Строительство персеполя что это такое

Дворцовый комплекс Персеполя (520-460 гг. до н. э.) располагался на высокой террасе (450 х 300 м), вырубленной в скале, в форме неправильного прямоугольника, и был огорожен мощной крепостной стеной. Платформа отчасти состояла из естественной скалы, частью достроена со стороны долины. Кладка из блоков серого известняка, обычного строительного материала для зданий Персеполя, соединена железными скобами, без раствора, и достигает в высоту 8-18 м. Первоначально терраса была облицована стеной из необожженного кирпича, парапет был покрыт рельефами.

Основал новую столицу Ахеменидского государства царь Дарий, его преемники продолжали строительство. Персеполь – это греческое название города, первоначально он назывался Парса (5, стр. 301-304; 11, стр. 92).

Царь Ксеркс построил лестницу, пропилеи перед ней и дворец-ападану. Артаксеркс I построил небольшой дворец, Дарий II – небольшие пропилеи. Артаксеркс II Мнемон (405-395 гг. д н.э.) возвел грандиозный Стоколонный зал.

Парадная двухмаршевая лестница, два крыла которой, расходясь вверху, вновь сходились на верхней площадке, находится на южной стороне террасы.

История человечества. Передача 3.13. От Суз до Персеполя. Часть 1

Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru

Слева: дворцовый комплекс в Персеполе (520-460 гг. до н. э.). План:
1 — парадная лестница; 2 — пропилеи Ксеркса; 3 — ападана Дария-Ксеркса; 4 — Стоколонный зал;
5 — трипилон; 6 — дворец Дария; 7 — дворец Ксеркса; 8 — гарем; 9 — помещения охраны.

Справа: колонны ападаны Дария

Напротив лестницы возвышались величественные пропилеи, возведенные Ксерксом, т.н. «Ворота всех стран». Пропилеи представляют собой квадратное в плане здание (сторона 24,57 м). В стенах, сложенной из сырцового кирпича, снаружи были ниши, три дверных проема были облицованы мощными каменными блоками.

У западного входа в камне были высечены горельефы двух огромных быков, у восточного – два гигантских крылатых быка с человеческими головами (высотой до 5 м). Перекрытие зала поддерживали 4 колонны (высотой 17 м), с колоколообразными базами и капителями в виде протом животных. Самый высокий — южный — проем (высотой до 5 м) вел на обширную внутреннюю площадь.

В конце площади возвышалась платформа (высотой 4 м), на которую вела двойная лестница, украшенная рельефами – вереницы персидских воинов, данников захваченных держав. На платформе высилась ападана Дария – Ксеркса, ее строительство было начато царем Дарием, и закончено Ксерксом I. Ападана, или многоколонный парадный тронный зал, представляет собой огромное высокое здание (площадь 10 кв. м, высота главного зала ок.

20 м), квадратное в плане (сторона 62,5 м). К залу с трех сторон примыкают портики, каждый с 12 колонн (по 6 в ряд). С двух сторон восточного портика возвышаются две массивные квадратные башни (11, стр. 94).

Мощные стены ападаны (5,6 м) были возведены из сырцового кирпича, потому плохо сохранились. Перекрытие зала (из кедра, покрытого листовым золотом) поддерживали 36 каменных колонн (по 6 в ряд, высотой ок. 18 м, базы шириной ок.

О Персеполе замолвите слово…

2 м), из них сохранились лишь 3. Относительно небольшая толщина колонн по сравнению с их высотой и промежутками между колоннами создает впечатление большого пространства, дематериализации несущих элементов. Неизвестно, как освещалось внутреннее пространство зала, возможно, только через световые отверстия между портиками и залом. Возможно, стены главного зала изнутри были увешаны коврами (5, стр. 305-310; 11, стр. 93-95)

Колонны ападаны и пропилей в Персеполе имеет каннелюры, высокие колокольчатые базы и высокие капители. Сложные по форме капители состояли из нескольких частей: нижняя часть напоминает нераспустившийся бутон цветка со слегка отогнутыми лепестками, средняя часть — вертикально стоящий крестовый в плане брус, с канелированой поверхностью и двойными волютами сверху и снизу, верхняя часть – парные протомы животных (скульптурные изображения голов двух быков). Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

С северного портика в зал вели два широких проема, с западного и восточного – по одному. Стенки лестниц ападаны облицованы каменными плитами, покрытые рельефными изображениями. Лестница, примыкающая к восточному портику, выходила на площадь, на противоположной стороне которой возвышался Зал ста колонн.

Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru Дворцовый комплекс в Персеполе - www.Arhitekto.ru

Слева: руины дворцового комплекса в Персеполе.
В центре: пропилеи Ксеркса в Персепольском дворцовом комплексе.
Справа: капитель колонн из Персеполя.

Парадный приемный царский зал, т.н. Зал ста колонн, по площади и высоте несколько уступал большой ападане (длина 68 м). На северном фасаде зала был выстроен портик с 16 колоннами, стоящими в два ряда. По бокам портика находились две квадратные угловые комнаты и две скульптуры быков. В центральном зале возвышались 100 колонн (по 10 в ряд), от которых остались лишь базы.

Стены и колонны зала пострадали при пожаре, когда город осадил Александр Македонский. В стенах, построенных из сырцового кирпича, были по 2 дверных проема и по 11 ниш в каждой. Перекрытие зала было легким, деревянным, колонны же – тонкие (диаметр по отношению к высоте составлял 1:10-13). Стены и колонны теряли материальность по сравнению с величиной внутреннего пространства зала.

Возможно, зал освещался через проемы в верхней части стен. Каменные наличники дверей были украшены барельефами, сюжет которых прославлял царя – торжественные приемы правителей, сцены царской охоты.

За парадной частью дворцового комплекса, на южной стороне террасы, располагались царские жилые дворцы. Вход с парадной в жилую часть комплекса осуществлялся через пропилеи, т.н. «трипилон». К нему вела лестница со двора, лежащего между большой ападаной и Стоколонным залом.

Читайте также:  Как рассчитать материал на строительство деревянного дома

В жилой части дворцового комплекса помещения сгруппированы вокруг двух больших дворов и одного меньшего. Восточная часть жилого комплекса занята зданием, именуемым «гаремом». В центре здания находится 12-колонный зал, вход в который идет через 8-колоный портик, с противоположной стороны зала – выход в прямоугольный дворик, тех же размеров, что и портик. За внутренним двориком расположены одинаковые небольшие залы, занимающие оставшееся пространство здания.

На западной стороне большого «гаремного» двора лестница, через пропилеи с 4 колоннами, спускалась ко второму, меньшему двору. На всю ширину двора протянулся фасад дворца Ксеркса – 12-колонный портик. В центре дворца располагался квадратный зал с 36 колоннами (по 6 в ряду), к которому примыкали небольшие комнатки.

На южной стороне дворца была устроена терраса, с которой открывался прекрасный вид на всю долину. Вероятно, перекрытия во дворце Ксеркса, колонны и базы были деревянными, т.к. не было обнаружено их остатков. Однако сохранились каменные основания колонн, а также наличники дверных и оконных проемов.

К западной стене дворца Ксеркса примыкал дворец царя Артаксеркса III. Его 8-колнный зал смещен к западу здания, жилые помещения примыкают к нему с восточной стороны. Главный фасад с 12-колонным портиком выходит на небольшой дворик, с противоположной стороны которого расположен дворец Дария.

Наименьший по площади дворец Дария обращен фасадом на юг, за что получил название Зимнего дворца. Это прямоугольное помещение, в центре которого размещался главный зал с 12 колоннами (по 4 в ряду), квадратный в плане. Вход во дворец оформлен 8-колонным портиком, с двух сторон которого были построены лестницы. К главному залу с трех примыкали малые залы и комнаты.

Дворцовый комплекс в Персеполе отличает регулярная планировка. Строения возведены по одной оси. Вероятно, при его строительстве использовался единый модуль (6, том 1, стр. 300-305).

Источник: arhitekto.ru

Загадки истории. Спорные факты и домыслы.

