Строительство сибирской железной дороги осуществлялось в каком году

Летопись Западно-Сибирской магистрали неразрывно связана как с историей страны, так и с хроникой освоения природных богатств большого сибирского региона, развития его производительных сил. С середины XIX века Россия вступила на путь индустриального развития, двигателем которого стало в том числе и железнодорожное строительство.

26 января 1857 года

Был издан указ императора Александра II о создании первой сети железных дорог России. Правительство заключило концессию на сооружение целого ряда железных дорог общей протяженностью около 4000 км, для чего было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского и иностранных банковских капиталов. А через 8 лет было создано Министерство путей сообщения России. К концу 1870-х годов сеть российских железных дорог значительно выдвинулась на восток.

1 июня 1887 года

Принято решение о строительстве Сибирской железной дороги общей протяженностью около 7,5 тысяч км. Строительство предполагалось начать сразу с двух концов: от Челябинска на восток и от Владивостока на запад. Вся магистраль была разбита на четыре основных участка. Начальником изыскательных экспедиций первой — Западно-Сибирской — дороги был назначен К.Я.

Транссибирская железнодорожная магистраль. История развития. Цена. Интересные факты.

Михайловский, он же впоследствии руководил и ее строительством. Изыскания на участке Средне-Сибирской дороги возглавил Н.П. Меженинов.

Пятая Колыванская партия под руководством Н.Г. Гарина-Михайловского, определила место железнодорожного перехода через Обь. Входивший в состав партии изыскательский отряд инженера В.И. Роецкого тщательно обследовал весь участок реки от Колывани до Кривощеково и представил исчерпывающие доводы в пользу перехода у Кривощекова: здесь река имеет наименьшую ширину русла и разлива, протекая в скалистой «трубе», не позволявшей ей отклониться и обеспечивавшей постоянный характер течения. Строительство мостового перехода у Кривощекова позволило значительно сократить длину самого моста, объемы земляных работ, упростить возведение опор на скальном основании.

К концу 1891 года проект Транссибирской магистрали был полностью готов. Изыскатели и проектировщики уступили место строителям.

7 июля 1892 года

Состоялось торжественное открытие строительства начального звена Транссиба от Челябинска до Омска протяженностью около 800 км. Пройдя за год ровные барабинские степи, преодолев болота, озера и реки, 20 июля 1893 года строители вышли на новый участок — от Омска до Кривощеково протяженностью почти 620 км. Таких темпов прежде не знала мировая практика железнодорожного строительства. Ежегодно на сооружении Западно-Сибирской магистрали трудилось около 22 тысяч человек. Строители испытывали дефицит строительных материалов, сами жили и работали в экстремальных условиях, но за три года вчерне закончили сооружение Западно-Сибирской железной дороги.

В мае 1893 года

Начались подготовительные работы по строительству моста у села Кривощеково. Проект моста разработал знаменитый русский инженер-мостовик Н.А. Белелюбский, автор всех крупных железнодорожных мостов Западной Сибири в соавторстве с инженером Н.Б. Богуславским.

Почему Китайские Железные Дороги Так Развиты? Трудоёмкий Процесс Технологического Строительства.

Это был один из первых в России консольных мостов, пролеты которого были перекрыты металлическими конструкциями консольно-балочного типа. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с помощью больших плотов.

В 1893 году образована станция Обь (Новосибирск-Главный). Деревянное здание вокзала было построено по типовому проекту.

20 июня 1894 года

В присутствии губернатора, строителей, многочисленной публики состоялась торжественная закладка железнодорожного моста через реку Обь у села Кривощеково. Строительством моста руководил инженер Г.М. Будагов. После его назначения на Средне-Сибирскую дорогу, окончание строительства взял на себя инженер Н.М. Тихомиров.

Параллельно с мостом строились примыкающие с востока и запада участки железной дороги, трехкилометровая ветка от пристани к станции Обь, основное депо, ремонтные мастерские, вокзальное здание, водонапорная башня.

5 апреля 1897 года

Мост через Обь у села Кривощекова был сдан в постоянную эксплуатацию.

В октябре 1894 года

Открыто временное движение пассажирских и товарных поездов от Челябинска до Омска. А между тем Транссиб, оставив позади еще недостроенный мост, достиг села Болотного, стремительно двинулся на восток к Мариинску — восточной границе современной Западно-Сибирской дороги.

От новорожденной станции Обь начиналась вторая очередь Великого Сибирского пути — Средне-Сибирская железная дорога. Начальником ее строительства был назначен инженер путей сообщения Н.П. Меженинов. К Средне-Сибирскому участку относилась и ветка на Томск.

