преподобных Лазаря и Марка. Над гробницей провидца Лазаря висят его вериги, которые монах носил при жизни. Вес – 16 кг.
В дальних пещерах 7 галерей. Длина – около 200 м. Глубина залегания – 15 м. Первоначально здесь погребали только иноков, но позже стали хоронить и выдающихся мирян. Всего по предварительным оценкам в церковных пещерах хранится до 3000 захоронений.
О том, чей прах погребен в нише стены, можно узнать из надгробной плиты. Их называют керамидами. Выполнены из известняка и керамики. Большинство керамид относятся к XVI–XVII векам. Датировка на них ведется не от рождества Христова, как мы привыкли, а от сотворения мира.
Освещения в дальних пещерах нет. Единственный источник света – свеча, которую дают в руки каждому посетителю. Но, несмотря на отсутствие света. в пещерах есть дерево. Оно растет в кромешной тьме, что считается чудом и проявлением Божьей воли.
Заканчивается главная галерея у большого деревянного креста. Его привезли в монастырь из Иерусалима. Экскурсоводы говорят, что еще 10 лет назад крест мироточил, но сегодня реликвия не демонстрирует чудесных проявлений.
Покинув пещеры, посетители могут зайти в церкви и набрать воды в святом источнике. Также на территории расположен беличий питомник. Можно покормить белок, а в трапезной попробовать традиционные русские лакомства – пряники, сбитень.
Псково-Печерский монастырь расположен в нескольких километрах от границы с Эстонией. От Тарту и Пскова до него можно добраться общественным транспортом, а также взять такси. Расстояние от Пскова до монастыря – 48 км. Вход в обитель доступен для посетителей и паломников в любое время, но для того, чтобы отправиться в пещеры, нужно записаться заранее.
Для всех посетителей рекомендована скромная одежда. От женщин требуется одежда с закрытыми плечами и покрытие на голову.
Источник: 24smi.org
Киево-Печерский монастырь и основание русского монашества
Доклад епископа Боярского Феодосия, викария Киевской митрополии на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» (Москва, Покровский ставропигиальный женский монастырь, 23−24 сентября 2015 года)
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, пастыри, честное монашество, братья и сестры!
В этом году Святая Церковь празднует 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира Святославича. Мы славим Бога, дивного во святых Своих, – приняв чрез Днепровскую купель Святое Крещение, мы были привиты ко Христу, получили возможность освободиться от греха, принести плод святости и унаследовать жизнь вечную (Рим. 6:22).
Принятие христианства Святой Русью от Византии – это эпохальное событие, которое навеки изменило ход истории славян и их образ жизни. Мы приняли не только веру Восточного обряда, которая выкристаллизовалась на протяжении первого тысячелетия, но и древние традиции, которыми жила Вселенская Церковь. Господь благословил нам непосредственно прикоснуться к ангельскому образу жизни, познать монашество, которое, по словам современных подвижников, является лицом Церкви, всегда обращенным ко Христу.
Монашество – это уникальный образ подвижнической жизни Древней Церкви, это жизненный выбор людей, избранников Божьих, о которых Христос сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:11, 12). И отвечая на вопрос учеников: «что же будет нам?», – Христос говорит: «И всякий, кто оставит домы, или братьев… или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27, 29).
На протяжении первого тысячелетия мы находим множество примеров уединенного спасения среди сонма угодников Божьих, для которых сей путь праведности был открыт преподобным Антонием Великим и основателем иноческого общежития преподобным Пахомием Великим[1]. Своим примером служения Богу они вдохновили многих на подобный аскетический подвиг.
Монашество Киевской Руси берет свое начало именно от этого Вселенского источника иноческой жизни. Во многих древнерусских литературных памятниках указано разное время появления русской монашеской традиции, и, как говорит церковный историк Антон Владимирович Карташев, «начало русского монашества представляет как бы некоторую загадку»[2].
«Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (середина XI в.) свидетельствует о том, что после Крещения Руси при князе Владимире появляются первые монашеские обители: «Монастыри на горах встали, черноризцы явились»[3].Митрополит Московский Макарий (Булгаков) сообщает, что монастыри появились, без сомнения, вместе с первыми пастырями, пришедшими к нам из Греции[4]. При этом «Повесть временных лет» прп.
Нестора Летописца (начало XII в.) содержит сведения о более позднем периоде существования монашеской жизни. После закладки Святой Софии князем Ярославом Мудрым в 1037 году появляется иноческая жизнь в монастырях святого Георгия и святой Ирины: «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться»[5].
