Успех железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.) вызвал строительство других железных дорог. В Великобритании в 1830 г. была сооружена дорога Ливерпуль-Манчестер. Ее строительством руководил Д.Стефенсон. Он ввел рельсовую колею шириной 1435 мм – получила название «стефенсоновской».
Для улучшения профиля трассы линии длиной 50 км были построены 63 моста и путепровода (конструкции Д.Стефенсона), 2-х км тоннель, галерея в горе протяженностью в 3 км, большая насыпь высотой около 3 м через так называемое кошачье болото. Для этой линии Стефенсон построил паровоз «Ракета». В 1829 г. на конкурсе локомотивов, вошедшем в историю как «Битва паровозов», паровоз «Ракета»,развивший скорость 56 км/ч, одержал победу. Линия Ливерпуль-Манчестер явилась первой железной дорогой с быстроходными поездами, предназначенной для общего пользования. Джордж Стефенсон вошел в историю как отец железных дорог.
В 1830 г. была открыта первая железнодорожная линия в США Чарльстон-Огеста, длинной 64 км. В 1831 г. в Филадельфии начал работать 1-й американский паровозостроительный завод Болдуина, который со временем стал крупнейшим в мире.
Первая железная дорога России. Царскосельская.
В Европе вслед за Англией были построены железные дороги в других странах:
1833 г. — Франция, линия Сен-Этьен-Лион, 58 км;
1835 г. – Бельгия, Брюссель-Мехельн, 21 км;
— Германия, Фюрт-Нюренберг, 7 км.
Россия стала пятой в Европе страной, где была построена железная дорога общественного пользования. В 1837г. была открыта железнодорожная линия Санкт-Петербург-Царское Село, протяженностью 26,7 км. Паровозы, вагоны и рельсы для дороги закупались за границей, в том числе на заводе Дж. Стефенсона.
В 1838 г. в Петербургском технологическом институте был создан для Царскосельской железной дороги паровоз «Проворный». Хотя первая в России железная дорога по своему протяжению и сравнительно невысокому экономическому значению являлась пригородной дорогой, но это была I-я в мире дорога, построенная в столь северных широтах. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в суровых климатических условиях России.
В 1851 г. завершилось сооружение двухпутной магистрали — Петербург-Московской железной дороги, явившейся важной вехой в развитии научных идей в области железнодорожного транспорта и выработке государственного регулирования строительства и эксплуатации железных дорог в стране.
Всего в 1850 г. общая протяженность рельсовых путей превысила 38 тысяч км. Железные дороги как наиболее общий вид наземного грузового и пассажирского транспорта стали объективной реальностью. Спустя еще 10 лет железные дороги полностью «завоевали» весь мир, все континенты. В 1850-е г.г. первые железнодорожные линии появились в странах Азии (Индия –1853г.), Африки (Египет – 1854 г.), Южной Америки (Чили – 1852 г.), в Австралии (1854 г.).
В 1860 г. мировая железнодорожная сеть имела протяженность около 108 тыс. км, в т.ч. в США — 49 тыс.км, в Великобритании – 16,8 тыс., Германии – 11,6 тыс., Франции – 9,5 тыс., Австро-Венгрии — 4,5 тыс., в России – 1589 км.
Строительство первой железной дороги в России
Прибытие поезда в Москву (1850-е гг.)
Этап первоначального развития железных дорог – это период создания ряда важных технических средств, положивших начало железнодорожной технике, организации перевозочного процесса, решения вопросов управления железнодорожным транспортом.
Много новых технических решений было реализовано в паровозах. Паровоз стал надежной конструкцией и можно сказать символом научно-технического прогресса в те годы.
Технические достижения были сделаны в вагоностроении – созданы основные конструкции грузовых и пассажирских вагонов.
Разработаны тормозные устройства, в т.ч. механические системы тормозов, паровой тормоз Стефенсона. Создана винтовая сцепка.
Постепенно сформировалась типовая конструкция железнодорожного пути – широкоподошвенные рельсы и деревянные шпалы.
Развитие получило мостостроение, строительство виадуков, тоннелей.
Создавались средства управления движением поездов: изобретение семафора, системы блокировки, использование телеграфа.
Таким образом, на первом этапе развития железнодорожного транспорта сформировались основные технические средства железных дорог, а их строительство стало одним из важнейших направлений развития промышленного потенциала в мире.
