Покончив с новгородской независимостью, Москва из малоприметной княжеской столицы, подчиненной татарскому хану, превращается в центр огромного государства. Став собственником необозримых и богатых новгородских владений, великий князь московский Иван III чувствует себя самодержавным властелином. Оставалось лишь преобразить бедный облик самой столицы.
К началу 1470-х гг. в Москве было лишь три каменных храма, построенных еще Иваном Калитой. Главный из них — Успенский собор — успел так обветшать, что его своды приходилось подпирать толстыми бревнами. Обратились за помощью к итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти, который и взялся за работу, но для начала снес стены до основания.
Получился огромный храм, который уступал в размерах лишь Владимирскому собору. Успенский собор служил местом погребения почти всех московских святителей. Он многократно страдал от пожаров, обновлялся и реставрировался. В петербургскую эпоху, начиная с Петра II, в соборе продолжали венчать на царство российских императоров.
Внутреннее убранство и живопись Успенского собора московского Кремля. 1961
Во время Отечественной войны 1812 г. собор был осквернен и разграблен французскими солдатами, хотя наиболее ценные святыни успели эвакуировать в Вологду. В 1813 г. собор пришлось заново освящать. В августе 1917 г. в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в октябре принявший решение о восстановлении патриаршества в России.
В советское время храм закрыли для богослужений, организовав в нем музей. В 1960 г. Успенский собор перешел в ведение Министерства культуры СССР. До сих пор лишь в отдельные дни в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм именуется Патриаршим кафедральным собором.
Источник: wikiway.com
Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля — главный православный храм Русского государства XV-XIX веков, в котором венчались на царство все императоры династии Романовых. Успенский собор также являлся усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из самых древних и замечательных культурно-исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения (отхода к Богу) Богоматери, которая, как считается, особо покровительствует России. Свой высокий статус собор сохранил и после того, как в начале XVIII века столица Российской империи была перенесена в Санкт-Петербург.
Архитектор собора, итальянец Аристотель Фиораванти, удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные ему европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм примечателен настенной живописью: прекрасные фрески XV‒XVII веков являются наглядным примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим кафедральным собором. Но богослужения в соборе проводятся редко, и фактически он всегда открыт для туристов.
Строительство Успенского собора
Здесь в раках почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был заложен первый Успенский собор, а также покоится прах московских патриархов свв. Ионы, Филиппа II и Гермогена. В Успенском соборе находятся несколько бесценных древние иконы XIII в.-XIV в.
История строительства собора
История его строительства была долгой и богатой событиями. Первый храм на этом месте появился при князе Иване Калите (в начале XIV века), но вскоре обветшал и перестал вмещать всех прихожан. .Да и Москва уже перестала быть центром отдельного княжества – она превратилась в столицу объединенного Русского государства.
Поэтому в XV веке началось строительство нового собора – большого и украшенного соответственно своему высокому статусу. Строительством руководили архитекторы Кривцов и Мышкин. Примечательно, что в качестве образца им было предписано взять Успенский собор города Владимира, который был политическим и культурным центром Руси в XII-XIV веках. Таким образом, московские князья стремились подчеркнуть связь между старой и новой столицами, продемонстрировать роль Москвы как города-объединителя русских земель.
Строительство велось быстро, новый храм был возведен до уровня сводов, но в 1474 году обрушился в результате землетрясения. Созванная тут же «следственная комиссия», состоявшая из псковских мастеров-каменщиков, установила, что при работах был использован некачественный раствор, да и материал был плохой.
Возможно, не случись природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли дошло бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, очевидно, утратив доверие к отечественной строительной школе, принял решение заказать проект приглашенному архитектору из Италии – Аристотелю Фиораванти. Ему также было предписано ориентироваться на владимирский Успенский собор, в остальном же была предоставлена относительная свобода действий. Стройка, которой руководил итальянец, поразила москвичей скоростью и новыми приемами работы. При этом Фиораванти пришлось построить первый в Руси кирпичный завод, располагавшийся в современном московском районе Калитники.