Этот блог создан с целью понять и принять, или опровергнуть ту историю, которая нам известна с учебников.

Кто и зачем построил Персеполис? Кругом мегалиты, кто автор?

Историческая справка
Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э.. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв масштабное строительство.

Город был занят Александром Македонским в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, через несколько месяцев Александр разрешил войскам грабить город. Восточный дворец Ксеркса был подожжён (Таис Афинской), и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн. Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты, написанные на бычьих шкурах золотыми чернилами.

В 318 до н. э. Персеполь был столицей Персии как провинции Македонской Империи (Диодор, xix, 21 seq., 46). Однако город потерял своё могущество.

В 200 до н. э. возвысился город Истахр (Стахр) в пяти километрах к северу от Персеполя, где обитал губернатор. Истахр стал духовным центром зороастризма и хранилищем Авесты. Позднее Истахр какое-то время был столицей империи Сасанидов.

Истахр был разрушен во время арабского завоевания, некоторое время использовался как укреплённая крепость.

С 12 по 16 сентября 1971 года в Персеполе в присутствии шаха и многих иностранных гостей была пышно отпразднована 2500-летняя годовщина иранской монархии, приуроченная к году смерти Кира II как основателя Персидского государства.

Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покорённых народов.

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображён восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.

Сама ападана представляла собой большой зал, окружённый вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.

За Ападаной Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.

Справа от ападаны находился тачара (жилой дворец) Дария I. Дворец был украшен рельефными изображениями. Во дворце имеется надпись их создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид, построил этот дворец». Сегодня от тахары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Читайте также:  Где находить заказы на строительство и ремонт

В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.

На окраине Персеполя ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи.

Источник: atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com

Александр Македонский и Персеполь. Почему царь сжег город, который был символом могущества древней Персии

Персиполь

В 331 году до н.э. Александр Великий (356-323 гг. до н.э.), он же Александр Македонский, он же Искандер, одержал решающую победу над персидским царем Дарием III в битве при Гавгамелах, после которой держава Ахеменидов исчезла с лица земли. Персидская империя была покорена молодым правителем Македонии.

После победы Александр вместе с войском и свитой направился в Сузы, этот город сдался без боя, а потом, в 330 году, на юго-запад империи, в столицу Персии — Персеполь. Здесь македоняне устроили празднество, которое закончилось грабежом и поджогом. Город, считавшийся жемчужиной империи, был разрушен практически полностью, вместе с его дворцами и храмами в огне погибли сотни уникальных произведений искусства и религиозных памятников.

Богатый город

Персы называли свою столицу Парса (Pārsa), или город Персов, название “Персеполь” греческое.

Руины Персеполя

Фото: Creative Commons Attribution-ShareAlike / руины Персеполя

Строительство города и царского комплекса развернул персидский царь Дарий I Великий (ок. 522-486 гг. до н.э.) между 518 и 515 г. до н.э. Через 2-3 года после того как был заложен первый камень, Дарий перенес сюда столицу из Пасаргады, которая находилась в 70 километрах от масштабного строительства.

По мере возведения дворцов и храмов, царь свозил в них сокровища, литературные произведения, произведения искусства со всех уголков империи. Дело Дария продолжил его сын Ксеркс I (ок. 486-465 гг. до н.э.), а после внук Артаксеркс I (ок. 465-424 гг. до н.э.).

Город улучшали и расширяли вплоть до падения державы Ахеменидов. Каждый правитель империи вносил свои поправки в архитектуру новой столицы.

Персеполь был задуман как город, показывающий величие и могущество Дария I. Здания и дворцы столицы должны были стать архитектурными шедеврами, призванными вызывать благоговение и трепет.

В регионе, где находится современный иранский город Мервдешт, в V веке до н.э. Дарий I начал возводить огромную террасу, на которой потом построил комплекс, получивший название Ападана. Историки пишут, что размеры этой террасы для своего времени были внушительными — 125 000 квадратных метров.

