Строительство транссибирской магистрали проблемы

Транссибирская магистраль или Великий Сибирский путь – это рельсовый путь, который соединяет европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами.

Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 километра и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298км и не совпадает с реальной.

Транссибирская магистраль расположена на территории двух частей света . На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.

Вопрос о постройке Транссиба назревал в стране очень давно. В начале XX века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались отсоединёнными от европейской части Российской империи, в связи с этим возникала нужда в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами средств и времени.

Транссибирская магистраль: из прошлого в настоящее

Официальная дата начала строительства Транссиба считается 31 мая 1891 года, когда наследник российского престола и будущий император Николай II заложил недалеко от Владивостока первый камень Уссурийской железной дороги до Хабаровска на Амуре. Фактическое начало строительства произошло несколько раньше, в начале марта 1891 года, когда стартовало строительство участка Миасс – Челябинск.Строительство Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природных и климатических условиях. Почти на всем протяжении трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной территории, в густой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

Строительство Транссибирской магистрали вышло стране в достаточно солидную сумму. По предварительным расчетам Комитета по сооружению Сибирской железной дороги, ее стоимость определили в 1 455 миллионов рублей золотом. В 1891-1892 годах для Уссурийской линии и Западно‑Сибирской линииза основу взяли облегченные технические условия – уменьшили ширину земляного полотна в насыпях, выемках и на горных участках, а также толщину балластного слоя, укладывали облегченные рельсы и укороченные шпалы, снизили количество шпал на один километр пути, данные действия предпринимались, чтобы удешевить стоимость постройки.

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем, была проблема обеспечения строительства Транссибирской магистрали работниками. Чтобы удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах, квалифицированных работников перебрасывали из центра страны в разные регионы страны.
Значительную часть строителей составили ссыльные солдаты и арестанты. Пополнение рабочей силы шло при помощи привлечения сибирских крестьян и горожан, а также притока крестьян и мещан из европейской России.

Транссибирская железнодорожная магистраль. История развития. Цена. Интересные факты.


Всего на сооружении Транссибирской магистрали в 1891 году, было 9,6 тысячи человек, в а 1895‑1896 годы, в разгар строительных работ, – 84‑89 тысяч человек, в 1904 году, на завершающем этапе – только 5,3 тысячи человек. На строительстве Амурской железной дороги в 1910 году работало 20 тысяч человек. Многие работы производились вручную, орудия труда были самые простые – топор, пила, лопата, кайло и тачка, но это не повлияло на скорость строительства магистрали, ежегодно прокладывалось около 500‑600 километров железнодорожного пути.
Смычка рельсов Великого Сибирского пути произошла 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1901 года, но регулярного движения поездов на всем протяжении магистрали в это время не существовало.

14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года ознаменовано вводом Великого Сибирского пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Читайте также:  Что при строительстве не требует регистрации

Непрерывный железнодорожный путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Круговой байкальской железной дороге 1 октября (18 сентября по старому стилю) 1904 года, а 29 октября (16 октября по старому стилю) 1905 года Круговая байкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию.

18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года было окончено строительство на территории Российской империи, оно завершилось, вместе с пуском моста через Амур близ Хабаровска и началом движения поездов по данному мосту.

В годы Первой мировой и Гражданской войн техническое состояние магистрали резко ухудшилось, после чего начались восстановительные работы.
В период Великой Отечественной войны Транссибирский железнодорожный путь выполнял задачи вывоза населения и предприятий из оккупированных районов, непрерывной доставки грузов и воинских контингентов на фронт, не прекращая при этом и внутри сибирских перевозок.

В послевоенные годы Великая Сибирская магистраль активно строилась и улучшалась. В 1956 году правительство страны утвердило генеральный план электрификации железных дорог, согласно которому одним из первых электрифицированных направлений должен стать Транссиб на участке от Москвы до Иркутска. Данный план был осуществлен к 1961 году.

В 1990‑х – 2000‑х годах был проведен ряд мероприятий по улучшению Транссиба, которые были призваны увеличить пропускную способность магистрали. В основном, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, в результате чего был убран последний однопутный участок Транссиба. В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.

В настоящее время Транссибирская магистраль – мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, которая оборудована современными средствами информатизации и связи.
На востоке, через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки Транссибирская магистраль обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и пограничные переходы с бывшими республиками Советского Союза – в европейские страны.