Архитектура и убранство
Творение Фиораванти является украшением Москвы и жемчужиной Соборной площади. Он чутко воспринял дух и смысл русского церковного зодчества, его простоту, строгость, традиционное пятиглавие, перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса. Использовал он характерный для Москвы облицовочный материал – белый камень.
Однако Фиораванти привнес и новые черты в русское искусство: Успенский собор напоминает некоторые зальные церкви севера Италии, так как все его своды расположены на одной высоте. Благодаря этому его внутреннее пространство получилось очень целостным и светлым. Опираются своды на четыре круглые колонны с капителями, форма которых также была традиционной для Италии XI‒XIII веков.
Еще одна особенность Успенского собора – удлиненная западная часть, что роднит его с привычными для Аристотеля базиликами. Таким образом, архитектору удалось сделать собор большим и вместительным, сохранив при этом привычные для русского храма пропорции. Из-за этого главный купол храма, расположенный по традиции над амвоном, поддерживается опорами разной формы: двумя круглыми колоннами и двумя квадратными столбами, расположенными за алтарной преградой. Новым для Руси было широкое применение в строительстве кирпича, из которого выложены крестовые своды, квадратные столпы и барабаны.
На фресках, которыми покрыты стены собора, четко и подробно изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, а также почитаемые на Руси святые. Основные работы по росписи стен и пятиярусного иконостаса Успенского собора относятся к середине XVII века. Реставрация этих росписей была проведена в 70-80-е годы XX века.
Стоит обратить внимание на интересный художественный прием: поверхность колонн разбита художником на ярусы более низкие по сравнению с теми, что расположены на стенах. Таким образом, пространство храма кажется менее просторным, зато более высоким, устремленным вверх. Кроме того, в Успенском соборе находятся несколько бесценных древних икон: «Спас Златые власы» (XIII в.) и «Спас Ярое Око» (XIV в.).
И, конечно, на Успенский собор необходимо посмотреть как на часть Кремля и города: он не только организует пространство Соборной площади, но и во многом формирует знаменитую кремлевскую панораму, которая давно стала визитной карточкой Москвы.
всего оценок: 74, средняя оценка: 4,20 (из 5)
Источник: ru.moscovery.com
Текст и иллюстрации Успенский собор Кремля
В 1479 году москвичи и гости столицы, которые тогда уже появлялись в Москве, могли полюбоваться вновь построенным грандиозным зданием. Однако этому предшествовали довольно важные политические события и религиозные изменения. В 1439 году на знаменитом Флорентийском соборе было принято решение об унии Флорентийская уния — соглашение между представителями католической и православной церквей, которое было заключено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1445 годов: верховенство папы должно было признаваться над всеми христианами в обмен на помощь в отражении османской агрессии против Византии. , которое, как надеялись византийцы, позволит им защитить Восточную Римскую империю, Византию, от нашествия турок.
Но этого не случилось. И уния, то есть идея воссоединения восточнохристианских церквей и западной Католической церкви, Латинской церкви, как тогда ее называли, не была принята во многих государствах, в том числе на Руси. Это событие в значительной мере дискредитировало в глазах русских людей и Константинопольскую церковь, и ее патриарха. Оказалось, что старое греческое благочестие сохраняется именно на Руси. Раньше такой идеи не было: все больше и больше русские люди чувствовали себя буквально единственными наследниками и хранителями правильного христианства.
Приезд Софьи Палеолог в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Wikimedia Commons
В 1472 году происходит еще одно важное событие: в Москву снаряжается экспедиция с византийской принцессой Зоей, или Софией Палеолог. Она не прямая, но все-таки наследница дома византийских императоров. То есть фактически папа римский и люди западного мира вообще сосватали за великого князя Ивана III византийскую принцессу.