8 сентября 1896 года

Первым начальником Западно-Сибирской дороги назначен В.М. Павловский. Он проработал в этой должности десять лет (с 1 января 1900 г. по 25 августа 1906 г. — начальником объединенной Сибирской железной дороги).

15 октября 1896 года Западно-Сибирская дорога была сдана в эксплуатацию. Эта дата считается днем рождения магистрали.

На магистрали активно появлялись новые поселки, активно развивались уже существовавшие. В таких населенных пунктах создавались паровозные депо, возникали промышленные предприятия, развивалась торговля, активизировалось освоение прилегающих сельскохозяйственных угодий, разработка природных богатств, что, в свою очередь, определяло направления дальнейшего развития сети дорог.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл.№ФС77-25927
При использовании любых материалов ссылка на rzd.ru обязательна

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.

Источник: zszd.rzd.ru

Строительство Транссибирской магистрали (набор открыток)

Открытки Строительство Транссиба, 1.jpg

Хорошо известны слова Михаила Ломоносова, что богатства России будут прирастать Сибирью. Менее известно, что сами богатства Сибири прирастали… железной дорогой. Именно строительство великого Сибирского пути послужило могучим толчком к развитию промышленности и всего хозяйства Востока страны.

К концу XIX века в России созрела и окрепла идея строительства Транссиба. Император Александр III распорядился приступить к необходимым изысканиям и обсудить в Комитете министров трассу будущей дороги.

Читайте также:  Могу ли я взять ипотеку на строительство под материнский капитал

В феврале 1891 года вышел Указ о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Сооружение её объявлялось «великим народным делом». Магистраль делилась на семь дорог: Западно-Сибирскую, Средне-Сибирскую, Кругобайкальскую, Забайкальскую, Амурскую, Северо-Уссурийскую и Южно-Уссурийскую. Позднее появилась Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

19 мая 1891 года во Владивостоке началось строительство Транссиба. Всеми делами стройки ведали: Управление по сооружению Сибирских железных дорог, Инженерный Совет МПС и Мостовая комиссия. С февраля 1894 года начал работу Комитет Сибирских железных дорог, в состав которого входили министры различных ведомств, председательствовал там, согласно пожеланию Александра III, император Николай II, и поэтому решения Комитета «имели значение законов».

Всё было подчинено задаче в максимально сжатые сроки обеспечить сквозной путь до Тихого океана.

Строители добились рекордной скорости укладки рельсов — 642 версты в год, что было в полтора раза быстрее, чем на недавно построенной в Америке Канадско-Тихоокеанской железной дороге. Транссиб строился однопутным.

В 1894 году железная дорога была доведена до Омска, в 1898 году — до Иркутска. Движение поездов на всём протяжении Транссибирской магистрали впервые было открыто в 1901 году. По общей протяжённости — 7416 км — дорога не имела себе равных. Современники сравнивали открытие Транссиба с открытием Колумбом Америки. Организаторы Всемирной выставки в Париже в 1900 году присудили «Гран-при» Комитету Сибирской железной дороги и Российскому министерству путей сообщения за осуществление выдающегося проекта строительства и огромную работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.

Вспомним, что на магистраль было поставлено свыше 1,5 тысяч паровозов и более 30 тысяч вагонов. Их изготовление позволило полностью загрузить заказами заводы Европейской части России. Железная дорога с паровозо- и вагоноремонтными мастерскими стала крупнейшим и технически наиболее оснащённым промышленно-транспортным предприятием Сибири.

Транссиб привёл к оживлению торговли на огромных пространствах. Дорога, проложенная с запада на восток, пересекла Тобол, Иртыш, Обь, Енисей. Главные сибирские реки оказались связанными друг с другом и превратились в удобные водные пути для перевозки грузов. Строительство железной дороги способствовало развитию золотодобычи и возникновению в Сибири каменноугольной промышленности, открыты шахты в Черемхове и других местах. За 17 лет (с 1900 по 1917 годы) добыча угля в Восточной Сибири выросла с 5 млн до 115 млн пудов и продолжала расти.

Мировая практика не знала железнодорожного строительства такого масштаба, осуществлённого в столь трудных природных условиях и в такие сроки.

Масштабное освоение Дальнего Востока, резко возросший грузопоток к Тихому океану потребовали строительства вторых путей на Транссибе. Этому предшествовала основательная инженерно-экономическая и техническая проработка многих вопросов. Первоначальное увеличение пропускной способности решалось за счёт устройства большого количества разъездов между станциями. Особое внимание уделялось переустройству горных участков.