Источник: sandra-rimskaya.livejournal.com
vova_91
Илл. Н. Самокиш. Первый пассажирский поезд на Царскосельской дороге.
3 апреля 1836 года было принято решение о постройке первой в России пассажирской железной дороги — Царскосельской железной дороги. Дорога соединяла Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга, Царское Село и Павловск. Протяженность дороги составляла всего 27 км, однако ее постройка стала прорывом для того времени.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДОРОГА
Формально, первая в России железная дорога была построена на территории Александровского пушечного завода в Петрозаводске еще 1788 году. Железная дорога предназначалась для перевозки пушек и руды из доменного цеха в сверлильный, где находились вододействующие станки. Однако первая российская железная дорога для перевозки пассажиров появилась спустя полвека, в Санкт-Петербурге.
Руководителем проекта стал австрийский инженер Франц Герстнер. Герстнер столкнулся со множеством трудностей, поскольку тогдашняя российская «элита» вообще опасалась строить дорогу, поскольку технические новшества ассоциировались у нее с вольнодумством.
В частности, против строительства выступал младший брат императора, великий князь Михаил Павлович. Вот как описывала ситуацию великая княжна Ольга Николаевна: «В этом предприятии видели зарождение новой революционной ячейки, которая могла привести к нивелировке классов и другим более страшным вещам. Дядя Михаил сдался только тогда, когда ему пообещали, что он получит в своем парке такую же беседку для музыки, как в Баден-Бадене и других немецких курортах».
Герстнер предлагал построить железную дорогу сначала между Петербургом и Москвой, а затем соединить столицу с Волгой, протянув дорогу до Казани или до Нижнего Новгорода. Однако чтобы показать, что железную дорогу можно эксплуатировать в зимних условиях, требовался опытный участок. Им стал путь между Петербургом и Царским Селом.
Предложения Герстнера выслушал сам император Николай I. Доводы австрийского инженера показались ему убедительными. Была создана специальная комиссия, которая заключила, что природные условия в России не могут воспрепятствовать строительству сооружения.
Ф. Герстнер. Фото: Wikimedia Commons
ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ
Император Николай I распорядился привлекать для строительства частный капитал, а не государственные средства. Это объяснялось тем, что министр финансов Канкрин советовал не расходовать государственную казну, тем более что к началу правления Николая I казна была практически пуста. Александр I оставил тяжелое наследие. В 1825 г. внешний долг России достигал 102 млн. руб. серебром.
Герстнер создал в очень короткие сроки акционерное общество. Учредители на первом этапе внесли 750 тыс. руб. паевых взносов (по расчетам Герстнера, для реализации проекта необходимо было 3 млн. рублей). Было выпущено 15 тыс. акций, которые купили 700 пайщиков. Земля под железную дорогу была передана обществу бесплатно. Согласно указу Николая I, общество также освобождалось от уплаты налогов в течение 10 лет.
Николай I.
УДАРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Первоначально проект дороги был прямым, без всяких изгибов. Позднее при строительстве вокзала в Санкт-Петербурге на новом месте пришлось до пересечения с Обводным каналом уложить одну кривую линию.
Строительные работы между Царским Селом и Павловском начались уже 1 мая 1836 года. Для преодоления оврагов, рек и каналов пришлось построить 42 моста, в том числе 40 деревянных мостов. Все мостовые сооружения были построены к июню 1837 года. Особую сложность вызвали Шушарские болота. Для осушения болотистой местности сооружались специальные водоотводные каналы.
Строили дорогу около 1,8 тыс. рабочих и 1,4 тыс. солдат. Нижний слой пути толщиной около 0,5 м состоял из булыжников, верхний слой такой же толщины был насыпан из щебня и гравия. Ширина земляного полотна достигала около 5 м.
Прокладка рельсов началась только в сентябре 1837 года, причем в первый месяц было уложено пять километров пути, что являлось фантастическим результатом, учитывая отсутствие опыта и высокой квалификации у строителей. Кстати, шпалы и рельсы не были отечественного производства, они были закуплены в Англии и Бельгии.
