Волгоград – город-миллионник, город-герой, на протяжении всей своей истории связанный с обороной России. Основанный в XVI веке как военная крепость Царицын, сначала он защищал юго-восточные рубежи Русского царства. Затем в период Гражданской войны город стал местом ожесточенных сражений. В Великую Отечественную войну победа Красной армии в Сталинградской битве прогремела на весь мир беспримерным мужеством и небывалой стойкостью солдат и простых жителей города.
Сражение за Сталинград переломило ход войны и воодушевило все народы на разгром фашизма. Ключевую роль в одной из самых кровопролитных битв XX века сыграли рабочие Сталинградского (ныне Волгоградского) тракторного завода.
Танки вместо тракторов
Сталинградский завод стал первым тракторным заводом советской России. Построен он был в 1930 году при участии американских специалистов и в первую очередь известного архитектора Альберта Кана. Параллельно с производством тракторной техники на заводе был налажен выпуск танков. Первой моделью стал легкий Т-26 – наиболее массовый довоенный танк, к началу Великой Отечественной войны, однако, сильно устаревший по своим броневым и скоростным характеристикам.
О подвигах ополченцев Сталинградского тракторного завода.
К серийному изготовлению танков следующего поколения, модели Т-34, на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) приступили летом 1941 года. За короткое время коллектив завода смог выйти на показатель в 300 единиц бронетехники в месяц. Столько же техники в то время выпускала вся остальная танковая промышленность СССР. По мере продвижения гитлеровцев на восток завод терял поставщиков. В спешном порядке приходилось решать вопросы по производству комплектующих в своем городе.
Август 1942 года. Танки и артиллерийские тягачи СТЗ готовы к бою. До вступления немцев в Сталинград осталось несколько дней
12 августа 1942 года Военный совет фронта поставил заводу нелегкую задачу: в ближайшие 8-10 дней удвоить выпуск танков. Был разработан ежедневный график, предусматривающий использование всего ремонтного фонда танков фронтовых частей. К вечеру 20 августа с конвейера сошли последние машины в счет месячного задания. Было выпущено 390 танков, 80 из них – сверх плана.
Сталинградский тракторный производил и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. О том, в каких условиях протекала эта работа, можно судить по отчету заводского корпуса № 5 за период с 23 августа по 12 сентября 1942 года:
«С момента подхода фашистских банд к заводу, бомбежек и обстрелов заводской территории корпусом № 5 проделана следующая работа:
выпущено новых танков – 68 штук,
отремонтировано танков – 23.
Кроме того, оказана помощь Красной Армии в ремонте путем посылки высококвалифицированных рабочих в ремонтные бригады, а также выдачи запасных частей и различного оборудования.
Волгоградский Тракторный завод. История создания, работа и уничтожение завода
За промежуток указанного времени в корпус попало шесть фугасных бомб, около 154 зажигательных и один снаряд. Сгорело газойльхранилище, разрушена в двух местах крыша».
В едином строю
В первые дни войны на СТЗ началось формирование народного ополчения. Запись проводили на собраниях и митингах, проходивших в цехах и отделах завода. В течение двух дней в ряды народного ополчения вступили 6000 добровольцев. В их числе – командиры производства, передовики труда, рационализаторы. Одновременно заводчане начали создавать истребительный батальон для борьбы с вражескими диверсантами и десантниками, а также для охраны важнейших промышленных объектов, транспортных узлов и населенных пунктов.
1942 год. В пятом танковом корпусе завода завершается сборка очередной партии танков для фронта
Был сформирован и танковый батальон. Его командиром назначен начальник тракторного цеха капитан запаса А. Лебедев, комиссаром – А. Степанов, заведующий военным отделом Тракторозаводского райкома партии, капитан запаса. В 1942 году подразделение было реорганизовано в танковую бригаду имени сталинградского пролетариата. В бригаду вступили 1500 заводчан.
Были созданы штабы МПВО, организованы медико-санитарные отряды. Более 3000 рабочих завода оказывали помощь в строительстве оборонительных рубежей.
«Тракторного первенца пятилетки – врагу не сдадим»
23 августа 1942 года стал самым мрачным днем для сталинградцев. Фашистская авиация непрерывно бомбила город. Зажигательные бомбы сыпались в неисчислимом количестве. Горело все – земля, дома, даже вода. В руины превращались здания, а с потемневшего неба продолжали сыпаться бомбы.
