Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21.02.2013 № 117
3 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 года.
Открыть автостоянку с нуля как бизнес идея
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация и уведомление размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МЧС России
1 Область применения
Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.
При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.
2 Нормативные ссылки
ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля
ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
Автопарковка у дома. Как сделать по закону? / Моё место парковки
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
Примечание — П ри пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.
подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.
механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей.
автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств.
встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенная противопожарными преградами.
4 Размещение встроенных подземных автостоянок
Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1, Ф 4.1, а также Ф 5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.
В здания класса Ф 1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.
В здания класса Ф 1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI45.
Источник: www.dokipedia.ru
Приказ МЧС РФ от 17.12.2021 № 880
Об утверждении свода правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности»
- Оглавление
- Скачать архив
- Скачать документ
- Распечатать
- Добавить в папку
- Отслеживать документ
- Справка
СП 506.1311500.2021. Свод правил. Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности
Утвержден
Приказом МЧС России
от 17 декабря 2021 года № 880
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2016 г. № 162-ФЗ «О Стандартизации в Российской Федерации», а правила применения сводов правил – Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Сведения о своде правил
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 17 декабря 2021 г. № 880.
3. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
4. ВЗАМЕН СП 154.13130.2013 и раздела 6.11 СП 4.13130.2013
Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения МЧС России.
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств1, в т. ч. гибридных и электромобилей.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на объекты, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, на стоянки для автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, а также автомобилей, перевозящих взрывчатые, ядовитые, инфицирующие и радиоактивные вещества.
удалить
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 53296 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы
СП 2.13130 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты
СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 6.13130 Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
СП 8.13130 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности
СП 12.13130 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
СП 113.13330 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99
СП 484.1311500 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования
СП 485.1311500 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
СП 486.1311500 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования»
Примечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
удалить
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины, содержащиеся в СП 113.13330,1, [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 газобаллонный автомобиль: Автотранспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном или сжиженном углеводородном газе.
3.2 пост: Рабочее место (на открытой площадке или в помещении) для обслуживания одного автомобиля.
4 Требования к размещению
4.1 Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до наземных, наземно-подземных зданий, сооружений стоянок автомобилей должны приниматься в соответствии с п. 4.3 и табл. 1 СП 4.13130 как до зданий складского назначения. Противопожарные расстояния между зданиями автостоянок, а также до зданий, сооружений производственного, складского должны приниматься в соответствии с требованиями, предусмотренными для зданий на территориях производственных предприятий в соответствии с разделом 6 СП 4.13130.
В случае пристраивания автостоянки к жилым и общественным зданиям, сооружениям противопожарные расстояния от указанных пристроек до соседних зданий и сооружений должны определяться как для зданий складского назначения. От зданий со встроенными автостоянками противопожарные расстояния определяются исходя из функционального назначения основного здания.
4.2 Подъезды и проезды для пожарных автомобилей к зданиям, сооружениям автостоянок следует принимать в соответствии с требованиями [2] к зданиям складского назначения на территориях промышленных предприятий и СП 4.13130.
5 Требования к зданиям, сооружениям и пожарным отсекам
5.1 Стоянки автомобилей могут размещаться в зданиях ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием кровли (покрытия) этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках.
5.2 Требуемую степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, допустимые этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека для зданий или сооружений стоянок автомобилей следует принимать в соответствии с СП 2.13130. Для стоянок автомобилей с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей. При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).
5.3 Встраивать (пристраивать) стоянки автомобилей в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, а также в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А и Б по взрывопожарной опасности не допускается.
5.4 Стоянки автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1. При этом, стоянки автомобилей (включая механизированные), должны выделяться в отдельный пожарный отсек противопожарными преградами в соответствии с СП 2.13130, имеющий степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются.
5.5 Стоянки автомобилей допускается пристраивать к зданиям других классов функциональной пожарной опасности. При этом, стоянки автомобилей (включая механизированные), должны отделяться от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 пристроенные стоянки автомобилей владельцев дома следует отделять противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа.
5.6 В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 допускается встраивать стоянки автомобилей закрытого типа. В указанных зданиях I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1 в нижнем этаже (первом, либо цокольном) допускается предусматривать открытые одноуровневые автостоянки автомобилей, предназначенные только для жильцов.
5.7 В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 стоянки автомобилей жильцов дома допускается встраивать независимо от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания. При этом стоянка автомобилей должна отделяться конструкциями с пределом огнестойкости не ниже (R)EI 45. Дверь между стоянкой автомобилей и жилыми помещениями должна быть противопожарной с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (с уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания) и не должна выходить непосредственно в спальное помещение.