Она и прибывает сюда через Европу — через север, а потом Балтийским морем. Вместе с ней на Русь прибывает свита. В значительной мере это византийцы, жители Константинополя, эмигранты, которые сначала оказываются в Риме, а потом в составе свиты появляются в Москве.
История, искусство, музыка, суеверия, войны и интриги Византийской империи, а также лекции Сергея Иванова о литературе Византии
К этому моменту встает вопрос о том, что в Московском Кремле надо построить новое главное здание. Главное здание было — каменный Успенский собор, построенный при Иване Калите практически по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но оно оказалось слишком маленьким. Если поехать сейчас в Юрьев-Польский и посмотреть на Георгиевский собор, можно представить, каким был Успенский.
Начинают строить большой храм, возводят своды, уже есть стены и практически есть перекрытия. В момент происходит катастрофа — собор рушится. Есть подозрение, что в Москве могло произойти землетрясение. Было оно или нет, мы не знаем, но собор рухнул. Получалось, что еще на несколько лет Москва остается без главного храма.
Иван III предпринял довольно энергичные меры. Прежде всего он вызвал экспертов — артель псковских мастеров. На самом деле это довольно загадочная история, потому что в самом Пскове из камня и кирпича не строят, а собор был кирпичный.
Уже значительно позже летописец как бы проговаривается, что это были не просто псковские мастера, а «навыкшие от немец каменосечной хитрости» Никоновская летопись XVI века. — не гастарбайтеры, но универсальная артель, которая в том числе работала на Западе и, видимо, работала с кирпичом, поэтому их и позвали. Они пришли, посмотрели, похвалили кладку и не стали ругать своих предшественников, только сказали, что известь «не клеевито» ПСРЛ. Т. 20, ч. 1. 1910. , поэтому здание и разрушилось. Но когда их попросили возвести собор, они отказались.
И Иван III отправляет в Италию посла Семена Толбузина, одним из поручений которого было найти хорошего мастера — архитектора, даже больше инженера, потому что Иван III еще надеялся восстановить собор, который был. К этому моменту по всей Италии гремит слава не столько архитектора, сколько инженера Аристотеля Фиораванти, который был большим мастером, например, поднимать и передвигать с места на место башни, колонны, обелиски и другие огромные сооружения. Он умел делать и многие другие вещи: отливать пушки, чеканить монету.
Кстати, это и подвело его потом в родной Болонье, потому что его обвинили в фальшивомонетничестве, и, может быть, отчасти благодаря этому он приехал на Русь — видимо, ему хотелось уехать подальше от этих обвинений. Надо сказать, что знаменитый теоретик архитектуры Антонио Филарете, собирая как бы гипотетическую универсальную сборную мастеров, которые могли бы построить памятник для герцогов Сфорца, объединил его в одну команду с Донателло, то есть с совершенно гениальным скульптором.
Мастер Аристотель очень заинтересовался посулами Толбузина. Он пригласил его к себе домой и там поразил его фокусами — например, показывал кувшин В Львовской летописи — «судно яко умывальница». , из которого будто бы по желанию лилось либо вино, либо мед, либо вода. Потом произошел забавный случай.
То ли Толбузин не понял Фиораванти, то ли потом не понял летописец, но, согласно летописи Львовская летопись // ПСРЛ. Т. 20. 1910. , Толбузин решил, что это Фиораванти построил собор Сан-Марко, отчасти созданный в византийском стиле, хотя трудно предположить, что Фиораванти на самом деле обманул посла в этом вопросе. Скорее всего, архитектор просто захотел показать, что ему нужно будет построить и как выглядит восточнохристианская архитектура.