При этом не исключается существование монахов и до этого времени. Об этом как раз говорит уже упоминаемый нами А.В. Карташев: «Нужно думать, что монахи были в среде киевских христиан и до св. Владимира, и что с приходом из Болгарии, Афона и Византии на Русь новых монахов-миссионеров они вышли на свет Божий, соединились в общества, стали селиться возле вновь возникавших церквей»[6].
При этом появление монашества на Руси традиционно связывают с именем преподобного Антония Печерского (983–1073 гг.), отмечая и тот факт, что сохранившееся исторические сведения о прп. Антонии весьма противоречивы.
По сей день спорным является вопрос о количестве хождений прп. Антония на Святую Гору Афон. Так в Древнем Патерике говорится только об одном посещении Афона и возвращении преподобного в Киев в 1051 году. Существуют иные мнения, согласно которым прп. Антоний совершил первое путешествие на Афон в совсем юном возрасте, около 1000-го года, и через некоторое время возвратился на Русь (некоторые источники указывают дату 1013 г.).
Сведения о втором посещении Афона появляются только во второй редакции Патерика, созданной монахом Киево-Печерского монастыря Кассианом в 1462 году[7]. Согласно его хронике, второе хождение прп. Антония на Афон произошло после смерти князя Владимира в 1015 году и начала междоусобицы. С этого времени он подвизался до окончательного возвращения в Киев (по одним данным это произошло после 1030 г., по другим – после 1051). Это мнение поддерживал известный церковный историк и библиограф митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) в своей знаменитой работе «Описание Киево-Печерской Лавры»[8].
Согласно второй версии, 1016 год стал началом русского монашества на Афоне, так как именно монахи, пришедшие вместе с прп. Антонием, основали первый русский монастырь в Уделе Богородицы. Некоторые исследователи предполагают, что это был Свято-Успенский Богородичный монастырь Ксилургу, в котором принял монашеский постриг преподобный Антоний Печерский[9]. Есть и другая версия, более позднего происхождения (XVIII–XIX вв.), согласно которой Антоний принял монашество в Великой Лавре Святого Афанасия или монастыре Эсфигмен[10].
По благословению старцев преподобный Антоний воспринял афонский устав и принес его на Русь, основал по афонскому образцу Киево-Печерский монастырь, положив начало русскому монашеству. Таким образом Печерская обитель была основана на высоких идеалах подвижнической жизни Православного Востока[11]. Печерский монастырь со временем стал духовным цветником и первообразом всех русских монастырей. «Молитвы, труды и подвиги преподобного Антония и его ученика преподобного Феодосия стали тем мощным фундаментом, на котором выросло и укрепилось монашество Киевской Руси»[12]. Новообразованные обители Руси полагали свой уклад жизни по образцу Печерского монастыря. Основатели таких обителей в большинстве своем были учениками преподобных Антония и Феодосия.
Кроме Печерского монастыря в Киеве существовало также два богатых княжих монастыря: Георгиевский, основанный Ярославом Мудрым, сыном Владимира, и Дмитриевский, основанный Изяславом Ярославичем, куда в игумены взят был бывший игумен Печерского монастыря Варлаам, непосредственный предшественник преподобного Феодосия. Летописец, очевидно, выразил мнение, бытующее в стенах Печерского монастыря, когда писал: «Изяслав поставил монастырь Святого Димитрия, хотя створити вышний сего монастыря (т.е. Печерского) надеялся богатству»[13].
Но иным был промысел Божий – господствующее значение в Киеве и всей Руси выпало на долю Печерского монастыря. По объяснению прп. Нестора, произошло это потому, что основан он «слезами, пощением, молитвою и бдением»[14].
Сегодня уже классической датой основания Киево-Печерского монастыря считается 1051 год, подтверждение этого мы находим в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца. Эта начальная летопись, прекрасное и единственное в своем роде произведение, не только положила начало летописному делу на Руси, но и сохранила память о начальных событиях Русской истории. Эта летопись является одним из существенных условий нашего исторического самосознания, и как говорит один из дореволюционных исследователей: «Без этой летописи наша история представляла бы из себя книгу без начальных листов»[15].