5.8 В стоянках автомобилей с полумеханизированной парковкой, размещаемых в зданиях не ниже II степени огнестойкости (в подземных стоянках не ниже I степени огнестойкости) и класса конструктивной пожарной опасности С0, допускается в пределах одного этажа предусматривать двухуровневое хранение автомобилей. При этом предел огнестойкости междуэтажных перекрытий следует предусматривать не менее REI 90.
5.9 Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в том числе с организацией машино-мест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Машино-места для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машино-места допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
5.10 Для стоянок автомобилей, пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует предусмотреть одно из следующих мероприятий:
– обеспечить расстояние от проемов помещений для хранения автомобилей и проемов закрытых рамп до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или заполнение указанных оконных проемов предусмотреть противопожарным с пределом огнестойкости не менее Е 15;
– предусмотреть над проемами помещений для хранения автомобилей и проемами закрытых рамп глухие козырьки либо балконы или галереи из материалов группы горючести не ниже Г1, выступающие от плоскости стены не менее чем на 1 м и перекрывающие ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.
Для оконных проемов, выходящих в лоджии шириной не менее 1 м с ограждающими конструкциями из материалов группы горючести не ниже Г1, дополнительные мероприятия не требуются.
Во всех указанных случаях участки наружных стен с внешней стороны с фасадными системами на расстоянии 4 м от краев проемов помещений для хранения автомобилей и закрытых рамп должны иметь класс пожарной опасности К0, с применением облицовки, отделки и теплоизоляции из материалов группы горючести не ниже Г1.
5.11 Для встроенных или пристроенных стоянок автомобилей сообщение с частью здания общественного назначения в пределах этажа следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 сообщение автостоянки с жилой частью в пределах этажа не допускается, а с помещениями классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, размещенными в зданиях иного функционального назначения, не допускается как в пределах этажа, так и посредством общих лестничных клеток и лифтов.
Сообщение между смежными пожарными отсеками стоянок автомобилей, а также между пожарными отсеками стоянок автомобилей и другими отсеками класса функциональной пожарной опасности Ф5 следует предусматривать через проемы с противопожарным заполнением 1-го типа.
5.12 Для обеспечения вертикальной функциональной связи стоянки автомобилей и частей здания иного назначения следует предусматривать выходы из лестничных клеток и лифтовых шахт стоянки во входной вестибюль здания другого значения, с устройством на этажах стоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
5.13 Допускается предусматривать общие лестничные клетки и лифты, обеспечивающие вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания. При этом пределы огнестойкости шахт лифтов должны составлять не менее REI 120, а дверей шахт лифтов – не менее EI 60.
5.14 Выходы из общих лифтов, обеспечивающих вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания, в помещения хранения автомобилей встроенных и встроенно-пристроенных автостоянок следует предусматривать одним из следующих способов:
– через тамбур-шлюзы 1-го типа с обеспечением раздельной подачи наружного воздуха в такие тамбур-шлюзы, а также в надземную, подземную часть общих лифтовых шахт. При этом расход воздуха подаваемого в тамбур-шлюзы следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытые двери этих тамбур-шлюзов не менее 1,5 м/с, а двери таких тамбур-шлюзов должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении;
– через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
5.15 Для общих лестничных клеток, обеспечивающих вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания, следует предусматривать устройство на всех этажах стоянки автомобилей перед входами (выходами) в лестничные клетки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, а также подпора воздуха в объем общих лестничных клеток отдельными системами.
В зданиях высотой не более 28 м допускается предусматривать устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов на этажах стоянки с подпором воздуха при пожаре, без организации подпора воздуха в объем общих лифтовых шахт и лестничных клеток.
5.16 В наземных закрытых стоянках автомобилей высотой более 15 м и подземных стоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, за исключением пожарных отсеков, содержащих только рампы без хранения автомобилей, лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.
5.17 Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей должны предусматриваться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях I – IV степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0. Рампы в таких стоянках должны быть изолированные, а помещения для хранения газобаллонных автомобилей размещаться только в наземных этажах. При совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, газобаллонные автомобили следует размещать на верхних этажах, либо в боксах, имеющих непосредственный выезд наружу из каждого бокса.
Размещение газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа (в том числе механизированных) не нормируется.
6 Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
6.1 Общие требования
6.1.1 Категории зданий и помещений стоянок автомобилей (за исключением пристроенных (встроенных) к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять расчетом в соответствии с СП 12.13130. При этом помещения хранения транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей следует относить к пожароопасным категориям и расчет проводить в соответствии с Приложением Б СП 12.13130.