В ночь на 24 августа 1942 года тракторозаводцы выставили для защиты подступов к заводу дополнительно к истребительному батальону сводный отряд двух учебных танковых батальонов. Из числа добровольцев был собран отряд танкистов, автоматчиков, минометчиков, пулеметчиков и стрелков численностью в 300 человек. Он полностью состоял из рабочих завода. Главная задача – удержать немецкие части, прорвавшиеся со стороны села Орловка.
Май 1943 года. На фото ученик первого ремесленного училища Сталинграда: пока цеха завода не восстановлены после бомбежек, ремонт танков ведется прямо на улице
«Три отряда, сформированных за ночь в литейных цехах в количестве 600 человек, получив оружие, заняли оборону в районе поселка Спартановка. Настроение у всех боевое. Единодушно решено драться до последнего, но тракторного первенца пятилетки – врагу не сдать» – такую записку отправил в штаб фронта Д.В. Приходько, в то время секретарь Тракторозаводского райкома партии.
Из воспоминаний маршала Александра Василевского:
«В эти тяжелые для города дни мне пришлось побывать на тракторном заводе. Вот та незабываемая обстановка, которую мне довелось наблюдать там. Противник находился от завода в полутора километрах, подвергая его ожесточенному артиллерийскому и минометному обстрелу. В этих условиях завод продолжал усиленно производить новые и ремонтировать выбывшие из строя танки. Многие рабочие завода, собиравшие танки, на этих же машинах следовали в район боев и там пополняли ряды наших защитников, героически сражавшихся за город».
Из цеха – прямо в бой
Завод-солдат был на переднем крае фронта, уничтожая фашистские танки на подступах к родной земле, и продолжал безостановочно ковать оружие. Люди сутками не покидали производство. Кругом пылал пожар. Одни рабочие его тушили, другие – продолжали ремонтировать танки. Для ремонта искалеченных машин был организован ремонтно-восстановительный батальон, который отремонтировал 91 танк и 60 моторов.
Март 1943 года. Разрушенный заводской поселок. На переднем плане — разбитая пушка. Скоро она будет переплавлена на металл, который станет частью боевой брони танка
Ремонтники становились танкистами. В военную историю завода вписано имя Петра Корчагина. В цех М-15 был доставлен до неузнаваемости изуродованный Т-34. Казалось – только на переплавку. Но Петр трое суток не отходил от танка и по существу вновь его создал. Он полностью обеспечил боевую машину вооружением, боеприпасами, организовал экипаж.
А когда немцы приблизились к территории завода, сам повел танк в бой. И это не единичный факт. Из цехов СТЗ шли в бой грозные Т-34. Их вели экипажи ополченцев, вели те, кто их строил. За танками шли вооруженные рабочие.
Истребительный батальон и танковая бригада СТЗ вместе с воинскими частями не позволили противнику ворваться в район тракторного завода. Наступление гитлеровцев было остановлено. И это дало возможность организовать и 5 октября 1942 года закончить эвакуацию наиболее ценного оборудования за Волгу вместе с рабочими и их семьями. К отправке в Барнаул и Челябинск были подготовлены восемнадцать эшелонов, чтобы вывезти 23 тысячи рабочих, ИТР и их семьи, станки и оборудование. А приготовленную для взрыва завода взрывчатку использовали в борьбе с захватчиками.
57 бессмертных
Немецкий генерал Дёрр в своей книге «Поход на Сталинград» так описывал наступление на Сталинградский тракторный завод:
«В середине октября началась самая большая в то время операция: наступление нескольких дивизий, в том числе танковых, на Сталинградский тракторный завод. Со всех концов фронта к нам в Сталинград стягивались подкрепления. Пять саперных батальонов по воздуху были переброшены в район боев из Германии. Наступление поддерживал в полном составе 8-й авиакорпус.
Наступавшие войска продвинулись на два километра, однако не смогли полностью преодолеть сопротивления трех дивизий русских, оборонявших завод, и овладеть отвесным берегом Волги. Если нашим войскам удавалось днем на некоторых участках фронта выйти к берегу, ночью они вынуждены были снова отходить, так как засевшие в оврагах русские отрезали их от тыла».
