ВОПРОС № 1: Каким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с 01 июля 2017 года необходимо вступление в строительные СРО, в соответствии с 372-ФЗ от 03 июля 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?
ВОПРОС № 2: Какие юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности вступления в строительные СРО с 01 июля 2017 года в соответствии с 372-ФЗ от 03 июля 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»?
ВОПРОС № 3: Какие юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключающие договора строительного подряда с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, освобождаются от Членства в строительном СРО, и каков предельный размер обязательства по заключаемым такими лицами договорам?
Выдержки из статей Градостроительного кодекса РФ:
Пункт 2 Статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (в редакции от 01 июля 2017 г.) «Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства»:
«Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства…. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций».
Пункт 2.1. Этой же статьи 52:
«индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей».
Разъяснения органов Государственной Власти:
МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖКХ РФ:
КОМИТЕТА ПО ТРАНСПОРТУ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Разъяснения АССОЦИАЦИИ:
372-ФЗ определил каким строительным организациям требуется вступление в саморегулируемые организации в области строительства, а какие освобождены от обязанности вступления в «большие сро».
Не требуется вступления в «большое сро», а, соответственно, достаточно вступления в АССОЦИАЦИЮ ММОР «СТРОЙФЕДЕРАЦИЯ» следующим лицам:
- Лицам, заключающие договора подряда с:
- застройщиком
- техническим заказчиком
- лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения
- с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
если стоимость по одному договору с указанными лицами не превышает 3-х миллионов рублей.
- Лицам, заключающим договора подряда с иными лицами, кроме указанных 4-х, вне зависимости от суммы по одному договору;
- Лицам, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договорам субподряда;
- Лицам, осуществляющим текущий ремонт объектов;
- Государственных унитарных предприятий, организации более 50%уставного капитала которых принадлежит государству либо публично-правовым образованиям, самим публично-правовым образованиям в случаях (см. выше разъяснения Комитета Госдумы РФ)
- Лицам, осуществляющим строительство объектов, не являющихся объектами капитального строительства, объектов вспомогательного использования, гаражей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и т.д.
- Лицам, выполняющим монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, но не относящиеся непосредственно к строительству, реконструкции или капитальному ремонту
- Лицам, выполняющим работы с 01.07.2017 г. не являющихся строительными (см. разъяснения в других пунктах)
При этом заметьте, что Комитет по транспорту и строительству Государственной Думы РФ описывает лиц, которым необходимом вступление в «большое сро», а это лица, заключающие договора подряда с Застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, если стоимость по одному договору с указанными лицами более 3-х миллионов рублей, как генеральных подрядчиков.
Это и верно, и не верно!
С одной стороны Лицо, заключающее Договора подряда с Застройщиком; техническим заказчиком; лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения; с региональным оператором — специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, если стоимость по одному договору с указанными лицами более 3-х миллионов рублей может, выполнять указанные работы собственными силами.
В этом случае его нельзя назвать Генподрядчиком.
Как известно, Подрядчик становится Генеральным подрядчиком если передает часть работ в субподряд Субподрядчику.
С другой стороны, на сегодня более 90% Генеральных подрядчиков собственными силами вообще не выполняют каких-либо работ, а являются по сути посредниками между Заказчиком и собственно строителями, которые и выполняют строительные работы.
Конечно, Генеральные подрядчики несут ответственность за выполнение договора подряда в целом, но они за это возмещают свои затраты, что, как правило, является значительной суммой в общей стоимости подрядных работ.
Такова практика является повсеместной.
Не даром же Минстрой РФ пытается ограничить практику привлечения субподрядчиков. Без выполнения работ Генподрядчиком собственными силами. По данному поводу Минстрой России РФ готовит проект Постановления Правительства РФ, по которому Генеральный подрядчик собственными силами будет обязан выполнять не менее 30% строительных работ!
Как отмечает Минстрой РФ, подобных требований стоило ожидать, поскольку власти необднократно высказывали претензии к компаниям, практикующим массовое привлечение субподрядсиков, особенно когда дело касается крупных госстроек. Самые громкие истории – строительство космодрома Восточный, при котором насчитывалось до шести уровней субподряда (что в итоге привело к ликвидации Спецстроя РФ), и «Зенит-Арены» в Санкт-Петербурге.