Помещения хранения автомобилей с наличием газобаллонных автомобилей (в том числе при совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, гибридными и электромобилями) следует относить к пожароопасным категориям, если свободный объем помещения, определяемый по п. А. 1.4 СП 12.13130 превышает допустимый, определяемый по формуле (1):
Vдоп = 17,92 * m * Ht * Z, м 3 , (1), где:
m – масса газа (определяемая по СП 12.13130), которая может поступить в помещение при аварии топливной системы автомобиля, кг;
Ht – удельная теплота сгорания топлива, МДж/кг;
Z – коэффициент участия топлива во взрыве (по СП 12.13130).
Если свободный объем помещения хранения транспортных средств с наличием газобаллонных автомобилей меньше минимально допустимого, определенного по формуле (1), то оно должно быть оборудовано:
– непрерывно действующей системой автоматического контроля загазованности с установкой сигнализаторов до взрывоопасных концентраций газов и паров;
– аварийной вентиляцией кратностью, определяемой расчетом, но не менее 5 объемов в час с 100%-м резервированием вентиляторов;
– электроснабжением аварийной вентиляции по первой категории надежности.
6.1.2 В закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 м 2 . В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машино-места с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м 2 одним из следующих способов:
– противопожарными перегородками 1-го типа;
– зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 метров;
– зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посередине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машино-мест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию.
При этом следует обеспечить организационные мероприятия, направленные на недопущение размещения пожарной нагрузки в пределах указанных зон (проездов).
6.1.3 В зданиях (пожарных отсеках) стоянок автомобилей допускается предусматривать служебные помещения для персонала, технического назначения, помещения для посетителей в соответствии с СП 113.13330, кладовые для хранения автомобильных шин, а также другие помещения в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
В подземных стоянках насосные станции пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции допускается размещать не ниже первого (верхнего) подземного этажа сооружения. Трансформаторные подстанции в подземных стоянках допускается предусматривать только с сухими трансформаторами или с трансформаторами, заполненными негорючей жидкостью.
6.1.4 Хранение автомобильных шин следует предусматривать в отдельных помещениях, отделенных от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа), а в зданиях IV степени огнестойкости – перегородками 2-го типа.
Площадь каждого из помещений для хранения автомобильных шин, расположенных в цокольных и подземных (подвальных) этажах, не должна превышать 50 м 2 .
6.1.5 Помещения или группы помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР), диагностирования и регулировочных работ и т. п.), за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей, должны быть отделены от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Размещение помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей), а также помещений, отнесенных к категориям А и Б по взрывопожарной опасности, в подземных (подвальных) и цокольных этажах зданий стоянок автомобилей не допускается.
6.1.6 Допускается по периметру стен автостоянки, на расстоянии не менее 8 метров от эвакуационных выходов, устанавливать шкафы из негорючих материалов глубиной не более 1 м, шириной, ограниченной границей машино-места. При этом габаритные размеры шкафа не должны нарушать функции систем противопожарной защиты. Установка шкафов должна обеспечивать сохранение минимально допустимых размеров машино-места (5,3 x 2,5 м).
Шкафы оборудуются установками (устройствами) пожаротушения.
6.1.7 В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек, по контуру этажей открытых стоянок автомобилей и стоянок автомобилей с полуэтажами, а также на покрытии (при размещении там стоянки автомобилей) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива (устройство пандусов-порогов, лотки для стекания топлива и др.).
6.1.8 В стоянках автомобилей закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах стоянок автомобилей, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами (дверями) и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Тип стоянок автомобилей
Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее
Источник: www.audar-info.ru
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие нормы и правила распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.
Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.
В настоящих нормах применяются основные положения и общие принципы, установленные СНиП 21-01.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий
СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения
СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование
СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
СНиП II -89-80* Генеральные планы промышленных предприятий
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
НПБ 104-95 Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях
НПБ 105-95 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности
НПБ 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования
НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования
ППБ 01-93* Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта
ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе.
ВСН 01-89 Минавтотранса РСФСР «Предприятия по обслуживанию автомобилей».
(Измененная редакция. Изм. № 1).
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 Стоянка для автомобилей (далее — автостоянка) — здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
3.2 Надземная автостоянка закрытого типа — автостоянка с наружными стеновыми ограждениями.
3.3 Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 % наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
3.4 Автостоянки с пандусами (рампами) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли.
3.5 Механизированная автостоянка — автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами (без участия водителей).
4 РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
4.1 Размещение автостоянок на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков и расстояния до других зданий и сооружений следует предусматривать с учетом требований СНиП 2.07.01 и СНиП II-89.