Магистраль идет по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В регионах, обслуживаемых магистралью, сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ.
По Транссибирской магистрале перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных, различных размеров и масс, грузов.
Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщении между Европой и Азией в проекты международных организаций ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), ЭСКАТО ООН (Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана), ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог).

Интересны факты о транссибирской железной дороге:

Высота насыпи в районе Красноярска достигла 17 метров, а на Забайкальской железной дороге высота кургана достигла невероятных 32 метров!

На разных этапах возведения железной дороги участие приняли 90 тысяч человек.

Железнодорожная станция Слюдянка I (5311 километр), является единственным железнодорожным вокзалом, полностью сделанным из мрамора.

Самый длинный тоннель Транссибирской железной дороги — через реку Амур — 7 км (сейчас не работает). Самый длинный туннель в эксплуатации — Тарманчуканский — 2 км.

Время в пути фирменного поезда, идущего по транссибирской магистрали, составляет 6 суток и 2 часа.

Список использованной литературы:

Великая сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1963. — Т. 3 : Вашингтон — Вячко. — Стб. 133.

История железнодорожного транспорта России / Под общ.ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина. — СПб., 1994. — Т. I: 1836-1917 гг. — С. 145—180. — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85952-005-0.

Читайте также:  Акты на земляные работы в строительстве образец

Источник: scienceforum.ru

Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали

Хисамова, А. А. Строительство Транссибирской магистрали: предпосылки, этапы, сложности. Значение магистрали / А. А. Хисамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88626/ (дата обращения: 07.10.2022).

В статье рассматриваются предпосылки, этапы строительства великого сибирского пути, сложности, с которыми пришлось столкнуться за это нелегкое время и значение магистрали, как для всего государства, так и для районов Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: транспорт, Транссибирская магистраль, транспортная инфраструктура, транспортное развитие.

Транспортное развитие России, в целом, и в отдельных ее частях является и по сей день важнейшей государственной задачей. В связи с этим, рассмотрение такого значимого региона как Сибирь и строительства Транссибирской магистрали, как одного из основных транспортных путей нашей страны является актуальным.

Великий Сибирский Путь — это прекрасно оборудованная рельсовая дорога через всю территорию нашей необъятной страны. Она соединяет Европу, ее крупнейшие промышленные районы и столицу страны Москву с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) районами. Этот путь, скрепляющий Россию — страну, протянувшуюся на 8 часовых поясов, в единый и слаженный организм, а главное, в единое военно-стратегическое пространство.

Транссибирская магистраль задумывалась как транспортная артерия для промышленных регионов России, чтобы побороть оторванность районов Сибири и Дальнего Востока от центральной России.

Великий путь принимал на себя весь дипломатический поток пассажиров, валюты и почты, в сообщении Европа — Дальний восток. Несмотря на высокую цену билета, путешествие по увлекательному маршруту давало возможность пассажирам экономить свое время и деньги. Например, если мы будем добираться от Лондона до Шанхая по Транссибирской магистрали, то выйдет в 1,5 раза быстрее и в 2 раза дешевле, чем пароходом через Суэцкий канал или Канаду.

Любители приключений и романтики путешествий получили возможность покорять пространство планеты с комфортом. Шанс увидеть всю Россию из окна поезда — это было также заманчиво, как кругосветный вояж. И сейчас путешествие по легендарной дороге остаётся одним из самых актуальных туристических направлений. Однако при всем восторге тогдашних пассажиров, это сообщение задумывалось не только для лёгких и удобных путешествий.

Как писал Всеподданнейший адрес Сибирского купечества в1868 год, «Одни мы, Государь, сибирские Твои дети, далеки oт Тебя, если не сердцем, то пространством. Большие мы от того терпим нужды. Богатства пашен почвы лежат без пользы для престола Твоего и нас. Даруй нам железную дорогу, приблизь нас к Себе, отчужденных oт Тебя. Повели, чтоб Сибирь внедрилась воедино во едином государстве»

Проблема сокращения пути из столицы к тихому океану была издавна актуальна для России. К концу 19 века железная дорога для Сибири стала не просто важна, а жизненно необходима. К тому же за её строительство ратовали военные, утверждая, что Владивостокский порт станет, в случае войны, целью действий наших европейских врагов, и что его должны сделать вторым Севастополем.