Преподобный Нестор упоминает только о втором возвращении Антония и о его поселении в Иларионовой пещере, при этом не указывая тот факт, что о своем прибытии в Киев преподобный старец сообщил князю Ярославу. Поэтому можно согласиться с мнением митрополита Евгения (Болховитинова), что о подвиге великого монаха стало известно уже при Изяславе Ярославиче, который часто обращался к преподобному Антонию за духовной беседой и благословением[16].
С большой долей вероятности можно предположить, что только после 1054 года к преподобному Антонию прибывают подвижники, желающие уединения и молитвы. В числе собратьев прп. Антония были иерей Никон, постриженик одного из Киевских монастырей и 23-летний Феодосий. Таким образом, первое Антониево братство состояло только из четырех монахов: по благословению прп. Антония преподобным Никоном в монахи был пострижен Феодосий, а через некоторое время и преподобный Варлаам, первый игумен Печерский.
Здесь хотелось бы сказать несколько слов о преподобном Никоне Печерском, который на начальном этапе существования Печерского монастыря являлся фактически лидером монахов Киевской Руси.
Личность преподобного Никона – наиболее загадочная в истории монастыря. Доныне невыясненным остается его происхождение, место пострига, обстоятельства и время прибытия к преподобному Антонию[17]. Высокое положение преподобного Никона дало повод исследователю М.Д. Приселкову предположить, что под именем Никона принял схиму митрополит Иларион, сведения о котором теряются около 1053-1054 года. Это предположение не имеет доказательной базы.
Достоверно известно, что преподобный Никон ушел из Печерского монастыря из-за конфликта с Киевским князем Изяславом. Причиной тому послужил постриг в иноки великокняжеского придворного Ефрема и боярского сына Варлаама. Преподобный Никон отправился на остров Тмутаракань, где основал монастырь Богородицы по примеру Печерской обители. С 1062 года вплоть до своей смерти в 1074 году игуменом Киево-Печерской обители был преподобный Феодосий.
Если преподобный Антоний преимущественно созидал тайный, мистический вид пастырского служения, то святой Феодосий как монах воплотил открытое миру и людям деятельное начало. «Земной ангел и небесный человек» – так назвал его Печерский Летописец.
С увеличением числа иноков в 1062 году Лавра основала наземные монастырские сооружения для проживания братии, но благоговейно хранила пещеры для погребения усопшей братии и подвига отдельных иноков. Еще до постройки наземного монастыря прп. Антоний уединился от подвижников, выкопав себе пещеру «под новым монастырем». Что это был за «новый монастырь»?
Ответ на этот вопрос находим в «Житии преподобного Феодосия»[18], которое гласит, что невдалеке от монастыря, построенного при первой пещере, есть место, где перед своей кончиной прп. Феодосий, управляя общиной, начал строить каменный храм, и куда по окончании строительства переселилась братия, оставив в старой обители лишь немногих иноков[19].
Увеличение числа монашеского братства заставило прп. Феодосия приняться за поиски Устава для упорядочения жизни Печерского монастыря. Именно с именем преподобного Феодосия Печерского связано введение Студийского общежительного монашеского устава. Обыденное управление стало основополагающим условием для дальнейшего существования Печерской обители; в начале игуменства Феодосия (1062 г.) в монастыре подвизалось 20 монахов, а за короткое время число насельников возросло до ста.
По мнению исследователя В.Н. Топорова, «выбор Студийского устава был не случайным, а сознательным и глубоко обдуманным шагом»[20]. Общежитие, предписываемое Студийским уставом, было единственным условием сохранения монашеской общинной жизни. Сведения о введении Студийского устава в Киево-Печерском монастыре находим в «Житии Феодосия Печерского» и Печерском Патерике. Первая часть устава – традиция совершения богослужения – была получена от византийского монаха Михаила, пришедшего на Русь с митрополитом Георгием в 1062 году.
По благословению прп. Феодосия полную редакцию Устава Студийского монастыря на Русь принес Печерский монах Ефрем около 1065 года. Именно этот устав лег в основу иноческого общежития Киево-Печерского монастыря. Сегодня существуют разные мнения по поводу того, насколько точно прп. Феодосий следовал Студийскому уставу.
Для игумена Печерской обители фундаментом жизненного уклада было соблюдение основ Устава – принципа строгого общего жития, отречения от собственности, полного равенства братии между собой, постоянной молитвы и труда.
Таким образом, введение прп. Феодосием Студийского общежительного устава в Печерском монастыре кардинально изменило обыденный характер братской общины, сохраняя при этом традиции «особножительства». Наличие этих двух противоположных типов подвижничества является отличительной особенностью Киево-Печерского монастыря[21].