Царский комплекс состоял из дворца, приемного зала, зала заседания и гипостильного зала длиной 60 метров с 72 колоннами, высота каждой была 19 метров. Колонны поддерживали крышу из кедра (позже их заменили на кедровые балки), они были увенчаны скульптурами различных животных, символизирующих власть царя. Архитекторы сконструировали Ападану таким образом, чтобы любой гость, попавший внутрь комплекса, поразился и восхитился мощью Персидской державы.

Сын Дария I Ксеркс I внес в архитектурный план Персеполя свои корректировки: возвел на террасе новый дворец, а также Врата всех народов, охраняемые двумя скульптурами ламассу — ассирийского божества-защитника, которого обычно изображали с телом быка и головой человека. Эти врата вели в приемный зал дворца Ксеркса, длина которого составляла 25 метров. Крыша зала была сделана из кедра, ее поддерживали четыре колонны высотой 18,5 метров. На каменных плитах зала был высечен рельеф, изображающий различные сцены, часто на этих плитах можно было увидеть представителей покоренных народов.

Руины Врат всех народов

Фото: Flickr / Руины Врат всех народов

Колонны в залах Ападаны размещали на расстоянии 8 метров друг от друга, это создавало ощущение свободы, обеспечивало хорошую освещенность и вентиляцию помещения.

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.) описывал Персеполь как “самый богатый город мира”.

Персеполь в огне

В 480 году до н.э. Ксеркс I вторгся в Грецию. Армия персидского царя сжигала все на своем пути: деревни, храмы, города, в том числе Афины. На Балканском полуострове персы хозяйничали не долго, в 480-479 гг. до н.э. между греками и персами произошли два морских сражения, определивших результат греко-персидской войны. В битвах при Саламине и при Платеях персы потерпели поражение и оставили Грецию.

Исследователи пишут, что вторжение персидской армии на Балканский полуостров греки запомнили надолго, именно месть послужила основной причиной сожжения Персеполя.

“До прибытия Александра Великого Персеполь был одним из самых величественных городов мира. Когда же македонский правитель покинул персидскую столицу, от нее остались руины и несколько десятков колонн. Город стали называть местом сорока колонн”, — пишет историк Марк Джошуа.

Ученые до сих пор спорят, кто первым из свиты Александра предложил предать Персеполь огню. Основываясь на древних текстах, одни исследователи говорят, что приказ мог отдать сам правитель, другие, что это была затея афинской гетеры Таис, так она хотела отомстить за те бесчинства, которые Ксеркс I учинил в Афинах незадолго до битвы при Саламине.

Читайте также:  Долевое строительство банкротство собственность

Таис описывают как любовницу Птолемея I, одного из генералов и близкого друга Александра (возможно, Птолемей был сводным братом Александра). Древнегреческий писатель Афиней, который жил во II-III веке нашей эры, в своих трудах утверждал, что Таис могла быть и любовницей Александра, поскольку царь любил «держать ее при себе». Современные исследователи пишут, что слова Афинея нельзя воспринимать буквально, Таис, как и многие гетеры того время, могла быть просто хорошей собеседницей, с которой Александру нравилось проводить время за общением.

Бюст Александра

Фото: Музей Палаццо Массимо, Рим / Портрет Александра Великого, золоченая бронза. II в. н. э.

Ниже мы приведем два описания сожжения Персеполя, которые дали древнегреческие историки спустя несколько столетий после гибели столицы Персидской империи. Эти описания основаны на более ранних трудах, не дошедших до наших дней.

Пожалуй, самое известное описание гибели Персеполя принадлежит Диодору Сицилийскому. В основе повествования лежит история, согласно которой Персеполь подожгли выпившие слишком много вина македоняне. Причем, это решение было принято спонтанно, когда на пиру вспомнили о сожжении персами Афин в 480 году до н.э.

“Александр, празднуя победу, принес жертвы богам и устроил для друзей богатое пиршество. Товарищи его походов щедро угощались, и чем дальше шла пирушка, тем больше люди пьянели, и наконец безумие охватило души напившихся. Одна из гетер по имени Таис, уроженка Афин, сказала, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, самым прекрасным будет сожжение царского дворца: пусть он отправится веселой компанией вместе с ними, и женские руки заставят в один миг исчезнуть знаменитое сооружение персов”.