4.2 Автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей (подземных и надземных этажей, в том числе с использованием кровли этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться под этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.
К подземным этажам автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Подземные автостоянки допускается размещать также на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.).
4.3 Автостоянки допускается размещать в пристройках к зданиям другого функционального назначения, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности (по СНиП 21-01) Ф 1.1, Ф 4.1, а также Ф 5 категорий А и Б (по НПБ 105).
4.4 Автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов Ф1.1, Ф4.1, Ф5 категорий А и Б. В здания класса Ф 1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от их степени огнестойкости. В здания класса Ф 1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей, кроме автостоянок открытого типа, только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.
Под зданиями класса Ф 1.1, Ф 4.1 располагать автостоянки не допускается.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
4.5 Автостоянки закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.
4.6 Противопожарные расстояния от открытых площадок (в том числе с навесом) для хранения автомобилей до зданий и сооружений предприятий (по обслуживанию автомобилей, промышленных, сельскохозяйственных и др.) должны приниматься: а) до производственных зданий и сооружений:
I, II и III степеней огнестойкости класса С0 со стороны стен без проемов — не нормируется;
то же, со стороны стен с проемами — не менее 9 м;
IV степени огнестойкости класса С0 и С1 со стороны стен без проемов — не менее 6 м;
то же, со стороны стен с проемами — не менее 12 м;
других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м;
б) до административных и бытовых зданий предприятий:
I, II и III степеней огнестойкости класса С0 — не менее 9 м;
других степеней огнестойкости и классов пожарной опасности — не менее 15 м.
Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости класса СО на территории станций технического обслуживания легковых автомобилей с количеством постов не более 15 со стороны стен с проемами не нормируется.
4.7 Хранение автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ) следует, как правило, предусматривать на открытых площадках или в отдельно стоящих одноэтажных зданиях не ниже II степени огнестойкости класса С0. Допускается такие автостоянки пристраивать к глухим противопожарным стенам 1-го или 2-го типа производственных зданий I и II степеней огнестойкости класса С0 (кроме зданий категорий А и Б) при условии хранения на автостоянке автомобилей общей вместимостью перевозимых ГСМ не более 30 м 3 .
На открытых площадках хранение автомобилей для перевозки ГСМ следует предусматривать группами в количестве не более 50 автомобилей и общей вместимостью указанных материалов не более 600 м3. Расстояние между такими группами, а также до площадок для хранения других автомобилей должно быть не менее 12 м.
Расстояние от площадок хранения автомобилей для перевозки ГСМ до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП II-89 применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий этого предприятия — не менее 50 м.
5 ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ
Общие требования
5.1 Надземные автостоянки могут предусматриваться высотой не более 9 этажей, подземные — не более 5 подземных этажей.
5.2 Парковка автомобилей может осуществляться:
с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов;
без участия водителей — механизированными устройствами.
5.3 В зданиях автостоянок допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные
и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы, кладовую для багажа клиентов, помещения для инвалидов, а также общественные телефоны и устройство лифтов для людей. Их необходимость, состав и площади определяются проектом в зависимости от размеров автостоянки и особенностей ее эксплуатации.
Размеры кабины одного из пассажирских лифтов должны обеспечивать транспортировку инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
5.4 Категории помещений и зданий для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями НПБ 105.
Помещения для хранения легковых автомобилей допускается относить к категориям В1 — В4, здания автостоянок легковых автомобилей — к категории В (за исключением автомобилей с двигателями, работающими на сжатом или сжиженном газе).
5.5 Автостоянки, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.
Автостоянки, встроенные в здания другого назначения, должны иметь степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются, и отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
В зданиях класса Ф 1.3 встроенную автостоянку допускается отделять противопожарным перекрытием 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (техническим).
В зданиях класса Ф 1.4 выделение противопожарными преградами встроенной (пристроенной) автостоянки, вмещающей одну легковую автомашину владельца дома, не регламентируется.
Во встроенных в здание другого назначения или пристроенных к нему автостоянках в целях предотвращения распространения пожара следует обеспечивать расстояние от проемов автостоянки до низа ближайших оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение оконных проемов (кроме зданий Ф 1.4).
(Измененная редакция. Изм. № 1).
5.6 При необходимости устройства в составе автостоянки (по заданию на проектирование) помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ, мойки и т.п.) следует предусматривать для этих целей отдельное здание, помещение или группу помещений. Такие помещения могут предусматриваться в автостоянках (за исключением автостоянок открытого типа и встроенных в жилые здания) и должны быть отделены от автостоянки противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа. Входы и въезды в эти помещения должны быть изолированы от входов и въездов в автостоянку.