Свидетельством веры преподобных Антония и Феодосия Печерских явилось начало строительства в 1073 году главного храма монастыря – Успенского собора. Согласно «Слову о создании Церкви печерской» святителя Симона, епископа Владимиро-Суздальского (†1226), накануне закладки храма к преподобным Антонию и Феодосию пришли четверо зодчих из Константинополя. Они рассказали о чудесном явлении Божьей Матери и Ее повелении построить на Руси храм: «И сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить». По данным «Повести», с кончиной прп. Феодосия в 1074 году строительство храма было остановлено, но уже через год следующий настоятель обители игумен Стефан возобновил созидание храма и завершил его в 1078 году[22].
История создания Великой церкви исполнена благодатных чудес, явленных Богом для утверждения молодой христианской Руси в православной вере. Разные эпизоды этой истории подробно описали постриженики Лавры: прп. Нестор Летописец, свт. Симон, епископ Владимиро-Суздальский и Симонов ученик, инок Поликарп, в своем «Послании» к лаврскому настоятелю архимандриту Акиндину.
Согласно «Повести», освящение Великой Лаврской церкви было совершено в 1089 году митрополитом Киевским с епископами при игумене Иоанне Печерском.
Помимо «Жития» Феодосия Печерского, преподобный Нестор написал еще одно произведение, связанное с его именем: «Слово Нестора, монаха Печерского, о перенесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского»[23]. Данное событие произошло в канун Успения Пресвятой Богородицы 1091 года: из пещер в правую часть притвора церкви были перенесены мощи прп. Феодосия. Освящение храма и положение в нем мощей основателя русского монашеского общежития завершило первый этап становления Печерского монастыря как духовного центра Киевской Руси.
За девять с половиной веков исторического бытия Киево-Печерской Лавры в ней просияли великие подвижники. Братия монастыря во все времена по милости Божьей отличалась силой духа. Будучи ревнителями высокого иноческого подвига, монахи были готовы благоговейно и со смирением переносить тяготы убогой жизни, голод, холод и нищету. Ныне в пещерах славной Киевской Лавры почивают мощи множества святых, из которых поименно нам известны более 120 ее насельников.
Киево-Печерская Лавра стала главной монашеской общиной и оплотом духовной жизни Святой Руси, центром созидания сокровищ славянской культуры, местом явления многочисленных чудес. Третий на земле удел Богородицы, словно духовный оазис, источает дух благодати, тайно, непостижимо соединяя в своих стенах землю и небеса. И сегодня великая обитель, возвышаясь над шумным и праздным мегаполисом, смиренно хранит дух древних благочестивых традиций святого Православия, которые находят отклик в душах самых разных современников.
Поэтому и завершить свое слово хотелось бы молитвенным воспеванием тропаря из канона преподобным Антонию и Феодосию Печерским: «Кто не удивится вашему житию, о преблаженные отцы? Кто не почудится ревности по Бозе? Яко во плоти суще, Ангелом весьма уподобистеся, их же и сожителие суще ныне, не забудите и нас, песньми вас ублажающих».
Источник: monasterium.ru
Петровские укрепления Псково-Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь является одним из самых крупных и богатых в России и имеет многовековую историю. Находится в 50 км западнее Пскова.
Монастырь получил название от выкопанных в горе у реки Каменец пещер, где в древние времена жил отшельник старец Марк. Основание обители относят к 1473 году, когда пресвитер Иоанн выкопал и освятил Успенскую пещерную церковь. Монастырь занимал крайнее положение на русско-лифляндской (позднее – русско-шведской) границе, поэтому имел особенно важное стратегическое значение.
Создание великолепного архитектурного ансамбля монастыря обычно связывают с именем молодого монаха Корнилия, который в 1529 году стал игуменом обители и в 1560-х годах, в разгар Ливонской войны, развернул там каменное строительство. По некоторым сведениям, Корнилий был убит Иваном Грозным во время посещения царём монастыря в 1570 году (памятник Корнилию, причисленному к лику преподобномученников, установлен перед входом в обитель в 2012 году). За последующие 140 лет мощные монастырские стены с башнями шесть раз выдержали осады как польских, так и шведских войск.