Фото:diletant. ru
ШИРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ
При этом ширина пути первой железной дороги, как и всех последующих, были больше ширины европейских. Для Царскосельской железной дороги была выбрана ширина колеи в шесть футов, или 1829 мм, что вызвало удивление западных инженеров. Герстнер пояснил, что перевозить экипажи и лошадей и размещать большое число пассажиров удобнее в составе с шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Европе и в Англии. По мнению Герстнера, более широкая колея позволит загружать в поезд даже кареты. Инженер также считал, что благодаря этому в будущем можно будет легко увеличить мощность паровозов.
В сентябре из Англии были привезены четыре экипажа. Два из них были крытыми и назывались шарабанами. Два других были открытыми – ваггонами (waggon). Каждый вмещал от 10 до 30 человек. Позднее в октябре 1837 года были доставлены вагоны повышенной комфортности: «Берлин» и «Дилижанс», а также первый паровоз.
Строительство было завершено довольно быстро, в ноябре 1837 года железная дорога была уже открыта. Интересно, что управлял первым поездом 17-летний сын Герстнера Джон с небольшой бригадой. Общая протяженность линии, с учетом проложенного позднее участка до Павловска, составила 25 с половиной верст, то есть около 27 км.
Средняя скорость движения по новой дороге могла достигать около 50 км/ч. Для того времени это было просто невероятно. Для сравнения средняя скорость кареты составляла 10 км/ч.
Несмотря на то, что железная дорога была открыта, поезда по ней ходили лишь по выходным. Ежедневное движение началось только 31 января 1838 года с использованием как паровозов, так и конской тяги. Переход только на паровую тягу состоялся 4 апреля 1838 года.
ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Первая железная дорога воспринималась, прежде всего, как некое развлечение. 22 мая 1838 года открылось движение на участке Царское Село — Павловск. Герстнер, чтобы привлечь пассажиров, решил превратить Павловский вокзал в центр увеселительных прогулок и зрелищ. Здесь были установлены фонтаны.
Кроме того, Герстнер решил заказать у лондонского инструментального мастера трубы и тромбоны, которые будут играть во время движения поезда. Каждую неделю дорога приносила доход в размере около 14 тыс. рублей.
Источник: vova-91.livejournal.com
Первая железная дорога в мире – начало большого пути
Как ни банально звучит, но представить жизнь без этого транспорта невозможно. Тем удивительней, что первая железная дорога в мире появилась всего лишь чуть менее двух веков тому назад.
Как произошло, что из примитивных вагонов на конной тяге, это поистине гениальное изобретение, состоящее из двух важнейших компонентов: паровоза и рельсового пути для него, стало стратегическим, системообразующим предприятием во всех значимых в политико-экономическом плане странах планеты, диктующим их развитие, освоение новых территорий, строительство не только новых железных дорог и сопутствующей инфраструктуры, включая огромные мосты через великие реки, туннели, пробившие горные хребты, но и поселков, городов, огромного количества производств, в том числе по добыче полезных ископаемых.
Для этого придется изучить страницы истории даже не за два последних века, а вспомнить намного более ранние события и изобретения, сопутствующие развитию человеческого сообщества, крайне ленивого в своей массе, и во многом поэтому весьма предприимчивому для облегчения собственного труда, чтобы он не превратил по ошибке его обратно в обезьяну. Это, конечно, шутка, а вот факты.
От тачки до конки
Бессмертный девиз регулярных военных формирований в любом государстве о том, что круглое нужно носить, а квадратное, по возможности, как можно дольше и дальше катить, моментально перестает действовать на большинстве производств от ремесленной, кустарной мастерской до крупных предприятий, где любые затраты, в том числе по транспортировке сырья, полуфабрикатов и готового товарного продукта, фактически до нуля снижают предполагаемую прибыль. Тогда любое изобретение, ведущее к облегчению, ускорению перевозки грузов, оценивается на вес золота в буквальном смысле.
Еще в Средние века, когда производства с кустарными технологиями были в зачаточном состоянии, основным трудоемким, затратным во всех отношениях процессом была доставка медной, железной руды из шахт, горных выработок до плавильных печей, кузниц, а также каменного угля, горючих сланцев, до поселков и городов, где жилые дома и другие здания отапливались этим топливом.
Существуют подтверждения тому, что человек издавна пытался построить железные дороги, чтобы облегчить доставку грузов от места добычи до своего жилища или мастерской:
- Прообразом, причем, вполне эффективно действующим, были деревянные дороги с направляющими из досок древесины твердых пород и поперечными бревнами, будущими рельсами и шпалами.