Следует уточнить, что Сталинградский тракторный завод обороняли не три дивизии, как считает генерал Дёрр, а одна – 37-я гвардейская. Под конец здесь осталось 57 советских солдат.
Среди них был Алексей Очкин, командир группы «57 бессмертных». Он рассказывал:
«Фашисты пошли в решающее наступление на тракторный, и командарм нас перебросил туда. 14 октября началось самое памятное сражение великой битвы. Мы обороняли площадь Дзержинского. Сто танков устремились на нас, истребителей. Орудие Коли Смородина было разбито, сам он уцелел чудом и вел огонь из бронебойки.
Горели развалины, асфальт, земля… Погибло больше половины наших, враг потерял два десятка танков и не смог сломить сопротивление горстки наших бойцов, обогнул завод с тыла.
Мы прорвались в горящие цеха и снова вели бой с танками. И вот тогда 57 раненых, обгоревших, объединились и заняли оборону по самой кромке волжской кручи. Под обрывом, у Волги, весь запас боеприпасов, здесь и был последний смертный рубеж. Николай Смородин и три бойца с автоматами брали с собой мешок гранат и устраивали переполох в расположении фашистских частей. Те в панике отходили, а мы ночью минировали свой последний край у кромки обрыва. …Когда нас стало шестеро, Смородин подбил три танка, целился в четвертый, но тут его оглушило снарядом… Коля цеплялся за край обрыва, ослабевшее тело сползало… Это последнее, что я увидел, потому что и меня тяжело ранило».
Артиллерийский тягач «Комсомолец». На эти машины устанавливались знаменитые «Катюши». На заводе их было выпущено около 9 тысяч единиц
Тракторный не был сдан. В него ворвались захватчики, но он сражался. В нем еще были бойцы. И как потом выяснилось, в цехах завода гитлеровцев подстерегали дерзкие ночные вылазки мелких штурмовых групп и одиночных гранатометчиков. В подвалах и туннелях, под станками и в люках у них были надежные укрытия.
Восставший из пепла
За 21 неделю ожесточенных боев, бушевавших на территории завода, на каждый квадратный километр территории СТЗ обрушилось 2000 авиабомб, десятки тысяч снарядов и мин. Иностранные корреспонденты, побывавшие после освобождения города в Сталинграде, писали, что восстановить красавец завод невозможно. Однако тракторозаводцы решили иначе. 17 июня 1944 года принято считать вторым рождением завода – с восстановленного конвейера сошел первый трактор.
1943 год. Расчищенный от завалов и мусора жилой квартал Тракторозаводского района Сталинграда. Работники завода по 12 часов ремонтировали танки, а после трудовой смены шли на уборку города, восстанавливали разрушенные здания
В феврале 1945 года руководство завода, района отправило рапорт на имя председателя Государственного комитета обороны: «…Сегодня мы рады доложить, что Сталинградский тракторный завод снова вступил в строй действующих предприятий страны. Уже восстановлено 176 тысяч квадратных метров производственных площадей, ТЭЦ. Вместе с заводом восстанавливается и наш заводской поселок. Всего восстановлено 67 тыс. кв. метров жилой площади». «…Уже в 1943 году коллектив завода отремонтировал и передал фронту танков на 4 танковые бригады и дизелей на 5 танковых бригад». «С июля 1944 года началось серийное производство гусеничных тракторов, … изготовлено свыше 500 единиц».
В послевоенные годы завод успешно производил гражданскую и военную технику. Самым массовым трактором в СССР стал гусеничный сельскохозяйственный ДТ-75. За 50 лет на Сталинградском, а с 1961 года – на Волгоградском тракторном заводе было выпущено более 2,5 миллионов машин.
Самоходная противотанковая пушка «Спрут-СДМ1»
Сегодня Волгоградский тракторный завод остается стратегически важным оборонным предприятием. В 2017 году для финансового оздоровления военная составляющая завода, Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», была включена в состав Госкорпорации Ростех.