Первые каменные укрепления монастыря появились в 1519 году, когда псковский дьяк Мисюрь (Михаил Григорьевич) Мунехин начал сооружать их в семи верстах от мощной ливонской крепости Нейгаузен (нем. Neuhausen, эст. Vastseliina piiskopilinnus, ныне в Эстонии), превратив обитель в настоящую крепость. В 1638 году въезд в монастырь реконструировали, в 1699 году была сооружена Петровская башня с воротами, включённая в линию крепостных стен, – изящная постройка с крытой галереей в верхней части и с многоярусным завершением в барочных формах. В башне устроена Корнилиевская церковь.
Пётр I впервые побывал в монастыре 24 марта 1697 года по пути в Западную Европу в составе Великого посольства. Царь присутствовал на литургии и заночевал в обители. Согласно преданию, в саду, на монастырской горе была поставлена беседка, в которой царю было дозволено курить. С именем Петра I связывают и самый большой монастырский колокол весом 4 т. Он называется Большой или Петровский.
Специально для него на звоннице рядом с Успенским собором была сделана надстройка. Колокол вылит для монастыря в 1690 году, о чём говорит надпись на нём.
Из построек петровского времени можно ещё назвать монастырскую ризницу. Исследования последних лет, материал ризницы (кирпич) и приказные монастырские книги позволяют датировать постройку концом XVII века. Предлагается 1688 год, когда за кирпичную работу тихвинцам каменщикам Исачко Федосееву и Сенке Иванову, кирпичному мастеру Патрекею Леонтиеву и печерскому каменщику Данилке Герасимову было выплочено в общей сложности более десяти рублей. Трёхэтажное здание, расположенное напротив Большой звонницы и примыкающее к Сретенскому храму, имеет три яруса и завершается небольшим синим куполом с золотыми звёздами. На этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека.
К началу XVIII века монастырь представлял собой крепость, обнесённую высокими сложенными из плит стенами, длина которых превышала 800 м, высота колебалась от 8 до 10 м, толщина равнялась 2 м. На середине высоты стен были сделаны боевые отверстия. Верх стен имел зубчатый парапет. В плане монастырь представлял собой неправильный четырёхугольник. Среди девяти его башен были круглые и четырёхугольные, по высоте они достигали 17 м и имели три ряда окон-амбразур, предназначенных для стрельбы из ручного оружия. На башнях и стенах крепости стояло 29 медных и железных пушек и 48 пищалей.
С началом Северной войны российское правительство озаботилось состоянием порубежных городов. После разгрома русских войск под Нарвой 19 ноября 1700 года Пётр I распорядился об укреплении всех пограничных крепостей. В 1701 году для производства работ по усилению и модернизации Печерской обители «по указу государеву» прибыл с полками бригадир князь Юрий Фёдорович Щербатов, который «приказал около Печерского монастыря рвы копать и раскаты делать и палисады ставить с бойницами и около палисад с обеих сторон складывать дёрном».
В 1701 году линия укреплений шла параллельно монастырской стене, окружая всю обитель. Перед стенами построили куртину, состоящую из земляного вала и находящегося впереди него рва, наполняемого водой. На вершине земляного вала было расположено деревянное заграждение в виде частокола, приспособленное к ружейной обороне путем устройства в нём бойниц.
У башен земляная ограда имела очертания бастионов. Бастионы и соединяющие их куртины представляли собой оборонительное сооружение сомкнутого вида. Гарнизон монастыря-крепости был доведён до 2500 человек, там насчитывалось 77 орудий.
15 января 1701 года шведский отряд полковника Вольмара Антона фон Шлиппенбаха вторгся на русскую территорию, разорил села и деревни и осадил Псково-Печерский монастырь, однако после неудачной попытки взорвать ворота, он отошёл от крепости. 3 сентября 1701 года от стен монастыря начался поход русских войск во главе с майором Михаилом Борисовичем Шереметевым, старшим сыном генерал-фельдмаршала, под Ряпину мызу, где 4 сентября им удалось окружить и уничтожить шведский отряд майора Карла Густава фон Розена. В монастыре тогда была организована торжественная встреча М. Б. Шереметева: на всех раскатах и на башнях были распущены знамёна, была произведена пушечная стрельба.
13 февраля 1703 года комендант Дерпта (современный Тарту) полковник Карл Густав Скитте с двухтысячным войском осадил Печерский монастырь, сумел выломать железные ворота, однако небольшой гарнизон под командованием воеводы Ивана Тихоновича Назимова отбил все приступы. Это было последнее сражение у стен обители. 28 сентября 1703 года Борис Петрович Шереметев с войсками пришёл в монастырь из похода с трофеями и пленными.