Весной 1475 года Толбузин с Фиораванти прибывают в Москву. Фиораванти тоже смотрит на то, что осталось от собора, тоже ругает эту «неклеевитую» известь — и отказывается достраивать собор, который есть: проще строить заново. Первое упоминание про его работу в летописи говорит о том, что он почти сразу же приступает к разборке остатков предыдущего собора, потом роет под фундаменты огромные рвы — это тоже производит на москвичей впечатление, потому что они оказались гораздо глубже, чем было принято на Руси. Мало того, в дно фундаментных рвов он вбивает дубовые сваи, делает фундамент и налаживает производство очень крепкого брускового кирпича, который хорошо отожжен. Из него и будет сложен Успенский собор.
Успенский собор во Владимире Ghirlandajo / Wikimedia Commons
Кроме того, летопись рассказывает нам, что Фиораванти отправляют как бы в командировку во Владимир посмотреть на Успенский собор, большой пятиглавый храм, который служил образцом. Летопись доносит до нас его слова о том, что, мол, наших мастеров работа В Львовской летописи значится: «Некых наших мастеров дело». . Видимо, это действительно так.
При Андрее Боголюбском во Владимире храм Покрова на Нерли и внутреннюю часть Успенского собора, ту, что была до пожара Пожар случился в 1185 году. При Всеволоде Большое Гнездо (1154–1212) храм обстроили уже русские мастера. , строили видимо, ломбардцы, которых, как считал историк Василий Татищев, Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса (1122–1190) — император Священной Римской империи, один из руководителей Третьего крестового похода. прислал еще Андрею Боголюбскому. Фиораванти посмотрел на них, понял, как ему надо строить, и возвел собор, который мы видим сейчас. Хотя надо сказать, что эта белокаменная облицовка все-таки много раз перекладывалась, не стоит думать, что он сохранился в изначальном состоянии, но сходство близкое. И собор совершенно соответствует духу греческого благочестия.
Тем не менее он приносит много нового. Прежде всего это художественное решение: тело собора цельное. Он почти не разбит, у него есть аркатурно-колончатый пояс — эти лопатки как бы расчленяют фасад собора — и все, это монументальное здание. Сверху — пять глав тоже почти одинакового диаметра.
Следует обратить внимание, что и окна узкие, как будто бойницы, и деталировка очень простая. В этом есть практический смысл, но есть смысл и чисто художественный и композиционный. Вместо трех обычных апсид — полукружий в восточной части, где помещается алтарь, — он строит пять. И, более того, их прячет: он делает стеночку, которая, если смотреть со стороны главной, южной стены, которая выходит на площадь, их закрывает, для того чтобы объем казался как можно более целостным, как бы компактным, собранным.
Еще больше новшеств внутри. Наверное, самое главное — это круглые колонны. На Руси о них знали, но применяли мало. Он и использовал именно круглые колонны, а не пилон, то есть крещатую, или крестообразную, опору. Круглые колонны дали совершенно особенный эффект, который отметили и летописцы.
Дело в том, что когда вы делите пространство, то есть располагаете внутри храма пилоны, то получается вроде пространства для игры в крестики-нолики. Можно спокойно ходить по всему залу или храму, но в голове пространство разделяется на фрагменты, потому что выступающие части этих опор и отвечающие им выступы на стенах его делят. Если вы используете простой прием с круглыми колоннами, это разделение пропадает, зал становится единым целым. Почему и говорят «зальное пространство». Кроме того, если еще и перекрытия, проще говоря потолки, находятся на одинаковой высоте и к тому же они высокие, то это ощущение единого пространства становится еще более явным, и это прекрасно видно даже непрофессионалам.
Успенский собор Московского кремля стал своего рода эталоном. Надо сказать, что от этого эталона отступали: в следующей лекции мы увидим попытку сделать одним из главных храмов Московского царства, которым оно стало к тому времени, храм шатровый. Тем не менее, когда надо было обозначить державность, верность традициям, возвращались как раз к формам Успенского храма. И если мы посмотрим на некоторые особенно большие храмы, которые возводятся уже в наше время, то они будут в достаточной мере похожи как раз на Успенский собор Московского Кремля.