“Слова эти, обращенные к людям молодым, которые, опьянев, преисполнились бессмысленной гордости, возымели отклик: кто-то закричал, что он поведет всех, и стал распоряжаться, чтобы зажгли факелы и шли отомстить за беззакония, совершенные в эллинских святынях”.

“Тут же набрали множество факелов, прихватили женщин, игравших и певших на пиру, и царь выступил в этом шествии под звуки песен, флейт и свирелей. Зачинщицей всего была гетера Таис. Она первая после царя метнула во дворец зажженный факел; то же самое сделали и другие, а скоро дворец и все вокруг было охвачено огромным пламенем”.

Диодор Сицилийский приводит еще одну причину сожжения Персеполя. Он пишет, что, когда Александр и его армия подходили к столице империи, их встретила толпа из 800 пленных греков. Это были пожилые мужчины и женщины, захваченные персами много лет назад. В Персеполе они трудились ремесленниками, портными, строителями, то есть занимались тем ремеслом, которому обучались в Греции. Но практически все эти пленные были с увечьями — кто-то без руки, кто-то без ноги.

Александра и его товарищей, пишет Диодор, эта картина задела до глубины души. “Скорее всего, от увиденного у Александра вскипела кровь и он приказал отнестись к Персеполю так же, как город отнесся к пленным”.

Барельеф из дворца Дария I

Фото: Пергамский музей, Берлин / Часть барельефа, на котором изображены мужчины со щитами и копьями. Барельеф либо из дворца Дария I (521-486 гг. до н.э.) либо Ксеркса I (485-465 гг. до н.э.)

Диодор пишет: “После битвы при Гавгамелах македонский правитель двинулся в Сузы, которые, как известно, сдались без боя. Александр запретил своим воинам грабить этот город и убивать местных жителей. В столице же, в которую царь также вошел без сопротивления, он разрешил воинам бесчинствовать, насиловать и убивать. На это у него должна была быть очень веская причина”.

Древнегреческий историк Арриан (87-160 гг н.э.) придерживался другой версии гибели столицы персов. Ученый утверждал, что описывая пожар, он опирался на труды первоисточников, якобы очевидцев тех событий, а именно Птолемея и Аристобула из Кассандрии.

По словам Арриана, Персеполь уничтожили не спонтанно, а преднамеренно, как возмездие за Афины. Арриан пишет: «Александр сжег дворец в Персеполе, чтобы отомстить за греков, потому что персы разрушили их храмы, спалили города».

Поскольку ни Птолемей, ни Аристобул в своих сочинениях не пишут о каких-либо пирушках, устроенных македонянами во дворце перед тем как его спалить, Арриан предполагает, что никаких пиршеств и не было. При этом историк отмечает: «даже люди, которые в то время находились рядом с Александром и являлись очевидцами тех событий, люди, заслуживающие доверия, даже они давали противоречивые сведения о поджоге». Дальше историк заключает: “почему Персеполь решили спалить, мы наверняка точно никогда не узнаем».

Post Scriptum

Ученые утверждают, что какой бы не была причина сожжения Персеполя, на утро после содеянного Александр жалел о своем решении, и, возможно, жалел о нем до конца своих дней.

Гибель столицы Персидской империи — огромная потеря для мировой истории. Ведь воины Александра предали огню знания, предметы искусства и культуры древней Персии.

“В пожаре вместе с гобеленами и другими бесценными культурными артефактами погибли произведения раннего зороастризма, написанные на пергаменте из козьей кожи, различные документы составленные управленцами города. Все эти данные могли бы дать нам бесценную информацию о том, как жила Персидская империя, по каким законам, что любили, ценили и к чему стремились ее граждане”, — заключает историк Марк Джошуа.

Подписывайтесь на наши соцсети: Twitter, Facebook, Telegram

Читайте нас в Google Новостях и на канале в Яндекс Дзен

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: severnymayak.ru

Рейтинг
Загрузка ...