Состав и площади помещений, предусматриваемых для выполнения отдельных видов или групп работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей, определяются технологическими требованиями проведения соответствующих видов работ с учетом требований ОНТП 01.
5.7 В помещениях зданий, в которые встроены автостоянки, должен быть обеспечен уровень шума в соответствии с гигиеническими нормативами Минздрава России (ГН 2.2.4/2.1.8.562).
5.8 В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания.
Сообщение помещений для хранения автомобилей на этаже с помещениями другого назначения (кроме указанных в 5.3) или смежного пожарного отсека допускается через тамбур-шлюз с подпором воздуха при пожаре или с устройством дренчерной завесы над проемом со стороны автостоянки.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
5.9 Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков и т.п. непосредственно в помещениях хранения автомобилей не допускается.
В помещениях хранения автомобилей допускается предусматривать не более двух машиномест для разгрузки (погрузки) автомобилей, обслуживающих предприятие, которому принадлежит автостоянка. При этом должна быть исключена возможность постоянного складирования грузов в этом месте автостоянки.
В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
5.10 В многоэтажных зданиях автостоянок для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или специальные лифты (механизированные устройства).
При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).
Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
5.11 Число рамп и соответственно количество необходимых выездов и въездов в автостоянках определяются в зависимости от количества автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок — на всех этажах) с учетом режима использования автостоянки, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.
Как правило, тип и число рамп могут приниматься при количестве автомобилей:
до 100 — одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации;
до 1000 — одна двухпутная рампа или две однопутные рампы;
свыше 1000 — две двухпутные рампы. Въезд (выезд) из подземных этажей автостоянки через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этажах не допускается.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
5.12 В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и(или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее
Источник: www.tehlit.ru
Строительные нормы и правила российской федерации стоянки автомобилей Parkings
1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным предприятием «Центр методологии, нормирования и стандартизации в строительстве» Госстроя России с участием ЦНИИСК им. Кучеренко (ГНЦ «Строительство»), ВНИИПО МВД России и Гипроавтотранса
2 ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Госстроя России
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 2000 г. #M12293 0 901749612 2493456293 3154 24263 682100447 2392261523 4264994108 106 25828постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 г. N 64#S
В СНиП 21-02-99* внесено #M12293 1 1200031452 0 0 0 0 0 0 0 0Изменение N 1#S, утвержденное #M12293 2 901862936 2493456293 3154 24882 731286757 2422330471 4264994108 106 24890постановлением Госстроя России от 30 апреля 2003 г. N 38#S.
Разделы, подразделы, пункты текста, таблицы, в которые внесены изменения, помечены звездочкой.
1 Область применения
Настоящие нормы распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких зданий и их размещению на территории поселений.
Нормы не распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей, предназначенных для перевозки взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ.
В настоящих нормах применяются основные положения и общие принципы, установленные #M12293 0 871001022 1546298753 2685059051 3363248087 4294967268 584910322 3403692407 1061002232 3924172945СНиП 21-01#S.
2 Нормативные ссылки*
В настоящих строительных нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
#M12293 0 5200243 0 0 0 0 0 0 0 0СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий#S
#M12291 871001008СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения#S
#M12291 9056428СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование#S
#M12291 5200163СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений#S
#M12291 871001022СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений#S
#M12291 871001026СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение#S
#M12291 5200094СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий#S
#M12291 1200003608ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны#S
#M12291 1200016069НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования#S
#M12293 1 901866573 3363248087 3881945453 3676043972 4254862027 549837023 4 3932322719 3322755135НПБ 104-03 Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях#S
#M12291 1200032102НПБ 105-03 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности#S
#M12293 2 901866575 62138551 3881945453 3676043972 647486350 350062449 3900756953 3421377353 4НПБ 110-03 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией#S
#M12291 1200001091НПБ 250-97 Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования#S
#M12293 3 901866832 584910322 3881945453 3676043972 4294967294 2697443001 2483551668 4292890151 2465713043ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации#S
#M12291 1200005807ОНТП 01-91 Росавтотранса. Общие нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта#S
#M12293 4 901703278 4294961307 78 78 7911308 77 84 580539080 2772152699ГН 2.2.4/2.1.8.562-96 Минздрава России. Допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки#S
#M12293 5 1200006258 0 0 0 0 0 0 0 0РД-3112199-98 Минтранса России. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном (сжатом) природном газе#S
#M12293 6 901708151 4291609043 2465715561 1301148883 2685059051 3363248087 3952426451 4294960680 3617676070ВСН 01-89 Минавтотранса РСФСР. Предприятия по обслуживанию автомобилей.#S
Источник: studfile.net