Но, все эти «благие намерения» Минстроя РФ натолкнулись на то, что у большинства крупных Генподрядчиков на сегодня уже не осталось не собственных людских ресурсов, ни производственной базы, ни техники, дабы выполнять хотя бы часть работ собственными силами!
Отдельно хотелось бы коснуться заключения договора подряда с таким лицом как «лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения»!
Согласно п.1 Статьи 55.25.Градостроительного кодекса РФ «Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения»
«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».
В России на практике сложилась ситуация, когда собственник здания (сооружения) сам лично не занимается его эксплуатацией, так спокойнее для собственности, а передает этот вопрос в руки некой условной «управляющей компании», которая и становится лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения).
Это удобно, поскольку эта «управляющая компания» самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, разбирается с органами контроля, пожарными, различного рода проверяющими и т.д.
Так вот,например, когда подрядчик заключит договор на выполнение строительных работ не с некой «управляющей компанией», а с собственником здания позволит избежать обязательного получения членства «большого сро», что выгодно обеим сторонам.
Источник: sf-sro.ru
Требования к строительным организациям осуществляющим строительство
Вашему вниманию представляем комментарии к изменениям, внесенным в Градостроительный кодекс, которые в значительной степени повлияют на дальнейшую взаимную работу СРО и ее членов.
Просим внимательно изучить.
1. Помимо Повышение квалификации придется проходить аттестацию всех специалистов
2. Генеральным подрядчикам необходимо иметь не менее 6 специалистов по трудовым книжкам. Генеральным проектировщикам не менее 3-х специалистов по трудовым книжкам.
3. Для генеральных подрядчиков при заключении контрактов свыше 10 млн. руб необходимо внести дополнительный взнос в компенсационный фонд. Для генеральных проектировщиков при заключении контракта свыше 5 млн. руб. необходимо внести дополнительный взнос в компенсационный фонд
4. Все СРО в обязательном порядке являются членами национального объединения с момента приобретения своего статуса
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
8. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются:
3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.
Комментарий: Помимо необходимости проведения курсов повышения квалификации, законом установлено требование к проведению аттестации. Это относится ко всем специалистам члена СРО.
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
8.1. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации являются:
1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование и стаж их работы по специальности должен составлять не менее чем пять лет;
2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации подготовки проектной документации, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем десять лет;
3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением их аттестации.
Комментарий:
Для членов осуществляющих функции генерального проектировщика отныне законом определены минимальные требования –
1. 3 специалиста с высшим профильным образованием и стажем не менее 5 лет.
2. У всех должны быть курсы повышения квалификации и проведенная аттестация.
3. Все должны быть оформлены по основному месту работы, т.е. по трудовой книжке
4. Если индивидуальный предприниматель осуществляет данный вид работ самостоятельно, то достаточно его одного, но стаж не менее 10 лет
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
8.2. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства являются:
1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пункте 1 настоящей части лицами с проведением их аттестации.
Комментарий:
Для членов осуществляющих функции генерального подрядчика отныне законом определены минимальные требования –
1. директор или заместитель директора – высшее профильное образование с подтвержденным опытом не менее 7 лет
2. 5 специалистов с высшим профильным образованием и стажем не менее 5 лет.
3. У всех должны быть курсы повышения квалификации и проведенная аттестация.
4. Все должны быть оформлены по основному месту работы, т.е. по трудовой книжке
9. Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок установления саморегулируемыми организациями требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и порядок определения саморегулируемых организаций, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Комментарий: Данные требования установлены Постановлением Правительства РФ
Статья 55.8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
4.1. В случае внесения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти изменений в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанные изменения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня их внесения.
Комментарий: В случае очередного изменения перечня видов работ они вступают в силу не ранее чем через 6 месяцев.
Статья 55.8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
1.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
10.1. Свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Статья 55.16. Компенсационный фонд саморегулируемой организации
6. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, составляет:
1) пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает пять миллионов рублей;
2) семьсот пятьдесят тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, двести пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей;
3) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору не превышает пятьдесят миллионов рублей;
4) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору составляет до трехсот миллионов рублей;
5) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по подготовке проектной документации, стоимость которой по одному договору составляет триста миллионов рублей и более.
7. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:
1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части — строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;
6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Комментарий: Генеральные подрядчики, выполняющие контракты более 10 млн. руб. и генеральные проектировщики выполняющие контракты более 5 млн. руб. обязаны внести в компенсационный фонд дополнительный взнос, исходя из следующего соотношения
Для генерального подрядчика
Сумма контакта (одного или более) | Размер взноса в КФ |
До 10 млн. руб | 300 тыс. руб. |
Свыше 10 до 60 млн. руб | 500 тыс. руб. |
Свыше 60 млн. руб до 500 млн. руб | 1 млн. руб. |
Свыше 500 млн. руб до 3 млрд. руб | 2 млн. руб |
Свыше 3 млрд. руб. до 10 млрд. руб | 3 млн. руб |
Свыше 10 млрд. руб | 10 млн. руб |
Для генеральных проектировщиков
Сумма контакта (одного или более) | Размер взноса в КФ |
До 5 млн. руб | 150 тыс. руб |
Свыше 5 млн. руб. до 25 млн. руб | 250 тыс. руб. |
Свыше 25 млн. руб до 50 млн. руб | 500 тыс. руб |
Свыше 50 млн. руб. до 300 млн. руб | 1 млн. руб |
Свыше 300 млн. руб | 1,5 млн. руб |
Данные расчеты имеют отношение к контрактам по организации строительства и подготовки проектной документации. В случае сокрытия информации об объемах контрактов, член СРО может быть исключен в связи с грубым нарушением законодательства.
Кроме того, так как в законе существует понятие планируемой стоимости организация не вправе заключать соответствующий контракт без соответствующего заявления в свое СРО и самостоятельного внесения дополнительного взноса в компенсационный фонд.
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
2.1. Может быть создано только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида.
Комментарий: Национальное объединение соответствующего профиля может быть создано только одно.
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
5.1. Саморегулируемая организация является членом Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций. В течение тридцати дней со дня внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций она обязана уплатить вступительный взнос в Национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида, а также осуществлять иные отчисления на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Комментарий: все СРО являются членами Национального объединения с момента их регистрации в обязательном порядке.
Источник: npros.ru
С 1 мая 2022 г. не требуется членство в СРО для выполнение договоров строительного подряда до 10 млн рублей
С 1 мая 2022 года не требуется членство в СРО, если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает десяти миллионов рублей.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменивший минимальный размер обязательств по договору строительного подряда для выполнения по такому договору строительных работ без членства в СРО с 3 до 10 миллионов рублей. Указанный закон вступил в силу 01 мая 2022 года.
Принятие указанного закона является мерой поддержки строительной отрасли и направлено на снижение финансовой нагрузки на малый бизнес в современных экономических условиях и введенных санкций.
При этом новый федеральный закон не содержит норм, предусматривающих порядок прекращения членства в строительных СРО, а также возврат средств из компенсационных фондов СРО в связи с изменением требований к обязательному членству.
Внесенные изменения не обязывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прекращать членство в СРО, такие лица вправе сохранить или прекратить членство в СРО по своему усмотрению.
Федеральный закон от 1 мая 2022 г. № 124-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2022 года
Статья 1
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст.
4012; 2008, N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст.
4281; N 30, ст. 4591; N 49, ст. 7015; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3480; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст.
5799; 2015, N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2016, N 27, ст. 4302, 4305, 4306; 2017, N 31, ст.
4740; 2018, N 1, ст. 27; N 32, ст. 5133, 5135; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст. 4442; N 52, ст. 7790; 2020, N 31, ст. 5013, 5023; 2021, N 1, ст. 7, 33; N 24, ст.
4188; N 27, ст. 5103, 5104; N 50, ст. 8415) следующие изменения:
а) часть 9 после слова «необходимых» дополнить словами «застройщику, техническому заказчику»;
б) дополнить частью 9.1 следующего содержания:
«9.1. При выполнении предусмотренных частями 3 — 7 настоящей статьи мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).»;
2) в части 1 статьи 8.3 слова «, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором» исключить;
3) часть 12.2 статьи 48 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется.»;
4) в части 2.1 статьи 52 слово «трех» заменить словом «десяти».