В 1709 году после победы под Полтавой опасность для Псково-Печерского монастыря ослабела. Однако вплоть до заключения в 1721 году Ништадтского мира крепость продолжала играть роль форпоста у западных рубежей Российского государства. С окончанием войны монастырь начал утрачивать военное значение, оставаясь при этом важным религиозным центром на русском Северо-Западе.
В 1724–1726 годах настоятелем монастыря был Маркелл (в миру Николай Романович Родышевский; †1742), один из противников реформаторских устремлений Петра. Свою критику Маркелл направил на петровского единомышленника Феофана Прокоповича, своего прежнего товарища по Киево-Могилянской академии. C 1725 года Маркелл начал обличать Феофана в «противностях православной церкви» и в лютеранстве, за что при императрице Анне Иоанновне был на время сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1740 году Маркелл был возвращён и рукоположен в епископа Корельского и Ладожского.
Пространственно-планировочная композиция ансамбля монастыря продиктована сложным естественным ландшафтом. Территория обители, расположенной на дне глубокого оврага, рассечённого речкой Каменкой на две части (юго-восточную, где сосредоточены основные культовые постройки, и северо-западную), ограничена по периметру живописными крепостными стенами. Террасы или площадки соединяются при помощи лестниц.
В 1920 году Печерская обитель по Тартускому мирному договору перешла к Эстонии, что спасло монастырь от закрытия и разорения. В 1940 году Эстония была присоединена к СССР. Во время Второй мировой войны храмы монастыря пострадали от артиллерийских обстрелов, подверглись разрушениям трапезная и братский корпус. За всю свою историю монастырь ни разу не закрывался.
В обители сохраняются «Богом зданные пещеры» (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловский собор, Благовещенская, Лазаревская, Никольская (Николы Вратаря), Воскресенская, Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также звонница, дом настоятеля, братский корпус, святые источники, ризница, крепостные стены с башнями.
В 1960 году архитектурный ансамбль монастыря был признан памятником федерального значения и поставлен под охрану государства. С этого времени начались реставрационные работы: были восстановлены осыпавшиеся крепостные стены и башни, отремонтирована Успенская церковь, другие монастырские храмы, настоятельский корпус. Эти работы были завершены к 1967 году.
Сегодня остатки одного из петровских бастионов можно увидеть около Тайловской башни, на южном берегу монастырского оврага. Главный вход в монастырь через Петровские ворота проложен в насыпи ещё одного из бастионов петровского времени.
Литература
Болховитинов Е. Описание Псково-Печерского монастыря. Изд. 2-е. Дерпт, 1832.
Аполлос. Первоклассный Псково-Печерский монастырь. 2-е изд., доп. Остров, 1893.
Шереметев С. Д. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1895.
Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство. 1956. № 6. С. 57–86.
Захаренко А. Г. Создание оборонительных сооружений вокруг каменных стен вокруг Новгорода, Пскова и Печорского монастыря в начале XVIII в. // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. С. 170–188.
Синайский В. И. Псково-Печерский монастырь: Общий исторический очерк. Изд. 2-е, испр. и доп. Псков, 1998.
Источник: petersmonuments.ru
Псково-Печерский монастырь – многовековая служба и верность христианству
Псково-Печерский монастырь, расположенный в Псковской области города Печоры, – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия при правлении Хрущева монахи-фронтовики объявили о готовности отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена: свершилось чудо, партийное руководство не закрыло монастырь.
Архимандрит Алипий – воин Христов
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, архимандрит Алипий – наместник монастыря – участник Великой Отечественной войны, отказался подчиняться безбожной власти. Врученный чиновником указ он бросил в растопленный камин и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. У меня 60 монахов, они будут сражаться до последнего человека. Мы откопаем петровские пушки и устроим вторую оборону Сталинграда».
Неизвестно, как бы поступило партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Потрясенная увиденным в монастыре, она плакали и сделала обители неплохую рекламу. Одна за другой сюда стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
История основания
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь основан во время Ивана Грозного. В конце XIV века на псковской земле в пещерах поселились монахи, бежавшие с юга от нашествия крымских татар. Местные охотники случайно нашли пещеру с надписью над входом: «Богом зданные пещеры» (Богом созданные). Местный юродивый каждый день стирал надпись, которая всякий раз возвращалась на прежнее место. Кем и когда сделана надпись – неизвестно.