- Их появление в Англии и Германии датируется XVI веком. По таким дорогам вручную выкатывали небольшие вагонетки с углем или рудой из шахт. Это было куда проще и легче, чем использовать для этого тачки или выносить на руках добытое под землей или в карьере. Пролет шахтного рельсового пути и вагонетка, полностью выполненные из дерева, экспонируются в Немецком политехническом музее.
- В XVII веке опыт их использования, связанный с расширением применения, особенно в горнодобывающих районах Англии, позволил внести множество усовершенствований, часть из которых со временем стала использоваться на железнодорожном транспорте. Например, у колес вагонеток появились реборды – внутренние выступающие части обода колеса, удерживающие вагонетки от схода с рельсов, в том числе на поворотах.
- Кроме того, быстрый износ деревянных рельсов диктовал их укрепление медными, железными полосами, что в XVIII веке привело к отказу от недолговечной древесины в пользу чугуна.
Такие дороги довольно быстро перешли на конную тягу. Это было реализовано двумя способами: традиционно, с помощью упряжи или троса, прицеплявшегося одним концом к вагонетке, а другим к вращающемуся колесу-шкиву, приводимым в движение идущими по кругу лошадьми. Узкоколейный деревянный путь с таким приводом был построен в 1755 году на одном из рудников Алтая, о чем сохранились исторические свидетельства.
Еще более значимым достижением была постройка в 1788 году на Александровском заводе в Петрозаводске «чугунного колесопровода», как его нарекли создатели. Его элементы сохранены как музейные экспонаты и выставлены на всеобщее обозрение в Губернаторском саду Петрозаводска.
Такую железную дорогу, может быть, и стоило считать первой в мире, как это делают иные впавшие в патриотический раж журналисты, но вряд ли это правильно, ведь у нее не хватает одной важной детали – паровоза.
«Железный конь»
Гораздо в большей степени эта фраза относится не к трактору, сменившему в годы первых пятилеток молодого государства, именуемого СССР, крестьянских лошадок, тащивших из последних сил плуги на колхозно-совхозных нивах, а к паровозу, намного раньше заменившего конную тягу в рудниках, шахтах, горных выработках, а также на дорогах, в том числе уже вполне похожих на современный рельсовый путь, от них до складов, портов, городов.
И по сегодняшний день существует, эксплуатируется отрезок железной дороги, соединяющий два города в Великобритании: Стоктон и Дарлингтон. Его протяженность невелика и составляла в начале XIX века около 40 км. Именно ее считают первой железной дорогой в современном, комплексном значении этого названия. Этому есть все причины:
- Английский промышленник Эдвард Пиз для доставки угля из шахт возле Дарлингтона задумал построить по-настоящему железную дорогу из чугунных рельсов и деревянных шпал до порта в Стоктоне, где полезное ископаемое загружалось бы в трюмы кораблей.
- Для привода состава угольных вагонеток было предусмотрено два варианта – конная и паровая тяги.
- Для осуществления второго, революционного для того времени, проекта Э. Пизом был приглашен инженер-конструктор, изобретатель уже опробованного локомотива на паровой тяге, Джордж Стефенсон.
- После одобрения задумки концессионеров парламентом Великобритании было начато строительство железной дороги, в ходе которого Д. Стефенсоном было внесено много усовершенствований как в устройство рельсового пути, так и в конструкцию паровоза.
- Первоначально движение по построенному пути все же было на конной тяге, но после длительного опробования состава из вагонеток с углем, уверенно ведомых паровозом даже на крутых подъемах и спусках, где раньше в помощь лошадям использовались лебедки, было решено полностью перевести первую железную дорогу на паровую тягу.
Это был несомненный успех и начало эксплуатации железнодорожного транспорта для перевозки большого количества грузов и пассажиров.
По-настоящему важно то, что первая железная дорога в мире не осталась новинкой, у которой не было будущего, как у множества других изобретений, оставшихся курьезами воплощения человеческой мысли. Напротив, ее сложно сравнить с чем-то из технических устройств, созданных человеком в XIX веке, которые оказали такое влияние на развитие промышленности, освоение новых территорий, месторождений полезных ископаемых по всему миру, особенно в США и России, где огромные пространства и сегодня пересекают неисчислимые километры железнодорожных магистралей.
Источник: vseonauke.com