Источник: arzamas.academy
Успенский собор Московского Кремля
Кончался август 1326 г. В Московском Кремле, по указанию великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, вопреки всем принятым строительным нормам, незадолго до осени, закладывали фундамент храма Успения Богоматери. Именно таким было пожелание митрополита Петра, недавно перенесшего кафедру в Москву, теперь же – предчувствующего свою скорую кончину. Святитель непременно желал быть погребенным именно здесь – через несколько месяцев его тело действительно было положено в устроенной им самим гробнице, рядом с жертвенником. Так начинается 600-летняя история главного собора страны.
Успенский собор Московского Кремля
- История Успенского собора
- Первый храм
- Новое строительство
- Неудачное начало
- Архитектор
История Успенского собора
Желание святителя было, конечно, не прихотью – как и посвящение храма. Русь издавна считала себя «домом Пресвятой Богородицы», а особенно чтила праздник Успения, когда Матерь Божия, взойдя к престолу Своего Сына, становится заступницей за всех христиан: русичи особенно близко к сердцу приняли слова праздничного песнопения, которые были как бы о них: «… Во Успении мира не оставила еси». Именно поэтому главные храмы Руси издавна были Успенскими, включая, конечно, соборный храм Владимира – города, который после разорения Киева войсками монголов с середины XIII в. стал «стольным городом» страны.
Митрополит Петр же, переезжая из Владимира в Москву, видел ее как новую столицу России: правители Московские были властны, но не склонны к междоусобицам, как абсолютное большинство других князей, почитали Церковь, и, значит, впоследствии могли объединить страну. Поэтому святитель не просто перенес кафедру – но желал быть погребенным в Москве, где к тому же непременно должен быть Успенский храм.
Вероятно, решение это вызревало долго, и лишь накануне отхода ко Господу, когда святитель уже готовился к смерти, он принял определенное решение. Хорошо известно – свт. Петр был человеком духовным, святым, а потому ему, скорее всего, были открыты грядущие судьбы города и страны. Отсюда – «неразумная» настойчивость святителя, заставившая Ивана Калиту начать строительство незадолго до холодов.
Первый храм
К декабрю 1326 г., когда скончался свт. Петр, храм еще не был достроен, и даже освящение его состоялось только 14 августа следующего, 1327, года. Первоначальный Успенский выглядел совсем не так, как ныне. Сохранились воспоминания, замечания летописцев о том, что он был возведен из тесаного белого камня, первоначально был однопрестольным, лишь несколько позже к нему были пристроены приделы:
- первый – через 2 года, по благословению митр. Феогноста, преемника свт. Петра; престол здесь посвятили Поклонению веригам ап. Петра, небесного покровителя свт. Петра Московского;
- двухпрестольным храм оставался довольно долго, до 1459 г., когда другой московский святитель, Иона, пристроил еще один придел – Похвалы Пресвятой Богородицы, праздника, отмечаемого в субботу 5 седмицы Великого Поста; некогда на этот день пришлось избавление Константинополя от врагов, а в 1459 г. – спасение Москвы от татар; лишь позже вспомнили – что первое упоминание о самой Москве относится к 1147 г., а говорит о встрече здесь, на месте будущего града, Юрия Долгорукого и его союзника князя Святослава – тоже накануне Похвалы;
- наконец, позже появился еще третий придел, вмч. Димитрия Солунского – память о бывшем на месте собора прежнем храме.
Именно в Успенском соборе хранились тогда главные святыни страны:
- образ Богоматери, именуемой «Петровская», так как создан свт. Петром во времена начала его иноческой жизни; впоследствии митрополит подарил его великому князю Московскому;
- с 1395 г. здесь же пребывал другой образ Пречистой, Владимирский – после того, как пришествие этой иконы спасло Москву от нашествия войск среднеазиатского полководца Тамерлана.