Статья 2
В пункте 5 статьи 38 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2009, N 52, ст. 6455; 2018, N 32, ст. 5114; 2020, N 31, ст. 5013) после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 3
В статье 36.1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2020, N 31, ст. 5013) слова «в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменить словами «в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 4
Внести в статью 25.1 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 24, ст. 4207) следующие изменения:
1) в пункте 1 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», дополнить предложением следующего содержания: «Применение указанных в настоящей статье особенностей к видам деятельности, не связанным с таким увеличением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, не допускается.»;
2) в пункте 3 после слова «законом» дополнить словами «от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ», слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2013, N 14, ст. 1651; 2020, N 31, ст. 5013) следующие изменения:
а) в пункте 2 слово «линейных» и слово «транспортной» исключить, слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры», слова «в соответствии с земельным законодательством» заменить словами «в порядке, предусмотренном земельным законодательством,»;
б) в пункте 4 слово «частей» заменить словом «пунктов»;
в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Положения пункта 2 настоящей статьи не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5.2 и 5.3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.»;
2) в статье 19 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры».
Статья 6
Статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 53, ст. 7596; 2015, N 27, ст. 3967; Российская газета, 2022, 19 апреля) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
«3.1. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».
Статья 7
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2006, N 1, ст. 17; N 52, ст. 5498; 2009, N 52, ст. 6419, 6427; 2011, N 13, ст.
1688; N 30, ст. 4594; 2012, N 27, ст. 3587; N 53, ст. 7614, 7615; 2013, N 52, ст. 6976; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст.
9, 38; N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4376; 2016, N 1, ст. 22; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4306; 2017, N 25, ст. 3593; 2018, N 1, ст. 39; 2019, N 31, ст. 4442; 2020, N 31, ст. 5013; 2021, N 1, ст.
7; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 10 статьи 4 слова «2022 года» заменить словами «2023 года»;
2) в статье 10.15 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подключения (технологического присоединения) указанных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются указанным Федеральным законом» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 8
Статью 36 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2014, N 52, ст. 7558; 2016, N 1, ст. 72; N 27, ст. 4294; 2019, N 31, ст. 4426; 2021, N 15, ст.
2446; N 18, ст. 3064) дополнить частями 7.1 и 7.2 следующего содержания:
«7.1. Договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении указанных в части 7 настоящей статьи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости должен предусматривать срок выполнения таких работ, не превышающий трех рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 7.2 настоящей статьи).
7.2. В случае, если при выполнении кадастровых работ, указанных в части 71 настоящей статьи, в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона требуется проведение обязательного согласования местоположения границ земельного участка, срок, указанный в части 7.1 настоящей статьи, не включает в себя срок, который требуется для проведения такого согласования.».
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4237, 4248, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст.
4766, 4767, 4796, 4829; 2018, N 1, ст. 90; N 10, ст. 1437; N 15, ст. 2031; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3317; N 31, ст.
4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 1, ст. 33, 57; N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064; N 22, ст. 3683; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5054, 5103, 5127; N 50, ст. 8415; 2022, N 1, ст.