В октябре 1904 года было принято решение о строительстве второго главного пути на Транссибе. Принципы и технические условия реконструкции были разработаны инженером Н. П. Петровым. Особенно большой объём работ по укладке второго пути и переустройству горных участков был произведён в 1907—1910 годах.

В советское время многое было сделано на Транссибе по его технической реконструкции, что позволяет успешно справляться со значительными перевозками народнохозяйственных грузов.

Сегодня потомки с благодарностью вспоминают строителей Великой сибирской магистрали.

Юлиан ТОЛСТОВ, член совета ВОЛЖД

Открытки Строительство Транссиба, 2.jpg

Совет Министров России разделил строительство Транссиба на три этапа по времени сооружения. Это ин¬ереснейшая карта первого этапа Великого пути: Челябинск — Обь (1418 км) и Обь — Иркутск (1818 км). На карте, помимо крупных станций, изображены, по мнению составителя, наиболее характерные детали трассы.

Открытки Строительство Транссиба, 3.jpg

В феврале 1891 года вышел Указ о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Сооружение её объявлялось «великим народным делом». Так, станция Челябинск Оренбургской губернии стала начальным пунктом первого этапа Транссиба — Западно-Сибирской дороги.

Открытки Строительство Транссиба, 4.jpg

Сибирская железная дорога возводилась по облегчённым нормативам строительства, которые были одобрены Николаем II. Допускалось принимать ширину земляного полотна поверху до 5,26 м вместо 6,1 м. Подобные послабления допускались в отношении толщины балластного слоя и т. д. Только чудо-мосты строились согласно нормам и правилам.

Открытки Строительство Транссиба, 5.jpg

Вокзал-игрушечка на станции Ояш Западно-Сибирской железной дороги имел резные украшения, которые надолго запоминались всем проезжающим. Станция расположена на перегоне Новониколаевск — Юрга, справа на перроне характерная примета времени — керосиновый фонарь для освещения.

Открытки Строительство Транссиба, 6.jpg

Забайкальская железная дорога. Полуказарма на Туринском утёсе, на 753-й версте.

В полуказарме, согласно распорядку службы пути, проживал артельный староста и его артель (бригада путейцев), отвечавшая за определённый участок линии.

Открытки Строительство Транссиба, 7.jpg

В 1896 году был завершён первый участок Западно-Сибирской дороги — построен мост через Иртыш, вокзал в Омске. Вокзал вырос по-сибирски добротным, каменным и довольно удобным. По общему мнению, на дороге это был самый удачный вокзал. Станция Омск росла быстро, движение изо дня в день уверенно возрастало.

Открытки Строительство Транссиба, 8.jpg

Станция Обь (Новониколаевск, Новосибирск) заложена в 1894 году на правом берегу Оби. Станции присвоили III класс, и на ней был выстроен скромный типовой деревянный вокзал за 18 тысяч рублей.

Вскоре здесь возник посёлок, который за прошедшие годы стал крупнейшим в Западной Сибири городом и мощным железнодорожным узлом сети дорог.

Открытки Строительство Транссиба, 9.jpg

Хижина строителя магистрали одного из посёлков трассы. Тягостное, унылое зрелище — какое-то жалкое подобие жилища, которое вряд ли защитит от дождей и тем более суровых сибирских холодов. Но так жили и отвоёвывали в лесной чащобе топором и огнём, упорным трудом километры пути.

Читайте также:  Проект вертикальной планировки при строительстве

Открытки Строительство Транссиба, 10.jpg

На станции Тайга Средне-Сибирской дороги было крупное по тем временам паровозное депо, порой там обращалось до 60 паровозов. После открытия угольных месторождений станция стала крупным пунктом по отправке угля не только на Транссиб.

Открытки Строительство Транссиба, 11.jpg

Мост через Енисей называли мостом века, так как он был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролётов — 145 м. Проектировал его инженер Л. Д. Проскуряков. Построен мост в сжатые сроки: 1896—1899 годы. Важно то, что пролётные строения были легче, чем аналогичные на других мостах, не теряя при этом прочности.

Открытки Строительство Транссиба, 12.jpg

Первый поезд в Иркутск прибыл из Красноярска 16 августа 1898 года. Весь в зелени и флагах «Первый сибирский поезд особого назначения», походивший на рождественскую ёлку, в 12 часов дня, осеняемый крестом местного архиепископа, медленно подошёл к вокзалу. На Ангаре прозвучал паровозный гудок!