Так постепенно собор становился не только символом духовного единства страны, но также – ее государственности, как и задумывал основатель храма, свт. Петр.
Новое строительство
Поводом для перестройки Успенского стал пожар 1470 г., когда треснул свод в приделе Поклонения веригам ап. Петра. Но необходимость ремонта была именно поводом: то было время, когда Русская земля постепенно восстанавливала государственность после многих лет подчинения монголам, считанные годы оставались до «стояния на реке Угре» (1480 г.), после которого это подчинение окончательно уйдет в прошлое. К тому же в 1453 г. пала Византия, так что Россия осталась единственной в мире страной с православным правителем – а такому государству нужны свои символы, прежде всего, главный храм.
Великий князь, Иван III Васильевич, задумал тогда перестроить Кремль, свою резиденцию, а также создать на месте Успенского новый, куда более величественный храм, соответствующий статусу страны как суверенной державы.
Неудачное начало
Первоначально предполагалось, что возводить его будут русские мастера. Сначала прежний храм полностью разобрали – при этом обрели нетленные мощи свт. Петра. К этому времени уже был готов проект нового собора.
Известно, что строить должны были известные московские мастера – Василий Ермолин, известный как руководитель строительства (возможно, принимавший участие в проектировании) и восстановления многих московских церквей, а также другие известные храмоздатели – отец и сын Ховрины. Однако, еще на стадии заготовки материалов мастера не поладили: Ермолин посчитал «обидным», что будет строить храм не один, и отошел от проекта. Впрочем, по другим данным, он просто не решался возводить настолько объемный храм: уже был обмерен Успенский собор Владимира, и было решено, что Московский будет значительно больше.
После этого Иван III обратился во Псков, чьи зодчие считались лучшими в стране. Правда, и там не было опыта строительства столь высоких зданий. Сделать попытку решились двое – Иван Кривцов и мастер по фамилии Мышкин. Поначалу строительство велось достаточно быстро – уже к 1474 г. собор возвели почти до сводов.
А 20 мая 1474 г., как говорит летопись, «…бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Успенский собор в Московском Кремле. 1475–1479. Вид с юго-восточной стороны
Считается, что речь может идти о небольшом землетрясении, которое, однако, не разрушило ни один московский храм – кроме строящегося. Понятно, что дело было не в «трусе», а в ошибках строительства. Среди них называют слишком тонкие стены, которые не могли удержать своды, а также, возможно, качество раствора, скрепляющего кирпичи. Другие псковские мастера, которых позвали для совета, попросту отказались выполнять работу, в которой не имели опыта. Как оказалось, за многие десятилетия постоянных разорений от монголов в России просто разучились строить действительно монументальные, большие храмы.
Вероятно, именно тогда супруга Ивана III, София Палеолог, до Москвы проживавшая в Италии, посоветовала обратиться туда – к лучшим строителям и инженерам.
Архитектор
Выбор, сделанный посланником Ивана III Семеном Толбузиным, был в чем-то случаен: совпали острая нужда в архитекторе для восстановления разрушенного храма и желание Рудольфо Аристотеле Фиораванти, только что избежавшего судебного обвинения в изготовлении фальшивых денег, покинуть страну. Сам Фиораванти, как говорят современные историки, хотя и происходил из семьи потомственных архитекторов, славился среди итальянцев скорее как инженер, а не как храмоздатель. Среди его наиболее впечатляющих достижений:
- перемещение колокольни делла Маджоне, имевшей высоту до 24 м; здание передвинули на 13 м всего за несколько дней, чтобы освободить участок под здание администрации города; с тех пор мэтру присвоили звание старейшины каменщиков Болоньи, и даже назначили пожизненные выплаты;
- выпрямление накренившихся колоколен – причем одна, в городе Ченто, была отремонтирована удачно, другая – в Венеции, упала прямо на близлежащий монастырь;
- реставрация мостов, устройство каналов; а вот храмы Фиораванти самостоятельно не строил.