Основатели монастыря – супружеская пара: священник Иоанн Шестник и матушка Мария, которые поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. Рядом с пещерами супруги своими силами устроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. От тяжелой работы матушка Мария заболела и пред кончиной приняла монашеский постриг с именем Васса.
Отец Иоанн, совершив отпевание, похоронил жену при входе в пещеры. На следующий день, обнаружив гроб на поверхности, вновь совершил чин отпевания и закопал гроб. На другой день чудо повторилось: гроб стоял на поверхности. Отец Иоанн увидел в этом Божию волю, он сделал в стене пещеры нишу и поставил туда гроб, который никуда не исчезал и не источал дурного запаха. С тех пор насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей.
После смерти жены отец Иоанн принял постриг с именем Иона. Скоро в устроенную церковь пришли иноки и образовали вокруг храма маленькую обитель, которую освятили в 1473 году. Это дата основания Псково-Печерского монастыря.
Каменные стены и башни
В 1523 году при игумене Дорофее монастырь укрепили каменными стенами с 6 башнями и 3 воротами для защиты от врагов: Псково-Печерская крепость выдержала двухмесячную осаду отряда польских войск Стефана Батория в 1581 году.
На дне оврага с протекающим по нему ручьем стоит Башня верхних решеток, самая высокая из башен монастыря, ее верхняя точка на высоте 25 метров. В нижней части башни – каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы осаждающие не проникли в крепость по ручью. Решетка и дала наименование.
Башня нижних решеток также стоит в овраге ниже по течению ручья и замыкает крепостную стену. В башне – 4 боевых яруса, что позволяет контролировать все направления возможных атак неприятеля. Над воротами крепостной стены – Боцницы, между которыми помещен киот с изображение Спаса. В настоящее время крепостные монастырские стены длиной 810 метров укреплены 9 башнями.
Комплекс Богом зданных пещер
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние П-образные пещеры протяженностью 15 метров. В них – гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы.
За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из 7 подземных галерей – улиц с пещерной церковью Воскресенья Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено 10000 человек. В пещерах держится постоянная температура +5 градусов по Цельсию. От входа идут семь подземных галерей. В стенах пятой и шестой улиц погребают иноков обители, они называются братскими галереями.
В других галереях хоронят благочестивых мирян и ратных людей. В конце центральной улицы установлен канун – небольшой стол, у которого совершаются панихиды. За кануном – большой деревянный крест.
В стенах установлены плиты с надписями и надгробными памятниками. В надписях – славные фамилии Суворовых, Ртищевых, и Нащокиных, Бутурлиных, и Мстиславских. В монастырских пещерах погребены предки Александра Пушкина, Кутузова, Мусоргского, а также предки Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
Здесь захоронены митрополиты, архимандриты, старцы, монахи и послушники. В монастырских пещерах – надгробия псковских, торопецких, новгородских помещиков и их семей. Погребены в пещерах и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн. Пещеры монастыря – место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами, некрополь, который не имеет аналогов.
Храмы и святыни монастыря
Михайловский собор воздвигнут в память чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в войне 1812 года. Освящен во имя архангела Михаила в 1827 году. В честь избавления от нашествия установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков с 3 по 15 октября ежегодно.
Михайловский собор – крупнейшее здание в монастыре, стоит на высоком месте. Другие постройки обители – «в долу между гор» – поэтому только позолоченные купола с большими крестами Михайловского собора заметны при подъезде к монастырю.
Пещерный храм в честь Успения Божьей Матери – главный древнейший храм монастыря. На скате крыши – 5 темно-синих с золотыми звездами куполов спускаются вниз навстречу молящимся. Над входом в собор – икона Божьей Матери с предстоящими Ей преподобными Антоном и Феодосием
Здесь хранится икона «Умиление», украшенная алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в честь чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Храм устроен в горе, земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются 13 мощными столпами. В главном приделе находится царское место – специальная сень, где в старину молился царь при посещении монастыря.
В соборе – древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в нише, – мощи святого игумена обители преподобного Корнилия. По традиции из года в год, из века в век в 6 часов утра у мощей преподномученика Корнилия совершается братский молебен.
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы устроен преподобным Корнилием в 1545 году. Находится за алтарем Сретенского храма и связан с ним через небольшую дверь. В дни богослужения в Сретенском храме пространство Благовещенского используется как ризница. В храме служат панихиды. Стены красного цвета с белой отделкой.