И хотя гражданская часть тракторного завода сегодня расформирована, традиция продолжается – на предприятии производится бронетехника, которая применяется в Воздушно-десантных войсках РФ. Это боевая десантная машина БМД-4М, обеспечивающая необходимое прикрытие и дополнительные боевые возможности подразделениям ВДВ. Разработаны и готовы к государственным испытаниям опытные образцы модернизированной самоходной противотанковой пушки «Спрут-СДМ1», которая способна оказывать мощную огневую поддержку десанту и разведке в любое время суток на суше и на воде. Вся эта техника может десантироваться с помощью парашютных систем.
Источник: rostec.ru
Комсомольская юность Сталинградского тракторного
Наш обозреватель Юлия ГРЕЧУХИНА продолжает рассказывать биографию царицынского, сталинградского и волгоградского комсомола, которому в этом году исполняется 100 лет. Его история неразрывно связана с жизнью нашего края.
Так начинался завод-гигант
Одна из ярких страниц – строительство Сталинградского тракторного завода. Вот что вспоминал Владимир КУДРЯВЦЕВ, первый секретарь Тракторозаводского райкома комсомола в 1966-1969 годах:
– В середине 1926 года в знойной пустынной степи на северной окраине Сталинграда на берегу Волги был заложен первый камень будущего гиганта советской индустрии. На безлюдных 130 га, где росли лишь полынь да колючка, предстояло построить первый в СССР завод по выпуску тракторов.
Новый городской район еще не оформился, но появились котлованы, которые рыли в основном вручную. Сюда со всей страны съезжалась молодежь, и это были настоящие энтузиасты строительства новой жизни, ведь тут сложностей хватало.
Летом 1929 года началось возведение основных цехов предприятия. За беспрецедентной народной стройкой следила вся страна. Посетивший ее в августе того года Максим Горький восхищался «грандиознейшим» размахом и подвижническим трудом строителей.
Уже в 1928-м на Тракторострое была создана первая комсомольская ячейка, а в августе следующего года первая заводская комсомольская конференция избрала комитет ВЛКСМ во главе с Петром Плотниковым.
Трудности в строительстве, налаживании жизни и освоении производства были преогромные. Начальник строительства Василий Иванович Иванов встретился с генсеком ЦК ВЛКСМ Александром Косаревым и сказал:
– Нужны люди. Нужны сейчас. Дайте нам отряд в семь тысяч. Сперва они будут строить, потом станут хозяевами умнейших станков.
Семитысячники, вперед!
ЦК ВЛКСМ 29 декабря 1929 года принял историческое постановление о призыве семи тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства СТЗ.
Семь тысяч молодых рабочих и крестьянской бедноты, в том числе из ближайших деревень, отправлялись на работу в город, где самоотверженно трудились в тяжелейших условиях, а многие потом стали «кадровым золотом» заводского коллектива.Эти без преувеличения героические люди, вошедшие в историю страны как комсомольцы-семитысячники, не только внесли бесценный вклад в экономическое развитие Родины, но и стали строителями новой жизни.
Кандидатуры добровольцев сначала рассматривали на комсомольских собраниях, затем в райкомах. Уже в первых числах января 1930 года в Сталинград прибыли первые вагоны с семитысячниками. Первое дело, за которое они взялись – настилка торцевых полов в цехах. Затем приступили к остеклению. Морозы стояли суровые, но это не остановило комсомольцев, хотя приходилось выходить на смену в стужу до минус 30 градусов.
Трудностей хватало: монтажники работали днем и ночью при свете прожекторов, жили в цехах, в бараках. Баня – одна на поселок в 60 тысяч человек. В ноябре 1930 года разразилась эпидемия тифа…
И все это преодолели. 17 июня 1930 года с главного конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1, который предназначался в подарок XVI съезду партии. Его назвали «Интернационал». Вел с конвейера машину молодой коммунист из комсомольцев Яков Френкель. Ликовали все.
ЦК объявил День трактора, началось движение «Изучайте машину, берегите трактор».
Стахановские сутки
Завод, насыщенный энергией молодых, а по данным ЦК ВЛКСМ среди работающих на СТЗ их было 80%, осваивал новое, первое в стране поточное машиностроительное производство.
Трудностей меньше не становилось: не хватало опытных кадров, требовалось обучить массу молодых людей. Поэтому в Сталинграде были открыты механический институт, техникум, ФЗУ. Комсомольцы и молодежь, вчерашние деревенские ребята, осваивали новые профессии, учились работать на станках.