Открытки Строительство Транссиба, 13.jpg

Станция Иркутск (1899 год) раскинулась на левом берегу Ангары, в Глазовском предместье. Место для станции выбрала «Комиссия по исследованию на месте дела сооружения Сибирской железной дороги», возглавлял её известный инженер Н. П. Петров. Станция имела значительное путевое развитие, крупное депо, за которым видна белая башенка Иркутского вокзала.

Открытки Строительство Транссиба, 14.jpg

На 1091-й версте от Иркутска, близ казачьей станицы Кайдаловской, был расположен так называемый «Китайский разъезд» (ныне станция Тарская). От этого разъезда и отклонялась ветвь к границе, на соединение Манчжурии с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД).

Открытки Строительство Транссиба, 15.jpg

После Яблоневого хребта, за станцией Ингода, широко раскинулась станция Чита, крупный железнодорожный узел. Основан город на реке Читинке в 1653 году казачьим атаманом Бекетовым. Железная дорога пришла в эти края в июле 1900 года.

Открытки Строительство Транссиба, 16.jpg

Характерный пейзаж Транссиба: среди вековой тайги, крутобоких скал вырублена трасса и проложен стальной путь. Рядом вьётся просёлок — проехать можно лишь вдоль железной дороги. Это место у реки Кручина, что впадает в Ингоду у Читы.

Открытки Строительство Транссиба, 17.jpg

19 мая 1896 года во Владивостоке состоялась закладка Уссурийской дороги, первого звена Транссиба со стороны Тихого океана. В церемонии участвовал наследник престола, будущий император Николай II. Этот вокзал был построен в 1894 году (архитектор Е. Базилевский).

Источник: wiki.nashtransport.ru

lsvsx

29 марта 1891 года российский император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского рельсового пути, известного сегодня как Транссибирская магистраль. Она стала самой протяжённой железной дорогой на планете и одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории. Вдоль Транссиба расположены 87 городов, пять из них — с населением свыше 1 млн. Магистраль играет важнейшую роль в транспортной системе не только России, но и всего Евразийского континента.

В конце XIX — начале XX в. Сибирь была крайне отсталой окраиной России с малочисленным населением, слабо развитыми промышленностью и торговлей. В середине ХIХ века, после походов и открытий адмирала Г. Невельского и подписания в 1858 году графом Н. Н. Муравьевым-Амурским Айгунского договора с Китаем окончательно оформились восточные границы Российской империи: в 1860 г. заложен военный пост Владивосток, пост Хабаровск в 1893 году стал городом Хабаровск.

Но именно отсутствие необходимых путей сообщения не давало возможности для развития экономики этого огромного, богатого ресурсами региона. Сибирский тракт был, но добираться по нему приходилось месяцами, грузы в тихоокеанские порты доставлялись морем вокруг Азии. К тому же англичане, японцы и китайцы проявляли к Дальнему Востоку и Сибири нескрываемый интерес. И если бы магистраль не построили в те годы, Россия вряд ли удержала бы за собой Дальний Восток и побережье Тихого океана.

О необходимости строительства железнодорожного сообщения с Сибирью начали задумываться ещё в середине девятнадцатого века: генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский трижды подавал проекты о строительстве Сибирской железной дороги, но безрезультатно, а на докладную записку адмирала Невельского в 1856 году «О деятельности Амурской экспедиции», где он аргументированно настаивал на необходимости строительства железной дороги, император Александр II ответил: «С данной просьбой граф Н. Н. Муравьев-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект».

Особенно активно поддерживало идею строительства купечество России. Так, во «всеподданейшем адресе» Сибирского купечества в 1868 г. подчеркивалось:«Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас.

Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных от Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве». И только в 1886 году дело сдвинулось с мертвой точки благодаря императору Александру III: на отчет иркутского генерал-губернатора А. П. Игнатьева он наложил резолюцию: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора».

В 1887 году под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог. В 1888 году был принят окончательный план строительства магистрали при поддержке министерств: путей и сообщения, финансового, военного, морского, внутренних дел, земледелия, и государственного имущества Императорского дворца.