Здесь хранится уникальный пояс, изготовленный из покрытых глазурью керамических плиток с древними надписями – летопись.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится поверх соборной Успенской церкви и выглядит, как второй этаж, потому что имеет с Успенским собором общий фасад, построенный в 1758 году. Вход в Покровский храм проходит через Богом зданные пещеры. Старинного убранства в церкви не сохранилось. Главное украшение храма – пятикупольное завершение крыши, ставшее визитной карточкой монастыря. Центральный купол крупнее прочих, остальные расположены в гармоничной асимметрии, связанной с изгибом склона горы.
Храм в честь Лазаря Четверодневного, построенный в 1792 году, – скромный каменный одноглавый храм с застекленной верандой. При монастыре устроена больница. Храм служил гостиницей для паломников, позднее обращен в дом настоятеля: настоятельский дом сгорел в 1848 году. В храме круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.
Храм в честь преподобного Корнилия Псково-Печерского устроен над Святыми вратами в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. За этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину. Во время правления Ивана Грозного преподобный Корнилий был игуменом монастыря. В один из приездов царя он вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом.
Разгневанный чем-то государь своей рукой отсек игумену голову, но тут же раскаялся. В отчаянии, подняв тело на руки, царь понес его в монастырь. Дорожка, по которой грозный повелитель нес тело игумена к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских. Рядом с пещерами – ход на Святую гору, где устроен фруктовый сад и растут величественные дубы. Древнейшая церковь в честь Псково-Печерских преподобных Антония и Феодосия. Церковь – уникальный тип деревянного зодчества на Руси. Основная часть храма – обычная клеть, простой сруб небольших размеров, как русская изба.
Храм в честь Николая Чудотворца устроен в 1565 году. В храме хранится образ Святителя, выполненный в оригинальном исполнении: резное изображение образа в полном святительском облачении. В храме служится ранняя Литургия. Рядом – небольшая каменная звонница с пятью колоколами неодинаковой величины. Колокола отбили монастырские люди в 1581 году от войск польского короля Стефана, который вывез их из храма Николая Чудотворца Кобылинской области.
В 1523 году в монастыре появилась Большая Звонница с 17 колоколами. Три крупных колокола – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Колокол, подаренный Петром I, установлен на небольшую башню с часами. Так что сегодня по звону монастырских колоколов можно узнать не только о начале и конце службы, но и о местном времени.
Храм в честь Сретения Господня устроен в 1810 году. Здесь хранятся чудотворные иконы Божьей Матери «Троеручница» и «Взыскание погибших». С 1 апреля 2003 года в храме – рака с мощами преподобного Симкона Псково- Печерского.
Старчество
Монастырь во все времена привлекал паломников: кто-то ехал к святыне, кто-то за советом. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I, чтобы встретиться со старцем Лазарем Прозорливым. Старец на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, другу Иисуса Христа, восстал из гроба и прожил еще 16 лет. В беседе старец сказал государю: «Делание правды – светило для царя перед Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных».
Среди особо почитаемых старцев обители – преподобный Симеон (1869-1960), проживший в обители 67 лет. Старец обладал даром прозорливости и исцеления. В 1967 году насельником монастыря стал Иоанн Крестьянкин. Последние годы жизни старец тяжело болел, но люди со всей страны и из-за границы приезжали к нему за утешением и советом.
Обитель в наши дни
В 1968 году в штате монастыря было 83 монаха, из них 16 – с высшим образованием: инженеры, педагоги, фронтовики. А также несколько десятков послушников – кандидатов в монахи. Кандидатский срок – от 2 до 14 лет, в зависимости от их усердия. Монастырь платил пошлину государству за землю.
Монастырские здания – собственность государства, а монахов обслуживали 25 наемных работников. Наместнику монастыря, архимандриту Алипию, было в то время 53 года. Участник Великой Отечественной войны, он закончил Высшую художественную академию имени Грекова и Московскую духовную академию.
С 1995 года наместник монастыря архимандрит Тихон. Благодаря его стараниям, обитель благоустраивается и украшается. Построен братский каменный корпус у башни Нижних решеток с баней и прачечной, покрыты медью крепостные стены, а также отреставрированы купола храмов и древние росписи на фасадах.
На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Бережно хранятся традиции монастыря. В 7-ю неделю после Пасхи празднуется день чудотворной иконы «Умиление». Регулярно празднуется день Собора Псково-Печерских святых. Монастырь продолжает издательскую деятельность.
Источник: architectureguru.ru