В 1932 году освоена проектная мощность завода – с конвейера сходило 144 трактора в сутки. Постепенно налаживался быт: возник полноценный городской район, где появились четырехэтажные жилые дома, кинотеатр, цирк, библиотека. Возводили Дворец культуры и парк. И надо ли уточнять, что все это руками молодых и для молодых.
Что волновало комсомольцев? С одной стороны, шла борьба со штурмовщиной, но боролись и за темпы освоения производства, увеличение выпуска машин. Завод поддержал всесоюзное стахановское движение. На СТЗ проводились «Стахановские сутки». Например, в январе 1936 года при норме 150 «железных коней» с конвейера сошло 210.
Молодой завод заработал в полную силу, развивался усилиями новых поколений инженеров и квалифицированных рабочих.
В 1937-м они освоили выпуск нового СТЗ-НАТИ, а через два года 36-летний инженер Иван Иночкин изобрел и со своими коллегами внедрил на СТЗ первую в мире автоматическую линию в машиностроении. К 40-м годам завод выпустил 232 700 машин – более половины тракторного парка страны.
К началу Великой Отечественной завод освоил технологически сложную продукцию, приступил к выпуску Т-34 и артиллерийских тягачей СТЗ-5. А сами тракторостроители в войну защищали город, возводили оборонительные сооружения. Против врага встали все. Таков итог воспитания прохождением через горнила, подобные Тракторострою. Давайте этим гордиться.
Как воспитывали кадры?
Бюро комсомола завода ратовало за благоприятные жилищные условия и питание рабочих, объявило борьбу с рваческими настроениями, пьянством, дебошами, паникерством, «разлагающе действовавшими на здоровую часть молодых и других работников». Развивалось наставничество. Комсомольцы воевали за укрепление дисциплины.
Обычными были такие формы общественной работы, как собрания стахановцев, принятие отстающих «на буксир», Дни качества, публичное вручение «Ордена верблюда» отстающим и бракоделам. На Сталинградский тракторный, который гремел на всю страну, приезжали секретари ЦК ВЛКСМ, журналисты газеты «Правда». Со всей страны сюда присылали техническую литературу.
Источник: stalingrad.vpravda.ru
Волгоградский тракторный завод
Тракторная компания «ВгТЗ» — предприятие Волгограда, правопреемник Волгоградского тракторного завода, входит в состав концерна «Тракторные заводы».
История
В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф. Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.
Волгоградский тракторный завод до 1961 года именовался Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского (СТЗ). Завод был построен в числе первых промышленных объектов, возведённых по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов.
Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США. Проектирование завода осуществлялось фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869—1942) [1] , выполненного в кратчайшие сроки [2] . В числе строителей завода — В. П. Мартыненко. В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году.
17 июня 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.
С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ) с двигателем мощностью 52-56 л.с. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При». К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) — более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.
В 1939 году И.П. Ивочкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию. [источник не указан 772 дня]
В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера, была отбита с участием рабочих завода на наличных у них в тот момент танках. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода.
25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.
30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. В последующие годы была проведена большая работа по техническому усовершенствованию трактора ДТ-75, и сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.
В советское время директорами завода работали выдающиеся организаторы производства Иван Флегонтович Синицын и Валентин Александрович Семёнов.
C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с. и различных модификаций на его базе.
В 1995 году председателем совета директоров ОАО «Волгоградский тракторный завод» избран Владимир Александрович Кабанов.
В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ».
Интересные факты
Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н. Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода. [3]
В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.
Награды
-
(17 мая1932) (14 января1970) (8 февраля1942) — за образцовое выполнение задания правительства по производству танков и танковых моторов.
- орден Отечественной войны 1-й степени (7 февраля1945)
Продукция
Военная техника
Сельскохозяйственные тракторы
- СТЗ-1
- СТЗ-3
- ВТ-100
- [Агромаш 90ТГ]
- [Агромаш 315ТГ]
Фотопанорама
На площади им. Ф. Э. Дзержинского установлен Памятник Дзержинскому и монумент танку Т-34. Сами проходные являются памятником.
Площадь им. Ф.Э. Дзержинского. Слева направо: Памятник Дзержинскому, проходные тракторного завода, памятник танку Т-34
Источник: dic.academic.ru