Может быть, именно ввиду последнего обстоятельства – отсутствия опыта храмоздательства, собственного стиля – архитектор Успенского собора полностью шел в русле русской традиции. Что, впрочем, не помешало ему применить ряд оригинальных инженерных и строительных решений: например, он
- разбил неудачно возведенные стены тараном, что было невиданно в России;
- устроил кирпичное производство, работавшее специально «на собор»;
- впервые в России применил крестовые своды, усилившие прочность здания, а также металлические балки стен, проемов, что русские зодчие также до него не делали.
Все строительство продолжалось 4 года.
Успенский собор Московского Кремля
Архитектурный стиль
Перед началом работы Фиораванти посетил Владимир, внимательнейшим образом осмотрел его Успенский собор. Именно на него в большой степени похож московский «собрат»:
- он имеет пять глав с куполами, подобными шлемам древнерусских воинов – впоследствии это оказалось символичным, через год по освящении храма Россия утвердила независимость от татар, полностью восстановила самостоятельность;
- на фасаде – характерные для русского храмоздательства детали: закомары (полукруглые завершения участков стены), так называемые аркатурный фриз (декоративные колонны).
И лишь специалисты видят некоторые черты зодчества Ренессанса – впрочем полностью адаптированные под совсем другую культуру.
Приделы
Все приделы прежнего храма были переведены в новый, располагаясь в его алтарной части. Впоследствии:
- придел вериг ап. Петра во времена Петра I был переосвящен в честь двух первоверховных Апостолов, Петра и Павла;
- алтарь Дмитровского придела стал местом, где русские государи облачались перед венчанием на царство в течение почти 500 лет;
Первое венчание на престол произошло здесь в 1498 г., когда Иван III возложил знаки великокняжеского достоинства на своего внука, Димитрия. Последняя коронация – Николая II – состоялась 14 мая 1896 г.
- в приделе Похвалы Богородицы традиционно происходило избрание Русских митрополитов, затем – Патриархов; со 2 пол. XVII в. этот придел был перенесен в юго-восточную часть собора, на его верх, к нему вела винтовая лестница; служили здесь только на престольный праздник – в пятую субботу Великого Поста.
Двери
Это интересная особенность Успенского собора, как главного храма страны. Если, по канонам, главный вход во храм располагается с западной стороны, то у Успенского «красными вратами» считались южные. Через них в собор входил царь, из них же новый государь выходил после коронации – по традиции, его осыпали золотыми монетами.
Врата этой части собора именовались «Корсунскими»: считалось, что их привез с места Крещения князя Владимира Святого или он сам, или его потомок – Владимир Мономах. Позднейшие историки утверждают, что древность врат не подтверждена, они относятся к XVI в., впрочем, изготовлены с большим искусством. На их створах – изображения пророков, праведников Ветхого Завета, предвозвестивших приход Христа, а также – языческих философов, мудрецов древнего мира.
Еще одни важные двери собора – южные, близкие к Патриаршим палатам. Через них входило духовенство, архиереи. Ну а западные двери открывались в основном ради особо торжественных крестных ходов.
Иконостас и фрески
По освящении храма, когда подсохли его оштукатуренные стены, началась их роспись. Согласно общему замыслу, она должна была символизировать небо – своды собора, и святых, чьи образы были помещены на стенах, столпах храма.
Юго-восточная часть интерьера. Моленные места митрополитов и царей
Росписью первоначально занималась артель иконописца Дионисия, однако, как установлено, первые фрески собора со временем были утрачены ввиду того, что храм не имел отопления: от перепадов температур, влажности, изображения разрушались. К 1642 г. собор был расписан заново – но были сделаны, по сути, копии прежних фресок, которые заблаговременно перенесли на бумагу, как образец для работы художников. Работами по реставрации руководили боярин Репнин и стольник Гаврила Пушкин – предок великого поэта.
