К торжеству готовились целый месяц: весь апрель копали рвы, набивая их деревом и камнем, созидая подошву храма. Работа шла быстро. Пока одни копали и клали фундаменты, другие мастера разбирали притворы и алтарь старой деревянной церкви.
30 апреля (13 мая), 1472 год. В Московском Кремле митрополитом Филиппом I заложен новый Успенский собор .
30 апреля по благословению митрополита Московского Филиппа в Кремле было торжественно заложено основание каменного Собора в честь Успения Божией Матери, главного храма Московской Руси на все последующие века.
Как шла подготовка
К торжеству готовились целый месяц: весь апрель копали рвы, набивая их деревом и камнем, созидая подошву храма. Работа шла быстро. Пока одни копали и клали фундаменты, другие мастера разбирали притворы и алтарь старой деревянной церкви. В назначенный день состоялась торжественная закладка алтаря и углов нового Собора.
Облаченный в праздничные ризы, с крестом в руке Предстоятель Церкви, во главе всего собора иерархов, с иконами и хоругвями под колокольный благовест всех московских храмов пришел, чтобы своими руками означить алтарь. Народ заполнил весь Кремль, государь Иван Васильевич явился с сыном Иваном, матерью, братьями и первыми боярами. Служили молебен, воскрилья сияющих риз колыхались под дуновением весеннего ветра, к самому Небу неслось многоголосие: «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати Тебе Небеснаго Бога Отца…». Людское море шумело, мальчишки оседлали деревья и окрестные ограды, чтобы видеть, как маленькая золотая фигурка митрополита склонилась и выпрямилась, когда он закладывал основание будущего храма. Будущее сокрыто от нас: митрополиту Филиппу не придется увидеть завершение строительства, а гробницу его потеряют потомки, но для многих тысяч его современников, память о нем будет связана с этим днем и его детищем, Успенским Собором.
Успенский собор — города Владимира, кто строил, кто расписал, чьи мощи хранятся.
Византийские веяния, русские «корни», итальянское мастерство
При Иване III Москва, в ту пору уже переросшая значение центра удельного княжества, понемногу обретала облик Великокняжеской столицы, меняя «ветхие ризы» на величественное убранство белокаменных храмин. В год 1472 она готовилась встречать новую княгиню — овдовевший князь остановил свой выбор на греческой принцессе Зое (Софье) Палеолог. Племянница последнего византийского императора — Константина принесла в Москву традиции империи, стараясь привить своему супругу сознание не просто первенства среди знатных своей земли, но Божественного избрания. «Базилеями» на московском престоле желала видеть она и мужа и своих наследников. Великая Княгиня позаботилась и об обустройстве Москвы по образцу столиц крупнейших христианских империй — Рима и Константинополя. — Начатое за полгода до приезда невесты Великого князя в первопрестольную, строительство Успенского Собора было первым знаком изменения архитектуры и духа Москвы.
Ложь о Строительстве Исаакиевского Собора
Примечательно, что образцом для первого храма Великого Княжества послужил не византийский, греческий или итальянский собор, а собственный, русский, Владимирский, построенный князем Андреем Боголюбским в честь любимейшего, самого почитаемого на Руси образа Божией Матери. Это имело огромное значение: после падения Константинополя, Русь, освободившаяся от татарского ига, ощутившая свое величие, становилась самым мощным православным государством, к которому было обращено внимание всего православного мира. По наказу митрополита мастера, которым поручено было возведение храма в Московском Кремле, побывали во Владимире и измерили храм Пречистой Богородицы Владимирской, «превеликий зело и чудный делом», «в меру и лепоту» которого митрополит мечтал Успенский Собор.
Руководить возведением храма было поручено Василию Дмитриевичу Ермолину (Дмитриеву) и Ивану Владимировичу Ховрину-Голове. Но вскоре они поссорились, и Ермолин вынужден был отказаться от выгодного и почетного заказа. По известию Никоновской летописи, перед своей смертью в 1473 году митрополит Филипп поручил возглавить строительные работы И.В. Ховрину-Голове и его отцу В.Г.
Ховрину: «Посем же начят о том же деле церковном приказывати Володимеру Григорьевичю и сыну его Ивану Голове». Иван Голова приходился крестником самому Великому Князю Ивану III. Однако их обоих постигла неудача: недостроенный храм рухнул. Ховриным явно недоставало опыта и знаний для воплощения столь масштабного проекта, и тогда, разочаровавшись в русских мастерах, Иван III нанял итальянца Аристотеля Фиораванти.
Обретение мощей святителей московских
И, все же, и закладка храма и начало строительства были временем особенно радостным для москвичей: при разборе старой церкви, Москва обретала мощи своих великих святителей. Их перенесение привлекло не меньше народа, чем событие 30 апреля. Звонили колокола, вся соборная площадь была объединена общим чувством благоговения. Передавали, что когда с гроба преосвященного митрополита Ионы сняли каменную доску, по всему храму изошло благоухание, мощи же его все были целы и нерушими, суставы не рассыпались, а ризы и омофорий не истлели ни у него, ни у прочих святителей. Священники и миряне, бояре и простолюдины благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за дарованную народу милость.
Когда же строители, разбирая церковь, дошли до мощей святителя Петра, первого митрополита Московского, митрополит Филипп, посовещавшись с Великим Князем, собрал для перенесения мощей собор епископов. Накануне совершалось вечернее пение у гроба, а во время перенесения мощей, по сохранившемуся преданию, священники видели высоко в небе над гробом Петра парящего белого голубя, который тотчас стал невидим, когда раку святого закрыли крышкою. Решено было установить ежегодный праздник перенесения мощей митрополита Петра. Набиравшая силу Москва возвышала главы церквей и славила своих небесных предстателей…
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Источник: www.pravmir.ru
Успенский собор
С трогий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля — древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы — главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви — митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Источник: www.culture.ru