Официальная церемония, ознаменовавшая начало великого народного дела, состоялась в самой восточной точке дороги — во Владивостоке. 19 мая 1891 года в 10 ч утра Николай Александрович, будущий император Николай II, в районе Куперовской пади после совершения молебна собственноручно нагрузил тачку земли и отвёз её к насыпи.

Так было положено официальное начало строительства великого сибирского пути. Исторически Транссибирской магистралью является лишь восточная часть — от Миасса Челябинской области до Владивостока. Дело в том, что от Москвы и Санкт-Петербурга до южного Урала железнодорожные пути уже существовали. Европейская часть России была вполне доступной, но большая территория, Сибирь и Дальний восток, оставалась диким краем, путешествие по которой конным путем могло затянуться на годы.

Читайте также:  Как залить полы при строительстве дома

Почти на всем протяжении пути Великий Сибирский путь сооружали по безлюдной местности, в непроходимой тайге. На то, чтобы завершить грандиозное строительство, потребовались не только материальные средства, но и в первую очередь немыслимые человеческие усилия и труд. Для сооружения Великого Сибирского пути затратили очень много ресурсов, правительство столкнулись с различными трудностями, но, несмотря на суровые условия, задача была выполнена.

В 1897 году в Хабаровске был построен вокзал и сюда шли поезда из Владивостока. Однако строительство моста через Амур казалось чрезмерно сложным, да и прокладывать дорогу вдоль реки означало работу в тяжелейших условиях. Тогда было принято решение спрямить маршрут и провести его через Китай.

Существовавшие добрососедские отношения и политические договорённости позволили совместно построить КВЖД и дать развитие тому региону. Однако Япония захватила «нашу» дорогу и ожидания не оправдались. Тогда было принято решение вернуться к более затратному со всех точек зрения плану, но идея национальной безопасности и независимости от геополитических решений наших восточных партнёров перевешивала все.

Несмотря ни на что, 18 октября 1916 года мост был торжественно открыт для движения. Эта дата считает официальным окончанием строительства дороги. Великий Сибирский путь, полностью пролегающий по территории России, сомкнулся. Это было поистине эпохальное событие.

Благодаря Транссибирской магистрали мы не задумываемся о том, что площадь страны за Уралом неизмеримо больше европейской части. Магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. Железных дорог в зоне влияния Транссибирской магистрали 9: Московская, Северная, Горьковская, Свердловская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная.

По маршруту сообщения возникали новые города, без которых сейчас невозможно представить нашу страну. Магистраль прокладывали в неслыханно сжатые сроки, и она была настоящим нацпроектом — инновационным, геополитическим залогом развития регионов.

После завершения строительства моста через реку Амур в Хабаровске началось прямое пассажирское сообщение от Москвы до Владивостока. Равнины, горы, степи, тайгу, реки и океан объединила стальная строчка железнодорожных путей. Современники называли Транссибирскую магистраль одним из величайших технических достижений человечества. Сравнивали его пуск с появлением Суэцкого канала и даже с открытием Америки.

Великий путь поистине являет собой уникальную железнодорожную конструкцию с огромным количеством неповторимых инженерных решений. Но дорога важна не только своим техническим совершенством, это великий дорожный путь, пройдя который наша страна смогла достигнуть сегодняшних масштабов и мощи.

Гигантская структура, обеспечивающая поездки людей и перевозку грузов на 9288 км функционирует как отлаженный часовой механизм. Тысячи человек задействованы в системе Транссибирской магистрали, обеспечивая его бесперебойную работу. Великий Сибирский путь — это жизнь нескольких поколений.

  1. Залужная Д. В. Транссибирская магистраль: её прошлое и настоящее. Исторический очерк — М.: Мысль 1980 г., С. 3–20.
  2. Зензинов Н. А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М.: Транспорт 1986 г., С. 4–18.
  3. И. И. Козлов Дорожный собеседник: Путеводитель.- Иркутск: Издательство «Папирус», 1994. — С. 12–37.
  4. Коллектив авторов (Фадеев Г. Г. и др.) Ред.-сост.: С. П. Богатко, Т. Л. Пашкова. Железные дороги России. СПБ, 1996., С. 4–34.

Основные термины (генерируются автоматически): Транссибирская магистраль, великий Сибирский путь, Сибирь, Владивосток, Дальний Восток, Москва, Россия, великий путь, Европа, Суэцкий канал.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
Загрузка ...