Читайте также:  Уведомление о строительстве жилого дома

В 1890 году приамурский генерал-губернатор А. Н. Корф направил в Петербург свои соображения о необходимости в первую очередь постройки железной линии от Владивостока до Хабаровска, благодаря чему Александр III утвердил решение о строительстве железной дороги в Уссурийском крае. С. Ю. Витте писал: «Я не преувеличу, если скажу, что это великое предприятие было совершено благодаря моей энергии, конечно, поддержанной императором». Подчеркивал стратегическую значимость магистрали и П. А Столыпин: выступая в Думе, он заявил: «Никакие крепости не заменят путей сообщения», что подтвердилось в годы Русско-японской войны, когда именно Транссиб стал магистралью, обеспечивавшей русские войска: было перевезено 2 млн военнослужащих вместе с артиллерией, обозами и другими грузами.

29 марта того же 1891-го последовал рескрипт императора на имя наследного цесаревича Николая Александровича: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей (целью) соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».

19 (31) мая 1891 года в Куперовой пади около Владивостока состоялось официальное открытие строительства транссибирской магистрали На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович собственноручно отвёз тачку земли на полотно дороги, заложил камень будущего железнодорожного вокзала и прикрепил серебряную табличку.Участие в строительстве предлагали иностранные компании, но им было отказано из-за возможного усиления иностранных капиталов на Дальнем Востоке. Строить решили собственными силами и средствами — на деньги казны, руками солдат, крестьян, ссыльных арестантов и приезжих из западных областей России, которых оказалось немало. Всего в строительстве участвовало около 90 тысяч человек, стоимость — триста пятьдесят миллионов рублей золотом.

В 1893 году был учрежден Комитет Сибирской дороги, председателем которого Александр III назначил наследника престола Николая Александровича. Комитет имел самые широкие полномочия. На одном из первых же заседаний Комитета Сибирской дороги были оглашены строительные принципы: «…Довести до конца начавшуюся постройку Сибирского рельсового пути дешево, а главное, скоро и прочно»; «строить и хорошо, и прочно, с тем чтобы впоследствии дополнять, а не перестраивать»; «…чтобы Сибирская железная дорога, это великое народное дело, была осуществлена русскими людьми и из русских материалов». Разрешено было привлекать к работам ссыльнокаторжных, ссыльных поселенцев, арестантов разных категорий с условием сокращать сроки наказания за участие в работах. Грузы для строительства магистрали доставлялись Северным морским путем: Н. В Морозов, гидролог, провел из Мурманска к устью Енисея 22 парохода.

Началась огромная, тяжелейшая работа. Транссибирская магистраль — это семь железнодорожных участков со своими проблемами и особенностями: Уссурийская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирская, Забайкальская, Маньчжурская, Кругобайкальская и Амурская.

Руководили строительством известные инженеры: Урсати А. И., Вяземский О. П., Михайловский К. Я., Меженинов Н. П., Пушечников А. Н., Белелюбский Н. А, Гарин-Михайловский Н. Г., Проскуряков Л. Д. и др. Условия, в которых проходили работы, были поистине тяжелейшими: непроходимая тайга, болотистые почвы, горные хребты Алтай, Алатау и Саянский хребет, многочисленные сопки, глубоководные широкие реки с периодическими разливами и подъемом воды (на Амуре вода поднималась до 8 метров), районы вечной мерзлоты, морозы ниже 50 градусов, снежные метели, сугробы в несколько метров высотой, горные ущелья, дикие звери и огромные, необозримые расстояния. Основными орудиями труда были топор, кайло, лопата, тачка, кирка. Позже были завезены американские грейдеры.

Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, хотя регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало. Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Дальним по железной дороге было установлено в июле 1903-го. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.18 сентября (1 октября) 1904 года в результате пуска Кругобайкальской железной дороги рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком стал непрерывным. 5 (18) октября 1916 года — дата полного завершения строительства Великого Сибирского пути, этого величайшего достижения научной и инженерно-технической мысли России и других стран.

Транссибирская магистраль — крупнейшая в мире и по сегодняшний день: протяженностью 9288 километров, она проходит через два континента, 21 субъект Федерации, 13 областей, 87 городов, четыре края, две республики, одну автономную область, один автономный округ, пересекая16 крупных рек (было построено 86 мостов). В настоящее время по магистрали ежегодно перевозится 100 000 000 тонн грузов. В регионах, по которым проходит Транссиб, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны, добывается 65% угля, выпускается 25% древесины, осуществляется 25% нефтепереработки и многое другое. Прокатиться по Великому Сибирскому пути можно за семь суток. С. Ю. Витте написал в свое время: «Как без посещения Мекки нельзя быть настоящим мусульманином, так, не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским».

Источник: lsvsx.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...