5, 15, 18, 45, 47, 62; N 10, ст. 1396; N 12, ст. 1785) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 8 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения.»;
2) пункт 7.3 части 2 статьи 14 после слов «реконструкции зданий, сооружений,» дополнить словами «изменением в результате капитального ремонта сооружений,»;
3) часть 1 статьи 16:
а) дополнить пунктом 8.4 следующего содержания:
«8.4) три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;
б) дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:
«11.1) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;»;
а) пункт 2 части 2 дополнить словами «в связи с установлением ограничений прав на такие объекты недвижимости или обременений на такие объекты недвижимости, а также в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта»;
б) часть 11 после слов «разрешений и проектной документации» дополнить словами «(в том числе в случае изменения характеристик сооружения в результате капитального ремонта)», дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «В отношении сооружения, характеристики которого изменены в связи с осуществлением его капитального ремонта, декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения.»;
в) дополнить частью 18 следующего содержания:
«18. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, сведения о линейном объекте, за исключением сведений о местоположении линейного объекта на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта. При этом допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей).»;
а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если для строительства линейного объекта, в том числе расположенного на нескольких земельных участках, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство, истечение срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком, на котором полностью или частично расположен такой линейный объект, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении такого линейного объекта при условии, что на момент окончания строительства (этапа строительства) такого линейного объекта на данном земельном участке срок действия соответствующего договора не истек.»;
б) часть 10 после слов «на котором расположены такие объекты недвижимости,» дополнить словами «в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута,»;
в) дополнить частью 21 следующего содержания:
«21. В случае осуществления реконструкции объекта капитального строительства, в том числе в случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, государственный кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации (если реконструкция объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами осуществляется на основании разрешения на строительство) либо собственника объекта недвижимости (если для реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство) и на основании документов, указанных в части 10 настоящей статьи.»;
6) часть 2.2 статьи 48 после слова «документы» дополнить словами «, иные документы и сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (при наличии таких документов и сведений),», дополнить предложением следующего содержания: «При этом проверка на предмет достоверности указанных документов и сведений органом регистрации прав не осуществляется.»;
7) в части 3 статьи 66 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;
8) в части 4 статьи 67 после слов «помещений в них),» дополнить словами «их капитальном ремонте,», слово «дома» заменить словом «дома,», дополнить словами «, либо документов, подготовленных в связи с капитальным ремонтом сооружения»;
9) статью 70 дополнить частями 34 и 35 следующего содержания:
«34. В случае, если в отношении линейного объекта осуществлена реконструкция, предусматривающая изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон линейного объекта, орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, на котором были расположены такие участок (участки) или часть (части) линейного объекта, а также осуществляет государственную регистрацию прекращения прав при условии, что право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению собственника указанного земельного участка (в случае, если для размещения реконструированных участка (участков) или части (частей) линейного объекта был образован самостоятельный земельный участок).
35. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в случае изменения характеристик сооружения в результате его капитального ремонта осуществляются по установленным настоящим Федеральным законом правилам осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае реконструкции зданий, сооружений, при которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство.».
Статья 10
Часть 10 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932; 2021, N 24, ст. 4209; 2022, N 1, ст. 16) после слов «капитального строительства» дополнить словами «, для которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к уровням шума,».
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5013; 2022, N 1, ст. 16) следующие изменения:
1) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
2) в статье 1 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Приоритетные проекты по модернизации и расширению инфраструктуры»;
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Для целей настоящего Федерального закона под приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры понимаются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации (далее — объекты инфраструктуры), а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры.»;
в) часть 2 дополнить пунктами 5.1 — 5.3 следующего содержания:
«5.1) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
5.2) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
5.3) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов;»;
г) часть 3 после слов «необходимых для» дополнить словами «модернизации, расширения и»;
а) в наименовании слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
б) дополнить частью 14 следующего содержания:
«14. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством.»;
5) в наименовании статьи 4 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
6) в наименовании статьи 5 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
7) в наименовании статьи 6 слова «модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» заменить словами «реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры»;
8) статью 13 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Положения настоящего Федерального закона не применяются в целях строительства объектов инфраструктуры, предусмотренных пунктами 5.2 и 5.3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, землях особо охраняемых природных территорий.».
Статья 12
1. Установить, что в 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности выдачи федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, при которых выдача таких заключений, разрешений не требуется;
2) случаи, при которых при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства (за исключением случаев, при которых строительство, реконструкция объекта капитального строительства оказывают негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания), территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. В 2022 году при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог согласование владельцем автомобильной дороги, предусмотренное частью 8 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется в срок до семи рабочих дней. В случае, если по истечении указанного срока владелец автомобильной дороги не представил лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, уведомление о согласии на строительство, реконструкцию или уведомление об отказе в согласовании строительства, реконструкции, такие строительство, реконструкция считаются согласованными владельцем автомобильной дороги.
3. В 2022 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, устанавливающие особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, которые предусматривают в том числе:
1) определение видов работ, указанных в абзаце первом настоящей части, исходя из воздействия таких работ на земли или водные объекты, их части, которое может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия;
2) определение случаев отсутствия необходимости проведения до начала осуществления работ, указанных в абзаце первом настоящей части, историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на земельных участках, в том числе на лесных участках либо водных объектах или их частях, объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.
Статья 13
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник: zakupki-portal.ru