К середине XVII в. относится также иконостас храма, который теперь видят входящие. Его высота 16м, количество икон, написанных лучшими мастерами тогдашней России достигает 69.
Святыни собора
До 1917 г. храм хранил множество реликвий со Святой Земли, а также связанных с памятными моментами истории России. Здесь можно было увидеть
- десницу ап. Андрея Первозванного;
- часть Ризы Христовой;
- камень с Голгофы, обагренный кровью Христа;
- нательный крест Константина Великого (его брали в походы русские государи – считается, что он спас жизнь Петру I во время Полтавской битвы – пуля ударилась о крест и не попала в грудь);
- финиковые ветви со Святой Земли, с которыми русские цари отмечали Вход Господень в Иерусалим;
- иконы письма свт. Петра Московского, а также Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню страны.
Было и множество других святынь. Многие из них были утрачены в годы гонений на Церковь, однако, к настоящему времени здесь все еще можно поклониться:
- гвоздю от Распятия Христова; реликвию привез к Москве грузинский царь Арчил, переселившийся сюда с 1688 г.; Грузия же получила гвоздь о самого императора Константина Великого в IV в.;
- посоху свт. Петра Московского;
- иконе Богородицы «Петровская», а также образам «Влахернская» и «Корсунская».
Особая святыня собора – мощи московских святителей, ведь храм долгие годы был их некрополем. Здесь – могилы митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа (погибшего во времена Ивана Грозного от рук опричников), Гермогена, уморенного голодом поляками в начале XVII в., многих других митрополитов, патриархов
Мощи прославленных святителей помещены в раки, другие же пребывают под спудом.
Иконостас Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля
Чем знаменит Успенский собор?
Конечно же, тем, что около 500 лет он был духовным сердцем страны:
- здесь венчались на царство правители, в том числе – императоры, хотя столица была перенесена в Петербург; однако коронация неизменно происходила в Успенском соборе;
- здесь же происходило избрание митрополитов, патриархов, а также церковные соборы – до сооружения Храма Христа Спасителя уже совсем в недавнее время; Успенский собор – место интронизации свт. Тихона, возглавившего Церковь в смутные времена революции. А последним избранным здесь Предстоятелем стал Патриарх Алексий II.
Интересные факты
- На сегодняшний день собор древнейшее сохранившееся здание столицы России.
- Здесь же можно увидеть самые старые из сохранившихся в Кремле фресок кисти иконописца Дионисия.
- Не все знают, что традиция устанавливать на храмах восьмиконечные кресты идет от Успенского собора – такой крест появился на его куполе во времена Ивана IV, тогда как до этого ставились греческие четырехконечные кресты.
Как функционирует Успенский собор сейчас?
Перенос церковных соборов в Храм Христа Спасителя произошел отнюдь не случайно: после революции 1917 г. собор перестал принадлежать Церкви, и до настоящего времени большую часть времени работает, как музей. Богослужения здесь проходят только по великим праздникам.
В остальное время посещение храма, к сожалению, платно: его стоимость составляет 500 рублей, прийти сюда можно с 10 до 17 ч. ежедневно.
Успенский собор Московского Кремля
За годы безбожных гонений почти разрушен некогда цельный архитектурный – и духовный – ансамбль Кремля. На месте бывших здесь иноческих обителей теперь – светские здания, уничтожены многие храмы, оставшиеся смотрятся как бы пришельцами из иного времени. И все же… «Этот собор не может не затронуть душу русского человека. Совершенно особенная атмосфера храма, музея.
От одного осознания что находишься в таком историческом здании захватывает дух…». Так пишет о нем один из множества побывавших здесь. Когда входишь сюда, утихает шум мегаполиса снаружи, смотрят со стен лики святых – и чувствуется, что Святая Русь, которую знали наши предки, все еще с нами. Стоит лишь войти сюда… и в тишине заглянуть в свою душу.
Источник: pravoslavie.wiki